Тема: Этапы многолетней спортивной подготовки в плавании

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    0
Этапы многолетней спортивной подготовки в плавании
Этапы многолетней спортивной подготовки в плавании
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Читать ONLINE Этапы многолетней спортивной подготовки в плавании













Доклад

Этапы многолетней спортивной подготовки в плавании

пловец тренировка спортивный

1. Возраст, благоприятный для начала занятий плаванием

К числу важнейших факторов, определяющих результативность системы многолетней подготовки пловцов, относятся:

·возраст начала занятий плаванием и начала специальной тренировки;

·возраст достижения наивысших результатов и продолжительность предшествующей этому подготовки;

·закономерности становления различных сторон мастерства пловцов разного пола и специализации и формирования адаптационных процессов в ведущих функциональных системах;

·индивидуальные и половые особенности пловцов.

Среди дополнительных факторов, обусловливающих эффективность многолетней подготовки пловцов - состав средств и методов тренировки, динамика нагрузок, построение различных структурных образований тренировочного процесса, применение дополнительных факторов (специальное питание, тренажеры, восстановительные и стимулирующие работоспособность средства и т.п.).

Женщины приступают к спортивной подготовке несколько раньше мужчин, большинство спортсменок - в возрасте от 7 до 9 лет, а спортсменов - от 9 до 11 лет. Это свидетельствует о том, что девочки без ущерба для последующего спортивного совершенствования могут начинать подготовку в плавании примерно на год раньше мальчиков, что, естественно, обусловлено опережающим развитием женского организма. Существуют обусловленные специализацией отличия возраста начала подготовки пловцов и, прежде всего, несколько более позднее ее начало у спринтеров, что заметно при сравнении данных мужчин, специализирующихся в вольном стиле на разных дистанциях. Мировая практика изобилует примерами начала подготовки кролистов-спринтеров лишь по достижению 10-летнего возраста (олимпийские чемпионы Мэтью Бионди, Роуди Тайнее и др.), а у стайеров это редкость. Дошкольниками приступили к систематической тренировке первый чемпион мира в плавательном марафоне австралиец Стефан Холланд, чемпион Игр XXI Олимпиады на дистанциях 400 и 1500 м вольным стилем Брайан Гуделл из США, некоторые другие сильнейшие стайеры. Оптимальные предпосылки для наивысших результатов в спринте - максимум скоростно-силовых возможностей, эффективности анаэробного энергообеспечения организма, способности к мобилизации волевых усилий - формируются у мужчин, обычно, лишь к 22 - 23 годам. И это обеспечивает достаточную для достижения наивысших результатов продолжительность подготовки даже тем, кто, как Бионди или Тайнее, приступили к систематическим занятиям в 11 - 13-летнем возрасте. Формирование же наилучших предпосылок для высших достижений в стайерском мплавании и, в частности, максимума принципиальной эффективности аэробного энергообеспечения и гидродинамических качеств уже к 19 -20-летнему возрасту ограничивает подобную возможность для стайеров, поскольку за несколько лет пловца мирового класса не подготовить.

Подавляющее большинство пловцов начали подготовку в возрасте от 7 до 10 лет, и есть основания считать, что им и ограничен благоприятный для начала занятий плаванием возраст.

. Этапы многолетней спортивной подготовки

Этап начальной подготовки. Подготовка начинающих пловцов характеризуется разнообразием средств и методов, широким применением материала различных видов спорта и подвижных игр, а также игрового метода.

При обучении технике плавания они должны освоить многообразные подготовительные упражнения. И при этом ни в коем случае не следует добиваться стойкого двигательного навыка. У юного спортсмена должна формироваться разносторонняя техническая база, предполагающая овладение широким комплексом разнообразных двигательных действий. Это основа для последующего эффективного технического совершенствования. Соответствующий подход в определенной мере распространяется и на последующие два этапа многолетней подготовки.

Тренировочные занятия продолжительностью 45 - 90 мин на этом этапе должны проводится не чаще 2 - 3 раз в неделю.

