Методы исследования
Предмет
психология и педагогика.
Практическое
занятие
тема
«Методы исследования»
Цель. Знать основные этапы и методы
исследования, возможности их применения в практической деятельности.
Основные понятия темы:
психологическое исследование, наблюдение, эксперимент, беседа,
психодиагностика, метод и методика.
Информационный
материал Психологическое
исследование включает этапы: формулировку проблемы, выдвижение гипотезы,
проверка гипотезы, интерпретация результатов проверки. В основном о методах
психологии говорят в связи с третьим этапом – проверкой гипотезы. Под методом
понимается способ организации деятельности. В широком смысле к способам относятся
и самые общие принципы, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным
предметом.
Характеристика
этапов исследования. Проблема обычно формулируется как вопрос, на который
требуется найти ответ. Чаще всего это вопрос о причинах или факторах, которые
определяют существование или специфику тех или иных явлений. Как бы абстрактно
не ставилась проблема, ее формулировка всегда предполагает определенную систему
толкования явлений с ориентировкой на сложившиеся теоретические представления.
После формулирования проблемы, можно перебирая все возможные явления, выяснить,
влияют ли они, и насколько, на интересующее исследователя событие. Но такой
путь малопродуктивен. Обычно определяется наиболее вероятный (с точки зрения
теории, которой они придерживаются) ответ на сформулированный в проблеме вопрос
и в дальнейшем проверяют правильность своего предположения. Такой
предположительный ответ на вопрос о характере связи событий представляет собой гипотезу.
Основным требованием к ней является возможность ее проверки. Очень часто при
планировании исследования могут возникать несколько равновероятных гипотез.
Тогда они проверяются последовательно. В формулировке гипотезы не используются
выражения «возможно, что …» или сочетание типа «или …, или …», так как
проверять на истинность можно лишь конкретное утверждение. После того, как
гипотеза сформулирована переходят к ее проверке на эмпирическом материале, используя
следующие методы: 1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) беседа, 4)
психодиагностическое исследование.
1) Наблюдение.
Одним из
наиболее типичных способов работы исследователя – слежение за объектом
(человеком, группой) в ожидании, когда интересующее его явления проявятся таким
образом. Что их можно будет зафиксировать и описать. Способ работы, при котором
исследователь, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение
называется наблюдением. Оно является одним из основных методов на этапе
получения эмпирических данных. Невмешательство исследователя является наиболее
важной характеристикой метода, что определяет как достоинство, так и недостатки
метода наблюдения. Достоинством является то, что объект наблюдения, в основном,
не ощущает себя таковым, и в обычных для него условиях (работа, игра, урок)
ведет себя естественно. К недостаткам метода можно отнести: а) исследователь в
какой-то мере может предвидеть, что в ситуации, которую он наблюдает, могут
происходить некоторые изменения, которые он не в состоянии контролировать и которые
могут приводить к изменению гипотетической связи между явлениями, обнаружение
которой составляет цель исследования; б) исследователь по различным причинам не
может зафиксировать все изменения ситуации и выделяет те, которые считает для
себя наиболее важными; при этом что выделяется, и как оценивается, зависит от
субъективных факторов самого исследователя; в) исследователь, стремясь найти подтверждение
своей гипотезы, может бессознательно игнорировать противоречащие ей факты.
Чтобы
избежать подобной субъективности наблюдение проводится не одним, а несколькими
исследователями, ведущими независимые протоколы, применяются технические
средства (аудио- и видеотехники) составляют специальные шкалы оценки поведения
объекта (с обоснованием критерием критериев оценки) и др.
