Правовые основы создания хозяйственных обществ
Введение
Для правового регулирования деятельности юридических лиц в Российской Федерации характерны существенные изменения, произошедшие в последние годы. 1 сентября 2014 года вступили в силу многочисленные поправки в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, которые вызвали множество дискуссий среди юристов. Законодательная база постоянно совершенствуется, однако, проблемы, связанные с развитием и поддержкой предпринимательства, а именно, вопросы создания, реорганизации и дальнейшей деятельности, остаются актуальными.
При создании хозяйственных обществ основное внимание должно уделяться деятельности учредителей, так как именно от них зависит соблюдение требований, предъявляемых законодателем к данному процессу. Именно на стадии создания хозяйственного общества присутствует большое количество нарушений требований законодательства, однако именно эта стадия до настоящего времени в полной мере не находит отражение в законодательстве Российской Федерации. Именно поэтому представляется актуальным исследование правовых основ создания хозяйственных обществ, рассмотрение теоретических и практических проблем в этой области и внесение предложений по усовершенствованию законодательства.
Основаниями и исходными данными темы работы являются действующее законодательство о юридических лицах, в частности, о хозяйственных обществах, проекты федеральных законов, письма и приказы государственных органов исполнительной власти, типовые формы учредительных документов.
Степень научной разработанности исследования.
Общие вопросы регулирования создания коммерческих организаций рассматриваются в работах таких авторов как: Захаров А.В., Мозолин В.П., Серьезнова О.А., Шиткина И. и др.
Отдельные вопросы теории и практики создания хозяйственных обществ находят свое отражение в исследованиях Амвросова А.И., Закупень Т.В., Зыковой И.В., Карягина Н.Е., Качаловой А.В., Ломакина Д.В., Серебряковой А.А., Суханова А.А., Телюкиной М.В.
Научная новизна работы заключается в формировании комплекса предложений, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации, в части правового регулирования создания хозяйственных обществ.
Целью настоящего исследования является комплексное изучение правовых основ и правоотношений, возникающих в процессе создания хозяйственных обществ, а также разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию законодательства.
Задачи выпускной квалификационной работы обусловлены ее целью и заключаются в следующем:
-дать понятие и признаки хозяйственных обществ;
-рассмотреть классификацию хозяйственных обществ;
-проанализировать правовое регулирование деятельности хозяйственных обществ;
-систематизировать порядок учреждения хозяйственных обществ и формы реорганизации как способы создания хозяйственных обществ.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают частные и публичные отношения, складывающиеся в процессе создания хозяйственных обществ.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие процесс создания хозяйственных обществ.
Методологическая основа исследования.
Для достижения поставленной цели и решения задач исследования были применены как общенаучные (анализ, индукция, дедукция), так и частноно-научные (сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический, сравнение, наблюдение, обобщение) методы исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (первая глава состоит из трех параграфов, вторая глава состоит из двух параграфов), заключения и списка использованных источников.
1. Правовая характеристика хозяйственных обществ
1.1Понятие и признаки хозяйственных обществ
Коммерческие корпоративные организации с уставным капиталом, разделенным на доли учредителей признаются хозяйственными обществами. На праве собственности хозяйственному обществу принадлежит имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также приобретенное или произведенное хозяйственным обществом в результате его деятельности.
Объем полномочий участников хозяйственного общества зависит от их доли в уставном капитале общества. Устав обществ или корпоративный договор при условии, что сведения о его наличие и о предусмотренном им объеме полномочий участников общества занесены в единый государственный реестр юридических лиц может предусматривать иной объем полномочий участников непубличного хозяйственного общества.
Хозяйственные общества могут быть учреждены в форме акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью, также законодательное признание получила такая разновидность хозяйственных обществ, как специализированные общества, которые могут существоватькак специализированные финансовые общества либо специализированные общества проектного финансирования.
Обществом с ограниченной ответственностью является хозяйственное общество, с разделенным на доли уставным капиталом; участники такого общества, не отвечая по его обязательствам, несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, только в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Акционерное общество - хозяйственное общество, с разделенным на акции уставным капиталом; участники акционерного общества, не отвечая по его обязательствам, несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Хозяйственное общество является коммерческой организацией, в связи с чем ему присущи все признаки, которые характерны в целом для коммерческой организации.
Имущественную основу деятельности составляет уставный капитал, формирующийся из вкладов учредителей. Вклад участника хозяйственного общества в его имущество может быть представлен денежными средствами, вещами, долями (акциями) в уставном (складочном) капитале другого хозяйственного общества, государственными и муниципальными облигациями, также исключительными и иными интеллектуальными правами и правами по лицензионным договорам, которые подлежат денежной оценке. Уставный капитал хозяйственного общества оплачивается денежными средствами в сумме не ниже минимального размера уставного капитала. Неденежный вклада в уставный капитал хозяйственного общества должен оценивать независимый оценщик, при этом участники хозяйственного общества не имеют права оценить неденежный вклад в размере, который превышает сумму оценки, определенную оценщиком.
Договорная основа создания. Хозяйственное общество учреждается на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении хозяйственного общества. В случае создания юридического лица одним лицом решение о его учреждении учредитель принимает единолично. В случае создания юридического лица двумя и более учредителями решение принимается всеми учредителями единогласно.
Устав, утвержденный его учредителями, является учредительным документом хозяйственного общества. Хозяйственное общество самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Разные организационно-правовые формы хозяйственных обществ обладают дополнительными особенностями, которые отграничивают их друг от друга.
К особенностям обществ с ограниченной ответственностью относятся следующие:
1.Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей. Уставный капитал общества, определяя минимальный размер его имущества, дает гарантию на обеспечение интересов его кредиторов. Размер доли (определяется в процентах или в виде дроби) соответствует соотношению номинальной стоимости доли участника с уставным капиталом общества.
Стоимостное выражение чистых активов определяется путем разницы между суммой активов, которые принимаются к расчету и суммой пассивов, которые принимаются к расчету.
Если стоимость чистых активов общества становится меньше, чем его уставный капитал, общество увеличивает их стоимость до размера уставного капитала, в противном случае оно обязано зарегистрировать уменьшение уставного капитала. В случае, если стоимость чистых активов общества становится меньше минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
Уставный капитал общества подлежит уменьшению только после уведомления всех его кредиторов, которые имеют право требовать досрочно прекратить или исполнить обязательства общества и возместить им убытки.
Учредители имеют право увеличить уставный капитал общества только в случае полной его оплаты. Увеличить уставный капитал общество вправе за счет имущества общества, за счет дополнительных вкладов участников общества и за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество. Нотариально удостоверяется решение общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при одобрении указанного решения.
2.Численность участников общества не должна быть больше пятидесяти. Если число участников превышает допустимый предел, такое общество преобразовывается в течение года в акционерное общество, в противном случае, если число участников не уменьшено до указанного предела, общество подлежит ликвидации.
3.Общество вправе действовать на основании утвержденного учредителями устава либо на основании типового устава. Утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом типовой устав направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для дальнейшего размещения его на официальном сайте этого органа. Если учредителями общества принято решение об осуществлении деятельности на основании типового устава, то такое решение должно быть направлено в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
В типовом уставе не содержатся сведения о наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала общества, данная информация указывается в едином государственном реестре юридических лиц.
К особенностям акционерных обществ можно отнести следующие:
1.Уставный капитал общества складывается из номинальной стоимости акций, приобретенных его акционерами.
Общество размещает обыкновенные акции, а также имеет право размещать привилегированные акции, акции общества являются бездокументарными.
Всех обыкновенные акции общества должны обладать одинаковой номинальной стоимостью, номинальная стоимость привилегированных акций одного типа и предоставляемый ими объем прав должны быть также одинаковыми.
При учреждении общества все его акции размещаются среди учредителей. Номинальная стоимость привилегированных акций общества не может превышать ¼ размера уставного капитала. В публичном обществе номинальная стоимость привилегированных акций не может быть меньше номинальной стоимости обыкновенных акций.
Минимальный размер уставного капитала публичного общества составляет сто тысяч рублей, непубличного общества - не может быть ниже десяти тысяч рублей.
Общество вправе увеличивать уставный капитал за счет увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.
Решение об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров.
Решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров общества, в случае предоставления ему таких полномочий уставом общества.
Общество вправе, а в некоторых случаях обязано уменьшить размер уставного капитала.
Общество вправе уменьшить уставный капитал за счет уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего количества, в том числе за счет приобретения части акций.
