Проектирование маршрутов индивидуального методического сопровождения педагогов ДОУ
Проектирование
маршрутов индивидуального методического сопровождения педагогов ДОУ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАРШРУТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
1.1.
Современные подходы к методическому сопровождению педагогов в дошкольных
образовательных организациях
1.2.
Критерии и принципы проектирования маршрутов индивидуального
методического сопровождения педагогов ДОУ
1.3. Этапы проектирования маршрутов
индивидуального методического сопровождения педагогов ДОУ
ГЛАВА
2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ
ПЕДАГОГОВ ДОУ
2.1.
Организация и адаптация методической поддержки (анкетирование с целью выявления
потребностей педагогов, выбор методов методической поддержки, разработка плана
развития)
2.2.
Организация образовательных мероприятий (разработка семинаров, мастер-классов,
онлайн-вебинаров)
2.3.
Мониторинг и коррекция планов развития (анализ результатов и корректировка
плана развития)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество
находится перед актуальной задачей: обеспечить детей высококвалифицированными
педагогами-воспитателями, способными предоставить качественное образование в
быстро меняющемся мире.
В наше время парадигма
образования претерпела изменения: переход от «образования на всю жизнь» к «образованию
через всю жизнь» [1]. Этот сдвиг требует модернизации дошкольного образования,
что, в свою очередь, предполагает пересмотр целей и приоритетов обучения и
воспитания детей для педагогов. Меняются методы обучения, и педагоги
сталкиваются с растущей сложностью профессиональных задач. Вместо активного
участия в своем профессиональном развитии, педагоги ограничиваются изменением
лишь отдельных методов обучения [20].
Существующие курсы
повышения квалификацииобычно не способствуют профессиональному росту педагогов;
скорее они заполняют пробелы в знаниях в узкой предметной области. Методическая
система работы в дошкольных образовательных учреждениях также часто не
позволяет эффективно решать широкий спектр задач, стоящих перед образовательной
системой. Эта система в основном ориентирована на улучшение качества
образования и повышение квалификации, но не уделяет должного внимания
профессиональному росту педагогов. Следовательно, в настоящее время существует
острая потребность в индивидуальном методическом сопровождении профессиональной
деятельности, чтобы обеспечить более быстрое и эффективное совершенствование
профессионального опыта.
В современном
образовательном контексте профессиональное развитие педагогов является одним из
ключевых факторов, обеспечивающих качество образования. Однако, для достижения
высоких результатов и эффективной педагогической работы необходимо
систематическое и индивидуальное методическое сопровождение педагогов в
процессе их профессионального роста. Именно в этом контексте актуальной
становится проблема разработки и реализации маршрутов индивидуального
методического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений
(ДОУ).
В федеральном законе «Об
образовании в Российской Федерации»большое внимание уделяетсяиндивидуальному
методическому сопровождению. На федеральном уровне стоит задача разработки и
реализации актуальных и перспективных направлений и форм индивидуального
методического сопровождения, как важного элемента модернизации образовательной
системы России.
Научно-методическое
сопровождение педагогов - это важный аспект профессиональной поддержки и
развития педагогического сообщества. Оно направлено на предоставление педагогам
актуальных методических материалов, семинаров, тренингов и других
образовательных ресурсов, которые помогут им повысить свою профессиональную
компетентность и эффективность работы.
Перспективное
направление в научно-методической поддержке педагогов обусловлено созданием
единой системы, которая объединяет различные ресурсы,информацию и инструменты
для поддержки педагогической деятельности. Это может включать в себя
централизованную платформу или портал, где педагоги могут получать доступ к
актуальным научным и методическим материалам, обмениваться опытом и общаться с
другими специалистами.
При внедрении
профессионального стандарта для педагогов и ФГОС ДО и ФОП ДОосновное внимание
уделяется научной составляющей сопровождения, что подчеркивает важность
готовности педагогов решать профессиональные задачи на основе научных
исследований, а не только опираясь на собственный опыт и метод «проб и ошибок».
ФГОС ДО представляет
собой государственный стандарт, который определяет основные цели, задачи,
содержание и результаты образования детей дошкольного возраста. Он обеспечивает
единые требования к программам, методикам и организации образовательного
процесса, а также учитывает индивидуальные особенности развития каждого
ребенка.
ФОП ДО – это
федеральная образовательная программа дошкольного образования, созданная для
предоставления образовательных ресурсов, материалов и информации для педагогов
и родителей детей дошкольного возраста. На портале можно найти различные
методические материалы, рекомендации, примеры уроков и игр, а также общаться с
другими специалистами и родителями.
Индивидуальное
методическое сопровождение предназначено для помощи педагогам в развитии нового
педагогического мышления, готовности к решению сложных задач в системе
образования, повышении уровня мастерства и развитии способности к непрерывному
обучению и профессиональному совершенствованию. Именно поэтому данная тема
является объективно актуальной для рассмотрения.
Основы проектирования
маршрутов индивидуального методического сопровождения педагогов дошкольных
образовательных учреждений (ДОУ) представляют собой систему действий и
инструментов, которые помогают организовать и обеспечить эффективное
сопровождение педагогов в их профессиональной деятельности.
Проектирование
маршрутов индивидуального методического сопровождения основывается на анализе
потребностей педагогов, их уровне профессиональной компетентности и специфике
работы в конкретном ДОУ. Здесь важно учитывать различные аспекты, такие как
возрастные особенности детей, требования ФГОС ДО, наличие ресурсов и
возможностей в ДОУ.
В наше время, в
условиях быстро меняющегося мира, увеличивается потребность в творческих и
высококвалифицированных педагогах, способных к постоянному профессиональному
росту и готовых выбирать наилучшие направления и методы для своего
профессионального развития.
Федеральный закон от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ придал дошкольному образованию в Российской
Федерации статус первого самостоятельного уровня образования. В этом контексте
подчеркивается важность стандартизации дошкольного образования, осуществленной
через утвержденный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС),
который был утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №
1155, с последующими изменениями от 21 января 2019 года.
Современные стандарты
требуют наличия компетентных и квалифицированных педагогов в образовательных
учреждениях. Это означает, что педагоги должны постоянно совершенствовать свои
навыки, проходить повышение квалификации и переподготовку.
