Автоматизированные поверочные установки: какими они должны быть

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История техники
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    274,69 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Автоматизированные поверочные установки: какими они должны быть



Глава 1. Теоретические аспекты теневая экономики как экономическое явление

1.1 Теневая экономика: понятие, причины и формы

Теневая экономика весьма многоликое явление. До сих пор не существует единого универсального определения неформальной экономики. Нет ясности в том, что конкретно она включает в себя. Эта неопределенность характерна не только для России, хотя за рубежом научные исследования начались значительно раньше. Стоит сказать, что термин «теневая экономика» пришел к нам из-за рубежа. Экономика «вне государства» привлекла внимание зарубежных ученых еще в 1930-х годах. В конце 1970-х она стала предметом крупных исследований, а с 1980-х годов – темой различных международных конференций.

Определений сферы экономики «вне государства» насчитывается несколько десятков – «теневая», «скрытая», «неформальная», «нелегальная», «фиктивная», «подпольная», «криминальная» и т.д[1].

Стало понятно, что неформальная экономическая деятельность – явление универсальное, которое можно обнаружить в странах самого разного уровня развития, включая развитые капиталистические страны и страны с плановой экономикой. При этом существуют особенности в компонентах экономик различного типа, которые обусловлены уровнем экономического развития, характером институциональной среды, ролью государства в регулировании экономики.

Хотя конкретное содержание неформальной экономики, оценки роли, возможности использования и искоренения весьма различны, но все ее концепции имеют общий стержень, состоящий в выделении некоего специфического отношения к государству и закону.

 В ООН специалисты, занимающиеся национальными счетами, рассматривают теневую экономику в трех, отчасти пересекающихся сферах деятельности, но описывающих вполне определенный, отличный от других круг явлений:

«Скрытая» («теневая») деятельность – разрешенная законом деятельность, которая официально не показывается или преуменьшается в официальной отчетности с целью уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных административных обязанностей. Эта деятельность возможна практически во всех отраслях экономики.

«Неформальная» («неофициальная») деятельность - деятельность на законном основании, но направлена на производство товаров и услуг для удовлетворения собственных нужд домашних хозяйств (например, осуществление собственными силами индивидуального строительства).

«Нелегальная» деятельность связана с осуществлением реального трудового процесса на «нелегальном» предприятии, выпускаемые продукты и услуги которого имеют эффективный рыночный спрос.

Понятие «теневая экономика» охватывает три относительно самостоятельных понятия, обозначающие три соответствующих сектора:

«Неофициальная экономика» включает легальные виды деятельности, связанные с производством товаров услуг не фиксируемых официальной статистикой. Такая деятельность получила широкое распространение в сфере услуг (ремонт квартир, репетиторство и т. д.). Причем получатели доходов скрывают их от налогообложения[2].

«Фиктивная экономика» связана с получением необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе связей. Сюда относят: экономику приписок, взяточничества и спекулятивных сделок, а также мошеннические способы получения денег.

«Подпольная экономика» - все запрещенные законом виды экономической деятельности. К их числу относятся: незаконное производство и сбыт продукта и услуг; производство оружия, наркотиков, контрабанда, содержание притонов; деятельность лиц, не имеющих юридического права заниматься этим видом деятельности (адвокаты, врачи, практикующие без лицензии).

Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики.

1. Экономические факторы:

- высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);

-переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);

- кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;

- несовершенство процесса приватизации;

- деятельность незарегистрированных экономических структур.

2. Социальные факторы:

- низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;

- высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;

- неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

3. Правовые факторы:

- несовершенство законодательства;

- недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;

- несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.

Теневая экономика порождает ряд следствий, негативно сказывающихся на экономике государства в целом. Вот лишь некоторые из этих следствий:

Сокращается налоговая база. Как следствие, растет налоговый пресс на легальный сектор экономики. Снижается конкурентоспособность легальной экономики. Это в свою очередь подталкивает и другие экономические структуры к уходу в тень.

Усиливается ресурсное обеспечение коррупции, что ведет к росту ее масштабов.

Неконтролируемые крупные финансовые ресурсы позволяют влиять на государственную политику, СМИ и избирательные компании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.

Неконтролируемые крупные финансовые ресурсы позволяют влиять на государственную политику, СМИ и избирательные компании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.

Происходит перераспределение национального дохода в пользу элитной группы, обусловленное коррупцией и контролем криминальных групп над теневой экономикой. Это ведет к сильному имущественному расслоению и росту конфронтации в обществе[3].

Происходит утечка капиталов за границу. Расширяется неконтролируемая торговля низкокачественными товарами и товарами, опасными для потребителя.

Трудность оценки масштабов теневой экономики приводит к большим ошибкам в определении важнейших экономических и социальных показателей развития общества. Это затрудняет выработку верных управленческих решений на различных уровнях. Кроме того, в предыдущем пункте было сказано об ошибках в государственном управлении, к которым ведет наличие развитой теневой экономики и неверная оценка ее масштабов.

