Роль фильмов о Великой Отечественной войне в воспитании патриотизма современной российской молодежи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2023-05-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль фильмов о Великой Отечественной войне в воспитании патриотизма современной российской молодежи

Министерство науки и высшего образования Российской  Федерации

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 “Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова”

 

(СВФУ)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: педагогика.

 

направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование. История.

 

на тему: Роль фильмов о Великой Отечественной войне в воспитании патриотизма современной российской молодежи.

 

 

 

Выполнил: Скороходкин Владислав Викторович

 

Студент 2 курса, группы ПОИ-21

 

Проверила: кандидат педагогических наук

 

доцент кафедры “Педагогика”

 

Колпакова А.П

 

 

 

г.Якутск 2023.

 

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………...3

 

Глава 1  Кино как средство патриотического воспитания……………...6

 

1.1 Влияние фильмов про войну на психологическое состояние подростка.………………………………………………………………...10

 

1.2 Фильмы про Великую Отечественную Войну для развития патриотического чувства современной молодежи……………………..14

 

Глава 2  Методика использования кинофильмов о войне в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования патриотического самосознания школьников……………………………………………………………….17

 

2.1 Формы работы со школьниками по патриотическому воспитанию……………………………………………………………….23  

 

2.2 Исторические образы великой отечественной войны сквозь века..28

 

Заключение……………………………………………………………….31

 

Список литературы………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Мы должны помнить и чтить память героев времен Великой Отечественной войны, ведь событии 1941 года оставили такой колоссальный след в памяти любой семьи, ведь война коснулась каждого из нас. Празднование Дня Победы стало священным долгом нашей страны ведь этот день стал символом великой победы над фашистской Германией, символом праздника, радости, истинной любви к родине и день когда мы вспоминаем со слезами, скорбью и гордостью за защитников отечества, сражавшихся за свободу, за родных, близких, и за свою нацию. Тема Великой Отечественной войны всегда была актуальна, сколько героев, сколько поворотных сражений и битв, сколько событий и моментов, сколько историй и.т.д. Наша тема конечно же связана с таким понятием как “патриотизм” и это одна из важных ключевых задач по формированию личности человека. Перенесемся в 21-ый век, где современная молодежь погруженная в цифровую эпоху и во времена когда сокращают учебные часы на изучение событий войны и разного рода произведениям про отечественную войну и не только. Стоит понять, что это особо не очень тактично и патриотично. Ведь существует угроза забыть те событии, которые сподвигли к войне 1941 года и через что прошли наши деды, чтобы принести нам победу. Стало видно, что современные подростки не особо сильно интересуются такой тематикой. Таким образом скоро наша страна будет отмечать очередную великую дату - 9-ое мая и в связи с этим мы должны четко и ясно обозначить необходимость воспитания патриотизма в более благоприятных условиях, не только для современного общества но и для подрастающего поколения. И такой мощный фактор воздействия на молодежь и на воспитание патриотизма нам поможет возможности кинематографа  и в этом плане возможности безграничны.

   Объект - влияние кинематографии на современную молодежь.

  Предмет - воспитание патриотизма по фильмам Великой Отечественной войны.

  Цель - анализ фильмов про Великую Отечественную войны как фактор положительного влияния на современное поколение.

Задачи:

-Проанализировать содержания понятия патриотизм в фильмах ВОВ

-Роль влияния кинематографии на молодежь по событиям 1941-45гг

-Изучить уровень патриотизма и восприятия подростков по фильмам отечественной войны

-Сравнить влияние отечественных фильмов про ВОВ на умы современной молодежи сквозь века

  Гипотеза - Если предположим, что кинопедагогика по теме Великая Отечественная война дает, так это знание истории и моральные ценности, что перетекают в понятие патриотизм. Само понятие оно не рождается вместе с нами, оно естественным образом прививается с детства со времен детсада, может раньше. Вместе с прививанием мы впитываем  гуманистические ценности и положительные моральные качества, которые делают нас более человечными, а настоящая человечность появляется в тяжелых условиях, когда нет выхода к примеру это событии 1941-45-го года. Тут в дело вступает кинопедагогика, которая передает нам те самые условия и ценности которые были так нужны на поле брани, когда товарищи стояли горой за друг за друга и наша цель это передать через кино, чтобы поколении понимали это и защищали земли за которые их предки стояли, то есть чувство привязанности и патриотизм в сторону родины.

 

 

 

 

Методология курсовой работы:

 1. Усов Юрий Николаевич

 2. Ян Амос Коменский

 3. Константин Дмитриевич Ушинский

 4. Макаренко Антон Семенович

 5. Жан Жак Руссо

 6. Василий Александрович Сухомлинский

7. Аристотель

8. Конфуций

9. Герберт Спенсер

10. Джон Дьюи

 

  Методы - изучение, обобщение, анализ, сравнение.

  Структура работы - Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Кино как средство патриотического воспитания

 

Мы понимаем, что в XX1 веке и в XIX, XX веках, кино всегда была оружием массового поражения по настрою человека на какие либо действия или же влияла на умы. Как говорил Владимир Ильич “Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино” ведь данный великий деятель использовал это как пропаганда советских идеалов и.т.д

  Как средство патриотического воспитания данная фраза хорошо подойдет во времена СССР, тогда советы упор делали именно на детские и конечно же на молодежные фильмы, то есть целевая аудитория была подрастающее поколение, что было правильным ходом. Ведь герои этих фильмов были образцами идеальных сынов отечества, добрые, отзывчивые, всегда готовые к труду и обороне[1]. Не стоит забывать и про другую отрасль кино, это фильмы про спорт и про военное ремесло, главный пункт советской пропагандистской машины под названием кино. Такое направление фильмов четко и ясно понятны. Такая продукция прививает современным детям и подросткам чувство собственного возвышения и желания пойти по стопам своих кумиров[2]. Стремление достичь высот не только в спорте но и как военный человек.

