Тема: Содержание и особенности управленческого труда в туризме

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    0
Содержание и особенности управленческого труда в туризме
Содержание и особенности управленческого труда в туризме
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Читать ONLINE Содержание и особенности управленческого труда в туризме

Министерство спорта Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Заочный факультет физической культуры, спорта и сервиса





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

Менеджмент в туристской индустрии



Выполнила Доценко Ангелина

студентка группы 13з7

Старший преп. Василенко Е.В.





Краснодар, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание и особенности управленческого труда в туризме

. Понятие власти, основы власти в туристской организации. Способы положительного влияния на подчинения

. Понятие эффективности менеджмента туризма


1. Содержание и особенности управленческого труда в туризме

Менеджмент туристической организации выполняет двойную задачу. С одной стороны, с его помощью решаются управленческие проблемы и достигаются цели туристического предприятия, а с другой - он служит целям развития туристического региона. Из этой особенности вытекают и двойные цели менеджмента туризма.

Первая цель - на основе рационализации управления трудовыми процессами обеспечить устойчивое развитие своей фирмы. Вторая цель - оказать содействие в обеспечении жизнеспособности (конкурентоспособности) своего региона на рынке туристических услуг.

Понятие управленческого труда в определенной мере связано с понятием управления как объекта его приложения. Если говорить о том, что любой труд проявляется в двух формах - умственной и физической, то одной из разновидностей умственного труда является труд управленческий.

Для начала разберёмся, что такое управленческий труд. Под управленческим трудом понимается особый вид трудовой деятельности по выполнению функций управления, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач. По сути это планомерная деятельность работников административно-управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации.

Объектом управленческого труда является сфера его приложения - организация, структурное подразделение, работник.

Предметом управленческого труда является информация о состоянии объекта, а решения и действия, необходимые для нормального функционирования этого объекта - это продукт управленческого труда. Трудовая деятельность людей в производстве как предмет управленческого труда может опосредованно выступать в виде информации в ее различных формах. Информация - специфический объект приложения управленческого труда. В связи с этим управленческий труд имеет информационную природу. В нем сочетаются творческие, логические и технические операции, связанные с обработкой информации, а обмен деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер.

Следует отметить, что специфика решаемых в сфере менеджмента задач в основном предопределяет преимущественно умственный и творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, выработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности членов организации составляет главный смысл и содержание труда людей, которых относят к управленческому персоналу. Эта категория работников, используя особый предмет труда - информацию и преобразуя ее, вырабатывает и принимает решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров выступают, прежде всего, средства работы с информацией (организационная и вычислительная техника), а результат их деятельности проявляется в управляющих воздействиях (управленческих решениях) и оценивается на основе достижения стоящих перед организацией целей. Достижение цели управления осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий.

Управляющее воздействие на коллективы людей, на их трудовую деятельность - это и есть специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решение. Содержание управленческого труда зависит от его объекта и определяется структурой производственных процессов, приемами труда, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями, которые возникают в процессе выполнения управленческих функций. Организация управленческого труда - это система мероприятий, которые направлены на улучшение условий работы и управленческого персонала и рабочей силы, что должно способствовать результативности трудовой деятельности и повышению эффективности производства.

Управленческий труд имеет следующие специфические особенности:

. Управленческий труд носит информационный характер, так как трудовая деятельность людей может опосредованно выступать в виде информации в ее различных формах. Результаты труда персонала управления оцениваются не по количеству принятых решение и выпущенных документов, а по их влиянию на деятельность коллектива.

. Управленческий труд - это специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в процессе разделения и кооперации общественного труда. Это необходимое условие развития не только общественного производства, но и общества в целом.

. Результаты управленческого труда, как правило, отдалены во времени и пространстве от момента и места его затрат, но в конечном итоге они неотделимы от результатов деятельности всей организации.

. Управленческий труд имеет свои технологические отличия:

это специфически выраженный творческий опыт и интуиция;

высокий уровень организационных навыков, определяемых продолжительностью работы в аппарате управления и масштабами выполняемой работы

. Управленческий труд по отношению к конечным результатам производства направлен на управление работниками, которые заняты созданием различных материальных благ или оказанием услуг, и через них - вещественными элементами производства.

