Тема: Развитие познавательной активности младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    0
Развитие познавательной активности младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках математики
Развитие познавательной активности младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках математики
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Читать ONLINE Развитие познавательной активности младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках математики














Развитие познавательной активности младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

ВВЕДЕНИЕ

познавательный коммуникационный школьник

Актуальность работы. Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, ребенок имеет возможность раскрыть разные стороны своей личности: проявить познавательные интересы в определенных видах деятельности, переживать различные познавательные эмоции, стремиться к самостоятельности, проявлять познавательную активность.

Познавательная деятельность является основой практически любой деятельности детей. Не является секретом, что низкий уровень познавательной активности препятствует эффективной организации воспитательного и обучающего процесса. Как показывает практика, знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения у детей в их применении при объяснении наблюдаемых процессов. Познавательная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, предполагает не только потребность в решении задач познавательного характера, но и необходимость практического применения полученных знаний. Познавательная активность не позволяет ребенку «топтаться» на месте, быть зависимым, ждать, пока кто-то поможет, покажет, решит. Она «толкает» ребенка к определенным самостоятельным действиям: спросить, отыскать определенную информацию, что-то сделать. Успешность развития личности ребенка также во многом зависит от уровня его познавательной активности.

Большое значение в развитии познавательной активности детей младшего школьного возраста имеют информационно-коммуникационные технологии. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках позволяет развить познавательную активность детей и повысить результативность обучения при использовании информационного продукта педагогического назначения в учебно-воспитательном процессе.

Проблема использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении давно занимает психологов и педагогов (Уваров А.Ю., Трайнев В.А., Советов Б.Я., Андреев А.А., Медуница Т.Н., Довгопол И.И., Дзюбенко А.А., Григорьев С.Г., Волосова А.В., Андерсен Б., и др.). Роль информационно-коммуникационных технологий при обучении детей математике обсуждалась в ряде работ: Энтина С.Б., Федина О.В., Соболева С.Ю., Мурашова Л.Д., Короткова Н.А., Каменева Т.А., Захарова Т.Л., Берил С.И., Гайдаржи Г.Х. и др. Все исследователи отмечают значимость информационно-коммуникационных технологий при обучении математике.

Проблема исследования: каковы особенности использования информационно-коммуникационных технологий как средства развития познавательной активности младших школьников при обучении математике?

Решение данной проблемы и составило цель исследования.

Цель исследования - исследовать познавательную активность у детей младшего школьного возраста, а также разработать и апробировать методику работы, направленную на процесс развития познавательной активности у детей на уроках математики посредством информационно- коммуникационных технологий.

Объект исследования: познавательная активность детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательной активности младших школьников при обучении математике.

Задачи исследования:

1)Изучить понятие и сущность познавательной активности.

2)Рассмотреть информационно-коммуникационные технологии и их классификацию.

3)Изучитьиспользованиеинформационно-коммуникационных

технологий как средства развития познавательной активности младших школьников при обучении математике.

4)Провести эмпирическое исследование уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста.

5)Разработать методические рекомендации, направленные на формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий при обучении математике и провести оценку эффективности разработанных рекомендаций.

Гипотеза исследования. Предполагаем, что использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе, будет способствовать развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; эксперимент; анкетирование; анализ и интерпретация полученных данных; статистическая обработка данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования можно использовать в работе с детьми младшего школьного возраста, при формировании познавательной активности у детей младшего школьного возраста.

Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводили в ГБОУ Школа №1423 города Москвы В исследовании приняло участие 15 детей младшего школьного возраста (мальчики и девочки), в возрасте 7-8 лет.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1Понятие и сущность познавательной активности

Большинство исследователей понятие «познавательная активность» связывают с рассмотрением деятельности, в которой, познавая окружающий мир, ребенок как активный субъект стремится показать свою самостоятельность, индивидуальность, направить энергию, волю, действия на достижение положительного результата.

Г.И. Щукина [39] под познавательной активностью понимает ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности.

Н.Г. Морозова [24] пишет, что в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент.

В.Н. Дружинин [16] рассматривает познавательную активность как деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности.

Е.В. Проскура [30] под познавательной активностью понимает естественное стремление человека к познанию, характеристику деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование.

Таким образом, познавательная активность - это мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательных интересов индивида. Как педагогическое явление, познавательная активность является двусторонним взаимосвязанным процессом: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации ученика, а с другой - результат целенаправленных усилий педагога в организации познавательной деятельности ученика.

В психолого-педагогической литературе наряду с определением сущности познавательной активности учеными дается ее структура: типы, виды, компоненты, основные формы и показатели проявления, уровни.

Д.С. Яковлев [37] выделяет следующие типы познавательной активности:

·адаптивный и производительный - обеспечивает приспособление; составляет основу возникновения и становления различных психических новообразований.

·тип внешней познавательной активности - делится на адаптивное поведение и деятельность как целенаправленное поведение.

·потенциальная познавательная активность - характеризуется любознательностью, кратковременным интересом, желанием познать новое.

·собственная активность ребенка - полностью определяется ребенком и детерминирована ее внутренним состоянием. Ребенок здесь выступает как личность, которая создает собственную деятельность. Этот тип активности лежит в основе детского творчества.

·активность, стимулированная со стороны взрослого - ребенок получает те результаты деятельности, которые запланировал взрослый; сам процесс деятельности происходит без проб и ошибок.

Таким образом, познавательная активность имеет адаптивный или продуктивный характер, который, благодаря созданию соответствующих условий, должна влиять на развитие личности, что имеет значение для исследования познавательной активности детей.

Приведенные пары типов познавательной активности связаны между собой и редко проявляются в чистом виде. Два типа активности последовательно сменяющих друг друга, взаимодействуют, и главное, взаимообогащаются в этом процессе.

Т.Г. Богданова и Т.В. Корнилова [7] определяют виды познавательной активности: потенциальную и функционирующую; нормативно- гетерономную и инициативно-автономную; внешнюю и внутреннюю;

импульсивную и осознанную; ситуативную и интегральную; репродуктивную, реконструктивную и творческую познавательную активность.

Каждый из названных видов активности имеет степень и уровни обнаружения. Анализ работ ученых, посвященных раскрытию структуры познавательной активности, позволяет определить ее компоненты и элементы. Под компонентами понимают составные части познавательной активности, под элементами - некоторые части, признаки компонентов познавательной активности.

Среди основных составляющих компонентов познавательной активности психологи выделяют: познавательные потребности и саморегуляции поисковой деятельности, а также их элементы. В педагогических работах среди компонентов познавательной активности определен содержательный, процессуальный, мотивационный и эмоциональный содержательный, оперативный и результативный [29].

Обеспечив активную позицию ребенка по познания себя, предметного мира, окружающей среды, можно решить проблему желания и умения учиться. Такая постановка проблемы превратит обучение в учение как средство и составляющую развития личности. Любознательность - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяется в отечественной психологии еще как потребность в «умственных впечатлениях», характерна для каждого здорового ребенка. Ведь истинный интерес к миру - это лучший способ личностного развития. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он обладает, тем более значимой и продуктивной при прочих равных условиях будет его деятельность [26].

Развитие познавательной деятельности, в которой проявляется единство чувственного и рационального, способствует формированию у детей устойчивых познавательных интересов. Источником, основой познавательной активности ребенка, задающей тон и скорость становления когнитивных и личностных структур, творческой деятельности ребенка выступает познавательная потребность, потребность в приобретении новых знаний, что является одной из самых насущных потребностей, особенно в период становления психики, личности ребенка [8].

Принципиальное отличие познавательной потребности от других потребностей, по мнению И. Павлова, в том, что она практически никогда не может быть насыщенна. Потребность в поиске, постепенно трансформируется в сложный конгломерат умственных способностей и мотивационных факторов, выступает в роли психофизиологической основы творчества. Познавательная потребность проявляется в исследовательской, познавательной активности ребенка связана, прежде всего, со сферой предметной деятельности, в процессе которой происходит становление психических процессов и качеств личности, появляются новообразования возраста. Ребенок по собственной инициативе подмечает в предмете новые стороны и специфические особенности [1].

Особенности познавательной мотивации ребенка проявляются также в высокой избирательности по новому предмету исследования в сверхнормативной активности и интеллектуальной инициативе. Уже в младенческом возрасте и раннем возрасте ребенок стремится касаться, исследовать, изучать предметы. Познавательное предметное действие, направленное на определение назначения, функции предметов, их характеристик, становится самостоятельным, трансформируется в исследовательскую, экспериментальную деятельность. Дети проявляют инициативу, эстетическое отношение, собственный поисковый интерес при образотворении, стремятся привлечь внимание к результатам своей деятельности. Результатом такого труда является изменение самого ребенка, появление в нем новых средств деятельности, знаний и умений [4].

Познавательная, поисковая, ориентировочно-исследовательская деятельность детей позволяет моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и тому подобное. При этом преобразования, ребенок делает с предметами, имеющими творческий характер. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее она развивается [9].

Поисковая исследовательская активность постоянно стимулирует работу мышления. Чувственное познание ребенком окружающего мира, по словам И. Сеченова, является источником мысли ребенка. Такое познание не сводится к пассивному созерцанию: ребенок, воспринимая предметы, активно действует с ними. Он перемещает вещи в пространстве, выбирает схожие и отличительные, ощупывает их, выполняет действия с ними, разъединяет сложные и составляет из частей целое. На основе этого практического действия с чувственно-воспринимаемыми предметами ребенок учится сопоставлять и сравнивать, анализировать и группировать предметы [12].

Н.Г. Морозова [24] рассматривает исследовательскую, экспериментальную деятельность как тип поведения, основанный на поисковой активности и направлен на изучение объекта или решения проблемной ситуации. Так, ребенок благодаря своей потребности в поисковой активности с первых минут своей жизни начинает самостоятельно получать информацию. Ребенок касается и ощупывает различные предметы, рисует, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, что-то переворачивает. Большинство захватывающих игр-исследований начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях - пересыпании песка, деформации пластических предметов, хлопков в воде и тому подобное. Все это - проявление первых ростков любознательности, реализации стремления к поисковой деятельности, экспериментированию.

Важной особенностью познавательной, исследовательской деятельности детей, детского экспериментирования является и то, что цель их неопределенная и неустойчивая. В ходе поиска она постепенно уточняется. Все поисковые действия детей при этом гибкие, диагностические. Творческая сущность детской поисковой деятельности, экспериментирования заключается в том, что она не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим ребенком по мере получения все новых сведений об объекте [28].

Познавательная деятельность, экспериментирование в младшем школьном возрасте характеризуется осложнением и развитием действий целеполагания: ребенок сам ставит себе цели, сам их достигает, получая новые знания о предметах. Первая идея, гипотеза ребенка все время корректируется анализом практической ситуации. Ребенок проявляет гибкость в выборе средств решения: если не помогает мыслительная схема действий, он вновь и вновь обращается к анализу особенностей практической ситуации, применяет целенаправленное манипулирование [21].

В процессе практических действий и соотнесения их с идеями и замыслами ребенок и находит принцип решения. Детская познавательная деятельность носит, как правило, творческий характер и стимулирует формирование творческой направленности личности ребенка. В структуре его личности ведущую роль играет активная позиция маленького исследователя-экспериментатора, что положительно влияет на развитие всех сфер психики ребенка и определяет поисково-исследовательскую строение его личности.

В познавательной деятельности следует учитывать показатели развития экспериментирования, характеризующие вместе с тем и динамику его развития:

-характер действий (манипулятивный или поисковый);

-закономерность (случайность) в создании образа, конструкции;

выделение связей между экспериментами предметной ситуации;

-интеллектуальная активность [27].

В результате анализа характерных особенностей исследовательской деятельности детей А.М. Сигал [31] названы виды экспериментирования, стимулирующие умственную творческую деятельность, в частности: познавательное, продуктивное, прогностическое, комбинаторное, социальное, утилитарное и бескорыстное. Наиболее распространенными, по их мнению, является бескорыстное экспериментирование, направленное на выяснение свойств предметов, их связей, отношений и практическое, которое предусматривает поиск путей решения задач.

В целом, в ходе познавательной, исследовательской деятельности у детей:

-Формируется диалектическое мышление, то есть способность видеть разнообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

-Развивается собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей);

-Расширяются перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

-Поддерживается инициатива, развивается любознательность, критичность, самостоятельность, сообразительность [26].

Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, ребенок имеет возможность раскрыть разные стороны своей личности: проявить познавательные интересы в определенных видах деятельности, переживать различные познавательные эмоции, стремиться к самостоятельности, проявлять познавательную активность.

Е.В. Проскура [30] выделяет особенности развития познавательной активности детей:

-познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно

развивается, обеспечивая приобретение ребенком разнообразного опыта познания окружающего мира;

-познавательная активность ребенка ярко проявляется в постоянных вопросах, постановке и решении самых разнообразных детских проблем, направленных на более глубокое познание ребенком окружающих предметов и явлений;

-активность ребенка направлена не только на познание отдельного предмета или явления, но и на распознание устройства, причины, цели, назначения. Познавательный интерес является важной составляющей познавательной активности и повышается с накоплением ребенком опыта познавательной деятельности. Познавательные интересы со временем приобретают устойчивость. Интерес ребенка напрямую зависит от знаний, которыми он располагает, а также от способов, которыми взрослый передает ему новые знания.

-в процессе формирования у ребенка познавательного отношения к окружающему четко прослеживается единство интеллектуального и эмоционального (как доминирующего) отношение к предметам, явлениям действительности. Ребенок во время познания обнаруживает эмоции, которые свидетельствуют о ее интересе к этому процессу, желание познать новое, увлеченность;

-у детей младшего школьного возраста наблюдается присутствие признаков самостоятельности, определенной саморегуляции и самоконтроля познавательной деятельности, проявляющейся в самостоятельной постановке цели, нахождении способа, контроля за процессом деятельности, самостоятельной оценкой результатов. Ребенок все чаще перестает во всем подражать взрослому, а иногда, в определенных пределах дозволенного, отходит от его требований. Со стороны ребенка можно наблюдать проявления инициативы, отдельных волевых усилий, направленных на выполнение задач или просто на регуляцию собственного поведения;

-в процессе познания ребенок выступает как полноценная личность, способная к определению собственной активности, к творчеству в деятельности, реализации собственной воли, интересов и потребностей;

-эффективным фактором формирования познавательной активности является создание условий для выявления ребенка как субъекта собственной деятельности, взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

-приобретенные ребенком в процессе жизни знания и практический опыт позволяют осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, порождает новые желания, побуждает к инициативным, а затем и творческим действиям;

Таким образом, особенности развития познавательной активности детей, проходя определенные этапы становления, имеют индивидуальный характер. За ребенком признается право на непохожесть, собственный взгляд, индивидуальные увлечения, интересы, черты характера, стиля и прочее. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая приверженность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что предлагает учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной активности.

Познавательная активность является основой практически любой деятельности, в том числе и учебной. Для учителя не является секретом, что низкий ее уровень препятствует эффективной организации образовательного процесса, в том числе и в начальной школе. Как показывает практика, знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении при объяснении наблюдаемых процессов. Познавательная активность способствует интеллектуальному развитию ребенка, предполагает не только потребность в решении задач познавательного характера, но и необходимость практического применения полученных знаний [5].

Познавательная активность не позволяет младшему школьнику «топтаться» на месте, быть зависимым, ждать, пока кто-то поможет, покажет, решит его. Она «толкает» ребенка к определенным самостоятельным действиям: спросить, отыскать определенную информацию, прочитать, написать, сделать. Недаром активные школьники отмечаются и большей самостоятельностью, как в решении учебных задач, так и в жизненных ситуациях. Успешность младшего школьника в его учебной деятельности также во многом зависит от уровня познавательной активности. Ведь ученики, которые имеют достаточно высокий уровень развития познавательной активности, стремятся к знаниям, и, как правило, хорошо учатся [10].

Таким образом, по нашему мнению, под познавательной активностью следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

1.2Информационно-коммуникационные технологии и их классификация

В условиях развитого информационного общества, когда наблюдается постоянный рост использования информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности человека, актуальным становится использование «виртуальности» (виртуальных сред и пространств) как в научных отраслях человеческой деятельности, так и в образовании. В настоящее время все более актуальным становится развитие существующих образовательных систем разного уровня в условиях информационно насыщенной образовательной среды в рамках традиционной формы обучения. Информатизация обучения привносит в этот процесс значительные изменения. Она влияет не только на содержание изучаемых предметов и инструменты учебного процесса, но также значительно влияет на распространение и углубление содержания понятия «информационно- коммуникационные технологии профессиональной деятельности педагога». Появление у педагогов новых инструментов работы с информацией меняет представления о новых педагогических практиках, стимулирует развитие новых форм и методов образовательного процесса. Среди них: интернет- обучение, автоматизированный контроль, средства индивидуализации учебной работы и тому подобное.

Рассмотрим понятие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Термин «информационная технология» как технология сбора, обработки, хранения и распространения информации с помощью компьютерных и телекоммуникационных средств впервые был применен в 1958 году в статье Х. Ливитта и Т. Уислера «Менеджмент в 80-х», которая была опубликована в журнале Harvard Business Review [2].

Международные организации ISO и IEC, создавая объединенный технический комитет по стандартизации информационных технологий JTC1 (Joint Technical Committee), в уставных документах комитета JTC1 дали такое определение понятию информационная технология: «методы, средства и системы, связанные со сбором, производством, обработкой, передачей, распространением, хранением, эксплуатацией, представлением, использованием, защитой различных видов информации» [6].

Впоследствии, рядом со словом «информационные» технологии появилось слово «коммуникационные». Уточнение этого термина понадобилось для того, чтобы подчеркнуть важность распространения в обществе глобальных и локальных компьютерных сетей, предоставляющих новые возможности для поиска, передачи, обмена информации, которые вместе с мощными устройствами хранения информации способствуют созданию в обществе глобального информационного распределенного ресурса, доступного любому человеку.

С появлением современных персональных компьютеров появился термин «новые ИКТ», под которым понимают внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу, ориентированному на развитие интеллектуально-творческих способностей человека с целью повышения их эффективности, благодаря применению современных технических средств. Современные информационные технологии характеризуются наличием всемирной сети Интернет, такими ее сервисами, как электронная почта, телекоммуникации, что создает широкие возможности. Живая коммуникация неотделима от информационных технологий, поэтому на современном этапе развитие технических и программных средств называют информационно- коммуникационными технологиями [17].

Понятие «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) не является однозначным. Вообще ИКТ можно определить, как совокупность различных технологических инструментов и ресурсов, которые используются для обеспечения процесса коммуникации и создания, распространения, хранения и управления информацией. Под этими технологиями подразумевают компьютеры, сеть Интернет, радио- и телепередачи, а также телефонную связь.

ИКТ можно рассматривать с точки зрения ее создания или ее использования.

С точки зрения создания ИКТ - это самостоятельная научно- прикладная дисциплина, которая является сплавом научных знаний, технических решений, моделей производственных процессов, социально- экономического и гуманитарных аспектов, направленных на разработку новых методов и технологий обработки данных и знаний [32].

С точки зрения пользователя ИКТ можно рассматривать как технологию проектирования и создания информационного продукта. Под информационным продуктом понимается искусственный информационный объект определенного назначения, созданный с помощью компьютера и компьютерных коммуникаций по определенным требованиям (стандартам) и определенными правилам (технологиям). Информационные продукты по их использованию можно условно разделить на:

-информационные продукты, которыми пользуются без участия компьютера (тексты, расчеты, изображение);

-информационные продукты для использования которых требуется компьютер (компьютерные модели, анимации, видеоролики, веб-альбомы, веб журналы, сайты, веб-энциклопедии и т.п.);

- профессиональные компьютерные продукты (системное и прикладное программное обеспечение) [35].

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) делят на программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. К средствам ИКТ относятся:

1.ЭВМ;

2.ПЭВМ;

3.комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов;

4.информационные сети;

5.устройства ввода-вывода информации;

6.средства и устройства манипулирования текстовой, графической, аудиовизуальной информацией;

7.средства архивного хранения больших объемов информации;

8.устройства для преобразования данных из текстовой, графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно;

9.системы искусственного интеллекта;

10.системы машинной графики;

11.программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.);

12.современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как, на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и на глобальном (в рамках Всемирной информационной сети Интернет);

13.электронные средства образовательного назначения, реализованные на базе технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации [36].

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ:

1.текстовые процессоры,

2.электронные таблицы,

3.программы подготовки презентаций,

4.системы управления базами данных,

5.органайзеры,

6.графические пакеты и т.п. [14].

Также средства ИКТ классифицируют по области методического назначения (рис.1.1).

Рис.1.1. Классификация средств ИКТ по области методического назначения.

С.Г. Григорьев [13] понимает под ИКТ - конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

По мнению большинства исследователей, необходимо гармонично сочетать и дополнять традиционные и информационно-коммуникационные средства обучения.

ИКТ обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерные технологии основаны на формализации знаний, привлечении к процессу обучения диалога средств искусственного интеллекта и применении специальных пакетов прикладных программ, в том числе, ориентированных на преподавателя, который не является программистом [11].

И.Г. Захарова [17] под информационно-коммуникативными технологиями понимает совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

В.А. Трайнев [35] в состав ИКТ относит совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, которая обеспечивает сбор, обработку, хранение и отображение информации с целью снижения трудоемкости ее использования, а также для повышения ее надежности и оперативности.

По мнению Т.Н. Медуницы [23] ИКТ - это технологии, которые используют технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-).

А.Ю. Уваров [36] считает, что ИКТ - это процесс подготовки и передачи информации с помощью компьютера. Ученый различает ИКТ по:

-уровням использования - общепедагогические;

-концепции усвоения - ассоциативно-рефлекторные;

-по организационным формам - индивидуальные и групповые;

-по подходу - личностно-ориентированные;

по методам использования - информационные и операционные, диалогические.

ИКТ обучения С.Ю. Соболева [33] называет интерактивными, поскольку они реагируют на действия, как учителя, так и ученика. Основным средством ИКТ, как отмечает исследователь, является персональный компьютер, возможности которого определяются его техническими характеристиками и установленным программным обеспечением. Компьютер это источник информации и наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство и тренажер; средство диагностики, контроля и моделирования.

И.И. Довгопол и Т. А. Ивкова [14] выделяет несколько важнейших видов ИКТ мультимедиа, являющихся основой ИКТ. В широком смысле - это совокупность различных программных и технических средств, используемых в целях эффективного воздействия на пользователя, который одновременно становится читателем, слушателем и зрителем: интернет с его постоянно растущими возможностями; телевидение - обеспечивает досуг, ориентацию в общественных процессах, имеет большие возможности для расширения кругозора человека; видеозаписи, которые распространяются преимущественно на цифровых носителях и в совокупности с соответствующими средствами ИКТ могут обеспечить как досуг, так и дистанционное обучение учащихся. Автор также отмечает, что среди всех ИКТ именно мультимедиа является важнейшей технологией для системы образования. Учебная эффективность мультимедиа объясняется возможностью комбинированного представления информации в различных формах: текст, звук, видео, двух- и трехмерная графика, другие. Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышения мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации.

Эффективное использование ИКТ возможно при соблюдении следующих условий:

-материальная база (компьютеры, программы, принтер, сканер и т.д.);

-высокий уровень информационной культуры учителя (уровень среднего пользователя);

-информационная культура учащихся (от этого зависит достижение успеха работы учителя);

-необходимый педагогический опыт (учитель должен владеть всем арсеналом традиционных и современных методик) [13].

И.Г. Захарова [17] в своей работе называет такие компоненты ИКТ:

1.Теоретические основы.

2.Методы решения задач.

-аппаратные;

-программные.

Методы ИКТ включают моделирование, системный анализ, системное проектирование, методы передачи, сбора, выработки, накопления, хранения, обработки, передачи и защиты информации. Средства ИКТ подразделяют на:

-аппаратные: персональный компьютер и его основные составляющие, локальные и глобальные сети, современное периферийное оборудование;

-программные: системные, прикладные, инструментальные.

-использование ИКТ в образовании, медицине, военном деле и многих других отраслях деятельности человека [11].

Информационно-коммуникационные технологии обучения должны давать ответы на вопрос: как организовать в компьютерной среде учебный процесс с учетом специфики конкретной учебной дисциплины, учебных и практических целей, средства ИКТ и как их использовать, каким содержанием их наполнить, как контролировать их качество [3].

А.А. Дзюбенко [14] информационные коммуникационные технологии обучения определяет, как совокупность программных, технических, компьютерных и коммуникационных средств, а также способов и новаторских методов их применения для обеспечения высокой эффективности, и информатизации образовательного процесса. Степень использования информационно-коммуникационных технологий обучения определяется в каждом конкретном случае в зависимости от специфики содержания исследуемого предмета, индивидуальных особенностей учащихся, степени подготовленности преподавателей в этой области и уровня обеспеченности учебного процесса современными средствами обучения. ИКТ является одним из средств обучения, способствует реализации педагогической идеи. Любое средство обучения имеет конкретные дидактические возможности, которые в соответствии с учебно- воспитательными задачами определяют его дидактические функции.

ИКТ в работе И.И. Довгопол [15] охарактеризованы как новое измерение в пространстве обучения. Это необходимый помощник учителя, инструмент для достижения им педагогических целей, но не панацея от всего традиционного. Компьютер ни в коем случае не может заменить живого общения с учителем, влияния личности учителя. Компьютер - это орудие, которое улучшает работу учителя, но сначала учителю нужно приложить немало усилий для освоения орудием, необходимо творчески проводить подбор материала к урокам, пересмотреть методику преподавания с точки зрения применения ИКТ на уроке.

Итак, мы считаем, что ИКТ в обучении - это, прежде всего, педагогическая технология, направленная на повышение результативности обучения при использовании информационного продукта педагогического назначения в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, определив понятие информационно-коммуникацион- ных технологий и их компоненты, можно утверждать, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет изучать на качественно новом уровне все дисциплины. Но следует подчеркнуть, что встраивание ИКТ в учебный процесс должно базироваться на их педагогически обоснованном сочетании с традиционными методическими системами обучения и при обязательном обосновании педагогической целесообразности такого использования, то есть образование на современном этапе должно удовлетворять новые потребности и одновременно сохранять свои сильные традиционные стороны.

1.3Использование информационно-коммуникационных технологий как средства развития познавательной активности младших школьников при обучении математике

Стремительное развитие компьютерной техники и ее разнообразного программного обеспечения - одна из характерных черт современного общества. Технологии, основным компонентом которых является компьютер, проникают практически во все сферы человеческой деятельности.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), внедрение которых сегодня является одним из приоритетных направлений развития образования, уверенно занимают свое место в учебном процессе, входят в жизнь каждой школы в системах образования различных уровней. Основной целью внедрения новых информационных технологий обучения является подготовка учащихся к полноценной жизнедеятельности информационного общества, развития творческих способностей учащихся, их применение позволяет изменить саму технологию предоставления образовательных услуг, сделать урок более наглядным и интересным, обеспечивает активизацию деятельности преподавателей на уроке, способствует осуществлению дифференциации и индивидуализации обучения, развития специальной или общей одаренности, формированию знаний. Все это дает возможность улучшить качество обучения [18].

Актуальность использования ИКТ в обучении математике обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они дают широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей.

На современном этапе развития образования происходит переход к новым информационным технологиям. В процессе использования новых информационных технологий в обучении математики Н.А. Короткова [20] выделяет такие педагогические задачи:

-интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества;

-построение открытой системы образования, обеспечивающей каждому ребенку собственный путь к самообразованию;

-системная интеграция предметных областей образования;

-развитие творческого потенциала ученика, его способностей к коммуникативным действиям;

-развитие умений экспериментально-исследовательской и познавательной деятельности;

-формирование информационной культуры учащихся.

Целостный подход к выявлению особенностей и возможностей использования ИКТ как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики требует, по нашему мнению, сопоставления сущностных характеристик понятия познавательной активности, требований к средствам активизации познавательной деятельности учащихся, особенностей математики, как учебного предмета в общеобразовательной школе, и возможностей ИКТ в образовательном процессе.

В параграфе 1.1. познавательная активность была определена как состояние готовности учащегося к самостоятельной познавательной деятельности, характеризующееся совокупностью мотивационного, содержательно-операционного, эмоционально-волевого и личностного компонентов и проявляющееся в направленности на удовлетворение познавательной потребности в усвоении новых знаний и способов действия.

Средства активизации познавательной деятельности, воздействующие на мотивационный компонент, предполагающие формирование познавательной потребности, воспитание устойчивых познавательных интересов направлены на:

-создание проблемных ситуаций;

-установление недостаточности имеющихся знаний и умений;

осознание необходимости и значимости приобретения новых знаний;

-возбуждение интереса к сущности новых фактов, свойств, возможностям их использования;

-постановку познавательных и исследовательских учебных задач, формулировку учебных проблем;

-стимулирование мотивов собственного роста и саморазвития [25].

Для конструирования таких средств в процессе обучения математике могут быть использованы следующие возможности информационно- коммуникационных технологий.

1.Визуализация учебной информации, состоящая в наглядном представлении:

-практических ситуаций, реальных процессов и явлений, демонстрирующих недостаточность математических средств для описания ситуации на языке математики или приводящих к получению новой не изученной математической модели;

-чертежей, графиков, моделей, иллюстрирующих задачи теоретического характера, попытка решения которых приводит к созданию проблемных ситуаций;

-информации о происхождении вопросов, которые предполагается изучать в истории математики, раскрывающей появление и попытки решения данной проблемы в истории науки, роль вопроса, который предстоит изучать в науке, в практике, в описании и изучении математикой процессов и явлений окружающей действительности.

2.Моделирование и интерпретация информации об изучаемых или

исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений - как реальных, так и виртуальных. Эта возможность в рамках мотивационного компонента реализуется в процессе обучения математике через осуществление виртуальных экспериментов по выполнению наблюдений, опытов, измерений, построению чертежей и графиков, их преобразований, исследованию моделей, позволяющих обнаружить новые неизвестные факты и свойства еще не нашедшие описания, объяснения, обоснования [22].

Следующим компонентом познавательной активности является содержательно - операционный (деятельностный) компонент, предполагающий готовность учащихся к самоуправлению процессом учения, сформированность интеллектуальных умений, связанных с переработкой информации, поиском решения проблем, умений осуществлять планирование и самоорганизацию процесса учения.

Средства активизации познавательной деятельности, ориентированные на формирование данного компонента, направлены на организацию и управление (самоуправление) деятельностью учащихся по постановке, поиску и осуществлению решения проблем и познавательных задач.

Такие средства, должны обеспечивать:

-осуществление анализа проблемной ситуации, вычленение проблемы и постановку познавательной задачи;

-выявление и накопление сведений, фактов, свойств, необходимых для решения учебно-познавательной задачи (проблемы);

-получение эмпирического материала (результатов измерений, вычислений, иллюстраций, примеров, опытов), создающего основу для дальнейшей обработки теоретическими методами;

-проведение анализа, сравнений, обобщений, использование аналогии и других теоретических методов познания для выдвижения гипотез о возможном решении проблемы;

-моделирование выявленных общих отношений, закономерностей, связей;

-осуществление проверки и обоснования полученных результатов, формулировку выводов [19].

Для реализации выделенных функций средств активизации познавательной деятельности, учащихся в процессе обучения математике могут быть использованы следующие возможности ИКТ:

-Исследование математических моделей, изменяя их параметры, создание своих собственных моделей.

-Регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации, представленной в цифровой форме, об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе полученной в результате использования ИКТ для исследования математических моделей.

-Построение экранных объектов по заданным параметрам в системах, реализующих возможности компьютерной графики. Управление отображением на экране объекта изучения, его составных частей или их моделей, при необходимости - во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса.

-Различные формы представления данных об изучаемом объекте. Составление виртуальных каталогов, таблиц, графов, схем, позволяющих установить связи вновь изученного с известным ранее, систематизировать полученную информацию, выдвигать предположения и гипотезы на основе их анализа, сравнения и обобщения. Разработка методов проверки выдвинутых предположений в условиях обеспечения обратной связи и интерактивного диалога.

-Автоматизация процессов вычислительной, информационно- поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

-Использование распределенного информационного ресурса Интернета при выполнении учебных проектов, самостоятельных работ поискового характера, выдвижения и проверки гипотез, их обоснования и др. [34.]

Эмоционально - волевой компонент познавательной активности характеризуется способностью и стремлением к преодолению школьниками трудностей в учении и наличием определенного эмоционального настроя, связанного с развитием познавательного интереса. Этот компонент тесно взаимосвязан с личностным и мотивационным компонентами [40].

Можно выделить следующие возможности ИКТ в реализации этого компонента познавательной активности:

-Интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с программой, информационной системой, обеспечивающий возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним.

-Обеспечение доступа и различных возможностей представления информации, связанной с математикой и имеющей эмоционально- ценностную окраску (исторические экскурсы, раскрывающие появление и попытки решения изучаемого вопроса в истории математики; факты из жизни и деятельности ученых, внесших вклад в развитие математики; информация о роли математики как науки в развитии цивилизации; демонстрация возможностей математики в описании и исследовании процессов и отношений реальной действительности и т.п.).

-Использование в обучении математике игровых технологий, различных дидактических игр, способствующих как совершенствованию знаний и способов математической деятельности, так и формированию интереса к предмету, эмоциональной окраске учебно-познавательной деятельности [38].

Личностный компонент познавательной активности определяет субъектный характер познавательной деятельности школьника, складывающийся под воздействием индивидуальных особенностей его личности, поэтому эта деятельность приобретает личностный характер.

Возможности ИКТ в реализации этого компонента:

-осуществление индивидуализации и дифференциации, учет индивидуальных психологических особенностей учащихся и уровня их обученности на основе взаимодействия учащегося (и учителя) с электронным образовательным ресурсом, обеспечивающим возможность выбора и реализации индивидуальных познавательных траекторий (вариантов содержания учебного материала, способов его представления, режима работы с ним и т.п.);

-автоматизация поэлементного контроля и самоконтроля процесса и результатов учебно-познавательной деятельности [33].

Использование программных средств на уроках математики имеет следующие преимущества:

-рассматривается значительный объем материала, который охватывает различные разделы школьного курса математики;

-улучшается наглядность представления материала за счет цвета, звука, движения.

-главное преимущество компьютера как средства обучения заключается в том, что он дает школьникам разнообразную информацию, объединяя звук, аппликации, видео;

-ускорение на 10-15% темпа урока за счет эмоциональной составляющей;

-ученики проявляют интерес к предмету и легко запоминают материал (повышается качество знаний учащихся);

-компьютерные учебные технологии позволяют развивать самостоятельность;

ИКТ на уроках математики дают возможность ученику активно подключаться к демонстрации, ускоряя, замедляя или повторяя по мере необходимости изучаемый материал, моделировать сложные математические процессы и управлять ими, фиксировать на экране монитора необходимую информацию; развивается воображение и модельное видение.

Любая учебная компьютерная программа является моделью в гносеологическом смысле слова.

Ученик познает реальность с помощью компьютера через условные понятия и изображения, к которым нельзя прикоснуться, они практически всегда двумерные, несмотря на то что часто используется так называемая 3D графика. Появляется возможность индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учеников. Создаются особенно благоприятные условия для развития творческих способностей каждого ребенка. В том числе и одаренных детей. Появляется возможность, используя электронную почту как одну из самых быстрых, удобных и дешевых систем связи, организовывать дистанционное обучение, не только с целью заочного или экстренного обучения, но и для учащихся, пропускающих занятия по болезни [11].

Использование педагогических программных средств контроля дает существенную экономию времени учителя и учащихся, способствует росту качества знания, повышает информационную культуру, освобождает учителя от трудоемкой работы по проверке знаний.

Использование компьютерного комплекса и проектора позволяет вывести современные уроки математики на качественно новый уровень, поскольку активизирует процесс обучения путем использования новых привлекательных форм представления учебной информации, привлекает учащихся к активной познавательной деятельности благодаря новизне, но не традиционности преподавания нового материала и осуществляется в основном, в следующих направлениях:

-во-первых: информационная поддержка предмета с помощью стандартного программного обеспечения;

-во-вторых: разработка уроков с применением мультимедийного проектора, помогает иллюстрировать теоретический материал;

-в-третьих: создание и демонстрации ученических презентаций;

-в-четвертых: осуществление контроля изученного материала (тестирование) [23].

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики позволяет решить следующие проблемы:

а) адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);

б) одновременная работа группы учащихся за компьютером;

в) интерактивность (взаимодействие ЭВМ и ученика, имитирующий в определенной степени реальное общение);

г) контроль индивидуальной учебной работы учащихся во внеурочное время.

Способы использования информационно-коммуникационных технологий разнообразны: работа всей группой или подгруппами, парами или индивидуально. Это может быть обусловлено не только наличием или отсутствием достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями.

На основе обобщения результатов проведенного анализа могут быть выделены следующие организационно-педагогические условия использования ИКТ как средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике:

систематическое и целенаправленное осуществление на основе ИКТ визуализации и иллюстрации изучаемого математического содержания, что способствует формированию познавательной мотивации, возбуждению интереса к изучению предмета, развитию наглядно-образного мышления,

формированию умения создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

вовлечение учащихся в поисковую познавательную деятельность (постановка проблемы, накопление информации, необходимой для ее решения, выдвижение, проверка и обоснование гипотез, формулировка выводов и выявление возможностей применения полученного результата), организуемую на основе наблюдений, измерений, построений, компьютерного моделирования, осуществляемых с использованием цифровых ресурсов, анимированного эксперимента, виртуальных лабораторий и осуществляемую, как под руководством учителя, так и самостоятельно;

осуществление поэтапного и поэлементного дифференцированного контроля, самоконтроля и коррекции математических знаний и умений учащихся, реализуемых с помощью контролирующих программных средств ИКТ;

организация самостоятельной деятельности учащихся по использованию ИКТ для поиска, усвоения и овладения применением учебной информации, для выполнения познавательных задач, учебных и творческих проектов с учетом индивидуальных образовательных возможностей, особенностей и потребностей учащихся.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках математики значительно повышает эффективность обучения, обеспечивает развитие личности, формирование жизненных и социальных компетенций учащихся, создает предпосылки для достижения успеха в будущей самостоятельной деятельности.

Информационные технологии можно и нужно внедрять на разных этапах уроков математики: проверка домашнего задания, заучивание нового материала, закрепление знаний.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1Диагностика исходного уровня познавательной активности младших школьников на уроках математики

Цель исследования - исследование уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста, а также разработка и апробация методики работы, направленной на процесс развития познавательной активности у детей на уроках математики посредством информационно- коммуникационных технологий.

Гипотеза исследования. Предполагаем, что использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе, будет способствовать развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста.

В соответствии с исследовательской целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

1)Провести эмпирическое исследование уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста.

2)Разработать методические рекомендации, направленные на формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста на уроках математики посредством информационно- коммуникационных технологий и провести оценку эффективности разработанных рекомендаций.

Целью первого (констатирующего) эксперимента нашего общего исследования явилось выявление уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста.

Целью второго (формирующего) эксперимента нашего общего исследования явилось проведение с детьми работы, направленной на формирование познавательной активности. Для достижения этой цели

разработаны методические рекомендации, направленные формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста на уроках математики посредством информационно-коммуникационных технологий.

Целью третьего (контрольного) эксперимента нашего общего исследования явилась проверка эффективности проведенной работы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ Школы

№1423 города Москвы В эксперименте приняло участие 15 детей младшего школьного дошкольного возраста (мальчики и девочки), в возрасте 7-8 лет.

1.Юля В., 7 лет 3 месяца.

2.Лена Е., 8 лет 1 месяц.

3.Даша В., 8 лет, 4 месяца.

4.Гена Б., 8 лет, 1 месяц.

5.Антон В., 7 лет, 2 месяцев.

6.Роза М., 7 лет, 2 месяца.

7.Инна Р., 7 лет, 3 месяца.

8.Вова Д., 7 лет, 3 месяца.

9.Валентина Ш., 7 лет, 5 месяцев.

10.Ваня А., 8 лет, 3 месяца.

11.Леня А., 7 лет, 5 месяцев.

12.Валерий Л., 7 лет, 5 месяцев.

13.Антон О., 8 лет, 3 месяца.

14.Катя М., 7 лет, 3 месяца.

15.Рита М., 7 лет, 2 месяца.

Половой состав выборки исследуемых детей младшего дошкольного возраста представим в виде диаграммы (рис.2.1).

Рис.2.1. Половой состав выборки исследуемых, чел.

Для достижения цели и решения задач исследования использовались следующие методики:

1.Методика изучения познавательной активности В.С. Юркевич. Целью методики является выявление уровня познавательной активности детей.

2.Методика определения познавательной активности учащихся по школьным предметам Бойко Ю.В. Целью методики является определение уровня познавательной активности учащихся по предметам.

3.Методика выявления познавательной активности по мотивам «Определение мотивационного компонента». Цель методики: выявить степень доминирования познавательного или игрового мотива ребенка.

Методом для определения статистической значимости нами выбран Т- критерий Стьюдента. Он был использован для определения значимости исследуемых показателей в группах (до и после проведения занятий с детьми). Определялась средняя арифметическая величина (М) исходных и конечных показателей групп, рассчитывалась ошибка средней арифметической (m).

Средняя арифметическая величина (М) рассчитывалась по формуле 1:

М = ∑x / n (1),

где М - cредняя арифметическая величина, ∑x - сумма показателей, n - совокупность выборки исследования.

Ошибка средней арифметической (m) рассчитывалась по формуле 2:

(2),

где m - ошибка средней арифметической; σ - среднее квадратическое отклонение; n - совокупность выборки исследования.

Среднее квадратическое отклонение рассчитывалась по формуле 3:

(3),

где - корень - сумма разности квадратов между каждым показателем и средней арифметической величиной; n - совокупность выборки исследования.

С помощью критерия Т-Стьюдента определялась достоверность полученных результатов, различия считались достоверными при р≤0,05. При проверке разности двух средних с помощью t-критерия Стьюдента, мы использовали следующий алгоритм:

1.Записали вариационный ряд результатов Х экспериментальной группы.

3.Нашли выборочные средние двух выборок и . При этом первой выборкой принято считать ту, где значение признака больше.

4.Нашли выборочные дисперсии Dx и Dy.

5.Вычислили эмпирическое значение критической статистики по формуле 4:

(4).

6.Определили по таблице критическое значениедля соответствующего уровня значимости и данного числа степеней свободы .

Если, , то различия между средними значениями групп

существенны на данном уровне значимости (р≤0,05). Для выбранного уровня значимости находим по таблице критическое значение tкр.

Таким образом, подобранный диагностический инструментарий позволяет решить задачи, поставленные в ходе планирования исследования, и достигнуть исследовательской цели.

Результаты определения уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста по методике В.С. Юркевич представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Результаты определения уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста по методике В.С. Юркевич

Испытуемые детиУровень познавательной активностиКол-во набранных балловУровень19низкий218высокий311средний47низкий58низкий612средний79низкий88низкий915средний109низкий119низкий128низкий1319высокий1417высокий159низкий

Из таблицы 2.1 видно, что большая часть исследуемых детей младшего школьного возраста (9 человек - 60 %) имеет низкий уровень познавательной активности. 3 исследуемых младших школьника (20%) характеризуется средним уровнем познавательной активности. И 3 исследуемых ребенка младшего школьного возраста (20%) имеют высокий уровень познавательной активности.

Результаты исследования представим на рисунке 2.2.


020406080

Рис.2.2. Результаты определения уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста по методике В.С. Юркевич, %.

Согласно результатам проведенного исследования уровня познавательной активности у младших школьников, мы видим, что большая часть детей младшего школьного возраста имеет низкий уровень познавательной активности.

Результаты исследования познавательной активности учащихся по школьным предметам по методике Бойко Ю.В. представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2Данные по результатам исследования познавательной активности учащихся по школьным предметам по методике Бойко Ю.В.

Испытуемые детиУровень познавательной активностиКоличество выбранных предметовУровень11низкий21низкий33средний42средний51низкий61низкий73средний81низкий91низкий105высокий116высокий121низкий132средний142средний153средний

По результатам исследования познавательной активности учащихся по школьным предметам по методике Бойко Ю.В. видно, что 7 (46 %) из исследуемых детей младшего школьного возраста имеют низкий уровень развития познавательной активности. 6 человек (40 %) из 15 исследуемых детей имеют средний уровень развития познавательной активности. И всего лишь 2 исследуемых младших школьника (14%) характеризуется высоким уровнем развития познавательной активности.

Результаты методики Бойко Ю.В. представим в виде диаграммы (рис. 2.3).

Рис.2.3. Уровень развития познавательной активности детей младшего школьного возраста по методике Бойко Ю.В.

По результатам исследования уровня развития познавательной активности детей младшего школьного возраста по методике Бойко Ю.В., можно сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста познавательная активность развита на недостаточном уровне.

Результаты исследования познавательной активности по мотивам «Определение мотивационного компонента» представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 Результаты исследования познавательной активности младших школьников по мотивам «Определение мотивационного компонента»

Испытуемые детиДоминирующий мотив1доминирует игровой мотив2доминирует познавательный мотив3доминирует игровой мотив4доминирует игровой мотив5доминирует познавательный мотив6доминирует игровой мотив7доминирует игровой мотив8доминирует игровой мотив9доминирует игровой мотив10доминирует игровой мотив11доминирует познавательный мотив12доминирует игровой мотив13доминирует игровой мотив14доминирует познавательный мотив15доминирует игровой мотив

Из таблицы 2.3 видно, что у большей части детей младшего школьного возраста познавательная активность не выражена и у них доминируют игровые мотивы.

Так 11 из 15 исследуемых детей младшего школьного возраста (73%) имеют низкий уровень познавательной активности, у детей преобладают игровые мотивы.

И лишь 4 исследуемых ребенка младшего школьного возраста (27%) характеризуются выраженной познавательной активностью.

Результаты исследования представим в виде диаграммы (рис. 2.4).

Уровень познавательной активности

Рис.2.4. Результаты исследования познавательной активности младших школьников по мотивам «Определение мотивационного компонента», %.

Таким образом, пришли к выводу, что дети младшего школьного возраста характеризуются низким уровнем познавательной активности. У детей выявлено преобладание игровых мотивов над познавательными.

Все это говорит о необходимости проведения с детьми младшего школьного возраста работы по формированию познавательной активности, в которой немаловажно включение в педагогический процесс информационно- коммуникационных технологий.

2.2Педагогические пути реализации использования информационно- коммуникационных технологий как средства развития познавательной активности младших школьников при обучении математике

Педагогические возможности компьютера позволяют использовать его в качестве эффективного средства обучения практически по любой (не только естественно-математической или технической, но и гуманитарной) учебной дисциплине. Применение компьютера в образовании имеет два основных аспекта: как предмет изучения и как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое. Однако в различных случаях различны акценты на тот или иной аспект. На уроках по общеобразовательным предметам компьютер в основном выступает средством обучения. В качестве средства обучения компьютер может быть полезен как при подготовке, так и при проведении урока.

Приведем конкретные педагогические пути использования компьютерной и другой современной техники на различных этапах отдельного урока и обучения в целом, а также в различных педагогических целях: для иллюстрирования учебного материала, для проведения коррекционной работы, для введения и формирования математических понятий, а также для подготовки дидактических материалов, столь необходимых на начальном (и не только) этапе обучения детей.

Главные преимущества применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя - экономия времени и сил, обучающий и коррекционный эффекты, эстетика и многообразие наглядного материала.

1.В начальной школе можно вводить задания с использованием современных технических средств, например, калькуляторов, там, где они уместны и органично вписываются в общее содержание. В качестве технического средства они предоставляют новые методические возможности для демонстрации разрядности чисел и операций над ними, для разведения понятий «число» и «цифра».

Нажми цифру 1 на калькуляторе. Что ты видишь?

Нажми цифру 3. Что появилось на экране? С какой стороны стоит цифра 3: справа или слева? Подставь нужное слово:

цифра 3 означает …десятки цифра 1 означает …единицы

Даже если у детей и нет опыта работы с калькулятором, то эти задания не требуют никаких специальных навыков, кроме умения нажимать на кнопки. На уроке достаточно двух-трех калькуляторов, желательно с большими кнопками.

2.Мультимедийные технологии можно эффективно использовать уже в начальной школе. В качестве технического средства они предоставляют новые методические возможности для демонстрации понятий, операций и отношений. Применительно к условиям обучения, столь богатый арсенал средств представления информации имеет особое значение, поскольку позволяет учесть специфику всех учащихся. Изложение учебного материала можно построить в соответствии с особенностями познавательной деятельности той или иной категории детей, учитывая необходимость многократного повторения, возврата к предыдущему материалу, соблюдая принципы преемственности, последовательности и повторяемости.

При этом учебный материал подается в виде последовательности слайдов в темпе и объеме, адекватным специфическим особенностям и возрастным возможностям учащихся. При планомерном подходе постепенно создаются своего рода электронные учебники, адаптированные к возможностям учащихся. Такая подготовительная работа, конечно, трудоемка, но оправданна. Тексты слайдов представлены короткими простыми предложениями, содержащими небольшое количество незнакомых учащимся слов. Цветовое решение слайдов предусматривает (помимо внешней привлекательности) смысловое выделение наиболее значимых частей текста, например, - новых терминов.

Рис.2.5 Фрагмент урока по математике для 1 класса на тему «Сложение в пределах первого десятка».

Новые слова сразу же закрепляются с помощью специальных вопросов.

Вопросы появляются на экране по очереди, образцы ответов на вопросы появляются после ответов учащихся.

Таким образом, во-первых, обеспечивается оперативная обратная связь, важность которой для эффективного обучения известна и неоспорима, а, во- вторых, учащиеся получают возможность проверить себя и закрепить новый материал. Информация на экране появляется постепенно, дозировано, в темпе, соответствующем возможностям восприятия учащихся. Возможности Microsoft PowerPoint позволяют иллюстрировать объяснительный материал; при этом пользователь располагает обширной библиотекой готовых иллюстраций. Во многих случаях иллюстрации помогают снять трудности работы учителя по развитию речи учащихся, связанные с различиями в содержании их словарного запаса. Во многих случаях эффективным оказывается использование анимационных иллюстраций, особенно для демонстрации понятий, связанных с движением и пространственной ориентировкой.

3.Традиционно для упрощения понимания условия задачи используются приемы демонстрации практических действий, описанных в условии, составление краткой записи, выполнение рисунка или схемы. Такие виды работ рекомендуются на начальных этапах, для уяснения условия новых типов задач. После чтения условия составной задачи нужно задать детям вопросы: Что известно в задаче? Что неизвестно в задаче? Сколько вопросов в задаче? Затем составляется краткая запись и (или) схема.

Эффективным оказывается применение компьютерных презентаций для демонстрации и анализа условия задачи, словарной работы, составления краткой записи или схемы. Приведем пример слайда из презентации, поддерживающей решение задачи.

Рис. 2.6. Пример слайда презентации.

Здесь изображение неподвижно, но в реальной работе схема появляется постепенно и в динамике, как результат совместной работы учителя и учеников. Создание подобных коротких презентаций вполне доступно обычному пользователю компьютерной техники (каким сегодня уже и должен быть учитель). Работа с такой презентацией занимает времени не больше, чем положено по санитарно-гигиеническим нормам.

4.Переход от простых задач к составным некоторые методисты рекомендуют сделать более легким путем разложения составной задачи в два действия на две простые, например: В классе 2 девочки, а мальчиков в 2 раза больше. Сколько детей в классе? (составная задача). Можно разбить эту задачу на две простых: 1) В классе 2 девочки, а мальчиков в 2 раза больше. Сколько в классе мальчиков? 2) В классе 2 девочки и 4 мальчика. Сколько детей в классе? Сначала простые задачи и их решение показываются на интерактивной доске. Потом они объединяются в одну составную задачу следующим образом: берется условие из первой задачи, а вопрос из второй задачи. На глазах у детей происходит трансформация двух простых задач в одну составную и демонстрируется один и тот же ответ в обоих случаях.

В современных школах, в большинстве случаев оснащенных современной техникой, описанный прием, представленный в виде компьютерной мультимедийной презентации мог бы стать эффективным.

5.При составлении таблиц умножения и соответствующих случаев деления целесообразно использовать переместительный закон сложения. Его действие эффективно продемонстрировать с помощью презентации (рис.2.8).

Рис.2.8. Иллюстрация переместительного закона сложения.

К сожалению, это статичное изображение не отражает трансформации одной суммы в другую в динамике, как это происходит при использовании презентации в ходе урока.

6.Хорошее и простое наглядное средство для демонстрации короткого временного промежутка (например, продолжительностью в одну секунду), что непросто сделать в обычных условиях, может быть обеспечено с помощью компьютера и большого экрана (либо маркерной доски, или светлой стены). Просто двойным щелчком «мышки» нужно активизировать часы в правом нижнем углу «Рабочего стола»: вы увидите, как одновременно с движением секундной стрелки меняются цифры на табло (рис.2.9).

7.Для больших чисел трудно подобрать счетный материал; в качестве одной из иллюстраций сотни можно использовать дециметр, как сотню миллиметров. В качестве наглядного пособия для демонстрации сотни можно использовать квадраты из плотной клетчатой бумаги (пластика, клеенки и пр.) 10х10 клеточек: 1 квадрат - 1 сотня (рис.2.10).

Рис. 2.10. Наглядное пособие для демонстрации сотни.

Такие пособия эффективно поможет изготовить любой графический редактор; достаточно даже графики текстового процессора WORD. Из расходных материалов понадобится только плотная бумага (белая или цветная).

После усвоения материала, связанного с сотнями, вводятся все числа от 100 до 1000. Как и прежде, предметная и образная наглядность остается значимой, однако с ростом чисел становится все труднее обеспечивать счетный материал в достаточном количестве. Подобрать наглядный материал для конкретизации тысяч довольно трудно, учитывая, что он должен отражать состав числа не только по сотням и десяткам, но и по единицам (как мы делали в случае с сотнями - квадраты 10х10 из клетчатой бумаги). Рисовать тысячу кружков тоже было бы обременительно для учителя, но не для компьютера! Вот как, например, могла бы выглядеть тысяча - как скрепленные вместе 10 листочков-сотен (рис.2.11).

Рис. 2.11. Представление тысячи.

8.На определенном этапе вводится понятие скорости и соответствующие отношения порядка - быстрее и медленнее. Эти темы подготавливают учащихся к усвоению задач на движение. Поскольку понятие скорости напрямую связано с движением, целесообразно использование динамической наглядности, которую можно обеспечить с помощью современных технологий. Например, показать на большом экране (с помощью проекционной аппаратуры или интерактивной доски) различие в скоростях самолета, автомобиля, пешехода и т.д. (рис.2.12).

Рис. 2.12. Представление скорости.

9.Рассмотрение понятия скорость предваряет введение нового типа задач - на пропорциональную зависимость между величинами, в данном случае - между скоростью, временем и расстоянием, т.е. так называемые задачи на движение. Этот тип задач связан с целым комплексом временных и пространственных представлений.

Для решения задач на определение скорости равномерного движения при известном расстоянии и времени движения используется соответствующая формула v = s/t (не забывайте при введении буквенных обозначений необходимо дать детям образцы произнесения латинских букв: «вэ», «эс», «тэ»), и составляется схема по условию задачи.

Например:?


Рис. 2.13. Представление задачи на скорость.

Здесь было бы вполне уместно использовать анимационные возможности компьютера и показать эту схему в динамике.

Затем выполняется краткая запись условия в виде таблицы и дается правило нахождения скорости: чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.

РасстояниеВремяСкорость180 км3 часа?

10.Взвешивая тела, дети получают наглядные представления о граммах и килограммах. Проиллюстрировать большие единицы измерения массы, например, центнер и тонну можно с помощью рисунков на интерактивной доске и соответствующих достоверных сведений: машина Тойота весит 1 тонну, а мотоцикл - 2 центнера (рис. 2.14).

Рис. 2.14. Рисунок на интерактивной доске и соответствующие достоверные сведения.

11.Актуальность работы по коррекции и развитию речи не снижается на протяжении всего школьного обучения. Словарная работа, коррекция произнесения математических терминов и символических знаков, формирование умения строить предложения по правилам математического языка, навыки самостоятельного словообразования - в этом могут эффективно помочь мультимедийные презентации (рис.2.15).


Рис. 2.15. Презентация.

12.Наконец, контроль и оценка. Психологически оценка, выставленная машиной (компьютером), воспринимается детьми как более объективная, чем оценка учителя. В связи с этой особенностью психологии учеников нетрудно придумать и создать короткие мультсюжеты с соответствующей эмоциональной окраской (рис.2.16):

ПРАВИЛЬНО! МОЛОДЕЦ!



Рис. 2.16. Мультсюжеты.

Таким образом, мы пришли к выводу, что применение информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения математики младших школьников:

-позволяет более полно использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, и её источники;

-способствует обогащению методических возможностей уроков математики, придает им современный уровень;

-способствует процессу активизации творческого потенциала школьника;

-повышает познавательную активность младших школьников на уроках математики.

2.3Динамика развития познавательной активности младших школьников на уроках математики

Для проверки эффективности проделанной работы по формированию познавательной активности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста было проведено контрольное исследование.

Результаты контрольного определения уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста по методике В.С. Юркевич после проделанной работы представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 Результаты контрольного определения уровня познавательной активности у детей младшего школьного возраста по методике В.С. Юркевич после проделанной работы

Испытуемые детиУровень познавательной активностиДо проведения работыПосле проведения работыБаллыУровеньБаллыУровень19низкий15средний218высокий18высокий311средний17высокий47низкий15достаточный58низкий8низкий612средний17высокий79низкий12средний88низкий12средний915средний17высокий109низкий9низкий119низкий12средний128низкий9низкий1319высокий19высокий1417высокий17высокий159низкий15средний

Из таблицы 2.4 видно, что после проведения работы по развитию познавательной активности школьников с использованием ИКТ у большей части детей младшего школьного возраста повысился уровень познавательной активности.

Так после проведения работы детей с низким уровнем познавательной активности стало значительно меньше, чем до проведения занятий (20% после занятий против 60 % до занятий). Данные различия достоверно значимые (t=4,12 при p≤0,05).

После проведения занятий повысилось количество детей, имеющих средний и высокий уровень познавательной активности.

Так, после занятий детей со средним уровнем познавательной активности стало значительно больше, чем до проведения занятий (40% после занятий против 20 % до занятий). Данные различия достоверно значимые (t=4,13 при p≤0,05).

После проведения работы повысилось и количество детей, которые имеют высокий уровень познавательной активности (40% после занятий против 20 % до занятий). Данные различия достоверно значимые (t=4,19 при p≤0,05).

По результатам исследования, пришли к выводам, что после проведения работы с младшими школьниками, направленной на формирование познавательной активности посредством ИКТ, у большей части детей младшего школьного возраста повысился уровень познавательной активности. Это позволяет говорить об эффективности проделанной работы.

Анализ сравнительных результатов выявления уровня познавательной активности у исследуемых детей младшего школьного возраста до и после проделанной работы представим в виде диаграммы (рис. 2.17).


После занятий



До занятий

020406080

Рис.2.17.Сравнительныерезультатыисследованияуровня

познавательной активности у исследуемых детей младшего школьного возраста до и после проделанной работы по формированию познавательной активности посредством ИКТ по методике В.С. Юркевич, %.

Результаты контрольного исследования познавательной активности учащихся по школьным предметам по методике Бойко Ю.В. представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 Данные по результатам контрольного исследования познавательной активности учащихся по школьным предметам по методике Бойко Ю.В. после проделанной работы

Испытуемые детиУровень познавательной активностиДо проведения работыПосле проведения работыКоличество выбранных предметовУровеньКоличество выбранных предметовУровень11низкий3средний21низкий3средний33средний5высокий42средний4высокий51низкий2средний61низкий1низкий73средний4высокий81низкий2средний91низкий2средний105высокий5высокий116высокий6высокий121низкий2средний132средний4высокий142средний2средний153средний4высокий

Из таблицы 2.5 видно, что после проведения работы у большей части детей младшего школьного возраста повысился уровень познавательной активности.

Так после проведения занятий детей с низким уровнем развития познавательной активности значительно уменьшилось, чем до проведения занятий (7% после занятий против 46 % до занятий). Данные различия достоверно значимые (t=3,45 при p≤0,05). После проведения занятий повысилось количество детей, имеющих высокий уровень развития познавательной активности (40% после занятий против 14% до занятий). Данные различия достоверно значимые (t=4,62 при p≤0,05). Увеличилось и количество детей, имеющих средний уровень развития познавательной активности (46% после занятий против 14% до занятий). Данные различия достоверно значимые (t=4,62 при p≤0,05).

Сравнительные результаты выявления уровня развития познавательной активности у исследуемых детей младшего школьного возраста по методике Бойко Ю.В. до и после проделанной работы представим в виде диаграммы.

Таблица 2.6 Результаты контрольного исследования познавательной активности младших школьников по мотивам «Определение мотивационного компонента» после проделанной работы

Испытуемые детиДоминирующий мотивДо проведения работыПосле1доминирует игровой мотивдоминирует познавательный мотив2доминирует познавательный мотивдоминирует познавательный мотив3доминирует игровой мотивдоминирует познавательный мотив4доминирует игровой мотивдоминирует познавательный мотив5доминирует познавательный мотивдоминирует познавательный мотив6доминирует игровой мотивдоминируетигровой мотив7доминирует игровой мотивдоминирует познавательный мотив8доминирует игровой мотивдоминирует познавательный мотив9доминирует игровой мотивдоминирует познавательный мотив10доминирует игровой мотивдоминирует познавательный мотив11доминирует познавательный мотивдоминирует познавательный мотив12доминирует игровой мотивдоминирует познавательный мотив13доминирует игровой мотивдоминирует познавательный мотив14доминирует познавательный мотивдоминирует познавательный мотив15доминирует игровой мотивдоминирует познавательный мотив

Из таблицы 2.6 видно, что после проведения работы у большей части детей младшего школьного возраста повысился уровень познавательной активности, у детей стали преобладать познавательные мотивы.

Так после проведения занятий детей с низким уровнем развития познавательной активности и с преобладанием игровых мотивов значительно уменьшилось, чем до проведения занятий (7% после занятий против 73 % до занятий). Данные различия достоверно значимые (t=3,49 при p≤0,05).

После проведения занятий повысилось количество детей, имеющих выраженную познавательную активность и с преобладанием познавательных мотивов (93% после занятий против 27% до занятий). Данные различия достоверно значимые (t=4,64 при p≤0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам исследования, пришли к выводам, что исследуемые младшие школьники характеризуются низким уровнем познавательной активности. У детей преобладают игровые мотивы над познавательными.

Все это говорит о необходимости проведения с детьми младшего школьного возраста работы по формированию познавательной активности, в которой немаловажно включение в педагогический процесс информационно- коммуникационных технологий.

Формирующий этап нашего исследования заключался в проведении работы с детьми младшего школьного возраста по формированию познавательной активности при обучении математике посредством ИКТ. Для достижения этой цели мы разработали рекомендации, направленные на развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста при обучении математике с использованием ИКТ.

После проведения работы с детьми по формированию познавательной активности с включением в педагогический процесс ИКТ, у исследуемых мальчиков и девочек значительно повысился уровень познавательной активности, стали преобладать познавательные мотивы над игровыми. Все это говорит об успешности проделанной работы по формированию познавательной активности детей, в которой немаловажно включение в педагогический процесс ИКТ.

Мы пришли к выводу, что применение информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения математики младших школьников:

-Позволяет более полно использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, и её источники;

-способствует обогащению методических возможностей уроков математики, придает им современный уровень;

-способствует процессу активизации творческого потенциала школьника;

-повышает познавательную активность младших школьников на уроках математики.

Цель работы достигнута. Задачи решены. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что использование информационно- коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе, будет способствовать развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста подтверждена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2013.- 289 с.

2.Андреев А.А. Введение в Интернет-образование. - М.: Логос, 2013. - 77 с.

3.Андресен Б. Мультимедиа в образовании - М.: Дрофа, 2014. - 221с.

4.Антонова Г.П.,АнтоноваИ.П.Обучаемостьи внушаемость младших школьников // Вопросы психологии. - 2010. - № 4. - С.45-47.

5.Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: АСТ, 2013. - 479 с.

6.Берил С.И., Гайдаржи Г.Х. Использования возможностей ИКТ в индивидуализации обучения // Педагогическая информатика. - 2012. - № 4. - С. 87-90.

7.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: Академия, 2013. - 65 с.

8.Брунер Дж. С. Процесс обучения. - М.: Спутник, 2012. - 86 с.

9.Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Академия, 2012. -205 с.

10.Волков Б.С. Психология младшего школьника. - М.: АСТ, 2012. -

11.Волосова А.В. Интегрирование ИКТ в учебный процесс в общеобразовательном учреждении//Педагогическиенауки.-2015.- № 1 (70). - С. 25-29.

12.Выготский Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Смысл, 2013. - 146 с.

Похожие работы на - Развитие познавательной активности младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!