Анализ возможности переноса инструментов электронного правительства РФ на механизмы, основанные на технологии блокчейн

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    80,22 Кб
  • Опубликовано:
    2017-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ возможности переноса инструментов электронного правительства РФ на механизмы, основанные на технологии блокчейн

Введение

В настоящее время в каждой стране правительство стремится предоставить гражданам возможность экономить как можно больше времени и сил на совершение операций, в которые вовлечено государство.

Ни для кого не станет открытием, что еще в начале 2000-ых для совершения оплаты ЖКХ или для постановки ребёнка на учёт в детский сад (да и вообще практически для любой операции, в которой было задействовано государство) необходимо было лично являться в соответствующее учреждение, вставать в живую очередь или брать талон на очередь ранним утром, и только после изнурительных ожиданий совершать желаемую операцию.

Естественно это не было какой-то прихотью правительства, так томить в очередях граждан, повышая негатив, это скорее было следствием очень слабо развитой доступности и доверия к Интернету со стороны граждан (по данным на 2000-ый год активно интернетом пользовалось около 2% страны). Единственным же методом сокращения времяпрепровождения в госучреждениях является предварительная он-лайн запись на точное время, а также возможность дистанционно выполнять максимально возможное число услуг.

В начале 2000-ых правительство начало активно работать над улучшением электронного взаимодействия с гражданами. Была разработана программа «Электронная Россия» (2002-2010), предполагавшая кардинальные изменения в сфере оказания электронных услуг жителям РФ. Однако, успех в разработке ЭП пришел только после внесения изменений в сентябре 2009 года в данную программу развития, а также переход к новой программе «Информационное общество» (2011-2020). Реализация проекта ЭП включает в себя успешное внедрение всех его компонентов, где особняком состоит портал Государственных услуг (главный элемент Электронного правительства в РФ).

Портал Государственных Услуг (https://www.gosuslugi.ru/) объединяет в себе множество ведомств и услуг. Подробнее о них, а также о технологиях реализации будет подробнее рассказано в первой главе.

К 2016 году, по данным Минкомсвязи России, на портале зарегистрирован каждый второй пользователь Рунета (свыше 40 миллионов). Само собой, качество и богатство перечня услуг должны быть близки к идеалу, также и безопасность при пользовании данным ресурсом должна быть на высшем уровне, ведь пользователи вводят персональные данные. Тем не менее периодически возникают как банальные сбои в работе тех или иных сервисов, так и простая невозможность получить необходимые услуги в полном объеме из-за не полностью реализованного функционала и не состыковок между ведомствами, входящими в перечень ведомств, доступных для обращений через портал Госуслуг.

Столь большая популярность ресурса, а также некоторые проблемы, связанные в первую очередь с человеческим фактором (при отсутствии должной интеграции между ведомствами из-за тех технологий, с помощью которых реализован портал государственных услуг, некоторые данные переносятся специалистами вручную) отлично подчеркивают актуальность выбранной темы, так как благодаря внедрению технологии Блокчейн удастся по максимум снизить число вовлеченных лиц в операции, а соответственно уменьшить количество проблем и негативных отзывов об Электронном правительстве в РФ в целом, так и портале Госуслуг в частности.

Для того, чтобы наглядно убедиться в выгодах от внедрения новых технологий и оценить все риски и трудности, сначала необходимо подробнее разобраться в текущем положении дел, а затем перейти к технологии Блокчейн, в первую очередь, оценив её в границы применения в сфере ЭП, а затем уже рассмотреть все достоинства и недостатки при использовании в данном направлении.

Целью работы является анализ возможности переноса инструментов электронного правительства на механизмы, основанные на технологии Блокчейн, а также оценка целесообразности перехода к данным технологиям.

Для выполнения поставленных целей были сформулированы следующие задачи:

1.      Рассмотреть перечень услуг, предоставляемых Электронным правительством России.

2.      Выделить наиболее значимые и часто используемые услуги.

.        Исследовать существующие технологии, лежащие в основе самых популярных услуг.

.        Рассмотреть возможность реализации отдельных услуг на основе технологии Блокчейн.

.        Выявить преимущества и недостатки перехода на Блокчейн.