А что же по американским фильмам, образно можно сказать что там находится мощнейший завод по производству идеалов для детей, подростков, даже для взрослых. И завод называется Голливуд. Голливудские продукты представляют нам с детства, стойких, храбрых, людей с добрыми сердцами, которые борются за правду, против лжи и коррупции в мире и отмечу что в конце любого фильма главный герой побеждает в любом случае. Такая концовка все таки придает эмоциональный фон и отпечаток на годы вперед, что несомненно повлияет на человека в будущем. Ключевой момент здесь это самоутверждение. Если пройтись по странам у каждого из них есть своя национальная черта которая нашла отражение в фильмах (кинематографии). Так во Франции как в былые времена Жанны Д'арк, снимают фильмы про человека объединяющий народ в одно целое и они побеждают зло. А в Индии сфера кинематографии называют хранителем национальных традиций, что верно подмечено. Тут важно отметить что же их объединяет, ведь все таки фильмы с разными тематиками в сочетании со своими странами, и тут момент - объединяет то что в фильмах есть определенные моменты и сама концепция фильма это учение о доброте, о честности, о надежде, о силе воли и.т.д

Сейчас в нашем 21 веке популярность и охват зрителей, отмечу по всему миру особенно в странах первого мира увеличилось многократно. Потому что технологии постоянно улучшаются, метод подачи тоже но концепция остается прежней. Вместе с подачей увеличилось и охват детей с самых маленьких лет до подросткового возраста и так далее, что делает кино еще лучше. Ведь это в основном благодаря появлению большого количества кинотеатров, можно даже сказать что кинотеатры это обитель меняющая людей на положительную сторону, обитель подающая надежду и веру в будущее[3]. В прошлом веке, подача фильмов скажем была плоха это касается СССР, но это если посмотреть с точки взгляда современного человека, а в те времена дети Советского Союза только смотря на главных героев, сами становились этим героями, взять к примеру партизан во время Великой Отечественной, еще детьми идут воевать против фашистов, заниматься подрывной деятельностью глубоко в тылу врага, и в концу войны, внесли свой великий вклад в священное дело всей страны[4].И взяв уже эту тему как сюжет фильма, можно представить какие чувства испытывали уже послевоенные дети и какими людьми становились. Тем не менее, хочу сказать что под патриотическими фильмами могут быть не только на тему войну, хотя тут стоит согласится, что сильный поднимающий настрой у такой темы всегда была и будет, но есть и другие не менее важные темы. Обращаясь к военным фильмам, то возникает вопрос, а какие более популярные фильмы есть у нас в России, подходящий и к подросткам и к взрослым и самое важное направляло их в более менее в нужное русло - это такие как фильмы как: “Летят журавли” Михаила Колотозова, “Неподдающиеся(1959)” “Девчата(1961)” Чилюкина[5]. О них и не надо рассказывать, ведь они золотой фонд отечественного кинематографии. Следующим этапом развития кинематографии в России, стоит считать эпоху перестройки, где финансирование и поддержка в разы упали и на смену отечественным продуктам приходят американские фильмы, которые были в разы лучше и это признавали эксперты, например автор писавший в газете “Амурская правда” писал что отношение показываемый к милиции в фильмах России, пренебрежительное, высмеивающего характера, а в Америке,  такое отношение к местным правоохранителям и во сне не снилось. Поэтому мы можем понять, откуда такое отношение к полицейским, это можно считать тоже часть воспитания личности, но не как патриотической черты человека.

В заключении хочу привести действительно важные фильмы показывающий событии тех времен: “Разгром немецких войск под Москвой”  (1942), “Сталинград” (1943), “Орловская битва” (1943), “Берлин” (1945). Если эти фильмы показывали картину в целом о войне в больших масштабах, то выходили фильмы и о народных героях (партизан) “Ленинград в борьбе” “Народные мстители” и.т.д Здесь мы должны помнить и чтить память тех великих свершений, великих подвигов и на этом учится, равнятся[6]. Уже целые поколения выросли на этих фильмах, и как доказательство о эффективности кино как инструмент воспитания патриотизма, проводятся тысячи мероприятий, викторины, квизы и самое главное на кинотеатрах показывают кадры Великой Отечественной войны, тем самым с самых начал направляют новые поколения на нужное, в правильное русло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.1 Влияние фильмов про войну на психологическое состояние подростка

 

 

В прошлой теме было затронуто вопрос - кино как воспитание и  то что, киноискусство это одна из самых популярных искусств, но какое влияние оно имеет для нас и на подростков, если обсуждаем с точки зрения на психику. Конечно, трендовые фильмы они всегда состоят из разных сюжетов и известная ветка развития сюжета это спасение кого либо, отца, матери, брата, и.т.д то есть кого то близкого, и все, это очень локальная ситуация. Возьмем масштабы побольше и это Великая Отечественная Война и реализация с помощью кино, после оно выпускается уже на публику где соответственно и смотрят подростки[7]. Отмечу, что в подростковом периоде, еще не до конца сформировалось мировоззрение, нет нравственных границ, не имеют прочного духовного фундамента и отсюда идет их уязвимость в плане психологического состояния.  И на эту уязвимость, фильмы как раз и влияют на психику и положительно и негативно. Если взять в пример фильмы на тему ВОВ, без сомнения она окажет благоприятное условие в плане духовного развития и сможет воспитать настоящих патриотов своей страны, а вот беря другие заграничные фильмы, то тут уже понятно, можно натолкнуться на сфальсифицированные фильмы по Второй мировой войне, например, кто взял Берлин[8]. После фильма, первым о чем подумает подросток это то как главный герой действовал, его движении, фразы  и.т.д Но юноша забудет главную цель этого героя, спасения семьи, это уже уходит на второй план, то есть психологически он начинает воспроизводить сцены из фильмы уже в голове в роли себя, как он ложит определенную группу на землю, но не как спасает свою семью. А теперь фильм про ВОВ, тут подросток сперва подумает, цели и задачи войны, почемы мы сражаемся с захватчиками и последствия проигрыша и охват войны. В большинстве случаев, родные могут объяснить ребенку зачем идет это война и после этого он в будущем начнет все больше узнавать про детали этой ВОВ[9].

