Социально-педагогическая работа по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2023-01-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-педагогическая работа по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»

 

2022-2023 учебный год

Кафедра педагогики

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Тема: Социально-педагогическая работа по адаптации детей  с ограниченными возможностями здоровья к школе

 

К защите допускаю

зав. кафедрой

(подпись)

Прошина И.И.

« » 2023 г.

 

Выполнила

Скрябина Татьяна Владимировна,

студентка психолого-педагогического факультета

направления подготовки

44.03.02«Психолого-педагогическое образование», профиль  «Психология и социальная педагогика»

заочной формы обучения

 

Работа защищена на заседании ГЭК

« » 2023 г.

с оценкой

 

Председатель ГЭК:

(подпись)

Члены ГЭК:

Научный руководитель:

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Прошина Идея Ивановна

 

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский 2023

Кафедра педагогики

УТВЕРЖДАЮ

зав. кафедрой

Прошина И.И.

«___»    2023 г.

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Студент   Скрябина Татьяна Владимировна  

(фамилия, имя, отчество)

Направление подготовки   44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль  «Психология и социальная педагогика»

  (название и шифр)

Учебная группа  ПСПзб-18

Тема работы «Социально-педагогическая работа по адаптации детей  с ограниченными возможностями здоровья к школе»  

№ п/п

Этапы работы и мероприятия

Сроки

выполнения

1

Составление предварительного плана ВКР и согласование его с руководителем

Январь 2022г.

2

Подбор и реферирование литературы по теме ВКР, составление списка литературы

Февраль 2022г.

3

Разработка и представление на проверку первой (теоретической) части ВКР

Март 2022г.

4

Апрель 2022г.

5

Проведение эксперимента

Апрель 2022г.

6

Первичная классификация эмпирического материала (анализ полученных данных)

Май 2022г.

7

Описание результатов обработки практического материала и представление на проверку второй части ВКР

Сентябрь 2022г.

8

Согласование с научным руководителем ВКР выводов и предложений

Октябрь 2022г.

9

Представление материалов ВКР на предзащиту на кафедре

Ноябрь 2022г.

10

Переработка (доработка) ВКР в соответствии с замечаниями

Декабрь 2022г.

11

Разработка тезисов доклада, презентации и раздаточных материалов для защиты ВКР

Декабрь 2022г.

12

Сдача окончательного варианта ВКР на кафедру

Январь 2023г.

13

Подготовка ответов на замечания рецензента

Январь 2023г.

 

Руководитель выпускной

квалификационной работы: Прошина Идея Ивановна   (фамилия, имя, отчество; подпись)

Студент:    Скрябина Татьяна Владимировна  

(фамилия, имя, отчество; подпись)

 

 

АННОТАЦИЯ

 

Актуальность данной выпускной квалификационной работы определена тем, что в настоящее время общеобразовательных школах ежегодно увеличивается численность обучающихся детей с ОВЗ, которые в силу ряда причин испытывают трудности при изучении учебного материала, общении со сверстниками и взрослыми, вхождении в школьный коллектив, что приводит к возникновению у них дезадаптации. В ходе исследования выявлены условия, способствующие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных школах, так же определено, что эффективным способом решения проблемы адаптации обучающихся с ОВЗ является реализация в условиях образовательного учреждения системы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации.

 

 

ANNOTATION

 

The relevance of this final qualifying work is determined by the fact that at present, the number of children with disabilities studying in secondary schools is increasing annually, who, for a number of reasons, have difficulties studying educational material, communicating with peers and adults, joining the school team, which leads to their maladaptation. In the course of the study, conditions have been identified that contribute to the successful adaptation of students with disabilities in general education schools, it has also been determined that an effective way to solve the problem of adaptation of students with disabilities is the implementation of a system of psychological and pedagogical support of the adaptation process in an educational institution.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 7

Глава 1 Теоретические основы социально-педагогической работы по адаптации детей с ОВЗ к школе. 10

1.1 Психолого-педагогическая характеристика категории «дети с ограниченными возможностями здоровья». 10

1.2 Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.. 18

1.3  Специфика социально-педагогической работы по социальной адаптации детей с ОВЗ к школе. 26