2.Учредителями общества признаются граждане и юридические лица, принявшие решение о его создании. Единственным учредителем (акционером) общества не может являться другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено действующим законодательством. Солидарная ответственность учредителей общества наступает по обязательствам, которые связаны с его учреждением и возникающим до момента государственной регистрации общества. Если действия учредителей, связанные с созданием общества получили одобрение общего собрания акционеров, общество в таком случае принимает на себя ответственность по обязательствам учредителей, связанных с учреждением общества.
3.В уставе акционерного общества должна содержаться информация о:
-полном, сокращенном фирменном наименовании;
-месте нахождения;
-о количестве, номинальной стоимости, категориях акций и типах привилегированных акций;
-правах акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);
-размере уставного капитала;
-структуре и компетенции органов управления общества и порядке принятия ими решений;
-порядке подготовки и проведения общего собрания акционеров, перечне вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;
-иная информация, в соответствии с действующим законодательством.
Устав непубличного общества может установить ограничения на количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также на максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Указанная информация может быть предусмотрена уставом общества при его учреждении или внесена в устав, изменена и исключена из устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества. 6
Устав общества должен содержать информацию об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция").
В устав публичного общества наряду с вышеуказанными сведениями, включают информацию:
-о публичном статусе общества;
-о наличии в структуре органов управления общества совета директоров (наблюдательного совета), его компетенцию и порядок принятия им решений.
1.2Классификация хозяйственных обществ
Хозяйственные общества являются объединением капиталов. В связи с этим можно выделить отличительные черты их внутренней организации:
1)косвенное значение личного доверительного элемента в отношениях участников;
2)любой правоспособный субъект может быть участником хозяйственного общества;
При наличии указанной общности признаков хозяйственные общества принято делить на следующие организационно-правовые формы: общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и специализированные общества.
В современных условиях рыночной экономики общества с ограниченной ответственностью играют большую роль в функционировании производства и являются самой распространенной организационно-правовой формой. Это можно объяснить наличием ряда преимуществ, по сравнению с иными хозяйственными обществами, например, отсутствие ответственности учредителей по обязательствам юридического лица, что имеет место в товариществах и кооперативах, несложная процедура учреждения и изменения уставного капитала в сравнении с акционерными обществами. 9
Если сравнить общество с ограниченной ответственностью с другими коммерческими организациями, можно прийти к выводу, что общество с ограниченной ответственностью ближе всего к акционерным обществам, как по правовому статусу участников относительно имущества общества, так и по организации внутренней структуры управления.
В состав общества с ограниченной ответственностью могут входить любые субъекты права, исключение составляют лишь органы государственной и муниципальной власти.
Как уже было сказано, формирование уставного капитала происходит из номинальной стоимости вкладов (долей) его участников. Номинальная стоимость доли, которая указывается в уставном капитале общества - величина абстрактная и, как правило, отличается от действительной стоимости, которая определяется исходя из величины чистых активов общества. Для частников, не полностью внесших свои вклады, солидарная ответственность по обязательствам общества возникает в пределах стоимости неоплаченной части доли.
Пропорционально доле участника в уставном капитале происходит распределение чистой прибыли между участниками, если такое решение принято общим собранием участников, и ликвидационной квоты в случае ликвидации общества. Более того, от величины доли зависит возможность влиять на принятие решений общим собранием участников.
Доли участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью обладают меньшей оборотоспособностью по сравнению с акциями акционерных обществ, доказательством того служит законодательное закрепление требования о преимущественном праве приобретения доли участниками общества, при намерении участника передать свою долю третьему лицу.
Запрет на отчуждение доли третьему лицу или преимущественное право покупки доли самим обществом, которое обязано в течение года продать долю другим участникам или третьим лицам, могут быть предусмотрены в уставе общества.
На законодательном уровне закреплено требование о нотариальном удостоверении всех сделок с долями.13 Право на долю переходит к покупателю только в случае нотариального удостоверения сделки по ее отчуждению. Данное требование не способствует повышению оборотоспоспособности доли в уставном капитале общества, но препятствует незаконным действиям с долями в отсутствие владельцев на их отчуждение, что присутствовало до вступления в законную силу указанного требования, по причине отсутствия обязанности регистрирующего органа проверять достоверность и соответствие законодательству документов, представленных заявителем для регистрации за определенным лицом прав на долю в уставном капитале общества. В случае грубого нарушения обязанностей, участники общества имеют право требовать принудительное исключение из общества в судебном порядке.
При предоставлении уставом общества права на выход из общества, при условии, что такой выход не приведет к тому, что общество останется без единого участника, каждый участник вправе выйти из общества. Во избежание негативных для общества имущественных последствий, уставом общества может устанавливаться запрет на выход участников.
Общество с ограниченной ответственностью имеет структуру органов, где высший орган - общее собрание участников, орган оперативного управления и контроля - совет директоров и исполнительный орган - единоличный орган в лице генерального директора (директора, президента) и/или коллегиальный- правление (дирекция).
В рамках своих полномочий, общее собрание участников принимает решения простым большинством голосов, если иное не предусмотрено законодательством или уставом общества, таким образом происходит распределение власти внутри общества, а следовательно, обществом фактически управляет большинство, в связи с чем можно выявить проблему защиты прав меньшинства, актуальную как для обществ с ограниченной ответственностью, так и для акционерных обществ.
Акционерное общество является способом концентрации капитала, изначально распределенного между значительным числом инвесторов - владельцев акций. Акция удостоверяет ее держателя в качестве инвестора, реализующего гарантированное Конституцией РФ право на свободное использование своего имущества, вложившего средства в капитал акционерного общества, ориентируясь на его инвестиционную привлекательность. Сосредоточенный в акционерном обществе капитал, способен к свободному перемещению между отраслями экономики в зависимости от конъюнктуры рынка. «Подвижность» капитала обеспечивается путем совершения на открытом рынке сделок купли-продажи акций, которые обладают высокой оборотоспособностью. Владелец акций вправе участвовать в управлении делами акционерного общества, получать информацию о его деятельности, вправе участвовать в распределении прибыли общества и получать часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами при ликвидации общества.
Владельцы обыкновенных акций общества имеют право на участие в общем собрании акционеров используя право голоса по всем вопросам, входящих в его компетенцию, на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества. Привилегированная акция дает право ее владельцу на получение дивиденда, которое возникает в случае его объявления общим собранием акционеров, при этом не предоставляет ее владельцу право голоса на общих собраниях акционеров. Владельцы привилегированных акции обладают правом голоса только в исключительных случаях: 1) если на общем собрании акционеров решается вопрос о ликвидации или реорганизации общества, о внесении в устав изменений и дополнений, которые могут ограничить права владельцев данных акций; 2) если на годовом собрании акционеров не принято решение о выплате дивидендов или принято решение о неполной их выплате.
Имущественная основа деятельности акционерного общества - уставный капитал, сформированный из номинальной стоимости всех выпущенных и размещенных акций. При формировании уставного капитала учредителями акционерного общества приобретаются акции по первоначальной условной цене, являющейся номинальной стоимостью акций. Номинальная стоимость определена в уставе общества и является одинаковой для всех обыкновенных акций акционерного общества. Действительная стоимость акций, которая определяется с учетом капитализации общества и величины его активов не соответствует номинальной стоимости, в этом заключается условность номинальной стоимости. Рыночная стоимость акций, как правило, значительно превышает номинальную стоимость.
Акционерное общество имеет трехуровневую систему органов управления, которая обосновывается на принципе исключительной компетенции. Каждый орган действует в рамках своей компетенции, которая не может быть передана на рассмотрение другому органу управления.
Высший орган управления акционерного общества - общее собрание акционеров. Компетенция общего собрания акционеров включает в себя вопросы организационно-управленческого характера (формирование и регламентация деятельности нижестоящих органов, избрание совета директоров, определение его количественного состава, принятие ряда внутренних документов и т.д.) и определение правовой судьбы юридического лица, а также вопросы имущественного характера (увеличение или уменьшение уставного капитала, выплата дивидендов). Полномочия общего собрания акционеров не могут быть расширены уставом общества в сравнении с тем, как они определены законодательно.
Совет директоров выполняет функции общего стратегического руководства акционерным обществом. Если численность акционеров - владельцев голосующих акций общества менее пятидесяти, устав общества может предусматривать возложение полномочий совета директоров на общее собрание акционеров. В этом случае уставом общества должно быть предусмотрено лицо или орган общества, в полномочия которого входит решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении повестки дня.
