.
Г. Маузер, рассматривал политический маркетинг как «технологию способную к устойчивой и качественной форме влияния на массовое поведение»42 и выделял два основных метода его воздействия: «убеждающую коммуникацию», имеющую цель повлиять на поведение людей, а так же приспособление «продукта» к сложившимся моделям и формам поведения в той или иной социокультурной среде.
Говоря о маркетинге как о составной части мягкой силы, необходимо сказать, что их общая цель - это создание наиболее привлекательного образа и более устойчивой и долговременной формы построения коммуникации. Поскольку маркетинг и его механизмы позволяют вести наиболее качественную политику властным структурам по отношению к обществу, то на внутренней арене политических событий создание положительного имиджа является важной составляющей стабильности государства.
В тоже время стоит заметить, что с появлением маркетинга на политическом рынке изменилась сама природа понимания политики, и культуры. Так мягкую силу в понимании Дж. Ная стоит рассматривать не только как более современную часть ведения международных отношений, но и как новый вид товара, который принимает за свою ценность привлекательность государства. Поскольку данная ценность не может быть достигнута по определению силовыми или же финансовыми ресурсами, то в таком случае государствам необходимо применять более мудрую схему ведения политики. Развивая институты демократии, сферу образования, науки, культуры и пр. государство способно приобрести намного более продолжительный эффект, нежели ведение стандартной пропаганды нацеленной на промывание мозгов и закреплении определенной модели восприятия реальности.
Как действенная модель влияния в политической сфере, политический маркетинг приобрел свое влияние в формировании устойчивости политической системы, и как следствие интеграция и использование маркетинга в совокупности с механизмами жесткой силы стали фактором устойчивости властных структур в ХХI веке.
1.3 Проблема устойчивости властных структур
Стабильность политической системы и институтов государства, это ее свойство позволяющее оставаться в рамках равновесия и изначально сформированных параметров, и критериев оценки. Тем самым балансируя между воздействием внутренних и внешних факторов, стремящихся к усилению хаотичности. При этом стабильность должна учитывать фактор сохранения поступательного движения к развитию различных сфер общества и властных структур, которые в совокупности определяют сохранность системы и вектор политического развития в заданном курсе. В рамках системного анализа, можно выделять различные критерии, составляющие основу стабильности каждого государства как уникальной системы с уникальными свойствами.
И.Е. Дискин и В.В. Федоров полагают, что «устойчивость политической системы означает ее равновесие, баланс на «входе» и «выходе», т.е. соответствие политических решений и действий требованиям общества. Нарушение данного баланса в виде «недогрузки», т.е. недостаточного реагирования на требования, или «перегрузки» - чрезмерного, избыточного реагирования на запросы общества - порождает нестабильность политической системы, которая может привести к кризису в других сферах. Тем большее значение способность политической системы в целом и всех ее элементов адекватным образом реагировать на общественные ожидания и опасения приобретает в ситуации мирового экономического кризиса».
Постоянной и наиболее существенной проблемой в функционировании государства является устойчивость политической системы и сохранение властных полномочий. В условиях меняющейся реальности и ускорением течения времени в рамках политического пространства, устойчивость властных структур становиться одной из центральных составляющих современного института государства.
В современных реалиях политическая система подвергается постоянному воздействию различных факторов, имеющих при этом разную природу и уровни воздействия. При этом воздействия на систему всегда имеют ассиметричный характер, прямо или косвенно влияющий, на характер возникновения дисбаланса. Любая сложная система всегда пытается сохранить свою устойчивость за счет имеющегося у нее потенциала. Данный потенциал, определяется характером ее коммуникации с социумом и развитием каналов субъектно-объектной связи, и ресурсной базой, необходимой для поддержания равновесия. Один из подходов гласит, что «устойчивость политической системы - это способность сохранять свое развитие в заданном направлении и поддерживать намеченный режим функционирования, несмотря на воздействующие, на систему возмущения». Одна из задач исследования устойчивости современной политической системы обусловлена неспособностью сохранения некоторых заданных параметров ее поступательного развития, эффективного функционирования, равновесия политических сил при воздействии внешних и внутренних факторов. При анализе политической системы, раскрытии всех факторов ее неустойчивости, и увеличению тенденции развития важное значение приобретают инструменты и ресурсная база, способная привести систему в стабильное, устойчивое состояние, близкое по своим параметрам к исходному.
Важнейшими факторами, определяющими содержание и устойчивость власти, являются ее основания и ресурсы. Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы власти - это реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления самой власти и ее оснований. Образно говоря, основания власти - это ее фундамент, ресурсы власти - ее потенциал и технология. Причем ресурсы власти играют более важную роль в данной системе, поскольку могут быть применены вопреки основаниям, поскольку в период сильной дестабилизации и нарушению баланса системы силовые и другие виды ресурсов используются вопреки заложенным базисом системы, в плане культурных, идеологических и других основ.
Важнейшим инструментом при сохранении, поддержании и устойчивости власти являются ресурсы, которыми государство обладает и может применять по своему усмотрению. В западной политологии принято делить ресурсы на 3 вида, а именно: утилитарные; принудительные; Нормативные.
Данные виды ресурсов власти способствуют обеспечению стабильности государства на самых разных уровнях. Так утилитарные механизмы власти способствуют сохранению устойчивости через апеллирование социальными и финансовыми благами, которых у государства вполне достаточно, чтобы покупать политиков, общественные организации, внесистемные партии и целые страты населения. Принудительные ресурсы - это силовое давление на субъект отношений. Также принудительными ресурсами служат законодательное ограничение, экономические санкции и судебное преследование участников действий направленных на дестабилизацию политической системы государства. Нормативными ресурсами власти служат действия направленные на изменение сознания человека, его восприятие власти. Нормативные ресурсы призваны обеспечить наибольшую легитимность власти в глазах населения, не используя при этом силового давления и подкупа.
В российской политической мысли схема ресурсов власти более широкая и включает в себя детализацию на общественные сферы, в которых данные ресурсы применяются. Российский вариант выглядит следующим образом: экономические ресурсы; социальные ресурсы; культурно- информационные ресурсы; силовые ресурсы.
Экономические ресурсы в данном случае - экономические блага необходимые для подкупа объекта в отношении, которого необходимо проводить политику договоренности. Социальные ресурс - блага, которые власть дает объекту в качестве поощрения за солидарность и поддержку, а именно: должности (их понижение или повышение), социальный статус, образование, льготы и пр. Культурно-информационные ресурсы то знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти. А также силовые ресурсы власти, которые являются средством принуждения, и люди занимающиеся реализацией этих механизмов. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п.
Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.
Одна из наиболее современных типологий ресурсов власти, в которой они ранжируются в зависимости от зрелости общества и типа господства, представлена О. Тоффлером. Он отмечает значительные изменения в структуре ресурсов власти, произошедшие по мере развития общества. Именно поэтому его концепция называется теорией "смещения власти". В истории человечества, по Тоффлеру, власть опиралась на три ресурса - силу, богатство и знания. Эти факторы взаимосвязаны и направлены на поддержание власти и порядка на любом уровне социальной жизни: как на уровне повседневных взаимодействий человека, так и в отношениях с государственной властью.
Определяющей тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низшего качества, основанного на силе, к власти высшего качества. Власть силы, по мнению Тоффлера, изжила себя, несмотря на ее использование, как в прошлом, так и настоящем. Решающим ресурсом власти становится знание. Массовое развитие образования и использование информационной техники, способной хранить, перерабатывать и передавать знания, делают ненужными огромный штат управленцев-бюрократов, необходимый для контроля и обработки этой информации. Таким образом, современное общество, по мнению О. Тоффлера, развивается в направлении «антибюрократических форм власти».