. Задачи развития и совершенствования организации руководитель решает в организационном аспекте, воздействуя на людей, которые непосредственно должны их решать. Качество решений, принимаемых менеджерами, зависит не только от их знаний и квалификации, но и от практического опыта, личных качеств, интуиции и здравого смысла.

Важно знать особенности труда руководителей:

. Работа руководителя не поддается количественному учету.

. Необходимость принятия большого количества решений за короткий период.

. Работа в основном умственная.

. Нелимитированность работы руководителя

. Повышенные нервно-психические усилия руководителя, связанные с постоянным общением с людьми, управлением людьми и принятием ответственных решений.

). Руководитель в течение своего рабочего дня выполняет множество всевозможных операций.

). Работа руководителя не имеет четкого завершения.

По своему характеру труд руководителя, как и сама система управления, включает производственно-экономический, организационно-управленческий и социальный аспекты. Все эти аспекты взаимосвязаны и их реализация направлена на повышение эффективности управленческого труда, а значит и деятельности предприятия.

Представим туристическую фирму как целевую коалицию заинтересованных элементов и звеньев системы. Государство, поставщики, клиенты, акционеры и сотрудники - все каким - то образом участвуют в создании успеха на предприятии и влияют на трудовые процессы. Каждая группа оказывает фирме услуги в надежде, что она оплатит им деньгами или нематериальным товаром (престиж, социальные контакты и т.п.). В связи с этим трудовые отношения в туризме следует рассматривать с учётом таких факторов:

·Клиенты хотят получить услуги по выгодным ценам

·Население хотело бы иметь в своём городе возможность трудоустройства и определённые социальные услуги - культурные мероприятия, налоговые поступления от туризма в местный бюджет, но испытывать при этом как можно меньше проявлений внешних эффектов от туристической деятельности;

·Государство рассчитывает на налоговые сборы и рабочие места;

·Поставщики заинтересованы в выгодных предложениях и устойчивой платёжеспособности;

·Сотрудники фирмы ценят свою надёжную и выгодную работу и заинтересованы в хорошем имидже предприятия;

·Кредиторы ожидают оплату процентов или дивидендов;

·Широкие круги общественности хотели бы испытывать от туризма как можно меньше внешних отрицательных воздействий.

Само собой разумеется, что между этими группами возникают конфликты, обусловленных различием их целей и интересов. Чтобы менеджмент был успешным и оставался таким на протяжении длительного времени, он должен удовлетворять интересы всех групп. В дальнейшем все группы должны быть готовы к сотрудничеству или хотя бы моральной или какой-либо другой поддержке туристической фирмы.

Предпосылкой работы с различными группами населения является метод уравновешивания интересов, который должен осуществляться в форме предпринимательской политики. Предпринимательская политика создаёт нормы, по которым философия менеджмента (цель предприятия в обществе и экономике) устанавливает правила отношений с различными группами-участниками, а также разрабатывает долгосрочные цели предприятия. В пределах этих норм формируется система управления трудовыми ресурсами на фирме, в которой каждый индивидуум является членом одной из рабочих групп (например, отдела рекламы и информации), а также членом внешней группы - такой как семья, круг друзей и т.д.

Именно в туристическом предприятии, которое осуществляет свою деятельность чаще всего в небольших районах и имеет видимые структуры, от каждого сотрудника зависит состояние дел в его рабочей группе. Сотрудник попадает в производственный конфликт, если он должен предоставлять такие цели предприятия, которые противоречат целям внешней группы сотрудника (удобному выполнения работы) или целям его семьи (возможности трудоустройства в своём районе).

Так, например, сотрудник, обслуживающий лыжные трамплины в горах, заинтересован в том, чтобы его предприятие как можно быстрее приобрело новый специальный транспорт для прокладки лыжни. Одновременно тот же сотрудник может быть членом Альпийской корпорации, которая выступает против установок по напылению снега. Таким образом, он является частью той организации, которая должна срочно снизить свои затраты и в то же время повысит безопасность от снегозавалов.