Совет директоров указывает приоритетные направления деятельности, выносит на рассмотрение вышестоящего органа вопросы о размере дивидендов по акциям и порядке их выплаты, о размещении обществом дополнительных акций, если такое размещение не связано с увеличением уставного капитала общества, а также вопросы о размещении обществом облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций. Принцип исключительной компетенции не дает права на рассмотрение данных вопросов исполнительным органом акционерного общества. Решения, принятые советом директоров общества, не могут быть пересмотрены общим собранием акционеров. Законом предусмотрен судебный порядок обжалования решений, в случае заявления такого требования акционерами.
Избрание исполнительного органа относится к полномочиям общего собрания или совета директоров на усмотрение большинства акционеров, а также допускается выбор единоличной или коллегиальной формы и одновременное сочетание этих органов. Исполнительный орган отчитывается перед советом директоров общества и общим собранием акционеров. Исполнительный орган представляя интересы общества и совершая сделки, действует от имени акционерного общества без доверенности.
Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляет ревизионная комиссия (ревизор) общества.
В результате вступивших в силу с 1 сентября 2014г. многочисленных поправок к главе 4 части первой Гражданского кодекса РФ, законодательное признание получили специализированные финансовые общества и специализированные общества проектного финансирования.
Специально учреждаемые для оказания особого вида финансовых услуг предпринимательские корпорации (SPV), которые существуют на американском финансовом рынке, являются прообразом специализированных обществ. Это компании, которые занимаются покупкой долговых требований у предпринимателей, не желающих прибегнуть к традиционному кредитованию в банке. На приобретенные долговые требования такие корпорации выпускают облигации, которые перепродаются ими в траст. После погашения должником своих обязательства перед SPV, последняя передает полученный ею доход управляющей облигациями компании, которая производит соответствующие выплаты бенефициарам- облигационерам. Представляется очевидным, что в экономическом смысле это особый способ финансирования предпринимательской деятельности, а в юридическом смысле - особый вид кредитных сделок. Но при этом не создается особая разновидность предпринимательской корпорации (хозяйственного общества), которая фактически появилась в отечественном корпоративном праве.
Специализированным обществам, которые являются разновидностью хозяйственных обществ, характерны принципиальные особенности:
1)уставом общества закреплен запрет на объявление и выплату дивидендов;
2)коллегиальные органы отсутствуют в специализированных обществах;
3)полномочия единоличного исполнительного органа всегда передаются управляющей компании;
4)специализированным обществам запрещено иметь персонал и заключать трудовые договоры;
5)презумпция знания контрагентами специализированного общества определенного характера его деятельности, облегчающая возможность оспаривания сделок, заключенных обществом за рамками его специальной правоспособности.
Таким образом, особой разновидностью хозяйственного общества признается коммерческая организация, осуществляющая строго определенную законом предпринимательскую деятельность, при этом данное общество не распределяет полученную прибыль и фактически не имеет органов управления и даже наемный персонал. Данная юридическая конструкция на самом деле не может признаваться ни акционерным обществом, ни обществом с ограниченной ответственностью, так как формально ее особое гражданско-правовое положение остается за рамками прямого действия основных актов отечественного корпоративного законодательства, также можно предположить, что по существу специализированные общества выпадают из закрытого перечня коммерческих корпораций.
Хозяйственные общества делятся на публичные и непубличные. Акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публичных акционерных обществ размещаются путем открытой подписки или публично обращаются на условиях, установленных законодательством о ценных бумагах. К акционерным обществам, в уставе и фирменном наименовании которых указывается, что общество является публичным, применяются правила о публичных обществах. Признаются непубличными все общества с ограниченной ответственностью, а также акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества.
Непубличное акционерное общество может, путем размещения акций на рынке, стать публичным и наоборот. Такой подход дает возможность обществу самостоятельно определять круг привлекаемых инвесторов.
Особенностью публичных обществ является то, что их учреждение и деятельность регулируются главным образом императивными нормами. В публичном обществе в обязательном порядке образуется наблюдательный совет, численностью членов не менее пяти. Обязанность по ведению реестра акционеров и исполнение функций счетной комиссии возлагается на независимую организацию, осуществляющую деятельность на основании лицензии. В публичных акционерных обществах количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру, не ограничено.
1.3Правовое регулирование деятельности хозяйственных обществ
С 1 января 1995 г. вступила в силу в общем виде I часть ГК РФ, а глава 4 вступила в силу с момента официального опубликования I части ГК РФ.
Гражданский кодекс РФ устранил противоречия ранее действующего закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и других нормативных актов.
Гражданский кодекс РФ можно назвать экономической конституцией России, наравне с Конституцией РФ, объявившей приоритет частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.
Реформирование гражданского законодательства в России продолжается, внесение поправок в главу 4 ГК РФ, регулирующую статус юридических лиц, является важнейшим этапом реформы отечественного гражданского права.
Правовая основа учреждения и деятельности обществ с ограниченной ответственностью закреплена, помимо гражданского кодекса РФ, в федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью», который определяет правовое положение общества, права и обязанности участников, порядок учреждения, реорганизации и ликвидации. Помимо этого, в законе установлено множество правил, которые не присутствуют в ГК РФ. При осуществлении радикального реформирования законодательства о хозяйственных обществах, изменения затронули и общества с ограниченной ответственностью. В период с 2008 года в Закон были внесены настолько глобальные изменения и дополнения, что на сегодняшний день он действует в новой редакции.
Гражданский кодекс РФ закрепляет основы статуса обществ с ограниченной ответственностью, определяя понятие общества и основу правового положения, а также требования для участников обществ, предъявляемые к учредительным документам, к уставному капиталу, особенности реорганизации и ликвидации, требования при переходе доли к другому лицу и выхода из общества его участников. Федеральный закон № 14- ФЗ, в свою очередь, дополняет и уточняет нормы ГК РФ, затрагивающие правовое положение юридических лиц, а также нормы ГК РФ, закрепляющие основы статуса и деятельности обществ. Таким образом, правовое положение общества, а также права и обязанности его участников определяет ГК РФ и закон об обществах с ограниченной ответственностью.
Можно сделать вывод о том, что ГК РФ устанавливает перечень нормативно-правовых актов, регулирующих юридический статус обществ, порядок их учреждения, реорганизации и ликвидации, а также права и обязанности их участников. Наряду с этим отношения, отображающие специфику некоторых обществ могут регулироваться специальным законодательством. Некоторые отношения, участниками которых являются общества с ограниченной ответственностью, регулируются другими федеральными законами и подзаконными актами. В первую очередь это отношения, участниками которых становятся юридические лица независимо от их вида. К примеру, трудовой кодекс РФ, регулирует трудовые отношения не зависимо от вида юридического лица, являющегося работодателем и формы собственности или закон "О бухгалтерском учете", регулирующий отношения по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности всеми организациями, это относится и к обществам с ограниченной ответственностью.
Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», вступивший в силу с 01 марта 1998 г., распространяется на все общества с ограниченной ответственностью находящиеся на территории России, к ним относятся общества, получившие указанную организационно-правовую форму в соответствии с законом № 52-ФЗ.
В форме общества с ограниченной ответственностью в России могут существовать компании, осуществляющие деятельность в самых разнообразных сферах, это может быть производственная, строительная, торговая, посредническая и иная организация, кредитная и страховая организации, инвестиционный институт, сельскохозяйственное предприятие. Порядок учреждения и правового положения таких обществ, права и обязанности его участников, порядок ликвидации и реорганизации устанавливаются законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, если иное не установлено в самом законе. К примеру, правовое положение, порядок учреждения, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью, действующих в банковской, страховой и инвестиционной сферах, а также в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами, которые должны быть производными от норм гражданского кодекса и закона
«Об обществах с ограниченной ответственностью», а права и обязанности участников этих обществ регулируются гражданским кодексом и законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
В соответствии с прямым указанием Гражданского кодекса РФ 26.12.1995 г. был принят федеральный закон "Об акционерных обществах", вступивший в силу с 01 января 1996 г. Являясь актом гражданского законодательства, указанный закон уточняет нормы ГК РФ об акционерных обществах и устанавливает дополнительные правила. Закон «Об акционерных обществах», наряду с гражданским кодексом определяет порядок учреждения, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также гарантирует защиту прав и интересов акционеров.
Гражданский кодекс РФ устанавливает перечень нормативных актов, регулирующих юридический статус обществ, права и обязанности акционеров, устанавливая основы правового положения акционерных обществ, определяя понятие и основные признаки акционерных обществ, их виды, порядок учреждения, возможность увеличения и уменьшения уставного капитала, ограничивая выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов, предоставляя право на реорганизацию и ликвидацию акционерного общества. Федеральный закон «Об акционерных обществах» указывает на зависимость данного закона от норм ГК РФ и подчиненность его этим нормам, подчеркивая взаимосвязь указанных законов, определяя при этом возможные пределы конкретизации норм ГК РФ.