Годовой объем работы пловцов на этапе начальной подготовки невелик - в пределах 100-150 ч и в значительной мере зависит от продолжительности начальной подготовки, которая, в свою очередь, связана с возрастом начала занятий. Если это 6 - 7 лет, то начальная подготовка может длиться 3 года, с относительно небольшим объемом работы в течение каждого из них (например, первый год - 80 - 100 ч, второй - 100-120, третий - 120 - 150). Если занятия плаванием начинают в 9-10 лет, то первый этап многолетней подготовки длится 1,5 - 2 года.

Характерен опыт начальной подготовки М. Гросса, который в течение нескольких первых лет занимался в воде 2 - 3 раза в неделю не более чем по 45 - 50 мин, проплывая при этом от 1 до 2 км. Занятия на суше проводились в виде игр - футбола, тенниса, а также кроссового бега. На вопрос о характере своей начальной подготовки М. Гросс ответил, что тренировочная программа составлялась с учетом его заинтересованности и настроения, а обучение технике способов плавания осуществлялось в основном с помощью специально подобранных игр.

Примечательно, что наиболее опытные и дальновидные специалисты различных стран все настоятельнее подчеркивают, что игровой метод наиболее оправдан в работе с юными спортсменами и что ее эффективность тесно связана с постоянным поиском путей создания на занятиях положительного эмоционального фона.

У выдающихся пловцов игровая направленность начальной подготовки обычно сочеталась с небольшим суммарным объемом работы. На начальном этапе они работали менее интенсивно, чем их сверстники, не добившиеся впоследствии высоких результатов.

Следующие данные позволяют оценить, за счет каких усилий преодолевали первые «вехи» на пути к высшему мастерству сильнейшие пловцы. Динамика нагрузок у них в основном планомерная, но несколько «круче» у тех, кто позже начал спортивную подготовку. Примечательно, что трехкратные олимпийские чемпионы Роуди Тайнее и Джон Набер, приступившие к подготовке в плавании в 11 - 13-летнем возрасте, уже на первом ее году тренировались по 5 - 6 раз в неделю, проплывая до 20 км. Обращает на себя внимание и то, что у ряда сильнейших пловцов ограниченные нагрузки были во многом связаны с отклонениями в состоянии здоровья. Как ни парадоксально, это явилось одним из факторов, позволивших талантливым в двигательном отношении спортсменам сохранить функциональные и психологические резервы для последующего после выздоровления стремительного совершенствования

При анализе начальной подготовки ряда выдающихся пловцов, в том числе неоднократных олимпийских чемпионов Д. Монтгомери и М. Мигер (ее мировой рекорд на 200 м баттерфляем удерживается уже 19 (!) лет), выявлена следующая любопытная тенденция; они в значительном объеме преодолевали короткие отрезки с интенсивностью, близкой к максимальной (часто в форме игр и эстафет). Это требует, на наш взгляд (особенно если дело касается подготовки юных пловцов, проявляющих предрасположенность к спринту), пересмотра широко распространенных рекомендаций по построению начальной подготовки в основном на базе длительного равномерного плавания.

Ведущие тренеры мира в основном придерживаются единой позиции в отношении структуры и содержания этапа начальной подготовки, в соответствии с которой она должна быть подчинена укреплению здоровья детей, устранению недостатков в их физическом развитии, разносторонней физической подготовке, формированию интереса к занятиям плаванием, обучению всевозможным двигательным умениям и навыкам, основам техники избранного вида спорта. Причем, чем меньше возраст начинающих пловцов, тем менее целенаправленно и на более разнообразном материале решаются эти задачи.

Этап предварительной базовой подготовки. Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, чем специализированная. Стремление увеличить объем специально-подготовительных упражнений, как правило, приводит к быстрому росту результатов юных пловцов, но в дальнейшем неизбежно негативно сказывается на становлении их спортивного мастерства.

Важнейшим принципом подготовки на втором этапе является доступность для подростка тренировочных и соревновательных нагрузок и развитие его физических качеств и функциональных возможностей в строгом соответствии с особенностями возраста. При этом очень важно учитывать темпы биологического развития юного спортсмена.