Чтобы изучить сущность политической системы отдельной страны, необходимо провести анализ ее социальной структуры, экономического положения, институциональной направленности и многих других составляющих. Для системного анализа устойчивости института власти необходимо использовать группу факторов, которые отвечают за сбалансированное функционирование системы. Группа факторов при анализе будет выглядеть следующим образом: способы функционирования институтов, политические элиты, влияющие на функционирование системы и отдельных ее элементов, партийная модель государства и сами партии как одни из институтов общества, социально-политических факторов, взаимодействие субъектов и объектов политики (власти и гражданского общества, если такое выстроено). При этом важное значение принимает анализ внутренних сфер государства, а именно таких элементов как: культура, экономика, социальная сфера и т.д. Экономическая система в данном случае служит показателем основного типа производства, функционирования частных отношений, и характер управления, закрепленный в отдельно взятой политической системе. Социальная сфера включает в себя анализ, стратификации, половой детерминации, иерархичности общества, наличию социальных лифтов, системы образования и многих других. Анализ культуры позволяет выявить черты общества, которые характерны в данный момент и позволяют выявить превалирующие особенности характерные в данном обществе и власти. Такими чертами будут являться: идеологические течения, уровень протестного движения и типа культуры, социально-политические взгляды и т.д. Что в совокупности дает понимание устойчивости элементов, и системы в целом. Исходя из анализа всех этих характеристик государства, можно выявить уровень его устойчивости, и степень эффективности противодействия дестабилизирующим факторам.
В.И. Пантин, описывает период модернизации отношений между политической элитой и президентом, говоря о том, что когда «из состояния безграничной монополии государственного аппарата и серьезного ослабления государственной власти страна и элита возвращаются к повиновению. Но осуществляется это не столько путем прямого насилия, сколько с помощью своего рода пакта, который, предоставляя элите различные послабления в вопросах ее хозяйственного обустройства и гарантируя ей достаток и порядок в стране, вместе с тем возвращает власти монополию на принятие и осуществление всех важных стратегических политических решений. Тем самым потенциал государства концентрируется на решении в первую очередь внешнеполитических задач, обеспечивая при этом исправное функционирование государственной машины в целом»47.
Учитывая стабильность политической системы, то показателями устойчивости власти и властных институтов будут служить, такие факторы как сдержанность субъектов в принятии решений. Акторы стараются держаться нейтральной позиции, по всем вопросам, стоящим на повестке дня. При этом наблюдается баланс во внешней и внутренней политике. Результаты такой политики не заметны сразу, а их последствия положительные или отрицательные проявляются спустя время. Таким образом, в стабильной политической системе, не наблюдаются элементы ускоренного структурного и радикального изменения качества самой системы. Поэтому на стадии стабилизации и устойчивости важны конструктивные и точечные изменения, запланированные действующей политической элитой. В рамках начатых ранее социальных, экономических и других программ задействованных на более ранних этапах развития системы, и отвечающих потребностям общества и института власти.
Таким образом, при анализе политической системы, при раскрытии сущности тенденций и причин ее устойчивости, функций важное значение приобретают инструменты, позволяющие привести ее состояние к исходному. Среди таковых можно назвать наиболее целесообразные способы, методы и процедуры, направленные на восстановление и укрепление функций политической системы и достижения желаемых результатов в сфере политики.
Выводы по главе: на протяжении развития общества и институтов власти, в мире и политических системах, которые развиваются под влиянием прогресса, культурных реформаций и различных индивидуальных, а так же факторов детерминации основанных на сугубо индивидуальных качествах системы и общества. Модель ресурсов, механизмов власти приобретала качественные изменения, что в дальнейшем дало ей возможность интеграции и развития в рамках международных систем, а так же в плане развития институтов государства, и гражданского общества внутри страны для наилучшего взаимодействия с субъектами политики. Силовые механизмы, начиная с самых истоков их изучения претерпели малочисленные изменения, лишь предмет и специфика применения силовых ресурсов власти имела тенденцию к рассмотрению под разными углами. Маркетинговая составляющая политической сферы с наступлением ХХ в. стала предметом активного изучения по части внедрения экономических методов, и практик реализации субъектно-объектных отношений из сферы экономических законов. Более ясным стало представление о товаре в политическом маркетинге, схеме реализации и создания привлекательного имиджа, что в свою очередь дает представление о новой категории измерения привлекательности государства по средством его культурного потенциала. Развитие концепций силовых механизмов и маркетинговых практик позволили усовершенствовать модель устойчивости государства. Как следствие это дало новый старт в развитии институтов демократии, созданию системы качественного образования, и появлению более новых форм коммуникации власти и общества. В совокупности можно сделать вывод, что в ХХI в. ведущую роль стали занимать более новые подходы к реализации механизмов влияния, но в тоже время после появления теории общественного выбора у власти появилась потребность учитывать мнение общества для уменьшения разногласия и устойчивости самой системы в целом.
2. Соединения силовых механизмов с маркетинговыми технологиями в политической сфере: теория и практика
2.1 Специфика использования маркетинговых коммуникаций в политической сфере
Процесс модернизации политической сферы России, начавшийся в 80-х гг. и продолжающийся по настоящее время, по мнению различных экспертов, является недостаточно эффективным, и как следствие приводит к вопросу об уникальности российской модернизации в сравнении с аналогичными процессами, которые происходили в других странах.49
Для всякого сложно-структурированного общества политические коммуникации являются неотъемлемым постоянной детерминантой социальных коммуникаций в целом, призванных обеспечить внутреннюю упорядоченность устойчивость функционирования социальной системы посредством легитимации действующих субъектов и институтов власти. В системе политических коммуникаций принято различать такие ее виды, как агитация, пропаганда, реклама и пиар.
При том агитацию и пропаганду исследователи относят к так называемым не маркетинговым видам политической коммуникации, а политическую рекламу и политический пиар - маркетинговым.
Специфика изменений происходящих в динамике позволяет рассмотреть приоритеты, отдельные сферы и общую тенденцию развития системы в целом. Рассматривая в динамике систему базовых ценностей, убеждений, приоритеты политики, сложившиеся нормы политического восприятия, сложившегося в динамике развития общества, политический маркетинг приобретает необходимость как фактор способный управлять и влиять на данные факторы. Как феномен современного мира у политического маркетинга, еще не достаточно описаны понятия, продукта, политического рынка и маркетинговых условий, при которых маркетинг приобретает наибольшее влияние.
При внимательном рассмотрении специфики российского политического маркетинга можно выявить его характерную черту, этой особенностью является его мобилизационная направленность в отношении объектов политического взаимодействия.
Концептуальная форма, возникающая при данном свойстве политического маркетинга заключается в мобилизации общества в циклическом формате (в периоды выборов, сильных внешних и внутренних дестабилизаций и т.д.). Общество в данном формате служит как объект манипуляции и коммуникационная форма взаимодействия субъекта и объекта отходит на второй план, а главной целью является принятие властной воли обществом. Политический маркетинг при такой форме используется исключительно элитой, каналы связи носят формальный характер, а коммуникация служит показателем эффективности в периоды, когда необходимо получить потребность и провести корреляцию дальнейших действий властных институтов. По мнению Д. Фурмана и его соавторов, что «власть перестает понимать процессы, происходящие в обществе и их логику, и в конечном итоге общество при отсутствии обратной связи начинает понимать, что оно власть исходит не от него. Власть и общество фактически начинают жить в разных мирах, пересекаясь друг с другом в периоды необходимой коммуникации».
И.Л. Недяк пишет о системе маркетинга в рамках политического маркетинга политических партий. На практике данная модель может быть применима ко всем властным институтам государства. Схема, которую описал И.Л Недяк выглядит следующим образом: агрессивная направленность маркетинга, потеря доверия к политическим партиям, снижение и отстраненность общества от политики, снижение численности и распространенности партий, повышение капиталозависимости политических партий от государства, трансформация партий, и в конечном снижение уровня доверия к институтам демократии, системе выборов и т.д.
Практика политического маркетинга в большинстве стран отходит от системы, в которой циклический и мобилизационный характер в системе выстраивания диалога и продажи политического продукта в периоды выборов и т.д. И главной направленностью становится выстраивание долгосрочных каналов взаимодействия на основе поддержания коммуникации с институтами гражданского общества. Данный вид развития маркетинга имеет стратегическую направленность, что выражается в постепенном наращивании доверия к институтам власти со стороны общества, и устанавливается модель взаимодействия, при которой каждая из сторон получает выгоду. Власть получает возможность выстраивать политику на основе легитимности и устойчивости, а общество при этом получает возможность удовлетворения своих реальных потребностей.
Принимается в расчет также эгоистическая природа политики и общества исходя из классической трактовки теории общественного выбора.
