Скансен как тип музеев

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,61 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Скансен как тип музеев














Скансен как тип музеев

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Скансены как тип музеев по открытым небом

1.1 Тип музеев Скансер. История, понятие, определение

1.2 Истоия первого Скансена

2. Музеи под открытым небом в северной Европе

2.1 Шведские Скансены

2.1 Гастрономическая культура Скансенов

3. Сохранение музеев и памятников старины

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

В наши дни все большую и большую актуальность приобретает проблема сохранения культурного наследия. Как известно, без прошлого нет будущего, но сохранить его в условиях индустриального или постиндустриального обществ сегодня становится сложно, а в некоторых случаях уже почти невозможно.

Верными помощниками человека в деле сохранения культурного наследия всегда выступали музеи. Именно они на протяжении многих лет хранили историю человечества.

Но национально-романтические настроения в обществе привели к новаторству и в музейной сфере. Многие люди начали тосковать по ушедшему прошлому, по прошлому, которое в полной мере нельзя было сохранить и передать будущим поколения даже при помощи музея.

И вот тогда-то и было найдено качественно новое решение этой проблемы, оно выразилось в создании особого вида музея, музея «живого», позволявшего окунуться в забытую жизнь, почувствовать принадлежность к культуре своего народа, а главное - транслировать опыт многих поколений людей.

Первым музеем нового типа стал Скансен; для того, чтобы проследить и понять путь его становления, отметим исторические предпосылки, условия и причины создания музея, а также изучим личность Артура Хазелиуса, его создателя.

Первый в мире музей на основе свезенных памятников, как говорилось выше, был основан в 1891 г. в Стокгольме (Швеция) ученым-этнографом А. Хазелиусом и по месту расположения получил имя "Скансен", ставшее впоследствии нарицательным для музеев этого типа.

Артур Хазелиус (1833 -1901г.г) - шведский филолог, этнограф, коллекционер.

Сын армейского офицера и политика Йохана Августа Хазелиуса. Окончил Уппсальский университет <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BF%D0%BF%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82>.

Хазелиусом была собрана значительная коллекция материалов по шведской этнографии.

Основатель двух крупных шведских музеев - музея под открытым небом Скансен <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B5%D0%BD> и Музея северных стран <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD>.

Актуальность: За последнее столетие в мире возникло огромное количество музеев скансенов. В настоящее время возникают все больше и больше туристических маршрутов, проходящие через музеи под открытым небом. Актуальность данной работы это особенности музеев - скансенов в сфере туризма, способы привлечения посетителей, международные взаимодействия друг с другом.

Объектом исследования выступают музеи под открытым небом в разных государствах. Особенности функционирования музеев-скансенов и их роль в сфере мирового туризма.

Предметом исследования выступает сущность и специфика деятельности музеев-скансев в развитии туризма.

Цель исследования: изучение музея под открытым небом как феномена мировой музейной практики

Методы исследования: историко-генетический, сравнительный и типологический.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

-изучить исторические предпосылки создания музея Скансена;

-выявить условия и причины, которые повлияли на создание музея под открытым небом;

-описать устройство музеев Скансенов в Швеции;

-установить проблемы, существующие сегодня в сфере деятельности музеев под открытым небом как в Европе, так и в России;

-выделить перспективные направления развития музея Скансенов.

Структура работы: Работа включает в себя введение, основную часть три главы, заключение, библиографический список.

1. Скансены как тип музеев по открытым небом

.1 Тип музеев Скансер. История, понятие, определение

В мировой музееведческой и экскурсоводческой литературе музей под открытым небом принято называть специальным термином - «Скансен».

Термин «Скансен» (от шведского слова skans - укрепление) появился в Швеции в 1891 году, когда шведский этнограф и коллекционер Артур Хазелиус основал на острове Югорден первый в мире музей под открытым небом на основе поместья Скансен.

Музей под открытым небом -в наиболее общем значении, любой музей, чья экспозиция выставляется вне помещений.

Е.Н. Сапожникова, автор учебника «Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран», называет Скансен «живым музеем».

Роль Скансенов в индустрии туризма, сохранении и популяризации этнографического наследия нельзя недооценивать. Скансены способствуют сохранению ценных памятников архитектуры, оказывают содействие в возрождении промыслов и ремесел, показывают в виде абстрактной комплексной модели среду, в которой проживали определенные социальные, профессиональные или этнические группы.

А.Б. Пермиловская в своей статье «Особенности формирования экспозиции русских и европейских Скансенов» подразделяет музеи под открытым небом на три типа.

Первый тип Скансенов представляет собой собирательный образ страны, второй тип - собирательный образ конкретной территории, третий тип представляет собой специфичные архитектурные ансамбли и комплексы

Каждый элемент этнографического наследия имеет ярко выраженный с географической точки зрения локальный характер.