Возможно иногда вы замечали, что ваш ребенок очень сильно погружается в фильм, то есть в определенные моменты он начинает игнорировать что происходит вокруг него, и это нормально, потому что начинается анализ всего происходящего, раскрываются различные чувства. И тут мы должны сделать упор в чувства. Чувства, это одно из самых сильных факторов влияния на человека. Берем к примеру нашу тему про Великую Отечественную Войну, тут становится понятно, какие эмоции и чувства будут. Каждый фильм имеет свою концов и именно от этого зависит с чем напоследок останется подросток, с чувством досады или радостной? В конце концов этот момент навсегда запечатлелся в памяти юноши. Все это указывает то что влияние киноискусства не стоит недооценивать, оно способно оказывать воздействие на эмоциональный и самое главное на психологический фоны[10].

Безусловно, исходя из фона можно посудить, что после просмотра подростки в буквальном смысле совершали действия из фильмов в большинстве случаев из американских фильмов. Но не стоит откладывать фильмы про Великую Отечественную войну, ведь стоит признать в детстве все играли в стрелялки и разделялись на советский и на немецкий лагеря, а из этого вырастал интерес к самой истории, а оттуда уже возникает вопрос - а какие фильмы на эту тему есть?

Принимая во внимание вышеперечисленные факторы, нет еще такого метода, способа уберечь подростков от негативного влияния кино. Действительно, если подумать такого метода быть не может, но есть способ это отлучить ребенка от телевизора, компьютера, телефона на вечер например и то не факт, что за время отведенное он что то не посмотрел. Поэтому логично предположить что данный вопрос можно закрыть лишь радикальным способом[11]. Но если без применения данного способа, есть еще второй вариант - правильное воспитание, прививание нравственных качеств в нашем путем патриотических фильмов на уровне страны. 

В заключении хочу сказать, тема про Великую Отечественную Войну безусловно является одним из самых актуальных и нравственных тем и снимать кино по нему является не просто искусством, а методом воспитания целого поколения. Лидерами более патриотических фильмов про ВОВ неоспоримо являются “В бой идут одни старики” и “Офицеры” Настоятельно рекомендуется к просмотру. По рейтингу востребованных фильмов на первом месте являются боевики, а соответственно это про нашу тему, исходя из этого и влияние на молодежь большая в плане нравственного воспитания[12]. Только от нас зависит какие фильмы, какого характера мы покажем будущим поколениям и какими они уже потом станут. Мое мнение состоит в том, что детям в возрасте 7-14 лучше показывать документальные фильмы про ВОВ, а не сами фильмы по конкретной теме, потому что кадры уже более приближенные к крови и насилию, грубо говоря, но самое важное они могут упустить если им не объяснить смысл данного фильма и его сюжета - почему так? почему они стреляют в друг друга? почему они уничтожают все на своем пути? и.т.д При просмотре желательно смотреть с ребенком вместе, чтобы правильно направить в нужное русло в нашем случае его ощущения, впечатление, чувства. Ведь только тогда мы можем ждать спустя года результаты нашей заботы и труда. Это единственный эффективный путь воспитания твердого человека с железными понятиями, какую цену заплатила наша страна, начиная уже с 9 века и до сегодняшнего, сколько храбрых людей пало, чтобы мы жили в мирной и свободной стране, это в обязательном порядке.

1.2 Фильмы про Великую Отечественную Войну для развития патриотического чувства современной молодежи

 

  Вы когда нибудь представляли каково было простым женщинам, старикам, детям оставшиеся в оккупированном территории фашистами? Сюжет фильма “Бабье царство” переносит нас в самую обычную деревню где в полной мере ощутили всю ненависть и неприязнь гитлеровцев к ним, выходившие путем постоянных унижений, оскорблений, побоев и.т.д Даже отправка молодежи в Германию, была устроена немцами. И тут, в одном моменте четко разделено чувство патриотизма к родине, верность и с другой стороны подхалимство, угождение русского старосты деревни немецкому коменданту, жизнь и так не сладка, а тут еще и предатель среди своих. Казалось это будет длиться целыми месяцами, и тут начинается наша сторона - патриотизм, чувство долга и верности своей родине до конца. В борьбу за свободу призывает и вступает в бой простая деревенская девушка Надежда. Надо знать, что когда в окружении сильных, здоровых немецких захватчиков, то слабые и больные сопротивляются этому, когда все сильные и здоровые ушли на фронт. Не это ли чувство долга и патриотизма? По поводу режиссера данного фильма - Алексей Салтыков. Актеры - Римма Маркова, Светлана Суховей, Светлана Жгун, Анатолий Кузнецов, Виталий Соломин.