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Статья 43 Конституции Российской Федерации не только гарантирует право на образование любому ребенку, не зависимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию, что закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании». Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) не являются исключением - законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и различные международно-правовые пакты закрепляют права детей с ОВЗ на получение образования, физическую, психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции. Одним из самых эффективных методов получения образования детьми с ОВЗ и их одновременной социальной реабилитации является инклюзивное образование - получение образования детей с особыми возможностями в общеобразовательных учебных заведениях. Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей и преследует цель не только максимально интегрировать детей с ОВЗ в общество, но и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же индивидуумами и членами общества, как и остальные дети, хотя в чем-то и отличаются от них. С этой целью ЮНЕСКО изменил использовавшийся ранее термин «интегрированное образование» на «инклюзивное образование», тем самым подчеркивая, что у всех детей существуют разные потребности в обучении. В настоящее время в общеобразовательных школах обучаются дети с совершенно разными психическими особенностями и способностью к обучению, включение в число учащихся общеобразовательных школ детей с особыми потребностями не оказывает существенного влияния на процесс обучения (при условии материального, методического обеспечения). Более того, при грамотном внедрении системы инклюзивного образования происходит не только максимально возможная социальная интеграция детей с ОВЗ, но и повышается эффективность процесса обучения других детей. Проблема трудностей адаптации детей с ОВЗ к школьной образовательной организации представляет собой немалый интерес для исследователей, что обусловлено высокой теоретической актуальностью вопроса и острой потребностью практики обучения и воспитания данной категории детей. Особенности адаптации ребенка к условиям школьной образовательной организации остаются актуальной проблемой школьного образования и воспитания. Процесс привыкания детей с ОВЗ к школьной образовательной организации проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка школьная образовательная организация, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Однако естественно, что существует ряд закономерностей, которые следует знать для эффективного взаимодействия с ребенком и возможности ограждения его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его психофизическое развитие. Адаптация к школьной образовательной организации - сложный период для детей с особенностями в развитии и для их родителей, педагогов. Несмотря на разработанность методических рекомендаций в этой области, до сих пор остаются проблемы научно-методического обеспечения адаптации детей с ОВЗ. Это связанно с недостаточной изученностью проблемы адаптации. Мало изучено, как происходит включение ребенка с ОВЗ в новую действительность, какие психологические трудности он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этот период, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка с ОВЗ и каковы способы установления контакта взрослого с ним. В настоящее время огромное значение имеет оперативное оказание комплексной систематической помощи детям, создание таких средовых условий, которые обеспечили бы успешную адаптацию ребенка с особыми образовательными потребностями. Это обуславливает актуальность темы исследования: «Социально-педагогическая работа по адаптации детей  с ограниченными возможностями здоровья к школе».

Объект исследования: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: социально-педагогическая работа по социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Цель исследования: разработка системы мероприятий, направленных на социальную адаптацию детей с ОВЗ к школе.

Задачи:

1. Раскрыть психолого-педагогические особенности категории «дети с ОВЗ».

2. Ознакомится с понятием и структурой процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

3. Проанализировать содержание социально-педагогической деятельности по социальной адаптации детей с ОВЗ к школе.

Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:

1.   Методические исследования.

2.   Анализ и эмпирические тестирования.

3.   Эмпирические методы.

Базой исследования выступает Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 43". В исследовании принимали участие 13детей с ограниченными возможностями здоровья.

Структура работы отражает общую логику исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.

 

 

Глава 1 Теоретические основы социально-педагогической работы по адаптации детей с ОВЗ к школе

1.1 Психолого-педагогическая характеристика категории «дети с ограниченными возможностями здоровья»

 

- дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

- дети с нарушениями речи;

- дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

- дети с задержкой психического развития (ЗПР);

- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

- дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Для обучающихся с ОВЗ характерны следующие психолого-педагогические особенности.

- у детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире;

- недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое;

- внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению;

- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной;

- снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации;

- мышление - наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;

- снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми;

- игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны;

- речь - имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы;

- наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности;

- наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточнаясформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ:

- отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

- темп выполнения заданий очень низкий;

- нуждается в постоянной помощи взрослого;

- низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

- низкий уровень развития речи, мышления;

- трудности в понимании инструкций;

- инфантилизм;

- нарушение координации движений;

- низкая самооценка;

- повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

- высокий уровень психомышечного напряжения;

- низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

- для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

- у других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Особые образовательные потребности

Специфические  образовательные  потребности  детей  различны  и  зависят  от  возраста,  характера,  степени  тяжести  первичного  нарушения  здоровья,  а  зачастую  и  его  структуры,  выраженности  их  последствий.  Именно  их  наличие  определяет  объективную  потребность  в  использовании  других,  не  традиционных,  а  специальных  способов  педагогического  воздействия.

