Модернизация уголовного законодательства о контрабанде

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,29 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Модернизация уголовного законодательства о контрабанде















Модернизация уголовного законодательства о контрабанде

Введение

контрабанда уголовный законодательство

В связи с интеграцией Российской Федерации в мировое экономическое сообщество неуклонно продолжает возрастать уровень совершения таких преступлений как контрабанда. Связано это, прежде всего, с нестабильностью экономики ростом цен, что, соответственно, снижает уровень жизни населения и характерно как для России, так и для стран ближнего зарубежья.

Для того, чтобы устранить имеющиеся в государстве проблемы, необходимо установить соответствие уголовного законодательства реалиям общественной жизни, то есть оно должно иметь цель пресечения и предупреждения преступлений, которые нарушают установленный в государстве порядок. С этой целью создаются многочисленные федеральные законы, акты Президента, Правительства и другие нормативные акты, которые, однако, не всегда способствуют разрешению проблем в указанной сфере, но и наоборот, провоцируют коллизии в применении норм права, что выражается в трудностях с вынесением судебных решений или актов государственных органов.

Для обеспечения эффективного функционирования уголовного законодательства о контрабанде, нужно устранить имеющиеся противоречия, сделать закон полным и доступным для толкования (как официального, так и неофициального).

Современное российское законодательство, к сожалению, не обладает вышеуказанными признаками, что приводит к высокому уровню латентности и, соответственно, низкой раскрываемости данных преступлений. В настоящее время актуальными являются проблемы совершенствования уголовно-правовых и таможенных норм как российского, так и международного законодательства по делам о контрабанде.

Названные направления обуславливают цель работы - комплексный анализ норм уголовного, таможенного законодательства, действующих как на национальном, так и на международном уровне, и практики их применения. Достижение указанной цели представляется возможным через решение следующих задач:

. Изучение истории развития законодательства о контрабанде, провести ретроспективный анализ нормативно-правовых актов, утративших юридическую силу, и действующих в настоящее время

. Анализ основных изменений уголовного законодательства по делам о контрабанде

. Обобщение материалов судебной практики по вопросам назначения наказания за контрабанду, в ходе которого выявить: тенденции назначения уголовной ответственности за данное преступление, уровень раскрываемости контрабанды, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации

. Разработка подходов к определению единых понятий для Российской Федерации и государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, что позволит унифицировать законодательство указанных стран и избежать коллизий и пробелов в законодательстве.

. Определение круга проблем, которые возникают при применении норм Уголовного кодекса Российской Федерации, и путей их решения на основании исследуемых научных работ и действующего законодательства.

Объектом исследования являются теоретические и практические вопросы, связанные с уголовно-правовым регулированием противодействия контрабанде.

Предмет исследования значительно сужен по сравнению с объектом и представляет собой уголовно-правовые нормы, которые устанавливают ответственность за контрабанду, а также нормы таможенного законодательства, которые неразрывно связаны с определением понятий, данных в УК РФ.

Для достижения поставленной цели и решения соответствующих задач, в работе используются следующие методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, логический, системно-структурный, конкретно-социологический. Основным методом является сравнительно-правовой, так как работа в целом представляет собой сопоставление как норм действующего уголовного законодательства с законодательством, утратившим юридическую силу, так и норм действующего российского и международного законодательства.

Работа состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Контрабанда в уголовном законодательстве России

.1 Причины модернизации уголовного законодательства о контрабанде

Понятие «контрабанда» имеет многовековую историю. Термин происходит от итальянского «против» и «правительственный указ», что означает нарушение акта государства.

Большой энциклопедический словарь связывает с контрабандой незаконное перемещение через государственную границу таких предметов как товары, валюта, ценности.

В данной работе рассматриваются основные аспекты, связанные с определением понятия контрабанды в современном уголовном законодательстве, поэтому необходимо проанализировать, как зарождалось понятие контрабанды, как функционировали нормы законодательства о контрабанде.

На Руси еще в Х - XI веках «Русской Правдой» и Судебником князя Владимира устанавливались правила торговли, которыми вводились санкции за незаконную перевозку товаров. Судебник, например, в виде меры наказания предусматривал конфискацию товара или избиение перевозчика плетью.

Одним из главных факторов, который способствовал росту экономических преступлений, являлось увеличение таможенных сборов. Также катализатором развития контрабанды в то время выступало совершенствование торговых связей с иностранными государствами. Данное преступление стало прогрессивно развиваться после принятия Новоторгового Устава, согласно которому были отменены льготы на торговлю, иноземные торговцы были обязаны уплачивать высокие ставки пошлин, что позволяло приносить деньги в казну государства и контролировать деятельность таможни.

Следующий важнейший этап в развитии уголовного законодательства по делам о контрабанде связан с проведением реформ Петра I. В 1723 году императором был издан Указ, согласно которому разрешалось конфисковывать все нелегально провозимые товары, контрабанда на морских судах стала наказываться строже. Последующее развитие мануфактур привело к распространению контрабанды не только на водной границе, но и на суше, что стало причиной создания Пограничной таможенной стражи в 1782 году. Стоит отметить, что в XVIII веке термин «контрабанда» не употреблялся. Данное деяние заменялось «тайным ввозом заповедных товаров», «провозом запрещенных товаров и товаров, которые утаивались от пошлин».

Легальное закрепление понятия «контрабанда» стало прослеживаться после принятия Таможенного Устава 1819 года, в котором было закреплено понятие «тайно провозимые товары». К ним относились такие товары, которые были провезены или пронесены через таможенную границу за рубеж или из-за рубежа, либо провозимые и не устанавливавшиеся в документах. В 1892 году Таможенный Устав был изменен, что позволило совершенствовать таможенное регулирование и укрепить таможенную систему России.

Начало XX века характеризовалось социальными бедствиями, войнами, в соответствии с чем случаи контрабанды резко увеличились. Стали незаконно вывозиться предметы исторического достояния, антиквариат, золото, серебро. Особенностью советского законодательства, как отмечает И.С. Суханова, являлось то, что оно было призвано защищать государственную монополию во внешнеторговых отношениях. В законодательстве не было стабильности и системности изложения, так как понятие контрабанды определялось и уголовным, и таможенным законодательством.

Первым нормативным документом, который раскрыл понятие контрабанды как преступления, было Постановление СНК РСФСР от 29 декабря 1917 года «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров». Более развернутое понятие было сформулировано лишь в 1926 году Декретом ВЦИК и СНК РСФСР. Деяние могло квалифицироваться как контрабанда,, если обвиняемый перемещал через государственную пограничную черту товары, ценности, имущество и всякого рода предметы, помимо таможенных учреждений или через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля. Данная норма совпадала по значению с нормой статьи 259 Таможенного устава СССР 1924 г..

