Начальный курс математики
Начальный
курс математики
Начальный курс
математики – курс интегрированный, в нем объединены арифметический,
алгебраический и геометрический материалы. При проведении занятий по
формированию элементарных математических представлений у дошкольников речь идет
не об освоении школьной программы, а о закладке фундамента, который обеспечит
дальнейшую учебную деятельность. Необходимо направлять знакомство дошкольника с
элементарной математикой в русло общего развития ребенка.
Важность
обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин:
началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой
ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения
более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше
научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная
цель вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем,
что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они
сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Основное усилие
и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у
дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к
преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений
и достижению поставленных целей.
Центральное
место отводится обогащению сенсорного опыта у детей путем ознакомления с
величиной, формой, пространством и обучение строится по принципу постепенного
движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому,
от эмпирического к научному.
Умение
правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах
протяженности предметов – необходимое условие и фундамент математического
развития дошкольника. От практического сравнения величин предметов ребенок
пойдет дальше, к познанию количественных соотношений больше – меньше, равенство
– неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимание
отношений "длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, больше –
меньше" позволяют наглядно показать детям скрытые математические
зависимости, углублять познания о числе.
Форма, как и
величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила
обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры – это
эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
Не менее
существенна и пространственная ориентировка детей, т.к. в это понятие входит оценка
величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно
субъекта. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему
отсчета, т.е. по сторонам собственного тела: вверху – где голова, внизу – где
ноги. Позднее происходит переход ребенка от "непосредственной"
ориентировки в пространстве, осуществляемой на уровне восприятия, к
опосредованной, опирающейся на пространственные представления.
Наиболее сложно
для детей понятие времени. Усвоение временных понятий происходит через собственную
деятельность дошкольников, деятельность взрослых в различные части суток, через
оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные
яления).
Представления о
количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных
отношений: равенство – неравенство предметов по величине, равенство –
неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает
понимать математические отношения "больше", "меньше",
"поровну". Только после этого начинается обучение его счету, дается
представление о числах в пределах десяти, об отношениях между последовательными
числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших
чисел.
На успешность
обучения дошкольников влияет не только содержание предлагаемого материала, но и
также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и
познавательную активность. Необходимо использовать такие методы, когда знания
не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного
анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений.
Перспективным и важным является проблемно-поисковый метод обучения. Организация
занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя
превратился в активного участника. Доброжелательная оценка педагога, тактичный
анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность
позволяют детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое
мнение.
Форма занятия
должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Необходим
отход от застывших школьно-урочных форм обучения и поиск разнообразных
вариантов проведения занятия. Количество занятий, которое отводится на изучение
каждой новой темы, определяется ее содержанием и степенью трудности для детей.
При появлении у детей первых признаков утомления проводится физкультминутка.
Большое
оживление в работу вносят занимательные задачи, "замысловатые вопросы,
головоломки, загадки, стихи, считалки, веселые картинки математической
направленности.
В конце занятия
необходимо периодически побуждать детей давать отчет в том, что узнали, чему
научились, что удалось, кому и над чем надо поработать. Это способствует
развитию у детей самоконтроля, умения правильно оценивать свои знания и
действия.
Программа
описываемого курса рассчитана на детей 5-6,5 лет и может быть реализована при
проведении занятий 2 раза в неделю, в течение года 72 занятия.
Продолжительность одного занятия – 30 минут.
Учебно-тематическое
планирование.
№ п/п
Похожие работы на - Начальный курс математики
|