Сознательно  организованное  образовательное  пространство,  специализированные  методы  обучения  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  позволяют  активизировать  и  реализовать  их  сохранный  познавательный  и  личностный  потенциал,  а  также  сгладить  проявление  первичного  нарушения  здоровья.  Реализация  особых  образовательных  потребностей  является  единственным  путем  преодоления  социальных  ограничений,  к  которым  привело  нарушение  здоровья,  тем  более  что  зачастую  само  нарушение  здоровья  не  может  быть  устранено  никакими  медицинскими  способами. То  есть  в  образовательном  учреждении  реализуются  специальные  образовательные  программы,  методы  и  приемы  работы  с  детьми,  доказавшие  за  многолетний  период  их  применения  свою  эффективность.  В  специальных  образовательных  программах  представлено  содержание  коррекционно-педагогического  процесса  с  учетом  современных  представлений  о  сущности  психического  развития,  о  психологической  целостности  интеллектуального  и  эмоционального  факторов  в  становлении  личности,  об  особенностях  и  своеобразии  становления  психики  под  влиянием  сенсорных,  интеллектуальных,  моторно-двигательных  и  других  нарушений,  о  ведущей  роли  обучения  в  психическом  развитии  человека.

Специальные  условия  обучения  -  это  кадры  (учителя,  владеющие  педагогическими  технологиями), учебники,  учебные  пособия  и  дидактические  и  наглядные  материалы,  методы  и  приемы,  технические  средства  обучения  коллективного  и  индивидуального  пользования,  средства  коммуникации  и  связи,  а  также  психологические,  медицинские,  социальные  и  иные  услуги,  которые  позволяют  детям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  усваивать  образовательную  программу.

Процесс  обучения  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  не  может  осуществляться  без  систематической  медикаментозной  поддержки,  оказывающей  как  общеукрепляющее,  так  и  нормализующее  воздействие  на  центральную  нервную  систему  ребенка.  Тщательно  подобранное  лечение  обеспечивает  благоприятную  почву  для  обучения.  Организация  образовательного  процесса осуществляется  с  учетом  особых  соматофизических  потребностей  ребенка,  то есть  необходимости  получать  лечение  в  процессе  обучения.  Взаимосвязь  педагогического  и  лечебного  процессов  будет  способствовать  укреплению  состояния  здоровья  детей.

В  зависимости  от  характера  и  степени  тяжести  первичного  нарушения,  последствий  в  виде  ограничения  функционирования  органов  и  систем  организма  обучающиеся с ОВЗ  имеют  специфические  образовательные  потребности. В частности дети  с  задержкой  психического  развития, о которых пойдёт речь далее,  нуждаются:

- в  большем  количестве  помощи  при  усвоении  нового;

- в  значительном  числе  повторов  и  возможности  практического  использования  новых  знаний;

- в  систематическом  контроле  взрослым  качества  их  использования.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса , находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичногонарушения развития;

- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;

- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

- индивидуальный подход к каждому ученику;

- предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);

- использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки;

- проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

 Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Среди детей с ОВЗ большинством являются ЗПР.

Дети с ЗПР - это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).

Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.

Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.

Необходимо тщательно отбирать и  комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).

Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.

Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

 Учителю необходимо:

- следить за успеваемостью обучающихся после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;

- посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;

- поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;

- разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;

- требовать структурирования действий при делении и умножении чисел.

Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением слабых в счете обучающихся.

 

1.2Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

 

Отношение к детям с ОВЗ за период существования человеческой цивилизации кардинально изменялось: от боязни, полного равнодушия, ненависти, игнорирование проблем их воспитания и обучения до заботы о них, терпения. И социальные отношения, сложившиеся в настоящий момент далеки от гармоничных, что, прежде всего, проявляется, в делении детей на «отсталое меньшинство» и «нормальное большинство». Изоляции их друг от друга и лишении возможности полноценного воспитания, обучения и общения.

На сегодня проблемы специального образования являются одними из самых актуальных в деятельности всех отделений Министерства науки и образования РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Прежде всего, это связано, с тем, что количество детей с ОВЗ и детей с ОВЗ, неуклонно возрастет.

Образование детей с ОВЗ и детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, которая обеспечивает адекватные и равные условия с обычными детьми возможности для получения образования в рамках специальных образовательных стандартов, оздоровление и лечение, обучение и воспитание, социальную адаптацию, коррекцию нарушений развития.

Право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства может быть осуществлено с помощью организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися ровесниками.

Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, который связан с включением ребенка с ОВЗ в образовательное пространство по месту жительства:

- наличие предрассудков и стереотипов по отношению к инвалидности в школьной среде;

- недостаток сведений у учащихся о возможностях и об инвалидности их сверстников-инвалидов;

- отсутствие технических средств реабилитации и доступной среды, которые облегчают для учащихся образовательный процесс с особенными образовательными потребностями;

- отсутствие знаний, которые соответствуют методик и подготовки для работы с ребенком, которые имеют особенные образовательные потребности, по месту жительства в условиях образовательного учреждения;

- неготовность широкой общественности признавать право детей с особенными образовательными потребностями на получение образования его в среде своих ровесников без инвалидности;

- полнейшее отсутствие либо формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, который направлен на получение полноценного образования.