Современный педагог –
это исследователь, обладающий научным педагогическим мышлением, высоким уровнем
мастерства, развитой интуицией и способностью к критическому анализу. Он также
стремится к постоянному профессиональному росту и саморазвитию.
Таким образом,
социальная значимость и недостаточная теоретическая изученность данной проблемы
определили тему диссертационного исследования «Проектирование маршрутов
индивидуального методического сопровождения педагогов ДОУ».
Именно поэтому
проблемой исследования является поиск теоретического обоснования и научно-методического
обеспечения организации индивидуального методического сопровождения педагогов
дошкольных образовательных учреждений.
Цель
исследования – теоретически обосновать и
апробировать на практике процедуру проектирования маршрутов индивидуального
методического сопровождения педагогов ДОУ.
Объект
исследования – методическая работа в дошкольной
образовательной организации.
Предмет
исследования –проектированиемаршрутовиндивидуального
методического сопровождения педагогов ДОУ
Гипотеза исследования
–проектирование маршрутов индивидуального методического сопровождения педагогов
ДОУ возможно, если:
1) определены критерии
и принципы проектирования маршрутов индивидуального методического сопровождения
педагогов ДОУ;
2)установлены этапы
проектирования маршрутов индивидуального методического сопровождения педагогов
ДОУ;
3) определены условия
реализации маршрутов индивидуального методического сопровождения педагогов ДОУ;
4) дано
экспериментальное обоснование управления профессиональным развитием педагогов
средствами индивидуального методического сопровождения воспитателя.
В соответствии с поставленной целью
и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1.
Проанализировать научно-исследовательскую литературу,
определить характеристику современных подходов к организации методического
сопровождения педагогов ДОУ, выявить понятие профессионально - педагогической
компетентности.
2.
Разработать модель методического сопровождения
педагогов, направленную на внедрение Профессионального стандарта педагога.
3.
Проанализировать все сильные и слабые стороны
методического сопровождения педагогов, а также уровень их
профессионально-педагогической компетентности.
4.
Оценить результативность влияния модели методического
сопровождения педагогов в условиях внедрения Профессионального стандарта в
МБДОУ.
Для решения
поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические:
изучение научной литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых
актов, систематизация, анализ, сравнение, отбор методов исследования и
оценивания компетенций.
2. Эмпирические: опытно
- поисковая работа, опрос, эксперимент.
3. Статистические:
математическая обработка полученных в ходе исследования данных.
Теоретико-методологическую
основу исследования составили работы:
- поизучению феномена
сопровождения, как самостоятельной сферы педагогической деятельности (М.Р.
Битянова, О.С. Газман, Л.М. Митина, Г.И. Симанова, Е.И. Казакова и А.П. Тряпицина
Л.Н. Бережнова, О.С. Газман , Л.Г. Тарита и др.); - изучение феномена научно –
методического сопровождения (В.И. Гончарова, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина,
Е.И. Казакова, Е.С. Заир-Бек, М.М. Поташник, О.Г. Прикот и др.);
- по изучению процессауправления
в образовательной организации профессиональным развитием педагога (В.А
Сластенин, М.М. Поташника, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.).
Научная новизна
исследования заключается в выявлении комплекса
условий, при которых индивидуальное методическое сопровождение педагогической
деятельности воспитателя в условиях дошкольной образовательной организациистановится
эффективным и способствует достижению оптимальных результатов.
Теоретическая
значимость работы заключается в том, что в ней индивидуальное
методическое сопровождение рассматривается с позиции управления
профессиональным развитием педагога в профессиональных достижениях:
1) Раскрытие понятия "индивидуальное
методическое сопровождение педагогов ДОУ". В диссертации будет проведен
анализ различных подходов и теоретических основ данного понятия, что позволит
уточнить его содержание и показать его значимость для повышения эффективности
педагогической деятельности.
2) Исследование
существующих маршрутов индивидуального методического сопровождения педагогов
ДОУ. В рамках диссертации будут проанализированы существующие подходы к
организации индивидуального методического сопровождения педагогов ДОУ, выявить
их преимущества и недостатки, а также предложить оптимальные маршруты, основанные
на теоретических предпосылках и практических исследованиях.
3) Разработка
теоретических моделей индивидуального методического сопровождения педагогов
ДОУ. На основе проведенного анализа исследований и практического опыта, в
диссертации можно предложить новые теоретические модели индивидуального
методического сопровождения педагогов ДОУ, которые будут учитывать современные
требования и особенности педагогической работы.
4) Повышение научной
основы индивидуального методического сопровождения педагогов ДОУ. Результаты
исследования могут способствовать расширению научной базы в области
индивидуального методического сопровождения педагогов ДОУ, что позволит
развивать данное направление и применять его на практике.
Практическая значимость:материалы
исследования могут быть использованы в практике ДОУ, в системе повышения
квалификации методистов дошкольного образования, а также в профессиональной
подготовке студентов в организациях среднего профессионального и высшего
образования.
На
защиту выносятся следующие положения:
1. Методическое
сопровождение педагогов дошкольного образования представляет собой процесс,
включающий защиту, активное участие сопроводителя в удовлетворении потребностей
педагога, психолого-педагогическую поддержку в освоении им социального опыта.
Его результатом является успешное вхождение в педагогическое сообщество,
самореализация, приобретение опыта и передача полученных знаний.
2. Методическое
сопровождение ориентировано на индивидуализацию, предоставляя сопровождаемому
возможность не только вхождения в профессиональное сообщество, но и наращивания
личного опыта. В результате этого процесса педагог получает необходимые
инструменты для успешной работы, а также становится активным участником
образовательного процесса. Ключевым моментом является взаимодействие,
обеспечивающее обмен знаниями и опытом, что способствует укреплению
образовательного сообщества и обогащению педагогической среды.
Структура магистерской
диссертации представлена введением, двумя главами, заключением, списком
использованных источников и приложениями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАРШРУТОВ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
1.1. Современные подходы к методическому сопровождению
педагогов в дошкольных образовательных организациях
Методическое
сопровождение педагогов, как важная составляющая их профессиональной
деятельности, находится в постоянном изменении. Эти изменения вызваны эволюцией
педагогических требований, сдвигами в педагогических взглядах и развитием новых
методологий, заимствованных из различных областей наук.
