Топливный насос Б9В

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    История техники
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,63 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Топливный насос Б9В

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 6

1. Сущность маркетинга на предприятии…………………………………...8

1.1 Маркетинг: основные понятия и  определения………………………...8

1.2. Функции маркетинга…………………………………………………….17

1.3  Организация службы маркетинга на предприятии…………………..22

2. Анализ деятельности службы маркетинга на предприятии ООО «СибГласс»…………………………………………………………………………..28

2.1 Характеристика обследования предприятия ООО «СибГласс»……28

2.2 Сравнительная характеристика конкурентов………………………...41

2.3 Структура и функции служб маркетинга предприятия ООО «СибГласс»…………………………………………………………………………...45

2.4 Совершенствование служб маркетинга предприятия………………..50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………55


ВВЕДЕНИЕ


Избранная тема дипломной работы актуальна и обуславливается важностью организации служб маркетинга, в особенности в компаниях, которым приходится работать в сфере услуг, неизменно динамично развивающейся. Перенимая чужой опыт, и создавая собственные идеи в этом направлении, приходится принимать условия нового рынка, ежеминутно совершенствуясь, в связи с конкуренцией.

Задачей предоставленной дипломной работы стало модернизация служб маркетинга, как части развития внутреннего маркетинга предприятия, усиливающей эффективность обслуживания клиентов, и как результат рост показателей клиентоориентированности предприятия. Практическая важность работы обуславливается неизбежностью глубокого комплексного исследования эмпирических данных о реализации стратегии внутреннего маркетинга компаний, работающих сегодня в сфере услуг.

Задачами дипломной работы являются:

— исследование основных формулировок  и функций маркетинга;

— исследование организационных моментов служб маркетинга;

— провести стратегический анализ маркетинга и изучить структуру и назначение службы маркетинга;

— разработать пути роста результативности маркетинга на предприятии.

Предметом проведения исследования стало ООО "СибГласс" (бывшее название ЗАО "Сибирская Стекольная компания") - одно из ведущих предприятий Сибирского региона на рынке промышленной переработки стекла.

Объектом исследования явилось комплекс признаков эффективности внутреннего маркетинга. В ходе написания диплома были использованы как общеэкономические технологии научного познания (дедукция, анализ, синтез), так и специализированные технологии маркетинговых исследований.

Структура работы выстроена в логической последовательности и отражает постепенное достижение цели дипломной работы через решение отдельных задач. Работа состоит из введения, двух глав, объединенных в основную часть, заключения, списка использованной литературы.

Дипломная рaбота состоит из введения, двух глав, заключения, списка ис-пользованных источников и литературы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы маркетинга, функ-ции и службы маркетинга.

В первой главе дипломной работы «Сущность маркетинга на предприятии» рассмотрены основные понятия, функции маркетинга. А также организация службы маркетинга на ООО «СибГласс».

Во второй главе «Анализ служб маркетинга на предприятии» рассмотрены исследование предприятия ООО «СибГласс», проведен стратегический анализ, разобрали структуру служб маркетинга и сделаны предложения по совершенствованию системы внутреннего маркетинга.

1. Сущность маркетинга на предприятии

 

1.1 Маркетинг: основные понятия и  определения

Термин «маркетинг» происходит от английского слова «market», что в пе-реводе на русский язык означает «рынок», и «getting», что значит «овладевание». Другой подход рассматривает слово «marketing» - как рынковедение. Первоначально под маркетингом подразумевалось изучение рыночного спроса на производимую продукцию и организация сбыта этой продукции.

Ф. Котлер выделил в отдельную специальность маркетинг. Определение новой науке также дал он.

Традиционная трактовка Ф. Котлера, профессора, основателя теории маркетинга: маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд, потребностей посредством обмена. Что такое маркетинг, как ни странно, знают сегодня зачастую только люди, напрямую связанные с данной сферой деятельности. А у неспециалистов порой достаточно размытые представления об этой сфере работы. Кроме этого, можно сказать, что маркетинг в более широком смысле представляет собой философию управления предприятием, согласно которой решение проблем и удовлетворение потребностей потребителей приведет к цели маркетинга - коммерческому успеху компании - и принесет пользу обществу.

Следствием любой деятельности является сбыт или реализация товаров и услуг с целью получения выгоды. Любое общество базируется на производстве материальных благ с внедрением имеющихся ресурсов, и их распределении. Суть маркетинга заключается именно в рациональном распределении товаров и услуг, поиске новых каналов сбыта и исследовании моделей поведения покупателей. Маркетинг может представлять собой определенную концепцию или конкретную модель поведения, то есть способ его применения на практике. Существует несколько понятий этой науки. Каждый ученый в области экономики дает свою оценку и по-своему обусловливает роль маркетинга. Если обобщить эти значения, то можно сказать, что это совокупность методов, приемов и институтов их осуществляющих, для доведения предложений до конкретного потребителя, который в них нуждается.

 Сущность маркетинга заключается в осуществлении всех видов труда, направленных на продвижение товаров или услуг до покупателя. Имеющиеся ценности (товары и услуги) являются вкладами в этот процесс. А удовлетворение желаний потребителя считается конечным результатом.

Цели маркетинга можно разделить на основные и дополнительные. К основным в первую очередь относится аналитическая. Ведь прежде чем производить товар, необходимо освоить рынок, его структуру, потребление данного товара.

Производственные цели маркетинга полагают организацию материального и технического снабжения, управление конкурентоспособностью продукции, ее качеством. Выделяется также сбытовая цель маркетинга, сущность которой заключается в организации системы движения товаров, формировании спроса, системы продаж, а также стимулировании сбыта продукции. Сюда же относятся товарная и ценовая политика, и организация сервиса.

Также немаловажную роль играет управленческая составляющая (цель), которая заключается в правильной организации системы коммуникаций, внедрении эффективных принципов управления и контроля, а также в управлении рисками. Управленческие цели маркетинга, прежде всего, призваны усовершенствовать внутреннюю инфраструктуру организации, и подразумевают, в частности, повышение квалификации сотрудников, внедрение новых технологий и правильное построение системы управления.

Для того чтобы деятельность компании была наиболее эффективной, нужно хорошо изучить нужды потребителей, обеспечить их определенными товарами, установив соответствующие цены, разработать при этом хорошую рекламу. Надо также, чтобы каждый ее сотрудник четко представлял себе основные задачи маркетинга, от которых зависит дальнейшее развитие предприятия.

Благотворительные мероприятия значительно влияют на благоприятный имидж организации, а также на решение поставленных задач и достижение запланированных целей.

Разбирая основные цели маркетинга, можно также выделить еще несколько из них. В частности, это рыночная цель, суть которой в постоянном поиске новых перспективных рынков сбыта, а также покорении доминирующего положения на уже существующем рынке.

Что касается правильного создания ценовой политики, стимулирования роста продаж путем проведения грамотных рекламных компаний, улучшения качества товара, а также исследования потребностей населения, то все это является составляющей обеспечивающей цели маркетинга.

Но все же на первом месте среди целей стоит выделить успешную реализацию товаров и услуг. Ведь основная задача - стимулировать сбыт, заинтересовать покупателя в покупке того или иного продукта с целью получения большей прибыли.

Также необходимо максимизировать выбор потребителей, что заключается в создании широкого ассортимента товаров, который может удовлетворить любые потребности. Также необходимо увеличить степень удовлетворения потребителей. Это означает не простое увеличение продаж, а рост удовлетворенности потребителей.

В связи с раскручиванием глобальной сети все большее значение  завоевывает интернет-маркетинг. Сущность его - в выполнении ведущих событий и стратегий сквозь онлайн. Цели интернет-маркетинга во многом напоминают цели простого маркетинга, но с учетом интернет-составляющей. В частности, это создание грамотного плана, продвижение продуктов с поддержкой сети, а еще вербование и, собственно что важно,удержание покупателей с поддержкой оперативного информирования о продуктах. С поддержкой Онлайна возможно деятельно поддерживать имидж предприятия, а еще проводить нужные выборочные опросы . В связи с раскручиванием глобальной сети все большее смысл завоевывает интернет-маркетинг. Сущность его в выполнении ведущих событий и стратегийсквозь онлайн. Цели интернет-маркетинга во многом напоминают цели простого маркетинга, но с учетом интернет-составляющей. В частности, это создание грамотного плана, продвижение продуктов с поддержкой сети, а еще вербование и, собственно что важно, удержание покупателей с поддержкой оперативного информирования о продуктах.

