Сенсорный маркетинг
Сенсорный маркетинг
А.В. Ульяновский
Пример применения
В
последнее время у российских маркетологов входит в моду понятие сенсорного
маркетинга. В московском обувном салоне «Эконика» на Маросейке, где применяется
сенсорный маркетинг, продажи за два месяца выросли на 40%. Салон привлекает
покупателей ароматом «распускающихся почек», стильной музыкой, кофейными и
шоколадными оттенками интерьера и даже приятной на ощупь упаковкой.
Описание инструмента
Маркетинговые
консультанты уверены, что так называемый сенсорный маркетинг помогает
выработать у человека условный рефлекс — четкую ассоциацию мелодии, звуков,
запахов, цветов с определенными брендами. Главная задача сенсомаркетинга
(sensory marketing) вполне безобидна: улучшить настроение покупателя, ведь
большинство потребителей ждут от шопинга приятных эмоций.
Цвет
Удачное
цветовое оформление интерьера привлекает покупателей, создает особую атмосферу,
способствует комфортному времяпрепровождению. Согласно результатам, полученным
в ходе многочисленных психологических экспериментов, ученые сделали вывод, что
цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры
помещения и удаленности объекта. Также установлено, что уравновешенная в
цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает
и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на
психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к
логике человека.
Как
показывают специальные исследования, 80% цвета и света «поглощаются» нервной
системой и только 20% — зрением. Между цветовым решением рекламы и естественным
восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно
установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации и эмоции.
На
основе цветового теста М. Люшера было проведено множество различных
экспериментов, и в настоящее время можно считать уже устоявшимся мнение как
западных, так и отечественных специалистов по психологии рекламы в отношении
семантики цвета.
Цвета
ахроматической оси:
Белый
— холодный и чистый цвет. Он хорош тем, что не несет никаких неприятных
ощущений и служит отличным фоном для хроматических цветов.
Черный
— цвет самопогружения, с ним приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего
мира. Черный цвет часто становится символом неприятия окружающей
действительности, стремления к конфликту. Однако, как и белый цвет, служит
хорошим фоном для хроматических цветов, которые, взаимодействуя с ним,
усиливают свои свойства.
Серый
— нейтральный цвет. Создает ощущение стабильности, побуждает человека к
скромности, сдержанности.
Цвета
хроматической оси:
Красный
— настраивает на решительность, активность. Он направляет человека на внешний
мир, вызывает возбуждение, волнение, беспокойство, желание совершить тот или
иной поступок.
Розовый
— под влиянием белого утрачивает активность, напор и сексуальность. Это цвет
духовной любви и радости, он усиливает чувства, делает людей более
внимательными, ласковыми и чуткими.
Коричневый
— концентрирует на телесных ощущениях, обыденности и повседневности. Этот цвет
является символом животного начала в человеке, бегства от духовных исканий.
Выражает зависимость человека от общества. Вызывает ощущение стабильности.
Пурпурный
— цвет примирения крайностей. Он служит символом выхода за пределы пространства
и времени, символом Сверхсознания. С ним связывают полноту и насыщенность.
Оранжевый
— самый теплый и энергичный цвет, жизнерадостный и импульсивный, дает
оптимистический тонус, создает чувство благополучия.
Желтый
— цвет открытости, целеустремленности. Он не только настраивает на
коммуникабельность, но и помогает придать уравновешенность эмоциям, обрести
внутреннее спокойствие, кроме того, способен «наделить» предмет интеллектом.
Привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Однако
этот цвет может вызвать ощущение доступности, легкомысленности, изменчивости.
Темно-желтый
— утрачивает под влиянием черного одухотворенность, становится похожим на
коричневый. Это цвет ревности, недоверия.
Теплый
желтый (цвет яичного желтка) — дружеский, теплый, приятный.
Светло-желтый
(лимонный) — холодный, вызывает чувство незначительности, бесцветности.
Золотистый
— олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства.
Зеленый
— воспринимается как свежий и влажный. Цвет природы, в нем сочетаются сила и
равновесие. Оказывает расслабляющее, уравновешивающее воздействие.
Желто-зеленый
— ассоциируется с ранней весной, надеждой и потенциалом.
Сине-зеленый
— цвет сознания и рациональности. Символизирует напряжение воли, контроль над
эмоциями.
Синий
— олицетворяет отказ от желаний, покорность, милость, доверие. Этот цвет
создает ощущение внутренней силы и гармонии, помогает сконцентрироваться,
успокоиться.
Голубой
— цвет мира и всеобщей гармонии, исключительно духовный, не чувственный.
Бирюзовый
— холодный цвет, однако при сочетании с красным становится нейтральным.
Фиолетовый
— цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет считается цветом магии,
интуитивного мышления.
Знание
психологической семантики цветов помогает выбирать цветовое решение таким
образом, чтобы оно соответствовало характеру и настроению потребителей и
наиболее эффективно формировало их эмоциональное восприятие товара.
При
создании графических фирменных знаков и визуального ряда рекламной кампании
следует также учитывать некоторые особенности, выявленные психологом Т.
Кенигом.
Изучая
эмоциональное восприятие цветовых сочетаний, он пришел к выводу, что различные
цветовые сочетания вызывают различные ощущения, и установил последовательность
наиболее эффективных сочетаний цвета фона и шрифта в рекламном сообщении (табл.
10.1).
Таблица 10.1. Сочетаемость цветов фона и шрифта
Похожие работы на - Сенсорный маркетинг
|