Понимание личности
педагога, ее развития и профессионального роста охватывает множество аспектов и
направлений исследований.
Для более глубокого
восприятия понятия «личность» и ее сложной, саморазвивающейся природы, мы
обратились к психологическим теориям личности. Выдающиеся исследователи, такие
как А. Маслоу, К. Р. Роджерс и Э. Фомина, способствовали расширению наших
знаний в этой области. Например, Н.А. Бердяев рассматривал личность как задачу,
стоящую перед самим индивидуумом, в то время как М.К. Мамардашвили описывал ее
как «особое состояние жизни». Э.В. Ильенков рассматривал личность как «продукт
самостроительства», а Г.С. Батищев и С.Л. Франкл подчеркивали идею становления
и саморазвития личности через свободный и ответственный выбор.
Другие ученые, такие
как С. Кьеркегор, Э. Фромм и К. Яспер, рассматривали идею развития личности как
процесс, в котором индивид становится творцом собственной жизни, акцентируя
внимание на свободной субъектной деятельности. Эти идеи подчеркивают, что
профессиональный рост педагога может успешно осуществляться в контексте
саморазвития, включая в себя самопреобразование как внутри себя, так и в
отношении к миру.
Анализ различных
подходов к саморазвитию личности, представленных такими учеными, как М.М.
Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Э.Н. Гусинский, В.П. Зинченко, М.К.
Мамардашвили и многими другими, позволяет понимать саморазвитие как результат
сознательных усилий человека в самопроектировании и самосовершенствовании.
Исследования ученых,
таких как О.Б. Даутова, А.А. Деркач, Е.О. Галицких, Э.Ф. Зеер, М.В. Левит, А.К.
Маркова, Л.М. Митина, М.М. Поташник и В.А. Сластенин, определили, что
профессионально-личностное развитие педагога представляет собой динамический,
целенаправленный и осознанный процесс, приводящий педагога к новым уровням
саморазвития, самореализации и субъектности в профессиональной деятельности.
Современное образование
требует от педагогов постоянного сопровождения и развития профессиональных
навыков. В российской научной области, этот феномен активно изучается в работах
М.Р. Битяновой, О.С. Газмана и Л.М. Митиной. Они определяют сопровождение как
важный аспект педагогической деятельности, возникший в связи с внедрением новой
системы образования.
Для начала следует
разобраться, что представляет собой методическое сопровождение.
Для осмысления понятия
«сопровождение» следует осуществить его анализ. Так, в словаре русского языка
С.И. Ожегова понятие «сопровождение» раскрывается следующим образом:
сопровождать – значит, сопутствовать чему-либо, служить приложением,
дополнением к чему-либо [59].
М. Р. Битянова, Е.И.
Казакова, Н.А. Менчинская, B.C. Мухина, Ю. В. Слюсарев, Л.М. Шипицина, И.С.
Якиманская определяют термин «сопровождение» к контексту психологии как
комплексную технологию социальнопсихологической помощи индивиду. [34;56].
Сопровождение, как
метод работы, подвергает анализу Глуханюк Н.С. В своихтрудах она обозначает то,
что сопровождение – это метод образования условий для принятия наилучших
решений в ситуации актуального выбора. То есть акцент устанавливается на
ответственности самого субъекта становления [33;56].
Методическое
сопровождение - это система деятельности, направленная на обеспечение и
поддержку профессионального развития педагогов, а также на повышение качества
образовательного процесса. Оно представляет собой комплекс мероприятий, которые
помогают педагогам развивать свои профессиональные навыки, усваивать новые
методы и подходы к обучению, а также повышать эффективность своей работы.
Методическое
сопровождение осуществляется специалистами, которые имеют опыт и знания в
области педагогики и методики обучения. Они предоставляют педагогам необходимую
информацию, консультации, обратную связь и рекомендации, чтобы помочь им в
решении профессиональных задач и преодолении сложностей, с которыми они могут
столкнуться в своей работе.
По определению М.Р.
Битяновой, «сопровождение – это некая философия труда, которая создает
допустимым соединение целей педагогической практики и фокусирует на основном -
на личности детей» [16;18].
По мнению Е. А.
Зарубиной, методическое сопровождение – это процесс, направленный на решение
актуальных профессиональных проблем педагогов. Он включает в себя актуализацию
и диагностику данных проблем, поиск информации о возможных путях их решения, а
также консультации, направленные на формирование индивидуальных образовательных
стратегий [1].
В статье В. П. Лариной
методическое сопровождение рассматривается как процесс сотрудничества между
сопровождающим и сопровождаемыми, который продолжается в течение
продолжительного времени и направлен на достижение конкретных результатов, при
этом сопровождающий играет ведущую роль [4].
В. А. Новицкая в
автореферате интерпретирует методическое сопровождение как специально
организованное, непрерывное взаимодействие между старшим воспитателем или
представителем методической службы и педагогами, направленное на помощь
педагогам в выборе наилучших способов решения возникающих проблем в процессе
педагогической деятельности, учитывая их профессиональный опыт [6].
Исходя из различных
интерпретаций понятия «методическое сопровождение», можно сделать вывод, что
это долгосрочный и систематический процесс взаимодействия, в ходе которого
сопровождающий активно участвует в поиске решений профессиональных проблем
педагогов.
Следующим важным шагом
является изучение особенностей и характеристик современных подходов к
методическому сопровождению. Среди наиболее инновационных и действенных
подходов выделяются тьюторство, супервизия и модерация. Стоит отметить, что все
эти виды сопровождения были адаптированы для использования в педагогической
сфере, послужив примером внедрения новых методологий и практик.
Тьюторство. По
мнению Т.М. Ковалевой (основоположника современной отечественной концепции
тьюторства), тьюторское сопровождение, следует трактовать как движение тьютора
вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом,
разрабатывающим и реализующим свою индивидуальную образовательную программу,
осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости –
помощь и поддержка [2].
