Банковская система Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,39 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Банковская система Республики Беларусь

Введение

В процессе функционирования предприятий возникают хозяйственные связи, оформляемые и закрепляемые контрактами (договорами), согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей (работ, услуг), а другое - их получателем (потребителем), а значит, и плательщиком.

Кроме того, у предприятия возникают взаимоотношения с персоналом по оплате труда, с бюджетом по налогам, внебюджетными фондами и фондом социальной защиты и другими организациями и лицами. Все эти расчеты в основном осуществляются в денежной форме.

Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты, как правило, производятся в безналичной форме. Безналичные расчеты осуществляются путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают учреждения банков, обслуживающих их.

Банком являются учреждения, созданные для привлечения денежных средств и размещения их на условиях возвратности, платности и срочности. Банк является юридическим лицом.

Банковская система нашей республики состоит из Национального и коммерческих банков. Отношения между банками и клиентами основываются на договорных принципах. Клиенты самостоятельно выбирают банки и могут производить все виды банковских операций в одном или нескольких банках.

1. Правовые основы создания и функционирования банка

организационный коммерческий банк правовой

В Беларуси банки создаются как акционерные общества или унитарные предприятия. Будучи юридическими лицами, они подлежат обязательной государственной регистрации в Национальном банке Республики Беларусь. Банки могут открываться на средства инвесторов-резидентов (юридических и физических лиц), или с использованием иностранных инвестиций, или как дочерние банки иностранного банка. Представительства иностранных банков, не являясь юридическими лицами, подлежат обязательной регистрации. Следует отметить, что они не имеют права осуществлять банковские операции.

Создание банка включает следующие этапы:

) принятие решения о создании банка на собрании учредителей, определение доли участия, подготовка документов;

) открытие временного счета в Национальном банке Республики Беларусь для формирования уставного фонда; поступление средств от учредителей банка на этот счет;

) утверждение собранием учредителей устава банка, в котором указываются наименование банка, размер его уставного фонда, перечень банковских операций и видов деятельности и иные обязательные сведения;

) представление в Национальный банк Республики Беларусь документов согласно установленному перечню и должным образом оформленных (заявление, устав, документы, подтверждающие формирование уставного фонда, информация об учредителях и кандидатурах на должности руководителя и главного бухгалтера, документы, подтверждающие техническую возможность проведения определенных банковских операций, бизнес-план, и другие документы);

) принятие Правлением Национального банка Республики Беларусь решения о государственной регистрации, подготовка соответствующего свидетельства, запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдача банковской лицензии.

Уставный фонд создаваемого банка формируется из денежных средств и не может быть ниже установленного минимального размера, который в эквиваленте составляет 25 млн евро. Вклады в уставный фонд возможны в форме имущества, необходимого для банковской деятельности, т.е. как неденежный взнос. Установлен предельный размер 20 % неденежной части уставного фонда сверх минимальной денежной части. При формировании уставного фонда с использованием иностранной валюты пересчет в белорусские рубли осуществляется по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату внесения вклада. Для образования уставного фонда могут использоваться только собственные средства учредителей. Весь уставный фонд должен объявляться в белорусских рублях.

В Беларуси Национальным банком установлен размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе, который учитывается им при регистрации банков, а также при регистрации увеличения их уставных фондов. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных фондах банков с иностранными инвестициями к совокупному уставному фонду банков, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.

Регистрация банка предполагает уведомление соответствующих органов и запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

. Структура банковской системы, ее роль и значение в Республики Беларусь

Банковская система Республики Беларусь представляет собой принятую в международной практике двухуровневую систему, состоящую из центрального банка (в Республике Беларусь он называется Национальный банк республики Беларусь) и коммерческих банков второго уровня. Ко второму уровню относятся также и специализированные кредитно-финансовые учреждения. Национальный банк Республики Беларусь находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь.

Основными целями Национального банка Республики Беларусь, как центрального органа управления являются: 1) кредитно-денежное регулирование экономической системы Республики Беларусь; 2) поддержка общей экономической политики Правительства Республики Беларусь; 3) обеспечение устойчивости официальной денежной единицы Республики Беларусь.

