Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2023-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры

 

 

АННОТАЦИЯ

 

Выпускная квалификационная работа содержит 61 страница, 3 приложения, 50 источников использованной литературы. В выпускной квалификационной работе раскрыты теоретические аспекты формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры, а также рассмотрены содержание и методика проведения театрализованной деятельности в дошкольном учреждении. В практической части исследования представлены результаты опытной работы, проводимой на базе муниципального дошкольного учреждения МДОУ детский сад «Рябинка» в посёлке Новки по данной теме, которые позволяют утверждать об эффективности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры.

 

ANNOTATION

 

The final qualifying work contains 61 pages, 3 appendices, 50 sources of used literature. In the final qualifying work, the theoretical aspects of the formation of coherent speech of older preschool children through theatrical play are revealed, as well as the content and methodology of performing theatrical activities in a preschool institution are considered. In the practical part of the study, the results of experimental work carried out on the basis of the municipal preschool institution MDOU kindergarten "Ryabinka" in the village of Novki on this topic are presented, which allow us to assert the effectiveness of the formation of coherent speech of older preschool children through theatrical play.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ……………………………………………………………………………..

1.1. Психолого-педагогическая характеристика связной речи детей старшего дошкольного возраста и особенности ее развития………………………….

1.2. Сущность театрализованной игры, ее виды и специфика организации в старшем дошкольном возрасте……………………………………………….

1.3. Педагогические условия повышения интенсивности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх….

Выводы по первой главе…………………………………………………………

ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

2.1. Изучение начального уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..

2.2. Педагогическая работа по развитию связной речи старших дошкольников посредством театрализованной игры………………………………………….

2.3. Анализ эффективности проведенной работы……………………………..

Выводы по второй главе………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Множество изменений в современном обществе увеличили поток информации в жизни каждого человека, что оказывает прямое влияние и на ребёнка, так как как в системе образования в целом, так и в дошкольных учреждениях появились новые требования. Дошкольное образование сегодня – это самая первая ступень в развитии каждого человека.

В современном мире активно изучается и решается проблема дошкольного образования, усложняются задачи, которые стоят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, однако всё ещё открытым остаётся вопрос развития связной речи детей посредством театрализованной игры.

Развитие творческих способностей человека является одним из важных социально-экономических и духовных направлений в современном обществе. В широком смысле термин «творчество» понимается, как изображение чего-то такого, что ни на личном, ни на общественном опыте ранее не встречалось. Творческая деятельность – это такая деятельность, в результате которой формируется что-то новое, отражающее внутренний мир создателя. Творчество выступает не просто формированием чего-то нового, но и совершенствованием самого человека в духовной сфере.

Для детей старшего дошкольного возраста наилучшей формой для развития творческих способностей является театрализованная игра. Именно такая игра очень близка и понятна каждому ребёнку. Любое впечатление, полученное извне, или выдумку из своей головы ребёнок пытается воплотить в реальную жизнь, в реальные образы и действия. Погружаясь в какой-либо образ, он играет такую роль, которая близка для подражания к тому интересному, что он однажды увидел или услышал. В такой момент ребёнок получает огромнейшее эмоциональное удовольствие.

Процесс развития системы общественного дошкольного воспитания прочно внедрил театр в жизнь детей старшего дошкольного возраста. Такие авторы, как: Т. Н. и Ю. Г. Караменко написали и выпустили одну из первых и наиболее популярных книгу-пособие для педагогов детских садов по использованию различных типов кукольного театра. Благодаря данному пособию в детских садах появилось множество новых видов театров, что позволило увеличить эффективность развития речи детей старших дошкольников, и более того, дети сами начали активно интересоваться такими играми.

Театрализованные игры вообще оказывают огромный спектр положительных факторов на ребёнка: интересы и способности ребёнка активно развиваются, развивается мышление, стрессоустойчивость, усваивается новая информация, ребёнок получает практический опыт, учится импровизировать, раскрепощаться, повышается самооценка, овладевает своим телом, учится осознавать возможности своих телодвижений, учится оценивать свои навыки, исправлять ошибки, погружаться в мир фантазий, развивать речь и пр.

Всё вышеизложенное говорит о том, что существует некое противоречие между важностью театрализованных игр в развитии речи ребёнка дошкольного возраста и недостаточным объёмом информации об этом в методической литературе.

Научная разработанность исследования. Детское творчество сегодня является достаточно актуальной проблемой в дошкольной педагогике и психологии.Проблему развития связной речи детей старшего дошкольного возраста изучают психологи, психолингвисты, педагоги. Так, например, в исследованиях таких авторов, как: А. М. Леушина, А. А. Леонтьев, Э. П. Короткова, Н. И. Жинкин, М. М. Конина и др., описана сущность становления связной речи у детей дошкольного возраста.

В исследованиях таких авторов, как: А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев и др., описана связь между связной речью дошкольника с его речевым воспитанием.

В исследованиях таких авторов, как: Е. И. Тихеева, А. М. Леушина, О. И. Соловьёва, А. П. Усова и др., описаны базовые методы развития связной речи старших дошкольников. Психологию развития связной речи дошкольников описали следующие авторы: А. А. Леонтьева, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др. Проблемы развития связной речи дошкольников в детском саду были рассмотрены в работах таких авторов: Н. А. Орланова, Л. Г. Шадрина, В. В. Гербова и др.

Учёными было доказано, что связная речь достаточно сильно влияет на эстетическое воспитание ребёнка, а также выполняет важную социальную функцию.

Проблема исследованиязаключается в противоречии между потребностью в интенсификации работы по развитию связной речи старших дошкольников и недостаточным описанием педагогических условий реализации данного направления в рамках театрализованной игры.

Объект исследования – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – развитие связной речи старших дошкольников посредством возможностей театрализованной игры.

Цель исследования – теоретически обосновать и в ходе опытной работы выявить эффективность использования театрализованной игры как средства развития связной речи старших дошкольников.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

- дать психолого-педагогическую характеристику связной речи старших дошкольников и раскрыть особенности ее развития

- выявить сущность театрализованной игры, описать ее виды и специфику организации в старшем дошкольном возрасте,

- описать педагогические условия повышения интенсивности развития связной речи старших дошкольников в ходе театрализованных игр;

- в ходе опытной работы выявить эффективность использования театрализованной игры как средства развития связной речи старших дошкольников.

Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры будет более успешным если будут соблюдены следующие педагогические условия:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста при отборе содержания театрализованных игр и организации речевой деятельности в них;

- определение и реализация основных психолого-педагогических направлений работы воспитателя по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности старших дошкольников;

- создание предметно-развивающей среды для развития связной речи старших дошкольников в театрализованной игре;

- налаживание взаимодействия с родителями по вопросу развития связной речи дошкольников в театрализованной игры.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- теоретические: анализ, синтез, сравнение и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы, связанной с аспектами проблемы исследования;

- эмпирические: педагогическое наблюдение, опытная работа, наблюдение, беседа;

- количественный и качественный анализ результатов опытной работы.

Практическая значимость исследования состоит в описании педагогических условий развития связной речи старших дошкольников посредством театрализованной игры в условиях ДОО, которые могут использовать педагоги и родители при реализации соответствующего направления работы ФГОС ДО.

База исследования:МДОУ детский сад «Рябинка» п. Новки.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика связной речи детей старшего дошкольного возраста и особенности её развития

 

Определение термина «связная речь» было дано С. Л. Рубинштейном: «Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе её собственного предметного содержания. Для того чтобы её понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; всё в ней понятно для другого из самого контекста речи; это контекстная речь»[6, с.15].

