Понятие о компонентах и фазах. Гетерогенные равновесия.

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История техники
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,58 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие о компонентах и фазах. Гетерогенные равновесия.


Введение.
Каждый день человек сталкивается с тем воздействием,которое на него оказывают окружающие.Друзья,родственники,преподаватели и просто прохожие.Но самым большим воздействием и силой обладает государство.Никакая другая структура не может так использовать законы,СМИ и других людей для достижения целей,которые поставили стоящие у её руля люди.Имя этому фактору «пропаганда»,и она окружает всех,окружала она и тех,кто жил раньше.
Данная работа посвящена исследованию методов пропаганды в Третьем Рейхе,которые использовались с 1933-1939 годы. Под пропагандой подразумевается,главным образом, популяризация и распространение политических, филос. религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание. Актуальность данной тематики заключается в том,что нами до сих пор не поняты многие методы,которые использовали нацисты в своей деятельности,а многие так или иначе используются и в деятельности современных СМИ.Этот вопрос в своих работах и исследованиях поднимали
Кормилицына Е.,Френкель Г.,Рисс К.,Кеворкян К.
 Цель работы заключается в изучении этих самых методов и выявлении воздействия,которое они оказывали на население Третьего Рейха.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить пропагандистские материалы деятелей Третьего Рейха
2.Выявить методы,которые использовались в пропаганде и проследить их эволюцию.
3.Проследить то влияние, которое они оказывали на восприятие событий  немецкими гражданами.
Объектом изучения данной работы является внутренняя политика Третьего Рейха, предметом-эволюция методов пропаганды.
Для рассмотрения данного вопроса я использовал историко-генетический,сравнительно-аналитический  и описательный методы.




















