Наука и образование в обществе интеллектуальной культуры
Наука и образование в обществе
интеллектуальной культуры
В.А.Лавриненко
Культура - уровень развития общества, творческих сил и
способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и
деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных
ценностях. Каждая общественная формация характеризуется определенным типом
культуры. Обществу 21 в. будет свойственна интеллектуальная культура, которая
будет характеризоваться интеграцией различных наук, всеобщей информатизацией и
гуманитарным контролем. Культура - это то, что создается заново каждый день.
Цель культуры - сознательное применение уже усвоенных истин. Корни культуры
питает наука, целью которой является поиск истины.
В 20 в. наука вытеснила миф и стала главным средством
объяснения мира. Наука превратилась в непосредственную производительную силу.
Человек создал по сути параллельный мир ("вторую природу"). 90 % всех
предметов, созданных человеком, придуманы в 20 в.
Принципы сочетания исследования, обучения и культуры
разработаны в древние века в таких учебных заведениях как Академия Платона,
Ликей Аристотеля, Музей Птолемея, Пифагорейский союз.
Современная модель образования была создана в 60-х
гг., когда произошло слияние либеральной (схема:
деятельность-сознание-личность) и утилитарной (знания-умения-навыки) концепций
образования в единую интегрирующую теорию и разработаны критерии образования:
1) передача знаний определенной ценности; 2) осмысление и осознание метода
обучения и восприятия нового знания (в отличии от внушения); 3) понимание связи
своих действий со всем остальным, понимание их места в целостной модели жизни.
Необходимо отметить, что формирование современной
модели образования совпало со вступлением общества в фазу массового
потребления, когда высокие темпы развития экономики стали опережать ответные
действия людей по разумному природопользованию, организации гармоничного
взаимодействия природы и человека. В обществе заговорили об экологическом
кризисе.
Опровергая миф о неизбежном и позитивном характере
прогресса, ученые утверждают, что вопрос о будущем человечества является
открытым, а история цивилизации зависит от самого человека [1-7].
Современный этап развития цивилизации характеризуется
тем, что на смену обществу массового потребления пришло информационное
общество, которое имеет следующие черты:
- возрастает динамизм жизни: происходит, как говорят,
"сжатие времени и пространства" - уменьшение "дистанции"
между появлением новой информации и освоением ее человеком;
- системы преобразования информации становятся
важнейшим структурообразующим фактором жизни общества, охватывая экономику,
искусство, науку, управление, международные отношения, образование, культуру;
- снижается потребность (на единицу продукции) в сырье
и энергии за счет увеличения скорости и объемов информационных потоков;
- первичный фактор производства - знания, а не
капитал;
- ключевые технологии - организационные,
деятельностные, информационные, а не машинные;
- человек активно преобразует информацию (творит), а
не пассивно воспринимает;
- эффективный труд за счет использования безлюдных
технологий освобождает время для повышения культуры, самообразования, досуга;
- система образования занимает более важное место в
жизни общества, чем политика; высшим образованием охватывается большая часть
общества; в системы образования и здравоохранения вкладываются все большие
финансовые средства;
- изменяется определение категории "знание"
- происходит переход от обладания знаниями к управлению знаниями;
- ключевой результат образования - методы мышления и
способы деятельности, а не знания;
- власть интеллекта пронизывает другие ветви власти
(законодательную, исполнительную, судебную, информационную).
Новые информационные технологии изменили существующий
образ жизни и привели к перестройке всей социальной структуры общества, которая
сопровождается острыми конфликтами.
В настоящее время в США к информационной сфере имеют
отношение почти 50 % всех работающих, а в начале 20 в. в ней было занято всего
5 %. Ожидается, что через 50 лет в промышленности будет занято около 5 %
рабочей силы вместо 25 % [8]. В Японии план создания к 2000 г.
"информационного" общества объявлен "национальной целью".
Одним из средств достижения этой цели является разработка искусственного
интеллекта - основы информационных технологий.
Усиливается неблагоприятная тенденция - разрыв между
автоматизацией производства и автоматизацией управления этим производством.