В форме акционерных обществ в России могут существовать компании, функционирующие в самых разных сферах, это может быть производственная, строительная, торговая, посредническая и иная организация, банк, страховая организация, инвестиционный институт, сельскохозяйственное предприятие, возникшее в результате реорганизации колхоза и совхоза, коммерческая организация, созданная путем приватизации государственного и муниципального предприятия, и др. Порядок создания, реорганизации, ликвидации и правового положения акционерного общества, права и обязанности акционеров, юридические принципы и правила защиты их прав устанавливаются законом об акционерных обществах, который обязателен для исполнения для всех акционерных обществ, находящихся на территории России, кроме случаев, когда иное установлено в самом законе. К примеру, создание акционерного общества при приватизации государственного или муниципального предприятия регулируется законом «Об акционерных обществах» и иными нормативно-правовыми актами о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Специальные нормы могут действовать не только в отношении учреждения, реорганизации, ликвидации и правового положения некоторых акционерных обществ, также законодательство закреплены правила о банкротстве сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций.
Деятельность хозяйственных обществ, возникающую в связи с государственной регистрацией при создании, реорганизации и ликвидации, при изменении учредительных документов, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируется федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Деятельность специализированных обществ регулируется Гражданским кодексом РФ. Нормы о них содержатся в главе 31 раздела II Федерального закона от 22 апреля 1996г. «О рынке ценных бумаг», а также в п.3 ст.1 Федерального закона «Об акционерных обществах» и в п.2 ст.1 Федерального закона от 8 февраля 1998г. «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Хозяйственные общества являются объединением капиталов. В связи с этим можно выделить отличительные черты их внутренней организации:
1)косвенное значение личного доверительного элемента в отношениях участников;
2)любой правоспособный субъект может быть участником хозяйственного общества;
3)присутствие многозвенной структуры управления, которая требует регламентации в уставе.
При наличии указанной общности признаков хозяйственные общества принято делить на следующие организационно-правовые формы: общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и специализированные общества.
Представляется очевидным, что в экономическом смысле специализированные общества являются особым способом финансирования предпринимательской деятельности, а в юридическом смысле - особым видом кредитных сделок. Но при этом не создается особая разновидность хозяйственного общества, которая фактически появилась в отечественном корпоративном праве.
Специализированным обществам, которые являются разновидностью хозяйственных обществ, характерны принципиальные особенности:
1)уставом общества закреплен запрет на объявление и выплату дивидендов;
2)коллегиальные органы отсутствуют в специализированных обществах;
3)полномочия единоличного исполнительного органа всегда передаются управляющей компании;
4)специализированным обществам запрещено иметь персонал и заключать трудовые договоры;
5)презумпция знания контрагентами специализированного общества определенного характера его деятельности, облегчающая возможность оспаривания сделок, заключенных обществом за рамками его специальной правоспособности.
Таким образом, особой разновидностью хозяйственного общества признается коммерческая организация, осуществляющая строго определенную законом предпринимательскую деятельность, при этом данное общество не распределяет полученную прибыль и фактически не имеет органов управления и даже наемный персонал. Данная юридическая конструкция на самом деле не может признаваться ни акционерным обществом, ни обществом с ограниченной ответственностью, так как формально ее особое гражданско-правовое положение остается за рамками прямого действия основных актов отечественного корпоративного законодательства, также можно предположить, что по существу специализированные общества выпадают из закрытого перечня коммерческих корпораций.
Все хозяйственные общества делятся на публичные и непубличные.
Правовое регулирование деятельности хозяйственных обществ осуществляется Гражданским кодексом РФ, который ограничивает перечень нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность хозяйственных обществ, и относит к ним федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах». Наряду с этим, отношения отображающие специфику некоторых обществ, могут регулироваться специальным законодательством. Некоторые отношения, участниками которых являются хозяйственные общества, регулируются другими федеральными законами и подзаконными актами, которые распространяют свое действие на отношения, участниками которых становятся юридические лица независимо от их вида.
. Создание хозяйственных обществ
2.1Учреждение хозяйственных обществ
Учреждение юридического лица заключается в определенной последовательности действий учредителей и уполномоченного государственного органа, исходя из этого можно сделать вывод о присутствии частноправовых и публично-правовых элементов в составе юридических действий, в результате осуществления которых создается новый правоспособный субъект. Степень и характер участия субъекта публичного права в процессе образования юридического лица в науке гражданского права определяет один из трех способов создания юридического лица: в распорядительном, разрешительном и нормативно-явочном порядке. Нормативно-явочный порядок используется при создании большинства юридических лиц в России.
От государственных органов не требуется какого-либо согласия при нормативно-явочном (заявительным, регистрационном) порядке создания. Основная задача, которую выполняет государственный орган в данном случае, заключается в регистрации юридического лица. Регистрирующий орган контролирует соблюдение процедуры учреждения юридического лица и соответствие пакета документов, представляемых лицами уполномоченными учредителями, после этого совершает регистрацию юридического лица. Отказ в государственной регистрации возможен только по законодательно определенным основаниям.
Юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании.
Законодательное определение государственной регистрации звучит так:
«Государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которые осуществляются посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом».
Опираясь на данное определение, представляется возможным получить выводы, что государственная регистрация является одномоментным актом или обычной технической операцией, что в действительности не так.
Термин «государственная регистрация» можно обозначить как несколько юридически значимых действий, совершая которые удостоверяется факт создания нового субъекта права и придания ему правоспособности.
При создании коммерческих организаций появляются частноправовые (по учреждению) и публично-правовые (связанные с государственной регистрацией) отношения.
Весь путь при создании коммерческой организации делится на три последовательные стадии: дорегистрационная (формируется воля на создание юридического лица), регистрационная (совершение регистрационных действий) и послерегистрационная (совершаются действия, направленные на обеспечение нормального функционирования).
На дорегистрационном этапе учредителями принимаются решения о создании юридического лица, подписываются соглашения об осуществлении совместной деятельности по его созданию, разрабатываются и утверждаются учредительные документы.
Гражданский кодекс, а также другие федеральные законы, не называют и не дают точной формы инициативного акта, который выражает волю учредителей на создание юридического лица. Решение учредителей о создании юридического лица обычно имеет простую письменную форму, так как закон обязывает предоставить в регистрирующий орган протокол, договор или иной документ, оформляющий решение учредителей. На практике оформляется протоколом учредительного собрания решение нескольких учредителей, который подписывают все участвующие в собрании лица или их уполномоченные представители, решение одного учредителя - документом с одноименным названием «решение учредителя».
Законом предусмотрены некоторые требования к содержанию решения учредителей, проводя анализ которых возможно выделить информацию, подлежащую обязательному указанию в решении: а) организационно-правовая форма и наименование юридического лица; б) утверждение устава; в) порядок избрания органов управления; г) размер уставного капитала; д) порядок утверждения денежной оценки вкладов в уставный капитал, если они вносятся учредителями не в денежной форме.
В хозяйственном обществе учредительным документом является устав, утвержденный учредителями или типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом.
В уставе общества с ограниченной ответственностью, утвержденном учредителями, должна содержаться информация о наименовании, месте нахождения, размере уставного капитала, о составе и полномочиях органов, порядке принятия ими решений и другие законодательно предусмотренные сведения.
В типовом уставе, утверждаемом уполномоченными государственными органами, не содержатся сведения - наименование, место нахождения и размер уставного капитала. Данная информация указывается в ЕГРЮЛ.
В уставе акционерного общества должны быть отражены сведения, включающие в себя фирменное наименование и место нахождения, условия о категориях выпускаемых акций, их номинальная стоимость и количество, размер уставного капитала, права акционеров, состав и компетенции органов и порядок принятия ими решений. В случае использования в отношении общества специального права на участие в управлении ("золотая акция") в уставе общества должны быть отражены эти сведения. В уставе непубличного общества может содержаться ограничение на количество акций, владельцем которых является один акционер, и их общей номинальной стоимости, а также максимального количества голосов, предоставляемых одному акционеру. Перечисленные положения могут предусматриваться в уставе общества при его учреждении, либо вносится в его устав, меняться и (или) исключаться из его устава. В уставе публичного общества, в дополнение к указанным сведениям, должно быть указание на публичный статус и указания на присутствие в структуре органов управления совета директоров, его компетенцию и порядок принятия им решений.