1.Теория пропаганды.
Что такое пропаганда?Этим вопросом стоило бы задаться,исследуя столь обширную тему.С точки зрения философского энциклопедического словаря "пропаганда-это популяризация и распространение политических, филос. религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание. В узком смысле под П. понимается лишь политическая или идеологическая П., осуществляемая с целью формирования у масс определенного политического мировоззрения. Политическую П. можно рассматривать как систематическое воздействие на сознание индивидов, групп, общества в целом для достижения определенного результата в области политического действия"[1]. При этом будет верно,если рассматривается именно узкое значение нужного слова.
Для начала нужно определить,какие цели перед пропагандой ставили деятели нацистского государства и сравнить этот взгляд с другими.Адольф Гитлер считал,что "Задача пропаганды заключается не в том, чтобы дать научное  образование немногим отдельным индивидуумам, а в том, чтобы воздействовать на массу, сделать доступным ее пониманию отдельные важные, хотя и немногочисленные факты, события, необходимости, о которых масса до сих пор не имела и понятия[2]" и "Серьезная пропаганда существует не для того, чтобы удовлетворять потребность пресыщенных интеллигентов в интересном разнообразии, а для  того, чтобы убеждать прежде всего широкие массы народа[3]". Его верный сподвижник Йозеф Геббельс говорил  так:"Пропаганда не является самоцелью, лишь средством для достижения цели.Если цель достигнута,значит средство было хорошее,если не достигнута,значит плохое[4]».Таким образом мы видим соответствие принципу "Цель оправдывает средство".Пропаганда не может быть камерной,а должна воздействовать на как можно широкий круг лиц.Для распространения и силы убеждения пропаганды подходят все средства,какими бы они ни были.Важен результат.
Но всё это было бы невозможно,если бы не отсутствие сопротивления самого общества,выраженного в здоровой критике.К сожалению,как раз таки последнего и не хватало.Вот как говорит о современном ему обществе испанский философ Ортега-и-Гассет: «Но для человека массы принять дискуссию значит идти на верный провал, и он инстинктивно отказывается признавать эту высшую объективную инстанцию. Отсюда модный в Европе лозунг: "Хватит дискуссий!" — и отказ от всяческих форм духовного общения, предполагающих признание объективных норм, начиная с простого разговора и кончая парламентом и научными обществами[5]».Но именно дискуссии порождают критическое восприятие действительности,а оно в свою очередь затрудняет действие пропаганды.Поэтому следовало придерживаться как-раз такого принципа,чтобы пропаганда могла цвести пышным цветом.
При этом нацистские лидеры,отказываясь от дискуссий и компромисса,обходят грабли,на которые наступили их предшественники во время Первой Мировой.Эту особенность отличил А.Гитлер и отметил в «Майн Кампфе»:
«Огромной принципиальной ошибкой было ставить вопрос о виновниках войны так, что виновата-де не одна Германия, но также-де и другие страны. Нет, мы должны были неустанно пропагандировать ту мысль, что вина лежит всецело и исключительно только на противниках[6]».
Мысль о том,что именно желание отразить  всю правду в пропаганде,сыграло значительную роль в её поражении звучит и в другом отрывке:
"Нет ничего удивительного в том, что нашей пропаганде судьба не сулила такого успеха. Уже внутренняя двойственность нашей пропаганды имела в себе зародыш импотентности. Само содержание нашей пропаганды с самого начала делало маловероятным, что такая пропаганда произведет должное впечатление на наши массы[7]".
Но и говорить абсолютную неправду,которую никак невозможно совместить с действительностью,также нельзя. Этот момент он иллюстрирует примером:
"Так например, было совершенно неправильно, что германская и австрийская пропаганда в юмористических листках все время пыталась представлять противника в смешном виде. Это было неправильно потому, что при первой же встрече с реальным противником наш солдат получал совершенно иное представление о нем, чем это рисовалось в прессе[8]".
Разобравшись с вопросом, что вещать, следует поговорить о том, как это делать.С точки зрения нацистов самой лучшей пропагандой была та, которая являлась устной,так как только при этом оратор мог с помощью своих способностей воздействовать на аудиторию. «Разве Муссолини был писака, а не великий оратор? — вопрошал Геббельс. — И что сделал Ленин, прибыв в Петроград из Цюриха: отправился в кабинет писать книгу или обратился прямо на вокзале к тысячам собравшихся людей?[9]»
Но не следует недооценивать и наглядную пропаганду в виде изображений,в отношении которой у Гитлера также имелось своё мнение.По этому поводу он писал так: «Все искусство плаката сводится к умению его автора при помощи красок и формы приковать к нему внимание толпы.
На выставке плакатов важно только то, чтобы плакат был нагляден и обращал на себя должное внимание. Чем более плакат достигает этой цели, тем искуснее он сделан[10]».
Соответственно, удачный плакат тот,который привлекает к себе внимание.Для этого подходят и надписи,и цвета,и сами,естественно,изображения.
Стоит отметить такую сторону нацистской пропаганды как усиление напряжения в обществе и подготовка его к некоему «прыжку»(что в нацистской Германии выразилось в войне) c помощью поисков «внутренних врагов»,обличения противников и внушения страха только для того,чтобы это общество было в дальнейшем неспособно рассуждать и принимало с готовностью все меры правительства.Об этом пишет А.Мозолин: «Исследования пропаганды в теориях массовой коммуникации»: «Война дает волю этим инстинктам, которые в мирное время прибывают в подавленном состоянии, и именно на мобилизации самых примитивных первобытных инстинктов и основана военная пропаганда. Чем выше уровень напряженности в обществе, чем сильнее выражены в нем примитивные инстинкты, тем эффективнее будет работать пропаганда и тем легче люди поверят ее сообщениям[11]», -ссылаясь на одного из первых исследователей -Г.Лассуэлла.
Подводя итог, стоит сделать вывод о том, были ли нацисты «подкованы» в теоретической пропаганде? Несомненно, были.Многие из них получили это с опытом,не оканчивая каких-либо специализированных учреждений и на практике после прекрасно применяли. О том,что их пропаганда была даже примером для будущих «подражателей» весьма недвусмысленно говорит тот факт,что для простого человека эталоном пропагандиста в самом плохом смысле этого слова является именно Геббельс.






