Планирование, организация и контроль работы персонала в таможенных органах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,22 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование, организация и контроль работы персонала в таможенных органах

Введение

планирование таможенный контроль

Планирование - процесс, направленный на будущее, в ходе которого организация пробует определить ее положение в настоящее время и найти направление будущей деятельности с целью усовершенствования ее функционирования.

Во всякой организации обязанность за планирование возложена на руководителей высшего и среднего звена. Планирование осуществляется на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Выполняя разработку планов управления организацией обязательно нужно сравнить плановые характеристики со способностями и ресурсами необходимыми на их исполнение.

На наиболее низких уровнях, внутри организации, руководители среднего звена планируют решение задач, помогающих достижению целей всей организации. Сюда относятся создания графика работ, прогнозирование притязаний материально-технического обеспечения и т.д.

Планирование считается одной из важнейших функций управления деятельностью таможенных органов. Степень эффективности деятельности таможенных органов строится на основании достижении поставленных плановых значений контрольных показателей деятельности таможенных органов.

Цель представленной работы состоит в исследовании теоретических аспектов организационного планирования как причина повышения эффективности функционирования таможенных органов.

Для достижения цели в работе выделены следующие задачи:

.изучить теоретические понятия организационного планирования;

.ознакомиться с особенностями внедрения планирования в таможенных органах;

.рассмотреть структуру контролирования таможенной деятельности.

Объект исследования является организационное планирование в таможенных органах. Предмет исследования в представленной курсовой это организационное планирование в таможенных органах.

Структурно курсовая работа состоит из: введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1.Планирование работы таможенных органов

Планирование - это центральная функция управления, в результате которой в таможенных органах разрабатываются организационные начала бедующей деятельности. С помощью планирования выявляются цели и векторы развития системы, разрабатываются методы, с помощью которых исправляются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления разрабатывает планы последовательных действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Задачи разработки цели, построения будущей деятельности по осуществления цели, ее программирования осуществляется выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, препятствующей достижению цели; выработка и осуществление управленческих решений на достижение поставленной цели; исполнение организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником. Организационное планирование разрабатывается на всех уровнях управления: стратегическом (Федеральная таможенная служба РФ); оперативном (региональное таможенное управление); тактическом (таможни, таможенные посты). Помимо этого, оно соответствует существующим календарным циклам функционирования таможенной системы, а именно:

.долгосрочное (от 5 и более лет),

.среднесрочное (от 1 года до 5 лет)

.текущее (до одного года).

Другими словами, управленческая деятельность по осуществлению этой функции управления требует широкого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Целостность, обоснованность решений и планов в большей степени выявляют окончательные результаты управления.

Изначально подготовленный и утвержденный план не свидетельствует о том, что его выполнение реально и возможно. Для выполнения должны существовать соответствующие условия - их предполагает другая функция управления - организация.

Под организацией принято считать основную функцию управления, в результате реализации которой и складываются условия для выполнения созданных в процессе планирования планов. Основная идея этой функции состоит в установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, реализации системы сил и средств, в определении единственно правильных форм и методов деятельности.

Реализация планирования осуществляется в конкретизации целей прогресса всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный плановый период времени, распределяет финансовые ресурсы, необходимые для решения поставленных задач. К целям организационного планирования, выразившегося в процессе практической деятельности относятся:

.формулирование формы предстоящих плановых проблем, устройство системы предполагаемых опасностей или негативных возможностей развития предприятия;

.аргументированность выдвигаемых стратегий, целей и задач, = планируемых осуществить поставленные задачи в предстоящий период;

.разработка основных ресурсов для достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств приближающих к желаемому будущему;

.определение потребности в ресурсах, принятие и разработка объемов и системы необходимых ресурсов и сроков, а так же их поступления;

.проектирование внедрения образованных планов и непосредственный контроль за их реализацией.

Следующий классификацией будет выступать процесс организационного планирования, состоящий из следующих систем:

. Сбор, оценка и анализ информации, которая включает экономические, правовые, социальные и политические факторы; перспективы роста и конкуренции на существующих и потенциальных рынках; финансовые перспективы в основных секторах экономики; слабые и сильные стороны организации.

. Формулирование основной цели деятельности организации и конкретных задач, которые охватывают общие направления продвижения на рынке, корпоративные финансовые результаты, методы управления организации.

. Принятие решения и формулирование программы действий: установление конкретных количественных показателей - доходы, расходы, структура активных операций, и т.п.; конкретизация путей решения их достижения; перечень необходимых мероприятий; принятие решений относительно приобретения и использование ресурсов, расширение или изменения организационной структуры; кадровое обеспечение.