Органами управления Национального банка Республики Беларусь являются Правление Национального банка Республики Беларусь и Совет директоров Национального банка Республики Беларусь. Высшим органом Национального банка Республики Беларусь является Правление Национального банка Республики Беларусь. Правление Национального банка Республики Беларусь обеспечивает выполнение функций Национального банка Республики Беларусь как центрального органа государственного управления Республики Беларусь.

Совет директоров Национального банка Республики Беларусь выполняет следующие функции:

организует проведение единой государственной денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

определяет возможность выдачи лицензий и осуществляет надзор за юридическими лицами, занимающимися выдачей кредитов от своего имени за счет вкладов, либо других возвратных средств, полученных от физических и юридических лиц;

рассматривает и утверждает смету расходов Национального банка Республики Беларусь на очередной год;

устанавливает формы и размеры оплаты труда членов Совета директоров.

Основными функциями - Национального банка Республики Беларусь являются:

проведение единой государственной денежно-кредитной политики;

регулирование денежного обращения;

валютное регулирование; выполнение функций центрального депозитария;

организация и осуществление валютного контроля;

организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;

консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Совета Министров Республики Беларусь;

совместное с Министерством финансов Республики Беларусь исполнение республиканского и местных бюджетов;

государственная регистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;

выдача лицензий на осуществление банковских операций;

надзор за деятельностью банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений по соблюдению безопасного и ликвидного функционирования;

регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;

регулирование кредитных отношений;

осуществление контроля за соблюдением установленного порядка кредитования;

определение и утверждение порядка и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве Республике Беларусь и ответственности за их нарушение;

создание и накопление золотовалютных резервов Республики Беларусь;

осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целей Национального банка Республики Беларусь;

регистрация эмиссии ценных бумаг банков;

проведение анализа и прогнозирование кредитно-денежных и валютных отношений;

инкассация и доставка денежной наличности, валютных и других ценностей коммерческим банкам и другим субъектам хозяйствования.

Организационное устройство банков второго уровня (коммерческих) обусловлено его производственными функциями. Размеры банка являются определяющим фактором при построении организационной структуры управления банка. Однако размеры и функции банков - не единственные факторы, определяющие организационную структуру банка и с вязанную с ней эффективность работы. Государственное регулирование деятельности банков также имеет огромное значение для формирования потребностей и разнообразного построения организационной структуры кредитных институтов. По мировым стандартам банки Республики Беларусь очень малы. Общая сумма активов всей банковской системы Республики Беларусь даже не равна среднему банку Российской Федерации. В то же время организационная структура управления банковского сектора Республики Беларусь построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества. Хотя существует огромная разница в размерах банков, банки Республики Беларусь предлагают клиентам все виды услуг и обслуживания, предлагаемые на рынке Западной Европы и Российской Федерации.

Сервисные операции, оказываемые клиентам банка, обычно контролируются бухгалтером, кассиром и внутренним аудитором, работающим в банке. Общий контроль осуществляет заместитель Председателя Правления банка отвечающий за работу кредитного, депозитного отделов и бухгалтерии банка. Работники данных отделов подотчетны заместителю Председателя Правления банка, который в свою очередь отвечает перед Председателем Правления банка. Председатель Правления банка отвечает за перспективное (долгосрочное) планирование развития банка и оказание помощи руководителям различных служб банка в решении наиболее острых проблем. Высшее руководство, в свою очередь, периодически отчитывается перед Советом директоров банка (Совет банка), руководящим органом банка. Совет директоров коммерческого банка - комитет, выбранный акционерами (владельцами) банка, для разработки политики банка и контроля за его деятельностью.

В настоящее время в развитии организационной структуры банков Республики Беларусь выявляется новая тенденция, состоящая в том, что почти все банковские институты становятся в большей степени универсальными. Одновременно с ростом банк расширяет перечень предлагаемых услуг и предоставляет новые схемы кредитования. Параллельно с развитием банковских услуг, развивается и организационная структура управления банка и сеть его филиалов (отделений).