По мнению Т. А. Ткаченко связная речь выступает в качестве предложений, которые логически связаны между собой, иначе говоря – это рассказ[8, с.67].

Елкина Н. В., частично соглашаясь с мнением Ф. А. Сохина считает, что связная речь тесно связана с миром мыслей. Для неё связная речь – это связность мыслей. Связная речь отражает умения ребёнка выстраивать правильно свою речь. Исходя из того, насколько хорошо ребёнок может выстроить свою речь, можно определить уровень его речевого развития[12, с.87].

Умение рассказывать позволяет ребёнку преодолевать некоторые барьеры, например, застенчивость или молчаливость, таким образом он развивает уверенность в своих силах.

Ф. А. Сохин убеждён в том, что рассматривать связную речь необходимо в совокупности с её содержанием и формами. Формальная сторона в развитии будет опережать логическую в том случае, если будет происходить умаление смысловой стороны. Это проявляться в неумении правильно подобрать слово, необходимое по смыслу, в их неправильном употреблении, в неумении объяснять смысл слов и пр. Однако недооценивать развитие формальной стороны речи тоже неправильно, ведь именно благодаря ей речь ребёнка расширяется и обогащается[5, с.56].

Ф. А. Сохин характеризует связную речь следующим образом. Связная речь – это развёрнутое изложение какого-то определённого содержания, осуществляемое логически, последовательно и точно, а также правильно с точки зрения грамматики. Развитие связной речи способствует решению таких проблем [17, с.24]:

- Словарная работа

Увеличивается словарный запас слов, что способствует выражать свои мысли наиболее точно и полно.

- Грамматический строй речи

Благодаря формированию строя речи ребёнок учится выражать свои мысли при помощи различных предложений – простых, сложных и пр., используя грамматические формы, падежи, рода и т.д.

- Звуковая культура речи

Речь ребёнка чёткая, внятная и выразительная.

Речевое развитие ребёнка – это один из самых главных факторов для готовности к обучению в школе[37, с. 78]. Уровень владения языком говорит не только о речевых способностях ребёнка, но и в целом о его психическом развитии. Для наилучшего понимания сущности речевой подготовки к обучению в школе, очень важно точно знать содержание способностей устной речи, а также наиболее важные компоненты для её изучения.

Развитие речи есть развитие умения понимать и пользоваться языком: улучшение навыков фонематического слуха, звукового анализа, словаря, понимание состава слов, формирование грамматических категорий, совершенствование коммуникативных умений, а также навыков связной речи.

Развитие связной речи является особо важным фактором в формировании речевой готовности старшего дошкольного возраста. Связная речь характеризуется смысловыми развёрнутыми высказываниями, которые обеспечивают общение и взаимопонимание.

Главной функцией связной речи является коммуникативная. Её осуществление выражается в двух формах – диалог и монолог. В лингвистической и психологической литературе две эти формы противопоставляются. Их различия состоят в разной коммуникативной направленности, природе лингвистики и психологии, а также мотивами.

Однако не смотря на такие серьёзные различия, монолог и диалог взаимосвязаны между собой. Так, монологическая речь в процессе общения может плавно перетечь в диалогическую, в свою очередь монолог имеет свойство приобретения некоторых свойств диалога.

Так, говоря о сущности связной речи, очень важно упомянуть и разговорную речь. Дети дошкольного возраста в большинстве своём сначала приобретают навыки разговорного стиля речи, который наиболее характерен для диалогической речи. Монологическая речь разговорного типа встречается не так часто, так как она более близка для книжно-литературного стиля.

Развитие этих двух форм связной речи оказывает большое влияние на процесс речевого развития ребёнка, а также занимает важное место в общей системе работы развития речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Обучение связной речи может быть рассмотрено и в качестве цели, и в качестве метода овладения языком на практике. Понимание разных сторон речи выступает в качестве необходимого условия для развития связной речи, в свою очередь связная речь помогает ребёнку самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.

Психологи считают, что связная речь неразрывно связана с речевым и умственным воспитанием ребёнка. Когда он учится разговаривать, он учится и мыслить, однако вместе с тем он ещё и совершенствует свою речь в процессе обучения мыслить.

У связной речи есть очень важные социальные функции: помощь ребёнку в установлении взаимосвязи с другими людьми; выстраивает и отвечает за регулирование норм поведения в обществе, что выступает в качестве главного условия для развития личности.

Связная речь ребёнка развивается совместно с процессом развития мышления, усложнением детской деятельности, а также методами взаимодействиями с окружающими людьми.

Первый год жизни ребёнка – это его подготовительный этап для дальнейшего развития речи. Именно в этот период жизни, для которого характерно непосредственное эмоциональное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, формируется основа будущей связной речи.Первый год жизни крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов [29, с.54].

Конец первого года жизни – начало второго характеризуются уже наличием некоторых слов в словарном запасе ребёнка. Как правило эти слова обозначают его базовые физические потребности – поесть, попить, поспать и т.д. Примерно к середине второго года жизни словарный запас ребёнка увеличивается до определения названий предметов – каша, игрушка и пр. Со временем начинают формироваться первые и самые простые предложения, сначала из двух слова, а ближе к концу второго года жизни и из трёх.

Для конца второго года жизни для речи ребёнка характерно её грамматическое оформление. В этот период жизни у речи ребёнка есть две основные функции – это средство для того, чтобы установить с кем-то контакт, и средство для того, чтобы познать окружающий мир. И вне зависимости от того, что в речи ребёнка присутствуют грамматические ошибки, произношение звуков не всегда верное, словарный запас не такой большой, она всё равно выступает в качестве средства для общения и обобщения.

На третьем году жизни речь ребёнка уже наиболее развита: он уже лучше понимает речь, его словарный запас в несколько раз увеличивается, структура предложения становится всё сложнее, речь становится более активной. В этот период жизни для ребёнка наиболее характерна диалогическая форма речи.К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения. Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» - корабль, «петЕнька» - печенька, «бадядя» - помада. К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» - перчатки, «копатка» - лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка [46, с.44].

Для дошкольного возраста характерно отделение речи от непосредственного практического опыта. Одной из самых главных особенностей в этом возрасте является появление планирующей функции речи. И как раз в этом возрасте благодаря ролевой игре, которая выступает в качестве основной деятельности дошкольника, у ребёнка появляются новые виды речи: речь, передающая какое-либо сообщение взрослому человеку о полученных эмоциях; речь, инструктирующая участников игры. И один, и другой вид речи с течением времени приобретает форму монологической, контекстной речи.

На речь ребёнка в младшем дошкольном возрасте большое влияние оказывает его непосредственный опыт. В этом возрасте ребёнок общается неполными, неопределённо-личными предложениями, в состав которых, как правило, входит одно сказуемое, в свою очередь названия предметов ребёнок заменяет на местоимения.

В четырёх-пятилетнем возрасте ребёнок уже активно участвует в разговорах, пересказывает сказки и небольшие рассказы, самостоятельно придумывает истории.В норме к 5 годам у него должны быть сформированы все стороны родной речи: лексика, грамматика, звукопроизношение и фонематическое восприятие. Ребенок должен обладать достаточно богатым словарным запасом, уметь связно рассказать о каком-то событии из жизни или пересказать сказку, рассказ, причем сделать это грамотно, соблюдая согласование слов во фразах, окончания слов и пр. Свободная речь пятилетних детей, будь то пересказ услышанной или придуманной самим истории или размышления о чем-то важном для ребенка, включает сложноподчиненные предложения с правильно выстроенными причинно-следственными связями. «Мне подарили морскую свинку, потому что я очень хотела своего домашнего питомца. Она сама не сможет прокормиться, поэтому за ней надо ухаживать. Она громко пищит, когда мы приходим домой, потому что она так радуется» [27, с.53].