В соответствии с П.Г. Щедровицким, тьютор играет роль консультанта,
предоставляя помощь в разработке индивидуальных образовательных программ и
участии в образовательном процессе. Он также способствует использованию
полученных знаний и навыков для личного развития [7].
Тьюторство развивается в четырех ключевых направлениях:
1.
Информационное
направление, суть которого заключается в том, что тьютор помогает расширить
знания педагога, способствуя его личностному росту;
2.
Организационное
направление, которое характерно тем, что тьютор создает условия, способствующие
успешной самореализации педагога;
3.
Диагностическое
направление – тьютор отслеживает прогресс ученика и его соответствие заданной
траектории развития;
4.
Коммуникативное
направление – доверительное общение между тьютором и педагогом, способствующее
решению возникающих проблем [2].
Современные реалии добавили еще одно направление в тьюторство–инновационно-исследовательское.
Оно подразумевает активное самосовершенствование, поиск инновационных методов и
развитие исследовательских навыков [2].
Задачи тьютора при дистанционном сопровождении педагогов включают:
1.
Помощь педагогам
в достижении их целей.
2.
Отслеживание
прогресса педагогов.
3.
Проведение
консультаций и обеспечение поддержки в процессе сопровождения [7].
Когда речь идет о сопровождении профессионального развития педагога в
дошкольной образовательной организации, важно учесть следующие аспекты:
·
Определение
образовательных потребностей педагога. Данный аспект предполагает, что тьютор
начинает с выявления запросов педагога, подобно тому, как клиент обращается за
помощью при решении конкретных проблем.
·
Создание
личностно-ориентированной информационной образовательной среды. С учетом
цифровых технологий, тьютор формирует индивидуальное образовательное
пространство, привлекая различных специалистов для более полного понимания
проблемы.
·
Продукт
тьюторского сопровождения. Здесь речь идет о проектных продуктах, которые
разрабатываются на основе профессионального развития педагога. Это может
включать в себя курсы, участие в конференциях и другие активности.
·
Доверительное
взаимодействие и поддержка. Тьютор поддерживает и сопровождает педагога,
помогая ему осознавать свою роль и профессиональный путь [5].
Тьюторское сопровождение педагогов становится особенно актуальным в периоды
межаттестационных испытаний, при возникновении вопросов и проблем в
образовательном процессе, а также в случае потребности в самообразовании и
профессиональном росте.
Модерация. Е.В.
Яковлев, Н.О. Яковлева модерацию трактуют как вид педагогического
сопровождения, координирующего содержание и направление развертывания
коммуникативного взаимодействия участников [9].
Важными аспектами
модерации являются:
1.
Соблюдение жестких правил. Процесс
модерации включает в себя строгие нормы взаимодействия.
2.
Групповая деятельность. Модерация
осуществляется в группах, где участники обмениваются мнениями и проявляют
активность в общении.
3.
Непрерывное взаимодействие. Модератор
обеспечивает непрерывную обратную связь и продолжительное воздействие.
4.
Разнообразие форматов. Модерация
происходит в рамках различных мероприятий, таких как тренинги, дискуссии и
обсуждения, направленных на формирование общего мнения и взаимного обучения.
5.
Активное участие участников. Важной
характеристикой является активное участие модерируемых, что способствует развитию
необходимых навыков, умению обрабатывать информацию и культивирует творческое
мышление.
Функции модерации в
педагогическом сопровождении включают:
·
Регулирование – модератор управляет
ходом дискуссии и при необходимости вмешивается для управления процессами в
группе.
·
Направление – определяет тематику
общения или дискуссии, устанавливает её рамки.
·
Контроль – обеспечивает соблюдение
участниками установленных правил общения и поддерживает их соблюдение.
·
Стимулирование – побуждает участников
быть заинтересованными и активными в процессе обсуждения.
·
Экспертиза – модератор может выступать в
качестве эксперта по теме и считается организатором обсуждения и диалога.
Модерация, как элемент
педагогической поддержки, помогает модератору направлять участников к самостоятельному
коллективному решению проблемы, создавая благоприятное окружение через
соблюдение правил общения и достижение образовательных целей.
Супервизия. По
мнению Е.В. Яковлева, «супервизия» в образовательной области – это процесс
педагогического сопровождения, направленный на субъектов, уже имеющих опыт
практической деятельности, но нуждающихся в профессиональной помощи и поддержке
[10].
В работе Е.В.
Лавриновича и А.Н. Молостовой выделяется важная задача супервизора - создание
атмосферы доверия и безопасности, способствующей открытому обсуждению вопросов
и обращению за помощью [3].
Супервизия представляет
собой процесс, который обладает определенными характеристиками:
·
Близкое взаимодействие – важной чертой
супервизии является тесное взаимодействие между супервизором и супервизируемым.
·
Учет воздействия – в рамках супервизии
учитываются не только индивидуальные особенности супервизируемого, но и
влияние, которое он окажет на окружающих.
·
Гибкие формы – супервизия может быть
организована как в групповом, так и в индивидуальном формате, проводиться
онлайн или офлайн.
·
Локальная направленность – содержание
супервизии зависит от конкретной проблемы, стоящей перед супервизируемым.
·
Творческий подход – важной особенностью
супервизии является активное участие и творческий подход к решению проблем.
Супервизия выполняет
несколько функций:
·
Обучение и развитие. Она способствует
развитию навыков, понимания и компетенций супервизируемого через анализ его
деятельности.
·
Поддержка. Супервизор оказывает помощь
супервизируемому в преодолении негативного опыта в профессиональной
деятельности.
·
Консультирование. Супервизор помогает
рассмотреть вопросы и проблемы, стимулируя мышление супервизируемого, но не
предоставляя готовых решений.
·
Оценка. Супервизор контролирует
достижение целей и прогресс супервизируемого, предоставляя обратную связь и
помогая выявить сильные и слабые стороны.
Процесс супервизии
включает четыре этапа: диагностика, проектирование, практика и рефлексия.
Наэтапе диагностики
выявляются проблемы, с которыми столкнулся супервизируемый, и определяются
методы и пути их решения. В ходе проектирования разрабатывается индивидуальный
план супервизионной поддержки и необходимых учебных материалов. Далее на этапе
практики осуществляется наблюдение, контроль и коррекция деятельности
супервизируемого. И, наконец, на этапе рефлексии проводится оценка достижений и
обобщение опыта [10].