Причина в том, что капиталовложения в оснащенность рабочего различными орудиями
превосходит в несколько раз капиталовложения в инструментальную оснащенность
конторского служащего. В результате, за период, когда производительность труда
высококвалифицированных рабочих возросла почти в два раза, производительность в
сфере управления осталась неизменной.
Преодолеть этот кризис могут помочь новые
информационные технологии. Однако несистемное использование компьютерной
техники приводит к дополнительному и очень большому расходу бумаги, притом
высокого качества. Сократить объем бумажных носителей позволяют компьютерные
сети.
Особенность настоящего момента в том, что компьютер
является инструментом, необходимым каждому, а это означает, что он должен быть
приспособлен к взаимодействию с обычным человеком, по сути дилетантом в
вычислительной технике.
Программа по созданию в Японии компьютеров пятого
поколения, опубликованная в 1979 г., была воспринята в США и западноевропейских
странах как вызов. В ответ в странах Западной Европы был организован
межгосударственный проект по развитию интеллектуальных систем (ЭСПРИТ), а в США
в 1983 г. была объявлена стратегическая компьютерная инициатива (СКИ). СКИ
имеет целью использовать достижения в области микроэлектроники, информатики,
искусственноного интеллекта для модернизации вооруженных сил США. Основные
направления исследований СКИ - это экспертные системы, системы распознавания
образов, речеобразования и понимания речи, естественно-языковые подсистемы,
аппаратное и программное обеспечение, микроэлектроника, новая архитектура
компьютеров, ориентированных в основном на символьную обработку информации.
Успешная реализация интеллектуальных систем
обеспечивается развитием ряда научных направлений, таких как теория
представления и обработки знаний в компьютерах, компьютерная логика и
компьютерная лингвистика.
В настоящее время наука и техника развиваются так
быстро, что объем мировых знаний удваивается каждые 5-7 лет. Это означает, что
за период обучения студента достижения науки и техники устареют. За время жизни
человека происходит смена нескольких поколений техники, что заставляет его
постоянно самосовершенствоваться и самообучаться.
Установлено, что если специалист широкого профиля
будет работать 24 часа в сутки, воспринимая информацию только на родном языке и
только по своему профилю, он сможет овладеть лишь 4 % существующей специальной
информацией. Чтобы не отстать от развития науки, специалист узкого профиля
должен читать в сутки около 150 страниц научных трудов.
Естественно, что система образования должна адекватно
реагировать на качественные изменения в обществе. В связи с чем можно говорить
о социальном заказе на философию образования 21 в.[9-10].
Картезианская парадигма образования уступает место
новой. Современный мир требует применения таких методов познания, которые
учитывают не только технико-экономические и политико-правовые аспекты, но и
множество других обстоятельств, в том числе этических и эстетических. В
применении к инженерному образованию накоплен богатый опыт количественного описания
физических объектов при помощи математических уравнений. Необходимо обратить
внимание на качественный вид описания объектов, для чего требуется развивать в
человеке воображение при помощи эстетического воспитания [11].
Наступает время для изменения традиционных способов
организации научных исследований и работ по проектированию. Исследовательским
коллективам не надо будет принимать участие в разработке вместе с
конструкторскими бюро конкретных прикладных систем. Их главной задачей
становится увеличение базы знаний. А уж конструкторы и проектанты смогут
рассчитать и построить все, что им потребуется. Происходит дальнейшее
разделение труда и одновременно интеграция специалистов, решающих совместно
какую-либо проблему. С появлением компьютерных сетей вместо разобщенно
работающих исполнителей возникает то, что иногда называют "распределенным
искусственным интеллектом". В рамках такой организации специалисты,
находящиеся на своих рабочих местах, работают в общем информационном поле,
взаимодействуя между собой посредством компьютеров [12].
В настоящее время развитыми являются общества, в
которых человек активно познает и преобразует действительность. Основным видом
познания является научное исследование (экспериментальное и теоретическое).
Познание - это взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является
информация.