С помощью Интернета вполне вероятно активно поддерживать имидж фирмы, а еще проводить нужные выборочные опросы .Чтобы цели маркетинга благополучно были достигнуты, а их выполнение стало реальным, они должны в доступной форме доноситься до каждого сотрудника компании. Основная задача - это формулирование целей в количественном виде, для того чтобы сотрудники четко понимали, что именно они получат взамен при достижении поставленной задачи.

Маркетинговые цели достигаются с помощью создания положительного имиджа компании, внушительного роста прибыли и объемов продаж, а также превалирования в конкурентной борьбе.

 Сущность маркетинга заключается и в осуществлении планирования, контроля над бюджетом и результатами деятельности. К основным его принципам относят:

1. Исследование рынка, потребностей, спроса до принятия производственных решений.

2. Выполнение необходимых требований, которые будут отвечать современным запросам и рыночной ситуации. Производство должно ориентироваться на нужды потребителя и уметь реорганизоваться в связи с появлением новых факторов.

 3. Воздействие на выбор покупателя и на весь рынок при помощи специальных средств. Здесь важную роль играет реклама как средство влияния на потребителя.

Сущность маркетинга менялась в зависимости от периода развития производственных процессов и рыночных отношений. Здесь различают несколько этапов.

Изначально деятельность была создана на формировании товарной ориентации. То есть улучшалось качество товаров и услуг без учета спроса и потребностей.

Затем производители стали ориентироваться на сбыт продукции за счет рекламы, долговременного планирования и других методов. Это сбытовая ориентация.

Далее следует рыночная концепция, которая связана с улучшением качества товаров и услуг на фоне высокого спроса.

И, наконец, последние десятилетия ознаменовались расцветом маркетинговой ориентации, которая предполагает использования  всех методов, необходимых для влияния на потребителя с целью увеличение спроса.

Распознают следующие виды современного маркетинга:

- Социальный маркетинг занимается изучением политических и общественных факторов, которые влияют на спрос.

- Консюмеризм ориентируется больше на защиту прав потребителей.

- Бихейворизм берет за основу психологическую модель поведения покупателя.

Стратегический маркетинг является одним из известных направлений. Здесь предусматриваются все условия, влияющие на спрос. К ним относят не только внешние проявления, но и внутренние резервы и возможности фирмы.

Каждое из этих направлений ставит своей целью изучение спроса и желаний потребителей.

Очевидно, что, несмотря на гигантское количество трактовок этого термина, все они близки между собой по смыслу. Недостаточно знать лишь значение слова «маркетинг». Определение его будет неполным, если отдельно не выделить комплекс маркетинга. К нему относится все то, что компания может предпринять для увеличения спроса на свои товары и услуги. Котлер определяет комплекс маркетинга как набор контролируемых и прогнозирование переменных факторов маркетинга, сочетание которых предприятие применяет для получения желаемой реакции со стороны целевого рынка. К составляющим комплекса маркетинга относят цену, товар, политику распределения и стимулирования сбыта. Определение же комплекса маркетинга для сферы услуг уже будет более широким. Оно включает в себя людей, процессы и физическое окружение.

Понятие маркетинга раскрывается в концепции управления и философии бизнеса, то есть в организации хозяйства и производства, с целью удовлетворения объективных потребностей каждого из потребителей как природных, так и экономических благ. Исходя из этого, можно определить, что маркетинг – это целостная система по организации производства и реализации готовой продукции, которая сориентирована на удовлетворение всех потребностей рынка, а также на получение экономической выгоды от такой деятельности. Но самое главное задание такой системы состоит в том, чтобы разработать тактику и эффективную стратегию поведения компании в рыночных условиях за счет изучения экономической ситуации.

На современном рынке очень трудно заявить о себе и доказать, что продукция, которую предлагает новоиспеченное предприятие, намного лучше той, спрос на которую уже есть. В условиях конкурентной среды каждое движение, любой шаг, даже самый маленький, может стать решающим. Именно поэтому появилась необходимость продумывать и планировать каждую деталь деятельности предприятия, ведь каждый, кто приходит в бизнес, хочет достичь успеха.

 Основные понятия маркетинга помогут детальнее разобраться в этой сложной, но очень интересной науке.

Первое понятие, которое нужно запомнить, – это нужда, то есть острое чувство, которое человек ощущает, когда ему что-то очень нужно в данный момент времени.

Нужда как понятие имеет классификационные критерии:

1. В зависимости от причины появления она может быть: врожденная (еда, одежда) или приобретенная (успех, деньги, признание).

2. По результатам влияния на здоровье и общее состояние человека нужда бывает: позитивная (учеба, спорт) или же негативная (употребление алкоголя, курение).

Второе, что обязательно пригодится начинающему маркетологу, – понятие мотива. Этот как раз основной термин, через который реализуется на практике понятие и сущность маркетинга, ведь именно мотив – это та нужда, которая в текущих рыночных условиях стала актуальной. Стоит отметить, что это единственный верный путь, который полностью формирует поведение людей, являющихся потребителями.

Третий термин – потребность. Он очень похож по своей сути на мотив, но отличается тем, что такая нужда уже приняла очертания конкретной формы.

Четвертое понятие вытекает логическим путем из трех предыдущих. Желание – подкрепленная волей человека потребность.

Усвоив эти основные понятия маркетинга, которые могут показаться очень простыми и банальными на первый взгляд, можно добиться огромных успехов, конечно, только при условии правильного использования полученных знаний.

На сегодняшний день совершенно невозможно переоценить значимость представленной  науки о построении стратегии рыночной деятельности, ведь именно с ее помощью можно громко заявить о себе, разрекламировать новый революционный и инновационный продукт, притянуть новых клиентов и расширить рынок сбыта такой продукции. Путей продвижения достаточно много, и каждое предприятие должно самостоятельно выбирать путь, каким оно будет развиваться, на какие аспекты обращать внимание, а какие совершенно не влияют на деятельность компании, но в любом случае запрещено забывать про основные понятия маркетинга.

Такая деятельность, как маркетинг,определение содержит многозначное. Есть в пределах одной тыс. ведущих трактовок маркетинга, стала знаменитойфраза Лебедева о том, что его вообще не существует. Однако он есть, и результаты деятельности специалистов в этой области можно заметить невооруженным глазом. А результатами является резкий скачок спроса на товары или услуги и положительное отношение потребителей.

Правда, последний пункт обеспечивается в большей степени организациями по связям собщественностью. Под определение "маркетинг" подпадает практически любая деятельность, которая увеличивает спрос на товар.Но не стоит путать его с рекламой. Это более широкая сфера. У маркетинга есть свои принципы, которые соблюдает каждый специалист в данной области. Первый из них звучит как "правильный товар в правильном месте". Это обозначает, что изготовлять и реализовать надо только то, что имеет спрос и потребителя. Если нет потребителя, то все усилия по продвижению продукции на рынке могут оказаться напрасными. Кстати, маркетинг определение получил в свое время, именно исходя из этого правила.

Еще один принцип - соответствие. Это обозначает, что товар должен отвечать уровню потребителя. Как часто вещи, которые опередили свое время, оказывались невостребованными. В этот же принцип входит определение о том, что потребительский спрос надо удовлетворять полностью.

Маркетинг определения имеет самые разнообразные, но, уяснив его положения, можно понять, что из себя представляет этот процесс. Третий закон гласит, что товар должен появиться или присутствовать на рынке тогда, когда он наиболее необходим. Это говорит о том, что иногда приходится ждать и медлить с выпуском какого-либо товара по той причине, что его время еще не подошло. Этот принцип перекликается со вторым.

Еще один принцип - обновление. Как бы ни был превосходен и совершенен товар, для увеличения спроса и увеличения продаж надо регулярно обновлять его.  Данный закон обязательно соблюдают все преуспевающие организации. Если взять, например, производителей смартфонов, то можно обнаружить, что они каждый год обновляют модельный ряд, вынуждая тем самым потребителей покупать. Под маркетинг определение обновления, как действия ради наивысшей пользы покупателя - будет одним из самых оптимальных. Хотя такие определения, конечно, станут лукавством, потому что большинство обновлений делается только ради увеличения сбыта.

Почему дизайнерские вещи имеют спрос, а простые стандартные костюмы отечественного производства его не имеют? Потому что дизайнеры всегда обновляют модельный ряд, и приобретение одежды у них будет показателем стильности. Тогда как простые вещи ни о чем не говорят. Кто-то считает, что в определение "маркетинг" входит также умение делать деньги из воздуха. Отчасти это так, но на самом деле это скорее умение предугадывать спрос и осуществить поставку нужного товара на рынок в нужный момент. Последний закон маркетинга провозглашает единство тактики и стратегии. Это позволяет в самые короткие сроки наметить план и реализовать его.