На сегодня большинство стран признают интегрированное обучение более перспективной организационной формой обучения детей с ОВЗ.

Интеграция детей с особенными образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное применение нескольких форм организации образовательного процесса:

- обучение в общеобразовательном интегрированном классе по программам для специальных (коррекционных) и общеобразовательных образовательных учреждений;

- обучение по рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) в условиях классов коррекционно-педагогической и поддержки специальным образовательным программам согласно индивидуальным коррекционно-образовательным маршрутам, которые разработаны специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк);

- оказание специальной коррекционной помощи в целях компенсации существующих нарушений в развитии ребенка специалистами службы сопровождения;

- коррекция и развитие через систему дополнительного образования.

В ситуации роста числа детей с ОВЗ и потребности их обучения в едином потоке с нормально развивающимися ровесниками в общеобразовательной школе появляется потребность в образовании системы дифференцированной коррекционно-развивающей работы, которая включает:

- введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают заполнение пробелов предшествующего формирования, развития готовности к восприятию более, сложнейших разделов программы;

- применение приемов и методов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, то есть создание оптимальных условий для осуществления его потенциальных возможностей;

- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, которое обеспечивает разрешение задач общего развития, коррекции и воспитания речи и познавательной деятельности ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития.

Среди задач учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих направлений в особенности выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:

- развитие познавательной активности детей;

- развитие общих интеллектуальных умений: приемов сравнения, анализа, навыков группировки, обобщения и классификации;

- формирование умения ориентироваться в задании, нормализация учебной деятельности, воспитание самооценки и самоконтроля;

- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве, с обогащением представлениями и знаниями об окружающей реальности;

- психокоррекция поведения ребенка;

- логопедическая коррекция нарушений речи;

- формирование навыков общения, социальная профилактика, верное поведения.

Особенное внимание следует уделить организации системы дифференцированного коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

В процессе обучения у учащихся происходит развитие интересов, формирование умений, навыков, способностей к всевозможным видам деятельности и областям знаний.

Система дифференцированной коррекционно-развивающей деятельности, которая осуществляется педагогами на всех уроках на уровне требований к умениям и знаниям образовательного стандарта, позволяет обеспечить усвоение учебного материала согласно методическим принципам, которые направлены на обеспечение системного усвоения знаний детей с ОВЗ, включающие:

- усиление практической ориентации изучаемого материала;

- выделение сущностных признаков исследуемых явлений;

- опора на жизненный опыт детей;

- опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в пределах одного предмета, так и между ними;

- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа достаточности и необходимости;

- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, которые предусматривают активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее умений и знаний детей, формирование значимых для школы функций, которым необходимы для разрешения учебных задач.

Значительная черта системы дифференцированной коррекционно-развивающей работы - это индивидуально-групповая работа, которая направлена на коррекцию индивидуальных недостатков развития учaщихся. Эти занятия могут иметь общеразвивающие цели. К примеру, увеличение уровня сенсорного, общего, интеллектуального развития, внимания, памяти, коррекции оптико-пространственных и зрительно-моторных нарушений, мелкой и общей моторики, но могут быть и предметной направленности: подготовка к восприятию сложных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т. д. Занимают существенное место также логопедические занятия для детей, которые имеют речевые нарушения.

Реализация системы дифференцированного обучения для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе происходит через:

- специальных образовательных (коррекционных) программ школ I - IV вида и дифференцирование общеобразовательных программ;

- составление учебно-коррекционных индивидуальных маршрутов и программ для комплексного сопровождения учащихся с ОВЗ;

- систему «гибких» классов;

- влияние в системе коррекционных кабинетов на основании составленных учебно-коррекционных комплексных программ и маршрутов;

- влияние в условиях системы дополнительного образования (хоровая, музыкальная, танцевальная, спортивные секции, фольклорная студии, кружки прикладного творчества).

Для осуществления вышеуказанных требований необходимо образование ряда условий для работы специалистов в школе:

- рабочие кабинеты, которые рассчитаны на 5 - 10 чел.;

- специальное оборудование рабочих кабинетов;

- учебно-дидактическое и методическое обеспечение коррекционных кабинетов.

В основании обучения детей с ОВЗ лежат типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений, для коррекционных (специальных) образовательных учреждений I - IV вида.

