Положение детей в римском праве

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,11 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Положение детей в римском праве

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской

Федерации"

Владимирский филиал







РЕФЕРАТ

по дисциплине: Римское право

на тему: Положение детей в римском праве


Автор работы: студент 1 курса

группы СПЮбз-115

Уханов А.Е.

Проверил: профессор д.ю.н.

Пожарский Д.В.


Владимир 2016

Содержание

Введение

. Отношения между родителями и детьми

. Пекулий и его виды

. Правовые отношения родителей и детей

Заключение

Библиографический список


Римское право - право Древнего Рима - наиболее развитая правовая система древности, послужившая основой для современной континентальной системы права, к которой принадлежит и Россия.

Актуальность данной работы. Система римского права строилась по принципу деления права на лица, вещи и юридические действия. К лицам римляне относили всех тех, кто был способен иметь права или, иными словами, кто мог быть субъектом, носителем прав.

В силу социальной неоднородности рабовладельческого общества и, как следствие этого, неодинаковой способности членов общества быть носителями прав римляне ввели институт правоспособности.

Правоспособность - способность физического лица быть субъектом, носителем прав. Правоспособность возникала в момент рождения. В особых случаях зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом права, например права на имущество. Он мог быть наследником отцовского имущества.

Не все члены римского общества могли быть носителями прав. В данной работе рассмотрены особенности правового статуса детей.

В системе римского права Римские юристы выделяли две крупнейшие области римского права: публичное (ius publicum) и частное (ius privatum) право. За основу деления был взят характер защищаемых интересов. Классический юрист Ульпиан указывал на то, что публичное право ограждает интересы государства. В связи с тем, что государство является носителем суверенной власти, можно говорить о неравенстве субъектов публичных правоотношений, а, следовательно, и об императивном характере регулирования.

Публичному праву противостоит частное. К области ius privatum принадлежат нормы, ограждающие имущественные интересы отдельных лиц. В частном праве преобладает диспозитивный метод регулирования. Субъекты частных правоотношений равны как в своем праве вступать в эти отношения, так и в своем праве самим определять их. Развитие римского частного права не было однородным, а происходило одновременно по нескольким направлениям. Поэтому по термином "ius privatum" обыкновенно подразумевается совокупность трех параллельных систем: цивильного права (ius civile), права народов (ius gentum) и права преторского (ius praetorium).

Цель данной работы рассмотреть положение детей в семейном римском праве. В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:

. Отношения между детьми и родителями.

. Личное и имущественное отношение к детям.

. Правовые отношения в семье.

1. Отношения между родителями и детьми

Специфический институт именно римского семейного права составляла так называемая отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей (patria potestas paterfamiliae). Как отмечали сами римские юристы, "ни один народ не имеет такой власти над детьми, как римляне". Исключительность положения детей определялась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и состояли "под властью" особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

По римскому праву родительская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака; объем власти в отношении усыновленных был несколько иным. Внебрачные дети не пользовались особым статусом: власть над ними считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак. Власть отца семейства предполагала следующие права в отношении детей:

) право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета;

) право оставить новорожденного безнадзорным (это право отмирает только с христианской эпохой);

) право-обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми; ответственность могла быть личной или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой;

) право продать сына или дочь в рабство - в силу имущественных интересов семьи или в наказание; однако эта продажа не была длительной, а также не могла (в древнейшую эпоху) осуществляться более 3 раз;

) право на виндикационный иск в отношении лиц удерживающих его детей (таким образом, похищение детей приравнивалось к краже собственности с соответствующими последствиями).

Дети, в общем принципе, не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом. Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка. Так, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью. На таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей (как дочерей, так и сыновей) считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи.


. Пекулий и его виды

В Институциях Гая указывается, что такой власти над детьми, как у римлян, нет почти ни у каких других народов. Он отмечает это как "особенность (исключительное достояние) римских граждан" (Гай, 1.55)*(28).

В древнейший период эта власть над детьми была абсолютной, безграничной. Ей подлежали дети независимо от своего возраста, общественной должности и вида брака родителей. Абсолютное право отцовской власти распространялось как на личность детей, так и на приобретаемое ими имущество.

