Монархия и её формы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Монархия как форма правления
1.1 Абсолютная монархия
.2 Дуалистическая и парламентарная монархии
.3 Особенности монархии в некоторых странах
2. Монарх как глава государства
2.1 Системы престолонаследия
.2 Правовое положение монарха
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена монархии и её формам. В области конституционного (государственного) права зарубежных стран работа относится к общей части, так как использует (в порядке сравнения) примеры разных стран.
Работа подразделяется на две главы. В первой из них даётся собственно классификация форм и разновидностей монархии. Для данной работы принята следующая классификация: абсолютная и ограниченная монархия, последняя форма подразделяется на две разновидности - дуалистическую (она ближе к абсолютным, но имеет некоторые атрибуты ограниченной монархии по сравнению с ней) и парламентарную (классическую конституционную (по образцу Великобритании).
Во второй части говорится о монархе как главе государства. При этом попутно затрагивается вопрос о системах престолонаследия, которые тоже можно рассматривать в качестве классификационного признака для определения форм монархии. При этом одни из этих систем уже не встречаются или постепенно отменяются, а другие существуют пока только в конституциях, а их применение - дело будущего (например, наследование престола старшим из детей короля, хотя бы и дочерью при наличии сына, как это установлено в конституции Швеции). Здесь же говорится о правовом положении монарха, его прерогативах (исключительных правах) и обязанностях (хотя применение понятия обязанностей к монарху условно; ответственность же для монарха исключается самим его правовым положением). В обеих главах выделены особые случаи (например, выборная монархия, существующая в Малайзии и в какой-то степени - в ОАЭ).
Для написания работы использованы два одноимённых источника - «Конституционное право зарубежных стран» (автор первого - Мишин А. А., второго - Чиркин В. Е.).
1. МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Согласно определению, данному ещё Аристотелем, монархия - это такая форма правления, когда главой государства является один человек (само название в переводе с древнегреческого означает «единовластие»). Как правило, власть монарха наследуется.
В мире государств с монархической формой около 30 (причём в Африке их только 3, а в Европе - 11), а считаются ими более 40 государств (в ряде государств - членов Британского Содружества главой государства считается английская королева; в то же время в Содружество входит и государство Тонга, во главе которого стоит собственный монарх). В государствах Содружества, которые считаются монархиями (Папуа - Новая Гвинея; Соломоновы Острова, Фиджи, Новая Зеландия, Канада), власть королевы представлена генерал-губернатором из числа местного населения.
По численности населения монархические государства неодинаковы: одни - очень крупные страны (Великобритания, Испания, Япония, Таиланд); другие - с населением в несколько сот тысяч (Свазиленд), десятков тысяч (Сент-Кристофер и Невис) и даже тысяч человек (Тувалу).
Реставрация Монархии в Испании формально состоялась в 1975 году, но фактически Франко назначил принца Хуана Карлоса своим преемником ещё в 1947 году, а Испания по конституции называлась монархией, Франко являлся пожизненным регентом. Последняя по времени реставрация монархии - в 1993 году в Камбодже. В развитых странах монархия мало влияет на политический режим, в развивающихся же странах монархия, будучи феодальным институтом, зачастую ограничивает развитие демократии. Хотя монарх - глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, он не всегда реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую ограничена системой высших органов, а иногда и неформальными структурами, о которых будет сказано ниже. В связи с этим выделяют абсолютную и конституционную монархию, а в последнем случае различают классическую конституционную (парламентарную) и дуалистическую монархию.
.1 Абсолютная монархия
При абсолютной монархии власть монарха не ограничена. До сих пор эта форма правления, свойственная докапиталистическим стадиям развития, существует в нескольких арабских странах. Например, султанат Оман управляется без конституции и без парламента. Правительство формируется султаном и ответственно только перед ним, а возглавляет его кто-то из родственников султана (в настоящее время - сам султан). Многие министры и губернаторы провинций принадлежат к правящей династии.
