Требования к лицам, принимающим стратегические решения
Требования к лицам, принимающим стратегические решения
Виктор Михайлович Колпаков, кандидат военных наук,
профессор кафедры управления персоналом Межрегиональной академии управления
персоналом (г. Киев, Украина), полковник в отставке.
Профессионально
стратегическим управлением всегда занимались политики и военные. Повышенное
внимание современного бизнеса к стратегическому управлению определяется его
природой, базирующейся на конкурентной борьбе. В этом плане становится
необходимым изучение факторов, определяющих конкуренцию в бизнесе, и
соответственно учет их действия при разработке и реализации стратегии компании.
Решение этой стратегической задачи делает необходимым анализ и оценку подходов,
лежащих в основе системы подготовки кадров, стратегического управления
подготовкой человека будущего.
Общие
требования к лицам, принимающим решения стратегического уровня. Исследования по
анализу и выявлению профессиональных качеств менеджеров высшей квалификации,
проведенные Институтом прикладных исследований (США) в течение 18 лет и
охватившие в общей сложности 1 500 человек, показали, что наиболее важными
являются 10 качеств менеджера, основные из которых требуют стратегической
подготовки:
ярко
выраженная способность к стратегическому планированию и прогнозированию;
принятие
правильных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении
ресурсов;
стремление
увеличить количество своих обязанностей за счет расширения масштабов
деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;
незаурядное
умение принимать творческие и рациональные решения в условиях большой степени
риска. Избегание продолжительного пребывания в «зоне комфорта»;
исключительная
уверенность в собственных силах: неудачи воспринимаются только как временные
неурядицы;
стремление
иметь значительные права и, следовательно, нести большую ответственность;
значительные
склонности к интуитивному предвидению и абстрактному анализу развития сложных
процессов и критических ситуаций;
понимание
работы как главной ценности, в которую вкладываются все способности и силы.
Обладание чувством «внутренней оценки» своих действий, которые не всегда
согласуются с окружающими;
концентрация
внимания на решении проблемы, а не на выявлении виновников. Желание работать с
такими подчиненными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные
решения;
посвящение
собственной жизни реализуемым идеям и результатам их внедрения.
В
результате исследований путем анализа многочисленных опросов руководителей
высшего звена из высокоприбыльных компаний было получено несколько сотен
частных характеристик управленческой деятельности. Они были классифицированы в
37 категорий, охватывающих базовые навыки, умения и качества, присущие
руководителям, имеющим высокие показатели. Результаты обработки показали, что
для различных уровней управления обеспечивают продуктивность работы следующие
характерные качества персонала управления: для высших руководителей —
развитость концептуального мышления; для средних — умение обеспечить
соответствующую мотивацию исполнителей и психологический климат; для низших —
деятельное знание технических аспектов выполняемых задач.
При
этом аналитическую группу качеств составили способности:
формировать
долгосрочные и краткосрочные цели;
выявлять
существенно важные характеристики окружающей среды;
вовремя
осознавать необходимость принципиальных изменений.
Исходя
из этой классификации качеств преуспевающих менеджеров, руководитель на
стратегическом уровне должен обладать стратегическим мышлением и иметь
аналитические способности. На каждом иерархическом уровне управленцы должны
обладать профессиональными и личными качествами, соответствующими этому уровню.
Исходя
из вышесказанного, необходимые качества современного менеджера — это:
ум
— для анализа ситуаций, оценки обстановки, постановки задач подчиненным;
беспристрастность
— для подчинения всего персонала организации логике решения задач;
гуманность
— для учета моральных факторов, возможных слабостей подчиненных и выбора
соответствующих форм воздействия;
мужество
— для сохранения личной стойкости, готовности корректировать свое состояние в
соответствии с логикой развития событий;
строгость
— для поддержания дисциплины и порядка в организации.
Стратегическое
мышление
Стратег
— это, прежде всего, абстрактный мыслитель, действует совместно с тактиком,
конкретизирующим его абстрактные планы, программы. Стратег воплощает заказы
политиков, используя механизмы стратегического управления обществом, фирмой,
учитывая их наличные и потенциальные ресурсы.
Полководцы
отмечали различие логик боя и войны, которые часто не только не совпадали, но и
принципиально различались. Стратег обращает внимание на целое, где абстрактная
цель и сущность войны сохраняется. Цель абстрактной войны — лишить неприятеля
возможности сопротивления. Тактик сосредоточен на актуальном, ситуационном в
деятельности. Он реализует инструментальную функцию боя. Целевая функция, идущая
от заказчика, политика, является периферической для «инструмента» (войска).