В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными, но простыми предложениями, исправлять ответы других, дополняя их, формулировать самостоятельно вопросы, подавать реплики по теме разговора и пр. Возможности в диалоге ребёнка зависят от того, насколько трудные задачи он решал в совместной деятельности.

Если вовремя не начать развивать связную речь ребёнка, тогда одно из самых главных условий – полноценное речевое и общее психическое развитие не будут развиты до необходимого уровня, ведь язык и речь оказывают огромное влияние на развитие мышления и речевого общения, планирование и организацию деятельности ребёнка, самоорганизацию его поведения и формирование его социальных связей.

Основной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование его монологической речи при помощи самых разных видов речевой деятельности, как, например: пересказ различных рассказов, сказок и пр., составление различных рассказов о предметах, объектах или явлениях, формирование творческих рассказов, освоение разных форм речи, сочинение рассказов по картинке или из личного опыта.

Таким образом, связная речь – это такая речь, которая показывает все стороны предметного содержания. Её основной функцией является коммуникативная, а главными её формами – диалог и монолог. Связная речь отвечает за такие главные социальные функции, как: формирование норм поведения в обществе, помощь ребёнку в установлении взаимосвязей с другими людьми. В современном мире ребёнок старшего дошкольного возраста должен овладеть полной системой родного языка: выстраивать свою речь связно; излагать свои мысли полно, с лёгкостью выстраивая развёрнутые сложные предложения; без особых сложностей пересказывать различные рассказы, сказки и иные литературные произведения; иметь достаточно большой словарный запас (для данного возраста нормальное количество слов в запасе – это 4-5 тысяч); уметь правильно произносить любые звуки. Иначе, при отсутствии чего-либо из списка наблюдается недоразвитие речи.

 

1.2. Сущность театрализованной игры, ее виды и спецификации организации в старшем дошкольном возрасте

 

Дошкольный возраст для становления личности любого ребёнка – это период короткий, но очень важный. Именно в этом возрасте у ребёнка формируются первоначальные знания об окружающем мире, формируется конкретное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и индивидуальные привычки в поведении, формируется характер ребёнка и прочее.

В качестве основного вида деятельности старшего дошкольника является игра, в процессе которой духовная и физическая сила ребёнка совершенствуются; развивается внимание, память и воображение, а также ловкость и дисциплинированность. Помимо того, в этом возрасте игра является ещё и средством для усвоения общественного опыта.

В процессе игры у ребёнка формируются всевозможные стороны его личности, происходят достаточно большие изменения в его психике, тем самым подготавливаясь к новой, наиболее высокой стадии развития. Всё это и говорит о важности игры, которую психологи считают основной деятельностью любого дошкольника, в воспитательной деятельности ребёнка.

Во множестве исследований психологов и педагогов, которые посвящены формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, особо значимую роль играет театрализованная деятельность. Это можно объяснить тем, что она очень близка к театру –синтетическому виду искусства, в содержании которого есть и песня, и танец, и слово, и изобразительная деятельность, и прочие проявления личности человека[11, с.8].

Театрализованная игра занимает одно из самых важных мест в игровой деятельности дошкольника, то есть отыгрывание роли конкретного персонажа из литературного произведения, изображение его поведения при помощи различных выразительных методов – мимика, жесты, интонации, или конкретных образов.

По мнению Л. С. Фурминой театрализованная игра – это игра-представление, в процессе которой ребёнок разыгрывает определённого персонажа из какого-либо литературного произведения при помощи мимики, действий, поз, походок и пр., иначе говоря, воссоздаёт этот образ в реальности[12, с.89].

Сегодня есть огромное множество точек зрения на классификацию театрализованных игр. Так, например, Л. С. Фурмина подразделяет и хна предметные и непредметные [45, с.63]. Е. Л. Трусова подразделяет их на игры по: литературному тексту, замыслу, предложенным обстоятельствам со стороны взрослых [36, с.25]. В некоторых исследованиях театрализованные игры классифицируются по методам изображения в зависимости от методов эмоциональной выразительности сюжета. Л. В. Артёма театрализованные игры подразделяет на режиссёрские и драматизирующие [6, с.11].

Однако по мнению большинства исследователей, в дошкольном образовательном учреждении у театрализованной игры есть всего две формы, каждая из которых также подразделяется на виды [48, с.53].

1. Игры, в которых в качестве действующих лиц выступают куклы или игрушки – режиссёрские игры. В такой игре в качестве «артиста» выступает игрушка, действиями и репликами которой управляет ребёнок, то есть является режиссёром данной игры. Когда ребёнок озвучивает героя и комментирует сюжет спектакля, он пользуется вербальными средствами выразительности. Режиссёрские игры в зависимости от разнообразия театров в детском саду могут быть: плоскостные, настольные, кукольные, объёмные и пр.

Л. В. Артёма смогла сформулировать наиболее полную классификацию режиссёрских игр согласно разнообразию театров. Рассмотрим её более подробно [15, с.52].

- Настольный театр игрушек

Настольный театр — это макет с декорациями и небольшими фигурками, которые кто-либо передвигает в этом макете[22, с.64]. Такой театр рассчитан на совсем небольшую аудиторию. Для сцены необходим ящик, одна сторона которого открывается, в ней размещаются кулисы и занавес. Пространство над ящиком и с его боков завешивается тканью. Декорации подвешены на проволоках и могут меняться сверху. Действующие лица удобнее всего перемещать по сцене с помощью длинной палочки, которую передвигают по полу ящика. Такой театр обычно очень интересен детям с ярко выраженными наклонностями к моделированию и конструированию мелких предметов.Основными средствами игры выступают игрушки или подделки, которые устанавливаются на стол и при их передвижении не создают помех.

- Настольный театр картинок

Персонажами и декорациями тут являются картинки, однако их действия весьма ограничены. Вся сущность персонажа передаётся при помощи мимики и действий игрока. Персонажи тут появляются с ходом игры, делая сюрприз у детей.Картинки - персонажи, соответствующие выбранному сюжету, расставляются на столе, затем взрослый, читая детям сказку или рассказ, передвигает их в нужных направлениях. Такое представление сюжета по произведению помогает более яркому восприятию литературного произведения, развивает пространственное и образное восприятие детей. Картинки на картоне можно показывать дошкольникам всех возрастов. Младшие дети с удовольствием смотрят сказки про упрямых козликов, которые бодаются на мосту и падают в воду, про ёжика и про узелок, который оказался на шапке грибка, народные сказки «Колобок» и «Теремок». Детям старшего возраста можно показать такие сценки: «Ёж и медведь», «Гуси - лебеди», «Рукавичка».

- Стенд-книжка

В процессе игры меняются иллюстрации, которые обеспечивают динамику и последовательность событий. Ведущий, который переворачивает стенд-книжку отвечает за демонстрацию сюжета, за события, встречи и прочее.

- Фланелеграф

Картинки или персонажи, которые удерживает фланель, показываются на экране. Вместо фланели также на картинки не редко приклеивают бархатную или наждачную бумагу. Рисунки преподаватель подбирается совместно с детьми из старых книг или журналов.