. Документирование: письменное оформление планов в такой последовательности - стратегия, тактический план, бюджет, финансовый отчет.

. Координирование и утверждение планов: общий обзор, переговоры, координация отдельных планов, утверждение плана.

. Контроль за выполнением планов: анализ доходов, расходов, результатов и эффективности планов; проверка соблюдения сроков выполнения; в случае выявления значительных расхождений - анализ причин и разработку корректирующих мероприятий; обеспечение руководства информацией о ходе выполнения плана.

По масштабу и уровню (иерархии) управления планы бывают стратегические (Разрабатываются на высшем уровне), тактические (разрабатываются на среднем уровне), оперативные (разрабатываемые на низшем уровне).

Целью разработки и реализации стратегических (долгосрочных) планов является определение основных направлений развития организации. Далее разрабатываются более конкретные:

.тактические(среднесрочные)

.оперативные (годовые, квартальные)

К стратегическому планированию относится разработка:

а) долгосрочных комплексных целевых программ, предусматривающих решение проблем в сфере основных функций организации, совершенствования функционирования организации

б) перспективных планов производственно-хозяйственной деятельности и планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Оперативное планирование включает разработку специальных планов деятельности организации, а также составление планов индивидуальной работы сотрудников организации.

Составления годового плана работы Регионального таможенного управления также был определен Приказом ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации»(утратил силу)

Работа Регионального таможенного управления строится в соответствии с планом работы на календарный год.

Проект плана разрабатывается на основе предложений, поступающих от таможен и структурных подразделений аппарата управления, с учетом сложившейся обстановки во внешнеэкономической деятельности региона, результатов анализа и прогнозирования работы таможенных органов РТУ, на основе разработанных методик.

Предложения таможен, подразделений аппарата управления, согласованные с курирующими заместителями начальника управления, до 1 декабря предшествующего года представляются в Организационно-инспекторскую службу РТУ для обобщения, анализа и внесения в проект плана работы РТУ.

По виду проблемы существуют три основных типа планов:

. Планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. В рамках плана эти характеристики согласовываются и определенным образом ранжируются по тому или иному критерию, однако они никогда не связываются ни с конкретными способами достижения цели, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы-цели используются там, где очень велика неопределенность будущего.

. Планы для повторяющихся действий (типичные), определяющие сроки, а также порядок их осуществления в стандартных ситуациях. В них обычно предусматриваются возможности, обеспечивающих маневр в случае возникновения типичных, стандартных ситуаций.

. Планы для неповторяющихся действий, состоящие для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации.

По направленности и характеру решаемых задач планы делятся на перспективные и рабочие.

Перспективное планирование - наиболее сложный вид планировок, что требует научных знаний и большого опыта руководителей. Перспективное планирование связано с разработкой планов, срок действия которых превышает календарный год, т.е. включает долгосрочное и среднесрочное планирование. Отличительной чертой перспективного планирования также постановка в них сложных и больших целей и задач, для решения которых нужно не только значительное время, но и привлечения больших средств и сил. Мероприятия перспективного плана имеют, как правило, масштабный характер, является трудоемкими и долгосрочными и, соответственно, требуют для своего выполнения объединенных усилий многих органов и подразделений. Основания для перспективного планирования в таможенной службе:

.Требования нормативных актов ФТС России;

.Задача долгосрочных планов ФТС России по совершенствованию таможенного дела;

.Проблемы регионального характера по таможенному делу.

Текущие и перспективные планы. Планирование должно включать текущие и перспективные вопросы деятельности таможенной службы. Таможенная служба при разработке текущих планов имеет учитывать будущие изменения экономического и социального характера, поскольку именно они обусловливают возникновение причин, которые оказывают положительноеили негативное воздействие на состояние таможенного дела. Органы таможенной службы должны учитывать в своих планах требования государственных долгосрочных программ социального и экономического развития.

Рабочее планирование осуществляется в виде разработки календарных (месячных, квартальных, полугодовых, годовых), а также целевых и личных планов работы. Рабочее планирование охватывает все уровни управления и направления работы. С помощью рабочих планов последовательно и целенаправленно обеспечивается выполнение задач, предусматриваются перспективными планами.