В
стратегии инструментальность военной деятельности сочетается с целевой
функцией, и уже становится мало лишь обезоружить противника. В рамках
инструментальной функции боя существуют свои инструментальные цели и способы их
достижения. История имеет достаточно примеров различия между достижением
инструментальных целей (тактика) и целей войны (стратега). Примером может быть
«Пиррова победа» или отход и последующий разгром Наполеона после сражения под
Бородино.
Анализ
стратегических и тактических целей показывает, что в организации управления для
целей тактических характерны технологичность и задачность, а стратегических —
усложнение (до возникновения проблем) форм управления. В практической
деятельности управленцев это проявляется в специфике управления на микро- и
макроуровнях.
Результаты
исследований позволяют составить предварительный перечень профессиональных
требований к стратегическому мышлению. В качестве единиц (целостности), в
которой строится стратегия, могут выступать предприятия, отрасль, регион,
страна и т. п. В любом случае должен быть управленец, ответственный за бытие
единицы и создающий абстрактные нормы, проекты этого бытия в фиксированных
условиях.
Профессиональные
требования к стратегическому мышлению:
1.
Реакция на внешние условия и их выраженность в требованиях к системе.
2.
Учет:
структуры,
потребностей системы, потенциала, актуальных целей, планов (организации);
соотнесения
прошлого, будущего и настоящего системы, динамики внешних условий;
специфических
факторов внешних условий, значимых для системы.
3.
Создание плана поведения, правил реагирования системы на изменяющиеся условия.
4.
Рассмотрение стратегии в качестве:
абстрактного
проекта деятельности звеньев системы и системы в целом, средства принятия
конкретных решений;
реакции
на качественные изменения внешних требований;
побуждающей
к поиску новых перспектив развития системы;
способствующей
унификации процессов принятия решений;
снижающей
уровень неопределенности в содержании частных решений;
средства
оценки частных проектов деятельности, требований ведущей системы ценностей,
основы для создания опорных точек реализации.
5.
Связь стратегии, прежде всего, с ресурсным анализом на стадии создания и подготовки
к реализации, с вовлечением наиболее «сильных» сторон системы, с возможностью
переопределения важнейших ее параметров;
6.
Владение общей и понятийной культурой мышления.
7.
Опора на мировоззрение как средство стратегического проектирования.
8.
Стремления к полноте фиксации и учета меняющейся информации, к структурированию
содержания информационных потоков, максимальной «основательности» в мышлении.
9.
Способность «не обманываться» на материале изменяющейся информации.
10.
Максимизация «тонкости» и проницательности в мышлении.
11.
Способность к прогнозированию хода событий и использование принципа «причина —
следствие», объектной каузальности.
12.
Владение теорией деятельности и системодеятельностным проектированием.
13.
Умение:
находить
выход из тупиковых ситуаций;
объединять
положительные и отрицательные явления в единую картину, превращать
отрицательное в то, что может быть полезным, различать положительное и
отрицательное в явлении, выявлять скрытое в явлении, выбирать лучшее решение;
мыслить
в схемах и схематических изображениях, выявлять роль отдельных факторов в
явлениях.
14.
Стремиться к регулированию «объема» и напряжения хода событий в целом, к
полному познанию себя и партнеров, к глубине и истинности в мышлении.
Среди
множества требований к стратегу, его мышлению, действиям, самоопределению, воле
и т. д. существуют такие, которые наименее учитываются в принятии
стратегических решений. Прежде всего, это требование к культуре мышления вообще
и рефлексивному мышлению в частности. Стратег должен оперировать как
конкретными, стихийными, ситуационно-имитационными, так и абстрактными,
конструктивными представлениями. Следовательно, необходимо уметь применять
различные знаково-символические средства (абстрактные схемы и т. п.), с помощью
которых выражается фиксируемое и оперативно-манипулируемое содержание. Сами
процедуры оперирования регламентируются различными рефлексивными функциями и
соответствующими логическими формами.
Чтобы
стратегия была применена в практической реализации, необходима культура
формирования, использования и совершенствования групп, соотнесенных с
организацией управленческой иерархии. В этой культуре совмещается
соответствующие мыслетехники, психотехники, группотехники в процессах общения,
коммуникации, постановки и решении задач и проблем.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/