Выбор между различными
формами методической поддержки зависит от потребностей педагогов. Тьюторство
предполагает непрерывное сопровождение, модерация ориентирована на локальные
ситуации коммуникации, а супервизия не ограничивает временные рамки общения
между супервизором и супервизируемым. Все эти подходы могут быть использованы в
области разработки.
Таким образом, методическое
сопровождение важно для поддержки и развития педагогов, а также для повышения
качества образования в целом. Оно помогает педагогам стать более компетентными,
уверенными и эффективными в своей работе, а также способствует
постоянномупрофессиональному росту и улучшению образовательного процесса.
Современные подходы к
методическому сопровождению педагогов в дошкольных образовательных организациях
являются важной составляющей профессиональной поддержки и развития
педагогического сообщества. Они направлены на обеспечение качества
образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов
и обеспечение успешного достижения образовательных целей.
Современные подходы к
методическому сопровождению педагогов включают индивидуальное, коллективное и
системное сопровождение. Индивидуальное сопровождение предполагает
индивидуальную работу с каждым педагогом, учет его потребностей и разработку
индивидуальных планов развития. Коллективное сопровождение осуществляется через
организацию совместной работы, обмен опытом и коллегиальное обсуждение
методических вопросов. Системное сопровождение предполагает создание целостной
системы поддержки, включающей методические материалы, рекомендации, тренинги и
консультации.
Современные подходы к
методическому сопровождению педагогов учитывают индивидуальные особенности
каждого педагога, специфику работы в дошкольном образовании и требования
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования. Они ставят целью развитие профессиональных компетенций педагогов,
повышение качества образования и успешное развитие детей.Однако, необходимо
отметить, что современные подходы к методическому сопровождению педагогов
требуют постоянного совершенствования и адаптации к изменяющимся требованиям
образовательной среды. Они должны быть гибкими и способными учитывать новые
тенденции, инновации и потребности педагогов и детей.
1.2. Критерии и принципы проектирования маршрутов
индивидуального методического сопровождения педагогов ДОУ
В современном
образовательном контексте методическое сопровождение педагогов в дошкольных
образовательных учреждениях (ДОУ) играет важную роль в повышении качества
образования и профессионального развития педагогического коллектива. Однако,
эффективность методического сопровождения зависит от тщательного проектирования
маршрутов, которые учитывают особенности работы в ДОУ и индивидуальные
потребности педагогов.
Критерии и принципы
проектирования маршрутов индивидуального методического сопровождения педагогов
ДОУ являются основополагающими факторами, которые определяют направление и
качество сопровождения. Они помогают обеспечить целенаправленность,
адаптивность и эффективность сопровождения, а также учитывать индивидуальные
потребности и особенности педагогов.
Проектирование
маршрутов индивидуального методического сопровождения педагогов ДОУ должно
основываться на определенных критериях и принципах, которые обеспечивают
эффективность и адаптивность сопровождения. Рассмотрим критерии :
1. Индивидуальность:
маршруты индивидуального методического сопровождения должны учитывать
индивидуальные потребности, интересы и особенности каждого педагога. Это
подразумевает разработку персонализированных планов сопровождения, которые
адаптированы к конкретным потребностям и целям педагога.
2. Гибкость: маршруты
должны быть гибкими и способными адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам
и потребностям. Они должны быть открытыми для внесения изменений и
корректировок в зависимости от развития педагогической ситуации и новых
требований.
3. Целевая
направленность: маршруты должны быть направлены на достижение конкретных целей
и задач сопровождения. Они должны быть ориентированы на развитие
профессиональных компетенций педагогов, повышение качества образовательного
процесса и достижение образовательных результатов.
4. Маршруты должны быть
релевантнымии актуальными для педагогов. Они должны учитывать современные
требования и тенденции в образовании, а также особенности работы в конкретном
ДОУ.
5. Сотрудничество и
партнерство: маршруты должны основываться на принципах сотрудничества и
партнерства между тьюторами и педагогами. Сотрудничество и взаимодействие
должны быть построены на взаимном доверии, уважении и обмене опытом.
6. Контекстуальность:
маршруты должны учитывать контекст ДОУ, включая его особенности, культурные,
социальные и экономические условия. Они должны быть приспособлены к конкретным
ресурсам, возможностям и потребностям, существующим в ДОУ.
7. Оценка и обратная
связь: маршруты должны предусматривать систему оценки и обратной связи, которая
позволяет педагогам и тьюторам анализировать и оценивать результаты
сопровождения. Она помогает улучшать и корректировать маршруты, а также
повышать эффективность сопровождения.
Выделяют следующие
принципы проектирования индивидуальных методических маршрутов. Рассмотрим их
подробнее.
1.
Учет специфики ДОУ и его коллектива.
Этот принцип признает, что каждое дошкольное образовательное учреждение имеет
свои уникальные особенности, включая миссию, цели, культуру и состав
педагогической команды. При разработке маршрутов поддержки необходимо учитывать
эти факторы.
Например, план
поддержки должен соответствовать образовательной философии и целям учреждения.
Он также должен учесть динамику и сотрудничество внутри педагогической команды.
Персонализированный подход должен учитывать коллективный рост педагогов и
учреждения в целом, гарантируя, что поддержка способствует не только
индивидуальному развитию, но и общей эффективности учреждения.
2. Планирование
поэтапного развития компетенций. Этот принцип подчеркивает важность
долгосрочного планирования и поэтапного развития компетенций педагогов.
Эффективные маршруты поддержки не ограничиваются только текущими потребностями,
но также включают видение непрерывного роста педагогов в будущем.
Планирование включает
установление ясных и достижимых краткосрочных и долгосрочных целей для
педагогов, соответствующих их профессиональному развитию и улучшению навыков
преподавания. План сопровождения должен предусматривать шаги для помощи
педагогам в движении от текущего уровня компетенций к желаемому, учитывая их
индивидуальный темп и потребности.