  В основном молодое поколение не нравится смотреть фильмы прошлых годов, ведь у них встает вопрос - а зачем смотреть такое старье? Тем не менее, именно в этих годах мы можем уловить те настоящие эмоции, которые были у актеров, которые были реальными участниками ВОВ. Следующий фильм называется “Батальоны просят огня” 1985 года, с очень многострадальным сюжетом и снятая на реальных мотивах, сколько смелости и крови потребовалось для достижения поставленной задачи в фильме. В основе сюжета лежит один из самых ответственных этапов ВОВ, а именно форсирование Днепра в 1943 года. Повествует нам как два батальона были брошены на прорыв реки и то что, солдаты понимая что идут на верную смерть, неколеблясь шли на бой. Знают что если не они, то кто защитит родину и близких. Действительно, такие фильмы трудно смотреть, но именно такие реалии были в прошлом и они по настоящему передают чувства отчаяния которые потом перетекают в священный гнев за родину. Сыгравшие роль в данном произведении такие известные актеры как - Александр Збруев, Борислав Брондуков, Александр Галибин, Олег Ефремов, режиссеры - Александр Боголюбов, Владимир Чеботарев. Следующий фильм с названием “Бессмертный гарнизон” 1956 производства. По названию мы уже начинаем понимать что к чему. Это можно понять как непоколебимый маятник недрогнувшая в ужасном шторме которая  началась с этого маятника. Данный фильм рассказывает нам начала самой кровопролитной войны для нашей страны, затронувшая каждого человека и частности граждан проживающих в городе Брест. Они из самых первых приняли мощную немецкую волну и вследствие чего оказались полностью отрезаны от остальной красной армии. Защищались и отбивали атаки целый месяц, позднее были уничтожены. Но характер той обороны она носила кардинально иную тенденцию, не как у других она была пропитана таким отчаянием не потому что, они умрут в любом случае, а из за того они не остановили продвижение фашистов. Несмотря на проявленную героизм, отмечу носила массовый характер, по официальным данным в плен сдались около 1400 советских солдат и потери нацистов составили более 1000 солдат и 86 офицеров Вермахта, что считается огромными потерями для первых дней войны[13] Режиссеры - Захар Аграненко, Эдуард Тиссэ. Актеры - Василий Макаров, Владимир Емельянов, Николай Крючков, Анатолий Чемедуров.

Таким образом, время Великой Отечественной войны, была самой ожесточенной и для успешного ведения боя важен был боевой дух, и наши люди придумали для недопуска к этой ситуации один хороший метод для солдат и граждан трудящиеся в глубоком тылу использование кинофильмов для подъема боевого запала и морального состояния. Ведь мы знаем, что только одна крупная война в период отечественной требовало от солдат максимальных напряжений нервов и физических сил, но благодаря началу показа кинофильмов позволила мобилизовать и собрать духовную мощь, что само собой являлось патриотизмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика использования кинофильмов о войне в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования патриотического самосознания школьников

 

 

 Стоит начать что на сегодняшний день, новый молодежь существенно поменялось в корне по сравнению с прошлыми школьниками, наши мало что читают и не сильно заинтересованы, что вообще происходит вокруг окружающего мира. Значительно упал интерес к искусству в целом к литературе, потому что причиной стала цифровая эпоха, мощный информационный поток и на смену художественным текстам приходит кино, который сейчас так популярен среди подростков, но это не значит что художестве менее интересна[14].

Надо учесть, что прошлые поколения выросли на примерах Великой Отечественной войны, равняясь на образцовых граждан, идеалов поколения, героев. Сейчас перед школами стоят множество задач по воспитанию личности, так как мы понимаем что те ценности, нравственные, моральные и конечно же патриотическое воспитание, что неприемлемо. Одна из задач школы это воспитать в них патриотов и сформировать чувство гордости за свою страну, ведь наша страна по истории пережила не одно нападение, и всегда стойко стояло, сохраняя спокойное небо[15].

И само событие Великой Отечественной войны дает имеет очень огромный багаж информации по формированию самосознания школьниках, на данный момент ветеранов становится все меньше и меньше, и пока есть шанс надо воспользоваться народной мудростью и опытом, ведь это называется связью поколений, связь двух разных эпох. Не стоит забывать нашу с вами родную литературу про те времена, но кинематография также не стоит на месте, можно даже сказать что данная сфера влияет намного сильнее на восприятие молодежи, как никак есть визуализация, а в книгах нет[16].

Что же насчет вести урок ВОВ, это конечно хорошо, но педагогу понадобится помощь историка и если урок это про произведения (кино) то тут помимо историка, нужно будет помощь и самого кинематограф. Сейчас мы понимаем что детей не интересуют книги, учебники, но проявляют интерес к компьютеру и к гаджетам, поэтому следует подходить к этому с другой стороны, а именно показ фильма, от просмотра подростки испытывают одно удовольствие, да и в понимании намного легче. Стоит заметить что уроки литературы обычно связаны с историей, то есть с фрагментами разного периода, а в нашем случае это период Великой Отечественной войны, это можно превратить в урок фрагментов которые имеют воспитательное и познавательное значение, что очень важно для учеников, которые только только формируются как личности. Наш родной кинематограф богат разными фильмами про Отечественное и конечно Советский Союз просто должен был выпускать такие фильмы, ведь они несли огромный воспитательный суть, сильно пронизаны самим словом патриотизмом и каждый кусочек таких моментов учит нас что такое нравственность и что значит быть патриотом своей страны.

При введении уроков, учителя гуманитарных наук, в какие то дни всегда используют проектор и включают фрагменты исторических событий, это особенно касается учителей истории и русской литературы. Например можно включить “28 панфиловцев” “Брестская крепость” очень значимые фильмы рассказывающих о первых днях войны, те которые первыми приняли бой и не отступили, именно в Брестской крепости была написана фраза “Умираю, но не сдаюсь. Прощай родина” огромным плюсом является современная постановка и хорошая игра актеров, что для школьников особенно интересно, чем смотреть черно-белый фильм. Все таки стоит посмотреть на реалии, что современное поколение больше сконцентрировано больше на гаджетах, нежели на книгах. Это особой мотивацией по учебе не скажешь, поэтому важно показывать кино в начале их пути, что заложить фундамент (мотивацию к учебе) так как сказать заложить историческое зерно на будущее которое вырастет и станет тем идеалом, к которому стремился показать фильм[17].

