Экспериментальная проверка помехозащищенности американской спутниковой навигационной системы GPS.

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История техники
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    194,01 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экспериментальная проверка помехозащищенности американской спутниковой навигационной системы GPS.

Экспериментальная проверка помехозащищенности американской спутниковой навигационной системы GPS.

Канд. биологических наук М.П.Иванов, д-р техн. наук В.В.Кашинов

Экспериментальная проверка помехозащищенности навигационной системы, использующая фазоманипулированные (ФМ) сигналы показала, что GPS подвержена элементарной организованной помехе. В качестве помехи используется моночастотный сигнал по частоте близкий к несущей ФМ-сигнала. В результате между несущей сигнала и помехой возникают биения, что приводит к искажениям суммарного сигнала, делающего невозможным его прием коррелятором.

В американскойспутниковойнавигационнойсистемеGPS NAVSTARиспользуются фазоманипулированные (ФМ) сигналы [1], считавшиеся наиболее помехозащищенными [2].Вовремени ФМ сигнал представляет собой синусоиду, фаза которой в заданные моменты времени меняется на противоположную. В приемнике GPS осуществляется  приемпосылки,когда1битпередается с помощью1024элементарныхФМ-посылок,  т.е.применяется коррелятор,сворачивающийимеющуюсявприемнике копию с принимаемым сигналом, т.е. осуществляетсяприем1024 элементов в целом [3].

В статье [4] рассматривается несколькодругой вариант- помехоустойчивость поэлементного приема фазоманипулированных сигналов на фоне наиболее неблагоприятных помех. Другими словами, вариационными методами синтезирована оптимальная помеха поэлементному приему фазоманипулированного сигнала. В этойжестатье показано, что активная помеха в виде расстроенной несущей при определенных условиях практически (разница менее 1%) эквивалентна оптимальной помехе. Этот факт можно объяснить возникновением биений между несущей ФМ-сигнала и несущей активной помехи. Формула (1) является формулой суммы синусов

Asinw t + Asin(w +D w )t = 2Acos(D w /2)tсos(w +D w /2)t,  (1)

где A v амплитуда сигнала; w - частота несущей ФМ-сигнала; D w - расстройка несущей активной помехи относительно частоты сигнала. Поскольку проще немодулированнойнесущей активную помеху представить себе трудно, то представляется важным исследовать эффективность приема ФМ-сигнала в целом при наличии активной помехи в виде расстроенной несущей, аналогично предложению статьи [3].

Полоса пропускания входных цепей коррелятора не может быть уже величины примерно 1/t , где t - длительность элементарной посылки ФМ-сигнала. А для увеличения точности измерения времени  прихода полоса пропускания должна быть больше. Если в пределах полосы пропускания входных цепей коррелятора GPS окажется помеха в виде немодулированной несущей, между ФМ-сигналом и помехой возникнут биения (1), представляющие собой несущую частоту, расположенную между  частотой ФМ-сигнала и частотой помехи. Эта несущая оказывается промодулированной по амплитуде частотой, равной разности частот ФМ-сигнала и помехи, а фаза в соседних максимумах биений сдвинута на 180 градусов (Рис.1). При расстройке частоты на величину порядка 1/t фаза меняется примерно так, как у исходного ФМ-сигнала. В результате сложения ФМ-сигнала и помехи получится сигнал, далекий от исходного ФМ-сигнала, поэтому на выходе коррелятора сигнальная компонента будет значительно подавлена. В результате работа GPS в радиусе действия станции помех (примерно прямая видимость) нарушится. Для проверки данного теоретического предположения был проведен эксперимент.

Сигнал манипуляции

Фазоманипулированный сигнал

Суперпозиция сигнала и помехи

Рис.1

Методика эксперимента

Для проведения эксперимента был взят серийный приемник фирмы ?ASHTECH¦ типа OEM ?Sensor¦ (12 канальный, одночастотный F0 =1575,42 МГц с открытым C/A кодом), программное обеспечение ver.1E11DRP. Антенна GPS (самолетная) P/N AT 575-12, фирмы  ?Aero Antenna Technology Inc.¦ с типовым кабелем длиной 10м. Антенна располагалась на высоте 15м над землей. В качестве передатчика активной помехи использовался высокочастотный генератор стандартных сигналов типа Г4-78, максимальная выходная мощность на выходе 0,0001Вт; выходной аттенюатор от 0дБ до -130дБ; генерация непрерывная, суммарная максимальная погрешность установки частоты генератора по шкале 0,2%. Антенной передатчика служил полуволновой вибратор, расположенный на высоте 1м. Расстояние между антенной передатчика помех и приемника GPS изменялось от 0 до 200м. Для индикации использовалась IBM PC с программой приема, отображения, регистрации и управления для приемника GPS-ashmono.exe.

Результаты эксперимента

1. При работе передатчика помехи (ГСС) на мощности 0,0001Вт при введенном аттенюаторе -14дБ в диапазоне частот от 1576МГц до 1579МГц приемник не захватывал ни одного из видимых спутников GPS. При выключении активной помехи (ГСС) приемник GPS принимал сигналы и обрабатывал информацию от 5 спутников (Рис.2).

2. При настройке ГСС в пределах 1575МГц до 1576МГц при выведенном аттенюаторе мощность принимаемого от спутников сигнала падала, а работа приемника GPS была ненадежной.

4. Перемещение передатчика помех  в отрицательные углы обзора антенны приемника GPS не сказывается на эффективности глушения сигналов GPS.

5. Пересчет энергетики радиолинии показывает, что при мощности передатчика помех порядка 1Вт дальность глушения в свободном пространстве может достигать 500км.

Следует иметь в виду, что эксперименты проводились с одним типом приемника GPS.

Зависимость количества принимаемых спутников от частоты помехи

Зависимость количества принимаемых спутников от уровня мощности помехи

Рис.2. Приемник фирмы ?ASHTECH¦ типа OEM ?Sensor¦ (12 канальный, одночастотный F0 =1575,42 МГц с открытым C/A кодом), программное обеспечение ver.1E11DRP. Антенна GPS (самолетная) P/N AT 575-12, фирмы  ?Aero Antenna Technology Inc.¦ - длина кабеля 10м.

Выводы

1. Из-за сильной зависимости от простейших организованных помех в виде расстроенной несущей использование GPS в ряде случаев окажется невозможным. Причем, в обоих (гражданском и военном) каналах. При этом для глушения ни гражданского, ни военного канала знать коды ФМ-сигналов не требуется.

2. Поскольку фазоманипулированные сигналы используются во многих других системах, а помехозащищенность их к узкополосной помехе практически отсутствует, весьма актуальным является разработка метода построения системы сигналов, обладающих повышенной помехозащищенностью к ансамблю помех.

Список литературы

1. ЯрлыковМ.С. Статистическая теория радионавигации //М.: Радио и связь, 1985.

2. ТузовГ.И.,СивовВ.В.,ПрытковВ.И. и др. Помехоустойчивость радиосистем со сложными сигналами //М.: Радио и связь, 1985.

3. ФинкЛ.М. Сигналы, помехи, ошибки... Заметки о некоторых неожиданностях и заблуждениях в теории связи //М.: Радио и связь, 1984.

4. ОвчаренкоЛ.А.,ПоддубныйВ.Н.  Помехоустойчивость приема  фазоманипулированных сигналов на фоне наиболее неблагоприятных помех // Радиотехника, 1992, ¦ 7-8, с.13-19.

Похожие работы на - Экспериментальная проверка помехозащищенности американской спутниковой навигационной системы GPS.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!