совершенствование процесса управления персоналом.
Таблица 1.1 - Основные цели HR-анализа организации
Исследователи в области экономики труда и управления персоналомОсновные цели HR-анализа организацииМ.И. Магура, М.Б. Курбатоваадминистративные цели (повышение / понижение в должности, оплата труда, перевод внутри организации и увольнение); оценка качества управленческой деятельности; обратная связь с работником по вопросам предоставления информации о степени его соответствия требованиям, установленным для данной должности; развитие персонала; совершенствование процесса управления персоналомА.А. Хачатурянпринятие решений, связанных с изменением компенсационного пакета работников, принятие решений, связанных с установлением соответствия кадрового потенциала организационным целям и задачам (выявление потенциала, развитие и планирование карьеры работников и др.); принятие решений, связанных с оценкой деятельности конкретных работников и отдельных структурных подразделений
Достижение указанных целей достигается посредством анализа деятельности работников, что создает основу для принятия управленческих решений.
Анализ рабочих показателей является для руководства рациональной основой для принятия таких административных решений в области управления персоналом, как оплата труда, повышение и понижение в должности, перевод на другую работу внутри организации и увольнение.
Анализ работы персонала призван выяснить, насколько качественно решаются управленческие задачи, стоящие перед руководителями разного уровня. Это в первую очередь задачи, относящиеся к следующим сферам деятельности:
планированию деятельности и распределению ресурсов;
управлению в критических ситуациях;
работе с документами;
делегированию;
мотивации подчиненных;
обучению подчиненных;
уровню сотрудничества между руководителями и подчиненными;
организации взаимодействия с другими подразделениями организации;
трудовой морали;
инновациям.
Оценка рабочих показателей является для работника информацией со стороны руководства о том, как он выполняет порученное ему дело. Такая обратная связь призвана направлять усилия персонала в нужное русло, проясняя требования, предъявляемые к работе, мотивировать к улучшению рабочих показателей. Таким образом, оценка руководителем работы и трудового поведения подчиненного позволяет работнику определить содержание своей профессиональной роли. Особенно это важно для новых сотрудников, так как позволяет лучше усвоить ожидания руководства и устанавливаемые организацией стандарты.
Оценка работы может использоваться как один из способов контроля над работой персонала с целью поддержания установленных стандартов. В ситуации, когда работа персонала не соответствует этим стандартам, то организация в зависимости от выявленных причин неудовлетворительной работы может принять следующие шаги:
реорганизовать трудовой процесс;
изменить нормы выработки;
обучить или переобучить работников;
разработать и внедрить программы, направленные на повышение уровня мотивации и лояльности персонала своей организации;
перевести работников, не справляющихся со своими обязанностями, на другие должности;
уволить неподходящих работников и набрать новых. Анализ работ дает следующую информацию о работе:
общая цель - для чего существует данная должность, и какой вклад ожидается от занимающего ее работника;
анализ и описание работ и ролей;
содержание - характер и сфера работы, выполняемые задачи, операции и обязанности, т.е. процессы преобразования инвестиций в продукты;
критерии выполнения - критерии, методы или показатели, которые дают возможность оценить выполненную работу;
ответственность - ответственность работника, занимающего должность, в соответствии с масштабом и вложениями в работу; объем полномочий при принятии решений; сложность, масштаб, разнообразие решаемых задач; количество и стоимость ресурсов, находящихся под его управлением; тип и уровень межличностных отношений;
организационные факторы - подчинение работника, занимающего данную должность, т.е. кому он подчиняется непосредственно или функционально; кто прямо или косвенно подчиняется данному работнику; в какой степени он вовлечен в групповую работу;
мотивационные факторы - конкретные особенности работы, которые могут мотивировать или демотивировать работника;
факторы развития - повышение в должности и карьерные перспективы, возможность приобрести новые навыки или специальные знания;
факторы среды - условия труда, охрана труда и техника безопасности, работа в ночное или вечернее время, подвижность и эргономические факторы, связанные с дизайном и использованием оборудования или рабочих мест.