Договором о создании юридического лица для обществ с ограниченной ответственностью является договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью, а для акционерных обществ- договор о создании акционерного общества.
В договоре о создании юридического лица, как и в уставе определяется порядок осуществления взаимодействия между учредителями в ходе совместной деятельности по учреждению общества, их права и обязанности в процессе деятельности, также содержится информация о размере уставного капитала, размере и номинальной стоимости их долей, о порядке и сроках оплаты долей (о категориях и типах акций - для договора о создании акционерного общества).
В отличие от устава, договор о создании юридического лица, учредительным документом не является.
После того, как принято решение о создании, закончилась подготовка требуемых документов, коммерческая организация должна быть зарегистрирована. Наступает переход к следующей стадии - регистрационной. Процедура государственной регистрации осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Государственная регистрация коммерческой организации опосредуется отношениями публично- правового характера.
Одной из серьезных недоработок закона №129-ФЗ является, пожалуй, отсутствие описания системы регистрирующих органов. Как и многие другие положения Закона №129-ФЗ определение регистрирующего органа осуществляется с помощью бланкетной нормы, отсылающей к Постановлению Правительства РФ, которое называет в качестве регистрирующих налоговые органы. То обстоятельство, что регистрирующий орган не был определен сразу при принятии Закона №129-ФЗ, породило множество версий в этой области, в качестве возможных вариантов называли как Министерство юстиции, так и органы статистики.
По мнению Зыковой И.В. возложение функции регистрации на налоговые органы «было продиктовано стремлением к более жесткому контролю за деятельностью организаций, путем предоставления налоговым органам возможности отслеживать деятельность юридических лиц с момента их «рождения».
апреля 2006 года Федеральной налоговой службой была направлена Концепция создания единого регистрационного центра, разработанная в целях создания единообразного подхода к учреждению Единого регистрационного центра, который должен осуществлять все виды законодательно предусмотренных регистрационных действий, регулировать вопросы государственной регистрации юридических лиц и выполнять отдельные функции по учету организаций.
Представляется, что создание Единого регистрационного центра для государственной регистрации коммерческих организаций будет являться прогрессивным шагом, потому что позволит реализовать принцип единообразия при регистрации и одновременно исключит произвольное толкование законодательства налоговыми органами на местах, а также позволит лицам, желающим открыть свое дело, поднять уровень правовой культуры.
Для осуществления процедуры государственной регистрации хозяйственное общество предоставляет в регистрирующий орган документы, перечень которых закреплен законодательно.
Предоставление иных документов не предусмотрено, но на практике представители регистрирующего органа могут потребовать подтверждение права на объект недвижимости, как место нахождения юридического лица.
Регистрирующий орган, как правило, не проверяет документы на предмет соответствия их формы законам и нормативно-правовым актам, исключение составляет заявление о государственной регистрации, и содержащиеся в документах сведения на предмет их достоверности, за исключением случая, когда у представителей регистрирующего органа возникают обоснованные сомнения в достоверности предоставленных сведений. При этом заявители несут установленную законом ответственность за предоставление ложных сведений для занесения их в ЕГРЮЛ.
В настоящее время обеспечению достоверности сведений о вновь созданном юридическом лице должно уделяться максимальное внимание, поскольку у регистрирующего органа отсутствует возможность их проверить, кроме того, невозможно представить достоверность сведений Единого государственного реестра без их актуальности, поскольку сведения представляют интерес для третьих лиц именно в момент обращения к ним.
Поэтому мы предлагаем дополнить ст. 5 федерального закона № 129-ФЗ пунктом следующего содержания: «Ежегодно с момента государственной регистрации юридическое лицо обязано подтверждать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц, в случае не предоставления указанных сведений в установленный срок».
По итогам проверки документов, предоставленных в регистрирующий орган, принимается решение о государственной регистрации, которое является основанием для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей информации о создании юридического лица или об отказе в государственной регистрации. В решении об отказе указывается основание отказа со ссылкой на соответствующее нарушение нормы права. Отрицательное решение может быть оспорено заявителем или иным заинтересованным лицом в судебном порядке.
Получая правоспособность в результате государственной регистрации, хозяйственное общество не может приступить к осуществлению своей деятельности в полной мере, так как существуют и иные законодательные требования к хозяйственным обществам для введения их в хозяйственный оборот. Учрежденное общество вступает в послерегистрационную стадию, осуществляя при этом дополнительные процедуры, которые связаны с образованием хозяйственного общества, включающие в себя:
1)публикацию о государственной регистрации хозяйственного общества;
2)постановку на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и присвоение идентификационного номера налогоплательщика;
)постановку на учет в органах статистики;
4)постановку на учет во внебюджетные фонды, к ним относятся: территориальный орган Пенсионного фонда РФ, в региональное отделение
Фонда социального страхования РФ, территориальный Фонде обязательного медицинского страхования РФ;
5)изготовление печати хозяйственного общества
6)открытие банковского счета.
Установлено, что сведения, содержащие в Едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации в соответствии с законодательством России, подлежат публикации в журнале «Вестник государственной регистрации».
Налоговый орган на основании информации, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц, осуществляет постановку организации на учет. При постановке на учет в налоговом органе хозяйственному обществу присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), сведения в ЕГРН вносятся не позднее 5 рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации, хозяйственному обществу выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
Дата постановки на учет юридического лица совпадает с датой внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации при создании юридического лица.
В течение 5 рабочих дней с момента внесения в государственный реестр юридических лиц сведений о хозяйственном обществе, регистрирующий орган бесплатно передает указанные сведения в территориальный орган ПФР, региональное отделение Фонда социального страхования РФ, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики.
Регистрация организаций - работодателей в территориальном органе ПФР осуществляется в течение 3 рабочих дней с момента представления в территориальный орган страховщика налоговым органом сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ, с присвоением страхователю регистрационного номера страхователя и последующим отправлением уведомления о регистрации хозяйственного общества в территориальном органе ПФР.
При регистрации в качестве страхователя в Фонде социального страхования РФ хозяйственному обществу также присваивается регистрационный номер, который указывается в извещении о регистрации.
Территориальные органы ФНС РФ ежедневно в электронном виде предоставляют сведения территориальным органам Федеральной службы государственной статистики о государственной регистрации юридических лиц. Территориальные органы Федеральной службы государственной статистики на основании полученных данных присваивают следующие коды статистики: ОКАТО, ОКОГУ, ОКОПФ, ОКПО, ОКТМО, ОКФС. Присвоенные коды статистика направляются хозяйствующему субъекту почтовым уведомлением.
С 7 апреля 2015 года на законодательном уровне отменена обязательность печати хозяйственных обществ.69 До вступления закона в силу наличие круглой печати с указанием названия и места нахождения было обязанностью хозяйственных обществ. Вступивший в силу федеральный закон сделал применение печати не обязанностью, а правом хозяйственных обществ. Информация о наличии печати обязательно порядке должна содержаться в уставе. Печать становится средством индивидуализации, также как товарный знак или эмблема, и может быть любой формы.
По мнению правового управления Совета Федерации, вступивший в силу федеральный закон упрощает порядок оформления документов в сфере деятельности хозяйственных обществ с учетом распространения использования электронной подписи в деловом документообороте.
По нашему мнению, хозяйственным обществам не следует отказываться от печати, так как на данной стадии законодательство РФ в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ не доработано. Например, большинство бланков строгой отчетности предусматривают печать, также работодатель использует печать для ведения трудовых книжек, в частности, печать ставится на титульном листе или в случае увольнении работника, как правило, копии представляемых в ИФНС документов требуют заверять печатью, а также печать ставится на отчетные документы, к тому же отсутствие на декларации печати является основанием для отказа в ее приеме.
Для ведения хозяйственной деятельности хозяйственному обществу необходимо открыть банковский счет. Основанием для открытия банковского счета является заключение договора банковского счета на основе главы 45 ГК РФ.
2.2Формы реорганизации как способы создания хозяйственных обществ
До настоящего времени понятие «реорганизация юридического лица» не получило законодательного закрепления. В гражданском кодексе РФ определены только формы, в которых может производиться реорганизация юридических лиц.
В широком смысле реорганизация представляется как изменение организационной формы ведения предпринимательской деятельности.
