Концепция пенитенциарной школы
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО
«КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА»
Кафедра Теоретической и прикладной психологии
контрольная работа
по дисциплине: психология образования
тема: Концепция пенитенциарной школы
Выполнила студентка
Патапеня С. П.
психолого-педагогического
факультета, специальность
«Психология» заочной
формы обучения
Петропавловск – Камчатский
2006
Содержание :
Введение …………………………………………………………………………3
1.
Цели и задачи
психологической службы……………………………….4
2.
Принципы
построения пенитенциарной школы………………………..5
3.
Основные
направления работы психолога в пенитенциарном учреждении………………………………………………………………………....7
3. 1. Психодиагностическое………………………………………………8
3.2. Коррекционное……………………………………………………….9
3.3. Культурно –просветительское……………………………………...11
4. Список литературы………………………………………………………...13
Введение
По числу заключённых Россия
лидирует в мире (около 800 заключённых на 100 тысяч населения ). 30 %
осужденных в исправительных колониях и 70 % в воспитательных не имеют основного
общего образования, а около 700 человек обучаются в 1-4 классах. Эта статистика
лишний раз доказывает, какую важную роль в социальной реабилитации может играть
средняя школа, как актуальна разработка и выбор психологических и
педагогических технологий.
В исправительные
учреждения люди попадают из самых разных общественных групп – от необразованных
маргиналов до научных работников и крупных бизнесменов. Образовательный ценз
их различен, поэтому согласно статье 108, ч. 1 Уголовно-исполнительного
кодекса РФ, все лица в возрасте до 30 лет, не имеющие основного среднего
образования ( 9 классов), обязаны учиться в школах при ИУ.
Многие из
осужденных утратили способности к учебной деятельности в связи с большим
перерывом в учёбе. Поэтому первым шагом в их перевоспитании является приобщение
к общественно - полезному труду и обучение в общеобразовательной школе, т. е.
направление творческого потенциала осужденного в полезное русло.
Чем полнее будут
учтены способности осужденных при распределении их по участкам, бригадам,
специальностям, тем выше будет эффект их социальной реабилитации. [ 2]
Цели психологической службы:
·
Содействие
администрации учреждения в создании социальной ситуации развития,
обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития
осужденных;
·
Содействие
в приобретении заключёнными психологических знаний, умений и навыков, необходимых
для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
·
Оказание
помощи в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, состояния
здоровья.
Изучение
способностей учащихся помогает решать ряд важных задач:
·
развивать
волевые, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные качества личности осужденных;
·
осуществить
правильный профессиональный отбор поступивших в колонию, в интересах
общества;
·
развивать
способности осужденных в процессе производственной деятельности;
·
наметить
профессиональную ориентацию освободившихся из колонии лиц, психологически
подготовить их к труду на свободе;
·
переключить
способности, имеющие антиобщественную направленность, на полезную для общества
деятельность.
В каждом человеке
есть доброе начало, и это начало нужно лишь беречь и развивать. Мысль
Достоевского Ф. М., что каждый человек самоценен, должна быть положена в основу
всей деятельности пенитенциарной школы. Потенциальные возможности души каждого
человека поистине беспредельны. Это относится и к тем, кто совершил
преступление. Выдающийся врач и философ прошлого века, наш соотечественник Ф.
П. Гааз был убеждён, что наказание при всей его суровости не должно быть
мучительным и жестоким и что преступник – это человек неучастный, вызывающий
жалость и сострадание. Он считал, что преступление чаще всего бывает
несчастьем, следствием порока и нищеты, отражением окружающей среды человека.
Каждый человек
нуждается в психологической защите, утешении, в той
психотерапии, к
которой обращается масса людей, не состоящих на учёте в психиатрических
клиниках, но в то же время переживающих состояние глубокого психологического
дискомфорта, подсознательно ищущих помощи.
В классических обществах эту функцию
выполняет церковь. В условиях пенитенциарных систем, где медицина технизирована
и малочисленна, а церковь ( хоть и уважаема) слаба, эту функцию должна
выполнять школа.
