Свечи и автомобиль
Свечи и
автомобиль.
Неисправная или
неподходящая свеча может повлиять и на продолжительность жизни всего мотора...
В момент
зажигания на свече возникает электрическая искра, воспламеняющая топливную
смесь в цилиндре. Если на одной из свечей в результате дефекта искры нет или
она слабая цилиндр халтурит и не работает. Результат очевиден: потеря мощности
и динамики, повышенный расход топлива. Неработающая свеча может вывести из
строя и другие элементы системы зажигания, а в определенных случаях и
катализатор (несгоревшая в цилиндрах топливная смесь взорвется внутри
катализатора, забьет его ячейки и сильно затруднит жизнь мотору).
Для любой свечи
зажигания основными параметрами считаются калильное число, диаметр и длина
резьбы. Информация об этих величинах всегда зашифрована в маркировке свечи. К
сожалению, разные производители используют разные маркировки, и не будучи
специалистом без каталогов не разобраться. Например, свеча с одинаковыми
параметрами может иметь следующие обозначения: А17ДВ, BP6ES, N9YCC, W7DC.
Юбка изолятора
нормально работающей свечи нагревается до 600–800 градусов. При этой
температуре масло, попадающее на детали свечи, полностью сгорает, практически
не оставляя нагара. Используемые в форсированных моторах свечи работают при
более высоких температурах и должны иметь более высокое калильное число. Такие
свечи называют «холодными», поскольку у них обеспечен интенсивный отвод тепла
от центрального электрода. И наоборот, в менее форсированных двигателях
применяются «горячие» свечи зажигания. Тепловой поток к деталям свечи в таких
моторах относительно невелик, и калильное число должно быть небольшим. При
установке «горячих» свечей на современный форсированный двигатель их
температура может достигнуть 1000 и больше градусов. Последствия такого
эксперимента могут оказаться весьма дорогими — детали свечей оплавятся, а в
худшем случае (при сравнительно продолжительной работе двигателя в таких
условиях) погибают клапана, кольца и поршни. Невеселая картина получится и при
обратной установке — «холодные» свечи в малофорсированный двигатель.
Температура деталей свечей не превысит 400 градусов, и масло, попадающее на
них, не сможет выгорать полностью. В результате свечи просто выходят из строя.
При замене
свечей каждый может провести блиц-анализ своего автомобиля. Дело в том, что по
внешнему виду свечей можно сделать несколько выводов о работе системы зажигания
и двигателя в целом. Светло-коричневый или светло-серый цвет изолятора
свидетельствует о нормальной работе двигателя. Если на изоляторе и электродах
появились разноцветные отложения — качество топлива неудовлетворительное и/или
в топливе или моторном масле слишком много присадок. Бархатисто-черный сухой
налет копоти — слишком богатая воздушно-топливная смесь, засорение воздушного
фильтра. Черный маслянистый нагар — вероятность износа деталей двигателя
(направляющих втулок клапанов, сальников клапанов, цилиндров, колец) или свеча
слишком «холодная». Изолятор «снежно-белой» окраски — свеча работает в
предельно допустимом тепловом режиме. Возможно, что свеча слишком «горячая» для
вашего двигателя. Трещина на керамической юбке — детонация, неправильно
установленное зажигание, топливо с низким октановым числом.
Последнее время
кроме обычных свечей в продаже появились и более дорогие — платиновые и с
несколькими электродами. В отличие от обычных, в платиновых свечах на электроды
наносится специальная наплавка, содержащая этот драгоценный металл, либо
центральный электрод выполнен из тонкой нити платинового сплава. Дело в том,
что платина намного устойчивее к коррозии и электрохимическому разрушению, чем
традиционные хромоникелевые сплавы. У таких свечей ниже порог калильного
зажигания (неуправляемый процесс воспламенения рабочей смеси раскаленными элементами
свечи), а срок службы в 2–3 раза больше.
Новый тип
(долгоиграющих) свечей оснащается двумя, тремя или четырьмя боковыми
электродами. Неверно полагать, что такие свечи в момент зажигания образуют
нечто большее, чем обычную искру. Их плюс в другом — искра образуется между
центральным и ближайшим боковым электродом. Его поверхность понемногу
изнашивается, и эстафету подхватывает следующий — тот, расстояние до которого
окажется кратчайшим. Работа по очереди нескольких боковых электродов
существенно продлевает срок службы свечи. Однако нам радоваться по этому поводу
не стоит. Что хорошо старушке-Европе — нам не подходит вовсе. Вполне возможно,
что очень дорогие, вовсю рекламируемые свечи с несколькими электродами
прослужат даже меньше обычных. Виной тому будут наш бензин, условия
эксплуатации и климат.
Виды свечей:
Платиновая
одноэлектродная свеча зажигания
Похожие работы на - Свечи и автомобиль
|