На протяжении тридцати последующих лет советское законодательство о контрабанде практически не претерпело изменений. Новый подход к контрабанде был отражен в Таможенном кодексе СССР 1964 года, в котором контрабанда выступало в качестве административного правонарушения либо как уголовного преступления.

Однако с 1991 года контрабанда не признается административным правонарушением. Данное деяние было четко отграничено от иных таможенных нарушений в связи с принятием Таможенного кодекса Российской Федерации в 1993 году. Более того, в 1994 году УК РСФСР был дополнен статьей, которой устанавливалась уголовная ответственность за контрабанду товаров в крупном размере, стоимость которого превышала 200 МРОТ, в 1998 году планка была повышена до 500 МРОТ.

В настоящее время существует множество подходов к определению понятия контрабанды. С.П. Дорожков, например, определяет контрабанду как «товары, предметы, провезенные незаконным способом».

А.В. Вакуленко предлагает более расширенное толкование понятия. По мнению автора, деяние должно квалифицироваться как контрабанда, если лицо незаконно перемещает товары, транспортные средства или специальные предметы через таможенную границу между районами, где действуют отличающиеся друг от друга нормы национального уголовного законодательства.

Практически во всех странах контрабанда определяется как незаконное перемещение через границу государства товаров или иных предметов. Термин «контрабанда» впервые был сформулирован в Конвенции о пресечении контрабанды алкогольных товаров. Вторым источником, содержащим данное понятие, принято считать Найробскую конвенцию, в пункте «d» статьи 1 которой контрабандой признается перемещение товаров через таможенную границу в любой скрытой форме с обманом таможни.

В доктрине международного уголовного права контрабанда рассматривается намного шире, чем в российском праве, так как в нее включены деяния, совершаемые не только в отношении предметов материального мира, но и в отношении людей (перевозка детей, торговля человеческими органами, работорговля).

Данный подход подвергается критике российскими учеными. Так, Волженкин Б.В. считает, что нельзя рассматривать людей в качестве предмета контрабанды, если даже незаконное перемещение осуществляется в ходе работорговли, так как сущностью контрабанды является перемещение товаров и предметов.

Анализ законодательства ряда государств показывает, что контрабанда не всегда рассматривается как самостоятельное преступление. Например, согласно параграфу 177 a раздела 7 УК Австрии уголовную ответственность несут изготовители и распространители оружия массового уничтожения. Российское законодательство занимает аналогичную позицию по данному вопросу.

В Российской Федерации уголовная ответственность за контрабанду до 2011 года устанавливалась ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

1.2 Причины декриминализации преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ

С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), в связи с чем были приняты серьезные поправки в Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ). Подтверждением данного факта является принятие Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 420 - ФЗ. Указанным законом была исключена статья 188 УК РФ «контрабанда», и введены две новые статьи - ст. 226.1 и ст. 229.1 УК РФ.

Ч. 1 ст.188 УК РФ запрещала «торговую», или «экономическую», контрабанду, а предметами части второй указанной статьи являлись товары, изъятые или ограниченные в свободном обороте. К ним относились вещества, которые признаются предметами контрабанды в статьях 226.1 и 229.1 УК РФ.

Одним из факторов отмены части 1 статьи 188 было ее признание не соответствующей Конституции. В Конституционный Суд РФ указывает, что определяя состав преступления «контрабанда», судами неправильно применялась норма об оценке стоимости товара для личных нужд физического лица, так как она устанавливалась через определение рыночной стоимости товаров на территории Российской Федерации. Аналогично применялась данная норма и к оценке крупного ущерба согласно примечанию ст. 169 УК РФ.

Данная стоимость включала в себя стоимость всех перемещенных товаров и часть, разрешенную к провозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин и налогов. Суд указал, что в этом случае она должна определяться через таможенную стоимость, исключающая ту часть, которую разрешается провозить без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин и налогов.

Указанная позиция имеет определенную логику и обоснованность, поскольку понятие контрабанды, указанное в ч. 1 ст. 188 УК РФ, дает прямую отсылку к норме ТК РФ, в которой закреплено, что при декларировании таможенному органу гражданин обязан заявить, какие товары он провозит, их таможенный режим. Причем при декларировании указывается таможенная стоимость.

Предметом контрабанды, предусмотренной частью 1 статьи 188 УК РФ признавалось движимое имущество, которое согласно считалось товаром. В состав данного имущества допускается включение транспортных средств, несмотря факт их отнесения ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к категории недвижимости.

Ч. 1 ст. 188 УК РФ устанавливает санкцию за контрабанду в крупном размере, то есть суммы, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей. Однако данная норма не позволяла установить справедливое уголовное наказание, так как под одну статью подпадала и контрабанда предметов на сумму немного выше двухсот пятидесяти тысяч рублей, и товаров, стоимость которых была гораздо выше. Например, в Калининградской области применение данной нормы привело к увеличению контрабандного перемещения автотранспортных средств бизнес-класса. Для решения указанной проблемы С.А. Хазановой было предложено дополнить ч. 3 ст. 188 УК РФ квалифицирующим признаком - «контрабанда в особо крупном размере», то есть установить особо крупный размер в 1 миллион рублей.

Коллизии в правоприменении ст. 188 УК РФ также сыграли немаловажную роль при декриминализации ст. 188 УК РФ, так как норма о контрабанде конкурировала с другими смежными с ней нормами уголовного законодательства Российской Федерации. Например, целью экономической контрабанды согласно ст. 188 УК РФ являлось уклонение от уплаты таможенных платежей, что охватывалось составом ст. 194 УК РФ. Также ст. 188 УК РФ предусматривалось наказание за перемещение через таможенную границу товаров и валютных средств в обход установленных ограничений, связанных в том числе с мерами нетарифного регулирования. Данные правила распространялись на товары, ввоз которых не соответствовал установленным стандартам качества, запрещался ветеринарными, фитосанитарными, эпидемиологическими нормами, угрожал жизни и здоровью потребителей.

Несмотря на то, что применение ст. 188 УК РФ приводило к коллизиям норм уголовного права, в связи ее отменой стало невозможно применять положения статьи 104.1 УК РФ, чтобы конфисковать имущество, незаконно перемещенное через таможенную границу. Конфискация имущества в случае пресечения уклонения от уплаты таможенных платежей не применялась.