К основным видам деятельности банков второго уровня относятся: предоставление кредитов от своего имени за счет собственных средств; кассовое обслуживание; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, осуществление расчетов по их поручению; ломбардная деятельность; факторинг и форфейтинг; поручительство (предоставление гарантий); доверительное управление активами; банковское хранение; предоставление сейфов в имущественный найм; перевозку ценностей; деятельность по обмену валюты; инвестиционное посредничество; финансовое посредничество; деятельность депозитария; инвестиционное консультирование; финансовое консультирование; деятельность инвестиционного банкира; деятельность инвестиционного поверенного; выпуск векселей; скупку, продажу и обмен драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Взаимоотношения банков второго уровня с Национальным банком Республики Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. К данным методам взаимодействия относится порядок установления экономических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно и контроль за их выполнением осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для банков следующие экономические нормативы: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков; норматив неденежной части уставного фонда банка; норматив ликвидности банка; норматив достаточности банка; норматив обязательных отчислений в фонд резервов; норматив максимального риска на одного заемщика и др.

3. Взаимоотношения банками с клиентами

Клиентами Банка являются предприятия и компании, осуществляющие свою деятельность в области торговли, перевозок и др. Также клиентами Банка выступают физические лица, общественные организации.

Главными факторами, благодаря которым Банк поддерживает и развивает обоюдовыгодные взаимоотношения с клиентами, являются прозрачность финансовой информации, реальное финансовое поддерживание клиентов, взаимное доверие и открытость.

Банк ориентируется на долгосрочное и взаимовыгодные отношения со своими клиентами, на создание гибких условий для обслуживания, индивидуальный подход к любому клиенту и минимизацию тарифных планов.

Высочайшим качеством обслуживания банк стремится вызывать восхищение Клиентов. Эта стратегия развития является основой для плодотворного и долгосрочного сотрудничества банка со своими клиентами.

Миссия банка заключается в помощи людям приумножать материальное и духовное богатство, а также способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между людьми.

Банк должен создавать у клиентов только положительные впечатления, предлагая наиболее простое, понятное и удобное решение. Строить честные партнерские отношения. Удовлетворенность внешних клиентов зависит от качества обслуживания и поддержки внутренних клиентов.

Банку необходимо постоянно искать новые прибыльные идеи, идти на продуманный риск, уметь принимать решения в ситуации неопределенности, постоянно развиваться самим и помогать развиваться клиентам, предлагая уникальные технологии, знания и опыт.

4. Перспективы развития банковской системы

Ключевая проблема развития банковской системы Республики Беларусь, которая должна найти свое отражение в обновленном банковском законодательстве страны - это упорядочение ее государственного регулирования на основе имеющегося опыта развитых стран.

В разные периоды экономического развития в каждой конкретной стране методы государственного регулирования деятельности банковских учреждений существенно различался. Тем не менее, их можно сгруппировать по следующим основным формам:

прямое государственное управление, включающее национализацию части банковских учреждений, правительственные назначения на руководящие должности в коммерческих банках и государственную регламентацию деятельности финансово-кредитных учреждений;

государственное участие в уставном капитале банков;

государственное регулирование деятельности банков путем установления специальных нормативов и ограничений;

регулирование путем заключения специальных соглашений правительства с банками по поводу осуществления совместных экономических программ.

В рамках основных направлений развития банковской деятельности можно выделить несколько специфических тенденций:

концентрация банковской деятельности в относительно небольшом количестве крупных банков при сохранении конкуренции между ними;

сохранение и развитие специализации банковской деятельности при одновременном повышении их универсальности;

повышение регулирующей роли центральных банков и их независимости от исполнительной власти.

В этой связи совершенствование банковской системы предполагает создание целенаправленной нормативной основы действий по трем главным направлениям: институциональному, финансовому и организационному.

К институциональным относятся:

. Антиинфляционная политика, без которой любое наращивание финансовых ресурсов для кредитования реального сектора в национальной денежной единице является экономически бесполезным.