Форма долгосрочной политической выгоды, исходит от того, что производитель политического товара, наладив диалог с покупателями этого товара, получает намного больше выгоды. И тем самым повышает уровень восприятия и информации о степени своих возможностей в плане создания новых форм продукта. В таком случае эффективная субъектно-объектная связь становится реальным источником развития, что позволяет корректировать параметры коммуникации для лучшего воздействия и улучшать стратегическое планирование.
Причиной мобилизационной направленности политического маркетинга в России служит его персонифицированная направленность, что является частью политической системы России. Данный факт признают большинство политологов. В российском политическом пространстве главную роль занимают личности, а институциональная направленность политического маркетинга не может быть реализована на практике. Факторы, отвечающие за подобный феномен, могут иметь самые разные основания, начиная от политической культуры общества, и заканчивая исторической формой развития государства и его институциональной основы. Наибольшую популярность при этом принимают не институты, а политические лидеры и общественные лидеры разных сфер. Данная система характерна для всего мира, но в частности исследуя российский политический рынок, становится ясным, что разрыв в нашей стране критически максимален. Отсутствие институтов приводит к тому, что большинство конфликтов, и различных противоречий решаются с помощью политических лидеров. Таким образом, отсутствие коммуникации между институтами государства и обществом способно привести к фатальным кризисам, которые в свою очередь может привести к дестабилизации властных структур, системным кризисам, и полному разрушению доверия между субъектами и объектами политической жизни. В связи с этим, форма направленности политического маркетинга в России со стороны институтов власти, несет скорее поверхностный характер и не является реально действующей формой реализации взаимосвязи.
Проблемой создания качественной коммуникации служит тот фактор, что институты между субъектом и объектом политики СМИ, политические партии, неправительственные организации, играют роль мобилизации общественности и не выполняют свою задачу коммуникации, связующего звена между ними. Потоки политической коммуникации фактически монополизированы, и выполняют роль мобилизации в сугубо одном направлении, от власти к обществу. При этом любые источники информации, публичные движения, партии и платформы направленные на открытый диалог в большинстве случаев подавляются через законодательные инициативы или любым другим способом.
Таким образом, характер принимаемый политическим маркетингом в России, служит лишь для формирования мобилизационных потоков. Что в свою очередь дает новые формы осмысления данного понятия в России.
В последнее время стали разрабатываться концепции, в которых политический маркетинг принимает не просто мобилизационную форму, но и как способ выстраивания двусторонних отношений на долгосрочной основе56. Маркетинг при такой трактовке приобретает важность не только в сфере выборных компаний, на краткосрочной основе, но и как механизм выстраивания долгосрочных отношений. В таком случае маркетинг становится механизмом, который в перспективе может улучшить, и развить форму взаимоотношений в новом формате, что в свою очередь даст качественное формирование обратной связи и позволит уйти от персонифицированной модели отношений акторов государства. При этом важность политического маркетинга важна не только в сфере конструкций пиар компаний, рекламы, форм выстраивания отношений между властью и социумом. Но и как сфера способная привнести в политологию инструментарий способный улучшить понимание и трактовку различных аспектов прикладной политологии, что в свою очередь позволит вести аналитические исследования, направленные на преодоление многих проблем российской политической сферы.
Для современной российской реальности главную сферу анализа и актуальной специфики представляет проблема разделения гражданами различных областей, страт и социальных статусов, определенных ценностей выражающихся в различных противоестественных формах. Данный вопрос важен для понимания социокультурного вектора развития, и экономической, политической сферы. Поскольку закрепление на уровне менталитета определенных стереотипов, радикальных идей, и моделей поведения, дает с точки зрения маркетинга и политологии аналитическую модель, на которой можно проследить формирование закономерностей при дальнейшем выстраивании стратегий. Закрепление в массовом сознании стереотипов, должно проходить по своей форме как положительные и вызывающие привлекательные ассоциации. Доминирование и распространение стереотипов должно идти, от власти к обществу, и применяя инструментальный потенциал политического маркетинга внедрять в сознание такие понятия как инициативность, успешность и многие другие, способствующие развитию культурного базиса, гражданского общества, и приводить в дальнейшем к развитию экономических и других сфер общества. В таком случае субъект, который проводит такую политику, будет получать выгоду исходя из того, что развитие подобных брэндинговых конструкций позволить налаживать коммуникацию между властью и обществом. Таким образом, институты коммуникации власти и общества будут служить надежным способом двусторонних отношений между акторами общества.
Таким образом, главной задачей политического маркетинга является разворачивание векторов государства и общества друг к другу, для России с характерным ей бюрократическим аппаратом, и сложившейся в ходе исторического развития системе ценностей и менталитета, это имеет первостепенную важность. Главная проблематика политического маркетинга как описано выше, это мобилизационная концепция осуществления диалога между властью и обществом, что является пережитком ушедшей эпохи, но закрепившейся в российской политической реальности конструкции. Ряд факторов играющих роль торможения развития коммуникативного двустороннего формата диалога, является не только эгоистический интерес власти, но и сложившийся культурный базис, в котором отсутствуют характерные черты гражданского общества, стремящиеся к реализации своих интересов. С развитием институтов коммуникации, общества и властных институтов в плане, понимания выгод от двустороннего диалога, будет произведен переход, что в конечном итоге даст возможность развития устойчивости системы в целом и реализации потенциала заложенного в системе государство-общество.
Учитывая специфику развития российского общества и сложившейся тенденции к дестабилизации политической системы, то следует затронуть такой фактор как необходимость силовых механизмов в политической сфере России. В следующем параграфе будет рассмотрена специфика балансирования между культурно-информационными ресурсами и силовыми механизмами, поскольку данный тип управления является наиболее качественным и по своей сути smart power является самым эффективным способом реализации устойчивости института государства.
2.2 Соединение силовых ресурсов власти с культурно- информационными технологиями
Трансформация субъектно-объектных отношений в мировом политическом пространстве на сегодняшний день, дала возможность актуализировать и развить более качественное понимание системы использования ресурсов власти на мировой арене. Мягкая и Жесткая сила, берущие свое начало из классических трактовок субъектно-объектных отношений получили свое распространение в новой форме, которую многие ученые и специалисты в области государственных и международных исследований, именуют Умной силой. Данная форма политической реализации власти, сочетает в себе элементы двух ресурсов власти, а именно культурно- информационные и силовые стали применяться во всех областях, где присутствуют властные отношения. Данная модель характерна еще и тем, что сочетая в себе различные культурные, информационные, а так же силовые концепции влияния, играют важную роль в реализации устойчивости государства на международной и внутренней арене.
Самые разные виды политических ресурсов, такие как дипломатия, экономическое влияние, военные действия, политическое и правовое воздействие, которые успешно применяются в борьбе с экстремизмом и терроризмом, то можно сделать вывод, что система балансирования различными ресурсами позволяет сохранить устойчивость системы внутри государства. О.Ф. Русакова в исследованиях технологий по применению США элементов умной силы, обнаружила тесную связь в применении элементов жесткой и мягкой силы в борьбе с экстремизмом и терроризмом. Исходя из этого она пишет, что «Реализация на практике нового концепта началась с новой стратегии по Афганистану и Пакистану. Военное присутствие США было дополнено присутствием гражданских специалистов. В плане развития стратегии «smart power» в 2009 г. в структуре Госдепартамента был создан Центр предотвращения и разрешения конфликтов. Центр разработал план по созданию «мобильных команд развития» для оказания помощи развивающимся странам. В 2012 г. в бюджете США были увеличены ассигнования как на жесткую силу (военный бюджет), так и на мягкую власть (расходы на содержание Госдепа, на Инициативу в области невоенной стабилизации (Civilian Stabilization Initiative). К стратегии «smart power» можно также отнести инициативы Обамы в области развития публичной дипломатии («Американские дома» в мусульманских странах) и расширение сети подразделений радиостанции «Голос Америки»».
Понимая под властью способность субъекта, влиять на объект, и добиваться желаемых результатов, Дж. Най выделял три пути ее осуществления: принуждение, подкуп и привлекательность. Два первых подпадают под понятие жесткой мощи, тогда как привлекательность - способ осуществления мягкой власти. Вводя в терминологию понятие, умная мощь, Дж. Най замечал, что использование одного из этих двух базовых ресурсов, не дает такого положительного эффекта, как при применении их вместе58. Най изначально акцентировал неэффективность одной лишь мягкой власти для противостояния вызовам и угрозам начала 2000-х59. Поэтому эффективность использования зависит от баланса между этими ресурсами и правильном применении, для конкретной ситуации, с учетом всех факторов.