Это касается традиционных жилищ, одежды, музыкальных инструментов, домашней утвари, традиционной кухни.

Организаторы туризма могут использовать данные особенности культуры в качестве этнических маркеров территории, характеризующих ее своеобразие, идентичность, а также степень привлекательности для туризма. Представляя собой собирательные образы территорий, Скансены могут стать перспективными формами популяризации гастрономической культуры всей страны или конкретного региона.

Тем более что в шведском Скансене такая практика существует.

В структуре практически любого Скансена можно встретить пекарню, мельницу, ферму, амбар. Современные реставрационные технологии могут помочь тем музеям, в структуре которых данных объектов нет. Их можно воспроизвести по сохранившимся рисункам, чертежам.

Вовлечение туристов и экскурсантов в технологические процессы приготовления блюд, напитков сегодня популярно.

Посетителям музеев под открытым небом предлагают самим печь хлеб, взбивать сметану, варить пиво, осваивать традиционные рецепты блюд и напитков. Им также может быть предложена дегустация производимой продукции, характеризующей данную территорию или страну.

Появление у музеев под открытым небом такой своеобразной функции, возможно, будет способствовать преодолению фактора сезонности при посещении их туристами.

Поскольку Скансены представляют собой собирательные образы конкретных территорий, то в особенностях их организации, несомненно, отражаются и исторические особенности местности, и специфика хозяйственной деятельности региона, и особенности проживающих здесь людей, и традиции, в том числе и гастрономические

Рассматривая Скансены в таком контексте, следует отметить, что региональность компонентов Скансена выступает в качестве основного фактора, определяющего роль и место музея под открытым небом в структуре иных этнографических ресурсов. Это и формирует предложение на рынке туристских услуг.

Структура Скансена напоминает этнографическую деревню, в которой туристы могут познакомиться с традиционной архитектурой, бытом, одеждой, фольклором местных жителей .

Роль Скансенов в индустрии туризма, сохранении и популяризации этнографического наследия нельзя недооценивать. Скансены способствуют сохранению ценных памятников архитектуры, оказывают содействие в возрождении промыслов и ремесел, показывают в виде абстрактной комплексной модели среду, в которой проживали определенные социальные, профессиональные или этнические группы.

Организаторы туризма могут использовать данные особенности культуры в качестве этнических маркеров территории, характеризующих ее своеобразие, идентичность, а также степень привлекательности для туризма. Чем большее количество этнических маркеров существует на данной территории, чем она специфичнее, уникальнее, тем выше степень привлекательности этой территории, народа, культуры для туризма.

1.2 История первого Скансена

Существуют музеи под открытым небом, реконструирующие самые разные периоды истории - от стоянок первобытного человека до рабочих посёлков начала XX века.

Одним из первых широко известных музеев под открытым небом стал открытый в 1891г. «Скансен» (Skansen) на о. Юргорден в Стокгольме (Швеция) шведским филологом и этнографом Артуром Хазелиусом.

Предпосылкой к созданию музея данного типа явилось стремительное развитием процессов индустриализации и урбанизации в стране.

Скансены, находясь в разнообразных природно-климатических условиях, на территориях, имеющих различное историческое прошлое, разнообразный расовый, этнический и конфессиональный состав населения, могут выступать точками притяжения гастрономических туристов, своеобразными центрами популяризации гастрономической культуры региона.

Так же немаловажным для создания первого музея под открытым небом типа Скансена именно в Швеции явилось богатая историческая культура этой страны и ее удачное географическое положение.

Швеция- пятая по площади в Европе страна с чрезвычайно разнообразным ландшафтом

Центральная часть страны изобилует старинными городами и замками и церквями, а на юге Швеции и на островах в Балтийском море расположились пляжные курорты.

Столица Швеции- Стокгольм.

Путешествуя по сельским районам Швеции в 1870-е годы, Хазелиус видел печальные последствия данных явлений: приходили в упадок старые фермерские хозяйства, угасали ремесла и традиционное народное зодчество, выходила из употребления национальная одежда, предавалось забвению народное творчество - фольклор, музыка, танцы.

В связи этим, для сохранения исторических ценностей Хазелиус открыл музей Скансен в октябре 1891 года.

С момента создания коллекция его значительно расширилась, в музее появились столовая, кафе, ресторан, площадки для традиционных танцев, разнообразных тематических программ и даже собственный театр.

Более чем за сто лет своего существования Скансен собрал богатейший этнографический материал, способный осветить социальные, исторические, географические и политические аспекты жизни Швеции. Сам музей фактически стал воплощением принципа Артура Хазелиуса: «Познай себя».

