Основные подходы к управлению персоналом
Основные подходы к управлению персоналом
Тахир Юсупович Базаров, МГУ им. М.В.
Ломоносова
Что? Разговаривать? Ма-ал-чать! Молокосос, прапорщик
позволяет себе... Поручик Федоровский, объявите в сегодняшнем приказе о том,
что я подвергаю подпоручика Ромашова домашнему аресту на четверо суток за
непонимание воинской дисциплины.
А. И. Куприн. Поединок
Деятельность по управлению персоналом —
целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации,
ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей,
стратегий, условий развития организации.
Одна из важнейших составных управленческой деятельности
— управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления —
обобщенном представлении (необязательно декларируемом) о месте человека в
организации. В теории и практике управления человеческой стороной организации
можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных
подходов к управлению: экономического, органического и гуманистического[1]
:
1) использования трудовых ресурсов;
2) управления персоналом;
3) управления человеческими ресурсами;
4) управления человеком.
1. Экономический подход
Все мы — жалкие рабы желудка. Не стремитесь быть
нравственными и справедливыми, друзья! Внимательно наблюдайте за вашим
желудком, питайте его с разуменьем и тщательностью. Тогда удовлетворение и
добродетель воцарятся у вас в сердце без всяких усилий с вашей стороны; вы
станете добрым гражданином, любящим мужем, нежным отцом — благородным,
благочестивым человеком.
Джером К. Джером. Трое в лодке
Экономический подход к управлению дал начало концепции
использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает
техническая (в общем случае инструментальная, т.е. направленная на овладение
трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии.
Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными
частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности организация — это
набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму:
алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо.
Среди основных принципов концепции использования
трудовых ресурсов можно выделить следующие:
1) обеспечение единства руководства — подчинённые получают
приказы только от одного начальника;
2) соблюдение строгой управленческой вертикали — цепь
управления от начальника к подчиненному спускается сверху вниз по всей
организации и используется как канал для коммуникации и принятия решения;
3) фиксирование необходимого и достаточного объема
контроля — число людей, подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы
это не создавало проблемы для коммуникации и координации;
4) соблюдение четкого разделения штабной и линейной
структур организации — штабной персонал, отвечая за содержание деятельности, ни
при каких обстоятельствах не может осуществлять властных полномочий, которыми
наделены линейные руководители;
5) достижение баланса между властью и ответственностью
— бессмысленно делать кого-либо ответственным за какую-либо работу, если ему не
даны соответствующие полномочия;
6) обеспечение дисциплины — подчинение,
дополнительность, энергия и проявление внешних знаков уважения должны
осуществляться в соответствии с принятыми правилами и обычаями;
7) достижение подчинения индивидуальных интересов
общему делу с помощью твердости, личного примера, честных соглашений и
постоянного контроля;
8) обеспечение равенства на каждом уровне организации,
основанного на доброжелательности и справедливости, чтобы вдохновить персонал к
эффективному исполнению своих обязанностей; заслуженное вознаграждение,
повышающее моральное состояние, но не ведущее к переоплате или
перемотивированию.
Краткое описание экономического подхода к управлению
представлено в табл. 1.
Таблица 1
Условия эффективности и особые затруднения в рамках
экономического подхода
Условия
эффективности
Похожие работы на - Основные подходы к управлению персоналом
|