Отсюда вытекает первый принцип
построения модели пенитенциарной школы – функционирование в гуманистической (феноменологической)
парадигме образования, при которой человек – главная
ценность педагогической культуры. Школа
должна не только транслировать знания, сохранять национальную память, но и дать
возможность каждому ученику глубже понять себя и окружающих, раскрыть свой
творческий потенциал, самореализоваться.
Учитывая большую пестроту
возрастного, национального, конфессионального состава учащихся и характер
совершённых ими преступлений, вторым принципом следует провозгласить личностно-ориентированный
подход к образованию, так как именно ему присущи
человекообразующие функции – сохранение и восстановление телесного и душевного
здоровья, личной свободы, духовности, нравственности, поиск смысла жизни.
Многие из учащихся пенитенциарных
школ на долгие годы изолированы от общества (часть из них вернутся
в семьи, живущие в новых социальных условиях).
Отсюда вытекает третий принцип
построения пенитенциарной школы – ресоциализация личности учащихся.
Любая цивилизованная форма образования должна выполнять и культурно-созидательную
функцию, так как культуру нельзя сохранить иначе, как через человека.
Поэтому четвёртый
принцип построения пенитенциарной образовательной системы – культурная
идентификация учащихся (переживание чувства принадлежности к
национальной культуре). [ 3]
Таким образом, вся система
образования в условиях закрытого социума должна строиться исключительно на
антропологических ценностях.
Рассмотрим назначение этих функций.
Образовательная функция должна формировать общую
культуру учащихся, транслировать знания, воспитывать и развивать духовную,
творческую, гуманную, адаптивную личность.
Функция ресоциализации состоит в профессиональной
адаптации учащихся в соответствии с динамикой общественного развития, в
повышении их деловой квалификации.
Валеологическая функция заключается в
санитарно-гигиеническом, медицинском просвещении, в проведении психологических
тренингов, популяризации валеологических знаний.
Рекреационная функция организует
досуговое пространство как сферу восстановления психофизических сил, здоровья и
творческого потенциала.
Функция самоактуализации должна формировать в
сознании учащихся понимание своей самоценности, уникальности и полезности
обществу.
Коррекционная функция школы выполняет роль
практической реализации методов и приёмов коррекционной педагогики
и психологии. [ 5]
В любой школе при
ИУ преобладает, как правило, контингент 8 – 12 классов. В начальных классах
монокомплексной школы (все в одной комнате под руководством одного педагога).
Если не набирается класс-комплект из 25 человек, (что обычно бывает в 5-7
классах), то занятия ведутся по системе заочного обучения.
Обычно
пенитенциарная школа работает в режиме сменной (вечерней):
часть учащихся работает в первую смену, учится во вторую, другая часть –
наоборот. Смены меняются через неделю.
Важнейшей
особенностью пенитенциарных школ является доминирование воспитательных задач
над обучающими, т. е. важнейшая функция пенитенциарной школы –
человекообразующая. [ 2]
В условиях
лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает
учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А ещё чаще
педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже единственными из людей, говорящими
ученику доброе слово.
Главная задача
пенитенциарных школ – обеспечить смену мировоззрения учащихся, воспитать людей
гражданского общества. Особенность пенитенциарной школы состоит в том, что её
ученики как бы существуют в двух ипостасях – с одной стороны, осужденный,
отбывающие наказание в исправительном учреждении, с другой - это наши ученики.
Этим во многом определяются и уровень отношений в системе «Учитель – ученик», и
содержание воспитательной работы, и учебные педагогические технологии.
Находятся учителя, которые постоянно на уроках думают, что перед ними
преступники.
Но разве можно за
преступление судить дважды ?
А можно ли в
пенитенциарной школе говорить о педагогике сотрудничества и сотворчества и о
творчестве вообще ?
Ведь эти люди не
безнадёжны. Многочисленные тесты и другие методики социально – психологического
исследования убеждают в этом. [ 2]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ:
При всем
многообразии работы с осужденными ее можно свести к двум основным функциям:
·
психологическая
диагностика и
·
психологическая
коррекция (или психотерапия).