3. Мониторинг и оценка
играют важную роль в эффективности маршрутов поддержки. В план поддержки
включаются регулярные проверки и оценки для отслеживания прогресса в достижении
установленных целей.
Педагоги и методисты должны
поддерживать непрерывную обратную связь. Педагоги должны иметь возможность
предоставить обратную связь о сопровождении, которое они получают, и эта
обратная связь должна информировать о необходимых корректировках в плане
поддержки. Кроме того, педагоги должны проводить саморефлексию для оценки своих
педагогических практик и отслеживания своего профессионального роста.
В конечном итоге,
мониторинг и оценка помогают гарантировать эффективность поддержки, выявляют
области для улучшения и информируют будущее планирование индивидуальных
методических маршрутов поддержки. Это динамичный и итерационный процесс,
способствующий непрерывному развитию педагогов и повышению общего качества
образования в дошкольных образовательных учреждениях.
Таким образом, подводя
итог, важно отметить, что критериии принципы проектирования маршрутов
индивидуального методического сопровождения педагогов дошкольных
образовательных учреждений (ДОУ) играют важную в процессе успешного вхождения в
педагогическое сообщество. Адаптация поддержки к индивидуальным потребностям
педагогов, учет особенностей ДОУ и его коллектива, планирование поэтапного
развития компетенций и мониторинг результатов способствуют не только
профессиональному росту педагогов, но и эффективности учреждения в целом. Эти
критерии и принципы создают основу для разработки персонализированных и
эффективных маршрутов поддержки, способствуя качественному образованию и
развитию дошкольных образовательных учреждений.
1.3. Этапы проектирования маршрутов индивидуального методического
сопровождения педагогов ДОУ
В условиях современного
образования одной из технологий непрерывного профессионального развития
педагога служит маршрут индивидуального методического сопровождения, который
представляет собой план действий, разработанный для сопровождения конкретного
педагога в его профессиональном развитии. Он предполагает последовательность
шагов и мероприятий, которые помогают педагогу достичь своих целей и развить
свои профессиональные компетенции.Образовательные маршруты педагогов могут
различаться по характеру (компенсаторные и развивающие), направленности
(теоретические и практические), длительности (краткосрочные и долгосрочные),
взависимости от выявленных затруднений, задач, конкретной ситуации. Но в основе
любого индивидуального образовательного маршрута лежит мотивация, без которой
невозможно успешное продвижение и развитие педагога в рамках данного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это специально
структурированная программа, созданная с учетом личных предпочтений и
направленная на расширение профессиональных навыков и знаний. Главная цель
Индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) – это увеличение
профессиональной компетентности педагога.
ИОМ может быть разделен на разные типы в зависимости от сферы деятельности
педагога, где требуется развивать его профессиональную компетентность.
Например, это может быть «Исследовательская деятельность», «Проектная
деятельность», «Вхождение в профессиональную деятельность», «Профессиональные
достижения» и другие. Сроки реализации ИОМ могут варьироваться в зависимости от
контекста образовательного учреждения и конкретных задач, таких как подготовка
к аттестации или внедрение новых методик.
Педагоги получают консультации и информацию о возможных методах работы
внутри и вне образовательного учреждения при создании ИОМ. Это включает в себя
участие в курсах повышения квалификации, присоединение к городским методическим
сообществам, участие в мероприятиях, форумах и фестивалях.
ИОМ охватывает три основных направления деятельности:
1.
Самообразование
педагога.
2.
Участие педагога
в профессиональном сообществе.
3.
Вовлечение
педагога в методическую работу внутри образовательного учреждения.
На основе этих направлений определяются содержание, формы и методы развития
профессиональной компетентности педагога.
Повышение квалификации включает в себя участие в курсах повышения
квалификации и профессиональной переподготовке в рамках региональной системы
повышения квалификации для педагогических работников.
Участие в профессиональном сообществе может включать руководство или
участие в методических объединениях, творческих экспериментальных группах и
ассоциациях.
Самообразование педагога включает в себя работу с научной и методической
литературой, посещение занятий и самостоятельное изучение новых образовательных
технологий. Педагог может также выполнять исследования и разрабатывать проекты.
ИОМ имеет практическую значимость, помогая систематизировать
профессиональную деятельность педагога и содействуя его профессиональному росту.
Алгоритм создания ИОМ включает диагностику профессиональных навыков,
формирование маршрута, его реализацию и анализ эффективности.
Для эффективного
создания индивидуальных методических маршрутовподдержки для педагогов в
дошкольных образовательных и воспитательных учреждениях необходимо следовать
структурированному комплексному подходу. Процесс проектирования маршрутов
поддержки можно кратко описать следующим образом:
1.
Оценка потребностей. Начальным этапом
является фаза оценки потребностей, которая включает в себя детальное изучение
индивидуальных требований, сильных и слабых сторон, а также предпочтений
каждого педагога в ДОУ. Для этого используются различные методы оценки, такие
как опросы, интервью, самооценка и наблюдение за занятиями в классе. Главная
цель - получить глубокое понимание уникальных потребностей каждого педагога для
последующей настройки поддержки.
2.
Установление целей. После этапа оценки
потребностей происходит установление ясных и достижимых целей для каждого
педагога, соответствующих их профессиональному развитию, методам преподавания и
областям, где требуется поддержка. Эти цели формулируются с использованием
SMART-критериев (Specific - Конкретные, Measurable - Измеримые, Achievable -
Достижимые, Relevant - Релевантные, Time-bound - Ограниченные по времени) для
обеспечения четкости и направленности плана поддержки.
3.
Разработка плана поддержки. Следующим
этапом является разработка персонализированных планов поддержки для каждого
педагога на основе выявленных потребностей и целей. Эти планы включают
разнообразные стратегии, ресурсы и мероприятия, предназначенные для содействия
профессиональному росту. Особое внимание уделяется учету стиля обучения,
предпочтений и темпа развития каждого педагога.
4.
Выделение ресурсов. Этап выделения
ресурсов включает в себя предоставление необходимых материалов и ресурсов для
успешной реализации плана поддержки. К таким ресурсам могут относиться учебные
материалы, доступ к профессиональным программам развития, возможности
менторства и обучающие пособия.