2.Практическая пропаганда.
                                     2.1  Воспитание молодёжи.
Переходя к описанию средств,с помощью которых воспитывали подрастающее поколение в нацистской Германии,стоит сразу сказать о тех организациях,которые этим занимались.Естественно,первой была школа.А второй являлась Гитлерюгенд,основанная в 1926 году.Не стоит при этом абсолютизировать влияние гос.структур:воспитание в семье также поощрялось,хотя тех,кто не хотел отдавать ребёнка в руки государства,в конце концов к этому принуждали.Но теперь перейдём к самим организациям и использовавшимися в них методами пропаганды.
Основой воспитания молодёжи стала на момент прихода к власти Гитлера Гитлерюгенд.Её руководители считали,что будущий немец должен быть физически крепок и идеологически подготовлен.Для достижения первого предусматривались разного рода военные упражнения(марши,речёвки,строевые и тактические занятия).В будущем,обещали им,они станут частью великой армией Третьего Рейха.Для достижения ещё лучших результатов вносился в юношескую среду соревновательный дух,нашедший отражение  в  имперских спортивных состязаниях Гитлерюгенда(с 1937 года).
Идеологическая подготовка строилась на идеалах коллективизма,товарищества и верности партийному руководству,а также лично фюреру.По средам члены союза собирались на "домашние вечера",на которых слушали пропагандистские программы,героические легенды,а также речи видных деятелей партии.Так им прививалась любовь к Германии.Всё устраивалось при этом как в армии:по приказу и без критики.Активную роль в воспитании играли и походы,во время которых юноши учились помогать товарищу в борьбе,а также создавать вместе быт.
Таким образом, можно сказать о том,что Гитлерюгенд играл значительную роль в становлении немецкого юноши. Во-первых,с самого начала более-менее осознанной жизни человек находился в коллективе почти постоянно,тем самым становясь его неотъемлемой частью,так же,как и наоборот человек руководствовался принципом "Один за всех и все за одного".Во-вторых,воспитание было сугубо милитаристическим,а потому в будущем не требовалось больших средств и времени,чтобы получить хорошего солдата (что было продемонстрированно в 1945 году во время обороны Берлина).В-третьих,с помощью постоянных напоминаний о том,кто виноват в поражении Германии в Первой Мировой войне,а кто стал её спасителем в 1933,воспитывалось трепетное уважение к лидерам партии.В -четвёртых, человек,который не являлся членом союза по расовым или физическим признакам,зачастую становился изгоем, что позволяло отнестись к нему в будущем гораздо суровее без опасения вызвать гнев общества.
Но эта структура была для мальчиков и юношей.Но что делать с девочками и девушками?На этот вопрос был найден ответ в виде "Союза немецких девушек".Вот как говорила о целях союза Груда Бюркнер:"Нашему народу нужно поколение девочек, здоровых морально и физически, уверенных и решительных, гордо и уверенно идущих вперёд. Они выполняют свои дела в повседневной жизни со спокойствием и проницательностью, они свободны от сентиментальных и экзальтированных эмоций, и это, именно это, в сочетании с яркой, развитой женственностью, будет делать их товарищами мужчин, так как она не считает его своего рода божеством, но компаньоном! Такие девочки будут, по необходимости, нести ценности национал-социализма будущим поколениям как ментальный оплот нашего народа[12]".Для достижения этих целей проводились постоянные гимнастические занятия среди девушек,походы и их готовили к материнству.
Две эти организации имели серьёзное влияние в сфере образования.Этот факт подтверждается тем,что с 1939 года ГЮ стало требовать от школ уменьшения домашних заданий,преобладании в программе политических и спортивных занятий,что привело к падению школьной системы образования,но усилению идеологической подготовки обучающихся.
Вообще школьное образование во многом было второстепенным в Третьем Рейхе.Основной целью школы было воспитание в детях особых нравственных и идеологических установок.При этом учить детей не могли люди неарийского происхождения.В школах с религиозным уклоном занятия по религии заменялись идеологическими,а частные учебные заведения старались закрыть или переделать в государственные.
Во всех школах учебный материал был построен на принципах милитаризма и расизма.Такие предметы как биология,математика и история велись с позиции превосходства арийской нации,что в совокупности с вышесказанным,естественно,приводило к утверждению в сознании многих учеников о непогрешимости этой самой расы,а также её высокой цели-очищении всего мира от низших народов.
Среди элитных школ Третьего Рейха особо выделяются такие учреждения как "Наполас"(Национал политические воспитательные учреждения)и "ШАГ"(школы А.Гитлера).В первую очередь они служили для воспитания "особой"молодёжи.которая в будущем должна была занимать ответственные посты в партийном руководстве.Естественно,их программа отличалась от программ обычных школ своим ярко выраженным национал-социалистическим уклоном.О том,как они были устроены, пишет в своей статьеО.Е.Германова:"Молодые люди, привлеченные возможностью заниматься различными видами спорта, устраивать насыщенный досуг, иметь перспективную карьеру в будущем, поступали в элитные интернаты. Наполас являлся тотальным институтом, разрушающим индивидуальности своих воспитанников. Смысл тотального воспитания в интернатах сводился к освобождению от норм, которые гарантировали стабильность цивилизованного общества. Воспитанники Наполас должны были превратиться в людей способных творитьнасилие и убивать. Решающей в системе ценностей интернатов была «служба», включающая занятия спортом, игры на местности, строевую подготовку и построения с проверкой[13]".
Для девочек также действовали особые школы.Их ученицами,по мысли Гиммлера,должны были становиться исключительно блондинки,которых обучали игре в шахматы,языкам,кулинарии,домоводству,вождению машины,езде на лошадях.Среди спортивных занятий особенно ценилось фехтование(т.к. развивало реакцию),хотя не исключались и другие виды спорта.
Эти девушки должны были стать "гордостью"нации,показать всё величие арийской нации,а также стать жёнами партийной верхушки или шпионками,работницами посольств, разведывательных служб.
Анализируя политику Третьего Рейха в области образования я пришёл к выводу,что оно было полностью пропитано официальной идеологией.Для достижения нужных результатов нацисты обращались к самым чувствительным к давлению сторонам психологии подростка-желанию возвыситься среди своих сверстников и стать "избранным".Для этого в них поддерживался постоянно соревновательный дух с помощью спорта,чувство превосходства,связанное с происхождением,а также романтизм,свойственный большинству преданий о германских героях.В такой среде воспитывался фанатичный патриотизм,желание служить фюреру и немецкому народу и связанный с этим милитаризм.В будущем это привело к появлению большого количества верных режиму солдат, а также девушек, идеально подготовленных в сфере идеологии; но многие из них не обладали достаточными знаниями для поступления в высшие технические заведения, так как школьная система деградировала и сменила приоритет в сторону воспитания, а не обучения основным законам природы и общества.

