.
Итак, следует отметить тот факт, что правосознание конкретного отдельно взятого человека (личности) в обществе определяется его юридической культурой, его просвещенностью в юридической сфере знания, а также процессы имитации и идентификации личности.
Глава 3. Юридическая социализация личности как форма социального влияния права
.1 Социальное действие права на социализацию личности
Истолкование права сточки зрения его влияния на процесс юридической социализации личности и социального контроля за отклоняющимся от норм поведением не получила в советской науке большого распространения.
Данный факт на наш взгляд можно объяснить тем, что во-первых, незначительным развитием социологии в сфере действия права в советский период, а во-вторых, отрицательным отношением к попыткам такой постановке вопроса в буржуазной науке.
Сегодня же наоборот, остро стоит вопрос разработки социологических проблем права.
Различаются различные роли норм права в процессе социализации личности. Рассмотрим основные из них.
. воспитательная роль права. Еще в советской литературе отводилось большое значение права как воспитательного регулятора. По мнению социологов воспитание включает специфическое влияние юридической действительности на формирование членов гражданского общества, на их социальную установку и ценностные ориентиры, на всю массу отношений человека к другим членам общества и к обществу в целом.
Воспитательная роль права, рассматриваемая в конкретно-социологическом плане, и есть по своему существу проблема его роли в социализации человеческой личности. Так как именно под социализацией личности принято понимать ни что иное, как процесс, выражающий связь личности и общества, усвоение человеком социальных норм, преобразование общественного опыта в собственные ориентации и ценностные установки.
С точки зрения марксизма, формирование личности отнесено к социальной сфере. Но стоит отметить тот факт, что система ценностных ориентиров человека не только просто социальна, но еще и личностна. По мнению представителей марксизма человек - неповторимая личность. Это значит, что социальные факторы, преломляясь в личностных особенностях человека и его жизненного опыта, могут стимулировать одни из его природных склонностей и инстинктов или ставить преграду другим. Наконец, и это особенно важно, человек не может рассматриваться только как некий объект воздействия на него социальных институтов. Личность - активный, деятельный участник общественной жизни и отношений.
Для марксистского понимания социализации человека главное состоит в признании того, что, только участвуя в общественной деятельности, изменяя окружающий мир, человек и сам изменяется, формируется как деятельная личность; «личность как физически, так и духовно творят друг друга». Социальная природа человека такова, что он стремится к коллективным формам жизнедеятельности (если это стремление не извращается или не пресекается строем эксплуатации). Подлинно человеческим является только общественное бытие личности» . И если невозможно общество без деятельных личностей, то сама структура отдельной личности обусловлена в решающей мере структурой общества, которое составляют люди и их отношения.
Общение и вместе с тем обособление человека как личности - диалектически связанные стороны процесса социализации человека.
Под социализацией личности советские ученые предполагали процесс взаимодействия человека и социальной среды, по их мнению это процесс включения человека в общественно полезную деятельность, процесс созидания личности условий своего существования и развития, одновременно - усвоения человеком под влиянием различных социальных факторов определенных эталонов мышления и поведения, выработанных обществом, данной социальной общностью и группой.
Существует также «буржуазная» концепция социализации человека. Сторонники данной концепции предполагают полное интегрирование человека в господствующую систему общества, его полное подчинение, подавление каких либо инициатив с его стороны. Сторонники данной концепции исходят из антагонизма между личностью и обществом в целом. По их мнение необходимо противостоять биологической природе человека и подавлять его инстинкты насилием или угрозой таковом. Известный социолог, представитель данной концепции Э. Хаан «отмечает, что данный подход отражает положение личности в условиях господства государственно-монополистического капитализма, безжалостно подавляющего человеческую личность» .
Данный подход не совсем уместен при рассмотрении права как одного из элементов социализации личности. На наш взгляд также не стоит забывать в контексте рассмотрения проблемы социализации личности концепцию достаточно распространенную концепцию социального контроля над отклоняющимся поведением. Данная концепция была предложена известным социологом Т. Парсонсом.
Концепция «социального контроля над отклоняющимся поведением» предполагает возможность социального подавления внутренних импульсов, в результате чего личность адаптируется к существующей ситуации и проявляет конформное поведение.
Идеи Т. Парсонса, следует свести к 3 известным постулатам.
. Принцип сохранения, выживания и стабилизации как главный для существования общества.
. Принцип первостепенного значение для поведения личности общепризнанных символов достижения успеха, образующие целую иерархию типичных моделей поведения.
. Утверждение о том, что в отмеченной иерархии моделей поведения имеется устойчивое основа, которая в первую очередь определяет ролевые функции человека, которые подкреплен групповым давлением со стороны общества.
В соответствии с данной концепцией процесс соблюдения гражданином законов служит наивысшим проявлением конформизма личности, а само право служит лишь каналом, для снятия социального напряжения, и средством утверждения солидарности личности и общества, так сказать средством «смягчения социальных конфликтов».