Задача менеджмента в области управления процессами труда - распознать у своих сотрудников, принадлежащих к различным формальным и неформальным внешним группам, противоречия в целях и сгладить эти противоречия, используя чёткую предпринимательскую политику и разные методы управления. Несмотря на подобные целевые конфликты и перекрещивающиеся формальные и неформальные структуры предприятия, менеджер по труду должен совместно со своими сотрудниками создать эффективную социально-экономическую систему, а также целенаправленно формировать структуру предприятия и соблюдать правила управленческих и трудовых отношений. В этом случае управление процессами труда, построенное на научной основе, играет решающее значение.

Управленческий труд в туризме не создаёт материальных благ, но является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего и в этом отношении он выступает как труд производительный. Понятие управленческого труда в определённой мере связано с понятием управления как объекта или сферы его приложения.

2. Понятия власти, основы власти в туристской организации. Способы положительного влияния на подчиненных

Большинство людей связывают власть с силой и агрессией, но такой взгляд можно оправдать только с позиции обыденного понимания. В действительности сила вовсе не является обязательным компонентом власти.

Понятие "власть" в управленческой литературе означает способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинить их свой воле. Руководителю она позволяет распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников к более эффективной и плодотворной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации и нет определенного порядка в деятельности. Определение власти как организационного процесса подразумевает следующее:

С понятием «Власть» связано понятие «властные полномочия» - это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений. Организация «пронизана» отношениями власти, без неё нет порядка.

·власть существует у того, кто может ее использовать потенциально, т.е. она существует не только тогда, когда используется. Например, если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть;

·власть является функцией взаимозависимости, т.е. между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти у одного и меньше у другого;

·власть не является абсолютной, т.е. тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Власть - это социальный по своей сути процесс. Теория власти строится на исследовании взаимодействия людей и групп в организации. Прежде чем изучить принципы этого взаимодействия, следует уточнить, что самое общее разделение источников возникновения власти предполагает, что власть может происходить из должности или из личности.

Власть должности возникает не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен. Основными формами проявления власти в этом случае будут выступать принуждение, вознаграждение, власть над ресурсами, власть связей.

Личная власть - это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости его и их целей. Таким образом, личная власть происходит со стороны подчиненных, снизу. Основными формами личной власти могут быть экспертная власть, власть примера, право на власть.

Формы проявления власти

Власть может принимать разнообразные формы, Френч и Рэйвен, исследователи в области власти и лидерства (руководства), разработали удобную классификацию основ власти. Согласно их классификации, имеется пять основных форм власти:

. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или может сделать какие-то другие неприятности. это влияние через страх: угроза потерять место, понижение в должности. Эта форма власти приводит к определённому результату, но не способствует раскрытию потенциала работников, требует значительных затрат на жёсткий контроль, в условиях которого у работников появляется желание обманывать руководителей, искажать отчётные данные.

Метод влияния - влияние с помощью страха.

. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребности. подчинённый принимает на веру профессионализм менеджера, его опыт и знания. Но высокий профессионализм менеджера в конкретной области деятельности, например, технической сфере, не свидетельствует об эффективности его работы как руководителя. Оптимальный вариант: менеджер является лидером как в профессиональном, так и в организационном отношениях. Метод влияния с помощью веры в успех.

. Эталонная власть. Это власть примера. Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. основана на харизме - силе личных качеств и способностей лидера (характеристики харизматических личностей: внушительная внешность риторика, манера держаться, энергия). Подчинённый хочет ему подражать и выполняет распоряжения. Метод влияния - влияние с помощью личных качеств лидера.

. Законная власть. Человек реагирует на должность, то есть выполняет рекомендации начальника. Метод влияния - влияние с помощью традиции власти. Такую власть называют - традиционной.

Руководители в своей деятельности используют все формы власти в различных сочетаниях. Власть, процесс двусторонний. Власть начальника над подчинённым - одна сторона, видимая. Другая сторона - власть подчинённых над начальником, руководитель зависит от подчинённых в вопросах получения необходимой качественной информации для принятия решений, ответственности за результаты работы, которую выполняют подчинённые, способности подчинённых выполнять работу, неформальных контактов.