На основании обозначенных программ, учебных пособий и учебников составляется дифференцированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам. В ходе составления календарно-тематического планирования участвуют педагоги начальных классов, педагоги-дефектологи в целях грамотного распределения количества часов по содержания тем образовательной программы, учебным дисциплинам, для изучения, как в общеобразовательном классе, так и в «гибких». Программы образовательных учреждений изучаются совместно со специалистами внутришкольного консилиума и педагогами и комбинируются таким образом, чтобы на одном уроке дети различных уровней развития изучали один и тот же материал, но сведения, получаемые учащимися по теме, была бы адекватна его образовательному маршруту.

Разрабатываются творческие и контрольные работы согласно уровню развития учащихся и оцениваются в соответствии с требованиями учебной программы. Трудные и сложные для усвоения темы детей с ОВЗ рекомендуют изучать с дефектологом в условиях «гибких» классов для учащихся: с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата. На одном уроке дефектолог объединяет обучаемых параллельных классов в группу, которые нуждаются в специальной педагогической помощи.

Учебные занятия в общеобразовательном, и в индивидуальных коррекционных занятиях и «гибком» классе, которые отражают личные коррекционно-образовательные режимы и общешкольное расписание, учащихся, составляемые специалистами консилиума, и учитывая все особенности детей. Определена организация деятельности «гибких» классов Положением об их деятельности. Психолог и дефектолог работают в тесном контакте, как с родителями, так и с педагогами школы обучающихся, систематически отслеживают развитие детей, результативность обучения.

Велика роль специалистов в реализации комплексного учебно-коррекционного и диагностико-консультативного сопровождения детей с ОВЗ через систему коррекционных кабинетов в условиях общеобразовательной школы.

Практика убеждает, что только при своевременном и верном выявлении нарушений развития детей, а также при индивидуально-дифференцированном подходе к ним в процессе обучения в общеобразовательном классе можно успешно овладеть учебной программой, адаптироваться в социуме. Каждый специалист, который осуществляет коррекционно-педагогическую деятельность, проводит коррекционные и диагностические мероприятия с родителями, учащимися, консультирует и просвещает педагогов и родителей по существу появившейся проблемы в обучении ребенка.

Велика роль педагога в отношениях «ребенок - семья», формирующего социальные отношения и совместно с родителями помогает ребенку в его обучении, следит за тем, чтобы не произошло отчуждения семьи ребенка с ОВЗ от школы, педагогов, ориентирует все свои усилия на укрепление связи с семьей. Успех детей в учении, пусть даже самый несущественный - это возможность и шанс получить родительскую похвалу и удовлетворить собственные потребности в признании личностных качеств, в возможности самореализоваться. В коррекционной деятельности на первый план выдвигается коррекция социального опыта и межличностных отношений в классе.

Совместное полномерное обучение не решает всех вопросов взаимодействия обычных детей и детей с ОВЗ. У всех детей с ОВЗ должен накапливаться свой собственный опыт социальных отношений. Важно в ребенке воспитать человека, который умеет быть и оставаться индивидуальным, ощущать личную ответственность за свое поведение, деятельность, иметь собственную точку зрения. Подготовка к самостоятельному, независимому образу жизни возможна в общеобразовательном учреждении, учитывая привлечения учащихся с ОВЗ к совместной внеурочной, внеклассной деятельности с обычными детьми, в которой они могли бы проявить свои творческие способности, личностные качества, которые не относятся к образовательному процессу и не взаимосвязанные с интеллектуальной деятельностью. В школе для разрешения этих вопросов должно создаваться дополнительное образование:

- музыкальная студия, в рамках которой для детей с ОВЗ организуются занятия фольклором, хором, бальными и народными танцами;

- занятия по адаптивной физкультуре;

- кружки по интересам (театральный, декоративно-прикладного творчества).

Привлечение детей к занятиям в спортивных секциях, музыкальной студии и кружках способствует:

- воздействует на формирование мотивации развивающейся личности к творчеству и познанию;

- на приобретение социального опыта и оказывает психолого-педагогическую поддержку и помощь в индивидуальном развитии учащихся с ОВЗ;

- оказывает помощь педагогам объединять дополнительное образование развивать и создавать детского благополучия.

Для успешного протекания процессов социализации и адаптации выбор направления дополнительного образования реализуется, учитывая возрастные и индивидуальные возможности учащегося, а также пожелания ребенка и родителей. Учащиеся могут добровольно выбрать секцию либо кружок, наиболее полно отвечающие их внутренним потребностям, интересам, но при выборе направления дополнительного образования учитываются рекомендации педиатра и психиатра. В школе отражена деятельность системы дополнительного образования в «Положении о системе дополнительного образования».

О востребованности внедрения такого рода системы дифференцированной коррекционно-развивающей деятельности детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения говорит желание большинства родителей определить своих детей в школу по месту жительства, где они будут обучаться в специально созданных «гибких» классах, не выделяясь в отдельные специальные классы. Таким образом, общеобразовательная школа сможет осуществить общественный социальный заказ на реализацию совместного обучения всех детей.