Говоря о мягкой и жесткой силе России, Дж. Най утверждает, что Россия находится в упадке, и остатки мягкой силы лишь немного помогают замедлить данную тенденцию к стагнации и окончательному разрушению60. Най выдвигает тезис о том, что у России как страны прошедшей кризис политической системы после распада СССР, не хватает качественного соотношения и баланса, среди ресурсов, имеющихся у нее в распоряжении, что бы противостоять, вызовам, возникшим перед ней. Таким образом, в реалиях сложившихся в политическом пространстве, вокруг России, она выбрала для себя наиболее качественный вид применения и развития умной силы. Данная стратегия, по мнению Ная выглядит следующим образом:
Во-первых, использование силовых механизмов реализации власти в отношении террористов, сепаратистов и экстремистов.
Во-вторых, демонстрация накопленного потенциала жесткой силы, и угроза применения ресурсов жесткой силы.
В-третьих, использование и угрозы применения жесткой силы, накапливание точек реализации мягкой силы, и поступательное развитие.
В системе носящей закрытый характер использование силовых и культурно-информационных ресурсов предполагает иной характер использования. Так в свою очередь применение манипулирования через средства массовой информации и использование законодательной и административной мощи государства создает систему, при которой субъектно- объектная форма взаимодействия власти и общества носит лишь видимый характер. Что непременно приводит к уменьшению роли влияния гражданского общества, на процессы, происходящие в государстве. Но при этом нельзя забывать, что такая система построенная во многом на добровольном принятии модели принуждения государства, через культурно-информационные и силовые механизмы, непременно ведет к стабилизации обстановки и как следствие устойчивости властных институтов государства.
Механизмы применяемые при соединении hard power и soft power могут принимать самые различные формы, в одних случаях это может быть создание культурных паттернов направленных на добровольную лояльность к политическому лидеру или партии, в других закрепление через законодательную базу права государства на применение насилия в необходимых случаях стабилизации обстановки страны. В частности также важны такие факторы как распространение спорта в стране, создание инфраструктуры и как пишет Л.Р. Рустамовой с чьим мнением трудно не согласиться, «одним из показателей роста «мягкой силы» страны считается рост спортивных достижений и участие в международных конкурсах различного характера. В последние годы Россия выиграла право проводить у себя крупнейшие международные состязания: 2013 г. - Всемирная летняя универсиада, 2014-й - зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи, 2016-й - ЧМ по хоккею, 2018-й - ЧМ по футболу. Заняв первое место в общем медальном зачете в Олимпийских играх в Сочи, Россия впервые со времен Советского Союза снова заявила о себе как о выдающейся спортивной державе. Олимпиада в Сочи дала почувствовать гражданам гордость за то, что они живут именно в этой стране и что они могут побеждать»61. На этом фоне комбинирование различных составляющих ресурсов власти представляется наиболее перспективным механизмом реализации устойчивости власти и как следствие приводит к качественному диалогу внутри системы государство- социум.
Рассматривая различные аспекты данного вопроса, стоит отметить, что технология создания имиджа В.В. Путина может также иметь свойства взаимодействия в сфере smart power, поскольку носит характер различных культурных, психологических, и т.д. аспектов принятия образа. Взаимодействие силовых и культурно-информационных форм в данном случае стоит разделить на 2 уровня: во-первых, создание образа среди населения посредством пиар технологий, маркетинговых практик и культурных паттернов. А во-вторых через закрепление системы структуризации внутри политической элиты, через жесткую систему рекрутирования, создание механизма вертикали власти, где креатуры будут лояльны действующему лидеру и т.д.
В данном аспекте происходит соединение силовых ресурсов и культурно-информационных в одном политическом пространстве, и система действий, которая применяется в купе, для установления устойчивости имеет бинарную последовательность.
Углубляясь в область междисциплинарных исследований и преадаптивных технологий, то можно выделить такое направление в науке как эпигенез, по своей природе мало совместимый с политикой и политической сферой, данное направление имеет огромный потенциал по части внедрения и управления человеческим социумом. Как пишет Т.В. Карадже в статье теория хаоса и технологии внешнего управления, «Современные политические технологии внешнего управления обладают эффектом преадаптации и способны работать на опережение. Эффект преадаптации заключается в возможности прогнозирования тех адаптивных (приспособительных) свойств системы, которые еще не проявились, но в будущем будут иметь для нее большое значение. Или, проще говоря, залог эффективности таких технологий есть умение выявлять эти свойства и точечно воздействовать на них в своих интересах»62. Выделяя на этой базе свойства эпигенетических структур, можно выделить такой фактор воздействия как двух уровневое влияние на социум. На первом уровне создается механизм воздействия на физическое состояние человека, а на втором после воздействия механизмов насилия, искусственного принуждения и т.д. создаются условия, при которых культурно- информационные технологии приобретают наибольшую силу. Но в тоже время нужно учитывать, что данный механизм имеет свойства приспособления в долгосрочной перспективе, и как следствие быстрые циклы политических событий не способны иметь большой вес. Примером может служить книга «читая между строк днк» в этой книге Петер Шпорк напоминает об исследованиях, проводимых среди голодающих во время Второй мировой в Нидерландах. Благодаря метрическим книгам мы знаем, что многие дети, которых вынашивали в голодное время, рождались с меньшей продолжительностью жизни и низким ростом.
Цепочка продолжалась: эти дети, вырастая, рожали, в свою очередь, тоже очень маленьких детей, хотя жили в условиях изобилия. Так в политической сфере данную область можно считать очень перспективной, учитывая тот факт, что в данный период истории созданы механизмы искусственного обрушения экономики, при котором происходит упадок общественных благ и т.д. Что в свою очередь дает наиболее качественную форму манипуляции человеческими ресурсами.
Классическая модель позволяющая описать механизм соединения культурно-информационных и силовых ресурсов власти, может быть разобрана на примере опыта США в продвижении своего влияния на территории ближнего востока.
Механизм, который в привычном понимании легче называть как Smart Power, базируется на необходимости вести сбалансированную политику и использовать ресурсы с минимальными потерями, как экономическими, так и репутационными. С. Носсель в своих работах отмечала, что для прогрессивных стран необходимо отстаивать внешнюю политику, которая дает возможность противостоять самым различным угрозам, но при этом ставит в свои приоритеты также более высокие цели, концентрируясь на разумном применении силы в продвижении своих интересов. Как необходимое условие С. Носсель называет взаимоотношения с альянсами, институтами и соблюдение правовых норм, которые государства должны использовать для достижения наилучшего результата в политике, с минимальными потерями. Данная модель сочетания грамотной политики и военных; экономических ресурсов, позволяет формировать повестку дня на мировом уровне, и сочетать в себе все политические ресурсы, а затем эффективно и практично реализовывать поставленные задачи.
Говоря об умной силе, которая объединяет в себе различные элементы властных ресурсов, то необходимо указать череду пунктов, которые ДЖ. Най и Р. Армитидж разработали исходя из анализа международных отношений.
Так, по их мнению, к достижению своих интересов государство должно сосредоточить свою деятельность на общем благе и инвестировать в общее благо, по их мнению сферами, на которых стоит сосредоточить внимание являются: технологии, международные институты, дипломатия, экономика, глобальное развитие65.
Что примечательно, данные области помогают развивать внешнеполитический брэндинг, и тем самым, достигать результатов основываясь, на мягкой силе и в совокупности с военным потенциалом государства развивать свою устойчивость на мировой арене.
Если переносить опыт внешнеполитических успехов и модели реализации поставленных задач, во внутристрановую область, то во многом прослеживаются схожие элементы. Так под взаимодействием силовых механизмов и культурно-информационных будут попадать, в данном случае законодательные акты, полиция, и правовые нормы, направленные на защиту и удержание власти, культурно-информационными ресурсами внутри государства будут любые информационные, культурные, общественные организации имеющие ресурсную базу и поддержку от представителей власти.
Механизмы распространения идей, информации, политических партий, и различных паттернов в культуры имеют под собой манипуляторное свойство и зачастую не сильно отличаются от программирования мыслительных процессов на уровне психологии.
