Изучение младшего школьного возраста в работах Бине
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА
факультет психологии
РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ
«ИЗУЧЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТАХ БИНЕ»
по спецпрактикуму
Далакян
К.Г., д/о, 4 курс, 47 группа
Преподаватель:
Чурбанова С.М.
Москва, 2007
В своей книге «Современные идеи о детях» А. Бине пишет, что
в центре внимания его исследований находятся способности детей и их связь с
процессами воспитания и обучения. Бине изучал способности на выборке мальчиков
от 6 до 14 лет. Его интересовали индивидуальные различия детей по способностям;
интересовало, можно ли развивать способности. По его мнению, образование, т.е.
обучение и воспитание каждого конкретного ребенка должно выстраиваться в
соответствии с этими способностями. То есть эта проблема напрямую взаимосвязана
с практическим применением психологии в воспитании и педагогии.
Главная задача, стоявшая перед Бине, задача измерения
умственных способностей. Она связана с некоторыми особенностями (проблемами):
·
существует много различных способностей;
·
у конкретного ребенка они могут быть развиты
неравномерно.
Ум – это способность познания, направленная на внешний мир
и работающая над воспроизведением его в целом на основании данных нам
незначительных отрывков его.
Для измерения умственных способностей необходимо было
«придумать большое количество испытаний, быстрых и точных, возрастающих по
трудности; испробовать их на детях разного возраста большой выборки; выяснить
испытания с точностью до года; составить шкалу». Эта шкала была составлена Бине
и его коллегами.
Шкала для детей самого младшего возраста (3 месяца – 2
года) составлена на основании исследований, проведенных в яслях. Примеры
заданий, которые соответствуют определенному возрасту ребенка (то есть те
задания, которые большинство детей в этом возрасте выполняет):
3 месяца – произвольный взор.
9 месяцев – внимание к звукам; схватывание предмета при
соприкосновении с ним или после зрительного восприятия.
1 год – различение пищи (если ребенку предложить шоколад и
дерево, он выберет шоколад).
2 года – хождение; исполнение поручений (направлено на
понимание речи); указание своих естественных нужд.
С детьми 2 6 лет исследования проводились в детском саду.
Детям предлагали повторять слова и цифры, называть предметы
окружающей обстановки, называть предметы по картинке, отвечать на вопросы
(например, «ты мальчик или девочка?»), сравнить два предмета, например, две
коробки, и указать более тяжелую, срисовать квадрат.
С 6 и до 12 исследования проводились в школе. Детям
задавались вопросы, например, «сколько тебе лет?», «сколько у тебя пальцев?»
или более сложные – назови дни недели, месяцы года, девять монетных единиц
Франции.
Кроме того, давались задачи на счет: назвать сумму двух
чисел; назвать, какую ребенок получит сдачу в магазине. Более сложные задачи –
на умножение и деление.
Примеры других заданий:
·
повторить пять цифр;
·
прочитать текст и затем ответить на вопросы по
нему;
·
исполнить три поручения одновременно;
·
рассказать о различии между двумя материалами
(например, стекло и дерево);
·
найти ошибку во фразе (например, «Вчера нашли на
укреплениях труп несчастной молодой девушки, разрезанный на восемнадцать
кусков. Думают, что она сама лишила себя жизни»).
Исследования проводились и с детьми старше 12 лет, также с
взрослыми людьми. Например, нормы для 15 лет: повторить 7 цифр; подобрать три
рифмы к слову; повторить фразу из 26 слов; решить психологическую задачу.
Умственное развитие – это сопоставление со шкалой.
Таким образом, в центре исследований Бине – умственные
способности ребенка. Измерение осуществляется на основании серии субтестов и
сопоставления результатов ребенка с результатами, полученными на выборке.
(по книге А. Бине «Современные идеи о
детях»)