Проблемы человека и его взаимодействия с окружающей
средой занимают главное место в системе научного образования. Критерием
оптимального взаимодействия человека и окружающей среды является адекватное
отражение действительности. Главная цель образования - формирование у человека
адекватного мировоззрения [13].
Основная задача - утвердить в обществе приоритет
экологических проблем. Общество должно быть ориентировано на создание условий для
здоровой и гармоничной жизни. Обществу необходимы люди, грамотные в области
науки, технологии, экологии и общественных явлений одновременно.
Представляется, что подобная квалификация позволит им принимать разумные и
нравственные решения в технологически развитом обществе и обеспечить устойчивое
развитие цивилизации [14].
Вся работа ученых должна быть направлена на главное -
на восстановление индивидуального мышления человека, находящегося под прессом
средств массовой информации и коммуникации.
Для достижения этой цели предлагается строить работу
творческих коллективов студентов и преподавателей, опираясь на следующие
принципы [15]:
- демократизм - возможность для всех желающих развить
свои творческие способности;
- гуманизм - способность рассматривать всё через
интересы человека;
- элитарность - возможность отбора людей по
интеллектуально-нравственным критериям, а не классово-сословным;
- фундаментальность - способность находить, понимать,
осваивать, производить и распространять в течение всей жизни новые блоки
информации, адекватно отражающие действительность;
- многоуровневость - способность к постоянному
самосовершенствованию, когда человек восходит к вершинам творчества шаг за
шагом, задерживаясь или останавливаясь на уровне, соответствующем его возможностям;
- индивидуализация и взаимное обучение - условие
развития наиболее сильных сторон таланта в процессе работы творческого
коллектива;
- изучение проблем и ценностей - условие интеграции
гуманитарной, социальной, естественно-научной и технической подготовки
специалиста;
- взаимодействие с позиций различных наук и культур -
условие для прогнозирования событий и принятия разумных и нравственных решений;
- сочетание либерального и утилитарного подходов к
образованию - необходимое условие саморазвития системы научного творчества
студентов и учащейся молодежи;
- множественность критериев и решений задач -
необходимые условия для формирования мировоззрения, адекватно отражающего
действительность;
- проектирование и управление - условия опережающего
развития качества человека и технологий;
- превращение новых технологий в дружественные для
человека и окружающей среды системы.
Ведущим принципом и главной проблемой развития
современной цивилизации становится опережающее развитие качества человека. Человеку
сейчас, быть может, как никогда в прошлом, необходимо целостное мировоззрение,
опирающееся на современную науку.
Если мы хотим, чтобы Россия прорвалась в группу
технологически развитых стран, необходимо в системе образования создать условия
для воспитания в человеке способности производить, распространять и применять
нововведения (инновации). Развитие инновационной способности нации -
фундаментальный путь реформирования системы образования.
Философией образования становится учеба через
исследования и проектирование.
Существующая система образования нуждается в
реформировании с целью перехода на обучение методам мышления и способам
разумной деятельности.
В методическом плане переход к новой системе
образования требует создания программ формирования культуры мышления и видов
деятельности. В организационном плане - проведения системы мероприятий,
направленных на создание условий, при которых студенты могли бы заниматься
исследованием реальных проблем мира. Наиболее естественно этот переход может быть
осуществлен за счет включения студентов в самостоятельную
научно-производственную деятельность. Только при самостоятельной работе
человека получают развитие его творческие способности [16].
Организационные мероприятия базируются на том, что
главным звеном в системе образования должен стать не институт, а
исследовательский коллектив, разрабатывающий реальную проблему. Воздействие
педагога на ученика осуществляется в этом случае через коллектив за счет
параллельного действия воспитательной, научной и учебной составляющих
образования (принцип параллельного действия).
При организации системы образования необходимо
исходить из того, что интеллектуальный уровень человека оценивается не только
знаниями и умениями, но, в большей степени, способностью творческого решения
возникающих задач.
Очень важно, чтобы развитие технологий влекло за собой
развитие способности к размышлению. В противном случае, создавая искусственную
окружающую среду, человек может потерять свою сущность.