Была ли это шведско-норвежская экспозиция, открытая на Всемирной Выставке в Париже в 1867 году, представлявшая зрителям копии исторически известных зданий и образцы национальных одежд, открытая ли всем желающим старая норвежская ферма, реконструированная недалеко от Осло, в поместье короля Оскара II, или же индонезийская деревня, которую можно было видеть на выставке в Амстердаме в начале 1880-х годов, но, так или иначе, создание Скансена стало важной вехой в истории культуры.

На сегодняшний день это одно из самых популярных мест Швеции, за последнее столетие музей посетило около ста сорока миллионов человек. Скансен стал первым в своем роде, его концепция, его главная цель и методы ее решения произвели настоящую революцию в музейном деле, поэтому созданная концепция нового музея быстро получила признание в Норвегии, Финляндии, Дании, Северной Германии и Нидерландах.

До 1914 года в странах Северной Европы было создано 104 музея под открытым небом.В результате постепенного развития музеев под открытым небом сложилась определенная типология:

Скансен-музеи перевозимого типа, когда на пустующую специально отобранную территорию перевозятся памятники истории и культуры из других мест;

музеи "in situ", сохраняющие сооружения на прежних, исторических местах их бытования;

музеи смешанного типа, совмещающие в себе признаки обеих категорий.

Здесь объекты, расположенные на месте своего создания, компонуются с перенесенными постройками

2. Музеи под открытым небом в северной Европе

С момента создания первого Скансена прошло уже более ста лет, но музеи под открытым небом до сих пор не теряют своей актуальности.

Все больше и больше стран заводят у себя Скансены, в современном мире их количество измеряется сотнями, что не может не свидетельствовать об изменении отношения людей к своему прошлому.

Первыми странами, в которых получил признание новый тип музея, стали Швеция и Дания.

Скандинавы издревле известны своей приверженностью традициям, и эта черта не замедлила сказаться, когда представилась подходящая возможность.

В начале XX века во многих северных регионах стали появляться Скансены, реконструирующие прошлое, консервирующие его, позволяющие окунуться в забытую жизнь.

Такой подход, без сомнения, отвечал потребностям жителей Северной Европы. Уже ко второй половине XX столетия музеи под открытым небом распространились по всей Скандинавии, и, более того, вышли за ее пределы и утвердились в Европе и других частях света.

В этой главе обращено внимание к наиболее известным музеям Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии и Дании.

2.1 Шведские Скансены

Одним из популярнейших на сегодняшний день музеев является шведский Скансен.

Он представляет собой комплекс построек, привезенных на остров Юргорден из разных концов страны.

Большинство из них - это дома и усадьбы XVIII, XIX и XX столетий, они сохраняют подлинную обстановку и показывают, как жили в Швеции люди различного социального положения на протяжении нескольких веков.

Так, например, усадьба Эльврус представляет собой характерный северный хутор XIX века.

Смотритель усадьбы рассказывает о быте крестьян, живших в этом поместье, об их повседневных занятиях типа сушения сыра или прядения пряжи.

Усадьба Дельсбу принадлежала большому фермерскому хозяйству северной Швеции. Строения здесь интересны декоративной резьбой по дереву, украшающей дома, и росписями внутренних помещений, сделанных вручную.

В поместье Скугахольм некогда жила аристократическая семья. Поместье это - прекрасный образец густавианского стиля. В состав его входят флигели, в которых расположены комнаты для гостей, библиотека и кухня.

Рядом разбит огород, типичный для того времени и выглядящий сегодня также, как и много лет назад. О высоком положении хозяев свидетельствуют не только большой дом и множество дополнительных помещений, - в поместье Скугахольм имеются еще и регулярный французский и иррегулярный английский парки.

Не забыли в Скансене и коренных жителей Швеции - саамов, стоянка которых появилась на территории музея еще при жизни его создателя.

Саамы живут в чумах, сделанных из тонких березовых стволов и покрытых берестой и торфом, внутри чумов расположен традиционный очаг, обложенный камнями, а пол укрыт оленьими шкурами.

Помимо традиционных жилищ в музее представлены и склады саамов, в которых они обычно хранили припасы, уходя кочевать на север. Эти избушки строились на стволах деревьев с растопыренными корнями, из-за чего их внешний вид напоминает домик Бабы Яги.

За каждым зданием Скансена кроется страница шведской истории. Ярким примером может служить Миссионерский дом, в котором община проводила воскресные вечера за молитвой и пением.

Он напоминает нам о движении за «духовное пробуждение», набравшем силу в конце XIX века.

Помимо жилых построек сельского типа в музее имеются своя собственная церковь и городской квартал.

Церковь Скансена называлась ранее Сеглура, она была построена в 1729 году.

Сеглура является одной из популярнейших в народе венчальных церквей Швеции, здесь проводятся обряды крещения и конфирмации.

Немаловажным достоянием церкви является также старинный расписной орган.

