Олимп управленческих идей
Олимп управленческих идей
Анджей А. Хучиньски ( Andrzej A. Huczynski), профессор
менеджмента Университета Фордхэма (г. Нью-Йорк). Материал публикуется в
сокращенном переводе с английского.
Почему
некоторые управленческие идеи получают широкую популярность и приносят славу и
удачу своим авторам, а другие нет? Достигшие широкой известности исследователи
используют свои концепции в преподавании в школах бизнеса и на
внутрикорпоративных курсах. Их идеи обсуждают в книгах и журнальных статьях
другие ученые и практики, разделы из популярных работ печатаются в учебниках.
Но использование популярных идей не ограничивается временем жизни авторов:
созданные ими концепции продолжают «цвести» и после физической смерти ученых.
Следовательно, наиболее известные авторы работ по менеджменту купаются в лучах
славы на протяжении своей жизни и обретают бессмертие после нее.
На
наш взгляд, если некий исследователь стремится к славе, удаче или бессмертию,
он должен позаботиться о том, чтобы его теоретические результаты удовлетворяли
следующим требованиям:
Идея
должна быть своевременной (то есть обращаться к проблемам своей эпохи).
Идея
должна привлекать внимание потенциальной аудитории. Новые концепции не способны
продвигать сами себя. Важную роль в их распространении играют преподаватели
бизнес-школ, управленческие консультанты, обучающие компании и издательства.
Идея
должна адресовать организационные требования таким способом, который отвечает
индивидуальным потребностям и мнениям менеджеров, к которым они обращены.
Идея
должна обладать составляющими, которые позволят потенциальным пользователям
рассматривать их как способные удовлетворить имеющиеся потребности.
Идея
должна быть изложена в привлекательной вербальной форме. Не только потому, что
большинство менеджеров узнают о ней во время публичных презентаций, но потому
что на основе авторской ее презентации будут разрабатываться видео- и
аудиоматериалы.
Почему
лишь некоторые из существующих в настоящий момент времени управленческих идей становятся
широко популярными? Обратимся к аналогии с фильтром-воронкой. Все вновь
созданные концепции «проливаются» в верхнюю ее часть и постепенно, через все
более и более узкие фильтры «стекают» вниз. В качестве своеобразных фильтров
выступают потребности менеджеров, выгоды от идеи, своевременность концепции, ее
продвижение и презентация. Поскольку большинство управленческих идей не
соответствуют этим требованиям, они отфильтровываются, и только очень небольшое
количество из них заново появляется на другом конце в качестве популярных
концепций менеджмента. В результате за последние 100 лет все пять фильтров
воронки удалось преодолеть семи управленческим теориям.
Некоторые
концепции (к примеру, идеи Ф. Герцберга и его коллег ( Herzberg et al., 1959))
остаются популярными даже после того, как они были поставлены под сомнение и
множество исследователей продемонстрировали их недостатки и несообразности.
Появление новых, методологически обоснованных концепций не привело к снижению
популярности и проявляемого учеными и практиками интереса к таким «почтенного
возраста» идеям, как теории Абрахама Маслоу ( Maslow, 1943), Дугласа Макгрегора
( McGregor, 1960) или Ренсиса Лайкерта ( Likert, 1961). Они оказывали и
продолжают оказывать значительное влияние и на преподавание менеджмента.
Много
лет назад Джон Драйден заметил, что «однажды услышанная из уст известного
автора ложь становится традицией для потомства». С тех пор множество работ было
посвящены обоснованию тезисов о том, что истинность или ошибочность некоей идеи
— это одно, а ее принятие и распространение — совсем другое дело; что не
существовало явной корреляции между значительностью идеи и ее популярностью;
что то, что сказано, менее важно, чем то, как это было сказано, и что идеи
получили одобрение не потому, что они были правильными, а потому, что они были
интересными.
Каковы
же наиболее популярные управленческие идеи XX в.? Для того чтобы ответить на
этот вопрос, мы использовали результаты опросов ученых и практиков менеджмента
и контентный анализ профессиональных журналов, популярных текстов из избранных
книг и репринтных изданий. Так, М. Матесон сообщил о результатах опроса,
проведенного среди 2123 членов Американской академии менеджмента, которые
постарались определить вклад тех, кто «серьезно повлиял на управленческую мысль
и исследования» ( Matheson, 1974). В конце 1970-х гг. в работах Г. Полларда был
представлен обзор 42 наиболее известных в области менеджмента идей — «честный
поперечный срез работ по управлению» ( Pollard, 1974; 1978). В работах Д. Пью, Д.
Хиксона и К. Хинингса ( Pugh, Hickson, Hinings, 1983) и Д. Пью ( Pugh, 1984)
обобщался вклад в управленческие исследования наиболее известных ученых и были
приведены отрывки из опубликованных ими работ.
В
соответствии с названными выше критериями каждая упомянутая управленческая идея
была «поставлена на голосование». Всего было идентифицировано 129 имен. Многие
современные исследователи экспертами не упоминались. Длина полученного списка
свидетельствует о том, что, за исключением некоторых бесспорных авторитетов,
относительно вклада различных авторов в теорию менеджмента имеют место
значительные разногласия. Перечень лидеров «общественного мнения» представлен в
табл. 1.
Таблица
1. Наиболее популярные авторы в области менеджмента
Место
Похожие работы на - Олимп управленческих идей
|