Необходимо отметить, что в настоящее время в случае квалификации преступления по ст. 200.1, 226.1, 229.1 конфискация имущества применяется в отношении денег, ценностей, иного имущества, которое признается предметом контрабанды. Согласно обвинительному приговору возможны также такие меры как принудительное и безвозмездное изъятие, обращение в собственность государства. Законный владелец данного имущества получает не само имущество в материальном смысле, а лишь доходы от него.

Глава 2. Основные изменения в современном уголовном законодательстве по делам о контрабанде, принятые в 2011 году

.1 Сравнительный анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 188 УК РФ и ст. 226.1 УК РФ

Диспозиция статьи 226.1 УК РФ, в отличие от ст. 188 УК РФ, является бланкетной, так как она не дает определения таких понятий незаконное перемещение предметов и товаров через таможенную границу Таможенного союза или государственную границу Российской Федерации. В. Остапенко и О. Морозовой было предложено решить указанную проблему с помощью обращения к диспозиции п. 19 ч. 1 ст. 4 ТК ТС.

М.П. Кузнецов полагает, что данная позиция не соответствует уголовному законодательству, так как ТК ТС регулируются лишь случаи, когда товары перемещаются через территорию таможенной, а не государственной границу РФ. Следовательно, для каждого отдельного случая необходимо находить привязку к норме, которая нарушается в результате незаконного перемещения.

Чтобы разрешить указанное противоречие, автор считает необходимым закрепить легальное и единое понятия незаконного перемещения стратегически важных товаров и ресурсов через государственную границу между странами-членами союза, ввести унифицированные составы контрабанды и утвердить единый список стратегически важных товаров.

Данный пробел в законе был восполнен в связи с принятием Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (далее - Договор). В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного акта каждая из сторон Договора должна принимать меры по внесению изменений в законодательство на национальном уровне. Стороны также обязаны установить единообразное определение противоправности контрабанды и ввести уголовную ответственность за нарушения таможенного законодательства союза.

Как показывает практика, данные решения не были согласованы на внутригосударственном уровне, что привело к проблеме унификации норм об ответственности за контрабанду между указанными государствами.

Таможенная граница Таможенного союза, являясь местом совершения преступления, определяется в качестве пределов таможенной территории Таможенного союза. В него входят:

1.С 2014 г. Республика Армения

2.С 2010 г. Республика Беларусь

.С 2010 г. Республика Казахстан и Российская Федерация

.С 2015 г. Киргизская Республика

В 2015 году активно велись переговоры о вступлении Сирии в состав ЕврАзЭС.

Понятие таможенной границы определяется международными договорами, заключаемыми указанными государствами.

Проблемы унификации норм национального законодательства на международном уровне сводятся к тому, что в уголовном законодательстве каждой из стран-участников Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС существуют различные понятия контрабанды.

Например, если лицом обманным путем перемещаются недекларированные или заведомо недостоверно декларированные предметы контрабанды, скрытые от таможенного контроля, с использованием документов или средств идентификации, оно подлежит уголовной ответственности согласно ст. 250 УК Республики Казахстан и ст. 228 УК Республики Беларусь, что напоминает диспозицию ст. 188 УК РФ, которая была подвергнута декриминализации. Различная формулировка статей Уголовных кодексов данных государств может в последующем негативно отразиться при принятии решения о привлечении лица к уголовной ответственности.

Определение места совершения преступления неразрывно связано с установлением момента окончания контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов. Ранее этот вопрос регулировался п. 4 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 года № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде», и момент окончания контрабанды определялся в зависимости от формы и способа перемещения товаров.

В юридической литературе по поводу определения момента окончания преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, высказываются различные точки зрения.

В. Остапенко и О. Морозова отмечают, что контрабанда считается оконченной, когда предмет преступления перемещается в местах, не предназначенных для указанных целей. К ним относятся пункты пропуска через Государственную границу РФ или таможенную границу Таможенного союза, либо через иные места, определенные законодательством РФ. Незаконным является также перемещение предметов вне установленного времени работы таможенных органов, либо их перемещение в тайниках или с применением иных способов, затрудняющих их обнаружение, либо с предъявлением содержащих недостоверные сведения документов.

Например, В. Соболев и С. Душкин считают контрабанду оконченной с момента представления недостоверных документов, правильное заполнение которых необходимо для перемещения.

З.М. Абдурахманов, напротив, придерживаются позиции Пленума Верховного Суда РФ и считает, что контрабанда признается оконченной с того момента, когда были обнаружены недостоверные сведения, указанные лицом в представленной им таможенной декларации.

В связи с принятием Федерального закона от 2 июня 2010 года №114- ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза» и Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» вышеуказанное Постановление было отменено, вследствие чего возникла проблема с определением момента окончания преступления. В доктрине и судебной практике по делам о контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов отмечается, что нормы Пленума Верховного Суда № 6 могут применяться и в условиях Таможенного Союза, так они соответствуют действующему таможенному законодательству.

Более того, в сентябре 2012 году Постановлением Правительства в 2012 году был издан соответствующий Перечень.

В юридической литературе под «стратегически важными товарами и ресурсами» принято понимать:

товары, утверждаемые постановлениями Правительства и указами Президента Российской Федерации

товары, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены специальные правила вывоза

товары, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники

Контрабанда товаров, обладающих признаками стратегически важных товаров, до 8 декабря 2011 года квалифицировалась по ч. 1 ст. 188 УК РФ, как контрабанда обычных товаров. Однако с 2012 года данное деяние стало квалифицироваться по ст. 229.1 УК РФ. Принятие Правительством Перечня играет важную роль при квалификации контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов, так как в период с декабря 2011 года по сентябрь 2012 года лица, совершавшие контрабанду данных предметов, не несли уголовную ответственность.

Стоит отметить, что Перечень является единственным нормативно правовым актом, который в настоящее время определяет, какие предметы необходимо относить к стратегически важным товарам и ресурсам.

Перечень включает три раздела - стратегически важные товары, стратегически важные ресурсы, стратегически важные ресурсы флоры и фауны. Всего в документе 15 позиций, которые состоят из наименований стратегически важных товаров и ресурсов, а также соответствующих кодов, именуемых ТН ВЭД ТС. Например, законодателем устанавливаются санкции за незаконное перемещение спирта, драгметаллов, мяса осетровых рыб, янтаря, лесоматериалов, нефти и прочих предметов.