В определение "маркетинг" входит очень много красивых, но лукавых выражений. Такая поэтичность, конечно, заслуживает признания. Однако она же и говорит о фальшивости фраз и расхождении слов и намерений. Никто не сомневается в том, что производитель старается ради потребителя. Но смысл здесь другой: хороший и инновационный товар получит спрос. Здесь пересекается качество и спрос на продукцию. Поэтому, когда производитель говорит, что он просто не переставал любить своих клиентов, то следует также подразумевать под этим, что и успех он тоже не переставал любить. При этом что важнее - прибыль или удовлетворение клиентов, принимать решение каждому конкретному предпринимателю. Главное, что конечный результат всегда представляет взаимосвязь качественных характеристик и востребованности. Маркетинг определение четкое по сей день не получил именно потому, что нельзя охарактеризовать то, что имеет столь разносторонние методы.

Цели маркетинга:

- Максимизация прибыли. Очевидно, что подобную цель определяют для себя абсолютно все коммерческие компании. Суть ее в том, чтобы максимально увеличить потребление товара всеми приемлемыми способами, потому что это приведет к увеличению производства, следовательно, к возрастанию прибыли.

- Забота о потребителях. Постоянное повышение степени удовлетворенности потребителей покупкой товара или потреблением услуги. Выгода производителя – потребитель, получая максимальное удовольствие от покупки, приобретет этот товар еще раз, возможно, в большем объеме, поделится впечатлениями от покупки с близкими людьми. Это клиентоориентированный маркетинг, определение этого термина тесно связано с таким фактором, как лояльность.

- Предоставление наиболее широкого выбора потребителям. Эта цель актуальна для крупных компаний, уверенных, что этот товар будет пользоваться спросом. Таким образом им удастся полностью удовлетворить потребности покупателей в выборе товара.

- Повышение качества жизни социума. Оно состоит из выпуска качественной продукции, расширения ассортимента, обеспечения доступной стоимости товара. Также сюда относится положительное влияние маркетинга на окружающую и культурную среду. Это означает, что компания ставит целью развитие культурных ценностей и улучшение условий окружающей среды. Вот что такое маркетинг в широком смысле.

Задачи маркетинга:

- Комплексный подход к изучению рынка, к достижению выдвигаемых целей компании.

- Коммерческий успех обеспечивается за счет задействования всех инструментов комплекса маркетинга.

- Выявление неудовлетворенных потребителей и потенциального спроса.

- Планирование ассортимента и формирование ценовой политики.

- Разработка комплекса мероприятий для максимально возможного удовлетворения текущего спроса на товар и услуги.

- Разработка мер по оптимизации управления.

- Формирование спроса.

- Планирование и реализация сбытовой политики.

Без маркетинга в современных рыночных условиях ни одна фирма не способна выжить. Рынок никогда не стоит на месте, и, будучи уже на вершине, любая фирма вмиг может оказаться не у дел.

1.2. Функции маркетинга

Предприятие в условиях рыночной экономики является центром удовлетворения потребностей покупателей. В условиях, когда товарное предложение превосходит спрос со стороны потребительского рынка, стремления специалистов по маркетингу сориентированы на изучение того, чего же хотят потребители и за что они расположены платить деньги. Эффективно организованная маркетинговая деятельность предприятия как раз и состоит в воплощении их потребностей и запросов в создание новых товаров и улучшение уже существующих, формирование цен на ассортиментный ряд, а также в построении эффективных каналов сбыта и выборе способов продвижения товаров на рынке.

функции

Рисунок 1 Функции маркетинга.

Маркетинговая деятельность организации создана для того чтобы изучить рынок с целью обнаружения существующей и прогнозной величины спроса для разработки определенных программ,  направленные на целевой рыночный сегмент, цель которых состоит в укреплении позиций предприятия на рынке, росте продаж, и, как итог, обеспечении заданной величины прибыли. Таким образом, маркетинг на предприятии в лице маркетинговой службы является своеобразным мозговым центром – на основании информации, поступающей от менеджеров по маркетингу, сформировывается производственная, научно-исследовательская, сбытовая, кадровая, финансовая политика предприятия. Так, на основании прогнозной величины спроса складывается план продаж, который выступает основой для разработки производственной программы организации, что в свою очередь определяет взаимоотношения с поставщиками и потребность в рабочей силе организации в плановом периоде.

Согласование стремлений производителя с решением множества сопутствующих задач и является главной целью маркетинга. Именно поэтому маркетинговая политика призвана осуществить ряд задач.

Функциями маркетинга возможно считать отдельные направления маркетинговой активности. В зависимости от специфики предприятия устанавливают, какие функции маркетинга нужно использовать, а какие – нет.

- Аналитическая функция. Включает в себя изучение внутренней и внешней среды фирмы. Это анализ рынка, его структура и динамика; изучение работы конкурентов и посредников; анализ поведения потребителей и поставщиков продукции.

- Производственная функция. Подразумевает создание нового товара, максимально полно отражающего потребности рынка и обладающего достаточно высокой конкурентоспособностью за счет изучения среды рынка.

- Сбытовая функция. Система маркетинга отвечает за создание определенных условий сбыта продукта, чтобы он всегда был на нужном месте, в необходимом количестве и в определенное время. Примеры маркетинга вирусного в социальных сетях, например, могут быть одним из способов сбыта товара.

- Функция управления, коммуникации и контроля нужна для обеспечения уменьшения степени возможного риска и неопределенности в хозяйственной деятельности предприятия. Также сюда относится контроль за выполнением средне- и долгосрочных планов.

На современном рынке очень трудно заявить о себе и доказать, что продукция, которую предлагает новоиспеченное предприятие, намного лучше той, спрос на которую уже есть. В условиях конкурентной среды каждое движение, любой шаг, даже самый маленький, может стать решающим. Именно поэтому появилась необходимость продумывать и планировать каждую деталь деятельности предприятия, ведь каждый, кто приходит в бизнес, хочет достичь успеха.

Основные понятия маркетинга помогут детальнее разобраться в этой сложной, но очень интересной науке.

Первое понятие, которое нужно запомнить, – это нужда, то есть острое чувство, которое человек ощущает, когда ему что-то очень нужно в данный момент времени. Нужда как понятие имеет классификационные критерии:

1. В зависимости от причины появления она может быть: врожденная (еда, одежда) или приобретенная (успех, деньги, признание).

2. По результатам влияния на здоровье и общее состояние человека нужда бывает: позитивная (учеба, спорт) или же негативная (употребление алкоголя, курение).

Второе, что обязательно пригодится начинающему маркетологу, – понятие мотива. Этот как раз основной термин, через который реализуется на практике понятие и сущность маркетинга, ведь именно мотив – это та нужда, которая в текущих рыночных условиях стала актуальной. Следует отметить, что это единственный верный путь, который полностью формирует поведение людей, являющихся потребителями.

Третий термин – потребность. Он очень похож по своей сути на мотив, но отличается тем, что такая нужда уже приняла очертания конкретной формы.

Четвертое понятие вытекает логическим путем из трех предыдущих. Желание – подкрепленная волей человека потребность.

Усвоив эти основные понятия маркетинга, которые могут показаться очень простыми и банальными на первый взгляд, можно добиться огромных успехов, конечно, только при условии правильного применения полученных знаний.

На сегодняшний день совершенно невозможно переоценить значимость данной науки о построении стратегии рыночной деятельности, ведь именно с ее помощью можно громко заявить о себе, разрекламировать новый революционный и инновационный продукт, привлечь новых клиентов и расширить рынок сбыта такой продукции. Путей продвижения достаточно много, и каждое предприятие должно самостоятельно выбирать путь, каким оно будет развиваться, на какие аспекты обращать внимание, а какие совершенно не влияют на деятельность компании, но в любом случае запрещено забывать про основные понятия маркетинга.

Итак, невозможно точно подсчитать сколько компаний зарегистрировано во всем мире, которые предлагают потребителю идентичную или очень похожую продукцию, несмотря на это, кто-то ведет успешную деятельность и получает огромную прибыль, а кто-то так и остался позади, не успев проявить себя и доказать, что достоин внимания. Почему же так происходит? Все очень просто. Причина в том, что терпящая неудачи компания забыла про основные понятия маркетинга, которые очень просты, но невероятно действенны.

1.3  Организация службы маркетинга на предприятии

 

Организационную структуру службы маркетинга в компании определяют как подсистему, на основе которой осуществляется маркетинговое управление, иными словами – комплекс подразделений, персонал которых занимается маркетинговой деятельностью.