Баланс власти - это ситуация в управлении, когда уровень влияния обличенного властью руководителя над подчиненными равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя.

Эффективный руководитель будет поддерживать баланс власти в организации: использовать свою власть над подчинённым в разумных пределах, достаточных для достижения целей, но не вызывающих непокорности подчинённых

Способы влияния руководителя на подчиненного весьма разнообразны.

Заражение характеризуется практическим автоматизмом, неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому.

Подражание, на котором основывается эталонная власть, предполагает усвоение образа действий, манер поведения и даже способа мышления другого человека.

Внушение - это воздействие, основанное на некритическом восприятии подчиненными слов и действий руководителя. Внушение как способ влияния является бездоказательным и неаргументированным, эффект в данном случае достигается за счет личных качеств руководителя: его авторитета, престижа, харизмы и т.п. управленческий труд решение власть туризм

Просьба - способ влияния на подчиненного, основанный на добровольных, непринудительных мотивах. Положительный результат достигается в случае, если между руководителем и подчиненным существуют хорошие межличностные отношения.

Угроза (запугивание, обещание причинить подчиненному вред) и подкуп (склонение подчиненного на свою сторону с помощью материального вознаграждения), как правило, срабатывают на короткое время.

Приказ, официальное распоряжение руководителя как властного органа, подавляет волю подчиненного, исключает альтернативу, поскольку приказ не обсуждают, а выполняют.

В настоящее время, когда уровень образования и социальный статус большинства служащих, особенно в крупных и наукоемких отраслях, значительно вырос, когда существовавший ранее интеллектуальный разрыв между руководителем и подчиненными практически ликвидирован, когда постепенно уменьшаются и материальные различия между сотрудниками разных уровней, руководителям все сложнее оказывать влияние на подчиненных, основываясь на принуждении, вознаграждении и т.п. Им приходится искать способы влияния, побуждающие работников к активному добровольному сотрудничеству. К таким способам относятся, в частности, убеждение и участие.

Убеждение - эффективная передача своей точки зрения. Этот способ влияния сочетает разумную веру, черты эталонной и экспертной власти. При этом исполнитель четко понимает, что он делает и почему. Руководитель может использовать различные приемы убеждения:

Точно определить потребности слушателя и апеллировать к ним.

Начинать разговор с мысли, которая наверняка придется по душе слушателю.

Создать образ, вызывающий доверие и ощущение надежности.

Просить немного больше, чем нужно на самом деле (тогда, для убедительности, можно будет «пойти на уступки», и в итоге вы получите именно столько, сколько действительно требуется).

Говорить, сообразуясь с интересами слушателя; частое употребление слова «вы» убедит подчиненного в том, что руководитель о нем заботится;

Высказывая несколько точек зрения, в последнюю очередь излагать аргументы в пользу своей, в этом случае они имеют наибольший шанс повлиять на слушателя.

Оказывая влияние через участие, руководитель не навязывает исполнителю свою волю и даже мнение, он просто направляет усилия подчиненного в определенное русло и способствует свободному обмену информацией. Власть руководителя и подчиненного как экспертов объединяется. Влияние через участие имеет успех потому, что люди, вдохновленные перспективой удовлетворения потребностей высокого уровня, работают с полной самоотдачей для достижения целей, которые были сформулированы с их участием.

Следует учитывать, что влияние через участие совершенно однозначно апеллирует к потребностям высшего уровня - потребностям во власти, компетентности, успехе, самовыражении, поэтому использовать его целесообразно только в тех случаях, когда эти потребности являются активными мотивирующими факторами.

Какой бы способ влияния ни выбрал руководитель, ему следует знать, что существуют общие правила, при соблюдении которых влияние будет действительно эффективным:

Потребность подчиненного, к которой апеллирует руководитель, должна быть сильной и активной.

Человек, подвергающийся влиянию, должен рассматривать его как источник удовлетворения какой-либо своей потребности.

Человек, на которого оказывается влияние, должен считать, что вероятность удовлетворения его потребности в случае выполнения задачи достаточно высока.

Человек, на которого оказывается влияние, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.