Постановление Правительства РФ от 31 октября 2010 года № 978 раскрывает, какие виды особо ценных животных и водных биоресурсов входят в состав третьего раздела Перечня стратегически важных товаров и ресурсов. К ним относятся 7 млекопитающих, 4 птицы, 11 рыб, которые занесены в Красную Книгу РФ или охраняются международными договорами.

Отметим, что включение в Перечень объектов Красной книги необходимо рассматривать в качестве временной меры. Данные предметы на территории Российской Федерации не являются объектами сделок купли-продажи, то есть не могут рассматриваться как товары. В этой связи определение их стоимости в целях принятия решений о возбуждении уголовного дела будет вызывать серьезные сложности.

Оптимальным решением данной проблемы, учитывая значительность ущерба, наносимого интересам Российской Федерации в результате незаконного вывоза указанных предметов, в юридической литературе представляется исключение пункта 15 Перечня.

В диспозицию статьи также предполагается возможным включение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов растительного и животного мира, которые включены в Красную книгу Российской Федерации и (или) являются объектами международных договоров Российской Федерации, их части или продукция, произведенная из них, вне зависимости от их стоимости.

Также актуальность приобретает установление уголовной ответственности за контрабанду продукции, произведенной из указанных стратегически важных ресурсов флоры и фауны, которые включены в Красную книгу РФ либо охраняются международными договорами. Необходимость введения указанной нормы связана с тем, что в настоящее время на приграничных территориях наблюдается перемещение в больших объемах таких объектов, как лапы медведей, корней женьшеня и иных редких объектов растительного и животного мира.

Применительно к Российской Федерации и другим государствам-членам Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, которые находятся в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, криминализации общества и хозяйственной деятельности формируются новые угрозы обеспечению экономической, энергетической экологической, продовольственной и другим видам безопасности.

Первостепенным в этой ситуации является выявление возможных угроз и выработка мер для их предотвращения, что неразрывно коррелирует с внесением изменений в законодательство, устанавливающее уголовную ответственность за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов.

Еще одним новшеством, появившимся после принятия статьи 226.1 УК РФ стало расширение предмета преступного посягательства. Перечень был дополнен основными частями огнестрельного оружия (к ним относятся ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), стратегически важными товарами и ресурсами и культурными ценностями, стоимость которых превышает один миллион рублей.

Поэтому появилась проблема разграничения статьи 189 УК РФ и статьи 226.1 УК РФ, так как они имеют смежный предмет преступления. Стоит отметить, но предмет контрабанды шире, чем предмет ст. 189 УК РФ, который включает в себя сырье, научно-техническую информацию и технологии, используемые при изготовлении орудий массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, которые не являются предметом контрабанды для ст. 226.1 УК РФ.

Квалификация смежных составов, предусмотренных ст. 226.1 и ст. 189 УК РФ, как отмечается в юридической литературе, производится согласно следующим вариантам: по ст. 189 УК РФ, по ст. 226.1 УК РФ, по идеальной совокупности ст. 189 и ст. 226.1 УК РФ.

В.И. Михайлов и А.В. Федоров, например, рассматривают их как общую и специальную нормы. Вопросы конкуренции этих норм также освещаются в статье Л.В. Иногамовой-Хегай, которая предлагает исключить из ст. 189 УК РФ упоминание материалов и оборудования, при помощи которых может быть создано оружие массового поражения и средства его доставки, чтобы их незаконный экспорт и импорт охватывались только нормой статьи 226.1. В то же время И.А. Клепицким предлагается исключить упоминание предметов, в отношении которых осуществляется экспортный контроль.

В соответствии с теорией уголовного права отличие общей и специальной норм состоит в том, что первая предусматривает общий круг деяний, а вторая - только его частные случаи. Из общей нормы могут быть выделены специальные нормы, которые наделены сугубо специфическими признаками. Это происходит, например, когда преступление совершается различными способами либо существуют обстоятельства, которые могут повышать или понижать степень общественной опасности деяния.

Соответственно, анализируемые нормы соотносятся как общая и частная, так как ст. 189 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение процедур экспортного контроля в отношении материалов и оборудования, а ст. 226.1 УК РФ - за частные случаи их нарушения, которые связаны с несоблюдением таможенного контроля и таможенных процедур в отношении данных материалов и оборудования.

К предметам контрабанды наряду со стратегически важными товарами, указанными выше, относятся также культурные ценности. Контрабанду культурных ценностей достаточно сложно квалифицировать, так как существует ряд противоречий в уголовном законодательстве. Они сводятся к следующему:

. В настоящее время, как отмечает В.Г. Беспалько, фактический объект контрабанды культурных ценностей не соответствует объекту, предусмотренному уголовным законом.

Основным объектом контрабанды в данном случае следует считать общественную безопасность и общественный порядок, то есть защиту нормальных условий жизнедеятельности общества от различных угроз. В статье 226.1 им являются общественные отношения, направленные на обеспечение и защиту от угроз, связанные с незаконным оборотом, в том числе и незаконным перемещением через границу источников повышенной опасности.

В.Д. Иванов и В.В. Лавринов указывают на отсутствие логики введения в ст. 226.1 УК РФ таких предметов как культурные ценности, так как с точки зрения авторов объектом преступного посягательства не может являться общественная безопасность.

. В перечисленных преступлениях отсутствует единый предмет, то есть уголовное законодательство, а именно, ст. 226.1 оперирует разными, не согласованными между собой, терминами. К ним можно отнести, например, предметы или документы, имеющие особую ценность, культурные ценности, памятники истории и культуры, предметы и документов, имеющих историческую, научную или культурную ценность.

В связи с этим появляется ряд трудностей в процессе правоприменительной деятельности, итогом которой является неправильная квалификация деяний, либо даже необоснованные судебные решения.

Г.А. Русанов считает, что для того, чтобы отнести предмет или товар к категории «культурная ценность», суду необходимо ссылаться на экспертное заключение и на федеральное законодательство, которое регулирует отношения, связанные с транспортировкой указанных предметов. Например, на Закон РФ от 15 апреля 1993 года № 4804 - I «О вывозе и ввозе культурных ценностей», задачи которого - сохранить культурное наследие народов РФ, защитить культурные ценности от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них, развивать международное культурное сотрудничество, взаимное ознакомления народов РФ и других государств с культурными ценностями друг друга.

