Уровень притязаний
Уровень
притязаний
Введение
Различные
действия в деятельности связаны между собой не только как средство и цель, как
причина и следствие зависимостями самих действий и их объективных результатов,
но и тем субъективным, эмоциональным влиянием, которое в процессе деятельности
результат одного действия оказывает на последующее действие. Успешный или
неуспешный ход деятельности всегда так или иначе изменяет психологические
условия ее протекания. Влияние как успеха, так и неуспеха может быть при этом
различным, в зависимости от ряда конкретных условий, в частности от соотношения
между силой и способностями данного субъекта и трудностью задач, стоящих перед
ним.
Успех вообще
окрыляет, особенно давшийся с известным трудом и воспринимаемый как заслуженный
результат приложенных усилий; но слишком легко давшийся успех может разоружить,
размагнитить, вызвать самоуспокоение и склонность положиться впредь на
случайную удачу. Неуспех вообще затрудняет дальнейшую работу, делает ее
психологически субъективно более трудной, чем она объективно есть. Но если
неуверенного, слабого человека, который не рассчитывает совладать с
трудностями, неуспех может обескуражить, деморализовать, легко представляясь
как фатальный результат его собственной неспособности, то у более сильного
человека, который чувствует в себе резерв еще не использованных сил и
возможностей, неуспех может стимулировать желание во что бы то ни стало
добиться успеха; в особенности если человек сознает, что постигшая его неудача
явилась результатом недостаточно напряженной работы с его стороны.
С этим влиянием
успеха и неуспеха на деятельность связано влияние посильно и непосильно (сверх)
трудных задач. Трудные, но посильные задачи и соответствующие требования
стимулируют, выявляя, по мере того как человек с ними справляется, повышающийся
уровень доступных ему достижений, и повышают тем самым и уровень его
притязаний, готовность и охоту браться за дальнейшие, все более трудные задачи.
Постановка сверхтрудных задач, вызывающая неудачные попытки их разрешить, и
сознание их заведомой непосильности парализуют веру в свои силы и могут
породить состояние, при котором все задачи становятся психологически более
трудными; в результате задачи, которые посильны для данного субъекта, могут
стать непосильными для него.
1.
Исследование уровня притязаний
Для
исследования уровня притязаний у учащихся была использована методика “лабиринты
Х.Хекхаузена” (Приложение таб. 6). Учащимся было предложено 14 лабиринтов,
которые они проходили за определенное время и опираясь на полученные данные,
делали прогнозы времени прохождения следующих лабиринтов.
Полученные
выборки обрабатывались следующим методом:
Автор методики
диагностики уровня притязаний Х.Хекхаузен утверждал, что обработке подвергаются
только 10 лабиринтов с 5 по 14, так как первые 4 тренировочные. Также он
утверждал, что исследование можно сократить, так как по мере выполнения заданий
возможны неадекватные результаты в связи с действием процесса научения. Поэтому
для диагностики уровня притязаний по методике “лабиринты Х.Хекхаузена” мною
было выбрано 9 лабиринтов с 5 по 13.
В каждом из 9
лабиринтов находилась разница между прогнозируемым и реальным временем
выполнения задания.
На основании
полученных данных среди полученных разниц находилось выборочное среднее
(целевое отклонение). При значении целевого отклонения от – 5 до 5 уровень
притязаний является адекватным, при значении от 5 до 9 уровень притязаний
является заниженным, при значении 9 и более - чрезмерно заниженным и,
соответственно, при значении от – 5 до – 9 - завышенным, и при значении – 9 и
более - чрезмерно завышенным.
После
интерпретации данных было получено значение уровня притязаний для каждого из
учащихся (Приложение таб.7). На основании этих значений можно выделить в классе
три группы различных по уровню притязаний:
№
Похожие работы на - Уровень притязаний
|