 














Рисунок 2 Источники возникновения и потоки маркетинговой информации на предприятии.

К числу главных задач, разрешаемых службой маркетинга, относятся:

- в нормативном документе маркетинга и связей с общественностью создание и управление целостной стратегии;

- координирование маркетинговых изучений рынка информационных услуг и сопредельных рынков;

- прогноз и исследование рыночной конъюнктуры; 

- рекламная и прочая деятельность, направленная на увеличение продаж;

- вырабатывание положительного имиджа компании;

- управление взаимодействия с другими структурными отделами в сфере маркетинга, организованность продаж, бартер информацией;

- формирование личной информационной базы компании;

- предоставление внешним потребителям консалтинговых услуг в сфере маркетинга, Public Relations, а также другим смежным аспектам деятельности организации на договорной основе.

Специалисты отмечают, что не бывает многосторонней организационной структуры маркетинга. Предпринимательская сфера деятельности компании являются частью маркетинговой службы. Невзирая на компании, производящие специфическую продукцию, к примеру, товары промышленного предназначения, данные отделы иногда становятся составляющими технической сферы.

Каждая компания организует службу маркетинга с таким расчетом, чтобы она способствовала свершению маркетинговых целей. От размера резерва компании, своеобразности выпускаемой продукции, рынков, на которых она продается, зависят виды маркетинговой структуры

Нынешняя служба маркетинга может быть организована по следующим основополагающим принципам: географическому, функциональному, товарному, рыночному, региональному и смешанному.

Функциональная организация службы маркетинга самый популярный метод. В этом случае специалисты по маркетингу руководят разными типами маркетинговой деятельности и подчиняются вице-президенту (заместителю генерального директора) по маркетингу, который согласовывает их работу.

Для компании с небольшим товарным ассортиментом и ограниченным числом рынков разумно будет устройство функционального типа. В этом случае рынки и выпускаемые товары рассматриваются как однородные, для работы с которыми создаются специализированные отделы.

Маркетинговая служба - административно-управленческий отдел производственной или торгово-сбытовой компании, выполняющий совершенный или узкий набор маркетинговых функций.

Численность и конструкция маркетинговой службы, набор ее функций, степень независимости и т.п. в основном зависят от вида и величины самой компании, от ее финансово- экономической и трудовой вероятности.

Значительные кооперирования, с внушительным ассортиментом и большим объемом продукции, наличием разнообразных связей с поставщиками, посредниками, клиентами, финансовыми структурами и т.д., не могут обойтись без многочисленной и глубокой структурированной, иерархически построенной службы маркетинга. Их финансовые запасы дозволяют привлечь специализированный, высокооплачиваемый штат, предоставить глубокое разделение труда, основать, если потребуется, филиалы.

Типичные организации ограничиваются незамысловатыми по количеству, но тоже порядком жестко структурированными службами маркетинга. Конечно, здесь степень специализации ниже, позволяется совмещение обязанностей, в том числе операционных, с информационно-аналитическими функциями.

Малые фирмы редко формируют независимую маркетинговую службу. В противном случае маркетинговые обязанности поручают по совместительству на одного из сотрудников компании.  В нашей стране буквально не применяется вероятность  объединения небольших компаний в ассоциации, в то время как в соседних странах такие ассоциации берут на себя прямые обязанности по организации закупок и реализации, создают стратегию маркетинга, занимаются излучением и прогнозированием рынка, осуществляют совместную рекламную деятельность и т.д.

Основное значение имеет не вид организационной структуры как таковой, а сам результат осуществления в организации основополагающих бизнес-процессов маркетинга. Бизнес-процессом именуется очередная выдержанность воздействий над действительным или безупречным объектом, вследствие которой формируется товар, представляющий ценность для потребителя.

С точки зрения актуальной теории управления маркетинг исследуется в первую очередь как сервисная система. Например, в рамках проведения мероприятия следует оборудовать его освещение в средствах массовой информации (СМИ). Соответственно формулируется следующая задача:

1.  Приготовить пресс-релиз о случае мероприятия;

2.  Разослать пресс-релиз в СМИ;

3.  Провести переговоры с представителями СМИ о публикации материалов;

4.  Подготовить контрольный мониторинг публикаций;

5.  Собрать итоговый отчет.

Все упомянутые пять пунктов – это услуги, которые должны быть поставлены в определенные сроки, с заданным уровнем качества и выдержанными лимитами денежных расходов.

Из приведенного примера можно уяснить, что данная услуга может быть:

-  осуществлена внутренним отделом фирмы (отделом маркетинга);

-  предложена сторонним контрагентом (агентством или независимым консультантом).

Если избран второй способ – услуги представлены на аутосорсинг, то средство маркетинга перерастает границы отдельной компании и принимается овладевать другие хозяйствующие субъекты. С ним создаются должные производственные связи. В целом ряде случаев этот путь очень надежен, так как дает возможность компании-заказчику, не отрывая ресурсы от главной деятельности, приобрести требуемые услуги. Именно за схожей логикой ведения бизнеса перспектива. Компании смогут закупать или брать в аренду нужные сервисы и «включать» их к собственным бизнес - системам. Непосредственно, при этом завязывается ряд новых трудностей, но на сегодняшний день уже появились способы решения многих из них. Схожий уровень сервисов представляют преимущественно прогрессивные консалтинговые агентства.

Следовательно, современный маркетинг – это организация сервисов, снабжающих управление рыночной инициативностью компании, группы или отдельной личности. Если рассматривать эту систему с «инженерной» точки зрения, то выявляется установленный комплект технологий, которые именуют социально – коммуникабельными.

Социально-коммуникационная технология – это консультативный образец информационного и поведенческого взаимодействия заинтересованных сторон, созданная с намерением применения в маркетинговых фирмах.

В исключительных эпизодах для достижения задачи хватает использования одной на выбор социально-коммуникационной технологии. Фактически постоянно речь идет о подготовке коммуникационной стратегии, в рамках которой исполняются то или иное множество технологий.

Компания может создавать свое управление, отталкиваясь из разных систем:

- финансовой системы, вычисляя наиболее оптимальные сферы затрат и инвестиций;

- конкурентной системы, заменяя любыми методами конкурента с рынка;

- товарной, совершенствуя качественные показатели своей продукции, и др. все же в наше время максимальный эффект в управлении приносит маркетинговая система, направленная на обнаруживание и удовлетворение требований потребителей определенного целевого рынка.

Большая часть специалистов разбирают управление маркетингом как практическое выполнение пунктуально обдуманной интегрированной политики компании на рынке. Они в свое время разделяются на анализ, планирование и проведение мероприятий, сконцентрированных на достижение определенных целей на рынке. Управление маркетингом оснащает, во-первых, целевое направление рыночной деятельности компании, связанную, прежде всего с удовлетворением общественных и собственных потребностей. Во-вторых, совокупность этой деятельности, определяющейся в стройном технологическом ходе от замысла товара до его реализации. В-третьих, допускает изучатьперспективу в усовершенствовании товарного ассортимента в соответствие с необходимостями критериями употребления. 

Стоит зафиксировать, что организация маркетинга в компании- это не фиктивное выделение специального отдела, а, прежде всего рыночная переориентация в его деятельности, переход от обыкновенной ориентации на требования производства к ориентации на требования рынка. Служба маркетинга в компании создается не сразу, а постепенно соединяя в себе основополагающие функции маркетинга, до сих пор рассредоточенные по разным отделам.

В конкурентной, стремительно изменяющейся внешней среде производителям необходимо вырабатывать план производства под рыночные условия. Основными условиями при этом становятся гибкое производство, развитая информационная база маркетинга и его интегрированность с деятельностью других отделов и служб компании.

Руководство предприятия осмысливает, что выполнить полное управление течением влияния на потребителя со стороны компании невозможно, тем не менее, с клиентами нужно стабильно работать, чтобы уверить их в достоинствах именно своего товара, рассеять сомнения, организовать психологическую готовность к покупке, собственно на это и сориентированы системы мер существующей маркетинговой службы.

 

2. Анализ деятельности службы маркетинга на предприятии ООО «СибГласс»

 

2.1 Характеристика обследования предприятия ООО «СибГласс»

 

ООО "СибГласс" (бывшее название ЗАО "Сибирская Стекольная компания") - одно из ведущих предприятий Сибирского региона на рынке промышленной переработки стекла. Компания основана в Красноярске в 27 мая 1997 года. На сегодня штат сотрудников Группы компаний более 700.