По мнению Ломакина Д.В. реорганизацией юридического лица можно назвать установленную законодателем процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства. Результатом реорганизации может быть прекращение деятельности реорганизуемого юридического лица, что является характерным для процесса ликвидации, но наличие у реорганизованного юридического лица правопреемника можно считать необходимым и достаточным признаком, позволяющим разграничить эти две процедуры. На основании этого можно сделать вывод, что реорганизация есть процедура прекращения юридического лица, в результате которой права и обязанности переходят к другим лицам, при этом деятельность реорганизованного юридического лица продолжают другие лица. Таким образом, в результате реорганизации ликвидированное юридическое лицо имеет правопреемника - новое юридическое лицо.
Телюкина М.В. считает, что реорганизация юридического лица является одним из способов его прекращения, отличающимся от ликвидации наличием правопреемства.
Е.А. Суханов полагает, что почти во всех случаях, за исключением присоединения, реорганизация - это способ возникновения юридических лиц. При реорганизации юридическое лицо либо прекращает существовать (при присоединении), либо возникают новые юридические лица (при выделении), либо и то и другое (при слиянии, разделении, преобразовании).
По мнению И.С. Шиткиной, реорганизация - особое правовое явление, которому свойственны черты, как процедуры учреждения юридических лиц, так и их ликвидации.
На наш взгляд, определение отражающее в полной мере понятие «реорганизация» звучит следующим образом: «Реорганизация - переход прав и обязанностей от одной или нескольких организаций в порядке универсального правопреемства к одной или нескольким вновь создаваемым и (или) существующим организациям с прекращением или без прекращения организации-правопредшественника».
Отсутствие в законодательной базе Российской Федерации закона «О реорганизации коммерческих организаций» создает практические сложности в деятельности хозяйствующих субъектов. Анализируя действующее законодательство и практику его применения можно сделать вывод, что оно создает препятствия для реорганизации, превращая процесс реорганизации в экономически нецелесообразную процедуру. Помимо этого, пробелы и противоречия законодательства в области проведения реорганизационных процедур приводят к невозможности осуществления абсолютно законной реорганизации, которая учитывает все законные права и интересы реорганизуемого предприятия, его участников и кредиторов, что в результате создает возможность для оспаривания реорганизации, дестабилизируя хозяйственный оборот в целом.
По нашему мнению, должен быть принят закон, который должен детально регламентировать проведение процедуры реорганизации коммерческой организации и ее этапы.
Переходя к рассмотрению форм, в которых может осуществляться реорганизация коммерческой организации, необходимо отметить, что Гражданский кодекс РФ содержит их исчерпывающий перечень, что подразумевает невозможность осуществления ее в каких-либо иных формах.
Реорганизация хозяйственных обществ может проводиться в следующих формах:
-слияние, что означает соединение двух и более юридических лиц, при котором вновь созданному обществу передаются все права и обязанности реорганизуемых обществ, которые в результате прекращают свое существование;
-присоединение предполагающее, что к одному юридическому лицу присоединяется другое юридическое лицо, которое прекращая существование, передает свои права и обязанности организации-преемнику;
-разделение, в результате которого происходит прекращение общества все права и обязанности которого переходят к вновь созданным юридическим лицам;
-выделение, означающее создание одного или нескольких юридических лиц, при котором основное юридическое лицо продолжая существовать, передает им часть своих прав и обязанностей;
-преобразование, что означает изменение организационно-правовой формы юридического лица без прекращения его существования.
Можно выделить следующие причины, которые являются основаниями для добровольной реорганизации хозяйственных обществ:
-возможность повышения эффективности управления хозяйственным обществом;
-приобретение новых активов;
-возможность объединения активов для улучшения результатов деятельности;
-возможность повышения инвестиционной привлекательности;
-вытеснение миноритариев;
защита от недобросовестного поглощения;
возможность налоговой оптимизации.
Необходимо отметить, что реорганизация может совершаться не только в добровольном, но и принудительном порядке.
Случаи принудительной реорганизации коммерческих организаций, связаны с применением антимонопольного законодательства. Законодательно определены основания и порядок принудительного разделения или выделения коммерческих организаций. При систематическом осуществлении монополистической деятельности, занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, суд по иску антимонопольного органа имеет право вынести решение о принудительном разделении такой организации или о выделении ее из состава одной или нескольких организаций. Реорганизованные коммерческие организации не могут входить в одну группу.
Добровольная реорганизация в случаях специально установленных законом может осуществляться только с согласия уполномоченного государственного органа. К таким случаям относится:
1)слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), в случае превышения суммарной стоимости их активов по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, семи миллиардов рублей или общей выручки таких организаций от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, десяти миллиардов рублей;
2)присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), в случае превышения суммарной стоимости их активов по последним балансам семи миллиардов рублей или суммарной выручки таких организаций от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, десяти миллиардов рублей;
3)слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает установленную величину.
Ограничение права на реорганизацию установлено Гражданским кодексом РФ для акционерных обществ, оно заключается в следующем: акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, результатом реорганизации в форме выделения, при которой из состава реорганизуемого юридического лица будет выделено другое юридическое лицо, может стать наличие единственного участника, которым станет самореорганизуемое общество.
Процедура реорганизации состоит из определенной последовательности действий и включает в себя следующее:
1)учредители или уполномоченный орган принимают решение о реорганизации и уведомляют регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, вносят в единый государственный реестр информацию о начале процедуры реорганизации;
2)реорганизуемое лицо или один из участвующих в реорганизации юридических лиц публикует в «Вестнике государственной регистрации» дважды с периодичностью один раз в месяц уведомление о реорганизации;
3)направление кредиторами требований о досрочном исполнении должником - реорганизуемым юридическим лицом обязательств, которые возникли до публикации сообщения о реорганизации, или требований о прекращении обязательств и возмещении связанных с этим убытков в случае невозможности досрочного исполнения обязательств;
4)реорганизуемые лица составляют и утверждают передаточный акт (при присоединении, слиянии, преобразовании) или разделительный баланс (при выделении и разделении), которые содержат сведения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства;
5)реорганизуемые юридические лица представляют в регистрирующий орган передаточный акт или разделительный баланс, а также учредительные документы реорганизованных юридических лиц.
Перечень документов, которые необходимы для оформления реорганизации хозяйственных обществ включает в себя следующее:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в форме <#"justify">-при слиянии - с момента государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица;
-при присоединении - с момента исключения из государственного реестра присоединяемых обществ;
-при разделении - с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;
-при выделении - с момента государственной регистрации последнего из вновь созданных обществ;
-при преобразовании - с момента государственной регистрации вновь возникшей организации.
Процесс возникновения юридического лица выражается в определенной последовательности действий учредителей юридического лица и уполномоченного государственного органа, что позволяет сделать вывод о наличии как частноправовых, так и публично-правовых элементов в составе юридических фактов, в результате наступления которых создается данный правоспособный субъект.
Опираясь на законодательное определение, представляется возможным получить выводы, что государственная регистрация является одномоментным актом или обычной технической операцией, что в действительности не так.
Термин «государственная регистрация» можно обозначить как несколько юридически значимых действий, совершая которые удостоверяется факт создания нового субъекта права и придания ему правоспособности.
После того, как принято решение о создании и готов пакет требуемых документов, коммерческая организация должна быть зарегистрирована.
Процедура государственной регистрации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и является важнейшим этапом не только в создании отдельных субъектов гражданского оборота, но и в его формировании в целом, посредством допуска к участию в хозяйственной деятельности законно созданных хозяйствующих субъектов, гарантирования стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников.
Одной из серьезных недоработок закона №129-ФЗ является, пожалуй, отсутствие описания системы регистрирующих органов. Как и многие другие положения Закона №129-ФЗ определение регистрирующего органа осуществляется с помощью бланкетной нормы, отсылающей к Постановлению Правительства РФ, которое называет в качестве регистрирующих налоговые органы.
апреля 2006 года Федеральной налоговой службой была направлена Концепция создания единого регистрационного центра, разработанная в целях создания единообразного подхода к учреждению Единого регистрационного центра, который должен осуществлять все виды законодательно предусмотренных регистрационных действий, регулировать вопросы государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и выполнять отдельные функции по учету организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Представляется, что создание Единого регистрационного центра для государственной регистрации коммерческих организаций будет являться прогрессивным шагом, потому что позволит реализовать принцип единообразия при регистрации и одновременно исключит произвольное толкование законодательства налоговыми органами на местах, а также позволит лицам, желающим открыть свое дело, поднять уровень правовой культуры.
В настоящее время обеспечению достоверности сведений о вновь созданном юридическом лице должно уделяться максимальное внимание, поскольку у регистрирующего органа отсутствует возможность их проверить, кроме того, невозможно представить достоверность сведений Единого государственного реестра без их актуальности, поскольку сведения представляют интерес для третьих лиц именно в момент обращения к ним.