Если говорить о методике, то в прошли она работала по принципу читать, рассказать и сформировать хоть какое нибудь представление о тех событиях 1941-45 годов и либо написать сочинения по представленному произведению, к примеру “Битва за Москву” и потом уже сделать сравнение и анализ пройденного текста. А сейчас в нашем реалии, можно уже отойти. Потому что кинематография имеет фактор мотивации для обучающихся. Главное урок разделить на этапы. Например первый пункт - после просмотра фильма, напишите в чем суть и проблема данного кино, это заставит учеников искать ответы в учебниках. Второй пункт дать задание распределить событии по годам и по месяцам[18]. Третий пункт уже дает детям возможности свободно показать свои навыки по созданию видео к фильму (мини реклама) то как видят это школьники. Четвертый пункт предполагает создание афиши для кино и плюс еще это надо будет защитить на уроке, либо с командой, либо сам. Пятый пункт дает школьникам такое понятие как коллективизм, то есть делают сценку по событиям ВОВ. Чтобы дать ребенку хоть какое то понятие, что было, как было страшно, следует показать фильм “Судьба” Евгения Матвеева, где односельчане со слезами на глазах провожают своих сыновей, отцов, понимая что они возможно уже никогда не вернутся и это последняя встреча. Показывается партизанская деятельность, их подрывы мостов, заводов фашистов. Как советская армия переправлялась через Днепр. Проводя такие занятия, ясно одно, такой метод обучения позволит сохранится в памяти детей на всю их жизнь, если вопрос полезно ли это, то ответ очевиден - да. Отмечу, что главное надо выбрать определенные эпизоды и промежутки времени, а не весь фильм (сериал), там где есть определенные сценарии (моменты). Эти моменты должны служить аргументом в пользу учителя во время урока, к примеру можно взять фильм “Соколов в плену” где рассказывается о преданности к родине будучи попадая в плен к фашистам, своего рода нравственный поединок между двумя врагами во время допроса. Фильм “Усыновление беспризорника Вани” ярый факт, того что даже после всех годов испытаний, лишений солдат способен сохранить свои теплые чувства к родным и близким[19].

При разборе кино, следует сперва с чего все начиналось, как жили советские люди того времени и показать момент начало войны, отношение немцев к пленным, героизм советского солдата и ключевой момент, которую не следует забывать последние дни войны и парад победы 9 мая. Такой подход поможет развить у современного поколения такие навыки как: коммуникативность, познавательность, навыки работы в коллективе[20]. К этому надо обязательно, чтобы дети всегда выступали перед классом, чтобы был прямой диалог (вопрос-ответ), это нужно чтобы дети могли дальше рассуждать на заданную тему, позволяя придать очень полезную черту на будущее, что позволит детям в будущем докапываться до конца, что понадобиться в жизни. После просмотра фильма по теме Великая Отечественная война, следует теперь придумать школьникам стихотворения либо сочинения основанные на реальных событиях, настоящие невзгоды и лишения что выпали участникам 1941-45гг. Пока идет фронтальная работа, учащиеся теперь должны начать осмысление своих работ, то есть строить настоящие диалоги которые относятся во время войны, рекомендуется взять кадры фильма “Убиты под Москвой” повествующий нам как на защиту столицы идут все от молодняка до стариков. Помимо защиты самих рубежей государства, под Москвой в бой бросили курсантов школ, которые по возрасту были ровесниками нынешних школьников, это даст им понять, цену защиты родины и благодаря их жертве, сейчас живут под свободным и мирным небом.

И наконец, рефлексия, что это такое. Надо понять, что каждый раз при выступлении или урока, в конце занятия спросить что ребята поняли, что из урока вынесли, что они поняли и.т.д

Использование данного понятия в различных местах, можно по другому истолковать. Например в лагерях, дети могут свободно раскрыть определенную тему или даже на свободную тему. В уроках только на определенные темы. Это относится к нашему уроку по кинофрагментам. Ведь, все такие именно нужные по теме фрагменты нам помогут настроить наш эмоциональный фон, разбить на части (по страницам) посвященный переломный моментам, событиям Великой Отечественной войны, примеров много, вот только взять про битву за Москву, Сталинград, Курск. Сколько усилий, храбрости, пота, слез было пролито в этих битвах. Один только разбор займет несколько страницы[21]. И эту информацию важно передавать последующим поколениям, на уроках истории, в кинотеатр прежде всего, так как это место собирается наибольшее количество молодежи.

В конечно итоге, воспитать по вышеперечисленных факторах патриотизм и гордость за свою страну и за своих дедов. Победа над фашистской Германией для мира удалось не с проста, а для нашей родины, далось по настоящему трудно, сколько человек было убито и пропали без вести и важно понимать что сколько множество миллионов человек все как единая волна поднялись и пошли в атаку на врага, который грозился у нас отнять самое ценное и священное - нашу родину, нашу свободу. Это война коснулась каждую семью, у кого то отец ушел на фронт, дедушка, мать, сын, дочь, бабушка. Все они внесли свой вклад в победу, будь на фронте, будь в глубоком тылу. И все эти настрои, важно передать нашим будущим поколениям, то есть современным детям. Будущему свету нашей державы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Формы работы со школьниками по патриотическому воспитанию

 

 

 В данной теме важно отметить ценность кинематографа, а именно военные годы людей и их психологию, это как ДО и ПОСЛЕ. С другой стороны, мы также должны привлекать нашу молодежь в событии основанные на реальных основах войны. Обратная сторона монеты заключается как раз в том, слишком жесткие фрагменты все таки не стоит показывать детям младше 14 лет или то больше. Но почему важно просвещать в детали войны современное поколение, отвечая на заданный вопрос, ответ один - с каждым поколением, молодые все меньше начинают знать, узнавать ход военных действий, в каком году это было, благодаря к каким операциям, людям мы достигли победы в этой ужасающей войне. Они эти факторы не знаю, что грозит нам забыть тех дни когда за нас воевали наши деды и не только.