Анализ профессиональной деятельности осуществляется для достижения следующих целей:
Оптимизация функционирования организации:
нормирование;
аттестация;
оценка труда;
регламентация, должностная инструкция;
проектирование деятельности, изменение организационной структуры.
Профессиональный отбор (критерии отбора, процедуры отбора).
Анализ профессиональной деятельности проводится посредством следующих методов:
Профессиографическое интервью, которое проводится с целью изучения особенностей выполнения работником профессиональной деятельности.
Метод отдельных заданий, который направлен на выявление отдельных навыков и умений, необходимых для выполнения трудовых обязанностей.
Профессиографические опросники, которые позволяют выявить личностные или/и профессиональные качества работника.
К критериям отбора персонала относят:
критерии деятельности;
критерии качества;
социально-демографические критерии (пол, возраст, состояние здоровья, образование);
психологические критерии (психологические профессионально важные качества).
Критерии отбора могут быть сформированы по результатам экспертного опроса или методов анализа деятельности.
Профессиографическое интервью наиболее часто используется при профессиональном отборе и расстановке кадров в российских организациях.
Профессиографическое интервью проводится с целью:
получение информации, связанной с изучаемой профессиональной деятельностью;
осмысления сотрудником (экспертом) собственной профессиональной деятельности, что способствует повышению эффективности труда;
информирования персонала компании и задачах, стоящих перед службой управления персоналом (соответственно тем самым создается имидж этого подразделения организации).
Интервью состоит из знакомства (установление контакта) и сбора информации. От умения интервьюера создать дружескую, неформальную атмосферу зависит уровень открытости работника и полнота получаемой информации о профессии.
Описание должности включает следующие составляющие:
наименование и статус организации;
структура организации;
цели и задачи организации;
основные виды деятельности организации;
определение должности;
служебные взаимоотношения (с представителями каких служб и подразделений);
профессиональные важные качества;
основные обязанности и ответственность;
содержание работы;
требуемые результаты служебной деятельности;
условия работы (физические нагрузки, режимы труда и отдыха, зарплата, льготы и др.);
необходимое для эффективной работы образование;
социально-демографические характеристики эффективности работника.
Ролевой анализ - это продолжение анализа работ, обычно он проводится с помощью интервью, возможно, дополненным одним из методов анализа компетенций. Ролевой анализ выявляет основные сферы ответственности (сферы ключевых результатов) и определяет компетенции, которые необходимы работникам, и которые они играют, выполняя свою работу. Особое внимание обращают на то, как они работают с другими людьми, как они вписываются в организационную структуру, насколько независимых действий от них ожидают, и как они устанавливают свои приоритеты.
Анализ навыков выявляет навыки, необходимые для достижения принятых стандартов выполнения работы. В основном, он применяется в отношении технических, ремесленных, физических и канцелярских работ, чтобы обеспечить основу разработки программ обучения и повышения квалификации.
При использовании любых методов оценки, независимо от того, насколько хорошо определены критерии, применяемые при анализе работы персонала, на решение руководителя могут оказывать влияние ошибки, связанные с особенностями межличностного восприятия:
Ошибка центральной тенденции возникает тогда, когда большая часть сотрудников оценивается средним баллом (хотя можно ожидать, что кто-то из сотрудников лучше, а кто-то хуже).
Ошибка снисходительности - большинство сотрудников оценивается высокими оценками, что может привести к принятию таких решений, которые негативно скажутся на мотивации работников, на стремлении работать с полной отдачей.
Ошибка высокой требовательности - большинство сотрудников получает низкие оценки. Это способно негативно повлиять на отношение персонала к своей работе и подрывает веру работников в справедливость решений, принимаемых руководством.
Эффект ореола возникает тогда, когда руководитель оценивает подчиненного как хорошего или плохого работника, ориентируясь на какую-то одну характеристику, которая в его глазах перевешивает все остальные.
Ошибка контраста возникает тогда, когда средний работник получает высокую оценку, если он оценивается после нескольких достаточно слабых работников, или низкую - если он идет после нескольких сильных.
Стереотипизация - это тенденция сравнивать подчиненного со стереотипом «идеального работника». Этот стереотип может сильно различаться у разных руководителей, проводящих оценку, и иметь слабое отношение к реальным требованиям работы.