В личном отношении. Право выбрасывать новорожденных детей (jux exponendi), по сообщению Дионисия Галикарнасского, было запрещено (кроме monstra) уже Ромулом. Но, вероятно, в этом сообщении имеется в виду только веление обычая и религии, а не права; jus exponendi существует еще в более позднюю эпоху и окончательно оно было уничтожено только в период империи (с. 7 С. 9. 16). - Jus vendendi trans Tiberim исчезло уже очень рано, но даже и продажа детей in mancipium (в кабалу) в законах XII т. подверглась серьезному ограничению. Они ограничивал и это право только троекратным его осуществлением: после отдачи in mancipium в третий раз сын освобождался от отцовской власти - "si pater filium ter venum duit, filius a patre liber esto". Nак как закон говорил только о сыновьях, то interpretatio признали, что для прочих подвластных (для дочерей, внуков и т. д.) достаточно однократной продажи. Однако, ограничению подвергается только продажа посредством mancipatio; простая venditio, по-видимому, встречалась и значительно позже: по крайней мере, даже классические юристы допускают ее возможность на случай безысходной крайности ("contemplatione extremae necessitatis aut alimentorum gratia", - Pauli sent. 5. 1. 1) равным образом, подтверждается эта возможность и указом Константина (с. 2. С. 4. 43). - Наконец, рядом императорских указов отнимается у отца и jus vitae ac necis: последний в этом ряде указ Константина (с. 1. С. 9. 17) приравнивает сыноубийство к parricilium вообще. В то же время подвергается известному контролю даже дисциплинарная власть отца (jus coercendi): согласно указу императора Траяна, власти могут принудуть отца, злоупотребляющего своими правами, освободить сына от patria potestas (fr. 5. D. 37. 12), и вообще в императорское время стали возможны жалобы детей магистратам в порядке, extraordinaria cognitio. Благодаря всем этим ограничениями patria potestas над личностью детей к концу развития утратила почти всю свою патриархальную остроту. В имущественном отношении, будучи подвластными, дети, хотя и обладали гражданской правоспособностью (имели ius commcrcii и ius conubii), все, что они приобретали на основании своих прав, становилось собственностью отца. Они имели правоспособность не для себя, а для своего отца. Причем отец не отвечал по обязательствам из сделок подвластных сыновей, отвечая только по деликтам детей. Однако позже претор стал предоставлять иски против paterfamilias по сделкам подвластных. Ответственность на самих подвластных стала возлагаться тогда, когда они становились persona sui iuris.

В имущественном отношении, будучи подвластными, дети, хотя и обладали гражданской правоспособностью (имели ius commcrcii и ius conubii), все, что они приобретали на основании своих прав, становилось собственностью отца. Они имели правоспособность не для себя, а для своего отца. Причем отец не отвечал по обязательствам из сделок подвластных сыновей, отвечая только по деликтам детей. Однако позже претор стал предоставлять иски против paterfamilias по сделкам подвластных. Ответственность на самих подвластных стала возлагаться тогда, когда они становились persona sui iuris.

Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а в области имущественных подвластные дети становятся более независимыми в связи с признанием за ними некоторой правоспособности и дееспособности.

Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а в области имущественных подвластные дети становятся более независимыми в связи с признанием за ними некоторой правоспособности и дееспособности. Положение подвластных детей меняется с конца республики. Сначала было запрещено право выбрасывать новорожденных детей, затем право продажи детей (остаются случаи крайней нужды и только новорожденных). Согласно Законам XII Таблиц, право продажи сыновей в кабалу ограничивалось троекратной продажей, после чего сыновья освобождались от отцовской власти.

Убийство детей стало резко ограничиваться, за него стали карать, а император Константин исключил это право. Император Траян издает указ, согласно которому в случае злоупотребления отцом своими правами сын мог быть освобожден от отцовской власти.

Со временем расширяется имущественная самостоятельность сыновей. Для экономической деятельности отцы стали выделять сыновьям имущество - пекулий (peculium), собственником которого оставался paterfamilias.

Постепенно за сыновьями имущество стало закрепляться в собственность. Имущество, которое сын приобретал на военной службе или в связи с военной службой (военная добыча, жалованье, подарки), стало называться военным пекулием. Сын мог им свободно пользоваться и распоряжаться, в том числе и завещать. Если сын не завещал его, то в случае смерти сына военный пекулий наследовал отец.

В период империи правила о военном пекулии стали распространяться на все имущество, полученное на государственной или духовной службе, от юридической деятельности в качестве адвоката и такназываемый квазивоенный пекулий.

Позже в собственность детей стало переходить имущество по наследству от матери, которым отец не мог распоряжаться, а обладал лишь правом пожизненного пользования.