3. Понятия эффективности менеджмента туризма

Рассматривая содержательную сущность понятия «эффективность менеджмента в туризме", прежде всего, следует учитывать, что туризм - важное социально-экономическое явление. Последствия туристической деятельности все больше ощущают, как каждый человек, так и общество в целом. Туризм - это вид деятельности, который непосредственно влияет на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы всех государств, на их международные отношения.

Учитывая рост влияния туризма на общество, возникает необходимость исследования его эффективности. Правильная оценка менеджмента в туризме позволяет активно влиять на текущее состояние и тенденции развития туристических фирм, устанавливать их величину, отслеживать и корректировать явления и процессы, создавать прогнозы и планы развития фирм и их структурных подразделений.

В общем понимании эффект от туризма измеряется либо количеством туристов-посетителей, или объемами деятельности коммерческих туристических структур, производящих специфический туристский продукт.

Поскольку туризм охватывает широкий диапазон видов деятельности (на основе чего есть несколько классификаций туризма), то фактически выходит за пределы понимания его как обычного отдыха, эффект от него необходимо рассматривать с точки зрения спроса особого типа потребителя, а не с позиций предложения, что более характерно для промышленности.

Специфика производства в туризме состоит в том, что этот вид деятельности определяется не столько характером продукта (услуги), сколько количеством потребителей туристского продукта. Конечное потребление в этой сфере зависит от типа потребителя и значительно меньше - от типа продукта.

Потребитель считается важнейшим элементом эффективности: его деньги обмениваются на туристический товар или услугу, таким образом создаются "туристические расходы". Любые расходы прямо влияют на эффективность и их используют для наблюдения и оценки воздействия туризма на национальную экономику, отдельные секторы туристской индустрии, конкретные предприятия.

Эффективность менеджмента в туризме - такое качество управления, которая обеспечивает успешное функционирование и развитие каждого организационно-хозяйственного звена.

Успешность любой организации определяется несколькими составляющими. Хотя часто не фиксируется письменно, выживание, возможность существовать как можно дольше является главной задачей большинства организаций. Однако для того, чтобы оставаться сильными, выжить большинство организаций вынуждены периодически менять свои цели в соответствии с изменениями во внешней среде.

Наиболее четко сущность таких составляющих успеха организации, как результативность и эффективность определил известный специалист по менеджменту П. Друкер: результативность является следствием того, что "создаются правильные вещи" (doing the right things), а эффективность - того, что "правильно создаются именно эти вещи "(doing things right). Очевидно, что в туризме как первое, так и второе одинаково важны

Опыт практической деятельности свидетельствует, что в индустрии туризма результативность труда зависит:

От государственной поддержки туризма;

Условий жизни и благосостояния населения;

Обеспечение нормального экономического развития фирм-туроператоров, турагентств, гостиниц и ресторанов (в частности, потребность в персонале - экономистах, менеджерах, специалистах по маркетингу;

Открытости государства международному сообществу;

Управление отлаженной экономической структурой (административным персоналом, управляющими службами, турфирмами, отелями, ресторанами);

Обеспечение работой сервисных служб в контактной зоне с туристами;

Обеспечения и поддержания требуемого качества предоставления рекламных, туристических и гостиничных услуг, а также безопасности путешествий туристов и экскурсантов (работа управленческого и производственного персонала);

Эффективности рекламной деятельности компаний.

Количественным выражением эффективности считают производительность. Этот показатель включают в отчеты, различных типов анализа деятельности организации. В широком смысле производительность - это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Например, отель, который предоставляет койко-место за 1000 рублей за сутки более продуктивным, чем отель, который предоставляет услуги того же уровня за 1250 рублей в сутки. Однако, если при увеличении объема продукции она низкого качества, то констатируют снижение производительности, последствия которой усиливаются ростом конкуренции приобретает глобальный характер. Итак, важнейшей составляющей производительности является качество. От менеджеров в этом случае зависит, какие должны быть цели в области производительности организации, методы будут использованы для их реализации, формы стимулирования труда будут применены.

Одним из важнейших аспектов в управлении, направленном на успех, является то, что управленческие решения, несмотря на уровень их теоретического обоснования и практических исследований, является лишь мыслями, идеями. А цель управления - это выполнение реальной работы людьми. Успешным считается такое решение, которое реализуется практически воплощается в жизнь, а значит, является результативным и эффективным.