Ошибки оценивания, влиянию которых в той или иной мере подвержен каждый оценивающий, затрудняют, а иногда делают невозможным разделение работников на успешных и неуспешных. Кроме того, эти ошибки мешают сравнивать оценки, полученные от разных экспертов. Более высокого качества анализа работы персонала можно добиться, если не только понимать истоки появления ошибок оценки, но и знать пути их преодоления.
.3 Направления технологии HR-анализа
В рамках оценки ресурсного потенциала организации можно выделить основные направления анализа человеческих ресурсов:
анализ количественных и качественных показателей обеспеченности организации персоналом (анализ численности персонала по стажу работы, по возрасту, по уровню образования, анализ квалификационного уровня персонала, анализ потребности и наличия персонала по категориям и профессиям, анализ структуры персонала);
анализ движения персонала (расчет и анализ коэффициентов оборота по приему, выбытию, текучести персонала, постоянства);
анализ использования рабочего времени персонала(расчет и анализ фондов рабочего времени);
анализ производительности труда и трудоемкости (расчет и анализ показателей производительности труда и трудоемкости);
анализ оплаты труда (анализ фонда заработной платы, расчет и анализ показателей зарплатоемкости, зарплатоотдачи, рентабельности заработной платы).
Анализ использования рабочего времени является важным направлением в оценке управления человеческими ресурсами. Возможно выявление скрытых хозяйственных резервов, что в свою очередь позволит наиболее рационально и эффективно использовать рабочее время персонала, и будет способствовать увеличению производительности. В конечном итоге это положительно может сказаться в целом на результатах деятельности организации.
Полнота и рациональность использования человеческих ресурсов характеризуется количеством отработанных дней и часов одним работником за определенный период времени и зависит от степени использования рабочего времени. В результате анализа фонда рабочего времени определяется фактически отработанное время и его потери.
Детальный анализ позволяет выявить резервы рабочего времени и разработать необходимые мероприятия по оптимальному и эффективному их использованию.
Следующим направлением исследования человеческих ресурсов организации является анализ производительности труда и трудоемкости. Производительность труда характеризует интенсивность использования персонала.
Для более детального анализа производительности труда и поиска резервов ее повышения необходимо определять влияние на нее каждого фактора с помощью детерминированного факторного анализа.
В ходе анализа можно выявить слабые места в использовании человеческих ресурсов, в результате чего, предварительно выяснив причины нерационального их использования, необходимо разработать мероприятия по устранению «узких мест». Анализ производительности труда необходимо осуществлять в динамике в сравнении с плановыми и с нормативными показателями, с показателями за прошлые периоды времени.
Трудоемкость также является показателем оценки производительности труда, и ее снижение будет способствовать повышению выработки и эффективности использованию человеческих ресурсов.
Трудоемкость - показатель отражающий затраты труда на выполнение работ или создание продукции, измеряющийся в человеко-днях, затраченных на единицу работ или единицу готовой продукции.
Анализ оплаты труда также является основой для анализа человеческих ресурсов. Ее можно охарактеризовать как выраженный в стоимостном выражении труд работника, затраченный им на изготовление продукции, выполнение работ.
Можно проследить прямую взаимосвязь между рабочим временем персонала и заработной платой, поскольку от количества отработанного времени работника зависит и его заработная плата.
Как известно, фонд оплаты труда представляет собой весомую долю расходов в общей величине расходов предприятия, от грамотной организации оплаты труда будут зависеть и результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Следует учитывать тот факт, что заработная плата является стимулирующим фактором для работника и может способствовать повышению производительности труда и сокращению текучести персонала. В этой связи, анализ оплаты труда в рамках исследования человеческих ресурсов предполагает оптимизацию оплаты труда.
Для целей оценки ресурсного потенциала организации при анализе оплаты труда следует выделить показатели:
зарплатоемкость, при расчете которой в числителе следует учитывать величину годовой заработной платы персонала, а в знаменателе выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
зарплатоотдача является обратным показателем зарплатоемкости, в связи с чем, и рассчитывается отношением выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг к годовой заработной плате персонала;
рентабельность заработной платы следует определять отношением прибыли от продаж к годовой заработной плате персонала.