Важным элементом системы планов таможенной службы является типовые планы. Возможность разработки стандартных (типовых) решений и соответствующих им планов повышает надежность системы таможенной службы. Планы расстановки сил и средств в различных чрезвычайных обстоятельствах, во время розыска и задержания контрабанды и т.д. предусмотренные действующими ведомственными нормативными актами. Ценность таких специальных планов обусловлена тем, что они дают возможность не только заранее, в спокойной обстановке разработать расчет и расстановку сил и средств, но и подготовить личный состав к выполнению этих планов путем проведения учебных занятий и тренировок. Кроме того, типовые решения требуют меньше времени на их принятие и реализацию, а время на подготовку решения потраченное заранее.

Комплексные планы. Специфика системы таможенной службы требует постоянного соединения отраслевых и территориальных задач осуществления таможенного дела, что обусловливает необходимость комплексного планирования этой работы в рамках региона (области, города, района).

Формирование и реализация функций планирования в таможенных органах обеспечивается на основании Приказа ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации». Этот документ является основным при реализации планировании деятельности в таможенных органах.

Планирование деятельности таможенного органа включает в себя:

.оценку оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику;

.оценку результатов ранее запланированных и проведенных мероприятий;

.определение основных направлений и задач таможенного органа на планируемый период;

.определение основных организационных, оперативных и иных мер, необходимых для решения основных задач, рациональное распределение и использование имеющихся сил и средств;

.определение форм взаимодействия отдельных подразделений при выполнении планируемых мероприятий;

.установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение.

Исходя из представленного документа при разработке плана одним из основных критериев, которое должно соблюдаться это, прежде всего соответствие целевой установки. Одна из основных целей, которая на сегодняшний день ставит перед собой Федеральной таможенной службой России остается пополнение доходной части. В настоящее время более 50% бюджета страны пополняются силами таможенных органов РФ.

План должен быть реальным, равномерно распределенным по полугодиям, кварталам, предусматривать резерв времени для решения внеплановых вопросов.

.организационные мероприятия;

.мероприятия по обеспечению действенного таможенного контроля и исполнению доходной части Федерального бюджета;

.правоохранительная деятельность;

.кадровая работа и социальное обеспечение;

.тыловое обеспечение.

Разработанный проект плана должен отвечать следующим основным требованиям:

. Обоснованность и реальность плана - это учет анализа обстановки и конкретных задач, стоящих перед таможенным органом, его структурным подразделением, конкретным сотрудником, вытекающих из особенностей основных функций, а также требований нормативных и иных документов ФТС России.

. Преемственность или непрерывность. План должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений.

. Стабильность плана. Устойчивость намечаемых мероприятий достигается, прежде всего, правильным определением задач установленных ФТС РФ, включающих необходимость разработки многочисленных планов и выполнение уже запланированных мероприятий. Отмена или перенос планового мероприятия является исключительной мерой. Корректировка плана может осуществляться только при наличии серьезных изменений обстановки в регионе деятельности или прямых предписаний вышестоящих таможенных органов.

. Конкретность плана. В плане должны содержаться четкие и ясные формулировки с определением точных сроков и конкретных ответственных лиц. Нельзя включать в план мероприятия, которые носят "дежурный" характер и выполнение которых известно заранее, а также механически переносить требования приказов и указаний вышестоящих таможенных органов. Руководители таможенных органов и структурных подразделений несут персональную ответственность за обеспечение действенного контроля и проверку фактического исполнения предусмотренных мероприятий.

Планирование представляет процесс взаимной увязки целей и задач деятельности таможни с имеющимися ресурсами, обеспечения единства и согласованности действий всех ее подразделений. Таможни и таможенные посты планируют свою деятельность поквартально

В таможенной службе концепции разрабатываются постоянно, но большинство из них так и остаются проектами, что не соответствует важности и значению этого вида планов для развития.

И так, все вышеуказанные функции управления находятся в постоянной связи друг с другом и представляют собой одно целое. Другими словами, управление в таможенных органах - это, единая конкретная, практическая деятельность по осмысленной организации всей оперативно-служебной деятельности, на каждом этапе и стадии, во времени и пространстве.

. Принципы и методы управления персоналом в таможенных органах

Под принципами управления персоналом принято считать руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, по результатам которых действует управляющая система.

На деле управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы управления - это целевые нормы управления, действующие в различных сферах и подсистемах таможенных органов. Но действуют они по-разному в каждой управленческой системе. Перечисление основных идейных начал управления (системность, принципы обратной связи, информационной насыщенности, оптимальности, соподчиненности), и их диалектическое действие на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Системность - это основной принцип управления. Системность в управлении таможенными органами осуществляет и улучшает структурное и функциональное единство системы. Чем не преодолимей задачи, создаваемы перед таможенными органами, тем более значимую роль приобретает принцип обратной связи системы. Данные позволяют субъекту управления иметь представление о состоянии системы во все временные периоды, о результатах заданной цели, с целью воздействия на систему и обеспечения выполнения управленческих решений.