По Юстинианову праву отцу принадлежало только то имущество, которое сын приобрел, используя имущество отца. Все остальное имущество являлось собственностью сына, на которое отец имел только право пожизненного пользования (хотя мог быть лишен и этого).

3. Правовые отношения родителей и детей

1)Отношения между матерью и детьми.

Мать, состоящая в браке cum manu, вместе с детьми подчинена власти мужа (или его главе семейства), на равных с детьми началах она наследует после мужа; взаимное право наследование соединяет ее, в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из под власти отца, ее мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над ней опеку после смерти мужа.

Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она - агнатка своих старых агнатов, член своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку. Стечением времени юридическая разобщенность в отношениях между матерью и детьми, рожденными от брака sine manu была почти устранена. Когнатическая кровная связь стала постепенно служить основанием права матери на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившегося под опекой постороннего лица или даже находившихся под отцовской властью мужа, с которым мать была в разводе, позднее даже на осуществление матерью опеки. Матери было представлено право на алименты от детей, детям было запрещено предъявлять к матери инфамирующие иски, приводить ее к суду без разрешения магистрата. Были расширены взаимные права наследования детей и матери, состоящей в браке sine manu.

2)Отношения между отцом и детьми.

Независимо от вида брака дети всегда находятся под властью отца. Эта власть первоначально безграничная, постепенно смягчалась. Уже в древнейшее время власть отца над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. Позже был введен ряд прямых ограничений прав отца семейства на детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей. За подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату с жалобами на отца, а также право требовать алименты. домовладыка родитель имущество пекулий

В сфере имущественных отношений подвластные дети были допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок возникали для главы семейства, обязанности же из этих сделок для него не возникали. Совершение подвластным деликта влекло для отца семейства обязанность возмещения вреда или выдачу подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда.

С признанием права наследования детей после матери, состоявшей в браке sine manu, унаследованное имущество объявлялось принадлежащим детям с правом отца семейства на пожизненное пользование и управление им.

В итоге отец семейства сохраняет право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на его средства, либо получено от третьего лица, желающего создать известную выгоду для домовладыки, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ним и подвластными детьми.

Власть отца семейства прекращалась его смертью. При его жизни и независимо от его воли она прекращалась только приобретением сыном одной из высших жреческих должностей, дочерью - звания весталки; позднее ее прекращало приобретение сыном таких званий как консула, епископа и др.

Глава семейства мог сам положить конец своей власти над сыном и дочерью по правилам законов XII таблиц. Согласно этим правилам посредством троекратной манципации подвластного прекращается отцовская власть над ним: отец трижды манципирует подвластного доверенному лицу, которое трижды отпускает подвластного на волю. После третьего раза подвластный выходит из под власти отца семейства. Позже процедура была упрощена, достаточно было заявления перед судом.

3)Узаконение.

Над детьми, рожденными вне брака, отцовская власть могла быть установлена только путем узаконения. Однако узаконение появилось лишь в период империи и допускалось только в отношении детей, рожденных от конкубината (внебрачного сожительства между лицами, не имеющим возможности заключить правильный брак). Постепенно сложились три способа: путем представления внебрачного сына в собрание местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; путем последующего брака родителей; путем издания специального императорского указа.

4)Усыновление.

Над чужими детьми отцовская власть могла быть установлена путем усыновления. Существовало два вида усыновления, совершавшегося в разных формах.

Древнейший вид усыновления adrogatio заключался в переходе одного домовладыки во власть другому. С соответствующим поглощением его семьи семейством усыновителя, когда дети усыновленного становились внуками усыновителя. Акт разворачивался в куриатных комициях и утверждался всем коллективом квиритов.

Другой вид усыновления adoptio - усыновление чужого подвластного, который таким образом переходил из своего семейство в семейство усыновителя. Подобное усыновление совершалось путем использования правил законов XII таблиц о троекратной манципации. После третьей манципации, прекращавшей власть главы семейства, усыновитель заявлял свои права на подвластного. Для усыновления внука или дочери достаточно было одной манципации. Позже данная процедура была заменена простым заявлением перед судом.

5)Опека и попечительство.

Неподвластное лицо в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым особым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Этим целям в римском праве служили опека над несовершеннолетними, над расточителями и женщинами, а также попечительство над безумными, над лицами, не достигшими 25 лет и над расточителями. Различие между опекой и попечительством выражалось в разнице деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный не способен; попечитель же выражает свое согласие неформально, возможно даже не одновременно со сделкой.