Поэтому мы предлагаем дополнить ст. 5 федерального закона № 129-ФЗ пунктом следующего содержания: «Ежегодно с момента государственной регистрации юридическое лицо обязано подтверждать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц, в случае не предоставления указанных сведений в установленный срок».
С момента государственной регистрации хозяйственное общество считается созданным. Получая правоспособность в результате государственной регистрации, хозяйственное общество не может приступить к осуществлению своей деятельности в полной мере, так как существуют и иные законодательные требования к хозяйственным обществам для введения их в хозяйственный оборот. Одним из таких требований до вступления в силу федерального закона № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ», было требование о наличие круглой печати с указанием названия и места нахождения. Вступивший в силу федеральный закон сделал применение печати не обязанностью, а правом акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Информация о наличии печати обязательно порядке должна содержаться в уставе. Печать становится средством индивидуализации, также как товарный знак или эмблема, и может быть любой формы (не обязательно круглой).
По нашему мнению, хозяйственным обществам не следует отказываться от печати, так как на данной стадии законодательство РФ в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ не доработано. Например, большинство бланков строгой отчетности предусматривают печать, также работодатель использует печать для ведения трудовых книжек, в частности, печать ставится на титульном листе или в случае увольнении работника, как правило, копии представляемых в ИФНС документов требуют заверять печатью, а также печать ставится на отчетные документы (декларация по УСН, декларация по ЕНВД), к тому же отсутствие на декларации печати является основанием для отказа в ее приеме.
До настоящего времени понятие «реорганизация юридического лица» не получило законодательного закрепления. В гражданском кодексе РФ определены только формы, в которых может производиться реорганизация юридических лиц. Существует множество взглядов на понятие «реорганизация юридического лица», но на наш взгляд, наиболее полное определение дается в проекте Федерального закона «О реорганизации коммерческих организаций» и звучит следующим образом: «Реорганизация - переход прав и обязанностей от одной или нескольких организаций (правопредшественников) в порядке универсального правопреемства к одной или нескольким вновь создаваемым и (или) существующим организациям (правопреемникам) с прекращением или без прекращения организации-правопредшественника».
Отсутствие в законодательной базе Российской Федерации закона «О реорганизации коммерческих организаций» создает практические сложности в деятельности хозяйствующих субъектов. Анализируя действующее законодательство и практику его применения можно сделать вывод, что оно создает препятствия для реорганизации, превращая процесс реорганизации в экономически нецелесообразную процедуру. Помимо этого, пробелы и противоречия законодательства в области проведения реорганизационных процедур посредством слияния, присоединения, разделения или выделения приводят к невозможности осуществления абсолютно законной реорганизации, которая учитывает все законные права и интересы реорганизуемого предприятия, его участников и кредиторов, что в результате создает возможность для оспаривания реорганизации, дестабилизируя хозяйственный оборот в целом.
По нашему мнению, должен быть принят Федеральный закон «О реорганизации коммерческих организаций», который должен детально регламентировать проведение процедуры реорганизации хозяйственного общества и ее этапы.
Заключение
При написании ВКР нами были изучены правовые основы и правоотношения, возникающие в процессе создания хозяйственных обществ, а именно понятие и признаки хозяйственных обществ, их классификация, правовое регулирование деятельности хозяйственных обществ, порядок учреждения и формы реорганизации как способы создания хозяйственных обществ.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Представляется очевидным, что в экономическом смысле специализированные финансовые общества и специализированные общества проектного финансирования являются особым способом финансирования предпринимательской деятельности, а в юридическом смысле - особым видом кредитных сделок. Но при этом не создается особая разновидность предпринимательской корпорации, которая фактически появилась в отечественном корпоративном праве. Особой разновидностью хозяйственного общества признается коммерческая организация, осуществляющая строго определенную законом предпринимательскую деятельность, при этом данное общество не распределяет полученную прибыль и фактически не имеет органов управления и даже наемный персонал. Данная юридическая конструкция на самом деле не может признаваться ни акционерным обществом, ни обществом с ограниченной ответственностью, так как формально ее особое гражданско- правовое положение остается за рамками прямого действия основных актов отечественного корпоративного законодательства, также можно предположить, что по существу специализированные общества выпадают из закрытого перечня коммерческих корпораций.
Опираясь на законодательное определение, представляется возможным получить выводы, что государственная регистрация является одномоментным актом или обычной технической операцией, что в действительности не так.
Термин «государственная регистрация» можно обозначить как несколько юридически значимых действий, совершая которые удостоверяется факт создания нового субъекта права и придания ему правоспособности.
Государственная регистрация производится в соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и является важнейшим этапом не только в создании отдельных субъектов гражданского оборота, но и в его формировании в целом, посредством допуска к участию в хозяйственной деятельности законно созданных хозяйствующих субъектов, гарантирования стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников.
Одной из серьезных недоработок закона №129-ФЗ является, пожалуй, отсутствие описания системы регистрирующих органов. Как и многие другие положения Закона определение регистрирующего органа осуществляется с помощью бланкетной нормы, отсылающей к Постановлению Правительства РФ, которое называет в качестве регистрирующих налоговые органы.
Представляется, что создание Единого регистрационного центра для государственной регистрации коммерческих организаций будет являться прогрессивным шагом, потому что позволит реализовать принцип единообразия при регистрации и одновременно исключит произвольное толкование законодательства налоговыми органами на местах, а также позволит лицам, желающим открыть свое дело, поднять уровень правовой культуры.
В настоящее время обеспечению достоверности сведений о вновь созданном юридическом лице должно уделяться максимальное внимание, поскольку у регистрирующего органа отсутствует возможность их проверить, кроме того, невозможно представить достоверность сведений Единого государственного реестра без их актуальности, поскольку сведения представляют интерес для третьих лиц именно в момент обращения к ним.
Поэтому мы предлагаем дополнить ст. 5 федерального закона № 129-ФЗ пунктом следующего содержания: «Ежегодно с момента государственной регистрации юридическое лицо обязано подтверждать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц, в случае не предоставления указанных сведений в установленный срок». хозяйственный правовой законодательство
До настоящего времени понятие «реорганизация юридического лица» не получило законодательного закрепления. В Гражданском кодексе РФ определены только формы, в которых может производиться реорганизация юридических лиц. Существует множество взглядов на понятие «реорганизация юридического лица», но на наш взгляд, наиболее полное определение дается в проекте Федерального закона «О реорганизации коммерческих организаций» и звучит следующим образом: «Реорганизация - переход прав и обязанностей от одной или нескольких организаций в порядке универсального правопреемства к одной или нескольким вновь создаваемым и (или) существующим организациям с прекращением или без прекращения организации- правопредшественника».
Отсутствие в законодательной базе Российской Федерации Закона «О реорганизации коммерческих организаций» создает практические сложности в деятельности хозяйствующих субъектов. Анализируя действующее законодательство и практику его применения можно сделать вывод, что оно создает препятствия для реорганизации, превращая процесс реорганизации в экономически нецелесообразную процедуру. Помимо этого, противоречия и пробелы законодательства в области проведения реорганизационных процедур посредством разделения, слияния, выделения или присоединения ведут к невозможности осуществления абсолютно законной реорганизации, которая учитывает все законные права и интересы реорганизуемого предприятия, его участников и кредиторов, что в результате создает возможность для оспаривания реорганизации, дестабилизируя хозяйственный оборот в целом.
Представляется, что должен быть принят Федеральный закон «О реорганизации коммерческих организаций», который бы детально регламентировал процедуру реорганизации хозяйственного общества и ее этапы, принятие Закона уничтожит неоправданные трудности процедуры реорганизации, поднимет уровень защиты интересов участников и кредиторов реорганизуемых организаций, а также создаст условия для стабильности хозяйственного оборота.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты и официальные документы
1.Конституция Российской Федерации. - Москва: Омега-Л, 2016. - 48 с.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. - Москва: Проспект, 2015. - 640 с.
3.Трудовой кодекс Российской Федерации. - Москва: Проспект, КноРус, 2013. - 224 с.
4.Об акционерных обществах: федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ. - Москва: Омега-Л, 2015. - 112 с.
5.Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ. - Москва: Омега-Л, 2015. - 64 с.
6.Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) // Российская газета. - 2001. - 20 декабря. - С. 47.
7.Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - 1 января. - С. 18.
8.О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.1994 № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - 5 декабря. - С. 33.
9.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ [Электронный ресурс]: федеральный закон 06.04.2015 № 82-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. - правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
10.О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2008 № 312-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - 5 января. - С. 20.