Суммарный объем тренировочной работы в начале рассматриваемого этапа не должен превышать 25%, а к его окончанию 50% характерного для этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей.

На втором этапе многолетнего совершенствования многие пловцы приступали к ежедневным, а некоторые - и к двухразовым тренировочным занятиям в течение дня. При этом некоторые выдающиеся стайеры (например, В. Сальников), тренируясь уже 10-11 раз в неделю, проплывали при этом 50-60 км. Основное внимание в процессе их подготовки уделялось повышению аэробных возможностей организма и развитию силовой выносливости. Для спринтеров же характерен существенно меньший объем плавания - 20 - 35 км в неделю. При этом в процессе их подготовки основное внимание уделялось повышению скоростных и координационных способностей, а также развитию скоростной силы, что во многом обеспечивалось широким применением элементов разных видов спорта и подвижных игр.

Это еще раз убеждает в том, что на втором этапе многолетнего совершенствования уже необходима дифференциация подготовки пловцов, предрасположенных к спринту и к длинным дистанциям. При подготовке первых необходимо такое соотношение тренировочных средств, которое позволяло бы развить функциональные возможности спортсменов и создать фундамент для их дальнейшего роста и не повредило бы наследственно обусловленной предрасположенности к работе скоростно-силового характера.

На этапе предварительной базовой подготовки техническое совершенствование пловцов должно быть направлено не на скорейшее освоение относительно узкого круга специально-подготовительных упражнений, а на выполнение разнообразных упражнений общего, вспомогательного и специального характера, способствующих разносторонней технической подготовленности.

На рассматриваемом этапе осваивается техника различных способов плавания, старта, поворотов, упражнений, направленных на совершенствование техники движений руками, ногами, техники дыхания и т.п. Такой подход способствует быстрому освоению вариантов техники плавания, соответствующей морфофункциональным возможностям пловцов и в дальнейшем формированию у них умения варьировать основными параметрами технического мастерства в зависимости от условий соревнований и функционального состояния в различных стадиях соревновательной деятельности.

Целесообразное соотношение общей, вспомогательной и специальной подготовки на рассматриваемом этапе примерно 45:45:10, что подтверждает анализ предварительной базовой подготовки многих сильнейших пловцов мира 80-90-х годов.

Особенностью рассматриваемого этапа подготовки сильнейших пловцов является значительный объем плавания с помощью одних ног, а также плавания вольным стилем и баттерфляем. Последнее рассматривается многими тренерами как средство силовой подготовки, что особенно характерно для подготовки выдающихся американских пловцов 80-90-х годов М. Мигер, П. Моралеса, М. Бионди, Р. Кейри, С. Лундквиста, знаменитого западногерманского пловца - М. Гросса. В то же время практически никто из них широко не использовал так называемую интервальную тренировку, направленную на развитие специальной выносливости и повышение анаэробных и анаэробно-аэробных возможностей, часто приводящую к перенапряжению функциональных систем организма юных спортсменов.

На этом этапе многолетнего совершенствования уже просматриваются элементы периодизации годичной подготовки.

Характерной особенностью является и большое количество дней активного и пассивного отдыха - до 60 - 80, что обеспечивает профилактику переутомления юных пловцов и поддерживает их интерес к занятиям спортом.

Этап специализированной базовой подготовки. Подготовка пловцов на данном этапе должна обеспечить предпосылки для максимальной реализации их индивидуальных возможностей на следующем этапе многолетнего спортивного пути. Это требует создания прочного фундамента специальной подготовленности и формирования устойчивой мотивации к достижению высокого мастерства. Возрастные границы этапа обусловлены полом и специализацией пловцов, возрастом начала ими спортивной подготовки, индивидуальными особенностями биологического развития. В большинстве случаев у девушек они составляют 14-17 лет, а у юношей - 15-19.