- Теневой театр

Для такого театра необходимо в первую очередь создать тени при помощи экрана из неплотной бумаги, тёмные плоские персонажи, а также яркий свет за ними. Героев также можно показывать, используя руки. Игра сопровождается озвучиванием персонажей.Театр теней – это удивительный и зрелищный вид театрального искусства, который позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным [39, с.32]. Увиденное и пережитое в театре расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступать в беседу, все это способствует развитию творческой личности, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме, развивает творчество, фантазию, мелкую моторику, мышление, память, речь.

2. Игры-драматизации. Для таких игр характерно исполнение главной роли ребёнком, он самостоятельно создаёт образ при помощи средств вербальной и невербальной выразительности. Игры-драматизации также подразделяются на виды:

- Игры-драматизации с пальчиками

Игрушки, которые являются героями истории, ребёнок надевает на руки. Тот персонаж, который находится на его руке, озвучивается самим ребёнком – его действия, его настроения и пр. В процессе разворота сюжета ребёнок двигает пальцами, показывая движения героя. Делать это он может как свободно передвигаясь по комнате, так и за ширмой.

- Игры-драматизации с куклами бибабо

Эта игра схожа с предыдущей, но в ней персонажи надеваются не полностью на руки, а исключительно на пальцы.

- Импровизация

В этой игре как такового заранее подготовленного сюжета нет. Весь сюжет строится в процессе игры.

В работе по формированию нравственных ценностей через игры-драматизации привлекаются и родители. Формы работы с родителями разнообразны:

- Проводятся беседы и консультации; -тематические родительские собрания;

- Родители приглашаются на открытые занятия - игры;

- Организуются родительские гостиные.

Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по социально-нравственному воспитанию посредством игр-драматизаций, подчеркивая его игровой характер, интерес к нему детей младшего возраста; знакомятся с различными видами театров, способами их изготовления. Раскрываю роль игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании.

С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика ит. п. Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Таким образом, с течением времени театрализованные игры прочно укоренились в воспитании детей дошкольного возраста. Караменко Т.Н. и Ю. Г. Были разработаны одни из первых наиболее полных пособий по различным видам кукольного театра для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Согласно изученному опыту со стороны психологов и педагогов можно сделать вывод, что на сегодняшний день как теоретических, так и практических знаний по использованию театрализованных игр для развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду достаточно много.

 

1.3. Педагогические условия повышения интенсивности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх

 

В.С. Мухина характеризует дошкольный возраст, как промежуток времени, в процессе которого ребёнок овладевает социальным пространством взаимоотношений между людьми при помощи взаимодействия с близкими взрослыми людьми, а также со сверстниками[9, с.16].

Театрализованная игра оказывает на ребёнка достаточно большое, но ненавязчивое влияние, так как в такую игру он с удовольствием вступает по своей воле, получая в процессе удовольствие и новые знания. Как мы уже ранее узнали, театрализованная игра выступает отличным способом для развития речи ребёнка.

Первым и очень важным шагом в подготовке к театрализованной игре выступает правильный выбор литературного произведения. Педагог, выбирая произведение, первым делом должен учесть идейно-смысловое и воспитательное значение сказки, рассказа или другого произведения для детей. Существует даже мнение, что для каждого года жизни ребёнка есть соответствующее ему произведение. Выбирая его, в первую очередь, необходимо учитывать словарный запас ребёнка со словарным составом текста. Если же попадаются незнакомые слова, то их необходимо объяснить заранее, либо заменить их на известные. Так, литература для чтения подбирается согласно его возрастным особенностям.

Система работы развития театрализованной деятельности осуществляется в три этапа, из которых [19, с.24]:

1. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

2. Изучение детьми вербальных и невербальных выражений;

3. Осуществление творческой деятельности самостоятельно.

В качестве основных методов в процессе работы развития речи посредством театрализованной деятельности можно выделить следующие [4, с.37]:

1. Наглядный

2. Словесный

3. Игровой

В свою очередь, традиционными приёмами словесного метода можно назвать такие: выразительное чтение или рассказывание литературных произведений; повторное чтение произведений; объяснение новых слов. Для разнообразия можно иногда использовать и прослушивание литературных произведений при помощи аудиозаписи [43, с.63]: Однако важно помнить, что использовать данный метод лучше всего только после того, как ребёнок ознакомился с текстом в печатном виде.

Словесные методы в детских садах используют очень редко. Исходя из особенностей возраста старших дошкольников в данном методе опора делается на наглядность, иначе говоря, используют или наглядные приёмы обучения (рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек), или демонстрацию наглядного объекта с целью отдыха (чтение стихотворений игрушкам). После того, как литературное произведение прочитано, проводится беседа по его содержанию, выполняются различные творческие задания. Целью данной беседы является наиболее глубокое изучение содержания произведения, его основной мысли, идеи, средств художественной выразительности. Такая беседа не должна стать каким-то допросом для ребёнка, она лишь должна дать ему более глубокие знания о произведении.

Перед тем как учиться драматизировать сказку, необходимо прочитать её по ролям с необходимыми интонациями. Для того, чтобы у ребёнка сформировалась интонационная выразительность речи, воспитатель прибегает к использованию этюдов и упражнений, благодаря которым дети учатся отчётливо произносить слова и звуки. Как правило, для этого используют скороговорки или чистоговорки. Работая над выразительностью речи, воспитатель также может использовать и такие приёмы[17, с.34]:

1. Повторение

Повторение – это изначально подготовленное, преднамеренное использование какого-либо звука, слова, фразы и пр. для того, чтобы ребёнок его запомнил. Повторение материала на практике, в большинстве своём, практикуют индивидуальное, совместное, а также хоровое повторение[49, с.82].

2. Речевой образец

Речевой образец – это речевая деятельность воспитателя, которая заранее была отработана для наибольшей чёткости [24, с.73]. Образец должен быть таким, чтобы его возможно было легко повторить. Для того, чтобы ребёнок мог без особого труда осознанно воспринимать образцы воспитатель должен предоставлять возможность ребёнку проявлять самостоятельность, также можно сопровождать образец и другими приёмами-пояснениями.

3. Словесное упражнение

Словесное упражнение – это частое выполнение детьми конкретных речевых действий с повторением для того, чтобы сформировать и в последующем усовершенствовать речевые навыки и умения[41, с.3].От повторения словесное упражнение отличается большим количеством вариантов, частоты, самостоятельных усилий со стороны детей.

В.М. Качашкин в классификации словесных методов выделяет следующие:

- Объяснение [26, с.37]

Объяснение раскрывает сущность упражнения, создает у детей представление о движении. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение – это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует [38, с.73].

• Точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

• Последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

• Использования сравнения, сопоставления, аналогии;

• Привлечения ярких примеров;

• Безукоризненной логики изложения.

- Рассказ [31, с.73]

Рассказ применяется при ознакомлении детей с новыми видами упражнений (примеры из спортивной жизни); при изучении новой игры, имеющей сюжет и конкретные образы; при проведении ряда упражнений, объединяемых единой сюжетной линией.

Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения, меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований. В частности, рассказ должен [21, с.88]:

• Содержать только достоверные факты;

• Включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

• Иметь четкую логику изложения;

• Быть эмоциональным;

• Излагаться простым и доступным языком;

• Отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

- Беседа [42, с.29]

Беседа проводится в вопросно-ответной форме. Учитель путем наводящих вопросов выясняет степень усвоения материала (как выполнять упражнение, правила игры), а также побуждает учащихся к высказыванию своих мыслей.