11.О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - 13 августа. - С. 3431.
12.О защите конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 27 июля. - С. 25.
13.О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ. - Москва: Эксмо, 2015. - 384 с.
14.О рынке ценных бумаг: федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ. - Москва: Омега-Л, 2014. - 128 с.
15.О бухгалтерском учете: федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. - Москва: Проспект, 2014. - 32с.
16.О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники: Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 // Российская газета. - 2008. - 13 мая. - С. 37-38.
17.О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Постановление Правительства РФ от 22.12.2011г. №1092 (ред. от 19.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - 2 января. - С.136.
18.Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек [Электронный ресурс]: Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69 // КонсультантПлюс: справ. - правовая система / Компания КонсультантПлюс».
19.Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации [Электронный ресурс]: Приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ (ред. от 28.08.2013) // КонсультантПлюс: справ. - правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
21.Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц [Электронный ресурс]: Приказ МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178 (ред. от 29.06.2012) // КонсультантПлюс: справ. - правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
22.О направлении Концепции создания Единого регистрационного центра [Электронный ресурс]: Письмо Федеральной налоговой службы от 18 апреля 2006 г. N САЭ-6-09/416@ // Гарант.ру: информационно-правовой портал/ Компания «Гарант.ру».
23.О предприятиях и предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]: закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 // КонсультантПлюс: справ. - правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
Учебники, диссертации, монографии, статьи
24.Амвросов, А.И. Закон о государственной регистрации юридических лиц: теория и практика / А.И. Амвросов // Законодательство. -2001. -№12. - С. 5-14.
25.Белицкая, А.В. Специализированное общество как специальный субъект предпринимательской деятельности / А.В. Белицкая // Предпринимательское право. - 2015. - №3. - С. 23-29.
26.Буничева, М. Солидарная ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица / М. Буничева // Хозяйство и право. - 2012. - №3. - С. 108-117.
27.Белов, В.А. Гражданское право: учебник / В.А. Белов. - Москва: Издательство Юрайт, 2015. - 624 с.
28.Белов, В.А. Печать организации и новые правила ее применения / В.А. Белов // Право и экономика. - 2015. - №11. - С. 32-35.
29.Гражданское право: учебник / под ред. С.С. Алексеева. - Москва: Проспект, 2015. - 448 с.
30.Гражданское право: учебник: в 3 т. Т.1/ Н.Н. Агафонова, С.В. Артеменков, В.В. Безбах [и др.]- Москва: Проспект, 2016. - 816 с.
31.Гражданское право: учебник / под ред. С. А. Степанова. - Москва: Проспект, 2014. - 704 с.
32.Гражданское право: учебник / под ред. Е. А. Суханова. - Москва: Проспект, 2004. - 536 с.
33.Гражданское право: учебник / под ред. С. П. Гришаева. - Москва: Юрист, 2009. - 307 с.
34.Гражданское право: учебник для вузов: в 3 т. Т.1 / под. Ред. А.П. Сергеева. - Москва: Проспект, 2010. - 423 с.
35.Гражданское право России. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / А.П. Анисимов, А.Я. Рыченков, С.А. Чаркин [и др.]. - Москва: Издательство Юрайт, 2015. - 388 с.
36.Закупень, Т.В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: научно-практическое пособие / Т.В. Закупень. - Москва: Норма, 2001. - 120 с.
37.Захаров, А.В. Регистрация юридических лиц: нужен правильный закон
/А.В. Захаров// Юридический вестник. -2001. -№12. - С. 23-31.
38.Зенин, И. Гражданское право: учебник / И. Зенин. - Москва: Издательство Юрайт, 2015. - 656 с.
39.Зыкова, И.В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития / И.В. Зыкова // Адвокат. - 2007. - №1. - С. 61-73.
40.Зыкова, И.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация: учебное пособие / И.В. Зыкова. - Москва: Ось-89,2007. - С.256.
41.Карягин, Н.Е. Комментарий к законодательству о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Научно-практический / Н.Е. Карягин, А.В. Михайлов, М.Ю. Челышев. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 352 с.
42.Качалова, А.В. О правовой природе реорганизации хозяйственных обществ /А.В. Качалова // Законодательство. - 2014. - №12. - С. 25-31.
43.Качалова, А.В. Правопреемство в корпоративных правоотношениях при проведении реорганизации хозяйственного общества, отчуждении акций (долей) в уставном капитале хозяйственного общества, наследовании /А.В. Качалова // Законодательство. - 2012. - №2. - С. 45-59.
44.Корпоративное право: учебник для студентов вузов / под ред. И.С. Шиткиной. - Москва: Проспект, 2007. - 306 с.
45.Ломакин, Д.В. Некоторые вопросы размещения акций при реорганизации акционерных обществ / Д.В. Ломакин // Законодательство. - 2000. - №4. - С. 34-46
46.Мозолин, В.П. Роль гражданского законодательства в регулировании комплексных имущественных отношений / В.П. Мозолин // Журнал российского права. - 2010. - №1. - С. 25-33.
47.Мозолин, В.П. Современная доктрина и гражданское законодательство: монография / В.П. Мозолин. - Москва: Юстицинформ, 2008. - 176 с.
48.О реорганизации коммерческих организаций [Электронный ресурс]: Проект Федерального закона №424549-4 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.04.2007) // КонсультантПлюс: справ. - правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
49.Пономарева, Т.Н. Правовой статус коммерческой организации как корпорации: учебное пособие / Т.Н. Пономарева. - Вологда: ВГПУ, 2014. - 76с.
50.Пономарева, Т.Н. Правовой статус коммерческой организации: монография / Т.Н. Пономарева. - Вологда: ВоГУ, 2014. - 104 с.
51.Российское гражданское право: учебник / под ред. Е. А. Суханова. - Москва: Статут, 2014. - 1008 с.
52.Российское предпринимательское право: учебник / Д.Г. Алексеева, Л.В. Андреева, В.К. Андреев [и др.]. - Москва: Проспект, 2010. - 374 с.
53.Серебрякова, А.А. Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью при его создании: теория и практика / А.А. Серебрякова // Юридический мир. - 2013. - №2. - С. 30-34.
54.Серьезнова, О.А. Создание коммерческих организаций: дис. канд. Юридических наук: 12:00:03/ О.А. Серьезнова. - Санкт-Петербург, 2009. - 213с.
55.Степанов, Д.И. Новые положения Гражданского кодекса о юридических лицах / Д.И. Степанов // Закон. - 2014. - №7. - С. 31-55.
56.Суханов, Е.А. Предпринимательские корпорации в новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации / Е.А. Суханов// Журнал российского права. - 2015. - №1. - С. 5-13.
57.Телюкина, М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц /М.В. Телюкина // Законодательство. - 2005. - №1. - С. 38-47.
58.Филиппова, С. Оплата уставного капитала при создании хозяйственного общества: новеллы правового регулирования / С. Филиппова // Хозяйство и право. - 2015. - №1. - С. 8-14.
59.Харитонова, Ю. Нотариальное удостоверение решений собраний участников ООО: загадки законодателя / Ю. Харитонова // Хозяйство и право. - 2015. - №7. - С. 31-36.
60.Шапкина, Г. Учредители коммерческих организаций / Г. Шапкина // Хозяйство и право. - 2013. - №9. - С. 18-33.
61.Шершеневич, Г.Ф. Учебник русского гражданского права / Г.Ф. Шершеневич. - Москва: Статут, 2010. - 736 с.
62.Шиткина, И. Вопросы корпоративного права в проекте федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации / И. Шиткина // Хозяйство и право. - 2012. - №6. - С. 23-31.
63.Шиткина, И. Гражданско-правовая ответственность членов органов управления хозяйственных обществ: классическая доктрина и современные тенденции правоприменения / И. Шиткина // Хозяйство и право. - 2013. - №3. - С. 15-28.
64.Шиткина, И. Изменения в положения Гражданского кодекса РФ о юридических лицах: анализ новелл и практические советы / И. Шиткина // Хозяйство и право. - 2014. - №7. - С. 3-21.
65.Шиткина, И.С. Корпоративное право: учебный курс / под редакцией И.С. Шиткиной. - Москва: КноРус, 2011. - 243 с.
66.Шиткина, И.С. Корпоративное право: учебник для студентов вузов / под редакцией И.С. Шиткиной. - Москва: Норма, 2007. - 457 с.
Юридическая практика
67.Постановление Конституционного суда РФ от 28.01.2010 № 2-П // Вестник Конституционного суда РФ, 2010. - №3