Главная задача научной части вуза - отслеживание и
коррекция системы образования в направлении превращения науки в
непосредственную производительную силу.
Решение этой задачи видится на путях умелого
использования системы мероприятий, включающей в себя меры административного
воздействия, морального и материального поощрения тех людей, кто эффективно
занимается научными исследованиями.
Список литературы
1. Гревс И.М. Два педагогических идеала//Вестник
высшей школы. 1989. N 4. С. 67 - 73.
2. Ясюков М.И. Весы Немезиды. М.: Мысль. 1990.
3. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М.:
1993.
4. Лавриненко В.А. К вопросу о концепции
экологического образования//Экологический вестник Чувашии. Чебоксары. 1995. N
10. С. 14-16.
5. Лавриненко В.А. Вклад университетов в формирование
глобального экологического сознания//Экологический вестник Чувашии. Чебоксары.
1995. N 10. С. 23-24.
6. Лавриненко В.А. Экологическое образование как одна
из основных целей воспитания//Человек как космический феномен: Сб. ст. Вып.
2.Ижевск: Изд-во "Персей". 1994. С. 209-210.
7. Лавриненко В.А. Об университете как центре науки,
образования, культуры//Наука, образование, культура: Материалы XXX студ. науч.
конф./Чуваш.ун-т. Чебоксары. 1996. С.3-8.
8. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.
М.: Владос, 1994.
9. Лавриненко В.А. Философия образования в
информационном обществе//Информационные технологии в электротехнике и
электроэнергетике. Тез. докл. Всерос. межвуз. науч.-техн. конф./ Чуваш.ун-т.
Чебоксары, 1996. С. 177-179.
10. Лавриненко В.А. Общие проблемы информатизации в
электротехнике и электроэнергетике//Информационные технологии в электротехнике
и электроэнергетике. Тез. докл. Всерос. межвуз. науч.- техн. конф./Чуваш. ун-т.
Чебоксары, 1996. С. 6-8.
11. Лавриненко В.А. Наука как основа для формирования интеллектуальной
элиты//Проблемы многоуровневого образования.Тез.докл.Волго-Вятской региональной
науч.- метод. конф.Чуваш.ун-т.Чебоксары.1994. С.123.
12. Савельев А.Д. Интеллектуальные системы управления
наукой и научно-образовательным потенциалом. М. 1993.
(Научно-исслед.деятельность в высшей школе. Обзор.информ. / НИИВО. Вып.1).
13. Человек, техника, природа: вопросы
взаимодействия/С.В.Столяров, А.Д.Федореев, М.В.Чернов, В.А.Лавриненко//Студент
и наука: Материалы XXIX студ.науч.конф./Чуваш. ун-т. Чебоксары, 1996. С.73.
14. Лавриненко В.А. О сообществе ученых и
студентов/Студент и наука: Материалы XXIX студ.науч.конф./ Чуваш. ун-т.
Чебоксары, 1996. С.3-6.
15. Лавриненко В.А. О качествах человека и качестве
образования / Наука, человек, гуманизм: Материалы межвуз.студ.науч.конф./Чуваш.
ун-т. Чебоксары. 1995. С.3-6.
16. Лавриненко В.А. Внутривузовский конкурс
студенческих научных работ - стимул для самостоятельной работы//Самостоятельная
работа студентов (по материалам Всероссийского науч.-практ.совещания). М.1993.
С. 97-98.
17. Концептуальные основы организации научной работы
студентов в системе многоуровневой подготовки специалистов /И.П.Данилов,
В.А.Лавриненко и др.//XXVII студ.науч.конф. Чуваш.ун-та по гуманитарным,
естественным и техническим наукам. Тез.докл. Чебоксары: Изд-во Чуваш.
ун-та.1993.
18. Научно-исследовательская работа студентов как
основа подготовки интеллектуальной элиты (отчет НИР): N гос.рег.
01950001611/Чуваш.ун-т.; И.П. Данилов, В.А. Лавриненко, А.В. Арсентьева, В.П.
Галкин, Н.И. Мерлина. Чебоксары. 1994. 92 стр.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.chuvsu.ru