Классификации психодиагностических методов
Классификации
психодиагностических методов
Психодиагностические
методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее
распространенные классификации методов психодиагностики.
1.
Классификации методов по Й.Шванцаре
Й.Шванцара
объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
по
используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты
"бумаги и карандаша" и т.д.);
по количеству
получаемых показателей (простые и комплексные);
тесты с
"правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
по психической
активности испытуемых:
интроспективные
(сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
экстроспективные
(наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
проективные
(см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности
(внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные,
многозначные стимулы;
исполнительные.
Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное,
моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются
показателем интеллектуальных и личностных черт.
2.
Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову
Авторы этих
классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
по качеству:
стандартизованные, нестандартизованные;
по назначению:
общедиагностические
(тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего
интеллекта);
тесты
профессиональной пригодности;
тесты
специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
тесты
достижений;
по материалу,
которым оперирует испытуемый:
бланковые;
предметные
(кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);
аппаратурные
(устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
по количеству
обследуемых: индивидуальные и групповые;
по форме
ответа: устные и письменные;
по ведущей
ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах
мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует
как успешность, так и способ решения задачи;
по степени
однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных
задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных
личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи
разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
По
комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
по характеру
ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными
ответами;
по области
охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
по характеру
умственных действий: вербальные, невербальные.
3.
Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Авторы
объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:
по
характеристике того методического принципа, который положен в основу данного
приема:
объективные
тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение
задания);
стандартизованные
самоотчеты:
тесты-опросники,
открытые опросники (см. Тема 4);
шкальные
техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация (см.
Тема 4);
индивидуально-ориентированные
техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток (см. Тема 4);
проективные
техники (см. Тема 5);
диалогические
техники (беседы, интервью, диагностические игры);
по мере
вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его
влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые
характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру
проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью
вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта,
профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик,
самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой
располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных
до полюса диалогических.
ОБЪЕКТИВНЫЕ
Похожие работы на - Классификации психодиагностических методов
|