  Осуществления данной задачи по просвещению, поможет наши формы работы, ведь задача формы показать школьниками реалии настоящей войны и какой ценой это достигается, и самое важное это знать исторические факты (лета, дни, месяцы).

 Вообще в 21 веке, современное общество все меньше интересуется как уже говорилось и чтобы этого не допустить, Россия поставила цель перед народом, задачу возродить духовность и святость былых дней и тут появляется актуальность для сферы молодежи. Министерство молодежи все чаще использует термин подрастающее поколение и молодежь как понятие в своей политике по развитию и воспитанию патриотизма среди детей как одна из самых приоритетных задач министерства перед правительством и перед подрастающим поколением[22].

Сейчас когда некоторые школы имеют все новое оборудование, новые знания, методы воспитания учеников, то в таких учреждениях сложилась целая укомплектованная система патриотического воспитания детей. Данная программа включает множество пунктов, направлений и.т.д Все они направлены на одно дело - сформировать у человека с малых лет чувства гордости и патриотизма перед своей страной. На данный момент к сожалению, понятие патриотизм не является для нас основополагающим фактором объединяющий нас в одно целое, это прямое доказательство, того что надо еще усердно работать над этим направлением.

Так как можно придать им чувства патриотизма - конечно через школу, а внутри самой образовательной организации уже включить детей в разные секции, это: стихотворение, фольклор, изо, история родного края и.т.д главное чтобы они поняли в какой прекрасной стране живут и какие труды стоили нашим предкам, чтобы достичь всего чего они сейчас имеют. Чтобы укрепить их знания и навыки обретенные в секциях, надо зарегистрировать их разные конкурсы, форумы, выставки, мероприятия и главное не просто стоять, а пытаться рассказать свои темы, а именно по Великой Отечественной. Самое отличное мероприятие в жизни школьника это встреча с самим ветераном войны, видевший все лично, а это минутку, уже другое впечатление, от просмотра фильмов. Еще один хороший пример показать историю страны, более подробно это экскурсия, ведь прежде всего мы показываем им эпизоды государства с чего все начиналось и главная задача дать понять ту тему которая там указано в моменте и одним из плюсов является потрогать или посмотреть собственными глазами предметы участвовавшие в ВОВ, которые сами наши деды, отцы несли и пользовались чтобы принести победу. Вообще музеи в последнее время стали важным местом для привития молодежи патриотизма. Не стоит забывать и про тыл. Важно изучать и их история, как никак именно производили, строили все необходимое для фронта. Поэтому это также пойти как яркий пример трудового подвига нашего народа, что очень хорошо будет если молодежь последует этому примеру.

Если мы начнем говорить, про наследие самого ВОВ, то нынешняя Россия, представляет собой весьма противоречивое общество, разделенное на две стороны. И противоположная сторона находится в кризисе само идентичности, представители этого пути не могут определиться кто они, что с ними будет в будущем, и что принесло им в жизнь прошлое, есть ли ценность в этом и.т.д Конечно это исходит и из за массовой пропаганды СМИ, разные политические проделки. Следует отметить, что это дало нам огромную проблему с современным  поколением, которую мы не сумели четко определить границы их идентичности, откуда идут их корни, да и нравственные ценности тоже под угрозой.

Хочу особо отметить еще один факт, событии 1941-45 годов воспринимаются нашими гражданами, независимо от их политических взглядов, религий, мировоззрения, и разными подобными отношениями в жизни, крайне положительно и встречается особо яро, с воодушевлением, ведь война коснулась каждую семью и это уже является не только главным фактором такого положительного влияния, но и то, что защищать родину от фашистов было общим делом, делом чести, гордости. Поэтому ради сохранения такой тенденции, нам надо сохранить рецепторы понятия патриотизм, чтобы любовь к родине, к отчизне к нашей культуре, к традициям, необходимо заложить детям в их социализации и в школе и во время студенчества, привить чувства чести, гордости, собственности к родной земле.

Конечно такой подход хороший, но есть проблема в просвещении. Если исключить кинематографию, и изучить учебники мы видим их в сжатом виде, а во времена Советского Союза, такие учебники были намного шире и имели намного больше подробностей и информации. И дети они читая, не смогут правильно понять, они просто подумают что это одна из Великих войн человечества, и наша страна принимала участия и победила, как бывало много раз. Самыми такими ключевыми аспектами развития кинематографии является вторая мировая война, конкретно битвы за Москву, за Сталинград. Сколько всего фильмов, сериалов было снято по реальным мотивам. Во время сражений на поле находились не только люди которые снимали  сюжет, были еще и фотографы, их роль тоже была не менее важна, рискуя жизнями они фотографировали поистине важные моменты солдат, позже появившиеся в разных статьях, книгах, учебниках, газетах, и в конце концов в обложках фильмах[23].

  Хочу упомянуть одного знаменитого человека, Дмитрия Бальтерманца, не просто знаменитый, а фотограф мирового уровня, работавший в “известия” и “на разгром врага” Знаменит своими репортажами. Он освещал народу все наиболее известные и большие сражении. То как люди от детей до взрослых строили укрепления и от танков и от пехоты. Я отмечу, что даже будучи не солдатом, он проявлял настоящий дух патриотизма наравне с солдатам.  

  Следующим деятелем своего дело является Роберт Капа заложил по фото, новое направление - фотожурналистика. Его фото по прошествии времени стали классикой военного фотографии. Все работы отличались смелостью, мужеством, внес большой вклад в развитие военной фотографии.

  Евгений Халдей - тот самый фотограф, который известен даже от Дмитрия Бальтерманца, его запечатленное фото, известная на весь мир - “Знамя победы над рейхстагом”  Не только он это фотографировал, но и успел показать нам и другие работы как солдаты СССР, ставят знамена победы над ранее освободившиеся от фашистов.