 

 

1.3  Специфика социально-педагогической работы по социальной адаптации детей с ОВЗ к школе

 

Включение детей с ограниченными возможностями в среду обычных сверстников в системе образования - процесс инклюзии - является отражением времени и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законодательством, которое должно основываться на принципах. Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Принцип интегрированности в общую образовательную среду. Принцип предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную учебную и воспитательную деятельность классной параллели, образовательного учреждения, окружающего социума.

Принцип взаимодействия с социальными партнерами. Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам преемственности обучения, развития, социализации и здоровье сбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в урочной и внеурочной деятельности.

Принцип здоровье сбережения предусматривает учет физических и умственных возможностей ребенка с ОВЗ при составлении и реализации учебной нагрузки. Основная цель социально-педагогической помощи ребенку с ОВЗ - ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных социально-педагогических средств. Оказание ребенку с ОВЗ социально - педагогической помощи выражается в снижении степени его эмоционально-психического напряжения, вызванного дефектом и его последствиями; снятии у него страха в общении со сверстниками и взрослыми, чувства ущербности; укреплении способности ребенка к произвольным действиям и волевым усилиям, придании ему уверенности в своих силах и возможностях в учении, игровой деятельности, общении и труде.

Помощь детям с ОВЗ и их семьям можно подразделить:

- на социально-информационную: обеспечение информацией по вопросам соцзащиты, помощи и поддержки;

- социально-правовую: обеспечение соблюдение прав детей с ограниченными физическими и психическими возможностями и других категорий; сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, противодействие разрушению их физического, психического, нравственного здоровья;

- социально-экономическую: содействие в получении пособий безработным, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи, материальной поддержке семьям;

- социально-бытовую: налаживание быта и трудоустройства семей,;

- медико-социальную: медико-социальный патронаж семей, имеющих ребенка с ОВЗ;

-  социально-психологическую: создание благоприятного морально-психологического климата в семье, устранение негативных воздействий на ребенка с ОВЗ, помощь во взаимоотношениях с окружающими людьми;

- социально-педагогическую: просвещение членов семьи, создание необходимых условий для полноценного воспитания ребенка в семье, преодоление и предотвращение педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих депривацию.

Анализ литературы позволяет выделить три уровня организации социально-педагогической помощи и поддержки детей с ОВЗ: репродуктивный, регулирующий, развивающий. На первом осуществляется поддержка имеющихся у него достижений, сформированных взглядов и уровня развития личностных качеств, на втором - коррекционные воздействия, на третьем - развитие личности детей с ОВЗ, создание условий их успешной социализации в обществе здоровых детей.

Исследования содержания деятельности социального педагога вообще и специфики деятельности социального педагога, работающего с детьми с ОВЗ, в частности характера и видов помощи, оказываемой данной категории детей, позволило выделить основные компоненты социально-педагогической помощи ребенку с ОВЗ, определяющие функции профессиональной деятельности специалиста данного профиля: рефлексивно-диагностическую, прогностическую, коррекционно-реабилитационную, развивающую, образовательно-адаптационную, посредническую, защитно-правовую, информационно-консультационную, организационно - коммуникативную, социально-терапевтическую, предупредительно-профилактическую, исследовательски - творческую.

Выделенные функции профессиональной деятельности социального педагога, работающего с детьми с ОВЗ, отражая основные виды помощи, рассмотренные ранее, сформулированы в контексте общих функций социально-педагогической деятельности специалиста. Однако их реализация имеет существенные отличия в работе с различной категорией детей, нуждающихся в помощи, в том числе и детей с ОВЗ. Специфику содержания перечисленных функций социально-педагогической деятельности кратко раскроем ниже.

Рефлексивно-диагностическая функция предполагает изучение личности самого ребенка с ОВЗ, состояние его интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер, социальной среды (учебного заведения, семьи, друзей, учреждений досуга и спорта и т.д.), во взаимодействии с которой он находится. Изучаются возможности и имеющиеся у ребенка способности, особенности течения его заболевания, степень влияния имеющегося дефекта на общий уровень развития и восприятия своего «я», взаимоотношения ребенка с ближайшим окружением, его положение в семье и возможности включения в детскую группу. Осуществление диагностической функции предполагает также исследование семейных отношений, взаимодействия ребенка с ОВЗ с членами семьи. Проведенное комплексное диагностическое исследование позволяет выделить  основные затруднения, которые испытывает ребенок в отношении восприятия себя и имеющегося дефекта, и на этой основе дает возможность спрогнозировать дальнейшую ситуацию личностного развития и отношений с окружающей средой. Реализация данной функции предполагает рефлексию социальным педагогом своей профессиональной деятельности, своего эмоционального, психического состояния в целях их оптимальной коррекции.