На третьем этапе многолетнего совершенствования пловцов тренерам приходится решать непростую задачу: с одной стороны, создавать предпосылки для очень напряженной подготовки на следующем этапе, а с другой - оставить значительные резервы для ее усложнения.

Мировая практика свидетельствует, что наилучшим образом этому способствует объем тренировочной работы, не превышающий к окончанию рассматриваемого этапа 80% того, что характерно для следующего этапа многолетней подготовки.

В начале третьего этапа преимущественное место еще занимает общая и вспомогательная подготовка, а во второй его половине подготовка в значительной мере специализируется и примерное соотношение ее общего, вспомогательного и специализированного компонентов составляет 20:40:40. На рассматриваемом этапе уже, как правило, окончательно определяется специализация пловца.

На этом этапе широко используются средства, позволяющие повысить функциональный потенциал организма пловцов без применения большого объема работы, максимально приближенной по характеру к соревновательной деятельности, еще больше дифференцируется подготовка пловцов, предрасположенных к спринту и длинным дистанциям. В юношеском возрасте пловцы легко справляются с работой аэробной направленности, в результате чего у них резко повышаются возможности соответствующего энергообеспечения и на этой основе спортивные результаты. Однако для тех, кто морфофункционально предрасположен к скоростно-силовой и координационной работе, такая подготовка часто становится непреодолимым барьером на пути к высокому мастерству. Соответствующее препятствие во многом создает перестройка мышечной ткани, в связи с которой повышаются способности к работе на выносливость и угнетаются способности к проявлению скоростных качеств. Поэтому функциональная подготовка на рассматриваемом этапе предполагает тщательный учет специализации пловца, что, например, обеспечивает тренировочная программа, приведенная в табл.

Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей. Основное содержание этого этапа - максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать предельную мобилизацию функциональных возможностей организма пловцов. Суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы достигают максимума, широко планируются занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах может достигнуть 15 и более, резко расширяется соревновательная практика и объем специальной психической, тактической и интегральной подготовки.

Еще более выражены различия в тренировке спринтеров и стайеров. Следует заметить, что некоторые пловцы достигли высот мастерства при значительно меньших нагрузках. Этому способствовало рациональное использование их природных данных и существенное сокращение работы, которая не могла привести к ощутимому росту функциональных возможностей конкретного пловца. Например, чемпион Европы С. Карон (Франция) выполнял в два раза меньший объем тренировочной работы, чем олимпийские чемпионы М. Бионди (США) и Й. Войте (ГДР), чемпион мира Р. Хенкель существенно меньший, чем олимпийский чемпион В. Сальников (рис. 15.17).

Принципиально обеспечение условий, при которых период максимальной предрасположенности пловца к достижению наивысших результатов (подготовленный ходом естественного развития организма и адаптационных преобразований в результате многолетней подготовки) совпадает с периодом наибольших нагрузок.

Продолжительность и особенности подготовки на рассматриваемом этапе во многом зависят от особенностей формирования мастерства пловцов различного пола и специализации. Мастерство спортсменок возрастает несколько быстрее, чем у спортсменов и при этом у стайеров несколько быстрее, чем у спринтеров, что находит наиболее емкое отражение в упомянутых отличиях возраста наивысших достижений.

В каждом отдельном случае продолжительность этапа является основой для выбора стратегии подготовки к высшим достижениям, особенно в тех случаях, где достижению вершин мастерства предшествуют, как правило, четырех-пятилетние, а иногда и более длительные выступления на высоком уровне, и в тех видах, где пловцы нередко в течение двух - трех лет переходят от уровня мастера спорта до мировых рекордов и побед в крупнейших соревнованиях.

Характеризуя особенности подготовки пловцов высокого класса в течение года, следует отметить тенденции ее изменения в 80-е и особенно в 90-е годы. Прежде всего, увеличилось количество макроциклов в течение года, а период непосредственной подготовки к главным соревнованиям года приобрел черты отдельного макроцикла. Существенно сократились подготовительные периоды (в особенности их общеподготовительные этапы) и возросла продолжительность соревновательных. У большинства сильнейших пловцов общая продолжительность соревновательных и подготовительных периодов примерно сравнялась. Причем даже на общеподготовительном этапе подготовительного периода основное место занимают средства вспомогательной и специальной подготовки.