Это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие "сократическая беседа". В Средние века особенно распространенной была так называемая катехизическая (поучающая) беседа, суть которой сводилась к воспроизведению вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В настоящее время подобного рода беседы не практикуются.

- Распоряжения и команды [32, с.63]

Для руководства учащимися при выполнении ими физических упражнений и в процессе проведения урока учитель пользуется распоряжениями и командами.

- Указания [44, с.39]

Указания применяются во всех классах школы при выполнении упражнений («Спину держите прямее», «Выше голову», «Наклоните туловище», «Согните руки больше» и др.). Указания могут относиться ко всем учащимся, к одной из групп или к одному ученику.

В качестве источников, которые определяют круг разговоров и рассуждений между воспитателем и ребёнком, выступают наглядные предметы и явления.

Наглядные приёмы – это демонстрация различных картинок, движений, игрушек, действий и прочего, например, в игре-драматизации или в чтении литературного произведения[28, с.37].Однако показывая иллюстрации остановка чтения не рекомендована. Безусловно, всем этим процессом руководит воспитатель, который направляет детей, объясняет материал, показывает наглядно и пр.

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:

- Наблюдение

Наблюдение – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения.

Наблюдение – этоумение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом [30, с.73].

- Рассматривание картин [40, с.83]

Это важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, репродукций картин и картинок у детей формируются статические наглядные образы.

- Демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов [33, с.54]

В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы. С помощью слайдов может иллюстрироваться рассказ педагога, что сделает его убедительнее, ярче. Диафильмы и видеофильмы дают возможность приобщать детей к учебному кино, особенностью которого является познавательное содержание.

В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов: - очерковые; - сюжетные.

- Демонстрация наглядных пособий [47, с.63]

Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы.

Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках.

- Некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и другие [23, с.63].

Работая с речью ребёнка очень важно затрагивать и её выразительность. Работа должна начинаться с самых лёгких игровых упражнений, в качестве которого может выступить, например, диалог между двумя персонажами. Далее воспитатель, усложняя задачу предлагает одному ребёнку выполнить всё тоже самое. Так, дети знакомятся с различными эмоциональными состояниями и методами вербального и невербального выражения. Важность данного процесса усиливается за счёт того, что глубокое понимание эмоционального состояния, а также возможность его внешнего проявления позволяют ребёнку совершенствовать выразительность речи. Решить данную задачу можно при помощи задания «Разные настроения». Тут детям предлагается разыгрывание маленьких отдельных сценок, в которых нужно выделить особенности интонации при помощи мимики [34, с.71].

Таким образом, по мнению многих исследователей развитие речи ребёнка посредством театрализованной игры проходит под полным руководством воспитателя. Именно благодаря ему у ребёнка формируется такое простое отношение к игре, к творчеству, к использованию средств театральной выразительности: интонация, мимика, жесты, движения, позы. Для этого воспитатель использует этюды и упражнения, благодаря которым развиваются навыки театрально-игровой деятельности, а также происходит формирование выразительности речи.

 

Выводы по первой главе

 

Таким образом, изучив теоретические аспекты по теме развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры можно сделать некоторые выводы.

Связная речь – это такая речь, которая показывает все стороны предметного содержания. Её основной функцией является коммуникативная, а главными её формами – диалог и монолог. Связная речь отвечает за такие главные социальные функции, как: формирование норм поведения в обществе, помощь ребёнку в установлении взаимосвязей с другими людьми. В современном мире ребёнок старшего дошкольного возраста должен овладеть полной системой родного языка: выстраивать свою речь связно; излагать свои мысли полно, с лёгкостью выстраивая развёрнутые сложные предложения; без особых сложностей пересказывать различные рассказы, сказки и иные литературные произведения; иметь достаточно большой словарный запас (для данного возраста нормальное количество слов в запасе – это 4-5 тысяч); уметь правильно произносить любые звуки. Иначе, при отсутствии чего-либо из списка наблюдается недоразвитие речи.

С течением времени театрализованные игры прочно укоренились в воспитании детей дошкольного возраста. Караменко Т.Н. и Ю.Г. Были разработаны одни из первых наиболее полных пособий по различным видам кукольного театра для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Согласно изученному опыту со стороны психологов и педагогов можно сделать вывод, что на сегодняшний день как теоретических, так и практических знаний по использованию театрализованных игр для развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду достаточно много.

По мнению многих исследователей развитие речи ребёнка посредством театрализованной игры проходит под полным руководством воспитателя. Именно благодаря ему у ребёнка формируется такое простое отношение к игре, к творчеству, к использованию средств театральной выразительности: интонация, мимика, жесты, движения, позы. Для этого воспитатель использует этюды и упражнения, благодаря которым развиваются навыки театрально-игровой деятельности, а также происходит формирование выразительности речи.

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

2.1. Изучение начального уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ детский сад «Рябинка» посёлка Новки осуществляет свою деятельность в соответствие с основной общеобразовательной программой ДОО, выстроенную на основе Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой[8, с.15].

Организация образовательной деятельности детей выступает в качестве одной из главных задач учебно-воспитательной деятельности, однако не менее важной является и развитие творческих способностей ребёнка. Для того, чтобы воспитатель мог целесообразно спланировать основные направления педагогической деятельности при организации развития связной речи детей посредством театрализованной игры, он в обязательном порядке должен изучить начальный уровень развития ребёнка в данной области для дальнейшего индивидуального подбора метода развития этих навыков.

Для того, чтобы убедиться в правильно ранее выдвинутой гипотезе, которая выглядит следующим образом: «Процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры будет более успешным если будут соблюдены следующие педагогические условия: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста при отборе содержания театрализованных игр и организации речевой деятельности в них; определение и реализация основных психолого-педагогических направлений работы воспитателя по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности старших дошкольников; создание предметно-развивающей среды для развития связной речи старших дошкольников в театрализованной игре;налаживание взаимодействия с родителями по вопросу развития связной речи дошкольников в театрализованной игры», мною было проведено исследование на базе МДОУ детского сада «Рябинка», в котором приняли участие дети старшей дошкольной группы в возрасте от 5 до 6 лет в количестве 20 человек.

Целью данного исследования является выявление уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, изучить и усовершенствовать систему и условия развития связной речи старших дошкольников посредством театрализованной игры.

Исследование было проведено в три следующих этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Благодаря констатирующему этапу я узнаю уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при помощи составленного и проведённого мною комплекса диагностических методик.

Благодаря формирующему этапу я узнаю основные направления деятельности со стороны воспитателя по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

На контрольном этапе будет проведено повторное исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста для выявления изменений после формирующего этапа.

Для того, чтобы определить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста я подобрала комплекс диагностических методик, который выглядит следующим образом:

- Диагностика связной речи дошкольников (Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова) [2, с.7];

- Обследование связной речи детей (Е. А. Стребелева) [11, с.56];

- Обследование связной речи (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина) [9, с.34].

В начале исследования для того, чтобы выявить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста мною была использована диагностическая методика «Диагностика связной речи» (Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова).

Воспитатель предлагает ребёнку внимательно изучить картинки и подумать кто на них изображён, где он раньше мог встретить этих героев, что с ними могло произойти, каков конец истории. После чего ребёнок должен был сказать название этого произведения.