Городской квартал был устроен в музее в 1930 году. Он воссоздает обстановку шведского города конца XVIII - середины XX веков. Большинство домов перенесены сюда из района Стокгольма Сёдер.

В этом квартале представлены все заведения, необходимые горожанам, - столярная, сапожная, стеклодувная мастерские, пекарня, бакалейная и скобяная лавки, типография, дома священника и ювелира, почта и банковская контора.

Все лавки и мастерские являются действующими: мастера занимаются традиционными ремеслами, они изготавливают сувениры, бытовые изделия и украшения, и даже создают изделия по частным заказам, используя старинное оборудование, а их появление на работе, как и в давние времена, отмечают настенные часы-компостер.

Мастера работают по старинным технологиям, так, Скансен славится своим особым стеклом с трещинами, производство которого налажено здесь с 1933 года.

В музее постоянно проводятся фестивали и празднества.

В Скансене справляют национальный день Швеции, праздник середины лета, праздник урожая - все мероприятия сопровождаются танцами, песнями и народными обрядами. Например, в праздник середины лета посетители украшают цветами майский шест и водят хороводы вместе с работниками музея. музей скансен туризм

На Вальпургиеву ночь разжигают большой праздничный костер в знак приветствия весны - эта традиция восходит еще к XIV веку.

Уже более ста лет в Скансене проходят Рождественские базары, проводятся они в, так называемые, выходные адвента - четыре воскресенья перед Рождеством.

Во многих старинных домах, в соответствии с народными традициями, накрывают большой праздничный стол.

Особенностью музея является работа по сохранению редких видов животных. На хуторе представлены старинные породы домашнего скота, в стане саамов обитают северные олени.

На территории Скансена есть Медвежья гора, где живут медведи и лисы. Сотрудники музея поддерживают популяции волков, лосей, тюленей, росомах и других животных, заботятся об улучшении условий их существования.

Скансен не может оставить равнодушными своих посетителей, он оригинален во всем: даже обзорные экскурсии по достопримечательностям здесь предлагается совершать на маленьком старинном поезде, а от одного из входов в музей, от ворот Хазелиуса, несколько месяцев в году в Скансен поднимается фуникулер.

Сегодня можно абсолютно точно сказать, что концепция Артура Хазелиуса с успехом воплощается в жизнь:

Скансен стал не только познавательным центром, где люди могут получить знания о жизни в Швеции, но и местом встреч, отдыха и проведения досуга.

В музей приходят люди всех возрастов, они занимаются ремеслами, танцуют и поют вместе с народными группами, участвуют в многочисленных праздниках и в то же время приобщаются к культуре.

Но самым главным является то, что, приходя сюда, люди чувствуют родственную близость друг к другу.

Скансен уже давно перестал быть просто музеем, он раздвигает границы условностей, заставляя всех посетителей ощущать свою принадлежность к одной большой семье.

Но если целью Скансена было охватить культурные явления всей Швеции, то другие музеи решили сосредоточить свое внимание на отдельных ее регионах.

Городская культура в большей степени представлена в урбо Скансене Старый Линкёппинг. Идея создания музея была предложена в послевоенные годы, когда началось бурное развитие промышленности и расширение городов.

Целью создания музея было сохранить старые здания, которым грозило разрушение, а Линкёппинг почти весь был застроен домами XVIII-XIX веков. Территорией для нового Скансена была выбрана провинция Ёстерготланд, куда и планировалось перевозить здания из Линкёппинга.

Со временем цель музея была несколько изменена, и назначением его стало отражение повседневной жизни шведского города XX века.

В настоящее время музей насчитывает около тридцати строений.

Старый Линкёппинг - это не типичный музей под открытым небом, он имеет ряд важных особенностей: все здания, перенесенные из центра Линкёппинга, являются частью архитектурной истории города, все они расположены на улицах, которые представляют собой копию городского центра.

Примерно десять зданий музея так расположены по городскому плану, как это и было первоначально.

Старый Линкёппинг - это «живой музей», здесь в двадцати восьми жилых квартирах проживают более пятидесяти человек, они снимают мастерские, в которых и работают.

В музее есть помещение для собраний, здесь предоставляют различные услуги, и это вызывает необходимость модернизировать старые здания, а, следовательно, принцип старины не является доминирующим в оформлении интерьеров.

Старый Линкёппинг показывает особенности быта и труда городских людей прошлых поколений, здесь экспонируются пять домов представителей различных социальных ступеней: дом представителя высшего класса, зажиточного горожанина, бедняка, дом крестьянина и обеспеченного рабочего.