Процесс социализация личности длится все осознанную жизнь человека, но конформизм личности служит определяющим моментом общественного порядка в любом обществе и всегда обеспечивает наивысший уровень социальной организации человека.
Отвергая идеи, лежащие в основе концепции Т. Парсонса, марксистская теория права сконструировала свою собственную идею социального контроля над поведением личности. Данная теория была основана на историческом материализме, т.е. признании классовой направленности права и проникнутую подлинным гуманизмом, исключающим признание необходимости навязывать личности пассивность и абсолютный конформизм.
При этом наука исходила, прежде всего, из того, что роль права в процессе юридической социализации личности неприемлемо сводить лишь к процессу только социального контроля, а процесс контроля рассматривать только под призмой воздействия на нарушителей норм права.
Роль права в процессе социализации проявляется в первую очередь не только в процессе обеспечения общих положительных общественных условий для развития личности всецело, но и в процессе юридического гарантирования личности мер возможного поведения в рамках закона, свободы выбора и действий, участия в творческом изменении условий жизни и получения соответствующей доли необходимых социальных благ.
Также стоит отметить тот факт, что в двадцатом веке в западной социологии было сформировано понимание социологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологической, организованной деятельности, которая регулируется регулируемой ролевой структурой общества.
По мнению социологов, основным местом первичной социализации является семья, так как именно в ней формируются фундаментальные мотивационные установки личности.
Социализация - сложный, многогранный процесс общественного воспитания и развития человека на протяжении все его жизни. Данный процесс происходит под влиянием на человека социальной среды и целенаправленной деятельности воспитательного характера.
Под процессом социализации личности необходимо рассматривать метаморфозы индивида с его качествами, данными ему от природы и потенциальными возможностями социального созревания в полноправного члена общества.
В процессе социализации человек формируется как создатель материальных благ, является активным участником социальных отношений. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и как субъект социального воздействия.
Правовая социализации личности сочетает в себе приспособление и обособление человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации тесно взаимосвязаны. Адаптация предполагает согласование требований и ожидание социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды .
Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению. Следовательно, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
.2 Юридической нигилизм: пути преодоления в процессе юридической социализации личности
Итак, как правовое явление нигилизм характеризуется следующими основными чертами:
а) резко негативное, крайне отрицательное отношение человека к общепринятым, объективным ценностям;
б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;
в) не сопряжен с позитивной программой;
г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.
Зависимо от того какие ценности отрицаются, нигилизм может подразделятся на:
политический,
религиозный,
нравственный и т.д.
Под правовым нигилизмом следует понимать полное отрицание норм права как социальной ценности. Данный вид нигилизма находит свое отражение в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.
Хотелось бы привести несколько классификаций нигилизма различных ученых.
По мнению Н.И. Матузова необходимо выделять такие формы правового нигилизма, как:
а) сознательное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;
б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
в) издание противоречивых нормативно-правовых актов;
г) подмена законности целесообразностью;
д) конфронтация представительных и исполнительных структур;
е) нарушение прав и интересов граждан;
ж) теоретическая форма правового нигилизма, проявляется в научной сфере, в работах юристов, философов и др.
по мнению профессора В.А. Туманова существуют, «пассивная» и «активная» форма правового нигилизма.
Пассивная форма правового нигилизма в первую очередь характеризуется безразличным отношением к праву, происходит явная недооценка роли права и его значения в жизни общества .
Активному правовому нигилизму присуще осознанно враждебное отношение к нормам права. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.
Также В.А. Туманов подразделяет правовой нигилизм:
а) на высшем этаже общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);
б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов);
Правовой нигилизм это так сказать своеобразная патология правового сознания в обществе. Данная патология в первую очередь обуславливается определенным состоянием общества. Следовательно, пути борьбы с правовым нигилизмом должны быть разнообразны.
Сегодня описывают следующие основные пути борьбы с проявлениями правового нигилизма:
а) реформы социально-экономического характера;
б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;
в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;
г) улучшение правоприменительной практики;
д) теоретическая работа в этом направлении, и др.
Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс совершенствования состояния правовой культуры общества, ее обогащения.
В литературе справедливо отмечается, что «от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стремиться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют роли права и других правовых средств» (Н.Л. Гранат) .
. Пути преодоления правового нигилизма в первую очередь сегодня стоит связывать с повышением уровня правовой культуры граждан. Под этим стоит понимать процесс выработки гуманистической и действенной правовой политики государства, направленной на переоценку социальных ценностей в обществе, принятие качественных, гибких законов, которые будут всесторонне отражать интересы граждан, способствовать повышению эффективности деятельности правоприменительных и правоохранительных органов и др.
. Перерожденческое правосознание. Под данным процессом понимается ярко выраженное отрицательное отношение граждан к нормам права. Данное отношение прежде всего вызывает осознанные противоправные поступки, которые связанны с эгоистическими, корыстными и т. п. мотивами. Отличие данных поступков от правового нигилизма заключается в умышленном, виновном нарушении требований действующего законодательства.