Результаты, полученные при помощи этой методики, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования по методике «Диагностика связной речи» (Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова). Уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (Приложение Е).

 

Уровень развития связной речи

Количество детей

Доля, %

Высокий

5

25

Средний

7

35

Низкий

8

40

 

Так, согласно результатам данной диагностики, я вижу, что высокий уровень развития связной речи наблюдается у 25% детей, средний уровень – у 35%, и низкий – у 40%. Большая часть детей не смогли вспомнить название произведения.

Далее я провела исследование связной речи детей по методике Е.А. Стребелевой [35, с. 56].

Целью данного исследования является выявление умений ребёнка использовать обозначающие существенные признаки предмета при его описании.

Воспитатель предлагает ребёнку охарактеризовать один из следующих предметов: ёлка, яблоко, зайчик, мячик, лимон. Если взрослый видит, что ребёнку становится трудно, то он оказывает ему помощь, задавая направляющие вопросы по типу: «Что ты знаешь о ёлке? Какая она бывает? Где ты её мог видеть?» и пр. Далее ребёнку предлагают прослушать фразы и придумать им логический конец. Фразы такие [50, с. 36]:

- Мама взяла зонтик, потому что на улице… (идёт дождь)

- Папа ведёт машину, потому что… (у него есть права)

- Тает снег, потому что… (наступила весна)

- На дороге лежит фантик, потому что… (кто-то его бросил)

- Цветы засохли, потому что… (их никто не поливал)

- На улице жарко, потому что… (светит солнце)

Результаты данного исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты исследования по методике Е.А. Стребелевой. Уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе (Приложение Е).

 

Уровень навыков общения

Количество детей

Доля, %

Высокий

5

25

Средний

8

40

Низкий

7

35

 

Согласно результатам данного исследования, я вижу, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста достигает высокого уровня лишь у 25%, среднего – у 40%, и низкого – у 35%. В большинстве своём, трудности вызвало второе упражнение, где необходимо было закончить предложение.

В конце констатирующего этапа я также провела исследование связной речи по О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной.

В данном исследовании воспитатель предлагает ребёнку составить описание без наглядности.

1. Ребёнок самостоятельно описывает куклу, рассказывая о том, как с ней играют и пр. Он называет отдельные, несвязанные между собой в предложение слова.

2. Ребёнок самостоятельно описывает мяч, его яркие детали, его применение и пр., также называя отдельные, несвязанные между собой в предложение слова.

3. Ребёнок самостоятельно описывает собаку, её основные характеристики, качества, действия и пр. при помощи нескольких лишь слов.

4. Ребёнок на любую, понравившуюся ему тему, составляет небольшой рассказ. Далее рассказывает его с помощью взрослого, и отвечает на несложные вопросы.

5. Воспитатель читает ребёнку небольшой рассказ, и далее предлагает ему пересказать запомнившееся.

Результаты данного исследования на констатирующем этапе представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты исследования по выявлению уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при помощи методики «Обследование связной речи» (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина) (Приложение Е).

 

Уровень развития связной речи

Количество детей

Доля, %

Высокий

6

30

Средний

7

35

Низкий

7

35

 

По результатам данного исследования, я вижу, что высокий уровень развития связной речи наблюдается у 30% детей старшего дошкольного возраста (эти дети активны, изложение их мыслей чёткое, структурированное и безошибочное), средний – у 35% (эти дети достаточно активны, они умеют слушать, часто проявляют инициативу, ошибки у них редки и незначительные), и низкий также у 35% (эти дети весьма неактивны, невнимательны, не умеют выражать свои мысли).

Уровни развития связной речи старших дошкольников я обобщила и представила в таблице 4.

Таблица 4. Уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе

Код ребёнка

Метод Зайцева и Шептунова

Метод Стреблевой

Метод Ушаковой и Струниной

Общий уровень

1

В

В

в

Высокий

2

В

В

в

Высокий

3

Н

С

н

Низкий

4

Н

С

н

Низкий

5

С

С

с

Средний

6

Н

Н

н

Низкий

7

В

В

в

Высокий

8

В

В

в

Высокий

9

Н

Н

н

Низкий

10

С

С

с

Средний

С

С

с

Средний

12

В

В

в

Высокий

13

Н

Н

н

Низкий

14

Н

Н

н

Низкий

15

С

С

в

Средний

16

С

Н

с

Средний

17

Н

Н

с

Низкий

18

С

Н

н

Низкий

19

С

С

с

Средний

20

Н

С

с

Средний

 

Так, мы видим, что на констатирующем этапе высокий уровень развития связной речи у 25%, средний – у 35%, и низкий – у 40%. Встаёт необходимость развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

 

2.2. Педагогическая работа по развитию связной речи старших дошкольников посредством театрализованной игры

 

Как уже ранее было упомянуто, дошкольное образование является первой ступенью во всей системе образования, именно поэтому основной задачей воспитателей является формирование интереса к процессу обучения, к развитию и коррекции речи.

Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой [15, с.10].

Актуальность данной темы видится в том, что наглядное моделирование облегчает детям среднего возраста, овладение связной речью, таким образом, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей [25, с. 66].

Совместная, со сверстниками и взрослыми, театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка.

Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её — потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры - драматизации;

- игры - представления (спектакли);

- плоскостные и теневые театры[8, с.5].

В ходе предыдущего этапа работы нами были определены направления работы воспитателя детей дошкольного возраста по развитию связной речи старших дошкольников:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

- определение и реализация основных психолого-педагогических направлений работы воспитателя по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности старших дошкольников;

- создание предметно-развивающей среды для развития связной речи старших дошкольников;

- реализация родителями рекомендаций – воспитателя по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста дома.

Результаты проведенной диагностики поставили нас перед необходимостью осуществления формирующего этапа исследования, целью которого являлась реализация основных направлений деятельности воспитателя по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Образовательная среда в дошкольной образовательной организации предполагает специально созданную обстановку, которая необходима для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом[14, с.6].

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи.

Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры будет более успешным если будут соблюдены следующие педагогические условия:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста при отборе содержания театрализованных игр и организации речевой деятельности в них;

- определение и реализация основных психолого-педагогических направлений работы воспитателя по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности старших дошкольников;

- создание предметно-развивающей среды для развития связной речи старших дошкольников в театрализованной игре;

- налаживание взаимодействия с родителями по вопросу развития связной речи дошкольников в театрализованной игры.

Первое педагогическое условие. Для решения вышеописанных проблем в старшей группе мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы оно способствовало не только развитию всех видов речи, но, и чтобы каждый ребенок имел возможность наблюдать, добиваться поставленной цели, проявлять инициативу. Немаловажную роль также играет и соответствие развивающей среды возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

Создавая развивающую среду труппы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была не только комфортной и вызывала стремление к самостоятельной деятельности, но и способствовала развитию речи воспитанников.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Уголок Театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр, способствующий развитию связной речи. (Приложение А, Б).

Второе педагогическое условие. Помимо того, для повышения уровня развития связной речи мы сформировали сборник игр, способствующих развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Всего в сборнике содержится шесть разделов:

1. Режиссёрские игры

В первый раздел входят три режиссёрские игры: «Мишкин день рождения», «Терем теремок и сосед», «Золушка».

2. Игры-инсценировки

Второй раздел состоит из таких игр, как: «Под грибом», Звонок в цветочный магазин».

3. Игры-драматизации

Третий раздел состоит из таких игр: «Лиса и козёл», «Приходите в гости к нам».