1.2 Основные теории и концепции  теневой экономики

С  середине –конце XX века в  дискуссии о теневой экономике и коррупции был сосредоточены на политической теории, государственном и муниципальном праве.  В 70-х годах в большой вклад в изучении коррупции и теневой экономики с экономической точки зрения внес  С. Роуз – Аккерман.

В своей работе «Государство и коррупция»[4] считал, что  экономика является главным инструментом в изучении коррупции, т.к.  чтобы понять, где искушение коррупции более ощутимо и где оно может оказывать ощутимое воздействие, то здесь необходим экономический подход.

Ученый рассматривал коррупцию как разновидность экономического поведения в условиях риска, которое обусловлено совершением преступления и возможным наказанием.

Со стороны экономического подхода, под коррупционным поведением понимается максимизация полезности коррупционера (агента) за счет использования или присвоения доступных ему ресурсов, которые принадлежат обществу (принципалу).

Использование экономического подхода, дает возможность говорить о коррупции как о более ярком проявлении феномена «несостоятельности» (провалах) государства, которые в основном связаны в первую очередь с неспособностью  эффективно распределить и использовать общественные ресурсы.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Г.Беккер[5], определял свой подход к теневой экономики очень четко. По его мнению, суть экономического подхода  проста: она заключается в том, что люди решают совершать то или иное преступления, исходя из своих выгод и ожиданий

Таким образом, более существенным субъективным фактом теневой экономики  является неблагоприятное сопоставление выгод и издержек от преступления такого рода.

Оценка издержек заключается в возможности понести ущерб (если задержат и осудят) в виде штрафа, конфискации имущества, ограничении правах и свободах; крушение политической или предпринимательской картеры. Так большая часть граждан не совершают преступления, т.к. их сдерживает ключевой фактор - это противоречит их нравственным и моральным устоям. И это Г.Беккер относит к психическим издержкам.

Экономический подход предполагает, что люди всегда действуют рационально, и в своем поведении ориентируются на выгоды и издержки, с учетом этнических, психических и иных аспектов, которые определяют их поведение.

Российский ученый –экономист А.М. Рахимжанов[6]  считает, что теории коррупции могут состоять из четырех больших групп:

 1) сфера государственного управле­ния;

2)  парламентская деятельность;

3) на негосударственных предприятиях с коммерческо-хозяйственной деятельностью;

 4) в период выборов .

Таким образом, в современной экономической науке существуют различные теории понимания сущность, причин коррупции с экономической точки зрения.

Потерпевшей стороной  любых коррупционных деяниях всегда становится принципал, т.к. его интересы предаются и у него крадут ресурсы.

Под коррупционными деяниями  в отсутствие клиента  обычно понимают злоупотребление должностными полномочиями, хищение,  присвоение и т.д. служебным положением, растратой, присвоением и т.п. Коррупционные деяния  агента при участии клиента в основном называется  взяточничество.

С точки зрения неоклассического подхода коррупционные отношения нужно анализировать  как выбор рациональных агентов.

Так как  коррупция и теневая экономика  могут  создавать дополнительные трансакционные издержки, то участники и третьи субъекты  таких отношений стремятся их минимизировать.

Для этого они могут использовать разные  инструменты. Государство со своей стороны,  стремится содействовать формированию модели по неприятию  возникновения теневой экономики и коррупционных явлений.

1.3 Социально-экономические последствия теневой экономики

Теневая экономика разрушает все сферы экономической жизни государства, рассмотрим основные социально-экономические последствия теневой экономии.

1.  Налоговая и бюджетная сферы.

Сокрытие экономической деятельности от государственного контроля и уклонение от уплаты налогов приводят к значительному сокращению доходной части бюджета, что является причиной недо-финансирования социальных программ и государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов). В развивающихся странах и странах с переходной экономкой сокращение средств, предназначенных для осуществления социальных программ и инвестиций в целях развития, ставит под угрозу социальную стабильность и прогресс.

Резкое сокращение государственных расходов обострило структурный кризис, поставив в тяжелое экономическое положение предприятия военно-промышленного комплекса, отраслей обрабатывающей промышленности, где сосредоточены высокие технологии и наиболее квалифицированный трудовой потенциал.

Недофинансирование государственных расходов - одна из важнейших причин -кризиса неплатежей[7].

Невыполнение бюджетом обязательств - одна из причин обострения проблемы неплатежей. Оно ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания.

Кроме того, уклонение от уплаты налогов- одних налогоплательщиков приводит к возрастанию налогообложения доходов других, законопослушных, налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.

Значительные масштабы имеют неэффективное распределение бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской деятельности, перераспределение экономических возможностей из-за незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий.

2. Денежно-кредитная сфера.

Влияние на денежно-кредитную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.

Манипуляции с валютой, которые осуществляют организованные преступные группировки для отмывания денег или получения незаконных доходов, могут оказывать пагубное влияние на обменные курсы и банковские системы во многих странах. Кроме того, наличие крупных полученных незаконным путем средств в отдельной стране создает зависимость, которую преступные элементы охотно готовы использовать.