Содержание аналитической деятельности:
- оценка эффективности привлечения трудовых ресурсов;
- оценка эффективности методов отбора работников;
оценка эффективности процесса адаптации работников;
- определение потребности в оценке работников;
- анализ используемых методов оценки работников.
Показатели оценки.
Показатели эффективности привлечения трудовых ресурсов: количество кандидатов, привлеченных с помощью каждого источника привлечения, к общему числу привлеченных; доля работников, прошедших испытательный срок и принятых на работу из числа привлеченных с помощью каждого источника; доля работников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу; срок привлечения кандидатов при помощи каждого источника; издержки на привлечение трудовых ресурсов с помощью каждого источника.
Показатели качества отбора трудовых ресурсов: уровень текучести среди новых сотрудников; доля работников, не прошедших испытательный срок; качество закрытия вакансии.
Объективные показатели эффективности адаптации работников: показатели выработки; соответствие квалификационных навыков требованиям рабочего места; выход на средний уровень брака по вине работника; степень соответствия поведения личности нормам, сложившимся в коллективе; характер взаимоотношений с коллегами, администрацией.
Субъективные показатели эффективности адаптации работников: собственная оценка работником самочувствия, условий и тяжести труда; собственное отношение работника к профессии и квалификации; уровень удовлетворенности сотрудника новой для него производственной средой и ее наиболее важными компонентами; собственная оценка отношений с руководством, с коллективом.
Показатели потребности в оценке человеческих ресурсов: дата проведения последнего оценочного мероприятия; размер и возраст компании.
Показатели эффективности используемых методов оценки работников: отношение сотрудников к принятой системе оценки; оценка личностных качеств работника в отрыве от его должностных обязанностей.
Обучение и развитие работников.
Мотивация и стимулирование работников.
анализ состояния системы обучения работников;
анализ программ развития работников;
- оценка уровня, формирования кадрового резерва (КР) (при наличии кадрового резерва);
- анализ структуры дохода работника;
оценка соответствия уровню оплаты труда по региону;
оценка соответствия уровню оплаты труда основных конкурентов;
- оценка удовлетворенности сотрудников системой мотивации;
- анализ социальной защищенности
Наибольшие сложности при анализе человеческих ресурсов организации могут возникнуть при оценке их качественных характеристик, определяющих уровень профессионализма, квалификационную пригодность, способность персонала к выработке и реализации идей, позволяющих повысить эффективность функционирования организации.
Для более полного анализа человеческих ресурсов и оценки их качественных характеристик, целесообразно использовать эвристические методы экономического анализа, основанные на опыте, интуиции и логическом мышлении специалистов.
Разно направленный анализ человеческих ресурсов, основанный на индивидуальных особенностях деятельности организации, формируется внутри корпоративная технология HR-анализа решения управленческих задач.
В ходе исследования теоретической базы по управлению человеческими ресурсами были изучены основные подходы к HR-анализу, выявлены главные преимущества его использования для решения управленческих задач.
Исследование направлений HR-анализа позволяет определить наиболее значимые из них для каждой конкретной организации в соответствии с особенностями внутренней среды и внешними условиями.
2. Характеристика и анализ деятельности организации на примере ООО «Кронар»
.1 Характеристика основных показателей деятельности ООО «Кронар»
Практической базой для исследования анализа управления человеческими ресурсами выбрано ООО «Кронар», которое является юридическим лицом торговой марки «Ситилинк» - розничной сети по продаже цифровой и бытовой техники.
Компания «Ситилинк» была организована в 2008 году в качестве интернет - магазина, на 2016 год имеет в общей сложности 27 полноформатных магазинов и 310 пунктов выдачи заказов по России, в компании работает около 500 человек.
В качестве основных источников информации для анализа человеческих ресурсов были выбраны: договоры; анкеты при поиске и отборе персонала; результаты аттестации персонала; статистическая отчетность по труду; табель по учету рабочего времени; данные по расчету заработной платы; данные о доплатах, надбавках, премиях; сведения о выполнении работ и др.