Аронсон Э. и Пратканис Э. выделяют четыре стратегии влияния на общественное сознание, для достижения различных результатов при влиянии со стороны заинтересованных субъектов.
Данные стратегии выглядят следующим образом: первая стратегия придерживается принципа предубеждения. Исходя из этого, следует взять под контроль ситуацию, и обеспечить фреймовый контекст, благодаря которому послание и информация из субъекта будет воспринята наилучшим образом. Предубеждение основано, на манипулировании и форме структуризации информации.
Создание и реализация успешного предубеждения, может считаться состоявшейся в том случае, если большинство объектов воздействия приняли точку зрения коммуникатора (даже если эта точка зрения должна быть подвергнута пере формулированию и корректировке). Умело апеллируя информацией и используя коммуникативные приемы, субъект может привлечь на свою сторону даже не прикладывая особых усилий, затрачивая энергию. Создание положительного образа в глазах аудитории, перед объектом, называют доверительным источником. Перефразируя данное понятие, можно сказать, что коммуникатору необходимо создать привлекательный образ, внушающий симпатию и выглядящий в глазах объекта воздействия, как наиболее авторитетный и заслуживающий доверия. Третья стратегия влияния заключается в том, что бы создать и донести до объекта манипуляции, информацию, которая будет фокусировать внимание только на том, что нужно коммуникатору. Четвертая и последняя форма стратегии при манипулировании заключается в том, что бы наилучшим образом контролировать эмоции объекта, заставляя того переживать сильные чувства и тем самым принимать точку зрения нужную коммуникатору, что бы уменьшить негативные эмоции или сохранить позитивную.
Дополняя данные стратагемы воздействием через СМИ, законодательными мерами, можно получить группу факторов, которые наилучшим образом воздействуют на общество и тем самым создают базис, на котором формируется положительное отношение социума к действующей власти, и которое подкреплено силовым воздействием в виде преследования законом, или же прямым воздействием силовых ведомств на группы противодействующие курсу власти.
Если брать классический пример противодействия цветным революциям, и устойчивости власти в системе при которой происходит радикализация общества, то необходимо назвать группу мер, позволяющих противодействовать ухудшению обстановки в государстве. А. Манойло писал, что существует 3 группы мер необходимых для урегулирования напряженности в социокультурной области, данные меры выглядят следующим образом:
Первая группа мер направлена на выявление и перекрытие финансовых потоков, идущих на финансирование протестного движения. Вторая группа мер направлена на вовлечение социальной базы протестного движения - молодежи в возрасте от 18 до 35 лет - в деятельность общественных организаций проправительственной направленности. Третья группа мер - создание в обществе возможности разгерметизации накала, сброса напряженности, не позволяющих обществу «перегреваться» наподобие парового котла и затем выплескивать накопившуюся энергию в виде социального взрыва.
Подводя итоги соединения силовых и культурно-информационных механизмов власти, то необходимо сказать, что главным фактором, который присущ данной области исследования нужно считать, баланс. Данный баланс, соблюдаемый любым субъектом, который направляет свое влияние на объект влияния, позволяет наилучшим образом получить желаемый результат, а корреляция в сторону силовых или культурно-информационных ресурсов является следствием сложившейся обстановки. Так при различных факторах задействуются как силовые, так и нормативные методы воздействия, и лишь необходимость получения результата в течение определенного времени приводят к необходимости задействовать каждый ресурс в большей или меньшей степени.
Выводы по главе: спецификой соединения силовых и маркетинговых практик в политической сфере можно считать практическую реализованную модель, во внешней политике. Внутристрановой брэндинг, маркетинг, различные формы внедрения паттернов, берут свою базу исходя из коммуникационной модели субъекта и объекта политических отношений, в частности говоря о системе реализации на практике данной формы влияния, можно сделать вывод, что форма реализации силовых механизмов власти не претерпевает изменений. В то время как в зависимости от уровня и механизма внедрения, используются различные институты коммуникации, необходимые в одних случаях для мягкого влияния, в других для жестких манипуляций, основанных на пропаганде и внедрении информации с помощью различных форм психологической манипуляции. Форма взаимодействия отчасти носит субъективный характер, что делает эту форму соединения труднодоступной для изучения в рамках закрытой политической системы. Но как следствие, принимаемые законы, указы, создаваемые институты, общественные организации в совокупности с качественной формой освещения через средства массовой информации и другие информационные каналы диалога, дают основу, на которой можно делать вывод о механизме реализации данного вида управления.
Глава 3. Роль силовых механизмов и маркетинговых практик мягкой силы в обеспечении устойчивости российской власти
.1 Устойчивость российских властных структур: анализ опыта 90-х гг.
Период 90-х гг. ознаменовался необходимостью стабилизации и устойчивости российских властных структур. В данный период после распада советского союза, и дестабилизации обстановки во многих регионах России возникла потребность в удержании территорий от выхода из состава страны и получения слишком больших автономий.
Для решения данной проблемы и удержании власти, политической элите и институтам, которые отвечают за предотвращение накала обстановки приходилось применять различные механизмы необходимые для поддержания стабильности.
Структуризация подачи информации и грамотное использование административного ресурса власти, в данной ситуации выходят на первый план. Вызовы из вне, и неустойчивый диалог на территории страны с оппозиционными партиями, и движениями приобретают приоритетную задачу для укрепления стабильности государственных структур. Так в период после распада СССР в нижней плате парламента проходили партии не связанные с государством и властными структурами прямой линией, и зачастую использовались в необходимых ситуациях для поддержки выше стоящих структур. В данном случае система может считаться относительно свободной, но при этом различные факторы могли повлиять на дальнейший исход политической обстановки и усилению протестных настроений. Поэтому через механизмы закрепленные конституцией и утилитарные составляющие института государства осуществлялось давление для укрепления лояльность и достижения компромисса в сложившейся обстановке.
Главной проблемой при начальном этапе становление устойчивой системы в Российской Федерации стало противоборство законодательной и исполнительной власти в 1992-1993 гг. данный фактор стал показательным, поскольку становление правового государства по опыту развития демократических стран, был не приемлем на территории России из-за социокультурных, элитарных и некоторых других оснований. Так главной потребностью стала нарастающая роль в становлении президентской власти, по опыту развитых республик с сильной вертикалью власти где нижестоящие институты и политические деятели в основном играют роль креатур, не принимающих самостоятельные решения. Для общества данная проблема не была на первом плане, так-как большинство граждан считали вызванный системный и экономический кризисы следствием продолжения социалистической модели устройства системы, и как следствие события 19-21 августа 1991 года ознаменовавшие появление Государственного Комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР), целью которого было вызвать контрмеры к непоследовательным действиям Президента СССР М.С.
Горбачева, воспринялись большинством населения крайне отрицательно, что в дальнейшем после распада СССР практически не изменилось.
Для понимания специфики использования маркетинговых практик и силовых механизмов в разные периоды истории, и в частности в период 90х гг. необходимо учитывать сложившуюся модель взаимоотношений в системе государство-социум, так в частности данный период был ознаменован полнейшим разрушением субъектно-объектной формы коммуникации, и по большому счету можно сделать вывод, что властные институты приобрели закрытую форму. Принятие решений во многом было следствием неграмотной политики, но как факт нужно учесть, что стабильность системы усиливалась благодаря независимости власти и применению силового воздействия. Примером данного факта могут быть события 21 сентября - 4 октября 1993 года, поскольку политическое противостояние между Президентом РФ и Верховным Советом, при отсутствии необходимой законодательной базы, кроме «подправленной» советской Конституции РСФСР и Федеративного договора, привело к конфликту 21 сентября - 4 октября 1993 г. сложившийся политический дуализм между законодательной и исполнительной (в данном случае президентской) властями был обусловлен и отсутствием должной законодательной базы, и политическими амбициями лидеров конфликтующих сторон. Одним из вариантов разрешения конфликта было проведение одновременных досрочных парламентских и президентских выборов и принятие новой конституции страны. Но большинство парламентариев во главе с Р.И. Хасбулатовым рассчитывали на передел властных полномочий путем объявления импичмента президенту и замены Б.Н. Ельцина на более сговорчивого А.В. Руцкого. Данное событие характерно тем, что после расстрела парламента и дальнейшего освещения произошедшей ситуации в СМИ, общество стало воспринимать факт присутствия насильственных мер в отношении любого субъекта политической жизни как закономерность. Это был фактически первый этап применения силовых и культурно-информационных механизмов в действии, и если с силовыми действиями все более-менее ясно, то действие и влияние информационной составляющей по большому счету можно назвать побочным фактором.