Преступные организации также представляют собой серьезную угрозу существованию финансовых и коммерческих учреждений как на национальном, так и на международном уровне. Внедрение в учреждения, занимающиеся законной деятельностью, запугивание их владельцев, извращение целей их функционирования до такой степени, что они уже не могут служить ни интересам обществ, ни интересам акционеров, и ослабление управления такими учреждениями могут привести к злоупотреблению общественными средствами.

3. Конкуренция и эффективность рыночного механизма.

Влияние теневой экономики на рыночные механизмы неоднозначно.

С одной стороны, некриминальная часть теневого сектора имеет рыночный и конкурентной характер: мелкие производители, скрывающиеся от надзора контролирующих организаций, могут ориентироваться только на платежеспособный спрос таких же обособленных друг от друга покупателей.

Неформальное производство использует в основном не капитальные, а трудовые ресурсы[8].

Таким образом, под теневой экономикой понимают экономическую деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учете.

Сокрытие экономической деятельности от государственного контроля и уклонение от уплаты налогов приводят к значительному сокращению доходной части бюджета, что является причиной недофинансирования социальных программ и государственных институтов регулирования экономики.

Влияние на денежно-кредитную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.

Влияние теневой экономики на рыночные механизмы неоднозначно.

С одной стороны, некриминальная часть теневого сектора имеет рыночный и конкурентной характер: мелкие производители, скрывающиеся от надзора контролирующих организаций, могут ориентироваться только на платежеспособный спрос таких же обособленных друг от друга покупателей.

Неформальное производство использует в основном не капитальные, а трудовые ресурсы.

Производимая теневиками продукция имеет примерно тот же (или несколько более низкий) уровень качества, что и продукция легальных предпринимателей, но производится с более низкими издержками (неформальные бизнесмены не платят налогов и социальных платежей, могут давать заработную плату ниже законодательно установленного минимума и т. д.).

С другой стороны, предприятия теневого сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из-за своей относительной неэффективности общее производство и потребление в стране.

Глава 2. Практические аспекты теневая экономика в России (ДНР)

2.1 Специфика становления теневой экономики в современной экономике России

Становление современной «теневой» экономики в России можно отнести на конец 60-х - начало 70-х годов. Именно в это время существенный рост потребностей населения вызвал и рост спекуляции как первоначальной формы нелегального бизнеса. Главные причины ее развития - опережающий рост доходов против относительно низких темпов товарного наполнения потребительского рынка, государственный волюнтаризм при установлении розничных цен, которые, как правило, не отражали общественно-необходимые затраты труда на производство товаров, система натурального распределения материальных благ.

Становление «теневой» экономики происходило на фоне борьбы факторов как сдерживающих, так и стимулирующих развитие этих процессов. К сдерживающим факторам можно отнести следующие;

- низкая степень дифференциации населения по уровню материального достатка;

- отсутствие крупных денежных сбережений у большинства населения;

- жесткое законодательство и практика работы правоохранительных органов;

- массовое сознание, негативно воспринимающее обход закона в корыстных целях;

- ограниченность запросов населения из-за отсутствия информации.

К стимулирующим факторам относятся:

- рост потребностей вместе с ростом доходов у всех слоев населения;

- опережающая динамика доходов в сравнении с ростом производительности труда, относительно низкие темпы роста производства потребительских товаров и услуг;

- прогрессирующий рост надежных накоплений у населения;

- -возрастающее желание «овеществить» денежные средства, как способ спасения их от инфляции;

- -сдерживание экономической инициативы, уход активных предпринимателей в «теневой» бизнес;

- накопление относительно больших средств в руках дельцов «теневой» экономики и сращивание ее с уголовной преступностью;

- естественное стремление населения максимально поднять свои доходы, используя в этих целях любые способы, что в условиях ограничения легальных возможностей толкает людей в сферу «теневого» бизнеса;

- монополизм в экономике, диктат производителя, полная бесправность конечного потребителя - населения.

К 80-м годам «теневая» экономика быстро прогрессировала. Возросла коррумпированность государственных чиновников. Появились организованные преступные группы, тесно связанные с «теневиками».

Чрезвычайно высокими темпами росли обороты «черного» рынка. Часть отраслей, ориентированных на оказание услуг населению, «почернела» практически полностью - ремонт автомобилей, продажа строительных материалов, мебели, строительство домов, ремонт жилищ.

Одним из главных стимулов резкого рывка в развитии «теневой»экономики на фоне общей экономической стагнации явился известный указ 1985 года о борьбе с пьянством и алкоголизмом[9].

Отрицательное влияние его на социально- экономическую обстановку в России трудно переоценить. Благодаря этому решению из потребительского рынка был почти изъят один из самых массовых товаров народного потребления, приносивший фантастические доходы государству. В государственном бюджете образовалась дыра, которую заполнить было нечем. Из-за снижения общего предложения товаров и услуг при одновременном росте личных доходов резко возросло давление на потребительский рынок. Повсеместно расцвела спекуляция винно-водочными изделиями. Население активно и во все расширяющихся масштабах стало заниматься самостоятельным производством алкоголя, резко выросла продажа самогона.