5.
Реализация. Следующий этап - реализация
плана поддержки, в ходе которой педагоги получают руководство, обучение и
менторство в соответствии с их индивидуальными планами. Важно поддерживать
постоянное общение между поставщиками поддержки и педагогами для решения вопросов,
предоставления разъяснений и предоставления непрерывной помощи.
6.
Мониторинг и обратная связь. Фаза
мониторинга и обратной связи важна для отслеживания прогресса педагогов в
достижении установленных целей. Проводятся формативные оценки, предоставляется конструктивная
обратная связь по их производительности. Педагогам также рекомендуется давать
обратную связь о получаемой поддержке, что может потребовать корректировок в
плане поддержки.
7.
Оценка.На данном этапе проводится
итоговая оценка, чтобы измерить общее воздействие предоставленной
индивидуальной методической поддержки. Эта оценка оценивает степень достижения
педагогами своих целей и эффективность поддержки в улучшении их педагогических
практик.
8.
Корректировка и пересмотр. На основе
полученной обратной связи и результатов оценки план поддержки может потребовать
корректировок и пересмотра. Этот итеративный процесс гарантирует соответствие
поддержки изменяющимся потребностям и целям педагогов.
9.
Документация и отчетность. На протяжении
всего процесса играют важную роль документация и отчетность. Ведется подробное
отслеживание прогресса педагогов, обратной связи и любых изменений в плане
поддержки. Могут быть созданы отчеты об эффективности маршрутов поддержки для
информирования заинтересованных сторон и поддержки будущего планирования.
10.
Непрерывное профессиональное развитие. Последний
этап подразумевает поощрение педагогов к непрерывному профессиональному
развитию и самостоятельному обучению. Им предоставляются возможности для
саморазвития и обучения.
В заключение,
проектирование индивидуальных методических маршрутов поддержки для педагогов в
ДОУ представляет собой комплексный и динамичный процесс, начинающийся с
глубокого понимания их уникальных потребностей и продвигающийся через
установление целей, персонализированные планы поддержки, реализацию, мониторинг
и оценку. Этот процесс направлен на улучшение педагогических практик педагогов
и, следовательно, на повышение качества образования в ДОУ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Алексашина, И.Ю. Педагогическая идея:
зарождение, осмысление, воплощение [Текст] : Практическая методология решения
педагогических задач / И.Ю. Алексашина. СПб.: СпецЛит, 2000. - 223 с.
2.
Бабакова, Т.А. Научно методический
проект [Текст] :учеб.пособ. для студентов магистратуры, аспирантов,
преподавателей / Т.А. Бабакова. – Петрозаводск : Издательство ПетраГУ. 2015. –
52 с.
3.
Байбородова, Л.В. Индивидуализация
образовательного процесса [Электронный ресурс] / Людмила Васильевна
Байбородова, Татьяна Вячеслвовна Бурлакова // Форум. 2015. - С.11-19.
Элект.дост.-Режим доступа:
https://forum.yspu.org/wp-content/uploads/2015/11/Bajborodova-Burlakova.pdf.
(дата обращения 03.04.2018). – Загл. с экрана.
5.
Богословский, В. И. Научное
сопровождение образовательного процесса: Методологические характеристики
[Текст] : монография / В.И. Богословский. СПб., - 200. – 142 с.
6.
Виноградова, Н.А., Методическая работа в
дошкольном образовательном учреждении [Текст] : учебник для бакалавриата / Н.А.
Виноградова, Н.В. Микляева; М.: ИНФРА, 2016. - 188 с.
7.
Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в
гуманистическую цивилизацию XXI века [Текст] : Новые ценности образования /
О.С. Газман. – Вып.6. – М.:Инноватор, 1996. - С.10-38.
8.
Гилясина, Е.В. Научно-методическое
сопровождение инновационной работы в учреждениях образования [Текст] :
Сибирский учитель / Е.В. Гилясина . -
2015. -
№1 (98). -
С. 52-55.
9.
Давлятшина, О. В. Научно-методическое
сопровождение профессионально-личностного развития педагогов в условиях
образовательной организации [Электронный ресурс] / Ольга Вячеславовна
Давлятшина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета,
2015. - № 1. - С. 158-164. - Электр.журн. - Режим доступа :
#"https://www.google.com/url?q=#">http://pandia.ru/text/79/074/47621.php (Дата
обращения: 03.09.2023).
19.
Зеер, Э.Ф. Псизология профессионального
образования [Текст] : учеб. пособие / Э.Ф.Зеер. - М.,2009. - 384 с.
20.
Казакова, Е.И. Теоретические основы
развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход) [Текст]
:автореф. дис. … д-ра пед. наук 13.00.01 / Казакова Елена Ивановна; [Место
защиты : Гос. пед. ун-т.].. - СПб, 1995. - 34с.
21.
Каратаева, Н.Е. Индивидуальный
образовательный маршрут: дошкольное воспитание / Н.Е. Каратаева, О.И.
Крежевских. // Наука и образование. – 2014. – №10. – С. 96- 101.
22.
Кирдянкина, С.В. НМС профессионального
роста учителя [Текст]: дис. на соис. учен. степ. кан. пед. наук : 13.00.08 /
Кирдянкина Светлана Владимировна; [Место защиты : ОГАОУ ДПО Иркут. инст. повыш.
квал. раб. образ.]. – Хабаровск, 2011 - 198 с.
23.
Ковалева, Т.М. Профессия «тьютор»
[Текст] / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик) [и др.]. – М.-Тверь:
«СФК-офис», 2012. – 246 с.
24.
Контроль функционирования и развития ДОУ
[Текст] : Методические рекомендации / Авт.-сост. М.В.Корепанова, И.А.
Липчанская. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 76 с.
25.
Коротаева, Е. В. О роли
научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования
[Текст] : Педагогическое образование в России / Е.В. Коротаева. 2015. № 4. - С.
38-44.
26.
Кочетова, Н.А. Справочник старшего
воспитателя [Текст] : пособие / Н.А. Кочетова, Т.В. Комардина, С.В.
Шапошникова, Н.И. Гладышева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 301 с.
27.