.        Рассмотреть зарубежный опыт переноса элементов электронного правительства на технологию Блокчейн.

.        Сделать предположение о рисках и затратах перехода на Блокчейн.

.        Построить модель работы портала Госуслуг As-Is.

.        Построить модель работы портала Госуслуг To-Be.

Объектом исследования данной темы являются отдельные услуги электронного правительства.

Предмет исследования - возможность повышения эффективности работы Электронного правительства в связи с переходом к технологии Блокчейн.

Таким образом, в рамках данного исследования будет проведен анализ текущей ситуации в сфере Электронного Правительства; подробно рассмотрены основные элементы ЭП; возможность перевода всех услуг на технологию Блокчейн, а также сопряженные с этим процессом затраты и риски; будет проанализирован опыт разных стран по внедрению технологии Блокчейн в ЭП; сформулированы рекомендации по использованию технологии Блокчейн в ЭП.

1. Электронное правительство

.1 Что под этим подразумевается?

Прежде, чем углубляться в данную тему, необходимо дать определение Электронному правительству (далее - ЭП). Как я считаю, В.И. Дрожжинов и И.Р. Агамирзян наиболее точно раскрыли данное понятие:

Электронное правительство - новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Перефразируя и дополняя определение стоит отметить, что ЭП является одним из многих инструментов информационного взаимодействия граждан и государства, позволяющих получить большое количество государственных услуг дистанционно. Хорошо развитое ЭП позволяет государству добиваться многих целей:

·        Улучшение качества жизни населения и условий ведения бизнеса,

·        Повышение эффективности государственного управления,

·        Снижение издержек на оказание государственных услуг.

Для того, чтобы ещё лучше разобраться в данном вопросе, следует перейти к составным единицам ЭП и их функциям.

При анализе ЭП Российской Федерации нужно выделить несколько компонентов, обеспечивающих осуществление государственных услуг в электронной форме:

·        Каналы электронного доступа к государственным и муниципальным услугам (Единый портал Госуслуг, Региональные порталы Госуслуг, Официальные веб-сайты органов государственной власти).

·        Единая система идентификации и аутентификации - позволяет пользоваться одним идентификатором для получения государственных услуг на разных порталах.

·        Единая система межведомственного электронного взаимодействия - обеспечивает взаимодействие различных ведомств при оказании услуг.

·        Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах - позволяет гражданам следить за своими финансовыми обязательствами перед государством.

·        Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг - включает в себя сведения обо всех государственных услугах (#"896838.files/image001.jpg">

Рисунок 1

Далее, по результатам запроса, пользователь может либо выйти с портала, убедившись в отсутствии штрафов, либо остаться на сайте и оплатить имеющиеся задолженности. Для начала процедуры оплаты следует нажать кнопку «Оплатить». Транзакции присваивается Уникальный идентификатор начисления (УИН) и по СМЭВ запрос на выставление счёта отправляется в Федеральное казначейство. После выставления счёта он возвращается пользователю, пользователь оплачивает счёт и передаёт УИН в базу данных ГИБДД, после чего ГИБДД делает запрос в казначейство (по УИН) о квитировании, и только получив обратно положительный ответ о квитировании, статус платежа меняется на «Оплачено». На Рисунке 2 показана модель данного бизнес-процесса, построенная на основе описания технического задания по добавлению новой услуги с привязкой к оплате.

Рисунок 2

Пользователь вынужден сталкиваться с длительным ожиданием изменения статуса об оплате, во-первых, из-за порой длительного начисления средств на счёт Федерального казначейства несмотря на мгновенное списание с карты пользователя, во-вторых, процесс может замедляться из-за нечастых отправок запроса об оплате от ГИБДД к Федеральному казначейству. Очевидно наличие промедлений из-за присутствия большого числа посредников в оплате штрафа. Если же данный бизнес-процесс реализовать на основе технологии блокчейн, этих посредников можно будет избежать, сделав получение статуса об оплате мгновенным.