Одно из самых негативных последствий указа состоит в том, что благодаря ему дельцы «теневого» бизнеса аккумулировали в своих руках огромные средства. Их влияние на экономику резко возросло, власть государства заметно снизилась. Дельцы «теневого» бизнеса смогли организовывать искусственный дефицит определенных товаров. Так, летом 1990 года были закрыты на ремонт от половины до двух третей всех табачных фабрик одновременно. Предложение упало, к нормальному спросу добавился ажиотажный. цена на табак у спекулянтов стремительно взлетела, а их доходы оценивались в миллиардах рублей.

Принятые несколько ранее законодательные акты о развитии кооперации и индивидуальной трудовой деятельности тоже стимулировали рост «теневой» экономики, так как дали реальную возможность отмывать «грязные деньги» без особого риска.

В конце 80-х годов начавшиеся межнациональные конфликты резко подняли спрос на оружие и боеприпасы - увеличились хищения их с военных объектов, предприятий-производителей. Прогрессирующими темпами стало расти незаконное производство и торговля оружия.

Неудачи реформы цен в апреле 1991 года привели к полному развалу потребительского рынка, повсеместному и всеобъемлющему дефициту, неконтролируемости денежной эмиссии. «Черный» - рынок укрепил свое влияние в торговле традиционными для этого сектора экономики товарами (алкоголь, табак, мебель, видеотехника, автомототехника, импортная одежда и обувь, косметика), оказании услуг (ремонт автомобилей, строительство домов и построек). А к середине 1992 года начался захват позиций по всему спектру товаров и услуг, в том числе и на продовольственном рынке.

Ослабление на протяжении последних 5-7 лет правоприменительной практики, особенно по экономическим преступлениям, также сказалось на росте “теневой”“ экономики. В эти годы, даже судя по зарегистрированным органами МВД преступлениям, преступность стала иметь более корыстную направленность, чем раньше, и эти процессы продолжают нарастать. Вместе с тем население практически перестало доверять правоохранительным органам и все реже стало обращаться к ним за помощью.

В 1992 году, в связи с некоторой активизацией экономической жизни вРоссии, были относительно исправлены диспропорции между экономическими возможностями страны, уровнем доходов населения, ценами на потребительские товары. Это, бесспорно. объективно сужает базу «теневой» экономики. Одновременно жесткое налоговое законодательство при отсутствии системы контроля за его исполнением, опять-таки объективно работает на развитие теневых форм экономической деятельности, сокрытие доходов, подкуп государственных чиновников. Усилившаяся социальная дифференциация, разделение на бедных и богатых, поляризация экономических интересов разных социальных групп, резкий рост потребностей определенной части общества при крайне скромных возможностях других - все это стимулирует рост «теневой» экономики.

Вступление стран СНГ в мировое сообщество, учитывая общую социальную нестабильность и слабость государственных структур в республиках бывшего СССР, также способствует тому, что «теневая»экономика будет поддерживаться из-за рубежа. Процессы разгосударствления и приватизации, бесспорно, усугубят криминогенную обстановку в экономической сфере и будут стимулировать подкуп должностных лиц, сокрытие доходов.

2.2 Коррупция в современном российском обществе как элемент теневой экономики

Коррупция на современном этапе в России – серьезная проблема.   

Значимыми  причинами  распространения коррупции  на сегодняшний день считаются  в некоторых случаях нерезультативная власть, отсталость гражданского общества, неконкурентоспособность, сырьевая направленность экономики и ее теневой характер, недоработки законодательства. Одной из основных причин развития коррупции в России является также смена нравственных ценностей на уровне личности, которая началась в 1960-е годы.

Далее обратимся к статистическим материалам за период 2011-2015 годы в Российской Федерации, представленным на рисунке 2.1.

Рис.2.1 Количество лиц в РФ, совершивших преступления коррупционной направленности за период 2011-2015 гг., чел.[10]

На рисунке ярко прослеживается то, что количество лиц, совершивших преступления коррупционного характера меньше во втором полугодии, чем в первом.

На рисунке 2.2 рассмотрим количество лиц в РФ, совершивших преступления коррупционной направленности за период 2011-2014 гг., чел.

Рис. 2.2 - Количество лиц в РФ, совершивших преступления коррупционной направленности за период 2011-2014 гг., чел.[11]

Исходя из рисунка 4, можем сделать вывод о росте количества лиц, совершающих преступления коррупционного характера за период 2011-2013 годов, но к 2014 году число лиц уменьшилось на 274 человека.

Согласно данным Генпрокуратуры, больше всего экономических преступлений совершается при  внедрении государственных и региональных программ, проведении торгов, а также контрольно-ревизионной и правоохранительной деятельности. Кроме этого, в связи с продуктовым эмбарго, который был введен Россией в 2015 году, факты коррупции были выявлены среди чиновников Федеральной таможенной службы и Роспотребнадзора.

На сегодняшний день, самой  объективной является информация о коррупции, которая отражает восприятие простых граждан, которые напрямую сталкиваются с эти явлением.

