Социальное самочувствие современного российского студенчества: анализ проблем и настроений
Социальное
самочувствие современного российского студенчества: анализ проблем и настроений
Аймалетдинов
Тимур Алиевич
Московский
государственный социальный университет.
Не так давно
студенчество России вступило в XXI век, который предстает перед нами в
координатах модернизации, глобализации и доминирования информационных
технологий - век «глобальных инноваций» во всех сферах общественной жизни: в
образовании, культуре, экономике, политике.
Вековая история
развития мировой цивилизации показала, что наиболее приоритетной ценностью,
обеспечивающей социальный прогресс общества, является система образования как
один из важнейших социальных институтов, формирующих общественное сознание и
интеллектуальный потенциал нации. Особая роль при этом принадлежит высшему
образованию, которое обеспечивает подготовку специалистов-профессионалов,
представляющих «интеллектуальный портрет» той или иной страны.
В настоящее
время Россия остро нуждается в высококвалифицированных специалистах нового
типа, соответствующего условиям современного развивающегося мира, обладающих
высоким профессионализмом, повышать который, в первую очередь, должны
университеты и другие высшие школы.
Сегодня остро
стоит вопрос - каким должен быть университет в XXI веке? Прежде всего, вуз
должен выполнять функцию формирования гармонично развитой, социально активной,
творческой, целеустремленной и ответственной личности, способной уметь
реализовывать личностную и гражданскую позиции, осознанно выбирать профессию и
идентифицировать себя в социальном пространстве.
Основные цели и
задачи российского высшего образования в XXI веке видятся в обеспечении
исторической преемственности поколений, сохранении и развитии национальной
культуры, культуры межэтнических отношений. Необходимо также обеспечить условия
для успешного воспитания патриотов, граждан, обладающих высокой
нравственностью, уважающих права и свободы людей. И, наконец, особо важной
задачей становится формирование у студентов целостного миропонимания и
современного научного мировоззрения.
В эпоху
глобализации наиболее влиятельными факторами социальной динамики становятся
информация, наука и образование. Таким образом, конкурентоспособным будет
человек, освоивший основы наук, владеющий новейшими способами восприятия и
передачи информации, образованный и практически подготовленный, прежде всего в
профессиональном, языковом и мировоззренческом контекстах. В условиях быстро
меняющегося мира необходимо развивать у студентов способность к
самостоятельному получению новых знаний, умение пользоваться новыми средствами
получения и обработки информации, позволяющих постоянно повышать уровень своего
образования и интеллектуального потенциала.
Повсеместно XXI
век признается веком информационных технологий, широкое распространение которых
поставило новые проблемы и открыло новые перспективы перед системой образования
в целом и перед высшим образованием в частности.
В XXI веке
особо остро стоит проблема бережного отношения к ценнейшему ресурсу нации - ее
молодому поколению, так как оно в виде массы безработной и не имеющей
квалификации молодежи может превратиться в реальную угрозу социальной
целостности, гармонии и стабильности развития российского общества.
Студенческая
молодёжь - это не только самая активная и динамичная часть любого общества,
объективно она является его будущим, так как именно ей вскоре предстоит
решающим образом определить судьбу страны.
Нынешняя
молодежь, студенчество живет уже в другом мире, не в том, что жила молодежь
предыдущих десятилетий. Она развивалась в эпоху государственных перемен и
кризисных условий и смотрит на мир уже другими глазами. И в силу того, что эта
социальная группа наиболее легко восприимчива к новомодным изменениям и
тенденциям, зачастую носящим отрицательный характер, особую роль приобретает
эффективная молодежная политика, направленная на формирование образованной,
культурной и нравственной личности.
Несмотря на
сложную ситуацию в образовании, которая сложилась в последние десятилетия,
явившись следствием кризисного состояния нашей страны, российские студенты
продолжают быть первыми и в науке, и в спорте, и в творчестве. Однако есть и
оборотная сторона медали, а именно рост асоциальных явлений в студенческой
среде, таких как наркомания, курение, чрезмерное употребление алкоголя,
заболеваемость СПИДом. Последние социологические исследования свидетельствуют о
массовом характере распространения данных явлений среди молодежи, в том числе
студентов.
Говоря о
социальном самочувствии современных студентов нельзя не привести следующие
цифры. По данным социологического исследования, проведенного Госкомстатом[1],
более 21% студентов недовольны тем, как складывается их профессиональная жизнь,
а также смутно представляют перспективы дальнейшей работы по специальности.
Получение профессионального образования, к сожалению, не гарантирует сегодня
успешного трудоустройства. По данным исследования, около 10% людей, имеющих
профессию – являются безработными, а работает по специальности всего около 68%
- 70%.
Таким образом,
сегодня перед российским государством стоит множество задач, которые необходимо
выполнить для решения вышеуказанных проблем, по сути своей вступающих в явное
противоречие с видимыми в XXI веке тенденциями развития образования
(глобализация, виртуализация, демократизация).
В качестве
приоритетных направлений развития государственной политики в этой сфере, прежде
всего, следует выделить: обеспечение гарантий трудоустройства студентов;
поддержку перспективных и талантливых студентов, аспирантов, нацеленных на
творческую учебу и научную работу; налаживание эффективной системы оказания
материально-финансовой помощи молодым семьям; формирование комплексной системы
социальной поддержки малообеспеченных категорий студентов; повышение размеров
стипендий и расширение системы льгот для студентов; создание необходимых
условий для эффективного медицинского обслуживания, оздоровления и отдыха
студентов.
Подводя итоги,
следует сказать, что поднятые в докладе проблемы требуют более подробного
научного анализа и изучения. Решение этих проблем поможет России в ближайшее
время выйти из кризиса и занять достойное место в современном глобализующемся
мире, создав необходимые предпосылки для быстрого и качественного социального развития
нашей страны.
Решение
проблем, связанных с обеспечением студентов качественными условиями обучения,
их высококвалифицированной, профессиональной подготовкой должно стать сегодня
одним из приоритетных направлений политики российского государства.
Список
литературы
[1] Шашков В.А. Занятность населения и
проблемы ее регулирования в современном обществе // Обучение в России. – М.,
2002. - № 2. – с. 7-8