Конкурентная среда: пример компетентной и эффективной оценки
Конкурентная среда: пример компетентной и эффективной
оценки
И.Г. Комиссинская
Отличительной
особенностью современного этапа развития отечественного фармрынка является значительный
рост потребления дженериков, чему способствует повышение доверия к ним со
стороны медицинских и фармацевтических специалистов и пациентов. Указанное
обстоятельство обусловливает определенное ассортиментное многообразие,
неизбежно приводящее к усилению конкуренции. Как следствие, проблема успешности
конкурентной борьбы внутри кластеров различных торговых наименований и
лекарственных форм одной субстанции, зарегистрированной ВОЗ под международным
непатентованным наименованием (МНН), стоит сегодня особенно остро для всех
участников товаропроводящей системы фармацевтического рынка — и для
производителей, и для дистрибьюторов, и для аптечных организаций. Ключевым
слагаемым успеха в сложившейся ситуации является проведение компетентной и
эффективной оценки конкурентной среды как основополагающего этапа в общей
системе маркетинговых мероприятий.
Процесс исследования
1.
Цели и объекты. Для разработки методических подходов к осуществлению этой
оценки нами проведено маркетинговое исследование, основные задачи которого
заключались в получении адекватной сравнительной характеристики рыночной
ситуации, отражающей позиции фирм-конкурентов, выпускающих синонимы, и тип
конкурентной структуры, сложившейся на территориальном фармацевтическом рынке.
Исследования проводились на примере различных торговых наименований
нестероидного противовоспалительного средства кеторолак.
2.
Параметры и границы. Для воплощения дизайна исследования были определены
следующие параметры:
товарные
и географические границы рынков;
состав
компаний-производителей и ассортиментная структура предложения товара; емкость
рынка и доли компаний;
состояние
конкурентной среды. Оценка конкурентной среды производилась для территориальных
фармацевтических рынков двух субъектов ЦФО (субъект X и субъект Y), имеющих
общую географическую границу и сопоставимые показатели численности населения,
заболеваемости и болезненности. 3. Методология. Получение маркетинговой
информации осуществлялось методом анкетирования аптечных учреждений. Композиция
анкеты включала совокупность показателей, характеризующих в ассортиментном,
количественном и стоимостном выражении сведения о товарных остатках и движении
(истории закупок и продаж) различных торговых наименований кеторолака за 6
месяцев 2005 г. (табл. 3).
Результаты исследования
1.
Состав производителей и ассортиментная структура. В результате проведенного
исследования установлено, что ассортиментная структура кеторолака на двух
территориальных фармацевтических рынках представлена пятью торговыми
наименованиями из десяти возможных. Среди таблетированных лекарственных форм
присутствуют:
Кеторол
(табл. 10 мг №20, «Д-р Ред-ди'с Лабораторис Лтд», Индия);
Кетанов
(табл. 10 мг №100, «Ранбак-си», Индия).
Среди
ампулированных ЛФ фигурируют:
Кеторол
(р-р 30 мг/мл №10, «Д-р Редди'с Лабораторис Лтд», Индия);
Кеторолак
(р-р 30 мг/мл №10, «Синтез АКО ОАО», РФ);
Долак
(р-р 30 мг/мл №10, «Кадила Фармасьютикал», Индия).
ТАБЛИЦА
1
ОБЩИЕ
ТОВАРНЫЕ ОСТАТКИ И ДВИЖЕНИЕ КЕТОРОЛАКА В СУБЪЕКТАХ Х И У
Параметры товародвижения
Похожие работы на - Конкурентная среда: пример компетентной и эффективной оценки
|