Кульневич, С.В. Управление современной
школой. Организация и содержание методической работы [Текст] :Практич. пособие
для школьной администрации, руководителей методических объединений, методистов,
86 учителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей / С.В. Кульневич, В.И.
Гончарова, Т.П. Лакоценина. - ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2017. – 288
с.
28.
Лавринович, Е.В. Супервизия при
подготовке ведущих психологических тренингов [Текст] / Е.В. Лавринович, А.Н.
Молостова // Консультативная психология и психотерапия. – 2011. – № 4(71). – С.
58–68.
29.
Ларина В. П. Организация
научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательных
учреждений // Научные исследования в образовании. 2008. №6.
30.
Лосев, П.Н. Управление методической
работой в современных ДОУ [Текст] / П.Н. Лосев. - М. : Твор. Центр, 2004. – 156
с.
31.
Майер, А.А. сопровождение профессиональной
успешности педагога ДОУ [Текст] : Методическое пособие / А.А. Майер. - М. : ТЦ
: Сфера, 2012. - 128 с.
32.
Макарова, Т.Н. Планирование и
организация методической работы в школе [Текст] / Т.Н.Макарова. - М.: Центр
«Педагогический поиск», 2016. - 160 с.
33.
Мардахаев, Л.В.
Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной
ситуации [Текст] / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. -
2015. - №6. - С. 7-10.
34.
Матвеева, Н.Г. Внутришкольная модель
маршрута формирования профессионального мастерства [Текст] : педагогический
родник / Н.Г. Матвеева. – 2012 . - №9. – С. 9-11.
35.
Методическое сопровождение педагогов ДОУ
в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] : Методические рекомендации для
руководителей и старших воспитателей ДОУ. – с.Троицкое: РМК, 2015. – 32 с.
36.
Новицкая В. А. Методическое
сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного
учреждения //автореф. дис.… канд. пед. наук. – 2007.
37.
Обласова, Л.С. Индивидуальный
образовательный маршрут [Текст] : Справочник заместителя директора школы / Л.С.
Обласова.- 2012. - №9
38.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка
[Текст] : толковый словарь / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М. : Изд-во
Совет.инцикл. – 1964. – 900 с.
39.
Пахомова, Б.Ю. Управление качеством
методической работы в образовательном учреждении [Текст] : метод. Пособие /
Б.Ю. Пахомова. – Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2011. – 126 с.
40.
Певзнер, М.Н. Научно-методическое
сопровождение персонала школы [Текст] : педагогическое консультирование и
супервизия / М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко монография // М.: Академия, 2016. -
318 с.
41.
Перспективы реализации ФГОС дошкольного
образования как условие формирования социального опыта детей [Текст] :
Материалы Всероссийской научно – практической конференции г. Кемерово, 19-20
февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О.Г.
Красношлыкова и др. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. - Ч.1. - 288 с.
42.
Пигарева Н. Г. Тьюторство как ресурс в
начальной школе //Евразийский союз ученых. – 2015. – №. 4-6 (13). – С. 96-98.
43.
Полянский, М.С. Психолого-педагогическое
сопровождение как компонент общей программы модернизации образования в России
[Текст] / Модернизация общего образования на рубеже веков. СПб: Изд-во РГПУ им.
А. И. Герцена, 2001. - С. 128–131.
44.
Построение современной модели
методической работы в дошкольном образовательном учреждении: сборник тезисов
региональных педагогических чтений [Текст]. 8 декабря 2015 года /
государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования «Институт развития образования и социальных
технологий». - Курган, 2015. - 124 с.
45.
Поташник, М.М. Управление
профессиональным ростом учителя в современной школе [Текст] : метод. пособие /
М.М. Поташник. -М.
: Педагогическое общество России, 2011. - 448 с.
46.
Симонова, Г.И. Педагогическое
сопровождение социальной адаптации учащихся. [Текст] : монография / Г.И.
Симонова. - Киров: ВятГГУ, 2005. - 320 с.
47.
Синицына, Г. П. Возможности супервизии в
усилении практической подготовки педагогов / Г. П. Синицына // Современные
проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 424.
48.
Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] :
учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,
Е.И. Шиянов. – М.: Издательский центр Академия. 2013. – 576 с.
49.
Тарита, Л.Г. Методическое сопровождение
инновационных процессов в районной образовательной системе [Текст] :автореф.
дис. … кан. пед. наук: 13.00.01 / Тарита Любовь Григорьевна; [Место защиты :
СПГУ Педаг.Мастерсва].. - СПб., 2000. - 181 с.
50.
Ткачук, Н. Ю. Особенности информационно-методической
поддержки педагогов ДОУ [Текст] : Аспекты и тенденции педагогической науки:
материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). / Н.Ю.
Ткачук, СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 82-84. Электр.дост. - Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11433/ (дата обращение:
11.12.2019).-Загл. с экрана.
51.
Управление развитием школы [Текст] :
пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника,
В.С. Лазарева. М. : Просвещение, 1995.
52.
Федотова, Г.Р. Теоретические подходы к
конструированию индивидуального образовательного маршрута младших школьников
[Текст] : Вестник Казанского Технологического института / Г.Р. Федотова,
Н.Ш.Валеева . - 2012. - № 14. - С.304-306
53.
Шамова, Т.И. Управление образовательными
системами [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.И.
Шамовой, П.И Третьяков, Н.П. Капустин – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -
320 с.
54.
Шерайзина, Р.М. Медник Е.А. Модель
внутрифирменного обучения педагогических работников в общеобразовательной
организации [Текст] : Человек и образование / Р.М Шерайзина, Е.А. Медник. -
2015. - №1(42). - С. 22-26.
55.
Шумакова, К.С. Научно-методическое
сопровождение педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ
[Текст] : Образование и наука / К.С. Шумакова . - 2008. - №7. - 55 с.
56.
Яковлев Е. В., Яковлева Н. О.
Инновационные виды педагогического сопровождения //Вестник Южно-Уральского
государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2015. – №. 8. – С.
101-106.
57.
Яковлев Е.В. Супервизия как
педагогический феномен // Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник ЧГПУ. – 2015.
– № 10. – С. 9–13.