Все чаще сильнейшие пловцы в качестве подготовки к главному старту сезона используют серии соревновательных стартов. Большинство сильнейших пловцов 80-90-х годов участвовали за год в 60 - 70 соревнованиях, стартуя при этом от 100 до 140 раз.

На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей широко планируются уже ударные микроциклы с особенно большой нагрузкой на организм и серии соревновательных микроциклов, в ходе которых пловец практически беспрерывно участвует в состязаниях. Распространенным вариантом планирования мезоциклов является чередование серий ударных или соревновательных микроциклов с восстановительными, в которых широко применяются средства восстановления и активного отдыха.

На этом этапе широко реализуются всевозможные внетрениро-вочные и внесоревновательные факторы, повышающие эффективность подготовки пловцов - различные средства восстановления и стимуляции работоспособности, в том числе горная подготовка и подготовка в условиях искусственной гипоксии (ее, в частности, широко использовали сильнейшие пловцы ГДР и СССР и теперь используют многие сильнейшие пловцы разных стран, в том числе и Украины, России, США).

Техническое совершенствование пловцов на рассматриваемом этапе во многом связано с использованием средств объективной оценки структуры движений, в основе которых - применение кино и видеотехники.

Значительные резервы дальнейшего совершенствования системы подготовки пловцов высокого класса таятся в управлении процессом их подготовки с тщательным учетом особенностей структуры соревновательной деятельности и подготовленности, индивидуальных особенностей, а также привлечении к этому процессу специалистов из смежных областей науки для обеспечения научно обоснованной системы подготовки к крупнейшим соревнованиям.

Этап сохранения достижений. Мировая практика дает все больше примеров тому, что подолгу, иногда в течение десятка лет, не удается подготовить пловцов равных по классу тем, кто уже завершил спортивную карьеру. И одновременно свидетельствует о возрастании значимости (социальной, экономической, политической) успехов лидеров мирового плавания и анализа факторов, способствующих увеличению продолжительности заключительного этапа их многолетней подготовки. Одним из факторов, наиболее действенно способствующих продолжительному сохранению спортсменами высокого мастерства, является привнесение в систему их подготовки на заключительном этапе существенных отличий по сравнению с предыдущим этапом, и определение характера этих отличий на основе тщательного учета индивидуальности пловца, глубокого знания особенностей его подготовленности, четкого представления о степени исчерпанности адаптационных ресурсов в различных функциональных системах организма, о еще не использованных резервах.

Привнесение отличий в систему подготовки на рассматриваемом этапе может быть обеспечено несколькими основными путями. Один из них - значительные изменения по сравнению с предшествующим этапом соотношения объема тренировочной работы различной преимущественной направленности. Это использовали в процессе подготовки ряд олимпийских чемпионов. Впервые преодолевший 50-секундный рубеж на дистанции 100 м вольным стилем трехкратный олимпийский чемпион Джим Монтгомери на этапе сохранения мастерства более чем в три раза уменьшил объем плавания, но в полтора раза увеличил объем работы силовой направленности на суше, что вполне объяснимо с учетом определенной монотонности работы в воде. Монтгомери почти до 30 лет демонстрировал результаты, близкие к личному рекорду. Существенные изменения в соотношении объема различных видов тренировочной работы на этапе сохранения высокого мастерства были характерны для подготовки четырехкратного олимпийского чемпиона Владимира Сальникова, олимпийских чемпионов Сергея Фесенко и Александра Сидоренко, четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Попова.

Другой распространенный путь изменений в системе подготовки пловцов на рассматриваемом этапе связан с более резкими, чем на предшествующем, колебаниями величины и характера нагрузок в рамках, прежде всего, макро- и мезоциклов подготовки, что оправдано необходимостью некоторого снижения постоянной нагрузки на организм и эффективностью контрастности нагрузок для поддержания спортивной формы.