. Считается необходимым включить в перечень культурных ценностей ювелирные изделия, так как, по мнению экспертов, доля незаконно ввезенных ювелирных изделий на территорию РФ сегодня составляет от 40 до 60 % всего объема ювелирного рынка, то есть как минимум каждое второе изделие ввезено в РФ контрабандно или произведено нелегально. Эксперты сравнивают ущерб, который наносится экономике РФ незаконным перемещением через границу РФ ювелирных изделий, драгоценных металлов и камней с ущербом от нелегального перемещения через таможенную границу наркотиков или оружия.

Как отмечалось ранее, в сентябре 2012 г. Постановлением Правительства был утвержден Перечень, который среди прочих товаров включает в себя драгоценные металлы, янтарь, драгоценные и полудрагоценные камни. Однако ювелирные изделия в данный перечень не включены. Законодателем была принята попытка исправить эту ситуацию. На сайте Минфина РФ был опубликован проект Постановления Правительства «О внесении изменений в перечень стратегически Важных товаров…».

Однако до настоящего времени проект не внесен на рассмотрение в Правительство. Эксперты отмечают, что данные поправки могут усугубить сложившуюся ситуацию, так как в правоохранительных органах возникнет вероятность совершения действий коррупционной направленности должностными лицами при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 226.1 УК РФ.

На данный момент незаконный ввоз ювелирных изделий на таможенную территорию Таможенного Союза может квалифицироваться как уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенных в крупном размере согласно ст. 194 УК РФ. Но в данном случае событие преступления образует неуплата таможенных пошлин, налогов на сумму свыше 1 млн. руб. с физического лица, и свыше 2 млн. руб. с юридического лица, следовательно, стоимость самого предмета преступления должна составлять порядка 3 млн. руб. и более. Это означает, что диспозиция рассматриваемой нормы охватывает не весь стоимостной диапазон незаконно перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза изделий. Более того, при внесении изменений в ст. 226.1 в части, касающейся включения в Перечень стратегически важных товаров и ресурсов ювелирных изделий, данная статья будет рассматриваться как устанавливающая общую норму права, в то время как норма, закрепленная в ст. 194 УК РФ, будет применяться в качестве специальной.

. Практика таможенных органов свидетельствует о том, что такие деяния отличаются высоким уровнем латентности, зачастую совершаются организованными преступными группами, с использованием извращенных способов незаконного перемещения ювелирных изделий, оказанием нарушителями активного противодействия правоохранительным органам.

Говоря о латентности преступлений, посягающих на культурные ценности, можно отметить, что большинство хищений культурных ценностей (свыше 50 %) совершается с проникновением в жилище. Около 10 % хищений совершается из мест отправления религиозного культа, наиболее часто предметами являются иконы (до 70 % от всех похищаемых предметов). Целью таких хищений зачастую выступает их вывоз за пределы России в Западную Европу, Японию, Китай и США, где давно сформирован и до настоящего времени успешно функционирует многомиллиардный рынок культурных ценностей («арт-рынок»). Выявление таможенных преступлений, в том числе и контрабанды, эффективно проводить путем прослеживания пути контрабандных денег, которые преступники отмывают для личных целей или последующего их оборота.

.2 Применение ст. 229.1 по делам о контрабанде на национальном уровне и ее взаимодействие с нормами законодательства государств-членов Таможенного союза

В связи с принятием статьи 229.1 УК РФ был расширен предмет контрабанды: он был дополнен прекурсорами наркотических средств или психотропных веществ, определения которых раскрыты в нормах федерального законодательства.

Теперь ст. 229.1 включает санкции за контрабанду инструментов, используемых только для изготовления указанных средств, тогда как ст. 188 УК РФ устанавливала уголовную ответственность за незаконное перемещение средств, используемых при производстве и изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Вопросы использования указанных средств в настоящее время урегулированы специальным национальным и международным законодательством.

Контрабанда признается незаконным перемещением предметов через определенные виды границ, установленные в диспозиции статьи. Понятие незаконного перемещения раскрывается в ТКТС, также оно приведено в п. 4 ст. 3 Соглашения.

Введение данных понятий неразрывно связано с вступлением в законную силу международного Договора, заключаемого государствами-членами Таможенного союза. Указанный акт предусматривает несколько случаев рассмотрения уголовных дел о контрабанде государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, среди которых можно выделить возбуждение и расследование уголовных дел государством, интересы которого нарушены преступлением. При этом не учитывается, на территории какого государства совершено деяние.

Если же наряду с контрабандой совершаются иные преступления, причем на территориях разных государств, дело разрешает та сторона, в которой совершалось большинство преступлений или наиболее тяжкое. Данный вопрос относится к компетенции специально уполномоченных органов. Это означает, что если контрабанда была совершена на границах Республики Казахстан и Республики Беларусь с другими странами, правоохранительные органы Российской вправе привлечь лиц к уголовной ответственности.

Сложность квалификации преступления здесь состоит в том, что нормативно-правовые акты стран, где совершается контрабандное перемещение, не всегда рассматривают его как незаконное. Связано это, прежде всего, с действием в государствах-членах союза таких перечней, позиции в которых зачастую не соответствуют российским.

Уголовная ответственность, предусмотренная ст. 229.1, дифференцируется в зависимости от размера наркотических средств или психотропных веществ. УК РФ производится различие между значительным, крупным и особо крупным размерами.

В настоящее время предметы преступного посягательства утверждаются также подзаконными актами, в том числе включающими Список наркотических средств и психотропных веществ, относящихся к предметам преступного посягательства. В условиях интеграции Российской Федерации в международные организации, считается необходимым унифицировать нормы, регулирующие вопросы контрабанды указанных в ст. 229.1 УК РФ предметов.

А.Я. Кромова считает, что разрешить проблему определение размеров наркотических средств путем разработки и принятия единой для государств - членов Таможенного союза сводной таблицы, в которой будут указаны значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном обороте. Основой для данной таблицы должно выступать Постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1002.

О.Г. Савчишкина выступает за принятие единых для стран - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС списков указанных средств.

Трансформации коснулось уголовное наказание также за особо квалифицированные виды контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. По сравнению со ст. 188 УК РФ, ст. 229.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за контрабанду указанных средств, совершенную в особо крупном размере. Соответственно, изменилась и санкция указанной нормы. Согласно ст. 229.1 УК РФ к нарушителю может быть применена такая форма ответственности как ограничение свободы.

Законодателем была ужесточена норма, содержащая меру ответственности по данной категории дел. Согласно ст. 229.1 применяется лишение свободы от 15 до 20 лет, также может назначаться и пожизненное лишение свободы.