Функция управления "организация" в таможенных органах реализуется путем выполнения некоторых управленческих операций, как установка задач по выполнению решений и созданных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, состоящая из их обучение, а также проведение иных мероприятий по обеспечению выполнения планов в полном объёме. В результате данной функции, субъектом управления, создаются условия, обязательные для успешного осуществления в деятельность органа, принятых решений, в том числе утвержденных планов.

Под регулированием стоит понимать центральную функцию управления, в результате которой повышается эффективность деятельности подчиненных или устраняются неточности от параметров, заданных при планировании. Регулирование происходит на основании результатов обратной связи. Оно может проявляться путем поддержания взаимодействия, перераспределения усилий, координации, а также мотивацией и заинтересованностью отдельных сотрудников и коллективов.

Реализация такой функции как "регулирование" подразумевает собой исполнение таких управленческих операций, как анализ конечных результатов контроля; принятие действий связанных с регулированием; проведение регулирования, сопровождение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования.

Под принципом информационной достаточности принято понимать, что в условиях быстро растущих объемов информации в таможенной системе, также как и в управленческой, небывалое значение принимает интенсификация информационных процессов. Достижение поставленной цели в таможенных органах может быть возможно в более короткие сроки, путем наименьших материальных или финансовых и трудовых затратах. Что и является сутью принципа оптимальности управления.

Оптимальность управления в таможенной системе осуществляется всевозможными методами и средствами.

Огромное значение в таможенной системе имеют и другие общие принципы управления, а именно частные принципы управления. Их принято подразделять на две большие группы: принципы, которые применяются в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, существующие в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, осуществляющиеся в пределах своей компетенции экономическую безопасность России. К частным в научной литературе принято относить принципы управления, то есть: законности, централизации в сочетании грамотной децентрализацией, непрерывности, оперативности, гибкости, ответственности, преемственности, нацеленности на итоговый результат.

Процесс управления в таможенной системе опирается, как не странно, на частные принципы. Такие как организация деятельности государственной службы; подбора кадров, их обучения и развитие; осуществление оперативно-розыскной деятельности наряду с другими принципами.

Принято выделять организационно-технологические принципы управления. В основе них лежат организационно-распорядительная и административно-исполнительская деятельность руководителей таможенных органов. На мой взгляд, это принципы: делегирования полномочий, единоначалия, иерархии, единства распорядительства и одного руководителя, конкретности, разделения труда и диапазона управления.

Необходимо обозначить значение единоначалия. В основе него лежит, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой установление неотъемлемой персональной ответственности за выполненные функции. Что касается коллегиальности, она не исключает, а предполагает личную ответственность каждого отдельного сотрудника за порученное ему дело.

В органах таможни, на всех уровнях руководства, единоначалие действует безостановочно, так как руководители на уровне законодательства наделены правами и функциями единоначальника.

Это проявляется в объеме властных полномочий, существующих для решения поставленных задач, перед данной организацией.

Возглавляет вышеуказанный принцип системы таможенных органов, Председатель Федеральной таможенной службы России. Основные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии Федеральной таможенной службы России. Результаты заседаний коллегии это решения, оформленные в форме приказа Председателя Федеральной таможенной службы России. Приказы обязательны для исполнения всеми таможенными органами и сотрудниками, находящимися на территории РФ.

На основе этого же принципа действуют начальники региональных таможенных управлений, начальники таможен и таможенных постов, исходящие в своей деятельности на коллегии управлений, а также руководители Российской таможенной академии, Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ), Центральной таможенной лаборатории и иных организаций, подведомственных Федеральной таможенной службе России.

Принцип разделения труда подразумевает, что вся деятельность по осуществлению управления делиться на простейшие операции, отвечают за выполнение, которых передается конкретным звеньям системы управления. В результате этого каждое звено получает конкретные функции.

Существует принцип, иерархии который предусматривает, что каждый нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник отвечает перед вышестоящим за все процессуальные решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников.

Единства распорядительства и одного руководящего лица определяет, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного лица. Этот принцип является необходимым условие единства действий. Реализуется путем того, что сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.