В дальнейшем данная проблема разрешилась делегированием полномочий на законодательном уровне, что стало следствием разделения парламента на совет федерации и государственную думу, что дало возможность, во-первых сменить вертикаль власти присущую формированию в период советской истории, и во-вторых наладить коммуникацию с обществом, поскольку с точки зрения политического маркетинга у общества появилась возможность делегировать своих представителей в законодательные органы.
В период развития конфликта на Кавказе (первая и вторая чеченские компании) взаимодействие культурно-информационных и силовых механизмов власти является неоспоримым фактом, поскольку применение силового давления в регионе с сепаратистскими настроениями и одновременное освещение в средствах массовой информации приобрели прямое очертание. Так следствием начала первой кампании стало широкое освещение происходящих событий и создание «демонизирующего» образа всего региона и как следствие закрепление культурных паттернов, которые вызывают негативные ассоциации на уровне когнитивного восприятия среди широких слоев населения. Данный механизм широко применяется среди различных военных операций и придает фактор легитимизации и поддержки среди общества, что дает государству необходимый фактор устойчивости при дальнейшем закреплении законодательных норм (как части принудительных механизмов) и широком освещении деятельности властных структур.
С развитием института президентства начавшегося в 1991 году и фактического закрепления президентской республики после 1993 года, вся ресурсная база была направлена на удержание и развитие стабильности в дальнейшем развитии, как было описано выше кампании в чеченской республике показали эффективность слияния механизмов силового и нормативного воздействия, как на социум, так и на отдельных субъектов69.
В дальнейшем необходимо рассмотреть переходные периоды, в частности после дефолта 1998 года, и до закрепления и реализации на политическом олимпе В.В. Путина и политической партии «единая Россия», в частности это позволит продемонстрировать возрастающую роль практик маркетинга и взаимодействия культурно-информационной составляющей, которая стала превалировать в реализации политического курса властных структур.
Период перехода власти от Б.Н. Ельцина к В.В. Путину ознаменовался и сменой формы реализации политического курса, так необходимость в создании паттерна сильного образа в лице президента, и политической партии, которая поддерживает его кандидатуру, стала приоритетной в модели российской политики. В данный этап маркетинговые практики приобретают наибольшее влияние, поскольку стандартные механизмы продвижения партии из верхов власти начинают утрачивать свою эффективность, так политический маркетинг дал возможность «обрести новую обертку» уже ранее существующим идеям и начать приобретать популярность и брендовый статус среди общества. Единая Россия была образована в 2001 году, 1 декабря и берет свои корни из движения «Единство», а также из блока «Отечество-вся Россия». Создание партии и закрепление ее в политическом пространстве во многом цепь заранее спланированных событий, так с момента первых выборов, в которых «ЕР» набрала большинство в 2003 году, стали ликвидироваться политические течения праворадикальной направленности70, создаваться центры противодействия экстремизму, и вести политику через средства массовой информации, по ухудшению восприятия любой партии или движения, которые стремятся к изменению строя государства даже законным путем.
Как фактор это является средством необходимости при устойчивости власти, поскольку законодательное большинство, которое имеет фактическое превосходство и поддержку со стороны общества, всегда будет стремиться к сохранению своего влияния. Соединение механизмов реализации властных ресурсов в данном случае коррелируют в сторону маркетинга, различных аспектов реверсивной психологии, фреймовой направленности подачи информации и т.д. Силовой аспект в данном случае приобретает в основном запугивающую форму в виде страха наказания за нарушение закона. А прямое насильственное действие сходит практически на нет.
Учитывая роль принудительных ресурсов власти, то необходимо проследить институциональную форму закрепления роли президента как «опоры» и гаранта стабильности, от которого во многом зависят решения, принимаемые в стране. Так в 1998 г. в России имелись все основания для модернизации республиканской формы правления, в сторону парламентских институтов. И возможности государственной думы отклонять до 3х раз кандидатуру премьер министра, но фактором данного развития событий было сохранение правительства Е. Примакова. Как следствие после прихода к власти В.В. Путина, началась череда изменений в законодательстве, и ограничении позиций региональных лидеров и наделении президента дополнительными правами в области исполнительной власти.
Говоря о стабильности властных структур, и какую роль в данной проблематике играют маркетинговые практики и силовые механизмы, следует использовать системный анализ и проводить параллели между развитием законодательной, и системой освещения политических событий, партий, личностей и в целом изменений произошедших в сфере взаимодействия между СМИ и властью. Так институт СМИ становится фактически частью государственного аппарата и начинает предоставлять информацию в нужном контексте для власти и тем самым создается механизм манипулирования обществом. О чем свидетельствует отклонение поправок в закон о СМИ в 2002 году президентом. Как следствие возрастает устойчивость властных структур.
В контексте политического маркетинга, весь механизм приобретает форму мягкой силы, и следовательно, многие факторы прямого манипулирования становятся частью политической культуры и воспринимаются как добровольный выбор, основанный на личном выборе групп, классов и отдельных личностей. Данный механизм можно описать на примере В.В. Путина и последовательное создание архитипа «защитника» и главного человека в стране, который способен противостоять внешним угрозам в виде терроризма и вмешательства иностранных государств, так и внутренним в виде борьбы с коррупцией и идеологических форм направленных на разрушение государства.
С течением времени и развитием технологий, интернета и обострившейся обстановке на мировой арене политики, появилась необходимость изыскивать новые сочетания и способы взаимодействия культурно-информационных и силовых механизмов власти. В следующем параграфе будет затронута специфика реализации устойчивости при различных факторах, таких как возросшая роль интернета, при которой многие видео- блоггеры имеют аудиторию в среднем равную небольшому телеканалу, или же аудитории газеты. Так же необходимо проанализировать специфику реализации властной воли, при санкционной политике в отношении России, поскольку это привело к ослаблению экономики. А так же как фактор рассмотреть утилитарно-принудительный механизм обрушения экономики государства, и дальнейшее взаимодействие с маркетинговыми практиками, для повышения авторитета власти и как следствие повышению устойчивости.
3.2 Проблема устойчивости современной российской власти: поиск решений и перспективы
Первым этапом, ознаменовавшим неустойчивость российской власти, и потерю доверия к властным структурам стали события массовых выступлений
«За честные выборы» и избирательный цикл 2011-13 гг. стал отправной точкой, которая показывает проблему несовершенства коммуникативных технологий сложившихся в политической сфере России. Как считает А.В. Зайцев, это произошло потому что актуальность данной проблемы не стояла на повестке политического развития. И как следствие можно сказать, что данное событие является следствием начала нового диалога между властью и оппозицией, государством и обществом71.
Учитывая начало новой формы субъектно-объектных отношений, можно сделать вывод о необходимости изменений в использовании ресурсов власти, и переход на более скрытые, «фантомные» механизмы влияния. Силовые механизмы при этом становятся менее эффективны, в плане насильственной реализации подавления протестов.
По факту формирование эпохи интернета принесло собой необходимость переноса культурно-информационного ресурса в область сетевых коммуникаций.
Что явилось главной проблемой формирования структурированной политики реализации устойчивости. Встал вопрос о необходимости реализации мер направленных не просто на манипулирование населением, а развитие двустороннего диалога, направленного на реализацию общих интересов, что в свою очередь способствует развитию межрегиональных каналов связи и как следствие предотвращению попыток дестабилизации и устойчивому положению власти.
Хоть и данное событие явилось показателем неэффективности проводимой политики среди молодежи, поскольку пользователи интернета и более молодое поколение стали главными участниками событий, все же механизм мобилизационной пропаганды и стандартное действие политического маркетинга позволили получить Российским властям точку опоры среди людей старше 35 лет и получить большинство на выборах президента 2012 года.