Каждый музей под отрытым небом уникален, несет ли он в себе воспоминание о прошлом целой страны или отдельного его региона; это может быть урбоСкансен, включающий в себя городские постройки, усадьба крупного предпринимателя, Скансен, акцентирующий внимание преимущественно на сельском быте, либо же Скансен, стремящийся уделить внимание развитию и изменению национальной культуры на протяжении нескольких столетий.

Главными здесь по-прежнему остаются музейная концепция Артура Хазелиуса и его принцип «Познай себя».

Посетители могут исследовать прошлое Швеции в Скансен музей под открытым небом, самый старый в мире, где исторические здания, начиная с 18 и 19 веках были переселены из разных стран.

Экспозиция включает в себя полную копию 19-го века город в комплекте с мастерами в период платья, которые демонстрируют искусство загара, обуви, выпечка и стеклодувные.

Скансен также является домом для аквариума и Мир обезьян в зоопарке Скансен, скандинавском животных, таких как олень, росомаха, лось, рысь и бурый медведь.

Каждый декабрь на центральной площади проходит рождественский базар, который привлекает тысячи посетителей каждые выходные.

2.2 Гастрономическая культура Скансенов

Туристы стремятся посетить Скансен из-за его многофункциональности. Особое значение имеет организация на территории Скансенов гастрономических событий - праздников, фестивалей, шоу.

Мероприятия такого рода способствуют популяризации продуктов, производимых на территории региона, повышению их узнаваемости на рынке, а также идентификации продуктовых брендов и территорий, на которых они производятся.

Связь между Скансенами и гастрономической идентичностью территории, на которой они располагаются, может стать эффективным инструментом маркетинга туристской территории.

Ведь экскурсанту, туристу или путешественнику важно попробовать не конкретное блюдо или определенное число блюд.

Важно почувствовать своеобразие посещаемой территории, сформировать ее образ.

Особый интерес представляет гастрономическая культура. Этим термином сегодня обозначают особенности приготовления, подачи и потребления пищи, характерные для определенной этнической группы, социальной страты, исторической эпохи.

Гастрономическая культура страны или региона зависит от множества факторов. Климатические факторы оказывают определяющее значение на гастрономическую культуру. В регионах с благоприятными климатическими условиями рацион питания представлен, в основном, легкими блюдами - салатами, закусками, свежими овощами и фруктами.

Потребность в высококалорийной пище отсутствует.

В регионах с недостаточно благоприятным или экстремальным климатом, напротив, существуют потребности в высококалорийной пище.

Это обуславливается большими затратами энергии.

Климатические особенности регионов породили группу технологических факторов - способов, методов, технологий приготовления пищи.

Суровые климатические условия северных регионов способствовали возникновению специально оборудованных приспособлений - печей, каминов Жители южных регионов использовали открытый огонь, кухня, как правило, находилась вне дома.

На формирование гастрономической культуры региона влияют также особенности исторического развития. Испанские конкистадоры во время колонизации стран Южной Америки адаптировали во многих из них свои кулинарные традиции.

Таким образом, сформировалась гастрономическая культура, характеризующаяся синтезом кулинарных традиций как местного населения, так и испанских гастрономических традиций.

Уровень экономического развития регионов также влияет на формирование гастрономической культуры. Регионы, в которых в структуре ВВП преобладает доля промышленности или сферы услуг, выделяются достаточно развитой инфраструктурой.

Отрасли пищевой промышленности, развитые здесь, зачастую определяют специфику питания основного населения. Не последнее место в процессах формирования гастрономической культуры региона занимают и религиозные факторы.

Таким образом, каждому определенному региону свойственен уникальный набор факторов, определяющих тип гастрономической культуры.

Это феномен гастрономической идентичности региона, которая определяется в первую очередь особенностями существующих в нем гастрономических культур и, следовательно, зависит от природно-климатических, культурно-исторических, социально-экономических и технологических факторов развития территории.

Представляя собой собирательные образы территорий, Скансены могут стать перспективными формами популяризации гастрономической культуры всей страны или конкретного региона.

Тем более что в шведском Скансене такая практика осуществляется.

В «городском квартале» музея, воспроизводящем обстановку конца XVIII века, находится пекарня.

В комплекс построек включены также несколько сыроделен и небольшой молочный завод.

Кроме того, в Скансене работает около десяти предприятий общественного питания, позиционирующих шведскую гастрономическую культуру.

Скансены имеют возможность выполнять функции центров продвижения на туристский рынок гастрономической культуры благодаря наличию специфических объектов показа, выполняющих хозяйственные функции, а также комплексности и тематической направленности всей экспозиции.

В структуре практически любого Скансена можно встретить пекарню, мельницу, ферму, амбар. Современные реставрационные технологии могут помочь тем музеям, в структуре которых данных объектов нет. Их можно воспроизвести по сохранившимся рисункам, чертежам .