Базовым документом, определяющим работу отдела по работе с персоналом, является штатное расписание организации.
Фонд оплаты труда формируется на финансовый год, корректируется каждый квартал в зависимости от ситуации на рынке, содержит расчет по окладной части, бонусной части, переработки по часам.
Расчет дохода сотрудников происходит на основе окладной части, к которой прибавляется мотивационная составляющая - процент от выполнения плана или превышения его.
Расходы на подбор персонала определяются оплатой труда специалистов по подбору персонала и оплатой интернет - площадок (hh.ru, superjob.ru) для размещения вакансий и составляет около 150 тыс. рублей в месяц.
В компании разработана модель компетенций, которая содержит информацию об обязательных знаниях, умениях и навыках сотрудников, занимающих определенные должности по основным функциональным направлениям деятельности. Каждый сотрудник ознакомлен с данным документом и обязуется соответствовать заданным компетенциям.
Для персонала в компании проводится регулярная аттестация, представляющая собой тестирование из 130 вопросов, разделенных на основные квалификационные направления, отражающие компетенции сотрудника.
Таблица 2.1 - Профессиональные компетенции сотрудников склада
ОписаниеЗнанияУменияНавыкиПрием / передача товара (поставщик)Знает правила и условия приема автомобиля поставщика под выгрузкуУмеет осмотреть автомобиль, проверить и заполнить сопроводительную и претензионную документацию в присутствии представителя перевозчикаОсматривает автомобиль, проверяет и заполняет сопроводительную и претензионную документацию в присутствии представителя перевозчикаЗнает правила выгрузки товара из автомобиля поставщикаУмеет разделить места на типы, определить принадлежность мест к заказам по маркировке, просчитать местаРазделяет места на типы, определяет принадлежность мест к заказам по маркировке, просчитывает местаЗнает правила отгрузки возвратного товара поставщикуУмеет различать типы возвратов, соблюдать условия передачи и оформленияРазличает типы возвратов, соблюдает условия передачи и оформленияЗнает правила претензионной работы с поставщикомУмеет выставлять претензии на интернет портал, использовать почтовый ресурс для передачи сопроводительной информации, сбора и предоставления доказательных материаловВыставляет претензии на интернет портал, использует почтовый ресурс для передачи сопроводительной информации, сбора и предоставления доказательных материаловЗнает правила работы с внутренней документацией по приему товараУмеет проводить поэтапный прием товара с определением принадлежности товара к заказанному, соблюдать правила оформления выявленных несоответствий, передавать информацию о выявленных несоответствияхПроводит поэтапный прием товара, определяет принадлежность товара к заказанному, соблюдает правила оформления выявленных несоответствий, передает информацию о выявленных несоответствияхПогрузо-разгрузочные работыЗнает правила работы со складским оборудованием (рокла, электроштабелёр, стремянка, паллет, сканер ШК)Умеет работать со складским оборудованием (рокла, электроштабелёр, стремянка, паллет, сканер ШК)Работает со складским оборудованием (рокла, электроштабелёр, стремянка, паллет, сканер ШК)Знает правила транспортировки товара на складеУмеет перемещать товар внутри складаПеремещает товара внутри склада согласно правилам транспортировкиПодбор товараЗнает регламент подбора товараУмение выгружать задание на подбор и подбирать товарОсуществляет подбор товара по регламентуЗнает адресную систему храненияУмеет найти товар по адресу храненияНаходит товар по адресу храненияЗнает правила маркировки товараУмеет найти товар в соответствии с маркировкойНаходит товар в соответствии с маркировкойЗнает данные в товарной накладнойУмеет собирать и комплектовать товарСобирает и комплектует товарЗнает критерии повреждённой упаковкиУмеет оценить повреждения упаковкиВыбирает товар с неповрежденной упаковкой, о товаре с повреждениями упаковки сообщает старшему кладовщикуЗнает нормативы по сбору и комплектованию заказовУмеет комплектовать заказКомплектует товар в соответствии с нормативамЗнает регламенты выдачи товара клиентуУмеет выдавать товар клиенту по регламентуВыдает товар клиенту по регламентуЗнает регламент размещения товараУмеет размещать товар на складе