Психология народов Вундта
Психология народов сложилась в 19 веке в Германии. У
ее истоков стояли идеи Гегеля и психология Гербарта. Основателями психологии
народов считаются Морис Лацарус и Генрих Штейнталь. Центральная мысль их
психологии народов заключалась в том, что существует «сверхиндивидуальная
душа», обладающая «сверхиндивидуальной целостностью» – народ (нация).
В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие
во взглядах Вильгельма Вундта (1832-1920 гг.). Вундт противопоставил
индивидуальной психологии психологию народов (вслед за Лацарусом и Штейнталем).
Физиологическая психология = индивидуальная, это экспериментальная дисциплина.
Для исследования речи и мышления эксперимент непригоден. С этого «пункта»
начинается психология народов. Мышление и речь и другие психологические явления
невозможно понять вне психологии народов.
Она должна схватывать общее в психологии
больших масс. По В. Вундту объект психологии народов – то, что он называет «душой
народа», по аналогии с душой отдельного индивидуума. Если смотреть на объект
исследования психологии как на совокупность всех внутренних переживаний
индивидуума, то, что принято называть «душой», то объект психологии народов –
общие образования представлений, чувствования и стремления. Душа народа по
Вундту не сводится к совокупности действий отдельных индивидуумов: совместная
жизнь многих индивидуумов порождает новые, специфические законы, которые, хотя
и не противоречат законам индивидуального сознания, но и не сводятся к
последним.
Основные области психологии народов – это язык, мифы и
обычаи. Язык, миф, обычай – это не фрагменты народного духа, но самый этот дух
народа в его относительно еще не затронутом индивидуальном виде, который
обуславливает все остальные процессы.
Язык содержит общую форму живущих в духе народа
представлений и законы их связи; мифы – содержание этих представлений; обычаи –
возникшее из этих представлений общее направление воли. Под словом «миф»
понимается все первобытное миросозерцание, под словом «обычай» - все зачатки
правового порядка. Психология народов исследует эти три области и, что не менее
важно, их взаимодействие: язык – это форма мифа; обычай выражает миф и
развивает его.
Таким образом, методы психологии народов по В. Вундту
– это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта).
Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она
не претендует на открытие законов. Психология, любая, в том числе и психология
народов, – это не наука о законах, во всяком случае, не только о них. В ее
фокусе – проблема развития (важная для Вундта категория), в случае психологии
народов – развития «души народа».