Так же, как и в ст. 188 УК РФ, к видам квалифицированных составов необходимо относить контрабанду с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль и контрабанду, совершенную организованной группой. Юридической квалификации по указанной норме подлежат действия даже тех участников, которые не занимались непосредственным перемещением предметов контрабанды.

Например, к таким действиям можно отнести содействие незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсификацию документов, представленных при таможенном оформлении товаров. В связи с развитием системы интернет-платежей в данную категорию включаются также заказ наркотических средств через электронный кошелек на сайте, так как данное действие является основанием для последующей упаковки и отправления наркотических средств по указанному адресу.

Судебная практика показывает, что судьи зачастую смягчают наказание за контрабанду наркотических средств, что может привести к увеличению количества такого рода преступлений. Например, за контрабанду марихуаны в особо крупном размере (394 грамма марихуаны) с территории РФ в Республику Казахстан гражданину Кочеву Е.С. было назначено уголовное наказание в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием наказания к колонии строгого режима. Причем п. «б» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ, как указывалось выше, устанавливает ответственность за такое преступление в виде лишения свободы от пятнадцати до двадцати лет лишения свободы со штрафом.

Аналогичен данному решению Приговор № 1-52/2012 в отношении гражданина, которому вменялась контрабанда марихуаны в значительном размере (18, 817 гр.), за что было назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 лет, причем судья применил норму ст. 73 УК и назначил условное наказание за совершенное деяние. Стоит отметить, что УК РФ за контрабанду наркотических средств в значительном размере предусматривает уголовную ответственность в виде лишения свободы от пяти до десяти лет.

Проанализировав нормы ст. 229.1 УК РФ, можно сделать вывод, что уголовное законодательство по делам о контрабанде нуждается в совершенствовании. Можно перечислить несколько направлений в области выявления и пресечения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов:

. Оперативные подразделения пограничных органов, таможенные органы должны разработать и издать единый ведомственный Приказ. Такой акт должен быть принят для того, чтобы специфика правового регулирования контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов была регламентирована применительно к государственной границе и приграничной территории.

. Различным органам государственной власти и специально созданным комиссиям (например, Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту) следует осуществлять организационную деятельность, которая заключается в создании и проведении антинаркотической политики. В данное направление также может быть включена организационная часть по взаимодействию между органами безопасности и правоохранительных органов по вопросам осуществления оперативно-розыскной деятельности.

. Информационное обеспечение. Необходимо создать интегрированный банк информации (единую базу) на национальном уровне обо всех лицах и организациях, в отношении которых имеются сведения о их возможной причастности к наркобизнесу).

Глава 3. Трансформация уголовного законодательства о контрабанде, осуществленная после 2011 года

.1 Характеристика основных понятий, связанных с незаконным перемещением алкогольной продукции и табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ)

Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий была выделена в отдельную статью 200.2 УК РФ Федеральным законом № 530 от 31 декабря 2014 года. В период с 2011 года до введения в 2014 году статьи 200.2 УК РФ было активизировано перемещение через границу алкогольной продукции и табачных изделий, что привело к возрастанию устойчивых преступных группировок, и, несомненно, коррупционным схемам в данной сфере. Основным направлением, как отмечают специалисты, стала контрабанда сигарет. Согласно статистическим данным 2014 года, доля нелегальных сигарет в России увеличилась практически на 1 %, что составляет около 385 млн. пачек, или 7,7 млрд. штук.

В соответствии с ростом преступности в сфере контрабанды алкоголя и табака, необходимо провести юридический анализ ст. 200.2, чтобы выяснить логику законодателя и возможность применения данной статьи в современных экономических условиях.

Прежде всего, следует определить, что входит в состав преступления, предусмотренного ст. 200.2 УК РФ. Данное деяние признается преступлением, если контрабанда совершается в крупном размере, который определен стоимостью, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей. При расчете размера стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий из всей стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий исключается та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована.

Основанием оценки предметов контрабанды зачастую является товароведческая экспертиза. Именно ее результат устанавливает наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции и на величину цены сделки не влияет возникновение каких-либо чрезвычайных обстоятельств.

Согласно ст. 181 ТК ТС при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу, должна учитываться их таможенная стоимость, которая определяется в соответствии с законодательством государства, в таможенном органе которого декларируются товары.

При заполнении таможенной декларации таможенная стоимость товаров может определяться декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в некоторых случаях, установленных ТКТС, - таможенный орган на основании соответствующих документов. После заполнения указанного документа согласно ст. 67 ТКТС таможенным органом может быть вынесено решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров, либо о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров. Решение обязательно должно быть доведено до декларанта.

Стоит отметить, что при расчете размера стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и табачных изделий из всей их стоимости исключается та часть стоимости указанных товаров, которую разрешается перемещать без декларирования и (или) которая была задекларирована.

Статья 200.2 УК РФ нечасто применяется на практике. Например, за первый квартал 2015 года, согласно показателям таможенных органов, было возбуждено лишь одно уголовное дело. Это может быть связано с высоким уровнем латентности данного преступления.

В.А. Авдонин, например, в качестве основной причины низкого уровня выявления и раскрываемости таких преступлений, указанных в ст. 200.1 и ст. 200.2 УК РФ, указывает постоянное изменение таможенного и уголовного законодательства, введение санкций на РФ со стороны США и стран Евросоюза, которые также провоцируют развитие таможенных преступлений.

Существует зависимость между специальными знаниями, необходимыми при проведении таможенного контроля, которыми обладают далеко не все должностные лица таможенных органов, и уровнем раскрываемости по делам о контрабанде алкоголя и табака. Поэтому А.И. Туленевым предлагается ввести систему специальных знаний, которые должностные лица таможенных органов должны получать в рамках специального образования.

Норма ст. 200.2 является сугубо бланкетной, так как в ней нет упоминания о предметах и признаках контрабанды. Указанные понятия чаще всего находят свое отражение в нормах таможенного законодательства.

К предметам преступления относится алкогольная продукция и табачные изделия, понятия и содержание которых раскрывается в федеральном законодательстве.

Контрабанда в диспозиции ст. 200.2 УК РФ раскрывается через понятие «незаконное перемещение», которое имеет ряд характерных признаков, не указанных в Уголовном кодексе. К таковым относится перемещение, совершаемое помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо когда такое перемещение сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.

