Организаторские способности современного руководителя
Организаторские способности современного руководителя
Александр Александрович Огарков, кандидат
экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной
работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.
Для
достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель
нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в
три типа:
1.
Организационная проницательность, включающая:
психологическую
избирательность — умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений,
синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность
поставить себя на место другого;
практическую
направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на
использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения
практических задач;
психологический
такт — способность соблюдения чувства меры в своей психологической
избирательности и прагматической ориентированности.
2.
Эмоционально-волевая результативность — умение влиять, способность
воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих
факторов:
энергичность,
способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими
желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к
цели;
требовательность,
способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной
постановке и реализации требований к подчиненным;
способность
критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить
отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
3.
Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской
деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной
подготовленностью.
Хороший
руководитель должен обладать следующими личными качествами:
широким
кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,новаторством, творческим подходом
к работе;
чувством
понимания ситуации;
творческим
отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;
нестандартным
мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать
идеи;
готовностью
к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим
изменениям;
стремлением
к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
эмоциональной
уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять
на людей;
ситуационным
лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
способностью
работать в коллективе и с коллективом;
умением
предвидеть результат;
внутренней
потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
способностью
и умением рисковать;
способностью
действовать самостоятельно;
ответственностью
за деятельность и за принятые решения;
способностью
увидеть, выделить существенное;
искусством
выполнять планы.
В
настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые
необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
умение
при управлении учитывать поведение подчиненных;
способность
устанавливать и контролировать дисциплину;
стремление
гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
осознание
выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
развитие
и поддержание хороших отношений с окружающими;
отдача
четких однозначных указаний и распоряжений;
регулярный
анализ работы подчиненных и учет его результатов;
стимулирование
деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
системный
подход к анализу работы;
квалифицированное
делегирование полномочий;
избежание
слишком частого применения негативного подкрепления;
создание
эффективной обратной связи;
защита
персонала организации от внешних угроз;
поиск
способов повышения результативности работы сотрудников;
установление
системы оценки работы и критериев успеха.
Эффективное
руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют
задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д.
Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный
подход — решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей,
возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления
стрессовых ситуаций.
Воздействие
руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на
различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных
способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда
всего коллектива.
В
решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать
индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при
организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и
учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный
подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся
недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех
руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается
на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает
деловую инициативу.
На
эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в
коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений
между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность
работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во
многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая
совместимость — это способность членов группы к совместной деятельности,
основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.
Роль
руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования
стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его
взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что
руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность
сотрудничать с людьми.
Результатом
организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная
система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может
рассматриваться в двух ракурсах:
как
искусственное образование — искусственный взгляд на организацию свойствен
самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает,
всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается
использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле
организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при
этом сама организация своих собственных целей не имеет);
как
естественно живущее — после завершения создания организации организатор уходит,
остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и
начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает
возможным появление других целей — целей того коллектива, который организован.
Организаторская
деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка
и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60—80%). Предмет
этой деятельности — социально-экономические системы, учет экономических,
эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений,
формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/