  Итого в заключении фильмы про ВОВ, стали неотъемлемой частью нашей истории и культуры, на ней учатся, берут в пример молодое поколение, только в одной битве за Сталинград, полегло 2 миллиона человек с двух сторон (Советы и Германия) Сейчас не только фильмы имеют актуальность, но и документальные фильмы все сильнее набирают оборот. Как началась война в 1941 году, на фронте находились около 200 документалистов. Не стоит недооценивать документальные фильмы, просто потому что все кадры запечатленные были сняты от первых рук. Знания о том как все делается, может стать сильным мотиватором, который в свою очередь способствует положительным эмоциям, а это у нас уже первые признаки любви к родине, зная что есть люди которые рискуют своими жизнями ради ценных моментов и для страны. Вот что значит воспитывать новое поколение к настоящему патриотизму на реальном примере, ведь придумать можно но передать атмосферу или эмоции, не каждому дано, поэтому стоит учесть и этот момент. Подростки они не глупы, они намного чувствительнее к настоящим эмоциям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Исторические образы великой отечественной войны сквозь века

 

Следует понимать, что под этим названием подглавы имеется в виду, особенности и влияние 1960-х фильмов ВОВ на молодежь в СССР и России, потому что как ранее упоминалось, что именно в этих годах, актерами были реальные участники Великой Отечественной войны, которые на себе испытали все тяготы той ужасно трудной войны, знают какие чувства были у тех людей, которых они сами видели, общались, смеялись. На данный момент, актеры играющие в фильмах по тематике ВОВ в современной России, не участники реальных событий, конечно были еще ветераны которые консультировали что делать, какие детали надо учесть и тд. То сейчас все делается на импровизации, то есть на их понимании делается сюжет фильма.

Что же касается как все вышеперечисленные факторы влияют на целые поколения, то вопрос неоднозначный. Отмечу, что для того чтобы структурировано ответить на данный вопрос, следует начать с того, что мы прежде всего должны объяснить смысл и трактовку фильмов повествующих событии 1941-45 годом, нашим младшим, современному подрастающему поколению. При просмотре фильма, их первая фокусировка будет на стрельбе и на действия персонажа, как он будет двигаться, говорить. То есть соответственно могут упустить весь смысл произведения, а образ мышления, которую они воссоздали будучи смотря на сюжет, будет прогрессировать и в их ранние года они не будут как остальные дети[24]. Представители данной стороны будут воспринимать эту войну, как что то обыденное, что это уже прошлое, зачем нам такое показывают, это нам пригодится в жизни и много других отрицательных качеств могут показать[25]. Это конечно же неприемлемо. Отмечу чтобы предотвратить данное явления, надо с раннего детства объяснять все необходимое подноготную, чтобы ребенок понимал “а зачем солдат (человек) стреляет в другого солдата (человека)” “а зачем он ему причиняет боль, почему он плачет, что он сделал” безусловно ребенок он же будущее поколение, которое только начинается формировать свой внутренний мир, начнет задаваться таким вопросом и поэтому взрослым необходимо поговорить на эту тему, за что наши деды воевали, как бы мы жили если не они.

  На личном примере, могу привести один момент со времен еще школы. Школа которая именуется “Мюрюнская Юношеская Гимназия” в данной гимназии каждый год организуются военно-полевые сборы на три дня, если мы в кино примерно чувствуем, через что они прошли, какие эмоции, какие испытания они прошли, то благодаря ВПС, школьники хоть не в полной мере испытывают те же эмоции, что во времена ВОВ. То хотя бы могут ясно представить как солдаты, юные партизаны ходили, жили, спали не в самых уютных условиях. Можно сказать переносят теорию через фильмы, испытывают практику в вполне реальных условиях.

Таким образом, завершая данную главу, отмечу кратко вышеперечисленные факты. Первое что мы должны понимать, это то что дети сами не поймут именно в их периоде, повзрослев они уже не так сильно будут обращать внимания на патриотические произведения, в нашем случае это фильмы времен 1941-45 годов. Второе, найти правильный подход, под этим имеется в виду правильное воспитание духовного характера человека, чтобы он понимал где есть добро и зло. Смотря на кровопролитие он в первую очередь должен думать, что эти солдаты защищают страну и его и саму семью где он родился. Третий, привлечение молодежи к мероприятиям патриотического направления это у нас - олимпиады, военно-патриотические походы, диктанты, и конечно же показывать фильмы, сериалы, документальные произведения времен Великой Отечественной войны.

Заключение

 

К заключению, могу с уверенностью сказать влияние на патриотическое чувство современного поколения через фильмы на тематику Великой Отечественной войны, данная тема все еще актуально и по сравнению с 1960-х годов тенденция находится в высоком уровне. Это явление можно объяснить поддержкой государства и самосознанием народа. Хорошая сторона данной темы в том, что фильмы по этому направлению все еще выпускаются, но дополнительно можно упомянуть не менее важную сторону фильмы про войны, это документальные фильмы которое может более детально показать событии тех времен, это могло бы быть хорошим фундаментом для молодежи. Также упомяну, что важно не просто дать посмотреть фильм, не стоит забывать и объяснять, зачем и почему это происходит. Фильмы по отечественной войне особенно 1960-х годов, имеют действующих ветеранов войны, что отлично передает настоящие чувства тех времен. Отмечу, что методика введения уроков по кино педагогике, она сама по себе удивительна, тем что она кардинально другая от традиционного введения урока. Важно понимать, сколько людей выросло на этих фильмах, и сколько из них взяли в пример героев фильмов и совершили подвиги, мы точно не знаем численность таких людей, но такие моменты были и будут. Само понятие патриотизм это чувство гордости за свою страну и знание истории, которая заставляет невольно задуматься о пережитом времени моментов нашей родины, одним из которых является Великая Отечественная война (1941-1945)  Передать, что пережили наши деды и бабушкины, хоть и не в полном мере но примерно мы можем чувствовать и познать каково это было в период войны через кинопедагогику. С одной стороны знание с другой моральные ценности, которые так необходимы для растущего поколения. Если объединить эти два фактора, думаю мы сможем заложить правильный фундамент на будущее.