4. Игры-фантазирование

Четвёртый раздел состоит из такой игры: «Лиса и козёл».

5. Настольный театр

Пятый раздел состоит из игр: «Оля, Поля и Ладушка», «Маша и медведь».

6. Методические рекомендации

В шестом разделе описаны методические рекомендации по реализации всех вышеописанных игр.

Так, данный сборник был разработан нами согласно всем требованиям театрализованных игр, которые способствуют развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. При всём при этом дети также овладевают и другими навыками: закрепление коммуникативных навыков; умение чётко выражать свои мысли, намерения и эмоции; возможность понимать, чего от тебя хотят другие и пр. В приложении В можно увидеть театральный уголок, содержащий в себе все необходимые материалы для реализации всех описанных в сборнике методов.

Разработанный нами сборник мы уже неоднократно использовали в процессе овладения детьми театрализованной деятельности – и в разыгрывании различных сценок из литературных произведений, и в лепке, и в рисовании.

Третье педагогическое условие. Третье педагогическое условие связано с первым, где для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста мы использовали театрализованную деятельность. Перед тем как приступить к реализации театрализованной деятельности мы постепенно приобщали детей к театральной культуре. Работая с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание мы уделяли представлению театра детям как одному из множества видов искусства.

Для того, чтобы дать детям представление о театрализованной деятельности мы включали видеоматериалы, содержащие информацию о ней, предоставляли различные энциклопедии, открытки театральной тематики. Вследствие всего этого словарный запас детей стал шире, они узнали значения таких слов, как: «декорация», «афиша», «премьера», «кулисы» и пр. Помимо этого, дети узнали о существующих профессиях в мире театра – гримёр, режиссёр, кукловод. Также дети овладели средствами интонационной выразительности при помощи таких упражнений, как: выражение грусти, страха, удивления, восторга, радости, грусти. В приложении Г можно увидеть как проходил процесс изучения видеоматериалов, содержащих информацию о театрализованной деятельности.

Четвёртое педагогическое условие. Четвёртое педагогическое условие направлено на взаимодействие с родителями для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры.

Целью данного педагогического условия выступает привлечение родителей к реализации социального проекта по речевому развитию детей старшего школьного возраста посредством театрализованной игры, улучшение артикуляционного аппарата, увеличение активного словарного запаса детей.

Социальный проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста основывается на совместной деятельности родителей и педагога. В рамках этого проекта нами были проведены игры и упражнения для развития артикуляционного аппарата и дыхания; проводились пальчиковые игры и упражнения, имитационные упражнения; читали потешки с введением имитационных движений; прослушивали различные песенки, читали сказки; привлекали родителей к пополнению материалов для предпосылок к театрализованной деятельности.

Вследствие выполнения вышеописанных методов мы смогли добиться увеличения уровня эмоциональности детей, их активного участия в пальчиковых гимнастиках; предметно-развивающая среда стала более оснащённой – появился пальчиковый театр, настольный театр, театральная ширма, различные маски (Приложение Д).

Таким образом, гипотеза исследования о том, что развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность будет проходить успешно, если: учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста; определить и реализовать систему психолого-педагогических условий развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, определить и реализовать систему психолого-педагогических условий развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности; создать развивающую среду, способствующую речевому развитию старших дошкольников; о реализация родителями рекомендаций — воспитателя по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста дома, была доказана, выдвинутая цель исследования — достигнута, поставленные задачи последовательно решены.

 

2.3. Анализ эффективности проведённой работы

 

После окончания формирующего этапа исследования для проверки эффективности проведенной педагогической работы на контрольном этапе исследования нами было проведено повторное выявление уровня развития связной речи старших дошкольников, с помощью тех же диагностических методик, что и на констатирующем этапе исследования.

В начале контрольного этапа исследования мы повторно провели диагностическую методику «Диагностика связной речи» (Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова).

Результаты, полученные с помощью диагностической методики «Диагностика связной речи» (Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова) на контрольном этапе исследования представлены в таблице 5.

Таблица 5. Результаты, полученные с помощью диагностической методики «Диагностика связной речи» (Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова) (Приложение Е).

 

Уровень развития связной речи

Количество детей

Доля, %

Высокий

8

40

Средний

6

30

Низкий

6

30

 

По результатам — повторного проведения данной диагностики, мы видим, что результаты улучшились, высокий уровень развития связной речи у 40% детей — старшего дошкольного возраста, средний уровень - у 30% детей и низкий уровень - у 30% детей старшего дошкольного возраста.

Далее нами повторно было проведено обследование связной речи детей по Е.А. Стребелевой.

Результаты данного обследования на контрольном этапе исследования представлены в таблице 6.

Таблица 6. Результаты повторного исследования по Е. А. Стребелевой (Приложение Е).

 

Уровень развития связной речи

Количество детей

Доля, %

Высокий

9

45

Средний

8

40

Низкий

3

15

 

По результатам данного обследования, мы увидели, что развитие связной речи у старших дошкольников на высоком уровне у 45%, на среднем уровне - у 40%, а на низком - У 15% детей старшего дошкольного возраста.

В конце контрольного этапа исследования мы повторно провели обследование связной речи по О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной.

Результаты данного обследования на констатирующем этапе исследования мы представили в таблице 7.

Таблица 7. Результаты исследования по О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной (Приложение Е).

 

Уровень развития связной речи

Количество детей

Доля, %

Высокий

10

50

Средний

8

40

Низкий

2

10

 

По результатам данного обследования, мы увидели, что высокий уровень развития связной речи у 50% детей старшего дошкольного возраста (активны в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Используют образную речь, точность языка, развивают сюжет, соблюдают композицию. Умеют выражать свое отношение к воспринимаемому), средний уровень - 40% детей (умеют слушать и понимать речь, участвуют в общении чаще по инициативе других, при описании допускают ошибки и незначительные паузы, отличаются не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами), низкий уровень - у 10% старших дошкольников (малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний).

Уровни развития связной речи старших дошкольников мы представили в таблице 8.

Таблица 8. Уровни развития детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования

 

Код ребёнка

Метод Зайцева и Шептунова

Метод Стребелева

Метод Ушаковой и Струниной

Общий уровень

1

В

В

в

Высокий

2

В

В

в

Высокий

3

С

С

в

Средний

4

Н

С

н

Низкий

5

С

С

в

Средний

6

Н

с

с

Средний

7

В

В

в

Высокий

8

В

В

в

Высокий

9

Н

Н

с

Низкий

10

С

С

с

Средний

11

С

В

в

Высокий

12

В

В

в

Высокий

13

Н

Н

с

Низкий

14

Н

Н

с

Низкий

15

В

В

в

Высокий

16

С

С

н

Средний

17

Н

С

с

Средний

18

В

С

в

Высокий

19

В

В

с

Высокий

20

С

В

с

Средний

 

Сравнительный анализ уровней развития связной речи старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах исследования, показал, что уровень развития связной речи старших дошкольников повысился, это произошло в связи с тем, что воспитателем были реализованы следующие направления: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста; определены и реализованы психолого-педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности; создана развивающаяся среда, способствующая речевому развитию старших дошкольников; реализованы рекомендации родителям по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста дома.