. Современная валютная политика, смысл которой состоит в привлечении и распределении валютных ресурсов в соответствии с реальной рублевой платежеспособностью и валютной окупаемостью каждого из предприятий, независимо от сферы деятельности.

. Соответствующая политика в сфере отношений собственности на средства производства, в соответствии с которой, любой без исключения заемщик, должен быть в состоянии нести полную материальную ответственность за привлечение, использование и возврат заемных средств.

Мероприятия финансового характера:

. Снижение нормы обязательного резервирования до 3-5%.

. Снятие всех ограничений на покупку банками валюты на внутреннем рынке для инвестиционных целей.

. Ужесточение контроля за нелегальным вывозом валюты из страны.

. Привлечение иностранного капитала за счет продажи пакетов акций коммерческих банков.

. Отказ со стороны государства от финансирования государственных программ за счет кредитной эмиссии Национального банка и переход их кредитования.

. Введение жесткой зависимости процентных ставок по срочным депозитам и краткосрочным кредитам в национальной валюте от уровня инфляции в годовом исчислении. Так как снижение процентных ставок может быть следствием только снижения инфляции.

. Развитие факторинговых операций и лизингового кредитования, связанных с минимальным залогом.

. Ужесточение контроля за исполнением залоговых требований по просроченным кредитам банков государственными предприятиями.

Мероприятия организационного характера:

. мероприятия по укрупнению коммерческих банков путем повышения нормативов минимального уставного и собственного капиталов, так как большинство небольших банков практически не участвуют в кредитовании реального сектора экономики в силу своей маломощности и зарабатывают деньги исключительно на финансовых рынках.

. разделение функций эмиссионного банка и органа надзора за деятельностью коммерческих банков в Национальном банке. Это обусловлено тем, что центральный банк, активно участвующий в экономике, несет ответственность за их платежеспособность и не может беспристрастно выполнять контроль за безопасным и ликвидным состоянием каждого банка. Эти функции, как это практикуется в развитых странах, лучше передать самостоятельному подразделению.

Индивидуальное задание

Тема: «Виды счетов, открываемых предприятием в банке»

Учет денежных средств.

Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:

своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

обеспечение сохранности денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;

контроль за расходованием денежных средств строго по целевому назначению;

своевременное и точное ведение расчетов с дебиторами и кредиторами, периодическое проведение инвентаризаций денежных средств и расчетов.

Национальный банк Республики Беларусь, руководствуясь действующим законодательством, установил единый порядок открытия в банках республики счетов юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, органам государственной власти и управления, общественным объединениям, нерезидентам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам.

Открытие других счетов, определяемых Планом счетов бухгалтерского учета, осуществляется банками самостоятельно. Счета могут открываться по выданным в установленном порядке доверенностям предприятий, предпринимателей, физических лиц.

Банки открывают организациям, предпринимателям расчетные (текущие) и другие счета. К ним относятся депозитные, корреспондентские, субсчета, контокоррентные, а также счета в иностранной валюте (включая специальные) и др.

Открытие других счетов осуществляется банками самостоятельно с учетом требований законодательства РБ.

Банки не вправе отказать предприятию, его обособленному подразделению, выделенному предприятием на отдельный баланс, предпринимателю, физическому лицу в расчетно-кассовом обслуживании, если это предусмотрено Уставом банка и имеется соответствующая лицензия НБ РБ.

Виды счетов, открываемых предприятием в банке.

Текущий (расчетный) счет.

Для оформления открытия (переоформления ранее открытых) текущих (расчетных) и других счетов в банк представляются следующие документы:

. Заявление на открытие счета.

. Копия документа о регистрации (перерегистрации) предприятия, предпринимателя (свидетельство о регистрации, выписка из решения местного органа управления, Министерства юстиции Республики Беларусь и т.д.).

. Копия учредительных документов, установленных законодательством для владельца счета. Уполномоченный работник банка делает отметку об открытии текущего счета с указанием его номера, даты открытия и порядка функционирования (наименования счета).

. Дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика.