Подход управления, направленного на успех, определяется тремя главными принципами.

. Обобщения. Выявление общих, присущих всем организациям характеристик помогает упростить задачи управления в сложных организациях. Обобщение позволяет оценить работу руководителя в целом и взаимодействие компонентов этой работы. Поскольку можно определить общие черты деятельности организаций в определенной сфере хозяйствования, создаются условия для разработки моделей и диаграмм факторов, влияющих на успех. С помощью моделирования определяют закономерности сложного взаимодействия элементов в самой организации и организации с внешней средой.

. Необходимость ситуационного подхода. Обобщенная концепция, несмотря на ее полезность и правомерность, слишком неточная, чтобы принять ее за единственно. Существенные различия между организациями, которые называются ситуационными переменными, делятся на две основные категории: внутренние и внешние. Все эти изменения разной степени можно проконтролировать, и именно это в основном результатом управленческих решений.

. Необходимость интегрированного подхода. Выявление переменных, которые наиболее влияют на успех организации, недостаточно. Трудность состоит в том, что все многочисленные ситуационные переменные и функции управленческого процесса взаимосвязаны. Процесс управления является средством, с помощью которого учитываются факторы внешней среды и оценивается успех организации. Кроме того, ни одно решение не может быть принято, как окончательно правильное, ведь у него всегда найдутся недостатки.

Оценивать эффективность можно в двух основных направлениях: экономическом и социальном.

Экономическая эффективность - это показатель, который выражается выгодой, достигнутой при определенных затрат - денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.

Экономическая эффективность туризма является частью общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями. Поскольку общественное производство функционирует в интересах всего общества, то его эффективность следует оценивать на основе достигнутых целей общества. Соответственно, общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы в интересах общества. Итак, определение хозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли и отдельной фирмы.

Становление и развитие туризма как отрасли характеризуется системой экономических показателей, отражающих количественный объем реализации туристических услуг и их качественный аспект, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристических субъектов хозяйствования. Эта система включает: величину туристического потока (общее количество туристов, организованных и самодеятельных; количество туродней, средняя продолжительность пребывания туристов в стране, регионе), состояние и развитие материально-технической базы туризма (коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев т.д., а также количество мест, которые предоставляют местные жители, количество мест для туристов в торговых залах предприятий питания, количество мест, отведенных для туристов в театрах, кинотеатрах и т.д., количество ванн, посещенных туристами в водных лечебных учреждениях и др..).

Максимальное увеличение вклада туризма в общее экономическое благосостояние граждан является важной стратегической целью как развитых, так и развивающихся стран. С помощью менеджмента можно увеличить чистые экономические выгоды от туристской деятельности, т.е. обеспечить превышение экономических результатов над затратами, связанные с функционированием туризма.

Чтобы выяснить влияние туризма на экономику страны, нужно решить четыре последовательные задачи:

Измерить валовой вклад туризма в национальную экономику, т.е. выяснить валовые экономические выгоды от него;

Определить валовые экономические затраты на туристическую деятельность;

Вычислить чистый экономический вклад туризма в национальную экономику;

Выявить резервы, которые могут повысить величину этого взноса.

Для решения таких задач важнейшими являются следующие показатели: личные расходы граждан, коммерческие доходы, государственные доходы, доля поступлений от туризма в ВВП, поступления иностранной валюты.

Следующим компонентом являются туристические расходы - выраженные в денежной форме затраты живого и опредметнена труда на доведение туристического продукта до потребителя и удовлетворение его спроса. Туристические затраты классифицируют по двум направлениям:

Прямые затраты, которые покрывают лица (фирмы), производящих туристский продукт и пользуются достопримечательностями региона;

Косвенные расходы компенсируют другие лица и организации, т.е. потребители туристического продукта (например, расходы на эксплуатацию автомагистрали турист перекладывает на других лиц без какой-либо компенсации).