. Появление таких объектов на территории музея существенно расширит круг предоставляемых им туристских услуг. Вовлечение туристов и экскурсантов в технологические процессы приготовления блюд, напитков сегодня популярно.

Посетителям музеев под открытым небом предлагают самим печь хлеб, взбивать сметану, варить пиво, осваивать традиционные рецепты блюд и напитков. Им также может быть предложена дегустация производимой продукции, характеризующей данную территорию или страну.

Скансены, находясь в разнообразных природно-климатических условиях, на территориях, имеющих различное историческое прошлое, разнообразный расовый, этнический и конфессиональный состав населения, могут выступать точками притяжения гастрономических туристов, своеобразными центрами популяризации гастрономической культуры региона.

Появление у музеев под открытым небом такой своеобразной функции, возможно, будет способствовать преодолению фактора сезонности при посещении их туристами.

Поскольку Скансены представляют собой собирательные образы конкретных территорий, то в особенностях их организации, несомненно, отражаются и исторические особенности местности, и специфика хозяйственной деятельности региона, и особенности проживающих здесь людей, и традиции, в том числе и гастрономические

Рассматривая Скансены в таком контексте, следует отметить, что региональность компонентов Скансена выступает в качестве основного фактора, определяющего роль и место музея под открытым небом в структуре иных этнографических ресурсов.

Это и формирует предложение на рынке туристских услуг.

Туристы стремятся посетить Скансен из-за его многофункциональности. Особое значение имеет организация на территории Скансенов гастрономических событий - праздников, фестивалей, шоу.

Мероприятия такого рода способствуют популяризации продуктов, производимых на территории региона, повышению их узнаваемости на рынке, а также идентификации продуктовых брендов и территорий, на которых они производятся.

Связь между Скансенами и гастрономической идентичностью территории, на которой они располагаются, может стать эффективным инструментом маркетинга туристской территории.

Вовлечение музеев под открытым небом в гастрономические туры позволяет взглянуть под другим углом на типичные экскурсионные маршруты.

Ведь экскурсанту, туристу или путешественнику важно попробовать не конкретное блюдо или определенное число блюд. Важно почувствовать своеобразие посещаемой территории, сформировать ее образ.

3. Сохранение музеев и памятников старины

Сегодня Скансены являют собой перспективное направление в музейной деятельности.

Условия современной жизни еще позволяют нам собирать памятники народного зодчества, предметы декоративного и прикладного искусства, домашнюю утварь, традиционные одежды и разного рода бытовые предметы.

Мы до сих пор имеем возможность фиксировать обычаи, фольклор, манеру поведения и говор людей, принадлежащих разным этническим общностям.

Множество музеев сегодня по крупицам пытаются воссоздать наше прошлое, их вклад в дело сохранения культурного наследия велик и поистине неоценим, но каким бы ни был классический музей, к жизни ушедшие времена может вернуть только Скансен.

Старинная одежда, традиционное жилище, внутреннее убранство помещений, народные песни и танцы -все это оживает при непосредственном участии человека. сведения о музыкальной и танцевальной культуре, о ремесленной деятельности населения, о празднествах и обрядах.

Эти сведения могут так и остаться лишь сведениями из того или иного исторического источника, если с их помощью не воспроизводить и не реконструировать бытность и повседневную жизнь людей.

Такую обязанность и берет на себя музей под открытым небом.

Скансены являются качественно новым явлением в музейной практике, успешно отвечающее общественному заказу.

Но каким бы удачным ни было предприятие, на его пути обязательно встанут те или иные проблемы, мешающие его дальнейшему развитию и функционированию.

Наверное, одной из самых главных проблем подобного рода сегодня является отсутствие должного финансирования и надлежащего внимания к музеям со стороны властей.

Содержание скансена - зто крайне затратное и дорогостоящее дело, требующее немалых денежных вложений. большинство построек и сопутствующих им предметов быта.

Оно существует в среднем от 300 до 500 лет, и для поддержания таких памятников в надлежащем состоянии музеям требуются бригады реставраторов и плотников, качественные строительные материалы.

В некоторых странах именно в этой сфере появляется и еще одна проблема -нехватка квалифицированных кадров.

Обычно, в совокупности все это приводит к порче уникальных экспонатов многовековой давности.

Музеи многих стран сталкиваются в своей работе с такими проблемами, в частности, в России с этим столкнулся Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

Европейская практика показывает, что множество музеев под открытым небом является отделениями крупных национальных музеев.

Они могут находиться в ведении благотворительных организаций, коммерческих предприятий или частных лиц, выделяющих большие суммы на их содержание.

Но все они, местные или государственные власти, юридические лица и частные собственники, требуют музеев с материальной отдачей.

Здесь мы сталкиваемся с еще одной проблемой-проблемой коммерциализации.