Использованная литература

 

1. Акулич М. М. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян // Безопасность Евразии. – 2004. –№ 2. – С. 395-411.

 

2. Абрамов С.М., Акулов С.А. Попытки осмысления феномена патриотизма в контексте смены поколений и его воспитания в отечественной системе образования // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2021. — Т. 13, № 1. — С. 109-122

 

3. Асмолов, А.Г. Психология личности / В.Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990. -367с.

 

4. Валерий Кичин. Интервью с Сергеем Сельяновым: Кино государственного значения. // Российская газета — Федеральный выпуск № 3520. — 2004

 

5. Валерий Кичин. Интервью с Сергеем Сельяновым: Кино государственного значения. // Российская газета — Федеральный выпуск № 3520. — 2004.

 

6. Великая Отечественная война 1941 – 45 г., М., 1985 г.

 

7. Великая Победа: духовная преемственность поколений: материалы пленарного заседания межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60 - летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., 21-22 апреля 2005 г.-Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. - 86 с.

 

8. Гуляев, А. С. Кино как средство патриотического воспитания / А. С. Гуляев, М. Н. Евченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 749-751.

 

9. Громов, Е. Современный фильм – духовность героя / Е. Громов. – М.: Искусство, 1978. – 158 с.

 

10.  Демидова А. И. Патриотизм советского народа – важнейший фактор Великой Победы // Вестник Московского университета. – 2010. – № 3. – С. 233-241

 

11.  Кино для победы // Культура РФ. / URL: https://www.culture.ru/materials/104904/kino-dlya-pobedy (дата обращения 10.05.2021)

 

12.  Калачев А.В. Отечественное кино, посвященное Великой Отечественной войне: основные темы и художественные открытия // Эхо войны сороковых: по документам личного происхождения и живым воспоминаниям. — Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2020. — С. 191-199.

 

 

14.  Ланкин А.О., Иванова С.В., Болдырева И.И. Великая Отечественная война в свете кинематографа // Молодежный инновационный вестник. — 2018. — Т. 7, № 4. — С. 43-45.

 

15.  Майя Стравинская. Полнометражный патриотизм. // Журнал «Коммерсантъ Деньги», № 46 (653). — 2007.

 

16.  Мозговой Ю. В. Телевидение — воспитание верности присяге, духа, веры, патриотизма. — [Электронный ресурс]. URL: #"all">


[1] Акулич М. М. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян // Безопасность Евразии. – 2004. –№ 2. – С. 395-411.

 

[2] Асмолов, А.Г. Психология личности / В.Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990. -367с.

[3] Валерий Кичин. Интервью с Сергеем Сельяновым: Кино государственного значения. // Российская газета — Федеральный выпуск № 3520. — 2004

 

[4] Великая Отечественная война 1941 – 45 г., М., 1985 г.

 

 

[5] Громов, Е. Современный фильм – духовность героя / Е. Громов. – М.: Искусство, 1978. – 158 с.

[6] Демидова А. И. Патриотизм советского народа – важнейший фактор Великой Победы // Вестник Московского университета. – 2010. – № 3. – С. 233-241

 

[7] Кино для победы // Культура РФ. / URL: https://www.culture.ru/materials/104904/kino-dlya-pobedy (дата обращения 10.05.2021)

[8] Памяти павших: Великая Отечественная война (1941 – 1945). М., 1995 г.

 

 

[9] Ланкин А.О., Иванова С.В., Болдырева И.И. Великая Отечественная война в свете кинематографа // Молодежный инновационный вестник. — 2018. — Т. 7, № 4. — С. 43-45.

[10] Асмолов, А.Г. Психология личности / В.Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990. -367с.

 

[11] Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. -- Л.: Изд-во ЛГПИ, 1973. -- 172 с.

[12] Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. -- М., 1982. -- 208 с

[13] Полвека назад: Великая Отечественная война: Цифры и факты.

[14] Мамейчик Г. А., Колпакова А. П. Роль военных фильмов в патриотическом воспитании школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 19. – С. 136–140.

[15] Асмолов, А.Г. Психология личности / В.Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990. -367с.

[16] Демидова А. И. Патриотизм советского народа – важнейший фактор Великой Победы // Вестник Московского университета. – 2010. – № 3. – С. 233-241

[17] Великая Победа: духовная преемственность поколений: материалы пленарного заседания межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60 - летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., 21-22 апреля 2005 г.-Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. - 86 с.

[18] Гуляев, А. С. Кино как средство патриотического воспитания / А. С. Гуляев, М. Н. Евченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 749-751.

[19] Громов, Е. Современный фильм – духовность героя / Е. Громов. – М.: Искусство, 1978. – 158 с.

[20] Лямзин А.В. Базовые образы Великой Отечественной войны в советском и постсоветском кинематографе // История и современное мировоззрение. - 2019. - № 1. - С. 73-80.

[21] Демидова А. И. Патриотизм советского народа – важнейший фактор Великой Победы // Вестник Московского университета. – 2010. – № 3. – С. 233-241

[22] Лямзин А.В. Базовые образы Великой Отечественной войны в советском и постсоветском кинематографе // История и современное мировоззрение. - 2019. - № 1. - С. 73-80.

[23] Гуляев, А. С. Кино как средство патриотического воспитания / А. С. Гуляев, М. Н. Евченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 749-751.

[24] Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г

[25] Асмолов, А.Г. Психология личности / В.Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990. -367с.

 

Похожие работы на - Роль фильмов о Великой Отечественной войне в воспитании патриотизма современной российской молодежи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!