Рисунок 3 – Официальный сайт организации

Компания ООО «СибГласс»- новый бренд в группе компаний «Sibglass», под которым с 2014 года продолжает свою работу ООО «ССК-Дизайн».

Лидер на рынке промышленной переработки стекла Сибирского региона с 1997 г.

Под брендом Sibglass Trade осуществляет свою деятельность торговое предприятие Группы компаний Sibglass ООО «ССК-Трейд», специализирующееся на поставках листового стекла, комплектующих и расходных материалов.

На сегодняшний день складские комплексы Sibglass Trade расположены в 9 городах: Красноярск, Новосибирск, Барнаул, Новокузнецк, Абакан, Чита, Хабаровск, Благовещенск и Владивосток.

Наличие долгосрочных договоров с ведущими российскими и зарубежными заводами-производителями на прямые поставки листового стекла и комплектующих позволяют Sibglass Trade обеспечивать широкий ассортимент и высокое качество предлагаемой продукции. 

Компания «Инженер Стеклов» основана в 2009 году и является дочерним предприятием группы компаний «Sibglass». Необходимость оформления отдельного предприятия возникла в связи с расширением возможностей и дополнительными линиями развития. Сегодня производственный интерес компании ООО «СибГласс»сосредоточен на остеклении и изготовлении изделий из стекла, зеркала и искусственного камня по индивидуальным заказам для бизнеса и физических лиц.

В текущем году специалисты отдела продаж компании ООО «СибГласс»оформили более 50 договоров на изготовление предметов мебели и декора из искусственного камня, а также сопутствующие изготовлению работы и услуги. При этом повышение спроса отмечается как в числе юридических лиц, так и среди конечных потребителей.

Внимание к материалу сами заказчики объясняют прежде всего стремлением снизить затраты на запланированное обустройство или ремонт, а также сложностью идеи и, как следствие, сложностью исполнения задумки с применением натурального камня.

Проектирование – основной этап в производстве изделий из стекла, требующий индивидуального подхода и учета множества составляющих: материала конструкции, температурных и иных условий эксплуатации, площади опоры изделия и другие. Специалисты компании «Инженер Стеклов» в Красноярске проводят комплекс работ по проектированию изделий из стекла любой сложности и конфигурации, подготовке изделий для декорирования и монтажа.

Особенное внимание на этапе создания проекта уделяется выбору материала: сегодня производители стекла предлагают многофункциональные элементы и покрытия, которые обеспечивают красоту, прочность, безопасность и комфорт. В зависимости от назначения конструкции возможно применение стекла с солнцезащитными свойствами, огнеупорными, влагостойкими, светоотражающими свойствами, а также электрообогреваемое стекло и смарт-стекло – материал переменной прозрачности.

Виды работ, предлагаемые мастерами ООО «СибГласс»в рамках проектирования:

- разработка дизайн-концепции, уникальных интерьерных решений;

- доработка существующего макета;

- подготовка проектов душевых кабин, дверей, зеркал, предметов мебели и других предметов интерьера;

- подготовка проектной документации для изготовления фасадных конструкций;

- производство чертежей для раскроя стекла и вырезов под фурнитуру;

- подготовка макетов для печати на цифровые фартуки, перегородки, двери, зеркала и другие предметы мебели и интерьера;

- консультации при выборе материалов, фурнитуры, технике декора;

- выполнение рисунков для декорирования пескоструйной обработкой;

- по завершении этапа проектирования – изготовление, доставка и монтаж изделия.

Материал, абсолютно прозрачный и невидимый, позволяет изделию сохранять первозданную чистоту на протяжении несколько лет. Выбирая перегородки, стеллажи или другую мебель из стекла с покрытием СlearShield, вы получаете не только эстетически привлекательное интерьерное решение, но и практичный вариант оформления жилого или офисного пространства, которое избавит владельца от забот по уходу и уборке. Применение полимерного материала особенно актуально для кухонных столов и фартуков, душевых кабин и других поверхностей, наиболее часто подвергаемых загрязнению, воздействию водой.

Также мастера компании проводят работы по нанесению покрытия СlearShield на любые уже готовые изделия, в том числе на стекло в составе фасадов, что позволит поверхности приобрести светопрозрачные свойства совершенно нового стекла. По истечению срока службы, который зависит от условий эксплуатации и составляет от 3 до 10 лет, потребуется обновление слоя материала.

Под брендом Sibglass Trade осуществляет свою деятельность торговое предприятие Группы компаний Sibglass ООО «ССК-Трейд», специализирующееся на поставках листового стекла, комплектующих и расходных материалов..

Наличие долгосрочных договоров с ведущими российскими и зарубежными заводами-производителями на прямые поставки листового стекла и комплектующих позволяют Sibglass Trade обеспечивать широкий ассортимент и высокое качество предлагаемой продукции. 

Направления деятельности ООО "СибГласс":

- производство стеклопакетов;

- производство плоского и гнутого закаленного стекла;

- производство эмалированного стекла;

- производство многослойного ламинированного стекла;

- производство архитектурного стекла;

- обработка кромки стекла, резка, сверление, гравировка;

- фацет - шелкотрафаретная печать, пескоструйная обработка;

- фьюзинг - установка витрин, перегородок, дверей из стекла - реализация листового, узорчатого стекла и зеркального полотна.

Каталог услуг

- Монтаж стеклянных витрин, монтаж стеклянных перегородок, монтаж из стекла. «Сибирская стекольная компания» осуществляет монтажные работы по установке офисных перегородок, витрин, стеклянных дверей и зеркал.

- Обработка кромки стекла и зеркал. Удаление режущей кромки стекла является необходимой операцией, обеспечивающей безопасность в обращении со стеклом, повышающей качество продукции и придающей изделиям из стекла эстетичный внешний вид

- Пескоструйная обработка стекла — это обработка стекла мельчайшими абразивными частицами, подаваемыми вместе с воздушной струей в специальной камере. При нанесении на поверхность стекла или зеркала матового рисунка значительно повышается художественная привлекательность изделия. Кроме того, уменьшается прозрачность стекла, что зачастую важно для поверхностей дверей и перегородок. Глубокая пескоструйная обработка является отдельным видом декора, при котором на стекле формируется глубокий объемный рисунок, схожий с барельефом.

- Резка стекла и зеркал

- Сверление стекла и зеркал. Отверстия в стекле необходимы для крепления крепежной фурнитуры при изготовлении стеклянных дверей, деталей стеклянной мебели, витрин, торгового оборудования и т.д.

Сверление отверстий в стекле — ответственная технологическая операция, так как стекло хрупкий, прозрачный и твердый материал и требует применения специального оборудования.

- Склейка стекла. Склеивание стекла при помощи специального УФ клея применяется в производстве стеклянной и комбинированной мебели. Эта технология позволяет соединять стекло с различными материалами без применения фурнитуры, обеспечивая привлекательный внешний вид изделий, и дает возможность реализовывать самые необычные дизайнерские решения. Высокая прочность шва гарантирует надежность и безопасность конструкции.

- Фьюзинг (с англ. fusing — нагрев, плавка, оплавление, спекание) — технология обработки стекла, при которой происходит термическое соединение нескольких стеклянных элементов в одно целое — декоративный рисунок из цветных стеклянных гранул. «Сибирская стекольная компания» использует технологию фьюзинга для изготовления элементов декорирования интерьера: зеркал, перегородок, дверей, мебели.

Изделия из стекла, выполненные с применением фьюзинга, всегда эксклюзивны и оригинальны. Специалисты нашей компании создают из фьюзинг-стекла самой разнообразной цветовой палитры декоративные рисунки любой сложности.

Технология спекания предполагает не только достижение декоративного эффекта, но и высокую прочность запеченного стекла. Фьюзинг можно использовать не только для оформления предметов интерьера, но и создавать самостоятельные изделия с высокой художественной ценностью — эксклюзивные часы, визитницы, светильники, рамки для фотографий, сувениры и т.д.

- Цифровая печать на стекле SG Digital Print Цифровая печать SG Digital Print — нанесение цветных изображений на поверхность плоского стекла при помощи струйного принтера с цифровым качеством печати GlassJet (Израиль).

Нанесение рисунков выполняется запекаемыми красками, специально разработанными для принтера GlassJet. Впоследствии окрашивания стекло подвергается закалке, краска впекается в стекло и становится его частью. Нанесенное изображение не стирается, не выцветает, становится устойчивым к воздействию окружающей среды. Эти качества обеспечивают возможность не только интерьерного, но и наружного применения закаленного стекла с напечатанным изображением.

