Шуберт
ШУБЕРТ
(Schubert) Франц (1797-1828), австрийский композитор. Создатель романтических
песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии,
инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор
около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов
«Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера);
9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет
«Форель» (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы,
лендлеры.
*
* *
ШУБЕРТ
(Schubert) Франц (полное имя Франц Петер) (31 января 1797, Вена — 19 ноября
1828, там же), австрийский композитор, крупнейший представитель раннего
романтизма.
Детские
годы. Ранние произведения
Родился
в семье школьного учителя. Исключительные музыкальные способности Шуберта
проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на
нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-12 пел в
императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского
композитора и педагога А. Сальери, который, обратив внимание на талант
мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже
был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии
и оперы «Замок дьявола». Работая помощником учителя в школе своего отца
(1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять. К 1814-15 относятся
многочисленные песни (в том числе такие шедевры, как «Маргарита за прялкой» и
«Лесной царь» на слова И. В. Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре
зингшпиля.
Карьера
музыканта
Тогда
же друг Шуберта Й. фон Шпаун познакомил его с поэтом И. Майрхофером и
студентом-юристом Ф. фон Шобером. Эти и другие друзья Шуберта — образованные,
наделенные тонким музыкальным и поэтическим вкусом представители нового
венского среднего класса — регулярно собирались на домашних вечерах музыки
Шуберта, названных позднее «шубертиадами». Общение с этой дружелюбной и
восприимчивой аудиторией окончательно уверило молодого композитора в его
призвании, и в 1818 Шуберт оставил работу в школе. Тогда же молодой композитор
сблизился с известным венским певцом И. М. Фоглем (1768-1840), который стал
ревностным пропагандистом его вокального творчества. На протяжении второй
половины 1810-х гг. из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни (в том
числе популярнейшие «Скиталец», «Ганимед», «Форель»), фортепианные сонаты, 4-я,
5-я и 6-я симфонии, изящные увертюры в стиле Дж. Россини , фортепианный
квинтет «Форель», включающий вариации на одноименную песню. Его зингшпиль
«Братья-близнецы», написанный в 1820 для Фогля и поставленный в венском
Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, однако принес Шуберту известность.
Более серьезным достижением явилась мелодрама «Волшебная арфа», поставленная
несколько месяцев спустя в театре Ан-дер-Вин.
Переменчивость
фортуны
Годы
1820-21 были для Шуберта успешными. Он пользовался покровительством
аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных в Вене людей.
Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке 20 его песен. Вскоре, однако, в
его жизни наступил менее благоприятный период. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на
либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт считал ее своей большой удачей),
материальные обстоятельства ухудшились. К тому же в конце 1822 Шуберт серьезно
заболел (судя по всему, он заразился сифилисом). Тем не менее этот сложный и
тяжелый год был отмечен созданием выдающихся произведений, в том числе песен,
фортепианной фантазии «Скиталец» (это практически единственный у Шуберта
образец бравурно-виртуозного фортепианного стиля) и полной романтического
пафоса «Неоконченной симфонии» (сочинив две части симфонии и набросав третью,
композитор по неизвестной причине оставил работу и больше к ней не
возвращался).
Жизнь
оборвалась в самом расцвете
Вскоре
появились вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (20 песен на слова В.
Мюллера), зингшпиль «Заговорщицы» и опера «Фьерабрас». В 1824 были написаны
струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более
ранней песни Шуберта «Смерть и девушка») и шестичасный Октет для духовых и
струнных, созданный по образцу очень популярного в то время Септета соч. 20 Л.
ван Бетховена, но превосходящий его по масштабам и виртуозному блеску.
По-видимому, летом 1825 в Гмундене близ Вены Шуберт набросал или частично
сочинил свою последнюю симфонию (так называемую «Большую», C-dur). К этому
времени Шуберт уже пользовался в Вене весьма высокой репутацией. Его концерты с
Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали его новые
песни, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта
1825-26 выделяются фортепианные сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний струнный
квартет G-dur и некоторые песни, в том числе «Молодая монахиня» и Ave Maria. В
1827-28 творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом
венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828 дал в зале Общества авторский
концерт, который прошел с большим успехом. К этому периоду относятся вокальный
цикл «Зимний путь» (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для
фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта —
Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен,
опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием «Лебединая
песнь» (наиболее популярны «Серенада» на слова Л. Рельштаба и «Двойник» на
слова Г. Гейне). Шуберт умер от тифа в возрасте 31 года; современники
восприняли его смерть как потерю гения, который успел оправдать лишь небольшую
часть возлагавшихся на него надежд.