Так, в марте 2015 года Всероссийским центром изучения общественного мнения  (ВЦИОМ) проводился  опрос среди населения о  состоянии коррупции в более важных областях  жизнедеятельности российского общества.

Результаты данного опроса представлены на рисунке 2.3.

korrupciya-infografika

Рис.2.3 – Результаты опроса граждан о состоянии коррупции в России[12]

Исходя из результатов опроса, 80% респондентов считают, что коррупция в обществе высокая.  В  основном, так думают  86  - 89% населения  крупных и средних городов. В своем населенном пункте коррупцию считают распространенным явлением  62%  респогдентов.

Многие граждане считают, что самой коррумпированной является местная власть – 39% респондентов.

В лидерах по  коррупции, согласно мнению граждан РФ, стоит  ГИБДД и федеральные органы власть. О коррумпированности ГИБДД заявили  33%, респондентов, о федеральной власти – 26%.

Коррупцию в полиции и медицине отметили по 19% респондентов, при этом число считающих это явление распространенным в правоохранительных институтах снизилось с 26% до 19%. Еще по 18% опрошенных  заявили о коррупции в судах и в области  крупного бизнеса[13].

О распространении коррупции в  ЖКХ и образовании упомянули 14% и 13% соответственно. Коррумпированность в военкоматах и армии отметили лишь 6% и 4% соответственно, в парламенте – всего 5% респондентов.

Немаловажной тенденцией, можно назвать понижение количества взяточничества. Так,  80% респондентов считают,  что в течении последнего года они не  давали взятки. В основном об этом говорили граждане в возрасте  – 87% из общего числа респондентов. О том, что они давали взятки, заявляли 19%, при этом 12% отметили, что это  единичные случаи, и только 7% отметили, что это они делают постоянно. Чаще всего о необходимости давать взятку сообщили жители Москвы и Петербурга – 36% респондентов.

Исходя из  анализа результатов опроса, размах коррупции в России находится все же на высоком уровне.

Российские граждане реально ощущают влияние коррупции в ходе своего непосредственного взаимодействия с представителями институтов  государственной власти и местного самоуправления, когда часто любой вопрос можно решить, только после дачи взятки, в самых разных формах, определенному госслужащему.

Несмотря на то, что масштабы коррупции не оказывают существенного воздействия  на экономику страны в общем, однако это явление  деморализует простых граждан, разлагает чиновников, что приводит к тому, что  коррупция становится повседневной, обыденной, по сути, общепринятым и даже не осуждаемым обществом явлением.

Все это, в конце концов,  тормозит внедрение  крупномасштабных экономических и социальных преобразований, и само о развитие российского государства.

Исходя из этого, можно отметить, что коррупция относится к числу самых опасных явлений, поэтому необходима разработка и реализация комплексны мер по профилактике, предупреждению и противодействию ее в рамках государственной антикоррупционной политики.


Сегодня Донецкая Народная Республика переживает не самые лучшие времена, и это связано с событиями, которые происходят.

Экономика разрушена, безработица и все это порождает развитие теневой экономики и коррупции в стране.

Большая часть предприятий экспортно-ориентированных отраслей использует от одного до 40 процентов производственных мощностей и едва остается на плаву. Находясь на территории Украины, эти предприятия более 50 процентов продукции производили на экспорт.

«Сейчас мы ограничены», - пояснил профильный министр ДНР одном российском СМИ.

Чтобы исправить ситуацию в стране, правительство ДНР пытается принять какие – либо меры, т.к. проиходит постепенное восстановление города, конечно заработная плата за данную работу небольшая – 2500 руб, происходит национализация некоторых отраслей, которые ранее принадлежали украинским олигархам.  

Один из таких олигархов - одна из самых богатых людей Украины Ринат Ахметов. Сам он уже два года, как покинул Донецк, но к этому времени присылает жителям города гуманитарную помощь. Его предприятия до сих пор работают в Донецке и регионе, хоть и не на полную мощность, - по крайней мере так заявляют представители финансово-промышленной группы «СКМ», акционером которой является Ахметов. Сама же «СКМ», главный офис которой находится в Донецке, насчитывает более 100 предприятий и заявляет, что ее консолидированный доход в 2015 году составил 11,2 миллиарда долларов США[14].

Однако важнейшие активы Ахметова - Мариупольский металлургический комбинат и «Азовсталь» - находятся в Мариуполе, который находится под контролем Украины. Поэтому на фоне «СКМ»Ахметова ситуация у других владельцев предприятий Донбасса значительно хуже: они не имеют сырья и рынков сбыта.

Между тем работа предприятий, принадлежащих владельцу «СКМ» как считают специалисты в ДНР работают по теневой схеме.

Так, в «СКМ» постоянно утверждают, что «платят налоги в бюджет Украины, дают работу и заработную плату жителям в зоне конфликта».

Кстати, другие промышленные производства, расположенные на территории, которые неподконтрольны, также платят налоги в бюджет Украины. По крайней мере, на это указывает директор Департамента мониторинга доходов и учетно-отчетных систем государственной фискальной службе (ДФС) Николай Чмерук.