- Шелкотрафаретная печать SG Silk Print Шелкотрафаретная печать (шелкография) SG Silk Print — технология нанесения цветных изображений на листовое стекло. Нанесение изображений на поверхность стекла осуществляется через шелкотрафарет (матрицу). Для шелкотрафаретной печати SG Silk Print используются керамические запекаемые краски, а также сольвентные краски. Декорирование сольвентными красками позволяет получать широкую цветовую гамму, включая металлик (серебро, золото), имитацию травления, сложность рисунка, высокую производительность.

«Сибирская стекольная компания» предлагает услуги шелкографии SG Silk Print для декорирования предметов мебели, бытовой техники (защитные стекла в дверцах газовых и электроплит, полки для холодильников и т.д.), для использования в оформлении интерьеров.

Производимые товары:

- Полотна зеркальные;

- Стекло;

- Стекло цветное узорчатое и армированное;

- Стеклопакеты;

- Станки для обработки стекла.

Продаваемые товары:

- Автомобильные стекла;

- Инструмент для срезки лобовых стекол;

- Камень искусственный;

- Материалы для производства стеклопакетов;

- Сверла алмазные;

- Стекло ламинированное, триплексы;

- Стекло огнеупорное;

- Стекло противопожарное;

- Стекло противоударное триплекс;

- Стекло тонированное свето тепло отражающее;

- Стеклопакеты энергосберегающие;

- Стеклорезы;

- Электромашины сверлильные.

Организационная структура управления предприятием отражает состав и подчиненность линейных и функциональных звеньев управления, в ООО «Сибгласс» структура управления имеет линейно-функциональный вид.

При данном типе организационной структуры предприятия линейному руководителю, который подчиняется именно директору, в разработке определенных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ и планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (отделов, групп). Такие подразделения проводят собственные заключения либо через высшего руководителя, либо прямо доводят их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне. Функциональные подразделения не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется Генеральным директором Общества (единоличный исполнительный орган), который подотчетен Совету директоров и общему собранию акционеров Общества.

В случае, если Генеральный директор Общества не может исполнять свои обязанности, Совет директоров вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа Общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий Генерального директора и об образовании нового единоличного исполнительного органа Общества.

Временный исполнительный орган Общества осуществляет руководство текущей деятельностью Общества в пределах компетенции исполнительного органа Общества.

Генеральный директор определяет позицию Общества (представителей Общества) по вопросам повестки дня общего собрания акционеров (участников) и заседания совета директоров дочерних и зависимых обществ за исключением случаев, когда в соответствии с уставом Общества такие полномочия отнесены к компетенции Совета директоров Общества.

При существующей структуре управления Генеральному директору непосредственно подчиняются:

- Главный инженер;

- Юристконсульт;

- Отдел оформления и выпуска проектов;

- Финансово-экономический отдел;

- Канцелярия;

- Отдел защиты государственной тайны;

- Отдел кадров.

Первым заместителем директора является главный инженер. Основной функцией главного инженера является руководство всей технической стороной деятельности предприятия: технической подготовкой производства, научно-исследовательскими, проектными и экспериментальными работами, внедрение передовой техники и технологии, организации разработки, освоения в производстве новых видов изделий; безопасные условия труда, обеспечением производства технологическим оснащением и ремонтным сервисом, разрабатывает планы развития предприятия, реконструкции и модернизации, осуществляет контроль над соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, координирует работу по вопросам патентно-изобретательной работы , стандартизации и унификации, аттестации и рационализации рабочих мест, метрологического обеспечения.

Главному инженеру подчинены:

- Заместитель главного инженера;

- Главные инженеры проектов;

- Отдел маркетинга;

- Отдел генпланов;

- Отдел технологии обслуживания и ремонта, пожаротушения, охраны окружающей среды технологии грузовых перевозок;

- Технический отдел;

- Отдел электроснабжения, светосигнального оборудования, автоматики и КИП;

- Архитектурно-строительный отдел;

- Отдел смет и организации строительства;

- Научно-исследовательский отдел;

- Отдел автоматизации проектных работ.

Рентабельность — один из важнейших показателей успешности и эффективности бизнеса. Поэтому любому предпринимателю необходимо знать, как она рассчитывается.

Когда говорят о рентабельности бизнеса, как правило, имеют в виду показатель, который отражает прибыльность бизнеса относительно вложенных в него денег. В этом случае рентабельность рассчитывается как выраженный в процентах результат деления прибыли на величину вложенных средств.

Рентабельность = (Чистая прибыль/Расходы)*100

Расчета рентабельности предприятия:

- Расходы за 2015 год составили: 4 800 000 рублей (арендная плата, заработная плата, затраты на оборудование и прочее).

- Доходы за 2014 год: 6 000 000 рублей.

- Прибыль = Доходы – Расходы = 6 000 000 – 4 800 000=1 200 000 рублей.

- Рентабельность = (Прибыль/Расходы)*100=(1 200 000/4 800 000)*100=25%.

Расчет влияния факторов на изменение прибыли от реализации продукции.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о прибылях/убытках компании (1 и 2 форма баланса):

Таблица 1. Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж

Показатели

Предыдущий период,
тыс. руб.

Отчетный период,
тыс. руб.

Абсолютное изменение,
тыс. руб.

Относительное
изменение, %

1

2

3

4

5

Выручка от продажи продукции, работ или услуг

57 800

54 190

-3 610

-6,2%

Себестоимость

41 829

39 780

-2 049

-4,9%

Коммерческие расходы

2 615

1 475

-1 140

-43,6%

Управленческие расходы

4 816

3 765

-1 051

-21,8%

Прибыль от продаж

8 540

9 170

630

7,4%

Индекс изменения цен

1,00

1,15

0,15

15,0%

Объем реализации в сопоставимых ценах

57 800

47 122

-10 678

-18,5%

 

Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом.

1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 54 190 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (54 190/1,15), который составил 47 122 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,5% (47 122/57 800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,5%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 8 540 * (-0,185) = -1 578 тыс. рублей.

Нужно обозначить что, главная методическая сложность определения воздействия размера продаж  на прибыль компании связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги рассчитывается путем деления объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

- выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 47 122 тыс. рублей;

- фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (41 829*0,815) = 34 101 тыс. рублей;

- коммерческие расходы базисного периода 2 615 тыс. рублей;

- управленческие расходы базисного периода 4 816 тыс. рублей;

- прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (47 122-34 101-2 615-4 816) = 5 590 тыс. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 5 590 - (8 540*0,81525) = -1 373 тыс. рублей.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: (41 829*0,815) - 39780 = -5 679 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 1 140 тыс. рублей (1 475 - 2 615), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 1 051 тыс. рублей (3 765 - 4 816).

5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 54 190 - 47 122 = 7 068 тыс. рублей.

Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:

1.  Влияние объема продаж -1 578 тыс. рублей;

2.  Влияние структуры ассортимента реализованной продукции -1 373 тыс. рублей;

3.  Влияние себестоимости -5 679 тыс. рублей;

4.  Влияние величины коммерческих расходов +1 140 тыс. рублей;

5.  Влияние величины управленческих расходов +1 051 тыс. рублей;

6.  Влияние цен реализации +7 068 тыс. рублей;

7.  Общее влияние факторов +630 тыс. рублей.

Значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.

2.2 Сравнительная характеристика конкурентов

 

К основным конкурентам ООО «СибГласс» относятся ООО «Мир окон» и ООО «Райтер». Для выявления конкурентной силы данных фирм проведем их оценку по следующим критериям: качество обслуживания, качество профиля, ассортимент, цена, сервисное обслуживание (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнительная характеристика конкурентов ООО «СибГласс»

Предприятие

Качество обслуживания

Качество профиля

Ассортимент

Цена

Сервисное обслуживание

ООО « Мир Окон»

среднее

средний

средняя

среднее

ООО «Райтер»

высокое

среднее

высокий

высокая

среднее

ООО «СибГласс»

высокое

высокое

высокий

высокая

высокое


Таким образом, основным конкурентом ООО «СибГласс» является ООО «Райтер». Но при этом стоит отметить, что по всем критериям ООО «СибГласс» занимает лидирующее положение. Его отличает широкий ассортимент предлагаемых окон и оказываемых услуг, высокое качество и качественное сервисное обслуживание. Отрицательным моментом, снижающим конкурентную силу ООО «СибГласс», является высокая цена в сравнении с конкурентами. ООО «Райтер» отличается удобным месторасположением. Цены здесь не самые низкие, но ассортимент вполне достойный и разнообразный. Сравнительно слабым конкурентом ООО «СибГласс» на данный момент является ООО «Мир окон». По сравнению с другими фирмами ООО «Мир окон» проигрывает по многим параметрам - данная фирма стремится привлечь клиентов за счет сниженных цен, но при этом ассортимент предлагаемых услуг и качество обслуживания пока не дотягивают до уровня основных конкурентов. Профессионализм в сочетании с многолетней практикой и опытом сегодня позволяют холдингу считать себя одной из лучших стекольных компаний, заслужить доверие клиентов и репутацию надежного делового партнера.