2) Эксперимент
предполагает
организацию ситуации исследования, что позволяет осуществлять то, что
невозможно в наблюдении – относительно полный контроль переменных (любая
ситуация которая может изменяться в экспериментальной ситуации. Если в
наблюдении исследователь не в состоянии часто даже предвидеть изменения, то в
эксперименте эти изменения можно планировать. Манипулирование переменными –
одно из важнейших преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. В
эксперименте можно, создав определенную ситуацию, внести новый элемент и
определить, возникает ли то изменение в ситуации, которое исследователь ожидает
как следствие произведенного им изменения; в наблюдении исследователь вынужден
ждать возникновение изменения, которое может и не наступить. Переменная,
которую изменяет исследователь в эксперименте называется независимой
переменной, а переменная, изменяющаяся при действии независимой переменной,
называется зависимой. Гипотеза, проверяемая в эксперименте,
формулируется как предполагаемая связь между независимой и зависимой
переменной; для проверки ее исследователь должен ввести независимую переменную
и выяснить, что будет происходить с зависимой. Но для того, чтобы делать вывод
о правомерности исходной гипотезы необходимо контролировать и другие
переменные, которые косвенно могут оказывать влияние на зависимую переменную.
Контроль переменных, если не всех, то многих – эксперимент позволяет
осуществить. Эксперимент бывает четырех видов: лабораторный, естественный,
констатирующий, формирующий. Недостатком метода является тот факт, что трудно
организовать экспериментальное исследование таким образом, чтобы испытуемый не
знал о том, что является таковым. Поэтому у испытуемого возможно появление
скованности, сознательной или бессознательной тревоги, боязни оценки и прочее.
3) Беседа. Она
предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе
эмпирических данных, полученных в реальном двухстороннем общении с испытуемым.
Однако при проведении беседы перед исследователем встает ряд трудноразрешимых
проблем, касающихся откровенности испытуемых, их отношения к исследователю.
Успех беседы зависит от квалификации исследователя, предполагающей умение
установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно
выражать свои мысли и «отделять» личные отношения от содержания беседы.
4) Психодиагностическое
исследование. Психодиагностика – метод психологического исследования. На
его основе проверяются, как правило, гипотезы о зависимостях между различными
психологическими характеристиками. Выявив их особенности у достаточного
количества испытуемых, появляется возможность на основании соответствующих
математических процедур установить их взаимосвязь. В этих целях используются
психодиагностические методы, которые позволяют выявлять и измерять
индивидуальные особенности. Требования к психодиагностическому исследованию те
же, что к эксперименту – контроль переменных. В некоторых случаях наблюдение и
психодиагностика входят составной частью в эксперимент. Естественно, что во
время эксперимента за испытуемым наблюдают, что изменение его состояния может
регистрироваться средствами психодиагностики. Однако как метод исследования ни
наблюдение, ни психодиагностика в данном случае не выступают. Психодиагностика
является и самостоятельной областью психологии и, в этом случае, исследователь
ориентируется не на исследование, а на обследование.
Психодиагностика
– область психологии. Она ориентирована на измерение
индивидуально-психологиеских особенностей личности; это наука и практика
постановки психологического диагноза. Диагноз как основная цель
диагностики – может устанавливаться на разных уровнях. Первый уровень –
симптоматический или эмпирический ограничивается констатацией особенностей или
симптомов (признаков). Второй – этиологический, учитывает не только наличие
характеристик, но и причины их возникновения. Третий- уровень типологического
диагноза, заключается в определении места и значения выявленных характеристик в
общей картине психической жизни человека.
Современная
психодиагностика используется в таких практических областях как:
здравоохранение, прогнозирование социального поведения, образование, судебная
психолого-психиатрическая экспертиза, прогнозирование психологических
последствий изменения среды, психология личности и межличностных отношений.
Использование психодиагностики в консультативной и психотерапевтической
практике совпадает по целям с медициной при лечении больных – избавление
человека от страданий и ликвидации причин их вызывающих. Но от медицинского
вмешательства отличается тем, что рассматривает природу неблагополучия не в
болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его
личности, характере взаимоотношений с окружающими, сам обращающийся за помощью
объективно не является и субъективно не признает себя больным. В какой бы форме
не осуществлялась психологическая помощь (консультирование, немедицинская
психотерапия), она базируется на глубоком проникновении в личность
обратившегося за помощью, в его чувства, переживания, установки, картину мира,
структуру взаимоотношений с окружающими. Для такого проникновения могут
использоваться специальные психодиагностические методы. Основными методами
выступают тестирование и опрос, методическим воплощением которых являются,
соответственно, тесты и опросники, которые также называются методиками. Они
обладают особенностями: а) позволяют собрать диагностическую информацию в
относительно короткие сроки; б) представляют информацию не вообще о человеке, а
прицельно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности и т.д.); в)
информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное
сравнение индивида с другими людьми; г) информация, полученная этими методами
полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его
эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной
деятельности индивида.