Из предоставленных им данных следует, что объем выплаченных налогов предприятиями с неподконтрольной территории за семь месяцев этого года составил 4,1 миллиарда гривен. И это лишь на треть меньше в сравнении с аналогичным периодом 2015 года.

Однако, предоставить полную картину, сколько предприятий сейчас работает на территории «ДНР» и какова их доля, например, в статистике занятости местного населения, сложно.

Известно, однако, что те или иные предприятия бывших членов Партии регионов работают на рынке «ДНР». Как? Секрет Полишинеля как-то раскрыл один из глав «районной администрации» Донецка.

В интервью местной газете чиновник сообщил, что завод холодильников «Норд» экс-регионала Валентина Ландика теперь называется «Интертехника», кондитерское предприятие «Конти» известного экс-регионала Бориса Колесникова теперь работает в Донецке под названием «Тор», а продукцию кондитерской фабрики «АВК» можно приобрести под новой маркой «Лаконд».

Это типичная схема, когда украинское предприятие создает дочернее – в ДНР, но под другим названием. По документам, оно не имеет никакой связи с украинским и платит налоги в ДНР. И так работают не меньше половины пищевых предприятий. Как бы они не назывались, проблемы с сырьем и сбытом остаются. Как и убыточность. На том же «Конти», до войны за сутки производилось 550 тонн сладкой продукции, а сейчас всего 350 тонн в месяц. А местный молокозавод, по данным на весну, работал только на 20 процентов мощности[15].

В ДНР меняется и структура рынка. Предприятия тяжелой промышленности в значительной степени простаивают, аэропорта нет, строительство парализовано.

Республика переходит  крупной промышленности к мелкому торгашеству, лавочникам и извозному промыслу,

Основная программа - социальная неквалифицированная работа: расфасовка гуманитарной помощи, уход за больными, расчистка территорий, восстановительные работы. Зарплата 2500 рублей (примерно тысяча гривен).

Люди не хотят там работать за такие деньги, но часто выбора нет. Безусловно, при такой работе промышленности бюджет катастрофически дотационный. Поэтому все соцвыплаты и зарплаты бюджетникам, и средства на благоустройство города, и бесконечные гумконвои идут из России. Нужно же хоть как-то лояльность народа поддерживать.

Таким образом, можно отметить, что экономические проблемы порождают теневую экономику, т.е. возникают теневые схемы, бюджет недополучает деньги, люди пенсии и т.д.



















Глава 3. Государственная политика противодействия теневой экономики  и коррупции в России (ДНР)

3.1 Некоторые аспекты государственного противодействия теневой экономике

Основной задачей, стоящей перед государственным регулированием теневой экономики, является определение ее предельного значения в рамках национальной экономики, в частности, для экономики Российской Федерации и ДНР, при этом необходимо учитывать обстоятельство, что пол- ностью искоренить данное явление невозможно.

Минимальный уровень теневизации экономики должен находится в пределах показателя доли те невой экономики в развитых странах – от 8 до 13 % от валового внутреннего продукта[16].

Существует ряд обстоятельств, не позволяющих государству предпринимать решительные действия для сокращения теневого сегмента.

Первое заключается в том, что задача по уменьшению уровня теневизации возлагается на государственные органы и является для них очень сложной, так как они не мотивированы ее решать.

Второе обусловлено тем, что решать проблему необходимо во всех субъектах одновременно: политика ужесточения в отдельных регионах, приводит к переходу теневой деятельности в другой субъект, где нет жестких ограничений.[17]

Механизм регулирования теневого сегмента на государственном уровне в России и ДНР должно носить, как уже отмечалось выше, комплексный характер государственной политики, рассчитанной на длительный период.

Это особо актуально в настоящее время, так как сейчас в России происходит формирование новой политической обстановки и повышается роль и ответственность государства перед гражданами России в сфере экономики.[18]

При разработке государственного механизма противодействия теневой деятельности необходимо учитывать, что на макроэкономическом уровне теневые отношения анализируются с позиций ее влияния на структуру экономики, производства, распределения, перераспределения и потребления валового внутреннего продукта (ВВП), на занятость, инфляцию, экономический рост и другие макроэкономические процессы.

А на микроэкономическом уровне необходимо сконцентрироваться на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рын- ки товаров и услуг, ценных бумаг.

Существует три подхода к формированию механизма противодействия государства теневой экономики:

 − организационный подход;

− управленческий подход:

− организационно-управленческий подход.

Организационный подход позволяет отслеживать действие объективных закономерностей организации, раскрывать критерии и принципы организованности, исследовать организационную основу процесса противодействия теневой экономики, организационную среду и условия активно- сти субъектов предпринимательской деятельн сти, анализировать организационный механизм и прогнозировать пути его совершенствования.

 Управленческий подход изучает управление как одну из функций организации, разрабатывает цели, возможности и методы управляющего воз- действия на организацию противодействия тене- вой экономике в соответствии с объективными закономерностями управления.