Правительственные расходы на обслуживание и развитие туризма называют бюджетными. В этом случае расходы, связанные со строительством и эксплуатацией дорог, организацией работы полиции, общественного транспорта, транспортных терминалов, портов и т.п., несет, который переводит их стоимость на своих граждан через налоги.

Есть и другие расходы, которые осуществляет не правительство, а жители региона. Например, правительство не может решить проблему, связанную с повышением интенсивности движения во время большого количества туристов в пик сезона, то есть местные жители будут тратить больше времени на поездки на работу, за покупками и т.д. Но практически ЦС измерить невозможно.

Экономическое управление с целью оптимизации туристических расходов предусматривает определение их видов и источников для того, чтобы найти наиболее эффективный управленческий влияние на их взвешенное сокращения. При этом важно не допустить снижения качественных параметров развития туризма и, соответственно, уменьшение эффективности управленческой деятельности.

Показатели финансово-экономической деятельности турфирмы включают:

Объем реализации туристических услуг или выручку от реализации услуг туризма;

Показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.);

Показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.)

Себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния турфирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

Если экономическую эффективность можно определить количественно - оценить ее в денежном выражении, то систему общих и частных показателей социального плана так измерить довольно сложно, иногда почти невозможно. Прежде всего речь идет об удовлетворении рабочих и их способность адаптироваться к условиям внутренней и внешней среды. Таким образом, фирма достигает своей цели за счет эффективного использования своих сотрудников путем интеграции их деятельности, улучшение социального климата, повышения взаимного доверия между ними и тому подобное.

Поскольку основная часть требований к социальной эффективности связала с управлением трудовыми ресурсами, то главная задача менеджмента состоит в том, чтобы создать эффективную туристическую структуру, которая позволит обеспечить комфортные условия труда и повысить уровень жизни своего персонала с помощью его профессионального развития и управления его карьерой.

Формирование эффективной управленческой структуры рассматривается с двух позиций. С одной стороны, по определению параметров эффективности организационной структуры управления туризмом в целом, с другой - об эффективности управленческих решений, которые принимаются.

Следует отметить, что поиск связи между параметрами организационной структуры управления с результатами управленческой работы сложен. Основные показатели, характеризующие организационную структуру:

Коэффициент ланковости - отношение количества звеньев существующей организационной структуры к оптимальной их количества;

Коэффициент территориальной концентрации - отношение количества организаций типа, функционирующих в регионе деятельности этой организации, к площади региона, где действуют все организации такого типа;

Коэффициент эффективности оргструктуры - отношение конечного результата (эффект), полученного от функционирования организационной структуры, к затратам на управление (фонд заработной платы, расходы на содержание помещений, приобретение и ремонт средств производства, прием и передачу управленческой информации и т.п.).

Эффективность управления, как правило, определяется как отношение экономичности управления (отношение расходов на управление совокупной стоимости основных и оборотных фондов) к эффективности создания туристического продукта в целом (отношение объема условно чистой продукции в численности промышленно-производственного персонала).

Еще один из аспектов социальной эффективности - эффективность управленческих решений, на которую влияют как объективные, так и субъективные факторы. В зависимости от степени учета различных факторов решения могут быть слабо и сильно структурированными. Методы количественного анализа будут полезными в оценке сильно структурированных решений, поскольку использоваться экономико-математические методы на основе критерия целевой функции. Ее, как правило, либо максимизируют или, минимизируют. Максимизировать можно прибыль, доходы, производительность труда, а минимизировать - затраты, время перерывов, непроизводственные потери и т.д. Оптимальное решение принимается в результате сравнения количественного значения целевой функции по всем вариантам. Итак, благодаря оптимизационном подхода, эффективным будет такое решение, которое обеспечивает наиболее желательное (максимум или минимум) значение целевого критерия.


Список использованных источников:

1.Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: Учебник - М.: Новое знание, 2010.

2.Новиков В.С. Менеджмент в туризме: Учебное пособие. - М.: Книгодел, 2009. -166с.

.Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: Учебное пособие/ А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенин - М.: Конкурс, 2012.

.Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. - Киев: Вышейшая школа, 2013. - 274 с.

.Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина. - М.: Академцентр, 2013. - 240 c.

Похожие работы на - Содержание и особенности управленческого труда в туризме

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!