Сравнительный анализ уровней развития связной речи старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах исследования, показал, что уровень развития связной речи старших дошкольников повысился, это произошло в связи с тем, что воспитателем были реализованы следующие направления: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста; определены и реализованы психолого-педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности; создана развивающаяся среда, способствующая речевому развитию старших дошкольников; реализованы рекомендации родителям по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста дома.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность будет проходить успешно, если: учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста; определить и реализовать систему психолого-педагогических условий развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, определить и реализовать систему психолого-педагогических условий развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности; создать развивающую среду, способствующую речевому развитию старших дошкольников; о реализация родителями рекомендаций — воспитателя по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста дома, была доказана, выдвинутая цель исследования — достигнута, поставленные задачи последовательно решены.

Результаты проведенной диагностики поставили нас перед необходимостью осуществления формирующего этапа исследования, целью которого являлась реализация основных направлений деятельности воспитателя по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста; определение и реализация основных психолого-педагогических направлений работы воспитателя по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности старших дошкольников; создание предметно-развивающей среды для  развития связной речи старших дошкольников; реализация родителями рекомендаций воспитателя по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста дома.

На контрольном этапе исследования нами было проведено повторное выявление уровня развития связной речи старших дошкольников, с помощью тех же диагностических методик, что и на констатирующем этапе исследования.

 

Выводы по второй главе

 

Таким образом, проведя опытную работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры я могу сделать следующие выводы.

Результаты обработки данных на конец констатирующего этапа показали не самые утешительные цифры. Так, я выявила, что высокий уровень развития связной речи старших дошкольников составляет лишь 25% детей, средний уровень – у 35% детей, низкий уровень – у 40% детей, что говорит о том, что необходимо в обязательном порядке, направить работу на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Результаты проведенной диагностики поставили нас перед необходимостью осуществления формирующего этапа исследования, целью которого являлась реализация основных направлений деятельности воспитателя по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Так, на контрольном этапе исследования нами было проведено повторное выявление уровня развития связной речи старших дошкольников, с помощью тех же диагностических методик, что и на констатирующем этапе исследования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, подробно изучив литературу по теме развития связной речи старших дошкольников посредством театрализованной игры в детском саду, а также применив полученные знания на практике в МДОУ детский сад «Рябинка» в посёлке Новки, я могу сделать следующие выводы.

Связная речь – это такая речь, которая показывает все стороны предметного содержания. Её основной функцией является коммуникативная, а главными её формами – диалог и монолог. Связная речь отвечает за такие главные социальные функции, как: формирование норм поведения в обществе, помощь ребёнку в установлении взаимосвязей с другими людьми.

По мнению многих исследователей развитие речи ребёнка посредством театрализованной игры проходит под полным руководством воспитателя. Именно благодаря ему у ребёнка формируется такое простое отношение к игре, к творчеству, к использованию средств театральной выразительности: интонация, мимика, жесты, движения, позы. Для этого воспитатель использует этюды и упражнения, благодаря которым развиваются навыки театрально-игровой деятельности, а также происходит формирование выразительности речи.

Результаты обработки данных на конец констатирующего этапа показали не самые утешительные цифры. Так, я выявила, что высокий уровень развития связной речи старших дошкольников составляет лишь 25% детей, средний уровень – у 35% детей, низкий уровень – у 40% детей, что говорит о том, что необходимо в обязательном порядке, направить работу на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Результаты обработки данных на конец констатирующего этапа показали не самые утешительные цифры. Так, я выявила, что высокий уровень развития связной речи старших дошкольников составляет лишь 25% детей, средний уровень – у 35% детей, низкий уровень – у 40% детей, что говорит о том, что необходимо в обязательном порядке, направить работу на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

На контрольном этапе исследования нами было проведено повторное выявление уровня развития связной речи старших дошкольников, с помощью тех же диагностических методик, что и на констатирующем этапе исследования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Акулова О.А. Театрализованные игры № 4: Дошкольное воспитание.2005.

2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2016. – 400 с.

4. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. / Е.А.Антипина.  – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

5.Артемьева Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Л.В. Артемьева. - М.: Просвещение, 1991.

6.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.

7. Ахутина Т.В, Меликян З.А. Нейропсихологическое тестирование: обзор современных тенденций. К 110-летию со дня рождения А. Р. Лурия // Клиническая и специальная психология. 2012. № 2. — ISSN 2304-0394.

8. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2014. – 213 с.

9. Бодрова Е.В. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании / Е.В. Бодрова, О.Л. Князева, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1989.

10. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2015. – 160с.

11. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "КНОРУС", 2007.

12. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. – 2009. - №3. – С. 14-15.

13. Ворошнина Л.В. Формирование творческой самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх / Л.В. Ворошнина // Игровая деятельность в дошкольном учреждении. - Ульяновск, 1999.

14. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2013.- 512 с.

15. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 2013. - 143 с.

16. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.

17. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.

18. Двинянинова Ю. А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. – 2009. - №12. – С. 43-47.

19. Доронова Т. Театрализованная деятельность детей // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 1. - С.28-35.

20. Диагностика речевого развития дошкольников. Научно-методическое пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: РАО, 1997. - 83 с.

21. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. канд. пед. наук. - М, 2014. – 107 с.

22. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Педагогика, 2019. - 529 с.

23. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 2017 — 157 с.

24. Запорожец А.В., Эльконин Д.В. Психология личности и деятельности дошкольника. - М.: Просвещение, 2018. - 343 с.

25. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.

26. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2017. - 191 с.

27. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. - М., 1972.

28. Климченко Т. Играем в театр кукол "живая рука" // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 4. - С.18.

29. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999.

30. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 2011. – 244 с.

31. Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 49-55.,c.50

32. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

33. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.

34. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2016. – 126с.

35. Мухина В. С. Детская психология. – М. : Апрель-пресс, 1999. – 315с.

36. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Педагогика, 1986

37. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2001. – 433с.

38. Скажи по-другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии. / Под ред. О. С. Ушаковой. – Самара, 1994. – 10с.

39.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. — М.: АРКТИ, 1999.

40. Смирнова, Е.О. Психология/ А.А.Смирнова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн. —Москва: Просвещение 1962, —412 с., с.252

41. Спилберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. – 2004. - №4. – С. 12-14.

42. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебник / Н.А. Стародубова. - Москва: Издательский центр Академия, 2017 – 273 с.

43. Теплов Б. М. Исследование индивидуально-психологических различий // НО, 2019, № 1.

44. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.:  Просвещение, 2005. - 159 с.

45. Усова, А.П. Родной язык в детском саду / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. - 2019 - № 6 – С. 22 – 25

46. Ушакова О.С. Конспекты занятий Развитие речи детей 6-7 лет: учебное пособие / О.С. Ушакова. - Москва: Вентана-Граф,2011. - 98 с.

47. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. – М. : Просвещение, 1991.

48. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. - М.: АСТ, 2016. - 320 c.

49. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М. : Просвещение, 1995. – 348с.

50. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. - №3. – С. 5-19.

 

Приложение А


Приложение Б

 

Приложение В


Приложение Г


 

Приложение Д


 

Приложение Е

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Диагностика связной речи» (Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова). Уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Рис 2. Результаты исследования по методике Е.А. Стребелевой. Уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе.

 

Рис 3. Результаты исследования по выявлению уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста при помощи методики «Обследование связной речи» (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина)

Рис 4. Результаты, полученные с помощью диагностической методики «Диагностика связной речи» (Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова)

 

Рис. 5. Результаты повторного исследования по Е. А. Стребелевой

Рис. 6. Результаты исследования по О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной

Похожие работы на - Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!