Прогностическая функция. Прогнозирование - это определение потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ к обучению, путей развития личности и среды с целью выявления позитивных и негативных факторов данного процесса. Прогнозирование базируется на изучении специалистом особенностей дефекта, имеющегося у ребенка с ОВЗ, влияния его последствий на его жизнедеятельность и тенденции развития последствий дефекта. Оно может осуществляться в процессе учебной, воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы. Желателен прогноз влияния социального окружения на жизнедеятельность детей с ОВЗ и на его основе разработка индивидуальных программ и маршрутов коррекции, реабилитации, сопровождения, социокультурных программ проектирование, прогнозирование деятельности различных социальных институтов по отношению к детям с ОВЗ.

Коррекционно-реабилитационная функция предусматривает осуществление процесса социально-педагогической помощи, предполагает коррекцию травмирующих воздействий на ребенка и нейтрализацию факторов, вызывающих вторичные или психологические последствия дефекта. Коррекция тесно взаимосвязана с реабилитацией детей с ОВЗ. Педагогический аспект реабилитации включает восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального) методами обучения, воспитания, развития, восстановления нарушенных связей в разных областях развития. В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушенные болезнью. Социальная реабилитация связана с целенаправленным процессом возвращения ребенка, получившего инвалидность или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, с включением его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, предполагает создание для этого оптимальных условий, а также комплекса психотехнических и педагогических средств, направленных на целостное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей. Социально - реабилитационный компонент помощи детям с ОВЗ реализуется на основе индивидуальных программ социальной реабилитации. Программа реабилитации - это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов, состоящей из врача, социального педагога, психолога и родителей.

Развивающая функция деятельности социального педагога реализуется в тесной взаимосвязи с предыдущей и ориентирует специалиста на разностороннее развитие ребенка с ОВЗ с учетом его индивидуальных особенностей и последствий, обусловленных дефектом, а также на эффективное формирование личного опыта, начиная с самых ранних стадий развития. При этом развивающая работа организуется таким образом, чтобы обеспечить целостное воздействие на личность во всем многообразии мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других проявлений личности. Содержание развивающей работы определяется особенностями сенситивных периодов возрастного развития, необходимостью формирования тех психических новообразований и свойств личности, которые на данном этапе наиболее актуальны. Важной особенностью развивающей, как и коррекционно-реабилитационной работы с детьми с ОВЗ, является составление индивидуальных программ личностного развития. Общий подход, как это обычно происходит в работе с нормальными детьми, для детей с ОВЗ не приемлем, так как в каждом конкретном случае необходимо учитывать не только особенности общего развития, но и специфику заболевания, его последствий, зону актуального развития, индивидуальные особенности и многое другое.

Образовательно-адаптационная функция выделена нами в связи с тем, что большая часть детей с ОВЗ проходит обучение в образовательных учреждениях (общеобразовательных или специальных). Задача социального педагога заключается в оказании помощи в адаптации ребенкас ОВЗ к образовательному учреждению. На первом этапе осуществляется подготовка ребенка и членов его семьи к обучению в общественном учреждении. В особой помощи нуждаются дети с ОВЗ, посещающие массовую школу. В этой ситуации необходимо сформировать у ребенка желание идти учиться вместе со здоровыми детьми, утвердить его веру в свои силы и возможности. Работа с семьей ребенка с ОВЗ на данном этапе - важное направление работы, поскольку в целом субъективная готовность членов семьи позволяет поддержать ребенка и утвердить его желание учиться. Вторым этапом оказания социально-педагогической помощи является этап решения возникающих у ребенка с ОВЗ в процессе обучения проблем. Далее реализуется этап адаптации в детском коллективе и развитие компенсаторных механизмов, предполагающие своевременную помощь ребенку на основе постоянного отслеживания изменений в процессе его развития.

Посредническую функцию социальный педагог должен осуществлять между ребенком с ОВЗ, нуждающимся в каком-либо виде помощи, его семьей и другими специалистами, учреждениями и обществом в целом, т.е. координатором всех услуг (социальных, финансовых, юридических, медицинских, психологических и пр.), необходимых ребенку или его семье, обеспечивающим согласованность усилий специалистов различного профиля (психологов, медиков, социальных работников, учителей). Так, если ребенок с ОВЗ учится в школе, необходима работа с другими педагогами, объяснение им особенностей обучения данного конкретного ребенка, тех форм и методов работы с ним, которые позволяют ему усваивать учебный материал наряду со здоровыми детьми. Для осуществления посреднической функции нужны налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны.