.3 Модель To-Be услуги «Проверить штрафы ГИБДД», реализованная на блокчейне

Наиболее реальным способом снижения времени проведения транзакций является исключение посредников при оплате. Посредниками являются банки, которые переводят платёж Федеральному казначейству. Также можно было бы ускорить процесс передачи в базу данных ГИБДД, если бы Федеральное казначейство само отправляло данные в базу ГИБДД, как только процесс становился выполненным.

Таким образом данный бизнес-процесс непосредственно оплаты штрафа можно было бы реализовать на основе технологии блокчейн. Пользователь, увидев у себя задолженность вызывал бы создание «умного контракта» на погашение задолженности (счёт выставлять не нужно, так как пользователю уже после запроса о наличии штрафа видна сумма долга). Деньги (криптовалюта) переводились бы в Федеральное казначейство (мгновенно), которое сразу же отправляло бы данные о совершении платежа в ГИБДД, а те в свою очередь меняли бы в видимом для пользователя окне статус штрафа на «Оплачено». На смоделированном мною рисунке 3 изображена работа данного бизнес-процесса.

Рисунок 3

В данном процессе смарт-контракт необходим только на этапе оплаты для совершения данной процедуры в мгновение (с учетом подтверждений об оплате и уведомления об этом пользователя).

По моему мнению это возможно реализовать без дополнительных затруднений для пользователей. Сейчас существует множество надежных площадок (xChange, 24payBank, Fast Change) по обмену рублей с любой банковской карты на Эфиры и наоборот (так как предполагается реализация ЭП на базе Ethereum), таким образом, программистам необходимо будет лишь автоматизировать этот обмен, сделав его для пользователей незаметным.

Противники такого перехода могут говорить о большой разнице в курсе покупки и продажи, что может вызвать удорожание всех услуг для граждан, однако, государство наверняка сможет урегулировать этот вопрос с пунктами обменов, предложив очень большой приток новых клиентов, который будет приносить существенную прибыль, даже за счёт маленьких комиссий с транзакций.

Альтернативным вариантом оплаты через смарт контракт мне видится оплата через криптовалюту Сбербанка, о создании которой всё больше и больше говорят в прессе. Клиентами Сбербанка являются свыше 127 миллионов россиян, так что внутри банка не нужны будут никакие посредники по взаимообмену рублей со счета на криптовалюты для оплаты услуг.

блокчейн информационный электронный правительство

Рисунок 4. «Умный контракт» между пользователем и Федеральным казначейством на Оплату штрафа

Благодаря применению блокчейн технологии удастся, во-первых, сократить издержки на работу с банками, во-вторых, на количество операций внутри процесса, в-третьих, пользователь будет намного быстрее уведомлен об отсутствии долгов, что снизит его напряженность.

В результате выявленных рисков по переносу отдельных элементов ЭП на технологию блокчейн в РФ, а также рассмотрения предложенных путей снижения рисковой нагрузки, можно сделать вывод о разумности перехода на новую технологию.

Спроектированные модели наглядно отражают недостатки действующих механизмов, и одновременно позволяют понять все выгоды:

снижение издержек (временных и материальных),

безопасность при оплате,

надёжность передаваемых персональных данных.


На основе проведенного всестороннего анализа по вопросу целесообразности переноса отдельных элементов ЭП на технологию блокчейн, следует сделать вывод, что настоящий момент является очень подходящим для внедрения «умных контрактов», реализуемых на основе блокчейн.

Построенные модели, а также факты, подкрепленные обоснованными аргументами и примерами мировой практики блокчейн в ЭП, дают возможность наглядно убедиться в возможности повышения эффективности работы ЭП.

Также благодаря переходу на новую технологию будут достигнуты следующие положительные результаты:

уменьшение времени на операции,

снижение издержек,

повышение лояльности к правительству,

повышение информационной безопасности в сфере оказания госуслуг.

Исследования, проводимые в данной области являются несомненно перспективными, ввиду своей новизны, широкой заинтересованности правительства и СМИ.

Литература

1.      Дрожжинов В.И. Электронное правительство // Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. - М.: Эко - Трендз, 2002. С. 147.

.        Кузьмин Р.И. (2015) Перспективы развития электронного правительства РФ в сегменте G2C.

Похожие работы на - Анализ возможности переноса инструментов электронного правительства РФ на механизмы, основанные на технологии блокчейн

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!