Организационно-управленческий подход в формировании механизма противодействию теневой экономике.

Системный анализ поведения субъектов в теневом секторе экономики, его формализация, исследование функций и, соответственно, выявление закономерностей противодействия официальной экономике как системе логи- чески требует построения государственной системы противодействия теневой экономике, одним из элементов которой и является механизм противодействия теневой экономике, в частности, его организационно-управленческой составляющей.

В рамках изучения последнего подхода необходимо обратить внимание на исследование С. М. Проява в области борьбы с коррупцией, в котором разработана общая модель формирования и функционирования организационно-управленческой системы борьбы с коррупцией.[19]

Данную модель можно преобразовать и исполь- зовать для создания государственного механизма противодействия теневой экономике.

 К субъектам, осуществляющим государственное противодействие теневой экономики, относятся:

-  носители хозяйственных интересов – социальные группы, к которым относятся малообеспеченные слои населения: пенсионеры, инвалиды, студенты и др.;

- выразители хозяйственных интересов -  общественные организации, представляющие и заищающие интересы: профсоюзы, союзы предпри- нимателей, фермеров, торговцев, студентов и т. д.;

- исполнители хозяйственных интересов - иерархичная система государственных органов исполнительной власти. При этом объектами регулирования со стороны государственных органов выступают сферы и отрасли социально-экономической жизни.

Чаще всего на государственном уровне выступает сектор теневой экономики на национальном и региональном уровне.

3.2 Современная антикоррупционная политика российского правительства: направления, методы, результаты

На современном этапе, значимую  роль в понижении уровня коррупции играет информационная открытость и средства массовой информации.

Антикоррупционная политика, которая проводится в России в исполнении и разработке разнообразных и последовательных мер государства и общества по ликвидации обстоятельств, условий и причин, которые создают и питают  коррупцию в разных областях общества, к ним относится и информационная область.

В плане борьбы  с коррупцией, необходимо отметить, что профилактика коррупции более действенна и желательна, чем ликвидация ее за счет   силовых средств.

Антикоррупционная стратегия содержится также и в иных направлениях воплощения в жизнь административной реформы, в частности повышение информационной открытости деятельности институтов государственной власти и местного самоуправления. Так, для исполнения самых значимых  направлений этого документа были изданы федеральные законы, которые сосредоточены на том, чтобы  повысить  открытость и прозрачность власти, в пример можно привести Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[20]

Самым эффективным механизмом является предельно возможная деперсонализация взаимоотношения государственных чиновников с организациями и населением, за счет внедрения  системы «одного окна», системы «круглого стола» и системы электронного обмена информацией,  больше всего уязвимых с точки зрения коррупции: налоговые службы, органы полиции, службы ЖКХ и т.д.

Многие эксперты считают, что одна из мер по искоренению мздоимства – это ужесточение наказания за данный вид преступлений. И соответствующие поправки уже внесены в нормативно-правовую базу.

Так,  Президент России Владимир Путин подписал 2 антикоррупционных указа  «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О противодействии коррупции»[21] и «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»[22].

В указах утверждена форма справки о расходах госчиновника, если он   приобретает землю, объект недвижимости или транспортное средство, ценные бумаги и акции.

Должны быть указаны источники получения средств, за счет которых совершена сделка. Также определен механизм представления чиновниками, их супругами и несовершеннолетними детьми информации о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает дополнительные меры борьбы с коррупцией. Уголовный кодекс предполагается дополнить статьей «Злоупотребление влиянием». Он будет предусматривать штраф в размере до 30-кратной суммы взятки, или лишение свободы до трех лет[23].

Специальные органы

В целях уничтожения негативного социального явления был учрежден Совет при президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В него вошел целый ряд высокопоставленных чиновников: Юрий Чайка, Сергей Собянин, Сергей Иванов. При прокуратуре был создан отдел по борьбе с коррупцией в России, сотрудники которого профилировались на раскрытии именно этого вида преступлений. Уже удалось привлечь к ответственности несколько региональных губернаторов и мэров.

Потенциальные меры безопасности

 Для решения проблемы необходимо, чтобы деятельность государственных органов носила открытый характер. Все ветви власти должны быть прозрачны для народа. Необходимо осуществить административную реформу, чтобы сделать качество и доступность госуслуг еще выше, а издержки предпринимателей, связанные с бюджетным регулированием, – ниже. Необходимо реформировать судебную систему и сломать в ней коррупционную составляющую, нивелировав влияние чиновников на представителей Фемиды. Не лишним будет преобразовать и сферу естественных монополий. Деятельность крупных компаний находится в тени не только для простого обывателя, но и для сособственника акционера. Прозрачной необходимо сделать систему ЖКХ.

Вместе с тем, как свидетельствуют отзывы граждан, меры, которые государство принимает для искоренения мздоимства, пока что малоэффективны: чиновники продолжают брать взятки, не боясь ответственности.

Методы борьбы с коррупцией

Уничтожение коррупции во всех проявлениях должно быть общенациональным делом.