2.2.Праздники.
Праздники занимали немаловажное место в сфере пропаганды в Третьем Рейхе.При этом такие праздники,как,например,Рождество старались «забыть» и заменить другими, более верными с точки зрения идеологии.Стоит рассмотреть внимательнее этот вопрос и изучить механизмы,которые использовались в подготовке и проведении праздников,а также проследить то влияние, которые они в том числе оказывали на жизнь граждан Рейха.
Одним из самых важных праздников являлся день рождения Адольфа Гитлера,который праздновался 20 апреля и был соответственно пышно обставлены.Немаловажную роль в этом играл и Геббельс,который «…сосредоточил все усилия на том, чтобы закрепить в сознании масс образ Гитлера как великого человека и убедить нацию в его необыкновенных способностях и силе его личности[14]».Поэтому всё служило тому,чтобы поддерживать такой образ Гитлера.Но самые яркие празднества проходили на 50-летие фюрера.О,сколько было потрачено сил на это! Стоит только  сказать, что все события снимали лучшие специалисты кино Третьего Рейха, которые потратили около 10 тыс.м. киноплёнки. Вот как об этом говорится в отчёте: «Праздник начался в прекрасною солнечную погоду, под ярко-голубым небом. Доносится веселая маршевая мелодия: это оркестр полка личной охраны фюрера исполняет в его честь серенаду ко дню рождения. Гитлер принимает поздравления, окруженный своими соратниками, среди которых выделяется Гиммлер. Камера кинооператора любовно проходит по фигуркам детей Геббельса, одетых в белое; они немного растеряны, но ведут себя чинно, стоя рядом с фюрером, который, как известно, очень любит детей! (Этот кадр неизменно вызывал восхищение женщин-кинозрительниц). Затем следует панорама толпы. Огромный хор, разместившийся перед рейхсканцелярией, оглашает площадь песней, славящей юбиляра. Гитлер появляется на балконе перед толпой; площадь взрывается овациями.

