приказ ФСИН России от 15.12.2010 № 525 «Об утверждении Концепции развития охраны учреждений уголовно- исполнительной системы на период до 2020 года».
Кроме того, вопросам нормативного сопровождения рассматриваемого направления работы органов и учреждений УИС посвящены различного рода указания, распоряжения и обзоры Минюста России и центрального аппарата ФСИН России.
Отдельно следует отметить передовой опыт различных территориальных органов УИС, отраженный в ведомственной периодической печати и специальной литературе, где представлена информация, затрагивающая вопросы организации охраны, а также даются рекомендации по вопросам теории и практики реализации функций охраны.
Данная группа документов является основой непосредственной организации и осуществления повседневной служебной деятельности отделов охраны УИС, от своевременного правового регулирования данной деятельности зависит ее эффективность.
В результате необходимо подчеркнуть, что за последнее время в стране в целом и в уголовно- исполнительной системе в частности проделана значительная работа по приведению норм уголовно-исполнительного законодательства и ведомственных актов, касающихся исследуемых вопросов, в соответствие с международными стандартами и реалиями объективной действительности. Однако существует еще ряд правовых пробелов (действия в той или иной ситуации не получили законодательного подтверждения) и неясностей, что создает предпосылки для правовых или организационных ошибок при решении вопросов, связанных со служебной деятельностью отделов охраны.
2.Организация и осуществление контроля за выполнением служебных задач по охране исправительных учреждений и следственных изоляторов
Успешное и эффективное выполнение поставленных перед подразделениями охраны ИУ задач зависит от степени организации контроля з функционированием данных учреждений. Контроль является разновидностью деятельности по управлению объектами и процессами с целью проверки выполнения законов, приказов, решений и иных НПА.
НПА, регламентирующие вопросы охраны пенитенциарных учреждений также закрепляют в себе и требования к осуществлению контроля за выполнением служебных задач по охране исправительных учреждений и следственных изоляторов: непрерывность, своевременное качественное и точное выполнение поставленных задач, оказание практической помощи, изучение и обобщение положительного опыта, устранение недостатков и причин их появления. В территориальных органах УИС разрабатываются ежемесячный график контроля за службой караулов должностными лицами, допущенными приказом к данной проверке. Эта функция возлагается на начальника отдела организации службы охраны во взаимодействии с заместителем начальника террит. Органа УИС.
В первую очередь контролируются своевременность получения, доведение до сотрудников и организация выполнения новых НПА, регламентирующих деятельность подразделений охраны ИУ, качество выполнения служебных задач, готовность караулов к действиям при осложнение оперативной обстановки в ИУ, возникновении чрезвычайных обстоятельств, организация взаимодействия и управления. Служба караулов контролируется на различных этапах выполнения служебных задач.
Важным значением в осуществлении контроля является повышение значимости института кураторства, когда каждый сотрудник территориального органа УИС несет персональную ответственность за определенное направление деятельности курируемой службы или отдела учреждения, что способствует эффективности реализации организационно - управленческой функции, включая исключение формализма и самоустранение оказания практической и методической помощи учреждениям.
В территориальных органах существует практика подведения итогов выполнения служебных задач по охране учреждений и их объектов. Наиболее проблемные вопросы выносятся на коллегиальное рассмотрение при начальнике территориального органа УИС. По итогам таких рассмотрений выносятся управленческие решения, направленные на повышение эффективности использования сил и средств в обеспечении надежности охраны учреждений и их объектов, осуществления качественного контроля за выполнением в учреждениях требований различных НПА в данной сфере деятельности.
Мы считаем, что с целью повышения контроля наиболее нужным следует считать повышение уровня спроса с должностных лиц учреждений и кураторов в территориальных органах УИС, включая такую форму реагирования как освобождение в установленном порядке от занимаемой должности. Наиболее больше внимания следует относить и к внедрению передового опыта других территориальных органов УИС, качественному анализу обстановки и прогнозирования ее развития, своевременному устранению выявленных недостатков.
охрана исправительный учреждение правовой
Уголовно-исполнительная система, являясь одним из важнейших социально-правовых институтов государства, в значительной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в самом государстве. Она развивается под влиянием политических, экономических и социальных течений, которые действуют в России. Очевидно, что, поскольку уголовная и уголовно-исполнительная политика базируются на общих принципах и положениях социально-экономической политики государства, вопросы их совершенствования неразрывно связаны с необходимостью совершенствования института уголовного и уголовно-процессуального права, судебной и административной политики.
Данные выводы послужили основой масштабного реформирования уголовно-исполнительной системы, которое осуществляется в рамках реализации Концепции развития уголовно - исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. В структуре ФСИН России на современном этапе подразделения службы охраны являются ключевым элементом, одной из основных служб, от качества функционирования которой зависит надежная охрана и изоляция осужденных.
В настоящее время служба охраны УИС продолжает развиваться, как это предусмотрено Концепцией развития охраны учреждений УИС на период до 2020 года. Реализация заявленных Концепцией развития охраны задач в ходе общего реформирования УИС позволит существенно сократить проблемы и недостатки, отрицательно влияющие на качество выполнения задач и создающие предпосылки происшествий на службе.
Список использованной литературы
1.Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля
.Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))
.Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными: приняты на первом Конгрессе Организации Объединённых Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31.07.1957 г. и 2076 (LXII) от 13.05.1977
.Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1979
.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета"\, N 9, 16.01.1997
.Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 г. в ред. от 29.06.2004 г. -№ 5473 1.111.0 прокуратуре Российской Федерации: Закон РФ от 17.11.1995 г. № 168
.О совершенствовании рейтинговой оценки деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ ФСИН РФ от 15.04.2005 N 262 (ред. от 30.07.2009) // Ведомости уголовно-исполнительной системы, N 2, 2006
.Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы^ Приказ Минюста России от 27.08.2012 N 169 (Зарегистрировано в Минюсте России 13.09.2012 N 25452) || Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 41, 08.10.2012
.Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы^ Приказ ФСИН РФ от 28.12.2010 N 555 || Документ опубликован не был
.О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) // Собрание законодательства РФ, 25.10.2010, N 43, ст. 554
.О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015)
.Приказ Минюста России «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях» от 07.03.2000 г. №83 // Российская газета. - 2000. - №177. - 13 сентября
.Бахтин А. Организация и осуществление надзора за осуждёнными /А. Бахтин // Ведомости уголовно- исполнительной системы. - 2012. - №5. - С. 12-15
.Брызгалов В.Н., Макогон Н.Е. Режим в местах лишения свободы. Киев. 1076. С. 20
.Громов М.А. Организация безопасности в исправительных учреждениях: учеб. пособие. Рязань, 2005. С. 85
.Павленко А.А., Аниськин С. И. Надзор как одно из требования режима в учреждениях ФСИН: лекция. Томск, 2006
.Селивёрстов В.И. Уголовно-исполнительное право России \ Под ред. В.И. Селивёрстова. - М.: ЮРИСТЪ. - 2013
.Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М., 1982. С. 38
.Советское исправительно-трудовое право. Особенная часть: учебник / под ред. Стручкова, В.А. Фефелова. Рязань, 1987. С. 159.
.Южанин В.Е. Уголовно-исполнительное право: учебник в 2-х т. Т. 2: Особенная под общ. ред. Ю.И. Калинина. М.; Рязань, 2016. С. 154.
.Бахтин А. Организация и осуществление надзора за осуждёнными /А. Бахтин // Ведомости уголовно- исполнительной системы. - 2012. - №5. - С. 12-15