1.
Диагностическое
К
основным психодиагностическим задачам относятся:
-
первичное изучение личности осужденных с целью разработки программы их
ресоциализации;
-
уточнение диагноза и ориентирование осужденных на исправление;
-
изучение осужденных в процессе отбывания наказания и проведения терапевтических
мероприятий;
-
обследование осужденных в связи с изменением условий содержания или предстоящим
освобождением.
В
процессе психодиагностической деятельности психолога используются различные
методы, среди которых:
-
изучение личного дела, материалов уголовного дела;
-
проведение психологического тестирования;
-
интервьюирование;
-
наблюдение за поведением в «жилой группе» и др.
Психодиагностическая работа с осужденным
направлена
на решение ряда задач:
1.
Первичное изучение осужденных с целью разработки программы их
ресоциализации. Первичная диагностика очень ответственная, кропотливая и
длительная по времени (до шести недель) процедура. Она требует высокой
квалификации. Психолог проводит углубленную диагностику личности осужденного с
целью определить характер расстройства и наметить план работы с осужденным в
ходе отбывания им наказания. На этом этапе
2.
Психолог осуществляет анализ жизненного пути осужденного,
материалов личного дела, проводит необходимое психологическое тестирование,
наблюдает за поведением осужденного, беседует с ним и с другими сотрудниками.
Современный уровень компьютеризации учреждений исполнения наказаний позволит психологам
получить быстрый доступ ко всем интересующим их документам, используя
возможности локальных сетей учреждения. В работе по обследованию осужденных психологу
должны помогать специально подготовленные ассистенты (при проведении
тестирования) и сотрудники общей службы исполнения наказаний.
Психолог предоставляет
свои выводы в письменном виде в форме развернутой характеристики на осужденного
и предложений в план его ресоциализации.
- Психологическая коррекция личности и поведения
осужденного :
Уже в
80-е годы в отечественной научной литературе отмечалась необходимость различать клинически ориентированную
психотерапию, направленную на смягчение или ликвидацию имеющейся
симптоматики (неврозы, фобии, страхи и т.п.), и психологическую
(коррекция и развитие личностных качеств психически здоровых людей).
Психотерапией,
ориентированной на клинику, занимается психотерапевт с базовым медицинским
образованием. Второе направление психотерапии - область работы практического психолога.
Однако в обыденном сознании термин «психотерапия» ассоциируется только с
медицинской практикой, с лечением, а не с психологической помощью. В этой связи
представляется целесообразным, чтобы психологи шире использовали термины
«психологическая коррекция», «психологическая помощь», «психологическое
консультирование», «групповая психокоррекция», «социально-психологический
тренинг». Каждое из этих понятий имеет смысловые нюансы, но все они описывают
деятельность, направленную на осознанное изменение личности и ее поведения. [4
]
Цели психотерапии
формулируются на основе диагностического результата, который направлен через
анализ «дефицитов» на общее описание и структурный анализ личности. Единый
взгляд на личность является важным условием того, чтобы все сотрудники,
участвующие в терапии, имели представление о психологических особенностях, мотивах,
конфликтах и проблемах. С уверенностью можно говорить о том, что целостное
восприятие личности является предпосылкой к тому, что сотрудники будут
адекватно реагировать на проблемы и поведение осужденных, а также будет
установлено постоянное внимание и соответствующее отношение к осужденному, что
сохранит благоприятный климат в социально-терапевтическом учреждении в целом.