Чтобы возвратить владельцам требуемые суммы, каждый музей вынужден расширять свою не профессиональную, «немузейную» сферу деятельности.

И, действительно, изучая Скансены разных стран, мы могли это увидеть.

В каждом из музеев есть множество действующих мастерских, где производится и продается разного рода сувенирная продукция.

Музеи налаживают торговлю на заказ, заводят у себя детские площадки с аттракционами, открывают тематические кафе и рестораны.

На территории многих Скансенов располагаются старинные церкви, в которых проводятся обряды венчания, крещения и конфирмации.

Важным направлением деятельности здесь является изготовление качественной продукции и оказание качественных услуг посетителям.

Музеи практикуют выдачу лицензий на использование репродукций зкспонатов в качестве обьектов торговли, такая лицензия дает право создавать копии музейных предметов и в дальнейшем продавать их.

Эта деятельность рекламирует музеи, повышая их доходность и привлекая больше посетителей.

Важным вопросом в рамках проблемы коммерциализации является вопрос о необходимости введения в музеях платы за вход.

Музеи всегда требуют вложения больших средств, необходимых для оплаты работы персонала и технической поддержки коллекций, а в условиях плохого содержания им приходится искать любые средства, чтобы обеспечивать себе достойное существование.

Но, повышая плату за вход, музеи могут столкнуться с уменьшением потока туристов, которым будет просто невыгодно их посещать.

Сегодня существуют различные варианты входной платы в музеях, во многих странах существуют скидки для пенсионеров, маленьких детей и студентов.

Цены могут снижаться в разное время года в зависимости от количества посетителей. Руководство музеев может варьировать плату за вход для туристов и местных жителей.

Но такое коммерческое отношение к музею может изменить отношение к нему посетителей.

Ведь культурное наследие принадлежит общественности, а пользование им, хотя бы на уровне «посетитель- Музей», вероятно, не должно быть платным.

Серьезной проблемой также является вмешательство политиков и компаний владельцев в музейную деятельность.

Фирма обвиняла музей в больших тратах и предлагала сносить старые постройки и устраивать на территории комплекса новые выставочные залы, стремилась всячески коммерциализировать музей.

Власти оставались безразличными к этой проблеме.

Архангельский музей в свое время жаловался на отсутствие соответствующих ведомств, которые бы занялись проблемами музеев под открытым небом, и на отсутствие автономии и самостоятельности музея «Малые Корелы».

Они не имели права создавать проекты реставрации памятников. Автора проектов необходимо было приглашать из Москвы. Таким образом, мы можем сделать вывод, что отсутствие грамотной музейной политики неизменно влечет за собой крайне неблагоприятные последствия.

В настоящее время мы сталкиваемся с серьезной проблемой.

Остается все меньше и меньше памятников национального зодчества, в настоящее время также остается важным вопрос об аутентичности и реконструкции памятников.

Что лучше сохранить тот или иной объект, или воссоздать его заново?

К сожалению, в современной ситуации выбирать почти не приходится. Большинство музеев под открытым небом специализируется на сохранении старинных построек, возраст которых в среднем варьируется от двухсот до пятисот лет.

Нам известно, что памятники зачастую подвергались определенным реновациям уже на территории самого музея, к тому же столь старые строения требуют регулярной поддержки и работ по сохранению.

Конечно, заботиться об аутентичности старинных объектов легче в таких странах, где это позволяет уклад жизни и внутренняя политика государства.

Но, например, в России, где происходит бурный рост промышленных предприятий и где отсутствует грамотная музейная политика, заботится о сохранении аутентичности памятников становится крайне сложно. Перспективным направлением в таких странах становится реконструкция -создание моделей того или иного музейного предмета.

Иные специалисты, занятые в сфере музейного дела, считают не только реконструкцию, но и даже замену некоторых элементов памятников губительной, ведь действия подобного рода постепенно превращают старинные памятники в копии.

Реконструкция приобретает немаловажное значение и при восстановлении национальных одежд и предметов интерьера.

В этой сфере сохранять и использовать экспонаты становится гораздо важнее, ведь здания и постройки могут длительное время существовать и без какой-либо поддержки.

А, например, костюм или мебель гораздо менее долговечны.

Для того чтобы правильно обустроить то или иное помещение музея необходимо располагать определенными сведениями о внутреннем убранстве жилища.

Здесь специалистам могут помочь материалы архивов, воспоминания современников разных лет, сведения об изменении быта и уклада жизни людей, описания жилых домов в художественной литературе и других произведениях.

Эта проблема ныне актуальна для всех стран, где есть Скансены.

Многие из них, в частности и Россия, добились серьезных успехов в ее разрешении.