В других странах Персидского залива - Бахрейне, Катаре, Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейте - подобия конституций существуют, но эти акты октроированы монархами (в ОАЭ - Советом эмиров), а не приняты демократическим путём. Действие этих актов может быть приостановлено; при этом устанавливается, что вся власть - законодательная, исполнительная, судебная - исходит от монарха, а сама конституция производна от Корана. В этих странах есть иногда парламенты, частично они назначаются монархами, частично - избираются населением (только мужчинами), но при монархе такой орган имеет только совещательный голос, их решения утверждаются только по согласию монарха. В Катаре парламент официально именуется Консультативным собранием и действует по мусульманской традиции аш-шура (совещания правителя с наиболее авторитетными лицами). В ОАЭ члены Национального собрания назначаются Советом эмиров, а парламент действует как совещательный орган при правительстве федерации, также формируемом эмирами. В Саудовской Аравии также с 1992 года существует совещательный орган, назначаемый королём. Следовательно, хотя в названных странах существуют «конституции» и «парламенты», они не ограничивают власть короля, т. е. данные государства являются абсолютными монархиями.
Особое значение в системе управления в существующих ныне абсолютных монархиях имеют семейный совет и ислам как государственная религия. Семейный совет - это неформальное, но весьма важное учреждение. Он состоит из членов правящей семьи и представителей высшего духовенства. В Саудовской Аравии семейный совет имеет право низложения короля.
В условиях Саудовской Аравии король обладает не только светской, но и духовной властью. Такая абсолютная монархия называется теократической. Теократическая монархия существует не только в исламских государствах. Примером такой абсолютной монархии является Ватикан - папское государство, выступающее как полноправный субъект международного права.
По своему социальному характеру современные абсолютные монархии не представляют собой полностью феодальные государства. Господствующий класс, хотя он и сформировался на базе феодальной аристократии, существует не за счёт феодальной эксплуатации крестьянства, а за счёт государственной эксплуатации нефтяных богатств. Кроме того, значительная доля власти сосредоточена в руках крупной, преимущественно финансовой, буржуазии.
.2 Дуалистическая и парламентарная монархии
Дуалистическая и парламентарная монархии рассматриваются как разновидности конституционной монархии.
В дуалистической монархии есть конституция (нередко она тоже октроируется монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство (кабинет министров) назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности монарха, а также других, в том числе религиозных, факторов, власть короля даже больше, чем это установлено конституцией. Примеры дуалистических монархий - Марокко, Непал, Иордания. Монархи этих стран неоднократно распускали парламенты. Иногда конституция предусматривает выражение парламентом вотума недоверия правительству, но это формальность: король может вместо отставки правительства не согласиться с решением парламента или даже распустить его.
В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путём (как исключение - Великобритания, не имеющая единого конституционного акта, причём часть конституционных актов разновременно издавались единолично монархами). Законодательной властью обладает парламент. Обычно его нижняя палата избирается, а верхняя назначается монархом. Монарх является главой государства, но обычно участия в управлении не принимает. Конституция Японии, действующая с 1947 года, прямо запрещает ему это; в других странах (как в Великобритании) монарх ограничен во властных полномочиях на основе конвенциональных норм, сложившихся в порядке обычая в ходе государственной практике.
Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правда, по конституции, оно обычно назначается монархом, но только из партии, победившей на очередных парламентских выборах.
Право вето монарха также ограничено. Например, в Великобритании оно только отлагательное и не применяется с царствования Георга II. В Японии император вообще не обладает правом вето. Особая форма парламентарной монархии существует в некоторых государствах - членах Британского Содружества. Как уже говорилось выше, в них королева Великобритании считается главой государства, но она представлена генерал-губернатором. Иногда генерал-губернатор избирается парламентом или рекомендуется правительством и лишь затем утверждается королевой.
.3 Особенности монархии в некоторых странах
В некоторых странах, особенно малых (Лесото, Свазиленд, Тонга) монархия существует в условиях феодальных родоплеменных и патриархальных институтов. Парламент избирается нередко лишь частично и в рамках системы традиционных общин. В королевстве Тонга избирать и быть избранными в парламент могут только представители общинной знати. В Свазиленде часть парламента назначается королём. При короле обычно действует племенной совет (в Свазиленде их два - малый и большой), имеющий иногда большее значение, чем парламент. Многие решения король может принимать лишь с согласия вождей племён.