Так же важную роль в осуществление управления персонала играют методы управления:

Методом управления называется совокупность направлений, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для реализации поставленных целей. Особенно необходимо учитывать, что направленность воздействия определяется конкретной целью перед таможенной службой. Получается так, что эта задача требует решения особых организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь и создает соответствующие методы управления. Методы управления подразделяются по масштабам управленческой деятельности и по форме воздействия. По масштабу управленческой деятельности в различают общие и частные методы.

Общие методы направлены на устранение глобальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют пути достижения главных целей и задач функционирования всей таможенной системы.

Частные методы преимущественно участвуют в системах оперативного и текущего управления то есть относятся к региональным таможенным управлениям, таможенным постам.

В зависимости от вида реализации в таможенной системе принято применять методы прямого и косвенного воздействия. Первые строятся на воле и авторитете государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы. Ко вторым относятся психологические, социальные, экономико-математические методы.

В результате деятельности таможенных органов, такие функций, как организация и регулирование, с помощью административных методов формируют понятия, которые включают такие стороны деятельности сотрудников и коллективов, как долг, ответственность, дисциплинарные требования.

В органах таможни применяются три группы организационно-распорядительных методов, это организационные, распорядительные и дисциплинарные. Основное место отводится методам организационного воздействия, составляющим первую группу. Они представлены долговременным закреплением организационных связей в системе и включают регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование - представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия.

Нормирование - это более мягкий тип воздействия. Заключается в установлении норм и нормативов, которые служат вектором деятельности, устанавливают ее границы по пределам. Организационное нормирование устанавливает направления и порядок выполнения функций и обязанностей

Инструктирование - всегда имеет форму методической и информационной поддержки, установленной на выполнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов принято считать методы распорядительное воздействие, которое выражается в повседневном обеспечении слаженной работы органов. Это методы базируются на организационной структуре, созданной путем организационного воздействия, в основе лежат полномочия и обязанности. Данные методы реализуются путем принятия решения коллегии Федеральной таможенной службы России. Связанных с изданием приказов, указаний, распоряжений, положений, резолюций на документах, а также принятия, доведение и объяснение решений в устной форме.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.

Цель этих методов состоит в установлении ответственности. Созданы они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления путем дисциплинарных требований, перерастающих в систему ответственности. В научной литературе принято выделять личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов.

Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.

Основными такими правовыми нормами являются: Таможенный кодекс Таможенного союза, ФЗ-№311 «О таможенном регулировании в РФ», Закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации", «О государственной службе РФ», Положение о Федеральной таможенной службе России, Положение о Региональном таможенном управлении, таможнях и таможенных постах и ряд других. Деятельность сотрудников аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского, хозяйственного и некоторых других законодательств. Социальные и психологические методы управления занимают одно из значимых мест в таможенной системе, из-за этого существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Целью вышеуказанных методов понимается обеспечение социальных потребностей сотрудников, их всеобъемлющего гармонического развития и увеличение на этой основе служебной активности и эффективной деятельности коллективов. Методы основаны на использовании социального механизма, существующего в коллективе, включают в себя социальное нормирование, социальное регулирование и моральное стимулирование.

Эти методы воздействия находят отражение в порядке развития коллективов, состоящих из мероприятий по повышению культурно-воспитательного и квалификационного уровня сотрудников.

Не менее важную роль играют экономические методы управления - это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов, то есть метод экономического стимулирования. Они направлены на материальном стимулировании, коллективную заинтересованность и экономическую ответственность. В итоге, в зависимости от особенностей решаемых задач управления, в таможенных органах могут использоваться те или иные методы или принципы, для создания условий благоприятно отражающихся на работе каждого сотрудника и системы в целом.

3. Контроль за деятельностью таможенных органов

Центральной задачей контроля является обеспечение обязательной и своевременной реализации мероприятий предусмотренных планом. Контроль по мнению теоретиков должен носить систематический и упреждающий характер.

Основная идея функции контроля и учета осуществляется в накоплении, систематизации и первичной переработки информации действующем состоянии управляемой системы, направлении и скорости ее реализации, о достигнутых результатах и количестве исправленных ошибок. Что бы определить насколько верно выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.

Контроль - это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется надзор за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор информации о ходе, условиях, состоянии деятельности подчиненных в тот или иной момент времени. Контроль за выполнением созданных решений направлен на осуществление сходства таможенной деятельности поставленным задачам.