В древнейшее время опека устанавливалась в интересах не подопечного, а лиц, которые были его ближайшими наследниками по закону. Ее основной задачей была охрана имущества подопечного в интересах его наследников. Поэтому порядок призвания к опеке (если опекун не был назначен в завещании) совпадал с порядком призвания к наследованию, т.е., опекуном являлся ближайший агнат подопечного

В древнейшее время опека представляла собою не обязанность опекуна, а его право, точнее - власть опекуна над имуществом и личностью подопечного, близкую по содержанию к власти отца семейства.

Однако постепенно права опекуна начинают пониматься как средство осуществления его обязанностей. Это изменение, тесно связанное с последовательным ослаблением родовых связей, постепенно превращают понятие опеки, как власти, в понятие опеки, как общественной повинности.

В связи с этим, наряду с двумя указанными выше порядками установления опеки (в силу агнатического родства с подопечными и по завещанию главы семейства) возникает третий порядок: назначение опекуна государством.

Вместе с тем, постепенно развился и контроль государством деятельности опекунов. Развивается система исков к опекуну в случаях непредставления им отчета о ведении дел подопечного, и в случаях не только растраты, но и нерадивого ведения дел. Затем входит в обычай требовать от опекуна при вступлении его в должность представления обеспечения, а в период империи вводится законная ипотека подопечного на все имущество опекуна.

Брак sine manu мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и односторонним волеизъявлением как мужа, так и жены. Обратная ситуация в случае с браком cum manu, при котором юридическая личность жены поглащалась личностью мужа и развод мог иметь место только по его инициативе.

Приданое представляло собой имущество, выделенное невестой, ее отцом семейства или третьим лицом с целью облегчения мужу бремени семейных расходов. В эпоху брака cum manu, а также а также до широкого распространения брака sine manu, оно составляло собственность мужа и не подлежало возврату. Однако было немало случаев, когда недобросовестные мужья, получив приданое, разводились с женами. Поэтому было выработано правило, в соответствии с которым муж обязался вернуть приданое при расторжении брака. Исключением были случаи, когда жена брала на себя инициативу развода или развод был вызван ее поведением.

В целях охраны интересов жены было запрещено во время брака отчуждение без согласия жены (а иногда даже с ее согласия) недвижимости из состава приданого.


Значение римского права проявилось и проявляется до сих пор в самом явлении его рецепции во всем мире. По меткому выражению Э. Гиббона, законам Римской империи доныне повинуются многие народы, никогда не зависевшие от нее. То есть, сегодня еще на самых высоких законодательных трибунах мы можем услышать слова "деликт", "сервитут". Следовательно римское право - стало одним из главных источников современной юридической науки.

В Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II-I век до нашей эры, 3-я книга, пар. 1) называет институт отцовской власти "ius proprium civium romanorum" (строго национальным институтом римских граждан).

Ребенок в семье является собственностью отца. Самостоятельным лицом был только отец (personas ui iuris, pater familias); сыновья и дети были лицами чужого права (persona ealieni iuris). Власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (iusvitae ас necis), которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры - 235 год нашей эры). В личном отношении от воли отца зависело прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. Конечно, фактическое положение детей могло быть иным, но юридически отец признавался неограниченным властелином самой личности ребенка.

Дальнейшее развитие прав ребенка на жизнь и охрану здоровья в римском законодательстве заключается в постепенном ослаблении абсолютной власти домовладыки. Право выбрасывать новорожденных детей (jux exponendi), по сообщению Дионисия Галикарнасского (30 год до н.э.), было запрещено (кроме случаев явного уродства) уже Ромулом. Но вероятно, в этом сообщении имеется в виду только веление обычая и религии, а не права, т.к. jux exponendi существовало и в более позднюю эпоху и окончательно будет уничтожено только в период империи.

Библиографический список

. Барон Ю. Система римского права. - Спб.: Питер, 2004.

. Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). М.: Юристъ, 2003.

. Косарев А.И. Основы Римского права: Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов - М.: Инфра-М, 2004.

. Новицкий И.Б. Римское право - М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 2004.

. Покровский И.В. История римского права. - Спб.: Питер, 2004.

. Римское частное право: Учебник / Под. ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского, - М.: Дело, 2004.

Похожие работы на - Положение детей в римском праве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!