Как описывает данное событие Д.А. Кузьмин, решение данной проблемы требует реализации целого ряда мер, для налаживания диалога между политической элитой и социумом, данные меры представляют и себя следующий комплекс мер:
Во-первых, российские власти должны, что отсутствие диалога с российским социумом приводит к разногласию, и как следствие потери стабильности. И для того что бы предотвратить принятие законов органами государственной власти противоречащих конституции, и минимизировать риски возникновения конфликтных ситуаций.
Во-вторых, элита и структуры, осуществляющие власть, должны проводить исследования и мониторинг общественного мнения. Помочь в этом могут аналитические центры, и средства массовой информации, которые способны исследовать статистику интересов и прогнозировать вероятностные колебания в настроениях общества. При этом факторы личного участия представителей власти, с прессой, агентами общества и посещение мероприятий массовой направленности играют не маловажную роль.
В эпоху формирования информационного общества значительную роль в управлении общественными процессами приобретает Интернет. Многие российские и западные политические деятели в настоящее время осознают, что интернет-коммуникация является наиболее эффективным механизмом взаимодействия с населением. По сравнению с иными каналами коммуникации интернет обладает такими преимуществами, как своевременность получения органами государственной власти объективной информации о состоянии дел в стране и возможность ее оперативного решения.
В-четвертых, властвующая элита должна систематически опубликовывать отчет о реализованных предложениях россиян. Граждане должны знать о том, что их мнения являются востребованными при выработке и принятии общенациональных и региональных социально-политических решений.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный этап в развитии политической деятельности российского общества стал одним из самых трудных, анализируя политические события последних 10 лет, во многом это было связано с неготовностью российских властных структур к применению и адаптации к сложной экономической ситуации после всемирного экономического кризиса 2008 года, и как следствие снижению доверия общества на фоне социально-культурного кризиса после думских выборов 2011 года. Нельзя не учесть тот факт, что для Российской Федерации всегда остро стоял вопрос обратной связи между элитой и обществом, и любое ухудшение социально-экономического положения может вызвать усиление оппозиционных настроений и активизацию сил, желающих пошатнуть устойчивость системы и привлечь новых сторонников в свои ряды. Как замечает Шиняева О.В. «отсутствие опыта двусторонних отношений приводит к накалу обстановки и как следствие потери легитимности политических институтов»73.
Дальнейшее развитие системы предотвращения приобретает более усиленные формы манипуляции, хоть и стоит заметить, что политическая культура российского общества во многом сыграла свою роль. Так в период обострения ситуации на территории Украины, и дальнейшее присоединение полуострова Крым к территории России сыграло на благо действующей власти. Устойчивости в данный период достигалась в основном за счет использования политического маркетинга и культурно-информационных ресурсов власти. Так после событий в Киеве, в частности «майдана» и дальнейшей смены политической элиты на Украине, в российских СМИ стали зарождать культурные паттерны и архитипы, направленные на создание внешнего врага, и как следствие развития негативного отношения внутри российского общества к украинской власти, и в тоже время поддержку российских властных структур. Тем самым можно выделить внедрение в сознание общества стандартизированную модель свой-чужой, которая позволяет консолидировать большинство слоев населения.
В плане устойчивости российских структур, помимо налаживания коммуникации важную роль играет культурный и языковой фактор. Так учитывая факторы сокращения роли финансирования образования на постсоветском пространстве и внутри границ собственной территории. Важным здесь является то, что учитывая постоянный миграционный поток и отсутствие программы развития культурного влияния «мягкой силы», в дальнейшем может нарушить устойчивость институтов власти, посредством отсутствия консолидации между различными группами, у которых нет лингвистических каналов связи и понимания культурных основ государства. Речь идет о планомерном развитии и сохранении роли русского языка как средства межнационального общения многонациональной общности народов России и постсоветского пространства.
Для примера цифры о снижении поддержки говорят, о плохом планировании и отсутствии стратегического базиса в сфере развития «мягкой силы». Продолжающееся с 1990-х гг. сокращение русских школ обостряет ситуацию с продвижением российского образования на русском языке. Число владеющих русским языком в ближнем зарубежье, включая страны Балтии, сократилось с 1990-х гг. вдвое. Не владеют русским языком 8 млн. человек на Украине и 1 млн в Грузии. Вместо 20 тыс. русскоязычных школ на постсоветском пространстве действует около 7 тыс., число детей, обучающихся на русском языке, сократилось более чем на 2 млн. человек - до 3,1 млн.
Фактор снижения поддержки развития данной сферы, в купе с принимаемыми законами об упрощении в получении гражданства75 дают проблемы в построении диалога, что в свою очередь усложняет процесс стратификации и усложняет процесс построения качественных отношений между властью и обществом. На этом фоне можно сделать вывод, что силовые и коммуникационные практики становятся недееспособны без потери имиджа и легитимности в глазах социума. Как следствие необходимость просчитывать политические и стратегические ходы приобретает первостепенную важность.
Важную роль в становлении диалога власти-общества играет, прямая линия с президентом76, поскольку данный метод коммуникации напрямую позволяет социуму контактировать с главой государства, то в данном случае фактор устойчивости будет только расти в периоды политического и экономического кризисов, о чем свидетельствует статистика по приросту числа зрителей прямой линии, с 400 тыс. в 2001 году, до 2,8-3 млн. в 2013-2016 годах. В совокупности с реализацией механизмов силового давления, фактор усиления бренда В.В. Путина в социуме, позволяет проводить в систему меры по регулированию обществом самой системы власти, через диалог о проблемах на региональном, административном и прочих уровнях. В данном случае речь идет о перестановках в регионах, министерствах и аппаратах власти, что в одном случае затрагивает механизм применения властных ресурсов главой государства, а в другом позволяет усилить доверие среди общества и тем самым создать положительный бренд власти.
Факторы соединения различных ресурсов власти активно прослеживались в период 2014-16 гг. В данные временные рамки, потребность в устойчивости была как никогда важна, и первостепенность решения проблем внутри общества приняло главную задачу. Первичная задача была в необходимости решить проблемы в сфере экономики, низкие цены на нефть, инфляция и вводимые санкции показали несовершенство сложившейся структуры, поскольку многие ведомства показали свою несостоятельность перед различными вызовами. Вернуть степень доверия к институтам государства стало возможным благодаря кадровым перестановкам и изменению системы планирования, что дало возможность и время для адаптации к текущей ситуации. Благодаря стабилизационным механизмам, и удержанию цен удалось предотвратить реальный дефолт, который мог возникнуть на фоне всех сложившихся обстоятельств. Что позволило через СМИ реализовать комплекс мер по урегулированию настроений в стране. О чем в дальнейшем свидетельствовали результаты голосования на выборах 2016 года в государственную дума, по которым партия от власти набрала 54,2% (140мест) по общепартийным спискам, а так же 203 места по одномандатным округам.
В данном случае были применены ресурсы власти в частности силовой (как форма законодательного принуждения), для голосования по одномандатным округам79. Что можно считать частью преадаптивных технологий, и что дало возможность применения маркетинговых практик, и культурно-информационных ресурсов. Примером может служить проводившийся 22 мая 2016 года праймериз «Единой России», что позволило вести коммуникацию на региональном уровне, областях и субъектах страны. Прямой диалог представителей власти и социума в данном случае стал фактором повышения легитимности правящей партии в глазах общества.
Используя структурно-функциональный анализ можно проследить взаимосвязь между отдельно взятыми событиями, так создание рос. Гвардии80 можно считать основой стабильности политической системы, а с другой элементом механизма реализации силовых ресурсов, по части предупреждения, прежде всего внутренних угроз. В совокупности с созданием рос. Гвардии велась информационная поддержка через СМИ, и делался упор на тот факт, что данная структура фактически будет исполнять роль поддержания правопорядка, борьбе с терроризмом, оказанию содействия различным ведомствами т.д. Но по факту это было одно из средств, необходимых в условиях затянувшейся стагнации в экономической сфере, которое может быть расценено лишь как фактор создания легитимного права на насилие со стороны государства. В средствах массовой информации в данном случае пытались как можно более гладко освещать законы на эту тематику, так, к примеру закон о применении оружия81 освещался по большей части через сеть интернет. Что дает право сделать вывод о коммуникационных попытках уменьшить разногласия с общественностью.