Работники музеев постоянно сталкиваются с экономическими трудностями, будь то недостаточное финансирование или проблемы с вывозом экспонатов за рубеж. но, тем не менее, какой бы сложной не оказалась эта задумка, ее осуществление поставит музейное дело России на новый этап развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На примере музеев Северной Европы и России мы рассмотрели коллекции нескольких Скансенов, их краткую историю, историю экспонатов и отчасти была затронута деятельность музеев и организация их внутреннего пространства.

Проделанные исследование приводят к факту, что музеи, начав свое развитие в конце 19 века , стали неотъемлемой частью туристической сферы, благодаря которым каждый посетитель может узнать традиционный быт, историю, культуру страны.

В России также имеются музеи под открытым небом, который ежегодно развивается, увеличивает свои коллекций и привлекает больше посетителей

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что Скансены являются новой сферой и для Российского музейного дела,

Поскольку Скансены представляют собой собирательные образы конкретных территорий, то в особенностях их организации, несомненно, отражаются и исторические особенности местности, и специфика хозяйственной деятельности региона, и особенности проживающих здесь людей, и традиции, в том числе и гастрономические

Рассматривая Скансены в таком контексте, следует отметить, что региональность компонентов Скансена выступает в качестве основного фактора, определяющего роль и место музея под открытым небом в структуре иных этнографических ресурсов.

Это и формирует предложение на рынке туристских услуг.

Появление таких музеев под открытым небом может способствовать развитию туристической отрасли как за рубежом, так же и в нашей стране. Их своеобразие и возможность функционирования в независимости от времени года может т способствовать преодолению фактора сезонности при посещении их туристами.

Скансены играют здесь очень большую роль, а это значит, что мы должны уделить им больше внимании, исследовать и изучать, воплощать в жизнь их главные принципы, реализовывать их на огромном культурном пространстве Европы и России.

Таким образом, в современных условиях, когда традиционная культура под влиянием индустриального развитии утратила присущие ей особенности, совершенно понятна популярность музеев под открытым небом.

Эти исторические памятники дают возможность прикоснуться к образцам бытовавших форм деятельности и культуры.

Это связано с тем, что для таких музеев характерен широкий показ бытовой культуры с сохранением ландшафтных особенностей, посетители имеют возможность не только получить определенную историко-культурную информацию, но и отдохнуть, провести время с удовольствием и пользой для себя и детей.

Все это дает право считать музеи данного типа эффективнейшей формой сохранении и использовании национального культурного наследии.

Необходимо проведение грамотной политики со стороны государства и обеспечение финансирования со стороны государства для нормального развития в новом направлении.

Будущее нашей культуры в наших руках, и именно от нас зависит ее сохранение и передача последующим поколениям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. М.: Академический проект, 2007. 511 с.

.Гнедовский Б.В. Методические рекомендации для подготовки предпроектной документации и проектирования музеев под открытым небом: История создания и общая методика. М.: Ликбез, 1981. 18 с.

.Зеленков А.И., Анохина В.В., Ждановский А.П. Философия. Минск: Электронная книга БГУ, 2003. 334 с.

.. Сапожникова Е.Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран. М.: Академия, 2005. 240 с.

.Тихонов В.В. Практика создания зарубежных и российских этнографических музеев под открытым небом // Вестник ЗабГУ. 2012. № 9 (88). С. 3-8.

.Пермиловская А.Б. Особенности формирования экспозиции русских и европейских Скансенов // Грамота. 2014. № 5. С. 22-28.

.Субботина Е.В. Организация питания туристов. М.: МИИР, 2008. 211 с.

.Липинская В.А. Адаптивно-адаптационные вопросы в народной культуре питания русских // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М.: Наука, 2001. С. 134-138.

.. Музей и современные технологии : материалы Всерос. науч. конф. - Томск, 20 - 23 мая 2003 г., Изд-во Томск. ун-та, 2006. - 300 с.

.Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство и экспозиция. Новые сценарии и концепции : сб. науч. тр. / отв. ред.- сост. М.Т. Майстровская. - М., 1997. - 365 с.,

11.Никонова А. А., Бирюковой М. В Сборник статей по материалам международной конференции. Спб.: Спбгу, 2013-63с.

.Частное собирательство в России в XVII - XVIII вв. / С. А. Овсянникова // Очерки истории музейного дела в России. Вып. 3. - М. : Совет. Россия, 1961. - С. 48 - 63. 26. Поляков, Т. П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции) / Т. П. Поляков. - М. : [Б.и.], 1997. - 454 с.

.Гастрономические туры России // Гастрономия и путешествия. [Электронный ресурс]/Доступ URL: http:// www.simpletravel.ru/programmy/rossiy, свободный

.Скансен // Скансен. Русская версия. [Электронный ресурс] Доступ URL: www.skansen.se/de/kategori/russian (дата обращения: 26.11.2015).

Похожие работы на - Скансен как тип музеев

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!