Открытие нескольких счетов в банке по одному дубликату извещения о присвоении УНН, открытие счетов по копиям, ксерокопиям дубликата извещения о присвоении УНН не допускается. Также не допускается внесение каких-либо изменений в дубликат извещения о присвоении УНН при открытии счета. Дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика действителен до закрытия счета в банке.

Справка органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в органах Фонда.

Карточка с образцами подписей должностных лиц (предпринимателя), имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати владельца счета.

Если банку необходимы дополнительные экземпляры, они удостоверяются главным бухгалтером банка или лицом, уполномоченным руководителем банка, после сличения с основным экземпляром карточки и соответствующей подписи в реквизите "Прочие отметки" о сличении с основным экземпляром карточки и дополнительного удостоверения не требуют.

Нашим предприятием открыты текущие расчетные счета в двух банках: ЗАО «МТБанк» и ОАО «АСБ Беларусбанк».

Временный счет.

Учреждение любой коммерческой организации в Республике Беларусь включает этап создания ее уставного фонда, который заявляется в размере, определенном решением учредителя (учредителей), но не менее установленного законодательством, и формируется до государственной регистрации коммерческой организации. Для формирования уставного фонда необходимо открыть временный счет.

При открытии временного счета для формирования уставного фонда учредителям (участникам) создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций для аккумулирования денежных средств представляется карточка с образцами подписей учредителей (участников), имеющих право распоряжаться счетом.

При проведении расчетов с использованием электронных расчетных документов представляется карточка открытого ключа проверки подписи, удостоверенная подписью (подписями) и печатью владельца (владельцев) личного ключа подписи.

Карт-счет.

При открытии карт-счета предприятие, предприниматель представляют в банк заявление на открытие счета, дубликат извещения о присвоении УНН, справку Фонда социальной защиты населения и карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, удостоверенную нотариально.

Предприниматель представляет заявление на открытие счета, дубликат о присвоении УНН и карточку с образцами подписей.

Специальный счет.

Специальные счета для хранения (аккумулирования) денежных средств граждан открываются предприятиям при представлении заявления на открытие счета, копии документа о регистрации (перерегистрации) предприятия, двух экземпляров копий учредительных документов - на одном из них должен быть проставлен штамп регистрирующего органа, а другой удостоверен нотариально или регистрирующим органом, дубликата извещения о присвоении УНН, справки Фонда социальной защиты населения, карточки с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, а предпринимателям - при представлении вышеуказанных документов, за исключением двух экземпляров копий учредительных документов, справки Фонда социальной защиты населения, если в избранном банке нет счетов клиента.

Субсчет.

Субсчета в банках открываются в официальной денежной единице Республики Беларусь.

Предприятию, его обособленному подразделению, выделенному предприятием на отдельный баланс, предпринимателю в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Они предназначаются для зачисления поступающих денежных средств, осуществления безналичных расчетных операций, вытекающих из уставной деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя. Для открытия субсчета в банке, где имеется текущий счет предприятия, предпринимателя, представляют в банк заявление на открытие субсчета, дубликат извещения о присвоении УНН и справку Фонда социальной защиты населения (кроме предпринимателей).

Предприниматели представляют только заявление на открытие субсчета и дубликат извещения о присвоении УНН. Для открытия субсчета в банке, где нет счетов предприятия, представляются кроме вышеуказанных документов копия документа о регистрации (перерегистрации) предприятия, два экземпляра копий учредительных документов и карточки с образцами подписей. Предприниматели представляют заявление на открытие счета, дубликат извещения о присвоении УНН, копию документа о регистрации (перерегистрации) и карточки с образцами подписей.

Список использованных источников

1. Латыпова О.Ю., Стражев В.Л. Теория бухгалтерского учета, Минск: Интерпрессервис, 2006. - 312с.

. Сащеко П.М. Теория бухучета, Минск: БГЭУ, 2004 г. - 150с.

. Саленко М.П. Бухгалтерский учет и статистическая отчетность, Минск: Новое знание, 2005 г. - 290 с.

. Информационно-правовая система «Консультант Плюс», ООО «ЮрСпектр», 2015г.

Похожие работы на - Банковская система Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!