Начальники таможен региона посредством своих заместителей, как и руководители структурных подразделений аппарата Управления, самостоятельно организуют точную и своевременную реализацию планов в полном объеме. Что бы совершить эти действия соответствующие руководители назначают исполнителей, формулируют им задания, предписывают сроки исполнения, осуществляют оперативные совещания; реализуют необходимые условия исполнителям и обеспечивают контроль за процессом осуществления плановых мероприятий, определяют время и порядок информирования об исполнении планов. Руководители должны организовать и лично осуществлять проверки по поводу исполнением планов.

Естественно осуществление общего контроля над выполнением мероприятий годового плана работы Федеральной таможенной службы и ежемесячных планов важнейших мероприятий, а также своевременное изменение соответствующим образом оформленных необходимых решений осуществляет Федеральная таможенная служба России.

Основными задачами контроля выполнения планов являются:

обеспечение выполнения задач и мероприятий плана по всем показателям всеми подразделениями таможенных органов региона;

выявление неиспользованных резервов совершенствования служебной деятельности и организации труда личного состава подразделений;

недопущение диспропорций в развитии отдельных подразделений, расстановке сил и средств;

устранение ошибок, допущенных при выполнении плана;

совершенствование планирования и управленческой деятельности.

Проверка реализации планов начинается с установления своевременности и правильности доведения заданий до конкретных исполнителей. В результате этого, в первую очередь, зависит успех выполнения всех запланированных мероприятий.

Реализация плана исследуется путем изучения отчетных материалов, а также после непосредственного ознакомления с работой на местах. Проверка мероприятий плана должна осуществляться в комплексе, то есть по всем разделам предполагаемого плана. Во время проведения проверки необходимо обращать внимание на решение основных задач планируемого реализуемого периода, а также выполнение центральных функций. Не менее важное направление, на которое следует обращать внимание, это изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, имеющиеся достижения в служебной деятельности таможенных органов и подразделений, отдельных руководителей и сотрудников.

Обобщенные результаты выполнения планов работы таможен и функциональных блоков Федеральной таможенной службы России за отчетный период в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Делается это для того, что бы Федеральная таможенная служба могла осуществлять исполнение контрольных функций, решать проблемные вопросы, требующих решения на региональном уровне, а также для обобщения и анализа деятельности. В указанные краткие анализы выполнения планов в обязательном порядке должны включаться:

нереализованные пункты плана и причины их невыполнения;

эффективность проведенных мероприятий для достижения задач, стоящих перед таможенным органом;

проблемные вопросы таможен, таможенных постов и функциональных отделов, которые требуют решения вышестоящего руководства;

Анализы выполнения планов работы Управления за отчетный период проводятся в Федеральную таможенную службу и направляются в Контрольно-аналитическое управление, для выполнения контрольных функций, рассмотрения проблемных вопросов, требующих решения на федеральном уровне, а также для обобщения и анализа деятельности ФТС.

Усиление надзора в таможенных органах в действующих условиях создаются следующими обстоятельствами:

.выросшей ответственностью таможенных органов за решение поставленных перед ними задач;

.выявлением особых возросших требований к должностным лицам и их деятельности;

.передачей ответственности за принятие ряда решений сверху вниз;

.востребованность специализации сотрудников и разделения функций между подразделениями;

.ростом инициативы и творчества.

Главными задачами, решаемыми с помощью контроля:

.процесс возрастания дисциплины кадров и их ответственности;

.измерение неиспользованных ресурсов и возможностей для неукоснительного выполнения принятых планов;

.обобщение и передача положительного опыта в исполнении планов;

.улучшения организации управленческой и таможенной деятельности;

.предугадывание возможных просчетов и ошибок в исполнении решений.

В теоретической литературе существуют всевозможные виды контроля и проявляются они в зависимости от типа управленческих отношений.

Вертикальный ведомственный контроль по факту является контролем высшими таможнями, подразделениями или должностными вплоть до низших в иерархии управленческих отношений.

Горизонтальный, или другими словами ведомственный является параллельным или внутриструктурным. Первый осуществляется уполномоченными субъектами контрольных правоотношений по отношению к другим структурным подразделениями конкретным лицам. При этом стороны правоотношения не подчинены друг другу или находятся на одной ступеньке структуры управленческих правоотношений. Второй осуществляется сотрудниками одного таможенного подразделения в отношении сослуживцев, важно отметить что, стороны этих правоотношений подчиняются одному руководителю.

Так же существует виды контроля в сути которого лежит принцип количества субъектов контрольной деятельности. Характеризуют это только организационные моменты такой деятельности, исходя из задач и целей контроля. Он может быть единоличный или коллективный, созданным в комиссиях или группах.