Цели
психологической коррекции определяются в соответствии с результатами
психологической диагностики в индивидуальном порядке для каждого конкретного
случая. По результатам диагностики, как правило, фиксируется большое число
отклонений в социальном поведении и переживаниях осужденных. Соответственно и
цели терапии должны быть комплексными и многослойными. Они могут одновременно включать
различные направления терапии, требующие использования разнообразных форм и
методов воздействия. [ 3]
В ходе
терапевтических мероприятий решаются следующие задачи:
-
содействие осужденному в психологическом анализе его проблемы;
-
проработка иррациональных и антисоциальных установок;
-
проведение сексуально-педагогических мероприятий;
-
увеличение социальной компетентности и создание предпосылок для
самоутверждения;
-
развитие способности к установлению адекватных отношений с окружающими;
-
тренировка самоконтроля в отношении проблемных сексуальных реакций в поведении;
-
развитие обязательности и чувства ответственности;
-
тренировка самоконтроля в отношении агрессивного поведения;
-
развитие сочувствия к потерпевшему (жертве);
-
обучение методам саморегуляции (поведение в стрессе);
- повышение
самосознания и самооценки;
-
побуждение к адекватному поведению в свободное время;
- терапия
страхов и фиксирования на определенных ролях в поведении;
- развитие
понимания и учета интересов других людей;
-
поощрение и закрепление навыков успешного поведения;
-
расширение стратегий решения проблем;
-
разработка реальных жизненных планов;
- анализ
мотивов и причин совершения преступления;
-
улучшение ролевой подвижности.
3. Консультативно - просветительская работа.
·
отбор сотрудников на службу;
·
организационное консультирование;
·
обучение и повышение квалификации сотрудников;
·
супервизию деятельности сотрудников.
- Отбор
персонала на службу осуществляется группой сотрудников, в которую входит в
обязательном порядке психолог. Мероприятия по непосредственному отбору длятся в
течение нескольких дней.
Первым
этапом отбора является собеседование с претендентом по выявлению когнитивных
искажений. Представления кандидатов, складывающиеся в основном при помощи
средств массовой информации, могут сильно отличаться друг от друга: для одних
тюрьма - это санаторий для осужденных, для других - стена, к которой
приковывают узников. В процессе собеседования обговариваются и различные концепции
исполнения наказания: покарать за преступления, спрятать от общества, заставить
работать на общество, перевоспитать и т.п. В ходе беседы вводится идея
ресоциализации и наблюдается реакция кандидатов.
- Под
организационным консультированием понимается деятельность по формированию
команды, консультированию руководства при принятии решений, оптимальному
использованию рабочего времени и др. Фактически речь идет о помощи в
организации работы других служб. В последнее время основными темами
организационного консультирования становятся: перспективы развития учреждения,
составление перспективных планов, в первую очередь связанных с созданием
социально-терапевтических отделений; [ 1]
-
Обучение и повышение квалификации сотрудников осуществляется как
непосредственно в учреждении, так и на базе Академии Министерства юстиции. В
первую очередь в поле зрения психологов попадают новички, которых знакомят с
учреждением, его правилами, функциями и т.п. Их информируют об основных
психологических особенностях осужденных, условиях отбывания наказания, методах
кооперации с другими сотрудниками и т.п.
К
сфере повышения квалификации внутри учреждения относится и консультирование
коллег и сотрудников. Темами подобных консультаций чаще всего становятся формы
и методы работы с различными категориями осужденных (агрессивными, умственно
отсталыми и т.п.).
- Супервизия
деятельности сотрудников предполагает наблюдение за работой сотрудников
других служб и коллег-психологов для оказания методической и иной помощи по
повышению профессионального мастерства. Обычно проводится либо с начинающими
службу сотрудниками, либо с теми, с кем возникают проблемы. Супервизия является
обычной практикой в период прохождения сотрудниками аттестации.
Список литературы:
1. Кабаева Г. В., Кукушин В. С. Нравственное
возрождение личности в условиях закрытого социума. Концепция развития
ВСОШ -26., Ростов н/Д
ГинГо, 1997.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С., Ларин
Г. Г., Румега Н. А.,
Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / М.:
ИКЦ «МарТ»;
Ростов н/Д 2004.
3. Кабаева Г. В., Кукушин В. С. Мир человека.
Программа нравственного воспитания оступившихся // открытая школа. 2000. № 6.
4. Краткий психологический словарь М.,
1985 с.
5. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в
гуманистическую цивилизацию ХХ1 века. –М.: Инноватор. 1996. Вып. 6