Методы, которые действительно помогут сделать борьбу с коррупцией успешной, и которые сегодня активно применяются для данной цели - это прозрачность институтов государства, их подконтрольность обществу, правильная мотивация людей на государственной службе - чиновников, строгая система их отбора, вознаграждения за работу[24].

Результаты.

Множество государственных компаний и корпораций регулярно проходит проверку на коррупционную составляющую. В их числе - Пенсионный фонд страны, Фонд реформирования ЖКХ, Внешэкономбанк, «Российский автомобильные дороги» и многие другие. В результате таких проверок выявляются тысячи нарушений, к ответственности привлекается множество граждан (дисциплинарные наказания, увольнения, штрафы, уголовные наказания).

Также значимым результатом по борьбе с коррупцией является:

• Введение в России в практику международных антикоррупционных стандартов.

• Полная ратификация Россией Конвенции ООН по борьбе с коррупцией.

• Жесткий контроль над доходами и расходами чиновников.

• Возникновение в большинстве ведомств специальных уполномоченных органов для профилактики коррупции.

• Запрет иметь, открывать счета в иностранных банках, хранить в них денежные ценности, использовать иностранные финансовые инструменты распространяется на госслужащих, принимающих участие в подготовке решений, связанных с нацбезопасностью и суверенитетом России.

• Запрет на занятие предпринимательской деятельностью (лично и силами доверенных лиц), на участие в управлении хозяйствующими субъектами (за некоторыми исключениями) распространяется на государственных, муниципальных служащих.

В рамках борьбы с коррупцией Россия активно сотрудничает с другими странами, с международными организациями.

Регулярно проходят заседания президиума Совета при Президенте по противодействию коррупции.

По словам президента, сил и времени борьба с коррупцией в РФ занимает и требует много, однако, государство обязательно будет продолжать идти по данному пути.


[1] Экономическая теория, учебник для вузов, под ред. Камаева В.Д., .- М.: Приор, 2011. – С.211.

[2]  Экономическая теория (политическая экономия), учеб. Пособие, под ред. Шагиняна Г.Н..-  Ростов-на-Дону, «РИНХ», 2014. –С.145

[3] Макроэкономика / Под ред. Л.Ю. Тарасевича. - СПб.: Питер, 2012. – С.128

[4] Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. Пер с англ. О. А. Алякринского. - М: Логос, 2003. - 356 с.

[5] Becker G.S. The Economics of Crime // Cross Sections. 1995. Fall. P. 8-15.

[6] Рахимжанов А.М. Классификация коррупции и методы ее изучения [Электронный ресурс] Режим доступа: [7]  Макроэкономика / Под ред. Л.Ю. Тарасевича. - СПб.: Питер, 2012. – С.150

[8] Экономическая теория, учебник для вузов, под ред. Камаева В.Д.- М.:  Приор, 2011. – С.215.

[9] Синюкова Т.Н.  Понятие и подходы к содержанию теневая экономика//Вестник Нижегородской академии.-2015.- №1(29).-С.333

[10] Шульга  В.И. Коррупция в статистике современной России//Вестник Владивостокского государственного университета.-2015.-№1(28).-С.29

[11] Шульга  В.И. Там же. С.30

[12] Ямщикова С.Л Современное состояние коррупции  в России// Экономика и социум.- 2016.- №6(25).- С.3

[13] Донец М.В. Современный взгляд общества на теневую экономику и корррупцию в нашем государстве / М.В. Донец В.Н. Ширяев // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - № 1 (4). - С. 289

[14] ДНР сегодня. Как работает экономика ДНР [Электронный ресурс] Режим доступа: https://euroua.com/zona-ato/8246-dnr-segodnya-kak-rabotaet-ekonomika-dnr


[15] ДНР сегодня. Как работает экономика ДНР [Электронный ресурс] Режим доступа: https://euroua.com/zona-ato/8246-dnr-segodnya-kak-rabotaet-ekonomika-dnr

[16] Лунев Д. С., Лунев Р. С. Система мер по предотвращению и снижению уровня воздействия теневой экономики на деятельность и развитие организаций в регионе // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013.-  № 2. - С. 62

[17] Федорова А. Ю., Самойлова С. С., Дорожкина Н. И. Становление и развитие системы межбюджетных отношений в Российской Федерации// Социально-экономические явления и процессы. – 2015. -  № 5 (051). - С. 210.

[18] Шепелев О. М., Сутягин В. Ю. Государство и корпоративное управление в российской экономике // Актуальные инновационные исследования: наука и практика.-  2015. -№ 2.- С. 23.

[19] Проява С. М. Экономизация коррупции. Механизм противодействия: монография. - М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2011.- 98с.

[20] Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]//СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21] Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 (ред. от 08.06.2016) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции»)//СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 310 (ред. от 23.06.2014) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»//СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: #"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23] Госдума предложила ввести наказание за злоупотребление влиянием [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/sujet/3380/


[24] Борьба с коррупцией в России: методы и результаты  [Электронный ресурс] Режим доступа: http://se-temu.org/

 


Похожие работы на - Автоматизированные поверочные установки: какими они должны быть

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!