Далее- сцены официальных приемов чиновников, политиков и военных. К дворцу прибывает колонна больших легковых автомобилей, и Гитлер со свитой отбывает на парад. Под гром военных оркестров он проезжает вместе с войсками через Бранденбургские ворота, а затем занимает место на почетной платформе под навесом и наблюдает за парадом. Он держится прямо и подтянуто; это уже не государственный деятель, а командующий, делающий смотр своим войскам»[15].Речь прочитали Геббельс, каждое слово которого было в превосходной степени и само по себе кричало о том величии и счастье, которые царили в Германии.
Для чего всё это было нужно? Каждый должен понимать, что фигура вождя в тоталитарных государствах-вещь неприкасаемая,святая,так как на этой фигуре и держится всё государственное устройство.Поэтому следовало как можно чаще говорить о том,что все всем обязаны правителю и что только с помощью него можно сделать рывок к светлому будущему. А потому какой праздник должен быть самым главным? День рождения этого «великого» человека,конечно. И он должен быть таким, чтобы подчеркнуть это величие, то есть пышно и даже помпезно. Именно к этому и стремились.
Четвёртое воскресенье мая также считалось немаловажным праздником,так как было Днём материнства.И этому не стоит удивляться,ведь с точки зрения правительства основным занятием женщины было продолжение рода и воспитание детей, которые в будущем должны были пополнить ряды армии, рабочих, партийных чиновников или же матерей таких же детей. А чтобы не только заставить женщин сидеть дома, но и рожать как можно больше,12 августа(день рождения матери Гитлера) вручали всем «особо отличившимся» женщинам кресты(за 8 детей-золотой,за 7-серебряный,за 6-бронзовый),что также поднимало престиж «деторождения». При этом активно продвигалась в массы идея о том, что удел женщины это "Kinder,kuche,kirche",а чтобы такая формула работала наиболее эффективно, рассказывали о материнских школах, где прививали нужные сугубо для воспитания детей навыки, или о ссудах, которые получали многодетные семьи. Одним словом, можно говорить о том, что женщина рожающая была поставлена на небывалую высоту(её даже приравнивали к инвалидам Первой Мировой войны, ветеранам партийной деятельности и почётным гражданам Рейха).Её не должно было ничего волновать,кроме воспитания детей и,не дай Бог,она захочет стать лесбиянкой или проституткой(к таким отношение было диаметрально противоположное). А своё место на карьерной лестнице она уступала мужчине, который приносил в дом средства для жизни. Это прекрасно отражено в словах Геббельса из «Михаэля»: «Миссия женщины состоит в том, чтобы быть прекрасной и приносить на свет детей. И это не так уж и грубо и несовременно, как звучит. Женщина, как птица, прихорашивается для своего самца и несет для него яйца. Самец же берет на себя заботу о добыче пищи и защите гнезда, прогоняя врагов[16]».
Особой яркостью отличались съезды в Нюрнберге, проводившиеся в первой декаде сентября (с 4 по 10).Праздник длился восемь дней, во время которых наступало безумие, и проступала фанатическая преданность сторонников нацистского режима. При этом было непонятно, куда ты попал: то ли в политизированную сказку, где всё видится огромным и великим, то ли в фильм ужасов, когда осознаёшь, перед кем все восхищаются. И чтобы подтвердить именно первую догадку, все усилия были направлены на то, чтобы показать величие Германии  и её вождя. Стоит вкратце рассказать о том, как проходило это мероприятие, длившееся семь дней.
В первый день прибытие Гитлера и встреча его в роскошно обставленной для этого мэрии в присутствии высших партийных чинов и выставленных регалий первой германской империи, чью связь с Рейхом всё время старались подчеркнуть.
Второй день-открытие самого съезда, когда толпы народа старались увидеть хоть краешком глаза фюрера, поднимающегося на сцену под любимый им «Баденвейлерский марш» и фанфары, с над головой сияющей золотой свастикой гигантских размеров.
Третий день-выступления Трудового корпуса(молодёжи, фанатично преданной партии),полуобнажённой и с лопатами, вышагивающей гусиным маршем и кричащей: «Мы хотим одного лидера! Ничего для нас! Все для Германии! Хайль Гитлер!». А на трибунах их, будущее нации, приветствовали толпы.