Виды контроля по критерию качества выполнения поставленных задач. Описывают отношение субъекта ведомственной контрольной деятельности в своих задачах и в уровнях организационно - контрольной деятельности таможенной службы.

Реальным является контроль, осуществляющийся на регулярной основе, и ориентированный на всесторонние изучение состояние объекта контроля в целом. Способствует выполнению задач, строится на конкретных оценках состояния дел на подконтрольном объекте, выступает надежным источником получения верной информации, включает в себя психологию лиц и представляет собой самую надежную систему.

Формальный контроль осуществляется не на постоянной основе и направлен только на какую-то отдельную часть или долю деятельности подконтрольного объекта. Направлен на действия в прошлом, создан для оценки завершенности деятельность. Ненадежный, так как информация, обрабатываемая с опозданием является не точной, использует приблизительные оценки, не охватывает реакцию и психологию лиц, которые подвержены проверке.

Непосредственный контроль принято характеризовать как прямой контроль, осуществляющийся контролирующим, как правило, на объекте контроля субъектом лично, без посредничества иных лиц, в процессе получения первичных данных.

Дистанционный вид контроля создается на расстоянии от объекта контроля, с применением вторичной, или иными словами обобщенной, сокращенной, сопоставленной, проанализированной, систематизированной информации . То есть связан с отчетами, заключениями по результатам обобщения и анализа, а так же специально подобранной информации в форме копий первичных документов.

Нельзя не затронуть тему проблем в данном виде деятельности. Ключевая проблема планирования контрольных показателей эффективности работы таможенных органов, в настоящее время, строится в реализации принципа достижимости. Ряд ученых в последнее время в своих периодических изданиях публикуют работы практиков таможенных органов, выделяющие проблемы в области организационного планирования. Такие как обусловленные ростом количества и многогранности факторов, влияющих на точность определения контрольных показателей эффективности работоспособности таможенных органов, наряду с их априорной неопределенностью. Наверно, без учета этих особенностей установления плановых показаний контрольных значений эффективности работоспособности таможенных органов представляется невозможным. Структурные подразделения в соответствии со своим кругом обязанностей, прогнозируют плановые значения контрольных показателей эффективности деятельности для подконтрольных таможенных органов.

В итоге, нижестоящие таможенные органы реализуют прогнозные плановые значения для подчиненных им таможенных органов, на основе доступных технических средств. Из-за этого, снижается точность поставленных плановых значений показателей, наряду с этим качество управления деятельностью таможенных органов тоже снижается.

Как становится ясно из работ теоретиков, на сегодняшний день, не существует единых для структурных подразделений таможенных органов методик прогнозирования плановых значений контрольных показателей, вследствие этого, также отсутствует совокупность программных средств, необходимый конкретного установления их плановых значений.

В целях планирования контрольных показателей деятельности определенных систем, нужно учитывать их специфику. Отсутствие такового учета определенных организационных систем не позволяет получить полные адекватные плановые значения контрольных показателей. Это в первую очередь и в полной мере относится и к планированию деятельности таможенных органов. Вследствие, без этого эффективное управление деятельностью таможенных органов не представляется возможным.

В общем, существует противоречие между требуемыми и реальными уровнями развития, необходимого для установления плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации. Классификация видов контроля в системе таможенных органов определена по разным критериям и представляет собой огромный пласт и может быть полезна как в теоретическом, так и в практическом плане. Что касается контроля за деятельностью таможенных органов, он необходим для целостного и предметного представления, о реализации поставленных задач перед организацией. На мой взгляд, это очень важно для дальнейшего развития таможенной службы так, в результате этой деятельности можно прогнозировать дальнейшие решения по организации, реализации планов и вполне возможно реорганизации структуры в целом при критическом уровне невыполнения поставленных целей.

Заключение

Управление в таможенных органах в современных условиях требует высокой компетентности и профессионализма всех специалистов, и прежде всего работников аппарата управления, от которых требуется высокая квалификация управленческого персонала, умение каждого руководителя таможенного органа подойти со всей ответственностью к вопросу планирования, умение нацелить подчиненных на неукоснительное выполнение поставленных в планах задач.

Результаты деятельности таможенных органов характеризуется совокупностью показателей отражающих их фискальную и правоохранительную деятельность, а также организацию таможенного оформления и таможенного контроля. В настоящее время эта совокупность представлена в форме контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов. При этом эффективность определяется степенью достижения плановых значений этих показателей и, следовательно, в существенной степени зависит от точности установления их плановых значений.