Таблица 3 - Сравнительная характеристика основных параметров ведения бизнеса фирмами.

Показатели

ООО «Мир Окон»

ООО «Райтер»

ООО «СибГласс»

Уровень организации обслуживания

высокий

высокий

высокий

Наличие конфликтов и претензий

Уровень претензий-   41 %

Уровень претензий-    23 %

Уровень претензий-    29 %

Отлаженность бизнес процесса

Имеются постоянные клиенты, прочные связи с поставщиками

Прочные связи с клиентами и поставщиками

Стабильный бизнес. Большое количество постоянных клиентов

Разнообразие продукции и услуг

154 вида

167 видов

198 видов

Диверсификация деятельности

Деятельность направлена на развитие, расширение спектра услуг и продукции.

Деятельность направлена на развитие, расширение спектра услуг и продукции.

Деятельность направлена на развитие, расширение спектра услуг и продукции.



Таким образом, на основании таблицы 3 можно сделать вывод, что ООО «СибГласс» отличается высоким качеством обслуживания, более широким ассортиментом продукции по сравнению с конкурирующими предприятиями, низким уровнем конфликтов и претензий.

Каждая фирма, предприятие или компания заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. Все это и составляет процесс управления маркетингом.

Преимущества работы с компанией ООО «СибГласс»:

- собственное современное оборудование, позволяющее производить монтаж и любые другие работы, управляя процессом производства на каждом этапе;

- полный цикл производственных работ, исключающий необходимость обращения к посредникам и подрядным организациям;

- индивидуальный подход к каждому заказу: проектирование осуществляется с учетом технологических особенностей строения/помещения, нагрузки на конструкцию;

- высокая прочность применяемых материалов, надежность конструкций: каркасные или бескаркасные конструкции из стекла являются стойкими к механическому воздействию, что продлит период их эксплуатации; при изготовлении и монтаже применяется фурнитура ведущих производителей из Германии, Тайваня, Китая;

- комплексный подход к проекту, обеспечивающий контроль и ответственность на каждом этапе работы: изготовление, декорирование, доставка, монтаж и установка;

- высокий профессионализм специалистов компании: конструкторов, дизайнеров, монтажников, выполняющих любые работы четко, слаженно, с жестким соблюдением технических регламентов и условий проекта заказчика;

- гарантийное обслуживание конструкций и изделий в течение 1 года.

2.3 Структура и функции служб маркетинга предприятия ООО «СибГласс»


Для того чтобы эффективнее планировать, организовать и координировать комплекс мероприятий маркетинговой деятельности предприятию в рамках отдела маркетинга необходимо создать службу исследования рынка. В ее обязанности будут входить проведение маркетинговых исследований, составление прогнозов сбыта, координация усилий различных структурных подразделений по разработке и реализации плана маркетинговой деятельности. Служба будет исследовать развитие и тенденции на рынке, а торговый отдел осуществлять мероприятия, рекомендованные службой исследования рынка, в плане стратегии сбыта. Служба будет являться стратегическим подразделением отдела маркетинга.

Вся внутренняя и внешняя информационная будет собираться, анализироваться в службе исследования рынка и поступать в отдел маркетинга и службу сбыта в обработанном виде в качестве рекомендаций по организации того или иного вопроса.

Распределение обязанностей по исполнению рекомендаций службы исследования рынка в плане формирования спроса и стимулирования сбыта показано в таблице 4.

Таблица 4. Распределение полномочий и ответственности между службами отдела маркетинга по исполнению плана маркетинговой деятельности.

Структурное подразделение

Характер обязанностей

Сфера ответственности

Специалисты службы исследования рынка

Разработка рекомендаций по увеличению или стимулированию объемов сбыта

Правильность, точность рекомендаций

Разработка мероприятий по формированию спроса на товары

Возможность сбыта рекомендации

Качество производимого анализа, надежность составления прогноза

Составление прогнозов сбыта

Достоверность прогнозов


Маркетологи

Методическое обеспечение разработки обеспечения согласований и представление прогнозов сбыта


Разработка и согласование бюджета в установленные  сроки

Оформление бюджета расходов


Анализ конкретных мероприятий плана и выявление слабых мест доработка плана

Неразглашение служебной информации о деятельности предприятия


Организация рекламных компаний, мероприятий по продвижению товаров предприятия

Эффективность рекламных объявлений


Составление отчетов о фактическом исполнении плана и его бюджета

Точность, достоверность отчетов


Специалисты службы сбыта

Данные о динамике объемов продаж

Реальность данных

Развитие розничной сети

Эффективность развития


Улучшение уровня обслуживания

Уменьшение жалоб со стороны покупателей



Таким образом, служба маркетинга и отдел сбыта должны будут обеспечивать исполнение этих рекомендаций в сфере организации программ, намеченной службой исследования рынка.

В соответствии с новыми выполняемыми функциями работников потребуются дополнительные капитальные вложения на техническое перевооружение отдела

Единовременные затраты на реорганизацию отдела маркетинга рассчитываются по формуле:

image018

где Ке - капитальные вложения, связанные с реорганизацией отдела маркетинга;

       n - число работников отдела;

      Звт - затраты на приобретение вычислительной техники, периферийных устройств, оргтехники, руб.;

     Зтр - затраты на транспортировку, монтаж, наладку и пуск технических средств управления (принимаются равными 10% от стоимости вычислительной техники), руб.;

     Зос _ затраты на пополнение оборотных средств (приобретение новых бланков и других средств документального оформления, носителей информации, вспомогательных материалов для ЭВМ и других технических средств), принимаются равными 5% от стоимости технических средств управления.

    Зпп - затраты на приобретение прикладных программ для ЭВМ (равны 0, т.к. необходимые программы, такие как Project Expert, Forecast Expert и SPSS на предприятии уже имеются).

Таким образом, единовременные затраты на создание службы управления персоналом составят:

Ке = 2 *(30000 + 10%*30000 + 5%*30000) = 69000 (рублей).

В таблице 5 представлено увеличение текущих затрат, связанных с деятельностью реорганизованного отдела маркетинга на предприятии ООО «СибГласс».

Таблица 5Увеличение текущих затрат, связанных с деятельностью организации отдела маркетинга

Наименование затрат

Сумма, тыс. руб. в год

Заработная плата (2 человека)

300,0

Отчисления на социальные нужды

77,00

Амортизация

90,50

Затраты на маркетинговую деятельность

300,0

Итого затрат

767,5


Соответственно текущие затраты производимые отделом маркетинга в месяц теперь будут составлять 64,00 тыс. руб.

Годовой экономический эффект рассчитаем в таблице 6.

Таблица 6 Расчет экономического эффекта от реорганизации отдела маркетинга.

Показатель

Прогноз,

тыс. руб.

Единовременные затраты, связанные с реорганизацией отдела маркетинга

69,0

Текущие затраты, связанные с функционированием отдела маркетинга за год

767,5

Прирост прибыли, связанный с реорганизацией маркетинговой деятельности филиала за год

3575,5

Экономический эффект за год

2739,0


Таким образом, прогнозируемый годовой эффект от реорганизации отдела маркетинга составляет 2739,0 тыс. руб. или увеличение прибыли от реализации на 15 %.

Основная задача службы маркетинга заключается в ориентации на потребителя, постоянном отслеживании его потребностей, а также в анализе деятельности конкурентов: определении их слабых и сильных сторон и возможных рыночных действий.

В процессе реализации маркетинга на предприятии решаются следующие задачи:

- комплексное изучение рынка;

- выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;

- планирование товарного ассортимента и цен;

- разработка мер для полного удовлетворения существующего спроса;

- планирование и осуществление сбыта;

- разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.

Исходя из этого, служба маркетинга должна определять направления совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и добиваться выполнения планов, программ маркетинговой деятельности; доводить маркетинговую информацию до всех подразделений предприятия.

В тоже время, чтобы соответствовать реальной жизни, служба маркетинга должна четко представлять возможности предприятия, занимаясь его совершенствованием. Рассмотренная схема функций важна как база маркетинговой деятельности. Исходя из нее, можно составить также должностные инструкции.