Четвёртый день-апогей Нюрнбергского съезда. Прибытие фюрера отмечалось торжественной музыкой, его приветствовали нацисты криками «Хайль!»,в небо устремлялся свет 150 прожекторов, а тем временем Он всходил на трибуну. В тот же момент взметались 30000 флагов, потом они приспускались, следовала минута молчания в честь погибших, и после неё Гитлер произносил краткую речь. Флаги по её окончанию снова взмывали и исполнялись два гимна Германии. Люди в это время были словно сардины в банке, достигая неимоверного экстаза от соединения мыслью и чувством с фюрером и соседом рядом.
В последний день, что естественно, требовалось особо мощное представление.В первую очередь проходило выступление армии, которая сражалась на лугу Цеппелинов с импровизированным противником. Люди, чего и добивались организаторы,были зачастую в восторге от такого действия и не стеснялись это бурно выказывать.Звучала и речь Гитлера, начинающаяся с взаимного приветствия для большего единения между ним и толпой. Затем звучала речь, после которой Гитлер вместе с Лютцем и Гиммлером шествовали по партийной дорожке к знамени, которое называли «окровавленным» из-за пятен крови штурмовиков, погибших в 1923 году.
Здесь, как мы видим, действует типичный для государств тоталитарного режима приём:чем больше торжественности, «помпы», тем больше эффект. Сам Гитлер признавался иностранным журналистом (по свидетельству У.Ширера[17]),что расчёт был на то, что тот, кто побывал на этом празднике, ещё целый год будет проповедовать у себя в деревне или в городе идею о величии и несокрушимости Рейха.
9 ноября, в годовщину Пивного путча, торжества проходили уже в Мюнхене и первой их задачей было прославление погибших за Фатерлянд, а также дело нацистской партии. Для этого по ходу колонны, возглавляемой Гитлером, ставились пилоны с выбитыми на них именами «героев», к памятнику возлагались цветы, а имена (для лучшего запоминания) выкрикивал руководитель церемонии, на что из толпы отвечали «Здесь!», словно бы эти погибшие вечно с ними и подбадривают на новые подвиги. Эта последняя перекличка в обязательном порядке транслировалась на радио, что только увеличивало эффект.
Заканчивало год Рождество. Но с ним было несколько сложнее, так как, с одной стороны, этот праздник был еврейского происхождения(из-за  происхождения Иисуса Христа),с другой-было трудно искоренить из жизни людей прижившийся праздник. Поэтому следовало постепенно его "убрать" и заменить в целях оздоровления духа нации. Например, вместо обычной звезды ставилась свастика, игрушки также выполняли в нацистском стиле, вместо Николауса-старуха-волшебница фрау Холле и бог Вотан, ёлку заменило Йольское дерево. При этом не забывали и солдат, которым посылали посылку из пряника,хлеба с цукатами,сигар,сигарет и табака,леденцов,бритвенных лезвий,яблок и книг для поддержания боевого духа на фронте.
Завершая описание наиболее значимых праздников, стоит отметить и более мелкие: Национальный день траура, День труда, День Летнего солнцестояния, день рождения матери  Гитлера. Приёмы, которые использовались для их подготовки были те же, что и для проведения «старших братьев»: крайняя степень какого-либо чувства(горечи, радости или гордости) ставилась во главе угла; после связывалось с каким-либо деятелем партии(зачастую Гитлером);и с помощью масштабных представлений подавалось публике. Всё это освещали СМИ, о которых пойдёт речь ниже.
2.3.СМИ
Основным рупором пропаганды были всегда СМИ. Какие бы ни были ухищрения, их всегда следовало подать так, как подают плохо приготовленное блюдо: на дорогой тарелке, засыпав само блюдо тоннами специй и приправ, чтобы не чувствовался истинный вкус. И какими же были «специи», т.е. методы, которые использовали нацисты в своих целях? И их воздействию первыми подверглись радио и пресса.
Методы пропаганды в данном контексте стоит рассмотреть на примере газеты «ДасРайх»,первый номер которой вышел в 1940 году 26 мая. Чем же она могла подкупить читателей?
Во-первых, своим профессионализмом, так как статьи готовили  Ганс Шварц ванБерк,Юрген Петерсен,Вернер Хёфер,Маргарет Бовери, Хайнц Бартх, Пауль Баумгартен, Герберт фон Борх, Макс Планк, Карл Шмитт, Бенно фон Визе, а также сам Йозеф Геббельс, который помещал свои статьи на передовицу. Благодаря тому, что здесь публикуются столь известные и признанные люди, «ДасРайх» стала пользоваться заметным авторитетом.
Во-вторых, некой оппозиционностью и высказываниями на грани фола. Это выражалось в том, что газета не просто повторяла, как попугай, официальные сообщения, но и пользовалась информацией своих корреспондентов, работавших за границей, а также связями, которые имелись в министерствах. Поэтому статьи характеризовались самостоятельностью выражений и содержали особо интересные и достоверные сведения,которые получались из первых рук. За это их критиковали в Правительстве(но не слишком) и любили в народе. И эти поблажки они расплачивались необходимостью всё также вмешивать в «тесто» новостей пропаганду, придерживаясь строго курса национал-социализма,но без особого фанатизма. Одним словом, «ДасРайх» отстаивала политику сильной власти и защищала экспансию на тех направлениях, которые государственное руководство считало главными.
В-третьих,доступность газеты. Здесь стоит сказать всего несколько слов. Газета стоила 30 пфеннингов. Книга в 300 страниц-10 марок. Логично, что многие покупали газету как способ приобщения к печатному слову. Этот факт также вносил лепту в распространении  взглядов нацистов среди населения.К тому же она распространялась во всех нейтральных и завоёванных странах, не то, что в Германии.
И в-четвёртых, газета была универсальна. С одной стороны она полностью соответствовала принципу Гитлера о пропаганде:

«Задача пропаганды заключается не в том, чтобы дать научное  образование немногим отдельным индивидуумам, а в том, чтобы воздействовать на массу, сделать доступным ее пониманию отдельные важные, хотя и немногочисленные факты, события, необходимости, о которых масса до сих  пор  не имела и понятия[18]».Поэтому в газете было множество рубрик, которые могли понравиться как можно большему количеству людей. Но с другой, многие эти рубрики были весьма специфичны и подходили лишь узкому кругу лиц. Скорее всего, каждый немец должен был, открывая газету, находить в ней что-то для себя, но при этом, прочтя нужную информацию, заглянуть и в другие рубрики, где с помощью хорошего слога анализировались актуальные события и подавались с терпимой щепоткой пропаганды, которая не слишком мешает. И всё это по доступной цене и в любой точке Германии!
Другим СМИ,игравшим значительную роль в пропаганде,являлось радио,о котором Геббельс в 1933 году сказал: «То, чем пресса была для девятнадцатого века, радио стало для двадцатого».Руководители ведомства считали,что основой радиопередачи должен быть «добрый,немецкий разговор»,более необходимый для простого отдыха обычного гражданина чем яростная критика каких-либо групп населения или проблем.Каждая передача началась с торжественной музыки,а воскресные сопровождались отрывками из классиков,что помогало поднять боевой дух и силы людей.Но особую силу радио приобрело во времена войны.
Опираясь на прессу и радио,нацистское руководство не забывало и об искусстве плаката.Вот как пишет об этом А.Гитлер: «Все искусство плаката сводится к умению его автора при помощи красок и формы приковать к нему внимание толпы.На выставке плакатов важно только то, чтобы плакат был нагляден и обращал на себя должное внимание. Чем более плакат достигает этой цели, тем искуснее он сделан[19]».Многие из них(«Довольно! Избери Гитлера», «Молодежь, к нам!», «Германский лагерь»,  «Работники лба, кулака выбирают фронтового солдата Гитлера!» и др.) изображают сильных людей с волевым лицом, смотрящих либо в глаза либо куда-то в сторону с уверенной улыбкой.Нередки также изображения фюрера.Величественная фигура с лицом,полным гордости  и уверенности в собственных силах.Он смотрит куда-то в сторону,и зритель с полной уверенностью говорит: «В далёкое и светлое будущее».Именно такого эффекта и добивались создатели плаката.Но совершенно другие ощущения должны были дарить плакаты с изображёнными на них матерями и девушками(«Будущий СС», «Мать и Дитя», «NunhabenwirwiedereinegluecklicheZukunft! DafuerdankenwirdemFuehreram 4 Dezember. Ja», «НСДАП защищает национальное сообщество»).Лица изображённых излучают счастье или умиротворённость,а в их глазах видна благодарность и радость.
Отдельной группой стоят плакаты антиеврейской направленности («Еврейский нос загнут на конце. Он похож на цифру 6», «Не верь лисе на зеленом лугу, не верь еврейским клятвам», «Вечный Жид», «Евреи здесь нежелательны»).В них мы видим евреев,изображённых гадкими и нечистоплотными(как физически,так и морально).При том показаны «отличительные черты» евреев: их жадность, пугливость, совмещённая с хитростью и плутовством.
Если мы постараемся плакаты проанализировать, то увидим полное соответствие тем правилам, которые выдвинул Гитлер в приведённом выше высказывании. Их отличает, во-первых, простота оформления, которая не мешает воспринимать визуальную и текстовую информацию, отражённую на плакате. Во-вторых, сами изображения зачастую рисовались в классических художественных стилях, наиболее привычных для большинства населения, а краски используются яркие и привлекающие к себе внимание. В-третьих, текст на большинства из них либо прямолинеен(«Работники лба, кулака выбирают фронтового солдата Гитлера!», например) либо содержит язвительную насмешку, но опять же понятную обычному человеку. Последнее касается в предвоенный период больше антиеврейской группы плакатов. В связи с этим видно противопоставление представителей арийской нации и евреев. В этом случае евреи физически и морально не равны немцам, что не мешало лёгкому изменению положения евреев в государстве без особого сопротивления остальной части общества.