Песни
Шуберта
Долгое
время Шуберт был известен главным образом своими песнями для голоса с
фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой
вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой лирической поэзии конца
18 — начала 19 вв. Шуберт писал музыку на стихи поэтов самого разного уровня,
от великих И. В. Гете (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40 песен) и Г. Гейне
(6 песен из «Лебединой песни») до сравнительно малоизвестных литераторов и
любителей (так, на стихи своего друга И. Майрхофера Шуберт сочинил около 50
песен). Помимо огромного стихийного мелодического дара, композитор обладал
уникальной способностью передавать музыкой как общую атмосферу стихотворения,
так и его смысловые оттенки. Начиная с самых ранних песен, он изобретательно
использовал возможности фортепиано в звукоизобразительных и экспрессивных
целях; так, в «Маргарите за прялкой» непрерывная фигурация шестнадцатыми
олицетворяет вращение прялки и одновременно чутко реагирует на все изменения
эмоционального напряжения. Песни Шуберта исключительно разнообразны по форме:
от простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных сцен,
которые часто складываются из контрастных разделов. Открыв для себя лирику
Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях
одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы «Прекрасная
мельничиха» и «Зимний путь» — по существу, первые в истории большие серии
песен-монологов, связанных единым сюжетом.
В других
жанрах
Шуберт
всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его оперы при всех
своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в драматургическом
отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной с театром,
популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези «Розамунда»
(1823).
Церковные
композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и Es-dur (1828),
малоизвестны. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь; в его духовной
музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура (полифоническое
письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской техники Шуберта, и в
1828 он даже намеревался пройти курс контрапункта у авторитетного венского
педагога С. Зехтера). Единственная и к тому же неоконченная оратория Шуберта
«Лазарь» стилистически родственна его операм. Среди светских хоровых и
вокально-ансамблевых произведений Шуберта преобладают пьесы для любительского
исполнения. Серьезным, возвышенным характером выделяется «Песнь духов над
водами» для восьми мужских голосов и низких струнных на слова Гете (1820).
Инструментальная
музыка
Создавая
музыку инструментальных жанров Шуберт, естественно, ориентировался на венские
классические образцы; даже самые оригинальные из его ранних симфоний, 4-я (с
авторским подзаголовком «Трагическая») и 5-я, все еще отмечены влиянием Гайдна.
Однако уже в квинтете «Форель» (1819) Шуберт предстает абсолютно зрелым и
самобытным мастером. В его крупных инструментальных опусах большую роль играют
лирические песенные темы (в том числе заимствованные из собственных песен
Шуберта — как в квинтете «Форель», квартете «Смерть и девушка», фантазии
«Скиталец»), ритмы и интонации бытовой музыки. Даже последняя симфония Шуберта,
так называемая «Большая», основана преимущественно на тематизме песенно-танцевального
типа, который в ней разработан с подлинно эпическим размахом. Стилистические
черты, ведущие свое происхождение из практики бытового музицирования,
сочетаются у зрелого Шуберта с отрешенной молитвенной созерцательностью и
внезапным трагическим пафосом. В инструментальных произведениях Шуберта
преобладают спокойные темпы; имея в виду его склонность к неторопливому
изложению музыкальных мыслей, Р. Шуман говорил о его «божественных длиннотах».
Особенности шубертовского инструментального письма наиболее впечатляюще
воплотились в его двух последних крупных произведениях — Струнном квинтете и
Фортепианной сонате B-dur. Важную сферу инструментального творчества Шуберта
составляют музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с этих пьес фактически
началась история романтической фортепианной миниатюры. Шуберт сочинил также
множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей, вариаций для домашнего
музицирования.
Наследие
композитора
До
конца19 в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась
неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись «Большой» симфонии была
обнаружена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в том же году
в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона). Первое исполнение Струнного
квинтета состоялось в 1850, а первое исполнение «Неоконченной симфонии» — в
1865. Каталог произведений Шуберта, составленный О. Э. Дойчем (1951), включает
около 1000 позиций, в том числе 6 месс, 8 симфоний, около 160 вокальных
ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600
песен для голоса с фортепиано.
1) «Сто
великих композиторов».
2) К. Кузнецов
«Венок Шуберту».
3) Г.
Гольдшмидт «Франц Шуберт».
4) В. Дамс
«Шуберт».
5) Ю. Хохлов
«Воспоминания о Шуберте».
6) В. Д. Конен
«История зарубежной музыки».
7) И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран».