Тема: Работа с информацией на уроках технологии как средство развития самостоятельности младшего школьника

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    0
Работа с информацией на уроках технологии как средство развития самостоятельности младшего школьника
Работа с информацией на уроках технологии как средство развития самостоятельности младшего школьника
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Читать ONLINE Работа с информацией на уроках технологии как средство развития самостоятельности младшего школьника















Работа с информацией на уроках технологии как средство развития самостоятельности младшего школьника

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности и возможности развития самостоятельности младших школьников посредством организации работы с информацией

.1 Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у младших школьников

.2 Особенности работы с информацией на уроках технологии в начальной школе

.3 Анализ способов организации самостоятельной работы младших школьников в учебниках по предметной области «Технология»

Глава 2. Исследование уровня развития самостоятельности младших школьников при работе с информацией на уроках технологии

.1 Организация исследования уровня самостоятельности младших школьников при работе с информацией на уроках технологии

.2 Развитие самостоятельности младших школьников при работе с информацией на уроках технологии

Итоговый анализ результатов проведенной работы по развитию самостоятельности младших школьников при работе с информацией на уроках технологии

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность и постановка проблемы данного исследования, благополучное решение которых является одной из сложнейших задач обучения и воспитания в современном образовании, в частности, неразрывно связано с проблемой интенсификации педагогического процесса, нахождением наиболее действенных форм, методов и приёмов работы с обучающимися. Внедрение в учебный процесс максимальной самостоятельности обучающихся начальных классов является, на сегодня, одной из главных задач в современной системе образования.

Анализ работ по проблемам эффективности и оптимизации образовательного процесса, а также многолетняя практика работы школ позволяет лишний раз убедиться в том, что главным условием повышения качества обучения в целом. Формирование личности обучающихся в частности, является формирование у младших школьников самостоятельности мышления и умения добывать, запоминать и анализировать информацию из окружающей его действительно.

Воспитание самостоятельности у младших школьников имеет значение не только для развития ребёнка на данном этапе его жизни, оно важно также и в контексте его дальнейшего взросления. Развивая в младших школьниках самостоятельность, учитель тем самым в перспективе помогает ребенку решить те задачи, с которыми ему непременно придётся столкнуться в подростковом возрасте. Тогда у школьника возникнет потребность ощущать себя взрослым и зависимость от других станет все больше тяготить его. Имея же за спиной пережитый опыт самостоятельности, ему легче будет решать эти новые задачи.

Проведенный анализ научной литературы показал, что различные стороны проблемы психолого-педагогического сопровождения развития самостоятельности младших школьников исследованы рядом педагогов и психологов. Работы Л.П. Аристовой, Е.Я. Голанта, Б.П. Есипова, и других ученых, посвящены проблеме анализа сформированности у детей самостоятельности, как важнейшего показателя результативности учения.

Изучением проблемы формирования самостоятельности у младших школьников, преимущественно в учебном процессе, посвящены работы П.И. Пидкасистого, Е.Н. Шиянова. Парадигма сопровождения приобрела особую популярность среди моделей психолого-педагогической службы в образовании (Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Р.В. Овчарова, Т.И. Чиркова и др.).

Как видно, данная проблематика не нова, однако и по сей день не теряет своей актуальности и остроты. Это дает основание проблему психолого-педагогического сопровождения развития самостоятельности младших школьников отнести к разряду недостаточно изученных и весьма актуальных.

Анализ соответствующей литературы по проблеме исследования, опора на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования позволили нам уточнить понятие «самостоятельность» применительно к младшему школьному возрасту.

Под самостоятельностью младшего школьника будем понимать умение принимать, формулировать собственные цели и оценку.

В связи с обозначенной актуальностью выделенной проблемы было решено провести исследование с целью обосновать, разработать и апробировать экспериментальную программу психолого-педагогического сопровождения развития самостоятельности учащихся начальной школы посредством работы с информацией на уроках технологии.

Объектом исследования стал самостоятельная деятельность младших школьников на уроках технологии, а предметом - психолого-педагогическое сопровождение развития самостоятельности учащихся начальной школы посредством работы с информацией на уроках технологии.

Цель исследования - разработать и апробировать экспериментальную программу психолого-педагогического сопровождения развития самостоятельности учащихся начальной школы посредством работы с информацией на уроках технологии

Достижение цели потребовало решения следующих задач:

-рассмотреть психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у младших школьников;

-выявить особенности работы с информацией на уроках технологии в начальной школе;

-провести анализ способов организации самостоятельной работы младших школьников в учебниках по предметной области «Технология»;

-провести исследование уровня самостоятельности младших школьников при работе с информацией на уроках технологии;

-организовать экспериментальную программу психолого- педагогического сопровождения развития самостоятельности учащихся начальной школы посредством работы с информацией на уроках технологии

-провести итоговый анализ результатов проведенной работы по развитию самостоятельности младших школьников при работе с информацией на уроках технологии.

Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: психолого-педагогическое сопровождение развития самостоятельности младших школьников будет успешно осуществляться, если:

-проведена диагностика уровней сформированности самостоятельности учащихся начальной школы;

-выявлены особенности психолого-педагогического сопровождения развития самостоятельности младших школьников;

-разработана и реализована программа психолого-педагогического сопровождения развития самостоятельности учащихся начальной школы посредством работы с информацией на уроках технологии.

Экспериментальная работа проходила на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1000».

В исследовании приняли участие 51 ученик младшего школьного возраста - учащиеся 2 «А» и 2 «Б» класса начальной школы.

В ходе эксперимента были использованы следующие методы и методики: метод опроса учащихся, карта воспитанности младшего школьника (А.И. Кочетов), диагностика параметров самостоятельной деятельности младших школьников, разработанная Н.В. Калининой, методика «Не решаемая задача», методика «Оценка собственной деятельности».

Глава 1. Особенности и возможности развития самостоятельности младших школьников посредством организации работы с информацией

1.1 Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у младших школьников

В современных условиях особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у детей личностных качеств, необходимых для успешной социализации [1, с.39]. Одним из важнейших качеств, которые необходимо формировать и развивать с детства, является самостоятельность. У многих детей самостоятельность не сформирована.

Так, в Психологической энциклопедии самостоятельность трактуется как «волевое качество личности, которое заключается в умении по собственной инициативе ставить перед собой цели, без посторонней помощи находить пути их достижения и выполнять принятые решения» [3, с.424]. В словаре по социальной педагогике самостоятельность определяется как «обобщённое качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [36, с.368].

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой даёт следующие определения слову «самостоятельный»: 1) Существующий отдельно от других, независимый. 2) Решительный, обладающий собственной инициативой. 3) Совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.[3, с.695].

Значительную роль имеют задания для самостоятельной работы на уроках в школе. Степень помощи при этом может зависеть от успеваемости конкретного ребёнка. Например, одному ребёнку для решения составной задачи достаточно текста задачи, другому необходима также краткая запись задачи, третьему в добавление к перечисленному нужна последовательность (план) решения задачи. Развитию самостоятельности школьников способствует организация внеклассного чтения, при котором дети самостоятельно знакомятся с произведением, а на уроках или во внеурочной деятельности в ходе викторин, разгадывания кроссвордов появляется возможность проявить свои читательские умения.

При организации самостоятельной работы необходимым является правильное педагогическое руководство - управление самостоятельной деятельностью учащегося на этапе ее непосредственного осуществления: предъявление учебной задачи ученику, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий учащегося, оценивание результатов самостоятельной работы [20, c.129].

Один из главных принципов обучения это - самостоятельность обучающихся. В педагогической системе К.Д. Ушинского вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся является центральным [56, c.50].

Обоснование некоторых путей и средств организации самостоятельной работы учащихся на уроке, учитывая возрастные периоды обучения, принадлежат Ушинскому.

Одна из ведущих качеств личности школьника - самостоятельность. Она выражается в умении ставить перед собой цели и добиваться их достижения.

Но для этого нужно прилагать собственные силы. Самостоятельность - это и ответственное отношение человека к своему поведению, и способность действовать сознательно, инициативно в знакомой обстановке, а также в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Учебные достижения ученика - основной показатель самостоятельности.

Можно выделить такие уровня самостоятельности, как: копирующий, воспроизводящий и творческий. Ориентируясь на развитие самостоятельности как качество деятельности и личности, нужно учитывать разные ее стороны.

Тогда критериями уровня самостоятельности будут [44, c.64]:

1)отношение школьников к учебной деятельности, ее нравственные основы;

2)содержание и устойчивость мотивации;

З) степень сформированности знаний и умений.

Отсюда выделяют подражательно-пассивный (низкий), активно- поисковый (средний), интенсивно-творческий (высокий) уровни самостоятельности.

Каждый из вышеуказанных компонентов может проявляться индивидуально у отдельно взятого ученика. Группировать учащихся класса по степени развития самостоятельности сложно. Но сегодня учитель по возможности ведет для себя такую дифференциацию. Тогда чаще в поле зрения те стороны самостоятельности, которые теряются, а их нужно целенаправленно развивать. Этот процесс проходит эффективнее, когда ученик знает недостатки своей деятельности и стремится развивать у себя самостоятельность. В классе продвинуться вперед в чем-либо может каждый, если сложить усилия и ученика, и учителя. Но далеко не каждый ученик может подняться до высокого уровня.

От воспроизводящей самостоятельности к творческой самостоятельности происходит развитие творческой активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. Руководство этим процессом состоит в осуществлении последовательных взаимосвязанных, взаимопроникающих и обусловливающих друг друга этапов учебной работы. Выйти на определенный уровень самостоятельности и творческой активности позволяет ученику каждый из этапов.

Современное образование преследует цель - обеспечение высококачественного обучения каждого ученика и усвоения им знаний в объеме стандарта образования. А также дать возможность для его дальнейшего развития и повысить мотивацию к учению. Путей решения такой проблемы очень много. Сегодня на первом месте развитие личности и способностей ребёнка, его подготовка к взрослой жизни, воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны и других стран. Но все, же одно из главных качеств учащихся - самостоятельность. Это самое важное условие для обучения. А умение ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи, знания и способы деятельности; планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью - это и есть самостоятельная деятельность ученика. Но, к сожалению, сегодня школьники не готовы применять в полной мере такие умения. Если систематически формировать у школьников навыки самообучения, самоконтроля, то активно развиваются такие качества мышления человека. А организация самостоятельной работы, конечно, позволит выработать выше перечисленные навыки.

Самостоятельная работа - это организованная учителем деятельность учащихся, которая направлена на поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [37, c.43].

Самостоятельность формируется в процессе овладения определенными видами деятельности и не является изначально присущим качеством личности.

Одним из условий, открывающих возможность успешного развития самостоятельности, является накопление знаний о личности.

Применение нетрадиционных методов и форм организации обучения - сегодняшний заказ современного образования. Опираться только на объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы, это не совсем правильно. Это не значит, что одним ученикам предлагается больший объём материала, а другим меньший. Каждый должен освоить полноценный учебный процесс, который не может быть ограничен требованиями минимума. Иначе уровень обязательной подготовки не может быть достигнут, и учащиеся, которые способны на большее, могут быть потеряны. Значит, уровень обучения в целом должен быть выше уровня обязательных требований.

Самостоятельную работу по дифференцированным заданиям предполагает дифференцированная форма учебной деятельности. В таких заданиях учитываются особенности группы учащихся, где ребята объединены с одинаковым уровнем знаний и умений по предмету и уровнем их усвоения.

В педагогической практике очевидно противоречие между потребностями учащихся в их творческой самореализации в учебно- познавательной деятельности. Технологическая проработка этого процесса в традиционной методике преподавания также недостаточна.

Самостоятельная работа может выполняться группой, индивидуально и с помощью фронтальных заданий на уроках, консультаций, домашних заданий.

Тогда главными признаками самостоятельной работы будут являться [37, c.44]:

-умственные и физические усилия учащихся, направленные на достижение цели;

-наличие задания учителя;

выделение для неё специального времени;

результаты работы.

При выполнении заданий осуществляется познавательная деятельность учащихся. Они не содержат точного инструктажа, разъяснения со стороны педагога, осуществляются без контроля в открытой форме. Ученик сам применяет знания для установления каких-либо новых фактов, явлений, самостоятельно отыскивает способы решения и приходит к новым для него результатам. От учащихся требуются воля и сосредоточенность умственных и практических действий. А главное - самостоятельность, которая зависит от содержания материала и от индивидуальных возможностей ученика.

Активных действий, которые школьник вынужден совершать самостоятельно, требуют самые простые виды самостоятельных работ. Побуждение, вовлечение учащихся в активное познание - еще одна особенность самостоятельной работы.

Большую роль играет учебная задача. Она ставится перед учеником и плавно переходит в понятие «самостоятельная работа». Это целостная система действий учителя и учащихся, которая раскрывается через множество признаков, отражающих единство внутренней и внешней сторон и в учебном процессе, они фактически не разделимы. Мотив деятельности учащихся, их умственные и волевые усилия, мыслительные операции, практические действия, самостоятельность учащихся определяет содержание задания, его предъявление, указания учителя, используемые средства обучения и их организация. Педагога к контролю, коррекции, консультации, дополнительным инструкциям и другим специальным действиям побуждает самостоятельная деятельность.

Задача учителя - организовать деятельность группы, направить познавательный интерес, создать необходимые условия и настрой . Это важно для поддержания и творческого начинания учеников, для их добровольности и самостоятельности. Педагог организует и руководит процессом в соответствии с заданием и инструкцией, стимулирует положительные мотивы, самоуправление, творчество [32, c.60].

Для того, чтобы осуществлялся процесс образования, необходимо было появление самостоятельной учебной деятельности учеников и коммуникации. Учебная деятельность выделяется из педагогической в самостоятельную деятельность за счет возникновения у учеников проблемы. Основными структурными компонентами являются: цель, мотив, содержание, действие и результат учеников [15, c.76].

Образовательная, развивающая и воспитательная ценность самостоятельной деятельности на уроке заключается в выполнении учебного задания, комплекса умственных, практических и организационных действий.

Одним из характерных проявлений является самоконтроль в самостоятельной деятельности. Результаты работы не могут быть достигнуты, если ученик не может сам контролировать свои действия, каким бы активным ни было руководство учителя. Часто встречающиеся затруднения - это не умение проверить себя. Их испытывают в самостоятельной работе многие школьники [8, c.118].

Самостоятельная деятельность всегда завершается результатами. К ним ученик приходит самостоятельно, поэтому ценность и значимость их осознается острее, чем те, которые добываются в совместной работе с преподавателем.

От имеющегося у ребят опыта, от уровня их самостоятельной работы в процессе обучения и зависит проявление самостоятельности. Даже в одном классе самостоятельность учащихся может разниться. Одни - проявляют инициативу, предпринимают новые поиски, в решении определенной учебной задачи, применяют имеющиеся у них знания в новых условиях; другие - обнаруживают беспомощность в выполнении простых учебных задач. Эти ребята нуждаются в разъяснении любого нового вопроса, во всех действиях проявляют нерешительность. Здесь редко возникают вопросы, задания делают в рамках минимума, при малейших затруднениях становятся в тупик. Есть и такие ребята, которые проявляют больше самостоятельности или в умственной, или в практической деятельности. Очень важно учитывать различную степень самостоятельности учащихся в классе.

Об эффективности самостоятельной работы учитель может составить себе представление по многим критериям. Приведем некоторые из них [5, 24]:

а) повышение количества учащихся, изучающих дополнительную литературу;

б) смещение стержневого познавательного интереса школьников в сторону изучаемого предмета;

в) массовое применение в самостоятельных, контрольных и зачетных работах, при решении конкурсных и олимпиадных заданий по предмету, полученных в результате самообучения.

Все виды самостоятельной работы, которые применяются в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели; по характеру учебной деятельности учащихся; по содержанию; по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся.

Самостоятельная работа может быть: индивидуальная; групповая; фронтальная [7, c.17].

Таким образом, во время обучения ученик должен получить высокий уровень самостоятельности, который поможет ему справиться с различными заданиями в процессе его развития.

.2 Особенности работы с информацией на уроках технологии в начальной школе

Изучение опыта показывает, что на уроках технологии самостоятельной работе обучающихся уделяется недостаточно внимания.

Большинство учителей встречают затруднения в подборе заданий для самостоятельной работы, в постановке цели, в определении ее вида.

Довольно часто любую самостоятельную работу по изготовлению изделия объясняют так: дети ведь сами делают. Действительно, обучающиеся сами выполняют трудовые операции, но чаще всего их деятельность носит подражательный (воспроизводящий) характер. Дети не могут не только объяснить, но зачастую даже правильно назвать трудовые действия, что свидетельствует об отсутствии умений самостоятельной работы.

Показателями проявления школьниками трудовой творческой самостоятельности в психологии принято считать; новизну, оригинальность решения задачи, отход от шаблона, ломку сложившихся традиций, целесообразность, неожиданность решения [52].

С целью наиболее полного выявления особенностей процесса формирования трудовых компетенций выделены пять уровней формирования и развития технического мышления, самостоятельности и трудовой активности, достигаемых главным образом под влиянием целенаправленного обучения [49, c.46]:

Iуровень. Определяется степенью готовности обучаемого понять предложенный учебный материал и выполнить на его основе определенный ряд действий.

IIуровень. Запоминание отдельных знаний, требуемых программой по технологическому обучению. Каждая технологическая операция заполняется с опорой на образец или подсказку, намек, содержащийся в явном или скрытом виде.

IIIуровень Репродуктивное действие (воспроизведение алгоритма). Учащийся способен самостоятельно воспроизводить и применять теоретические знания и практические умения в разнообразных типовых случаях, не требующих новой информации.

IVуровень. Продуктивное действие (эвристическая деятельность). Умение самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию, осуществлять перенос знаний в новые условия и применять усвоенную информацию в разнообразных нетиповых случаях, требующих создания частично новых способов действия.

Vуровень. Творческое действие. Учащийся самостоятельно конструирует правила и методы для осуществления деятельности.

Процесс перехода от одного уровня к другому никоим образом не может быть самопроизвольным, осуществляющимся вместе с биологическим развитием человека, он не зависит так же и от его возраста. Данный переход от одного уровня к другому может протекать лишь при условии воздействия процесса обучения. Ни одна из самых совершенных методик преподавания в мире не позволит обучающемуся перескочить через какой-либо из этих уровней. Переход от одного уровня к другому требует определенных временных рамок, но при использовании различных методов, форм и средств в обучении, это время можно сократить.

В процессе создания практических заданий, разработке упражнений нами учитывалось, что процесс формирования у обучающихся самостоятельности и трудовой активности должен удовлетворять следующим требованиям: непрерывность, т.е. отсутствие периодов бездействия и пропусков занятий; равномерность и доступность по степени сложности и объему; разнообразность, охватывающая всевозможные области технологической деятельности обучающихся, с учетом их интересов и предпочтений; плавность перехода от одного уровня развития к другому, более сложному, с постоянным углублением знаний, с целью достижения в работе развития личности детей, индивидуальных способностей и склонностей путем включения их в самостоятельную творческую деятельность во всех видах уче6ного труда.

Исходя из структуры трудовой деятельности, были выявлены отдельные компоненты трудовых умений и первоначальных навыков.

Компоненты трудовых умений: действия подготовительного характера; умения планировать ход выполнения задания; умение организовать свой труд; умение контролировать процесс и результат труда. Действия подготовительного характера [[53, c.14]: ознакомление с заданием; анализ исходных данных (графических изображений, образца изделия и т.д.); анализ требований к конечному результату трудовой деятельности; установка требований к полученному заданию и установление критерия выполнения предстоящей работы.

Умение планировать выполнение задания [53, c.15]: планирование последовательности выполнения технологических операций и средств контроля; планирование выборки необходимых средств трудовой деятельности (инструментов, приспособлений, материалов и т.д.); планирование состава необходимых средств контроля трудовой деятельности (контрольно-измерительные инструменты); планирование рабочего места.

Умение организовать свой труд: подготовка средств труда (проверка их эксплуатационной пригодности); эргономичная организация рабочего места; уточнение хода предстоящего технологического процесса; поддержание средств труда в хорошем состоянии (бережное отношение и использование средств труда исключительно по назначению); поддержание порядка на рабочем месте в процессе работы.

Умение контролировать процесс и результаты своего труда [53, c.18]: контроль за состоянием предметов труда (заготовки и пригодность их к предстоящей работе); контроль состояния средств труда (инструменты, приспособления и др. проверка пригодности их к работе); контроль правильности хода процесса труда (верная последовательность работы, стремление к ее совершенствованию); постоянный контроль условий труда (безопасность труда, соблюдение санитарных норм и определенного порядка на рабочем месте, правильное выполнение технологических операций и приемов работы с инструментами); контроль продукта труда (изделия); предложения по совершенствованию самого изделия или хода процесса его создания (поддержание постоянного стремления к улучшению своей работы).

Таким образом, учитель должен иметь в виду, что приучение младших школьников к всестороннему и глубокому анализу предстоящей работы имеет весьма существенное значение для формирования осмысленной последовательности и целостного представления о предстоящей работе. Формирование данных умений и навыков требует от учителя систематической и кропотливой работы. Обучение младших школьников вышеперечисленным обще-трудовым навыкам целесообразно организовать по следующим условным этапам:

На первом этапе учитель формирует у детей отдельные компоненты трудового процесса. Сюда следует отнести определение размеров изделия по образцу и графическим рисункам. Установление последовательности выполнения работы, способов самоконтроля. Подбор необходимых основных и вспомогательных материалов, инструментов, приспособлений и т.д.

На втором этапе задачи и упражнения несколько усложняются.

Отдельные разделы обще-трудовых умений объединяются в комплексы, одновременно увеличивается число заданных требований. Повышаются требования к качественным показателям работы. Увеличивается темп работы детей. В познавательной деятельности все меньше становится воспроизводящих процессов, нарастает объем процессов преобразовательной и творческой деятельности.

На третьем этапе обучения формирование у младших школьников трудовой самостоятельности приобретает творческий характер.

Планирование, организация и самоконтроль сливаются воедино с трудовым процессом и становятся неотъемлемой частью всей трудовой деятельности детей, на доступном для них уровне понимания. Вся эта работа должна проводиться на протяжении всего периода обучения детей в младшем звене школы.

.3 Анализ способов организации самостоятельной работы младших школьников в учебниках по предметной области «Технология»

Для организации практической части исследования актуально провести обзор и анализ учебников по технологии, с целью выявить количество заданий для самостоятельного выполнения учеником, которые направлены на формирование самостоятельности.

Учитывая вариативность программ в начальной школе, для анализа было выбрано два учебника по технологии: О.А. Куревина, Е.А. Лутцева «Прекрасное рядом с тобой» (УМК «Школа 2100») и Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология» (УМК «Школа России») [47, 48]. Основанием для выбора этих учебников послужили следующие положения:

) оба комплекта соответствуют ФГОС НОО [58];

) в каждом представлены задания и упражнения для самостоятельного выполнения обучающимися;

) в комплектах реализуются разные подходы к формированию познавательных универсальных учебных действий, что отражается в отборе упражнений, их организации, рекомендациях по его анализу и проектированию уроков.

В учебнике О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой «Прекрасное рядом с тобой» (УМК «Школа 2100») деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Это определило цель обучения технологии: развитие личности младшего школьника, формирование умений и навыков учебной деятельности, готовности к учебной самостоятельности.

Особенность учебника Е.А. Лутцевой и Т.П. Зуевой «Технология» (УМК «Школа России») заключается в том, что он обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества [44].

Был проведен количественный и качественный анализ учебников технологии начальной школы 2 класса.

Количественный анализ предполагал изучение представленных в учебниках заданий для самостоятельного выполнения, формирующих познавательные универсальные учебные действия. Таких заданий в учебниках О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой во 2 классе - 35 самостоятельных работ, а в учебнике Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой во 2 классе - 38 самостоятельных работ.

Качественный анализ предполагал изучение содержания комплектов и заданий для самостоятельного выполнения младшими школьниками. Основное внимание мы обратили на идеи разделов и на самостоятельные работы, которые способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий.

В данных учебно-методических комплектах выявлены этапы работы: знакомство с профессиями, народными промыслами, историей, затем пробное действие ученика, открытие нового, тренировка умений (работа с учителем), и далее самостоятельная практическая работа, в которой ученику необходимо поставить цель работы, составить план работы. Работу выполняет по технологической карте.

Проанализировав самостоятельные задания из данных УМК, мы выделили типы упражнений и заданий, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии:

-информационные задания, которые побуждают учеников к пониманию, выявлению различных знаний, умений и первоначальных навыков;

-задания и упражнения, требующие переноса методов решения практических работ, задач, упражнений по одному предмету на решение задач по другому предмету;

-задания и упражнения, требующие активного поиска путей и способов решения на основе комплексного применения знаний и умений по различным предметам;

задания, предполагающие систематизацию и обобщение политехнических знаний, умений, первоначальных навыков учащихся, целенаправленное развитие творческой трудовой активности;

-задания, направленные на формирование у учеников важнейших положительных качеств личности и свойств характера, самостоятельности, познавательно-творческой трудовой активности, эстетического вкуса, культуры труда и т.д.

Можно сделать вывод, что учебники О.А. Куревина, Е.А. Лутцева «Прекрасное рядом с тобой» (УМК «Школа 2100») и Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология» (УМК «Школа России») содержат задания для самостоятельной работы обучающихся, однако, в представленных самостоятельных работах недостаточно упражнений, вопросов, заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий.

Подводя итоги первой главы, можно сделать следующие основные выводы.

Проблема самостоятельности обучающихся в отечественной педагогике XX века является главной и последовательно разрабатывается на всех этапах развития образовательной системы. В частности, в педагогической и психологической литературе XX века 20-30-х годов, самостоятельность связывается с общими задачами воспитания и обучения подрастающего поколения, в результате чего, проблему самостоятельности рассматривают как необходимое качество личности.

Таким образом, в наше время проблема самостоятельности в деятельности младших школьников приобрела особое значение, так как самостоятельность необходима не только в учебных целях, но и для формирования у обучающихся потребностей в непрерывном образовании и самообразовании. А также для умения видеть сущность стоящей перед ними задачи и ориентироваться в новых условиях жизни и труда.

Традиционный вербальный способ обучения при формировании самостоятельности у школьников является малоэффективным. Вследствие чего, возникает необходимость внедрять в образовательный процесс новейшие технологии. Использование новых технологий требует от обучающегося приспосабливаться к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям труда, уметь ориентироваться в нарастающем информационном потоке. Роль самостоятельной работы школьников возрастает также в связи с меняющимися целями обучения, направленностью на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Процент самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается от класса к классу. Например, в младших классах на неё отводится около 20 %. А в старших классах доля самостоятельной работы доходит до 70 % [41, c.63].

Развитию самостоятельности младших школьников будет способствовать сформированность следующих общих учебных умений: анализа, планирования и самоконтроля. Главное место в нашей методике отводится умению анализа. Таким образом, при самостоятельном выполнении трудового задания обучающиеся должны уметь: прочитать технический рисунок, чертеж, технологическую карту; по чертежу, образцу или рисунку разобраться в устройстве изделия, определить его существенные признаки и способы изготовления; составить план работы; выполнить намеченные трудовые операции; осуществлять контроль за соблюдением требований к изделию, к отдельным технологическим операциям; анализировать и дать оценку своей работе и работе одноклассников.

Глава 2. Исследование уровня развития самостоятельности младших школьников при работе с информацией на уроках технологии

.1 Организация исследования уровня самостоятельности младших школьников при работе с информацией на уроках технологии

В связи с обозначенной актуальностью выделенной проблемы было решено провести исследование с целью обосновать, разработать и апробировать экспериментальную программу психолого-педагогического сопровождения развития самостоятельности учащихся начальной школы посредством работы с информацией на уроках технологии.

В исследовании приняли участие 51 ученик младшего школьного возраста - учащиеся 2 «А» и 2 «Б» класса начальной школы.

Для упорядочения хода эксперимента были определены следующие его этапы: констатирующий; формирующий; контрольный.

На констатирующем этапе эксперимента были организованы две группы детей - контрольная (КГ) - учащиеся 2 «Б» класса (24 человек) и экспериментальная (ЭГ) - ученики 2 «А» класса (27 человек).

Целью первого этапа экспериментального исследования было выявление начального уровня сформированности самостоятельности у детей младшего школьного возраста. Для этого были использованы следующие методики и методы: метод опроса учащихся, карта воспитанности младшего школьника (А.И. Кочетов), диагностика параметров самостоятельной деятельности младших школьников, разработанная Н.В. Калининой, методика «Нерешаемая задача», методика «Оценка собственной деятельности».

Полученные в ходе диагностики по указанным методикам данные представлены на диаграммах 1-5.

Диаграмма 1 Результаты диагностики учеников 2 «А» и 2 «Б» классов на констатирующем этапе эксперимента (метод опроса)

Диаграмма 2 Карта воспитанности младшего школьника (А.И. Кочетова) на констатирующем этапе эксперимента

После проведения и анализа результатов всех методик, в соответствии со степенью сформированности самостоятельности у учащихся, классы были условно разделены на четыре группы (диаграммы 6-7) на основании выделенных критериев и показателей уровня сформированности самостоятельности (таблица 1).

Диаграмма 3 Диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников (по методике Н.В. Калининой) на констатирующем этапе эксперимента

Диаграмма 4 Методика «Нерешаемая задача» на констатирующем этапе эксперимента

Диаграмма 5 Методика «Оценка собственной самостоятельности» на констатирующем этапе эксперимента

Таблица 1. Критерии и показатели уровней сформированности самостоятельности

УровеньХарактеристикаИнициативно- самостоятельныйУченик способен ставить цель (задачи) и планировать свою Предстоящую деятельность. Самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой-либо стимуляции извне. Цели выходят за пределы требований программы. По собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы.Интуитивно- самостоятельныйУчащегося наблюдается умение корректировать свою Деятельность в соответствии с поставленной целью. Допущенные ошибки он обнаруживает и исправляет самостоятельно, правильно объясняет свои действия; Осознанно контролирует процесс решения задач и другими учениками.Рецептивно- самостоятельныйДля учеников сданным уровнем самостоятельности характерно умение соотносить свое эмоциональное состояние. С достижением результата. Эмоционально выражает положительное отношение к объекту деятельности, проявляет Взаимопонимание и взаимодействует в нестандартных ситуациях.Пассивно-самостоятельныйСамостоятельно обосновывает еще до решения задачи свою Возможность или невозможность ее решения, исходя из четкого осознания специфики усвоенных способов действий и Их вариаций, а так же границ их применения. Не умеет Оценивать и не испытывает потребности в этой оценке, не пытается оценивать ни по своей инициативе, ни по просьбе учителя.

Диаграмма 6 Распределение младших школьников по уровням сформированности самостоятельности на констатирующем этапе эксперимента (2 «А» класс)

Диаграмма 7 Распределение младших школьников по уровням сформированности самостоятельности на констатирующем этапе эксперимента (2 «Б» класс)

Полученные на констатирующем этапе, в ходе диагностики данные дали возможность судить о невысоком уровне самостоятельности учащихся начальной школы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1000». Уровень самостоятельности учеников едва дотягивал до среднего. Следовательно, имелись достаточные основания для проведения экспериментальной работы, направленной на повышение уровня самостоятельности учащихся.

.2 Развитие самостоятельности младших школьников при работе с информацией на уроках технологии

На формирующем этапе была разработана и внедрена программа психолого-педагогического сопровождения развития самостоятельности учащихся начальной школы.

Программа включала систему комплексных мероприятий с младшими школьниками, которая позволила доказать, что формирование самостоятельности учащихся начальных классов более эффективно происходит при психолого-педагогическом сопровождении с учетом индивидуальных особенностей учащихся. При разработке программы в центре внимания были возрастные особенности младших школьников и возможности реализации внутреннего личностного потенциала.

Критериями эффективности программы являлись изменения в мотивации обучения, развитие более высокого уровня самостоятельности учащихся, появление интереса к знаниям, проявление активности и инициативности на занятиях, изменения эмоционального состояния детей.

Программа была рассчитана нами на использование во 2 классе, но может быть адаптирована для любого класса начальной школы и групп внутри класса.

В рамках формирующего эксперимента были разработаны

самостоятельные работы на разные темы уроков по технологии, включающие в себя непосредственную работу по формированию познавательных универсальных учебных действий. Тематическое планирование самостоятельных работ представлено в таблице 2.

Таблица 2. Тематическое планирование самостоятельных работ по технологии для 2 класса

Тема урокаЦель урокаТехнологические операции способыСформировать представление о технологических операциях и способах.Изготовление нескольких одинаковых прямоугольников.Сформировать умение изготавливать несколько одинаковых прямоугольниковРазметка прямоугольника по угольникуСформировать умение размечать прямоугольник по угольнику размечатьПодвижные игрушки.Сформировать знание о сложных и простых конструкциях предметов и знание о конструкции подвижных игрушек.Подвижные игрушки.Сформировать знание о разборных и неразборных предметах.Подвижные игрушки.Сформировать знание о шарнирном соединении деталей игрушекВращение пропеллераСформировать знания о механизме и функции пропеллера.Соединение деталей изделия без соединительных материалов.Сформировать умение соединения деталей изделия без соединительных материалов.День защитника Отечества.Сформировать знания об изменении вооружения в армии.Виды транспорта.Сформировать знания о видах транспорта.

Каждая самостоятельная работа включает в себя теоретические знания и практические умения ученика. Ученик должен самостоятельно познакомиться с новой темой урока, поставить и сформулировать цель предстоящей работы.

Обучающиеся под руководством учителя самостоятельно решали учебную задачу, проявляя усилия и активность. Роль учителя - помощник, консультант. Педагогу необходимо было выполнять педагогические условия: а) использовать на уроках технологии специальные дидактические материалы, а именно самостоятельные работы, включающие задания, упражнения и задачи на формирование познавательных универсальных учебных действий;

б) учебную деятельность строить на основе постепенного продвижения младших школьников от действий в сотрудничестве с учителем к самостоятельным, от подражательных к творческим.

Разработанные нами самостоятельные работы помогают учителю организовать самостоятельную деятельность обучающихся, т.к. они содержат вопросы и задания на целенаправленный анализ образцов, целееполагание, рефлексию своих действий.

Включение таких работ в урок, может быть разным, в зависимости от уровня подготовленности обучающихся. В нашем случае первые два урока проводились с целью познакомить обучающихся с такой формой работы. Учителю необходимо было задать проблемный вопрос на уроке, который звучит как тема в самостоятельной работе, тем самым наталкивая их на тему и цель урока, например: «Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников?» или «Что заставляет вращаться пропеллер?».

Самостоятельная работа ученикам давалась нелегко, поэтому на следующих двух уроках ученикам отводилось некоторое время для выполнения заданий, затем, после каждого задания проводили коллективное обсуждение.

Следующие шесть уроков проводились полностью по предложенным нами самостоятельным работам. По окончанию теоретической работы, происходило обсуждение ответов (ответы на вопросы могут быть неоднозначными, поэтому эталон не вывешивался), проверка и оценивание своей работы, затем физкультминутка и продолжение самостоятельной работы - практической части, а в конце письменная рефлексия своей деятельности на уроке.

Рассмотрим структуру заданий одной из самостоятельных работ.

Тема: Технологические операции и способы.

Цель: сформировать представление о технологических операциях и способах.

Метапредметные результаты (познавательные универсальные учебные действия):

-умеет анализировать объекты с целью выделения признаков;

-умеет доказывать, обосновывать свой ответ;

умеет самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

умеет преобразовывать объекты из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

умеет проводить рефлексию своих действий. Задание №1

1.Подбери технологические операции и способы, подходящие для изготовления этих изделий.

2.Рассмотри изделия. Напиши технику, в которой они выполнены

.Какая последовательность изготовления подойдет для первого изделия, какая - для второго? Соедини изделия с последовательностью изготовления (рисунок 1).

а б

аб1. Разметь детали. 2. Вырежи детали. 3. Сложи. 4. Наклей детали.1. Разметь детали. 2. Вырежи детали. 3. Наклей детали.Рис. 1

Метапредметный результат: умеет анализировать объекты с целью выделения признаков.

Задание №2

Отметь, с какими высказываниями ты согласишься?

1.Технология - это последовательность изготовления изделия из какого-либо материала или материалов.

2.Для всех изделий используются одни способы изготовления, одна технология.

3.Для изготовления изделий из пластилина и бумаги нужны разные технологии.

Обоснуй своё мнение

Метапредметный результат: умеет доказывать, обосновывать свой ответ.

Задание № 3

Рассмотри изделие. Напиши, чему ты должен научиться, чтобы сделать игрушку с пружинками?

Рис. 2

. Какой ширины будут полоски? 2. Чему будет равна длина? 3. Как сгибаются полоски? 4. Сколько деталей необходимо для одной пружинки?

Метапредметные результаты: умеет анализировать объекты с целью выделения признаков; умеетпреобразовывать объекты из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

Задание №4

Рассмотри технологическуюкарту изготовления лягушки. Расскажи о последовательности работы.

Составь план своей работы.

1._

2._

3._

4._

5._ Самостоятельно подготовь материалы и инструменты. Изготовь изделие.

Технологическая карта

Таблица 3

Технологическая операцияОсновная детальДополнительные деталиРазметка деталейВыделение деталейФормообразование деталейСборка изделияОтделка изделия

Метапредметный результат: умеет проводить рефлексию своих действий.

Для определения уровня самостоятельности по окончании эксперимента нами была проведена итоговая диагностическая работа, задания в которой направлены на эти же умения.

.3 Итоговый анализ результатов проведенной работы по развитию самостоятельности младших школьников при работе с информацией на уроках технологии

Для оценки эффективности внедрения программы психолого- педагогического сопровождения развития самостоятельности учащихся начальной школы посредством работы с информацией, на контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровней развития самостоятельности и проведен сравнительный анализ данных до и после экспериментальной работы.

Сравнительный анализ динамики самостоятельности на констатирующем и контрольном этапах в КГ и ЭГ по выделенным критериям представлен в таблице 3.

Таблица 3 Сравнительный анализ динамики самостоятельности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах в КГ и ЭГ

Уровни самостоятельностиЭкспериментальная группа % (кол-во чел.)Контрольная группа % (кол-во чел.)Констатирующий этапКонтрольный этапkКонстатирующий этапКонстатирующий этапkИнициативно-самостоятельный20 %(5)36% (9)+ 426%(7)26%(7)0Интуитивно- самостоятельный24%(6)36%(9)+ 330% (8)34%(9)+ 1Рецептивно- самостоятельный40%(10)16%(4)-634%(9)30%(8)-1Пассивно- самостоятельный16%(4)8%(2)-28%(2)8%(2)0

Для наглядности представим данные в виде диаграмм

Результаты диагностики учеников 2 «А» и 2 «Б» классов на контрольном этапе эксперимента (метод опроса)

Диаграмма 9 Карта воспитанности младшего школьника (А.И. Кочетова) на контрольном этапе эксперимента

Диагностика 10 Параметров учебной самостоятельности младших школьников (по методике Н.В. Калининой) на контрольном этапе эксперимента

Диаграмма 11 Методика «Нерешаемая задача» на контрольном этапе эксперимента

Диаграмма 12 Методика «Оценка собственной самостоятельности» на контрольном этапе эксперимента

Рис. 13

Сравним уровень самостоятельности после проведения формирующего этапа эксперимента (диаграммы 13-14).

Диаграмма 13 Сравнительный анализ динамики самостоятельности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах (2 «А»)

Диаграмма 14 Сравнительный анализ динамики самостоятельности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах (2 «Б»)

Рим. Диаграмма

По результатам повторно проведенных методик видно, что уровень самостоятельности младших школьников повысился.

Таким образом, можно сделать вывод, что после проведенного комплекса мероприятий, направленного на психолого-педагогическое сопровождение развития самостоятельности детей младшего школьного возраста имели место положительные результаты.

Экспериментальное исследование показало, что разработанная программа психолого-педагогического сопровождения развития самостоятельности младших школьников обладает достаточными психолого- педагогическими возможностями для достижения поставленных целей и может быть применена в начальной школе.

Анализ исследования дает основание утверждать истинность выдвинутого предположения. Так как формирование самостоятельности - это длительный, целенаправленный процесс не одного года, после внедрения экспериментальной программы для дальнейшего развития изучаемого нами качества были даны рекомендации родителям и учителям по формированию самостоятельности у детей младшего школьного возраста.

Итак, можно сделать вывод, что в ходе экспериментальной работы цель и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза подтвердилась.

Следует отметить, что самостоятельность не рождается вместе с человеком, а формируется и развивается в течение всей его жизни. Как показывает практика, если у ребенка вовремя не сформирована самостоятельность, то в дальнейшем во взрослой жизни наверстать упущенное бывает крайне сложно.

В частности, младший школьный возраст можно определить как сенситивный для формирования самостоятельности как качества личности. Общая логика формирования самостоятельности состоит в движении от действия к способности. Формирование самостоятельности происходит при построении, организации человеком своих действий, и только позднее можно говорить о самостоятельности как о качестве личности, не зависимом от конкретной деятельности.

педагогический трудовой самостоятельность

Заключение

Целью нашего исследования являлось обоснование и проверка эффективности разработанных нами самостоятельных работ на уроках технологии для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Для этого была изучена и проанализирована научно-психолого- педагогическая литература, на основании которой, была выдвинута рабочая гипотеза исследования: предполагаем, что самостоятельная работа на уроках технологии будет способствовать эффективному формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

В ходе исследования были проанализированы требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, выявлены условия и средства формирования познавательных универсальных учебных действий, раскрыта сущность самостоятельной работы в обучении младших школьников на уроках технологии, проанализированы учебники по технологии для начальных классов с целью выявить количество самостоятельных работ, формирующих познавательные универсальные учебные действия; разработаны диагностические и самостоятельные работы для младших школьников по технологии, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий; проведена и проанализирована опытно- экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии посредством самостоятельной работы младших школьников.

В опытно-экспериментальной работе наша гипотеза исследования подтвердилась: самостоятельная работа на уроках технологии способствует эффективному формированию познавательных универсальных учебных действий с учетом условий:

-использование на уроках технологии самостоятельных работ, включающих в себя специальные задания, упражнения и задачи на формирование познавательных универсальных учебных действий;

-учебная деятельность построена на основе постепенного продвижения младших школьников от действий в сотрудничестве с учителем к самостоятельным, от подражательных к творческим.

Список литературы

1.Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста //Журнал прикладной психологии. - 2014. - №1. - С.41-61.

2.Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2013. - № 1. - с. 24 - 34.

3.Базарова C.B., Ефременко А.В. Основы профессиональной деятельности педагога-психолога образования (методические рекомендации) - Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2014. - 100 с.

4.Банников В.Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся // Педагогическое образование и наука. - 2015. - №3. - С. 83-86.

5.Боброва, О. В. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала / О. В. Боброва // Начальная школа. - 2015. - №5. - С. 23-29.

6.Боно Э. Серьезное творческое мышление. - Мн.: ООО «Попурри», 2005.

7.Браверман Э.М. Развитие самостоятельности учащихся - требование нашего времени // Педагогическое образование и наука. - 2016. - №2. - С. 15-19.

8.Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности: дайджест // Психология обучения. - 2013. - №3. - С. 118-119.

9.Васильева И.И. Использование предметных страниц школьного сайта в самостоятельной работе учащихся // Педагогическая информатика. - 2017. - №1. - С. 35-39.

10.Возрастные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1967.

11.Выгонов В.В. Технология. Поделки из разных материалов. 1-4 классы / В.В.Выгонов - М.: Издательство «Экзамен». - 2011. - 191 с.

12.Выготский Л.В. Вопросы детской психологии. Серия «Антология мысли». - М.:. Юрайт, 2017.

13.Галямова Э.М., Выгонов В.В. Методика преподавания технологии -М: Издательский центр «Академия», 2013.

14.Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа. - 2012. - №2. - С. 31-34.

15.Градова А. Управление познавательной деятельностью учащихся // Учитель. - 2014. - №6. - С. 76-80.

16.Губарева Л.И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития обучаемых в зарубежной педагогике // Образование в современной школе. - 2015. - №3. - С. 50-54.

17.Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности ее проявления в образовательной технологии // Химия в школе. - 2014. - №3. - С. 16- 22.

18.Гурина И.А. Идея развития познавательной самостоятельности в российском дореволюционном образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - №3. - С. 47-55.

19.Даськова, Ю. В. Подходы к контролю и оценке творческой самостоятельности // Молодой ученый. - 2016. - № 7. - С.42 - 48.

20.Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / А. Н. Джуринский. - М.: Владос-Пресс: КДУ, 2013. - 400 с.

21.Диагностика познавательных способностей: методики и тесты. - М.: Альма Матер: Академический Проект, 2009.

22.Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Учебник.- М.: Юрайт, 2015.

23.Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. - СПб.: Питер, 2015.

24.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.

25.Каменский А.М. Инновационные технологии организации самостоятельной работы учащихся / А.М. Каменский // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С.75-80.

26.Карсонов В.А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся // Школьные технологии. - 2014. - №5. - С. 125-126.

27.Карсонов В. А. Система мониторинга самостоятельной познавательной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - №5. - С. 14-16.

28.Коновалец Л. С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения // Педагогика. - 2012. - №2. - С. 46-50.

29.Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей Смоленск, Издательство: Ассоциация XXI век, 2007. - 294 c.

30.Кулагина И.В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения // Наука и школа. - 2013. - №2. - С. 55-56.

31.Куприянова М.А. Формирование познавательной самостоятельности учащихся как педагогическая проблема // Наука и школа. - 2015. - №5. - С. 35-36.

32.Лапенок М. В. Организация познавательной деятельности школьников на основе системы дистанционного обучения // Образование и общество. - 2016. - №2. - С. 60-64.

33.Масленникова А.В. Организация детской научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях / А.В. Масленникова, И.П. Бессонова. - М.: Центр «Школьная книга», 2013.

34.Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе. - 2014. - №6. - С. 35-38.

35.Немов Р.С. Психология в 3-х т. Т.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 4-е изд. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008. - 640 с.

36.Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2004. - 1456 с.

38.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1/ [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009.- 215 с.

39.Паскевич Н.В. Методика определения уровня сформированности познавательной активности учащихся (на примере изучения математики) // Педагогическое образование и наука. - 2013. - №4. - С. 82-84.

40.Петунин О.В. Проблема активизации познавательной самостоятельности познавательной самостоятельности учащихся // Образование и общество. - 2014. - №2. - С. 61-62.

41.Петунин О.В. Проблема познавательной самостоятельности школьников в отечественной педагогике // Инновации в образовании. - 2014. - №6. - С. 62-76.

42.Петунин О.В. Система активизации познавательной самостоятельности учащихся // Вестник Московского университета. - 2015. - №4. - С. 63-70.

43.Планируемые результаты начального общего образования / [JI.JI. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.

44.Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность// Пачатковая школа. - 2016. - №8. - С.63-66

45.Пола Е.С. Современные и педагогические технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2014.

46.Прилуцкая С. Самостоятельность - главная черта личности // Учитель. - 2012. - №5. - С. 78-80.

47.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2011. - 400 с.

48.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2011. - 231 с.

49.Савенков А.И. Исследователь. Самостоятельная исследовательская практика / А. И. Савенков // практика административной работы в школе. - 2014. - № 5. - С. 46 - 59.

50.Санжиева Т.Б. Краткий словарь современной педагогики [Текст] / Т.Б. Санжиева. - Улан-Удэ: Изд. Бурятского госуниверситета, 2014. - 104с.

51.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

52.Сидоров С.В. Развитие самостоятельности школьников /

53.Скуратова А.Н. Уровневая дифференциация как условие личностно-ориентированного подхода в организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся // Учитель в школе. - 2013. - №3. - С. 13-18.

54.Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2016. - 204 с.

55.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров. - М.: Юрайт, 2014. - 671 c.

56.Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. - М., 1998.

57.Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили. - М.: Эксмо, 2009. - 336 с.

58.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. / М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

59.Цыганкова, Ю. Н. Обобщение педагогического опыта на тему: Самостоятельная работа учащихся на уроках и внеурочно.

60.Шадриков В.Д. Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты. - М.: Академический проект, Альма матер. -2014.

61.Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. - М., 2014.

62.Шамардина Т. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся // Директор школы. - 2014. - №4. - С. 57-62.

63.Шипилова Т.Н. О понятиях «исследовательские умения и навыки» и различных подходах к их формированию / Т.Н. Шипилова // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности. - Липецк ЛГПУ, 2013. - С. 3 - 15.

64.Юсфин С.М., Зуева Т.А. Педагогическая поддержка в школе // Народное образование. - 2014. - № 6. - С. 4.

65.Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская. - М.: Академия, 2012. - 199 с.

66.Якуба, Ю.А. Методика тестирования качества обучения / Ю.А. Якуба. - М.: Издательский центр АПО, 2014. - 214 с.

67.Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся / Д.Г. Ямалтдинова // Начальная школа. - 2015. - № 2. - С. 8 - 9.

Похожие работы на - Работа с информацией на уроках технологии как средство развития самостоятельности младшего школьника

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!