Качество планирования определяет степень эффективности их деятельности. В свою очередь, степень эффективности деятельности таможенных органов определяется достижением установленных плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов. При этом если плановые значения контрольных показателей завышены, то они не достижимы и оценка эффективности деятельности таможенных органов оказывается не объективной. Если же они занижены, то снижается и эффективность деятельности таможенных органов.

Планирование в современных условиях осложняется неопределенностью внешней среды, поэтому от правильного и грамотного подхода к организации, разработки и реализации планов зависит выполнение основных функций таможенных органов.

Правильные решения позволяют совершенствовать систему планирования, выявлять и устранять имеющиеся недостатки в работе по планированию, приводят к единству и однообразию этот или иной элемент процесса управления, повышают роль и ответственность руководителей, особенно первых, за качество и выполнение планов.

Положительный результат будет достигнут при условии, что руководители, ответственные за планирование, сумеют комплексно подойти к решению этой проблемы, в том числе на практике внедрить разработанные рекомендации. Этому же будет способствовать и эффективный контроль за этим видом управленческой деятельности со стороны вышестоящих органов управления.

Список литературы

Нормативно - правовые акты

1.Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ//СПС Консультант плюс

.Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21.07.1997 N 114-ФЗ//СПС Консультант плюс

.Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 01.07.2016) "О Федеральной таможенной службе"//СПС Консультант плюс

.Приказ ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации»//СПС Консультант плюс.

.Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 01.07.2016) "О Федеральной таможенной службе"//СПС Консультант плюс

Научно-учебная литература

1.Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник. М.: Юрист,2003. С. 202

.Волчкова Л.Т. Государственное управление. Словарь-справочник. - СПб.: Петрополис, 2001.

.Демичев А.А Основы таможенного дела: учебник. - СПб.:ИЦ «Интермедия», 2014. С. 31

.Демченко А.А Организационное планирование в таможенных органах РФ: учебно-методическое пособие. - М: РИО РТА, 2010. С.55

5.Елканов Б.В. Таможенное оформление и таможенный контроль: понятие и правовая сущность. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. Выпуск № 3 / 2010 С. 58

.Заманитова П.Я. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Дело, 2007. C. 188

.Коротков Э.М Менеджмент: учебник для бакалавров. - 2-е изд. Испр. И доп. М: Юрайт, 2013. С. 55

.Косов А.А. Таможенный контроль как способ обеспечения законности / дисс. к.ю.н. Москва, 2005. С.14

.Крюков И.А. Особенности государственного регулирования ВЭД. - М.: Инфра-М, 2007. C. 86

10.Лемешева Ж.С. Совершенствование научно-методического аппарата планирования контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов РФ // инициативы 21 века №1. - 2014. С.75

.Макрусев В. В. Таможенный менеджмент: учебное пособие. - M.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. С. 20

.Макрусев В.В. Черных В.А Управление таможенным делом: Учебное пособие.. - СПб.: Изд-во Троицкий мост, 2010 С. 296

.Мамедов Д. Б. Совершенствование процесса управления персоналом в таможенных органах актуальные проблемы. Авиация и космонавтика 2015. Том 2 С. 710

14.Молчанова О.В. Коган М.В. Таможенное дело- Ростов на Дону: Феникс, 2007 C. 17

.Овсянников А.С Качество труда персонала таможенных органов как важнейший фактор обеспечения качества таможенных услуг. Известия Саратовского университета .Выпуск № 3 / том 14 / 2014. С.584

.Павлова О.В Развитие процессно-ориентированного подхода к управлению деятельностью таможенных органов России. KANT Выпуск № 2 (5) / 2012 С.23

17.Попова В. Е. Роль информационных технологий управления кадровым потенциалом таможенных органов в процессе реформирования системы государственной службы РФ. TerraEconomicus Выпуск № 2-3 / том 11 / 2013. С. 77

.Сергеев Е.В. Таможенный контроль: проблемы правового регулирования / автореф. дисс. к.ю.н. Саратов, 2005. С. 12

.Сорокина М.Н. таможенные органы РФ(понятие и признаки) Власть. Выпуск № 5 / 2009 С.65

.Тимошенко И.В. Таможенное право России. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. С. 347

.Тимошенко И.В. Таможенное право России. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. С. 347

.Трунина Е. В. Ведомственный контроль деятельности таможенных органов. Актуальные проблемы российского права Выпуск № 3 / 2009 С.189

Похожие работы на - Планирование, организация и контроль работы персонала в таможенных органах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!