. Правовой идеализм. Данное явление включает в себя переоценку возможностей норм права. Данное правовое явление было достаточно распространено в период революционных потрясений общества, также данное явление характерно для периода создания принципиально нового законодательного органа, когда в ответ на социальные ожидания у недостаточно опытного законодателя формируется убеждение, что достаточно принять хорошие законы, и все проблемы будут решены. Некоторые политические деятели для повышения своей популярности умышленно используют такую эйфорию, инициируя законы, явно не способные привести к желаемому результату.
Но не стоит забывать о том, что возможности права достаточно ограничены. Оно способно, лишь отражая реальную действительность, или же стимулировать позитивные, либо ограничивать негативные явления и процессы происходящие в обществе. Несбыточные ожидания могут скомпрометировать не только право, но и деятельность законотворческих органов, убить веру в демократию.
Данный факт мы наблюдали в период правления президента Ельцина, когда принимался целый ряд популистских законов и были опубликованы политических заявлений, но они не обеспечивались государством, т.е. по сути были нерабочими.
. Правовой инфантилизм. В данном случае человек в связи с недостаточностью жизненного опыта и знания основ норм действующего права, не может полноценно ориентироваться в правовой действительности общества и государства.
Заключение
Итак, подводя итог, всему вышесказанному можно сделать следующие основные выводы по работе. Под юридической социализацией личности следует понимать процесс формирования личности с соответствующим уровнем правового сознания, которое проявляется в привлечении ее к системе правовых ценностей общества, усвоении ею данной системы и в обратной социально-юридической деятельности личности, направленной на коррекцию общественных ценностей.
Юридическая социализация личности является конкретно историческим явлением. Ее содержание, цель и результат имеют исторический характер и определяются социально-экономической и политической структурой общества. В процессе юридической социализации формируются не какие-то абстрактные социальные правовые качества личности, а конкретно исторические черты личности, необходимые ей для жизнедеятельности в конкретном обществе, которое в свою очередь обусловливает необходимость детального выбора средств и способов влияния социального характера.
Комплексный подход исследования юридической социализации личности дает возможность определить не только содержание понятия юридической социализации личности, но и ее средства. Под средствами юридической социализации личности следует понимать систему действий социального характера, которые осуществляют формирование личности в процессе усвоения ею системы правовых ценностей общества. Окружающая среда и правовое воспитание как средства юридической социализации личности неразрывно связаны между собой и для достижения позитивного результата юридической социализации личности их цели должны совпадать или хотя бы не конкурировать между собой.
Итак, следует отметить тот факт, что правосознание конкретного отдельно взятого человека (личности) в обществе определяется его юридической культурой, его просвещенностью в юридической сфере знания.
Сущность юридической социализации раскрывается через ее механизм, который определяется как внутренняя структура юридической социализации, состоящая из системы разнообразных процессов или этапов формирования личности с активной социально-юридической позицией.
Механизм юридической социализации личности сегодня состоит из трех составляющих, а именно: социально-правовая адаптация, в процессе которой личность приспосабливается к существующим в обществе правовым нормам, а также процессы имитации и идентификации личности.
Специальная литература
1.Аминов, И. И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» / И. И. Аминов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с.
2.Анализ теории личности в российской социологии: история и современность: Монография / К.К. Оганян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 360 с.
.Баймаханов М. Т. Роль права в социализации личности // Социалистическое право, сознание и поведение личности. Алматы: Наука, 1988. - 240 с.
4.Галкин, А. П. Политико-правовые ценности российских граждан: социологический анализ (на примере жителей Волгоградской об- ласти) / А. П. Галкин, В. Н. Гуляихин, Н. А. Тельнова // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2010. - Т. 2. - № 7-12. - С. 84-90
5.Гуляихин, В. Н. Механизм правовой социализации российских граждан / В. Н. Гуляихин // Право и образование. - 2011. - № 2. - С. 68-80.
.Гуляихин, В. Н. Концептуальные подходы к теории и практике правовой социализации чело- века / В. Н. Гуляихин, С. В. Широ // Право и образо- вание. - 2012. - № 8. - С. 59-67
.Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: Учеб. для вузов. М., 1995. С. 105.
.К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Госуд. изд-во полит. лит-ры. М. 1955. Т. 1. С. 103.
9.Правовая социализация человека: Монография / В.Н. Гуляихин. - М.: Юстицинформ, 2014. - 282 с.
10.Социология: Учебник для бакалавров/Н.А.Нартов, О.А.Рыхлов, В.Н.Нартов -6изд.,перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2015. - 544 с.
.Сырых, В.М. Материалистическая теория права: Избранное / В.М. Сырых. - М.: РАП, 2011. - 1260 с.
.Философия права: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 848 с.
.Чичерин Б.Н. Психологическая теория права// Вопросы философии и психологии. - М., 1900. - год XI, кн. V (55). - С. 378-379.
.Юридическая психология / Шевченко А.М. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 270 с.