Следующий путь предполагает планирование длительного периода снижения объема тренировочной работы с резким уменьшением доли ее специального компонента после успешного выступления в крупнейших соревнованиях, сокращением и даже временным прекращением соревновательной практики. Это было характерно для подготовки Владимира Сальникова в 1986 г. и особенно 1987 г., который в предолимпийском году явно себя берег для целенаправленной подготовки к последним в своей карьере Играм Олимпиады, для олимпийского чемпиона 1996 г. и чемпиона мира 1998 г. на дистанции 100 м брассом Фредерика Дебургрейва, который дал себе отдохнуть в 1997 г. и не вошел по итогам года даже в число 50 сильнейших в мире.

Подобные «переключения» были характерны и для олимпийского чемпиона Мэтью Бионди, причем он применял длительные периоды одновременной тренировки в плавании и водном поло и достаточно продолжительные периоды преимущественных занятий водным поло.

Таким образом, можно с уверенностью отметить, что реализация на этапе сохранения достижений той системы подготовки, которая была характерна для этапа максимальной реализации пловцами индивидуальных возможностей, непродуктивна. На рассматриваемом этапе пловцы хорошо адаптированы к разнообразным тренировочным воздействиям. Поэтому следует применять не практиковавшиеся ранее средства и методы, комплексы упражнений, варианты занятий, малых, средних, больших циклов подготовки, обоснованные перемены в реализации внетренеровочных и внесоревновательных факторов, а процесс подготовки сделать максимально индивидуализированным.

Следующий фактор, способствующий длительному сохранению пловцами высокого мастерства - постепенное уменьшение объема тренировочной работы при сохраняющейся на прежнем уровне ее средней интенсивности. Ни у одного из выдающихся пловцов длительное сохранение мастерства не было связано с повышением объема тренировочной работы, а в отдельных случаях отмечалось двукратное уменьшение ее основных параметров. И это вполне объяснимо, поскольку неизбежное исчерпание адаптационного ресурса и связанное с ним снижение функционального потенциала, во многом обусловленное предшествующей напряженнейшей подготовкой к высшим достижениям, не позволило осваивать прежние по объему нагрузки.

Увеличению продолжительности заключительного этапа многолетней подготовки пловцов способствует и их преимущественная ориентация на одни главные соревнования в течение года, что обычно сопровождается некоторым уменьшением интенсивности соревновательной практики и увеличением продолжительности переходных периодов тренировочных макроциклов, в ходе которых особое внимание уделяется восстановлению спортсменов и профилактике заболеваний. Особое значение профилактики заболеваний и травм на заключительном этапе многолетней подготовки пловцов обусловлено тем, что пловцы в течение предыдущих этапов уже, обычно, перенесли травмы и заболевания, последствия которых повышают вероятность получения новых.

Важнейшей предпосылкой длительного сохранения пловцом высокого мастерства является его благополучное психическое состояние. На рассматриваемом этапе оно во многом зависит от уважительного и, в известной мере, бережного отношения к спортсмену, от ощущения им своей полезности, востребованности, от оценки его перспективности не по возрасту, а по мастерству, от корректного и уважительного к нему отношения тренеров и функционеров. Психическое состояние пловца на рассматриваемом этапе обусловлено уверенностью в завтрашнем дне, уверенностью, что после завершения спортивной карьеры он не окажется один на один с жизненными проблемами. Лучшей гарантией этому является начало решения таких проблем еще в период занятий спортом.

Физическая подготовка пловцов на заключительном этапе осуществляется с доминирующей долей специально-подготовительных упражнений. И вместе с тем в подготовке ряда ведущих пловцов оправдало себя некоторое возрастание доли ее общеподготовительного компонента, что согласуется с необходимостью уделять больше внимания активному отдыху, некоторым увеличением длительности переходных и подготовительных периодов и оправданностью контрастности нагрузок и характера тренировочной работы.



Источники информации

1.Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте, - К.: Олимпийская литература, 1997

Похожие работы на - Этапы многолетней спортивной подготовки в плавании

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!