Частично понятие «незаконное перемещение» раскрыто в п. 19 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, согласно которому незаконность связывается со способом перемещения предмета преступления через таможенную границу, каждый из которых указан в нормах иных отраслей законодательства. Например, сокрытие от таможенного контроля означает осуществление любых действий, направленных на затруднение обнаружения предметов либо утаивание их подлинных свойств или количества (приобретения товарами вида других товаров, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа). Способ утаивания может быть любой, в том числе с использованием специальных хранилищ-тайников. Под тайниками понимаются:

а) места, специально изготовленные для сокрытия товаров от таможенного контроля. Например, перемещение алкогольной продукции или табачных изделий в специальное хранилище внутри предъявляемого к осмотру таможенной службе предмета, для чего осуществляется его предварительная разборка и сборка

б) места, специально приспособленные для скрытой транспортировки алкогольной продукции или табачных изделий посредством внесения конструктивных изменений или монтажу

Как говорится в пояснительной записке к проекту Федерального закона, в российском законодательстве отсутствуют нормы, защищающие и соблюдающие гарантии прав потребителей в условиях складывающихся угроз оборота контрафактной и контрабандной продукции.

Указанный пробел влечет за собой проникновение товаров ненадлежащего качества, развитие теневого рынка поставок и реализацию продукции с целью ухода от исполнения требований действующего законодательства и нарушения принципов добросовестной конкуренции. В существующих реалиях экономической жизни общества должен быть введен в действие закон, одним из перспективных направлений которого будет установление дополнительных механизмов защиты национальных экономических интересов, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также развития добросовестной конкуренции.

Квалифицирующим признаком контрабанды алкогольных и табачных изделий, в первую очередь, выступает совершение ее должностным лицом с использованием своего служебного положения.

К должностным служащим относятся лица, к компетенции которых относится осуществление контрольных функций в отношении перемещаемых товаров или иных предметов через таможенную границу. ТКТС относит к данным лицам должностных лиц таможенных органов государств-членов Таможенного союза.

При квалификации деяния необходимо установить, что должностные полномочия используются для перемещения алкогольной продукции или табачных изделий в крупном размере через таможенную границу Таможенного союза. При этом дополнительная квалификация по ст. 285 УК РФ не требуется, но деяние может быть дополнительно квалифицировано по ст. 290 в случае получения должностным лицом взятки.

Во-вторых, к квалифицированным видам контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий относится совершение деяния группой лиц по предварительному сговору, а к особо квалифицированному - организованной группой.

Совершение контрабанды указанными лицами характеризуется высоким уровнем организованности и продуманности преступных схем. Зачастую преступления носят характер неоднократности, что при условии последовательности совершения деяний, квалифицируется как единое продолжаемое преступление.

Контрабанда алкоголя и табака имеет формальный состав, то есть момент окончания преступления совпадает с моментом совершения общественно опасного деяния. Например, когда действия лица нарушают порядок и правила перемещения предметов через таможенную границу. Понятие порядка перемещения включает в себя понятие самого перемещения. ТК ТС к незаконному перемещению наряду с ввозом и вывозом предметов контрабанды относит и покушение на такое перемещение, поэтому по конструкции состав ст. 200.2 УК РФ является усеченным. Моментом окончания преступления, соответственно, является не только фактическое незаконное перемещение, но и попытка его совершения.

3.2 Определение предметов контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ)

В последнее время особая значимость отводится преступлениям, связанным с незаконным оборотом денежных средств. В связи с этим Федеральным законом от 28 июня 2013 года № 134 - ФЗ была введена ст. 200.1 «контрабанда денежных средств и (или) денежных инструментов», неразрывно связанная с внешнеэкономической деятельностью и таможенным контролем.

С.П. Вавилов отмечает, что применение ст. 200.1 УК РФ восполнило правовой вакуум, который образовался после отмены ст. 188 УК РФ.

Из диспозиции ст. 200.1 УК РФ можно выделить предмет контрабанды: он включает в себя наличные денежные средства и (или) денежные инструменты. Данные понятия в уголовном законодательстве не раскрываются, поэтому их определения включаются в таможенное законодательство, в том числе и на международном уровне.

Законодательством предусмотрено определение наличных денежных средств, состоят они из находящихся в обращении и являющихся средствами платежа банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов.

Денежные инструменты включают в себя дорожные чеки, вексели, банковские чеки, а также ценные бумаги, имеющие документарную форму.

Чтобы ценные бумаги могли рассматриваться в качестве денежного инструмента и предмета ст. 200.1 УК РФ, они должны:

1.Иметь документарную форму.

2.Удостоверять обязательство должника выплатить денежные средства.

.В них должно указываться лицо, которое имеет право требования на исполнение ценной бумаги.

Ценные бумаги могут иметь также бездокументарную форму (например, акция, опцион эмитента, российская депозитарная расписка, именная облигация). Соответственно, они не рассматриваются в качестве предмета контрабанды согласно ст. 200.1 УК РФ.

Ст. 188 УК РФ запрещала перемещение через таможенную границу Таможенного союза в крупном размере «иных предметов», таких как: наличная иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме.

Крупным размером для целей применения ст. 200.1 является стоимость, соответствующая двукратному размеру суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, в отношении которой действует норма о перемещении без письменного декларирования. В случае контрабанды в пятикратном размере, деяние подлежит квалификации как совершенное в особо крупном размере.

Например, в настоящее время без письменного декларирования разрешен ввоз и вывоз денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США. Все денежные инструменты (исключением являются только дорожные чеки) разрешены к провозу только после подачи пассажирской таможенной декларации, которая является подтверждением обязательного таможенного декларирования.

Ранее в ст. 188 содержалось описание способов контрабанды. Норма ст. 200.1 УК РФ таких способов не содержит. Следовательно, деяние признается преступлением во всех случаях, когда незаконно перемещаются предметы преступления, что противоречит Таможенному кодексу союза государств, территория которых образует единое экономическое пространство (Россия, Беларусь, Казахстан).

Примечание 4 к статье 200.1 УК РФ, в отличие от ст. 188 УК РФ, содержит поощрительную норму, согласно которой если лицо добровольно сдает денежные средства и (или) денежные инструменты, которые относятся к предметам контрабанды ст. 200.1, оно может быть освобождено от уголовной ответственности при условии, что его действия не содержат иного состава преступления. В данном случае необходимо отметить, что указанные действия должны быть совершены до применения таких форм таможенного контроля как изъятие денежных средств и (или) денежных инструментов при задержании лица, либо при производстве иных следственных действий.