Тестирование предполагает, что
обследуемый выполняет заданную деятельность (решение задач, рисование, рассказ
по картине и т.п.), т.е. проходит определенное испытание. На основании
результатов испытаний исследователь делает выводы об уровне развития тех или
иных свойств у испытуемого. Отдельные тесты представляют стандартные наборы
заданий и материала, с которым работает испытуемый; стандартной является
процедура предъявления заданий и процедура оценки результатов. Тесты весьма
разнообразны. Существуют тесты вербальные (словесные) и невербальные
(рисунчатые). Обычно выделяют две группы тестов – стандартизированные и
проективные (прожективные).
В
психодиагностике различают две формы стандартизации: в одном случае речь идет о
единообразии инструкций, процедуры обследования, способов регистрации
результатов и в этом случае стандартизованными являются все тесты. В другом
случае речь идет о том, что данные, полученные на основании той или иной
методики могут быть соотнесены со специально разработанной и обоснованной
шкалой оценок. Тест, ориентированный на оценку, называется стандартизированным
тестом. Среди стандартизированных тестов распространены: а) тесты интеллекта;
б) тесты специальных способностей. О специальных способностях можно говорить в
двух планах: как о способностях, в какой либо психической деятельности
(перцептивные способности – способности в области восприятия; мнестические
способности – способности в области памяти; способности к логическому
мышлению) либо как о способностях к определенному виду деятельности
(лингвистические, музыкальные, способности к управленческой деятельности,
педагогические и т.д.); в) тесты креативности, предназначенные для измерения
творческих способностей. Однако есть тесты, ориентированные на иное: они
выявляют не оценочные показатели (уровень развития какого либо свойства), а
качественные особенности личности, не оцениваемые по какому либо критерию.
Иными словами, ответы испытуемого не оцениваются как правильные или
непрвильные, а показатели – как высокие или низкие. К этой группе тестов
относятся проективные тесты. Проективные тесты основаны на том, что в
разнообразных проявлениях индивида, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания
и т.д. воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые
побуждения, стремления, конфликты, переживания. Материал, который предъявляется
обследуемым может толковаться ими разнообразными способами. Главным оказывается
не объективное его содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он
вызывает у обследуемого. Ответные действия обследуемых не толкуются как
правильные или неправильные. Они составляют для диагноста ценность как таковые,
как индивидуальные проявления, позволяющие делать выводы о личностных
особенностях.
Опросники ими называют методики,
материал которых представляют вопросы, на которые обследуемый должен ответить,
либо утверждения, с которыми он должен или согласиться или не согласиться.
Ответы даются либо в свободной форме (опросники «открытого типа») или
выбираются из вариантов предлагаемых в опроснике (опросники «закрытого типа»).
Различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты предполагают
возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно
его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники,
опросники интересов и установок (опросник, выявляющий, например,
предпочтительный выбор из перечня профессий или установку- отношение к
определенной социальной группе). Личностные опросники предназначены
для измерения личностных особенностей. Среди них выделяют несколько групп: а)
типологические опросники разрабатываются на основе определения типов личности и
позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно
своеобразными проявлениями; б) опросники черт личности, измеряющие выраженность
черт – устойчивых личностных признаков; в) опросники мотивов; г) опросники
ценностей; д) опросники установок; е) опросники интересов.
Анализ методов
психологического исследования показывает, что они не являются изолированными и
могут входить составной частью один в другой.