Заключение.
Таким образом можно проследить некую закономерность,существующую в осуществлении пропаганды,которая использовалась нацистами.
Во-первых,анализируя пропагандистские материалы деятелей Третьего рейха можно заметить поражающую на первый взгляд своим соседством роскошь и упадок,заботу и травлю,ярко выраженный античный субъективизм и пародии на науку.При этом существует цель показать человеку мир совсем с другой точки зрения,заставить его забыть выражение "смотреть правде в глаза" и вести его к строго по строго отмеченному пути.
Но как это сделать?На основе проанализированного мною материала я сделал вывод о том,что пропаганда никогда не входила в дебри "умствования" и "философствования",а била по органам восприятия человека:слуху,зрения,осязанию.Для этого использовалась громкая торжественная музыка,помпезные и величественные здания,церемонии,одежды и т.д.,даже скученность толпы,в которой каждый себя чувствовал лишь малой частью большого и сильного организма. При этом главное слово здесь "сильный",что старались подчеркнуть особенно часто,так как сила привлекает гораздо больше слабости.
В таком государстве главной целью было государство и его сила,а не отдельный человек.Только в этом сила.Все же вражеские элементы(евреи,например) должны содержаться в резервациях или быть даже уничтожены.Это достигалось с одной стороны за счёт поддержания коллективных ценностей(дружба,взаимовыручка,проникновение в частную жизнь),так и осуждения "пятой колонны"(её осмеяние,приписывания каких-либо оскорбляющих качеств).Так работало противопоставление "свой-чужой"
Но такого нельзя было бы сделать,если бы общество чувствовало себя сильнее государства и выступало бы против таких "нововведений".Но общество,судя по изученному материалу,было далеко не против и даже поддерживало официальный курс,за исключением меньшинства,с которым поступали как с чуждыми элементами.
Несомненен тот факт,что нацистское руководство пошло гораздо дальше пропагандистов из Германии во времена Первой Мировой и создало воистину огромное здание «Министерства правды».


























Список используемой литературы:
                                             Источники:
1.Геббельс, Й.Так говорил Геббельс/ Й.Геббельс.-Самиздат,2005.-111 с.
2.Гитлер,А. Моя борьба / А. Гитлер. - Харьков : Свитовид, 2003. - 704 с.
  Историография:
1.Германова О.Е. Молодёжная политика Третьего Рейха//О.Е.Германова//Труды Псковского политехнического института.-2010.- №12.1. - С.55-58.
2.Кеворкян, К. Опасная книга/К.Кеворкян.-Харьков:Полиграфсервис,2014-522 с.
3.Кормилицына, Е. Йозеф Геббельс. Особенности нацистского пиара/Е.Кормилицына.-Москва: Просвещение, 2011.-280 с.
4.Мозолин, А. Исследования пропаганды в теориях массовой коммуникации.-Екатеринбург:АНО Центр "Аналитик",2007-7 с. [Электронный ресурс]. URL: #"Рисунок 1" src="/wimg/1/94173.files/image001.jpg">
Довольно! Избери ГитлераМолодежь, к нам!

Работники лба, кулака выбирают фронтового солдата Гитлера!

 

      Германский лагерь



Будущий ССМать и дитя

НСДАП защищает национальное сообщество

 

Nun habenwirwiedereinegluecklicheZukunft! Dafuerdankenwirdem Fuehrer am 4 Dezember. Ja

 






Не верь лисе на зеленом лугу, не верь еврейским клятвам

 

Еврейский нос загнут на конце. Он похож на цифру 6

 



Вечный жид                                 Евреи здесь нежелательны

[2]Гитлер,А. Моя борьба.Харьков,2003.См.гл.6.

[3]Гитлер,А. Моя борьба.Харьков,2003.См.гл.6.

[4]Кормилицына, Е. Йозеф Геббельс. Особенности нацистского пиара.Москва,2011.

[5]Ортега-и-Гассет ,Х.Избранные труды.Москва,2000.

[6]Гитлер,А. Моя борьба.Харьков,2003.См.гл.6.

[7]Гитлер,А. Моя борьба.Харьков,2003.См.гл.6.

[8]Гитлер,А. Моя борьба.Харьков,2003.См.гл.6.

[9]Френкель, Г. Йозеф Геббельс .Мефистофель усмехается из прошлого.Ростов-на-Дону,2000.

[10]Гитлер,А. Моя борьба.Харьков,2003.См.гл.6.

[11]Мозолин,А.Исследования пропаганды в теориях массовой коммуникации.

[12]Супрыгина, Г.Г. Культ матери в Третьем Рейхе,его смыслы и последствия.Томск,2005.

[13]Германова О.Е. Молодёжная политика Третьего Рейха.Псков,2010.

[14]Френкель, Г. Йозеф Геббельс .Мефистофель усмехается из прошлого.Ростов-на-Дону,2000.

[15]Френкель, Г. Йозеф Геббельс .Мефистофель усмехается из прошлого.Ростов-на-Дону,2000.

[16]Геббельс Йозеф. Михаель: Судьба немцев в дневниковых записях. Цит. по: Джордж Моссе. Нацизм и культура. С. 77

[17]Ширер У.Взлёт и падение Третьего Рейха.Москва,1991.

[18]Гитлер,А. Моя борьба.Харьков,2003.См.гл.6.

[19]Гитлер,А. Моя борьба.Харьков,2003.См.гл.6.

Похожие работы на - Понятие о компонентах и фазах. Гетерогенные равновесия.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!