Защитно-правовая функция социального педагога заключается в том, что он использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов, обучающихся и их объединений; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи. Реализация данной функции предполагает хорошую ориентировку в нормативно-правовых актах, законодательных документах, касающихся детей с ОВЗ. На основе имеющейся информации осуществляется правовое просвещение детей с ОВЗ и их родителей, оказание помощи в оформлении необходимых юридических документов, системная работа по соблюдению социальных прав, работа по сбору информации и накоплению юридических документов. Таким образом, осуществление защитно-правовой функции предполагает создание условий, обеспечивающих защиту и реализацию прав ребенка с ОВЗ и среды формирования личности на основе международной и государственной нормативно-правовой базы.

Информационно-консультационная функция характерна для деятельности социального педагога, так как в квалифицированной консультации нуждаются сами дети с ОВЗ, члены их семьи и специалисты, которые работают с детьми этой категории. Социальный педагог, осуществляя индивидуальное и групповое консультирование, организует и проводит консультации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, специфики воспитания детей с ОВЗ в семье, прав и обязанностей, льгот и пособий, предлагает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность правовых возможностей и средств. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности.

Организационно-коммуникативная функция связана с оказанием помощи детям с ОВЗ в организации их досугово-культурной деятельности. Организация досуга и отдыха затруднена по разным причинам. Социальный педагог или сам выступает в качестве организации деятельности с детьми, или привлекает к ней специалистов различного профиля, обеспечивающих художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную и другие виды организации свободного времени с детьми с ОВЗ.

Социально-терапевтическая функция заключается в заботе об обеспечении положительного эмоционального состояния детей с ОВЗ, оказанной им и родителям помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния, содействии в создании ситуаций успеха. При этом социальный педагог использует освоенные им психотерапевтические методы, например, сказкотерапию, арттерапию, библиотерапию и т.д.

Предупредительно-профилактическая функция предусматривает разработку мер по предупреждению развития и преодоления негативных явлений, способных нарушить или затруднить ход позитивного процесса развития личности ребенка с ОВЗ, социальной изолированности детей с ОВЗ и их семей, по профилактике их правонарушений, а также противоправных действий по отношению к детям с ОВЗ и их семьям со стороны социального окружения.

Исследовательско-творческая функция связана с расширением сферы инновационной деятельности. Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. Реализация данной функции предполагает творческое отношение к педагогическим явлениям, владение умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, анализа собственного опыта и опыта других социальных педагогов и социальных работников.

Таким образом, охарактеризованные функции определяют специфику деятельности социального педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, именно их совокупность определяет содержание готовности специалиста к социально-педагогической деятельности.

2. Экспериментальное исследование адаптации детей с ОВЗ к условиям

школы и особенности психолого-педагогической работы

2.1 Психолого-педагогические особенности категории «дети с ОВЗ»

 

Базой исследования выступает Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 43". И условно включало в себя 3 этапа:

1. Формирование исследования, анализ литературы, составление и разработка диагностической программы исследования; формирование выборки исследования – родители и учащиеся класса компенсирующего обучения. Проведение исследования на констатирующем этапе эксперимента.

Длительность  этапа- с февраля по март 2022 года.

2. Совместная работа с педагогами составление программы для ребенка с проблемами в развитии на основе результатов диагностического исследования и выявленных особенностей,  и её реализация.

Длительность  этапа – с марта 2022 г. по октябрь 2022 года.

3. Проведение формирующего этапа, выявление эффективности предложенной программы, формирование выводов и рекомендаций.

Для изучения психолого-педагогической работы по адаптации детей с ОВЗ к общеобразовательной школе была составлена программа  исследования, которая включила объективные  методы исследования.

Выборку исследования составили 7 детейобучающихся в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Средняя школа № 43".

Опытно – экспериментальная работа включала три этапа: диагностический, формирующий, и аналитический. На диагностическом этапе изучался уровень социальной адаптации учащихся.К числу критериев адаптированности ребенка в условиях общеобразовательного учреждения мы отнести:

- уверенность в себе (уверен – ситуативно уверен - неуверен);

- общительность (общителен – избирательно общителен - необщителен);

- самооценку (позитивный прогноз своей успешности – ситуативный прогноз своей успешности – негативный прогноз своей успешности);

- социальный статус (благоприятный социальный статус – неустойчивый социальный статус – неблагоприятный социальный статус).

Далее определили по степени проявления критериев три уровня социальной адаптации ребенка в условиях образовательного учреждения. Охарактеризуем их в таблице №1.

 

2.2 Ознакомится с понятием и структурой процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

 

2.3 Проанализировать содержание социально-педагогической деятельности по социальной адаптации детей с ОВЗ к школе

Похожие работы на - Социально-педагогическая работа по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!