В Малайзии существует выборная монархия (согласно конституции 1957 года). Верховный правитель Малазийской Федерации (по малайски - Янг ди-Пертуан Агонг) избирается на 5 лет (в порядке очередности) советом, состоящим из правителей входящих в федерацию из 9 монархических государств (губернаторы, главы 4 республиканских субъектов федерации также входят в Совет, но на пост Верховного правителя не претендуют). Янг ди-Пертуан Агонг избирается большинством голосов и должен быть совершеннолетним. Он может быть отстранен советом правителей; если он теряет место правителя в своем государстве, он также перестает быть Верховным правителем. Никто не может два раза подряд занимать пост Верховного правителя. В остальном Янг ди-Пертуан Агонг обладает теми же полномочиями, что и любой конституционный монарх.
В ОАЭ действует, по существу, коллективно-монархическая система. Наиболее важные полномочия главы государства, а также законодательные полномочия и некоторые функции правительства принадлежат Совету эмиров, куда входят правители семи эмиратов, входящих в состав ОАЭ. Верховным же правителем фактически является эмир Абу-Даби - самого значительного из эмиратов; формально пост верховного правителя, как и в Малайзии, считается выборным.
2. МОНАРХ КАК ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Но реально вся полнота власти сосредоточена в его руках только в абсолютной монархии. Полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он в меньшей степени пользуется в дуалистической монархии, а в парламентарной монархии он осуществляет эти акты только по указанию правительства.
дуалистический монархия престолонаследование право
Как уже говорилось, в монархических государствах власть наследуется. В настоящее время существует несколько систем престолонаследия:
)агначитеская система, восходящая к салической, когда престол наследуют только мужчины (как правило, старший сын, в крайнем случае, ближайший родственник по мужской линии). В настоящее время такая система встречается всё реже;
)кастильская, когда дочери умершего монарха могут наследовать престол, но только в том случае, если у монарха нет сына. В настоящее время такая система существует в Великобритании, Испании, Дании, Люксембурге;
)смешанные системы, например, женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин (такая система действовала в Австро-Венгрии, но находила применение лишь однажды). В Нидерландах женщины наследуют трон при условии отсутствия мужчин до определённой степени родства. Если у короля нет сына, ему наследует следующий по старшинству брат или племянник (сын брата), и лишь потом к наследованию могут призываться дочери;
)система, действующая в Швеции с 1979 года. Престол наследует старший из детей короля, независимо от того, сын или дочь. Такой же закон с 1993 года введён в Бельгии, а с 2002 года - в Норвегии. Подобный вопрос возникает и в других странах;
)в исламских государствах трон является собственностью не собственно монарха, а правящей семьи, которая решает, кто именно из родственников умершего монарха займёт трон;
)племенная, когда король рассматривается как прежде всего главный вождь племенного союза, а его наследника определяет племенной совет. В Свазиленде мать короля возглавляет этот совет, в чём проявляется пережиток матриархата.
Особенности наследования престола существует в Непале, Бутане и некоторых других странах, когда трон хотя и наследуется определённой династией (в некоторых странах это записано в конституции), но король сам ещё при жизни определяет будущего наследника - не обязательно старшего сына. В Малайзии, как уже говорилось, король выборный.
После наследования престола предусмотрена особая церемония коронации. Этот торжественный акт происходит в присутствии высшего духовенства, высших должностных лиц, депутатов парламента, приближённых монарха, высшей знати (если в государстве существует знать или дворянство как сословие). В странах Африки подобный обряд (в том числе и для племенных монархов отдельных частей государства, имеющих на уровне федерации республиканскую форму правления) совершается в присутствии вождей племён. Коронация означает окончательное воцарение монарха. Иногда дата коронации устанавливается законом (в Японии - после первого праздника сбора урожая по прошествии года со дня смерти прежнего императора).