Противоречит названной норме Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 19, в котором говорится, что примечание к ст. 200.1 УК РФ может применяться и в случае совершения лицом совокупности преступлений. И.Э. Звечаговский утверждает, что в данной ситуации отсутствие иного состава преступления не должно было указываться Постановлением как условие освобождения лица от уголовной ответственности. Пленуму следовало сослаться на ч. 1 ст. 17 УК РФ, где описаны основания уголовной ответственности.

Основываясь на ответе Федеральной таможенной службы РФ, М.С. Марковский указывает, что контрабанда денежных инструментов менее распространена, чем контрабанда наличных денежных средств. Автор, согласно экспертному опросу сотрудников органов Дальневосточного таможенного управления, к причинам такого явления относит отсутствие специальных знаний, необходимых для выявления и пресечения контрабанды ст. 200.1 УК РФ, у сотрудников таможни.

Низкая раскрываемость такого рода преступлений может быть также обусловлена тем, что ст. 200.1 УК РФ была введена достаточно недавно, поэтому пока не сформировалась единообразная правоприменительная практика государственных органов.

Заключение

В работе были проанализированы основные законодательные акты Российской Федерации по делам о контрабанде, проведено сопоставление существующих статей Уголовного кодекса Российской Федерации и статей, утративших юридическую силу. Можно отметить, что законодатель приводит нормы права в исполнение в соответствии со вступлением России в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, что зачастую не соответствует реалиям общественной жизни. Этот факт связан с тем, что нормы стран-участников указанного союза не унифицированы должным образом, то есть не приведены в соответствие, и поэтому не могут эффективно функционировать.

В результате исследования были сделаны следующие выводы и предложения:

. Законодательство, которое регулирует вопросы назначения наказания за контрабанду, должно быть реформировано и приведено в соответствие как с национальным законодательством, регулирующим смежные отношения, так и с международным законодательством по делам о контрабанде. Необходимо унифицировать национальное уголовное законодательство по делам о контрабанде Российской Федерации и государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Выполнение указанных условий позволит избежать коллизий при квалификации преступлений, устранить пробелы законодательства.

. Необходимо установить единообразное толкование норм по делам о контрабанде, что сделает законодательство более понятным, полным, позволит избежать проблем в правоприменении норм как специальными органами таможенного контроля, так и судами

. В отношении должностных лиц органов Федеральной таможенной службы должна проводиться профессиональная подготовка и обучение соответственно по вопросам незаконного перемещения товаров и ресурсов, описанных в статьях 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ для того, чтобы своевременно выявлять данные преступления и пресекать их. Указанная позиция является актуальной на сегодняшний день, так как контрабанда характеризуется высоким уровнем латентности, среди причин которого можно выделить и низкий уровень правовой подготовки должностных лиц по указанному вопросу.

. Должны быть модернизированы существующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие нормы о контрабанде, так как в настоящее время большинство из них носит сугубо бланкетный характер. Предлагается в нормы УК РФ о контрабанде добавить ссылки на статьи ТК ТС, что существенно усовершенствует их понимание, и соответственно, толкование.

Выполнение вышеназванных мер, несомненно, займет определенное количество времени, но в результате это поможет достичь нормального функционирования общественной жизни, снизить уровень общественной опасности контрабанды. Достижение такой глобальной цели представляется возможным благодаря повышению уровня раскрываемости дел о контрабанде, своевременному пресечению противоправных деяний контрабандистов.

Библиографический список

НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ДРУГИЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. ˗ ˗1993. ˗ 25 декабря.

2.Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015)//СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

.Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" (вместе с Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза) // Бюллетень международных договоров. ˗ 2012. ˗ № 6.

.Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»// СЗ РФ. № 36. Ст. 4866.

.Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 530 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий»//РГ. ˗ 2015. ˗ № 1.

.Федеральный закон от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // СЗ РФ. 2013. № 26. Ст. 3207.

.Федеральный закон от 7 декабря 2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» //СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.

.Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. № 59-ФЗ «О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2032.

.Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 268 - ФЗ «Технический регламент на алкогольную продукцию»// РГ. ˗ 2008. ˗ № 4822.

.Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»// СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

.Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»//СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.

.Федеральный закон от 25.06.1998 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ»// СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3012

.Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»//СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

.Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171 - ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»// СЗ РФ. 2015. № 27. Ст. 3973

.Федеральный закон от 01.07.1994 г. № 10-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»// СЗ РФ.1994. № 10. Ст. 1109.

.Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»// СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

.Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ»// СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4848.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2012 г. № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ»// СЗ РФ. 2012. № 41. Ст. 5624.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» (ред. от 16 декабря 2014 г.) // РГ. ˗ 2012. ˗ 21 сентября.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2001 г. № 221 "Об утверждении Перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ"// СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1272.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»// СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3198.

.Таможенный устав Союза ССР (утв. ЦИК СССР 12 декабря 1924 г.) » (утратил силу)// СЗ СССР. 1925. № 5. Ст. 53.

.Декрет ВЦИК и СНК от 1 марта 1926 г. (утратил силу)// Сборник документов по истории уголовного права СССР и РСФСР. ˗ С.251.

.Декрет СНК РСФСР от 29 декабря 1917 г. «О разрешении на ввоз и вывоз товаров» (утратил силу)// СУ РСФСР. ˗ 1918. ˗ № 14. ˗ Ст.197.

АКТЫ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ

25.Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 года № 15 - П «По делу о проверке конституционность положений части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эпова»//СЗ РФ. 2010. № 29. Ст. 3983.

26.Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 8 - П «По делу о проверке конституционности положения части 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян»// Вестник Конституционного Суда РФ. ˗ 2008. ˗ № 4.

.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности»// РГ. ˗ № 145. ˗ 5 июля 2013 г.

ДИССЕРТАЦИИ, АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

29.Кромова, А.Я. Уголовно-правовая характеристика контрабанды, предусмотренной статьей 229.1 УК РФ [Текст]: автореф. дис... канд. юрид. наук/ А.Я. Кромова. - М., 2013. ˗ С. 11 - 12.

.Хазанова, С.А. Расследование контрабанды автотранспортных средств (по материалам Калининградской области) [Текст]: автореф. дис…канд. юрид. наук// Вестник Южно-Уральского государственного университета. ˗ № 28. ˗ 2007. ˗ С. 78 - 82.

.Чеченов, А.М. Криминологическая характеристика и предупреждение хищений предметов, имеющих особую ценность [Текст]: автореф. дис…канд. юрид. наук/А.М. Чеченов. ˗ М., 2013. ˗ 30 с.

Похожие работы на - Модернизация уголовного законодательства о контрабанде

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!