Естественно, это не означает, что производственные и функциональные звенья фирмы не могут самостоятельность осуществлять связь с потребителями, не изучают деятельность конкурентов и т.п. Просто эта их деятельность направляется и координируется руководителем маркетинговой службы, исходя из интересов предприятия и исследований, проведенных сотрудниками службы маркетинга.

Таким образом, маркетинг является ведущей функцией предприятия, определяя его производственную, техническую политику, а также способ и характер управления всей предпринимательской деятельностью.

Специалисты по маркетингу должны установить и довести до каждого работника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда потребуется этот продукт. Маркетинговые службы оказывают влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия.

2.4 Совершенствование служб маркетинга предприятия

Для совершенствования маркетинговой деятельности предприятию необходимо проведение маркетинговых исследований. При наличии отдела маркетинга и квалифицированных специалистов проведение маркетинговых исследований возможно собственными силами. Проведение маркетинговых исследований позволит предприятию более продуктивно вести свою деятельность, определять нужды и потребности покупателей, завоёвывать новые рынки сбыта, расширять географию поставок.

На предприятии необходимо проводить мероприятия по повышению квалификации и обучению работников, ведь маркетинговая деятельность это не только деятельность специалистов по маркетингу, но и простых работников.

На ООО «СибГласс» необходимо проводить мероприятия по развитию торговой марки. Конечно, логотип «СибГласс» известен, но нужно постоянно совершенствовать маркетинговую деятельность, повышать лояльность потребителей к марке. Для этого необходимо проведение рекламных акций, мероприятий по стимулированию сбыта и других средств маркетинговых коммуникаций.

Необходимо постоянное отслеживание позиций конкурентов на рынке.

В конечном итоге можно сделать вывод о том, что совершенствование маркетинговой деятельности заключается в выполнении четырех основных функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Выполнения всех этих функций можно добиться различными путями, т.е. внедряя в деятельность предприятия всех вышеперечисленные и многие другие мероприятия, которые будут возникать в ходе деятельности ООО «СибГласс».

 Нужно разработать Web-сайт предприятия, разместить его хостинге, разработать мероприятия по его продвижению.

Глобальная компьютерная сеть Интернет предлагает для маркетинга большое число технологий, направленных на увеличение продаж в глобальном рыночном пространстве, реализацию клиенто – ориентированного маркетинга и совершенствование корпоративных хозяйственных операций. Web-сайт компании – мощный инструмент маркетинга.

На сегодняшний день практически каждая организация имеет собственный web-сайты. Web-сайт имеет такие преимущества, как легкое внесение изменений телефонных номеров, адреса, цен и т.д.:

- сaйт является своего рода рекламой;

- благодаря наличию сайта можно легко ознакомиться с работой предприятия, прочесть информацию о имеющихся изделиях и их качестве, и вообще многую любопытную информацию;

- возможно увеличение количества продaж и привлечение новых целевых аудиторий;

- расширение активности в области продаж и поставок в другие области и районы края и страны;

- обеспечение круглосуточного предоставления услуг;

- возможно проводить маркетинговые исследования, размещая на страничках сайта различные опросы и др.

Функции отдела маркетинга формируются в зависимости от понимания компанией самого маркетинга. На мой взгляд, основными функциями являются:

- планирование маркетинговой деятельности;

- исследование рынка;

- позиционирование компании и продукта;

- ценообразование;

- ассортиментная политика;

- разработка новых идей и направлений деятельности компании;

- повышение уровня продаж и доли рынка продукции;

- анализ и контроль маркетинговой деятельности компании.

Необходимо кардинально перестроиться, переориентировать предприятие на подчинение производства сбыту и маркетингу. Повернуться лицом к Клиенту. Создать клиенто-ориентированную психологию на предприятии.

Для дальнейшей систематизации работы ООО «СибГласс» необходимо разработать нормативную документацию:

- определить структурную схему отдела маркетинга;

- составить «Положение об отделе маркетинга» на ООО «СибГласс»;

- описать взаимосвязь отдела маркетинга с другими отделами предприятия ООО «СибГласс»;

- составить должностные инструкции сотрудников отдела маркетинга;

- подготовить предварительный план-график мероприятий;

- планирование мероприятий по увеличению доходов и сокращению маркетинговых расходов;

-  оценка эффективности работы службы маркетинга как основы для оплаты и премирования ее персонала;

-  разработка маркетингового бюджета.

 Разработка бюджета маркетинга. Составление финансовой сметы (бюджета) на маркетинг тесно связано с планированием рентабельности бизнеса и годовым планированием маркетинговой деятельности. Бюджет есть экономическая компонента составленных планов. Мероприятия, не обеспеченные финансированием, не должны включаться в план.

Бюджет в области маркетинга необходим для планирования деятельности по товарным группам, сегментам потребителей, регионам, координации и нацеливания отдельных маркетинговых функций на достижение комплексных задач маркетинга, контроля выполнения плановых заданий.



















 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В зaключении работы следует сказать, что в условиях перехода к рыночной экономике служба маркетинга - это важнейшее звено в управлении пред-приятием, которое совместно с другими службами создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли.

Современнaя деятельнoсть мaркетинговых служб представляет собой про-граммно-целевое управление деятельностью предприятия/организации по формированию портфеля заказов и реализации товаров и услуг, ориентированное на определение и удовлетворение потребительского спроса, эффективное товародвижение, обеспечение рентабельной работы и развитие хозяйствующего субъекта

В работе дан анализ состояния управления маркетингом в ООО «СибГласс», представлена характеристика современного состояния рынка, проанализированы результаты деятельности. В целом работа предприятия оценивается положительно. Предприятие является прибыльным, имеет на своем балансе достаточное количество основных и оборотных средств для нормального ведения производственной деятельности. Предприятие обладает достаточным количеством квалифицированных работников.

В результате анализа состояния маркетинговой деятельности был сделан вывод о том, что такому крупному предприятию как ООО «СибГласс» требуется организация службы маркетинга как самостоятельного подразделения. Т.к. на предприятии не все функции управления маркетингом выполняются своевременно и в полной мере.

В ходе написания дипломной работы были проанализированы достоинства и недостатки ведения маркетинговой деятельности предприятия и были пред-ложены мероприятия по совершенствованию данной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 381 с.

2. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В. Борушко. - Минск: БГТУ, 2015. - 306 с.

3. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. – М.: Бизнес Букс, 2014. – 536 с.

4. Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 276 c.

5. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка : учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: ФОРУМ, 2015. - 333 с.

6. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов 3-е изд./ Под общ. Ред. Г.Л.Багиева .- СПб.: Питер, 2015. - 736 с.

7.  Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд./ Пер. С англ. Под науч. ред. С.Г.Жильцова.- СПб.: Питер, 2015. - 480 с.

8.  Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Алексунина .- 3-е изд., -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 716 с.

9. Соловьев Б.А. Маркетинг.: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2016. - 383 с.

10. Аксенова К.Л. Реклама и рекламная деятельность. - М., 2015- 273 с.

11. Бове А., Кортлэнд Л., Аренс Уильямс Ф. Современная реклама. М.: Правоведъ.,2014., 544с.

12. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М., Дело, 2015.,482с.

13. Джулер Дж., Дрюниани Б.. Креативные стратегии в рекламе. - М., 2003.

14. Кретов И. Маркетинг на предприятии. М., Статинформ, 2016., 367с.

15. Панкрухин А.П. Маркетинг-практикум. М.: Прайвит.,2014, 482с.

16. Романова А.Н. Маркетинг.: Юнити, 2015., 522с.

17. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под научн. ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: ЮНИТИ, 2015.- 321 с.

18. Бланк И. В. Управление торговым предприятием. М.: Экмос. 2015.-379 с.

19. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. — М.: Финансы и статистика, 2016. -255 с.

20.Метелева Ю.А. Маркетинговые коммуникации. Правовое регулирование. Изд-во. Статут 2014. – 238с.

21. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник / Б.Е.Токарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Магистр: ИНФРА-М, 2015. - 508 с.

22. Управление маркетингом / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2016. – 832 с.

23. Маркетинг: учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – Москва: Инфра-М, 2016. – 335 с.

24. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка : учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: ФОРУМ, 2015. - 333 с.

25. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению "Экономика" и специальности "Маркетинг" / А. М. Годин. – Москва: Дашков и Кº, 2014. – 671 с.

26. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. – М.: КноРУс, 2014. – 648 с.

27. Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебник / А. А. Казущик. - Минск: Беларусь, 2014. - 246 с.



Похожие работы на - Топливный насос Б9В

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!