Если престол наследуется монархом до достижения совершеннолетия, то до этой даты назначается регент - один из родственников монарха или другое близкое к нему лицо с согласия семьи или по совету высших должностных лиц, иногда с утверждением парламента или по назначению правительства. В некоторых случаях создаётся регентский совет из нескольких человек. Регент и совет действуют от имени монарха. Если трон наследует женщина (как это сейчас в Великобритании, Дании и Нидерландах), то её муж не имеет участия в прерогативах монархия.
.2 Правовое положение монарха
Монарх - лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечён к административной или уголовной ответственности, против него не может быть обращён гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры. Однако история знает случаи убийства монархов и лишения их власти при жизни, в последнем случае дело нередко кончалось всенародным судом над монархом (самый недавний по времени случай - суд над центральноафриканским императором Бокассой), и даже их казнью или пожизненным заключением.
Монарх имеет право на особый титул (король, султан и др.). Обычное обращение к монарху - «Ваше Величество». Полный, церемониальный, титул обычно очень длинный и включает перечень подвластных ему владений. Монарх обладает особыми государственными регалиями (скипетр, корона и др.), имеет свой двор - лиц, занятых обслуживанием его самого и его семьи, но оплачиваемых из государственного бюджета. Для этого парламент выделяет ежегодно денежные средства - цивильный лист, отделённый от государственных расходов. Монарх нередко обладает правом вето (это определяется конституцией, в некоторых случаях право вето ограничено или даже отсутствует). В соответствии с конституцией монарх назначает правительство (в парламентарных монархиях - из партии, получившей большинство).
Для монарха могут устанавливаться и обязанности. В ряде стран конституция устанавливает религиозную принадлежность монарха (единственным исключением за всю историю, когда вероисповедание монарха прямо противоречило установленному конституцией, была Финляндия в составе царской России). Монарх не должен быть представителем какой-либо политической партии. Иногда конституция устанавливает правило, по которому монарх не может покидать страну без согласия парламента или правительства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С точки зрения прав главы государства (монарха) различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархию. При абсолютной монархии власть монарха не ограничена. В настоящее время абсолютная монархия существует в странах Азии и Африки - Катаре, ОАЭ, Брунее, Омане, Свазиленде.
Разновидностью абсолютной является теократическая монархия, где монарх обладает и светской и духовной властью, - Саудовская Аравия, Ватикан (папская государство).
В большинстве стран абсолютная монархия эволюционировала в монархию конституционную. Конституционная монархия подразделяется на два вида - дуалистическую и парламентарную монархии.
Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками. Прежде всего, при этой форме правления существуют одновременно два политических учреждения монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним. Парламент, которому конституция формально предоставляет законодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, который имеет право вето, право роспуска парламента; при наличии двухпалатного парламента монарх назначает членов его верхней палаты.
Дуалистическая монархия в настоящее время существует в Иордании, Кувейте, Марокко. Парламентарная монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран, в экономике которых не сохранилось сколько-нибудь существенных пережитков феодализма (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Япония). В парламентарной монархии не существует никакого дуализма. Власть монарха ограниченна не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Юридически за монархом сохраняется право назначения главы правительства и министров, но делает он это только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, располагающей большинством мест в нижней палате парламента, (верхняя палата формируется по праву наследования или по назначению монарха). Формально министры считаются слугами монарха, а само правительство правительством монарха, но ни министры, ни правительство никакой ответственности (индивидуальной или коллективной) перед монархом не несут. В силу применяющихся при этой форме правления принципов парламентаризма правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В случае выражения недоверия правительству парламентом монарх может принять решения либо об отставке правительства, либо о досрочных парламентских выборах.
ЛИТЕРАТУРА
1.Мишин А. А. «Конституционное право зарубежных стран». М.: «Белые альвы», 1996 - 400 с.
.Чиркин В. Е. «Конституционное право зарубежных стран». М.: «Юристъ», 1997 - 568 с.