На холмистом берегу Сетуни
НА ХОЛМИСТОМ БЕРЕГУ СЕТУНИ
ХVII веком практически заканчивается история древнерусского искусства. Монументальное строительство не
сразу возобновилось после иноземной интервенции нач. ХVII века и связанной с ней разрухи. Однако в дальнейшем архитектурно-строительная деятельность быстро
возрастала, и во второй половине ХV11 века ее размах приобрел неожиданные до этого масштабы. В отличие от периода феодальной раздробленности общерусские
архитектурные связи теперь столь сильны, что можно говорить о наличии на Руси единой архитектуры.
Для московской группы характерны сложные композиции, центром которых является бесстолпная церковь, перекрытая сомкнутым сводом.
Снаружи она обычно декорирована несколькими ярусами кокошников и увенчана пятиглавием. Однако световой барабан имеет только центральная глава. К такой
церкви обычно примыкает один или два придела, трарпезная, крыльцо, смотровая колокольня. В целом образуется очень живописная и большей частью ассиметричная
композиция.
Примером подобного зодчества является церковь Спаса Нерукотворного образа, построенная в Кунцеве на правом
холмистом берегу реки Сетунь. Храм, возведенный в виде пятиглавого куба, выделяется чрезвычайно редким в каменном зодчестве завершением полукружий абсид
"бочками", воспроизводящими в кирпиче формы деревянной архитектуры.
Построен храм в старинном сельце Манухино. Село Манухино, оно же Оксеново, принадлежало Лариону Сумину в
начале ХVII века; затем им владел род Пушкиных, а в 1673 году его приобрел Артамон Матвеев. После возведения церкви село было переименовано в Спасское -
Манухино или Спас - Сетунь. Постройка храма начата в 1673 году, а окончена в 1676 году, когда Артамон Матвеев был сослан, а царь Алексей Михайлович умер. В
это время храм был освящен. От цесаревича Федора Алексеевича церкви на год давался фунт ладана (1679 г.).
Церковь Спаса на Сетуни была построена как копия городского храма церкви Николы в Столпах. Поэтому можно
предположить, что обе церкви имели одного создателя - Ивана Кузьмича Кузнечика. Городской храм был более величественным, а деревенский - более скромным.
Сходства: бесстолпное кубическое пятиглавие; членение фасадов; расстановка оконных проемов; обрамление профильным кирпичом; организация внутреннего
пространства. Основной объем храма - восьмилепестковая роза. Приделы: Богоявленской Божией Матери, Авраамия Смоленского.
Иконы храма были написаны Симоном Ушаковым (образ Спаса), художником Павловцем.
В начале XIX века была проведена первая перестройка. Пятиглавие было изменено: барабаны укреплены
лепным орнаментом из стрельчатых арочек, главы уменьшены. Сдвоенные белокаменные колонны портиков и полуколонны, приставленные к стене храма,
закрыли порталы ХVII века. Колонны с капителями не вяжутся с древними архитектурными формами. Таким же чуждым оказался и верх храма. Опорой для
стропил этой кровли послужила новая стена, закрывшая ряды первоначальных кокошников. Она заканчивается тремя плоскими арками, на каждом фасаде с узкой
белокаменной плитой поверху. Все это покрыто толстым слоем известковой штукатурки и украшено лепными розетками, головками херувимов. Стены
заканчиваются ложными закомарами, которые упираются на фигурные консоли. Алтарная часть осталась без
переделок. В 1809 году к западной стороне храма была пристроена небольшая трапезная, а также был обновлен иконостас и внутреннее убранство храма - в
стиле ампир.
Свой современный облик церковь приобрела в 1902 году, когда по проекту архитектора В.Г. Жигардловича
трапезная была перестроена, получив по сторонам два симметричных придела (Григория Декаполита и Николая Чудотворца), а по оси с храмом сооружена
трехярусная колокольня.
Дальнейшая история церкви сложилась печально. В 1941 году церковь была закрыта, а ее здание занял гальванический цех завода цветного литья. Во
время войны здесь изготавливались мины.После войны в здании обосновалась артель по изготовлению штампованных кастрюль и ложек. Тогда же произошел пожар, в
котором сгорел иконостас. Верх колокольни и пятиглавие было разрушено. Обширное древнее кладбище в дальнейшем было уничтожено. Уцелело только фамильное
захоронение Сабашниковых, знаменитых московских издателей - просветителей.
Первое собрание возрожденной общины храма состоялось 31 марта 1989 года. К 1990 году восстановлены главы
храма и верх колокольни, освящен главный престол. Дорога к храму открыта вновь.
Материал взят ссайта http://moskvoved.narod.ru/