С началом войны на территории Донбасса на Украине, необходимость в использовании ресурсов власти возросла. Так вводимые санкции, потенциальные расходы на гуманитарную помощь, и распространяемые слухи о прямом военном вмешательстве армии России подрывали доверие и как следствие возможность манипулирования и диалога власти и общества. Процесс коммуникации, проводимый в данный период, был схож по своей природе со стандартной стратагемой распространения информации, в данном случае была применена форма предубеждения и фреймовая подача информации в определенном контексте. Который дал эффект восприятия и лояльности со стороны общества и как следствие одобрения действий власти. Проблематикой в данном случае следует считать возможные вбросы информации из оппозиционных СМИ для дестабилизации обстановки. Примером может служить загадочное убийство Б. Немцова, который не за долго до смерти контактировал с журналистами и собирался предоставить и данные о пребывании и использовании российский войск на территории Донецка и Луганска. В рамках структурно-функционального анализа данные события в купе могут быть использованы для изучения специфики ресурсов власти и стабильности системы, поскольку данные события имеют под собой качественное влияние на дальнейшие события в рамках устойчивости российских властных структур. Пример убийств или же насильственной ликвидации субъектов власти может быть описан лишь как возможное событие, поскольку прямых доказательств причастности власти найти практически не возможно. Соответственно делать выводы можно, опираясь на структуру подачи и реакции средств массовой информации на произошедшие события. Так применяя психологические методы, становится понятным, что специфика использования была направлена на внедрение восприятия через смягчение подачи информации, а именно уменьшение комментариев от официальных представителей, целенаправленные информационные блоки о поиске исполнителей и их причастности к террористическим группировкам и т.д. На этом примере можно сделать вывод, что уровень внедрения информации изменился с прямой пропаганды и манипулирования. В данном контексте на фоне резонансного по последним событиям убийства, применялся метод информационного прайминга, который с точки зрения психологии влиял на более мягкое восприятие информации о произошедшем событии, если перед подачей информации об убийстве, демонстрировали совершенно нейтральную информацию или события в мире.
Тем самым наблюдается взаимодействие ресурсного потенциала власти для достижения определенного результата, и этим результатом является применение силового механизма в отношении субъектов политики в виде Б. Немцова и общества, на которое было направлено культурно-информационноевзаимодействие,исключающее коммуникационный диалог, и не затрагивающее брэндинговую составляющую легитимности российской власти.
По характеру развития и применения силовых ресурсов, можно определить возможные перспективы для успешного развития стабильности системы. 2017 год ознаменовался резонансным видео в видео в сети интернет, в котором изоблачались, коррупционные схемы Д.А. Медведева, автором ролика «Он вам не Димон» стал А.А. Навальный, который призывал приходить, и организовывать митинги против коррупции во всех городах России. Следствием митингов прошедших по всей стране 26 марта 2017 года84, стал подрыв легитимности и доверия к власти, что в свою очередь можно считать одной из предпосылок к реализации ресурсов власти в дальнейшем. Коммуникация с прессой период активного нарастания недовольства и протестного движения была сведена к минимуму. Но при этом моделирование политического поведения, исходя из реализации силовых механизмов власти и создание ситуационного поведения, для лучшего внедрения культурно- информационных технологий, что в дальнейшем облегчает задачу по стабилизации обстановки. Используя метод воронки причинности, и структурно-функциональный анализ можно исследовать взаимосвязь между событиями 26 марта и террористическим актом 3 апреля 2017 года. Взяв за основу моделирование поведенческой психологии и модели развития ситуации, то применяя междисциплинарный метод по аналогии с экономикой можно выявить факторы искусственного допущения сложившейся ситуации. Если брать за форму реализации устойчивости властных структур, то необходимость применения ресурсов стала очень важной задачей в ближайшей перспективе. Учитывая специфику освещения в СМИ и открытый коммуникационный диалог, между властью и обществом, после террористического акта, складывается перспективная возможность формирования положительного имиджа политических институтов, заложенная форма страха после взрыва, и организация митингов против терроризма 6 апреля, стали фактором стабилизации политической системы, и общество стало дистанцироваться от оппозиционных настроений сложившихся в ходе акций 26 марта. Данная система устойчивости стала возможной, поскольку поведенческая составляющая людей принципиально лучше реагирует на создание образа внешнего врага, а консолидация в ходе информационного освещения закладывают паттерны ограничивающие общество и социум от дальнейших форм протестного движения.
Исходя из специфики Российской модели политического маркетинга, главным составляющим фактором реализации и применения является мобилизационная модель коммуникации общества и власти, отсюда следует что, большинство механизмов коммуникации, пропаганды, внедрения паттернов и развитие модели брэндинга имеют циклический характер, что можно проследить исходя из анализа применения ресурсов власти, в отдельные периоды развития политической ситуации и обстановки. В свою очередь силовые механизмы применяются как фактор сдерживания или предупреждения возможной дестабилизации системы. Как следствие применение и взаимодействие, силовых механизмов власти с культурно информационными ресурсами, маркетинговыми практиками коммуникации, и внедрения положительного образа власти в общественное сознание является реакционной формой исходящей из вызовов, которые несет изменение современного миропорядка. Следствием открытости системы и появлением возможности внедрения идей, культуры, и многих других форм влияния из вне, приобретает важность соединение механизмов власти и постепенное внедрение их как части реализации политики на долгосрочной основе. Это первостепенная задача, которую предстоит решить власти в ближайшие годы, что бы устойчивость политической системы была постоянной и не зависела, от переменных дефиниций на фоне изменения в политическом пространстве.
Выводы по главе: Таким образом, на современном этапе развития российской политической системы можно выделить следующие характерные черты, которые влияют на факторы ее устойчивости в совокупности с механизмом реализации взаимодействия силовых механизмов власти и маркетинговыми коммуникативными практиками мягкой силы, наряду с культурно-информационными технологиями. Так основными чертами являются: отсутствие диалога, и зачастую внедрение в общество интересов, поведенческих моделей и восприятия политических событий; распространение информации через средства массовой информации на основе различных психологических приемов, таких как прайминг, реверсивная психология и др.; принятие законодательных актов в отсутствии коммуникации с обществом, с учетом действующей в данный момент обстановки, и освещение информации в нужном контексте с помощью фреймовых механизмов восприятия информации индивидами и обществом в целом.
Главными проблемами как уже называлось выше, являются неправильно выстроенные каналы взаимодействия, властными институтами и обществом, и по этой причине, в совокупности с политической психологией, сложившейся в российском социуме, на данном этапе вертикаль властных отношений и коммуникации, скорее всего имеет положительный аспект. Но как следствие в дальнейшем при реализации долгосрочных программ развития общества и государственных институтов, необходима консолидация и переход на горизонтальный уровень коммуникации, для достижения баланса в обществе и государстве, что несомненно будет императивом устойчивости российской системы власти и позволит ограничить колебания в различные периоды резких изменений в обществе и мире.
Заключение
Подводя итоги необходимо, прежде всего отметить, что в современных быстро меняющихся условиях для устойчивости властных институтов необходимо использовать все имеющиеся ресурсы власти, включая маркетинговые технологии, особенно в периоды дестабилизации, в целях сохранения политической системы. На протяжении истории развития институтов власти и механизмов реализации властных полномочий, менялись представления об объекте, направленности и формах реализации власти в политической сфере. Под влиянием прогресса, структурных и качественных изменений, связанных, прежде всего с информатизацией и маркетизацией общественных отношений возникает необходимость в разработке новых комбинаций форм реализации властных полномочий по отношению к различным субъектам политики.
Анализ представлений о генезисе силовых механизмов власти как постоянной, развивающейся области политических отношений, свидетельствует о том, что их роль в обеспечении стабильности политических институтов сохраняется, особенно это очевидно для российского общества.
С середины ХХ в. в область интересов политической науки включаются культурно-информационные практики, коммуникативные модели диалога субъектов политики. В сферу политики, на уровне теории и практики приходит маркетинг с его базовыми концептами товара, потребителей и производителей, спроса и предложения, рекламы и т.д. Со своими трактовками эгоистической природы принятия решений в сугубо индивидуальных интересах потребителя политического товара, отождествлением избирателей и политических лидеров.
В российском политическом пространстве использование маркетинговых практик и коммуникативных технологий имеет специфическую форму реализации.
Факторы, обусловленные социокультурной детерминацией и выражающиеся, прежде всего, в подданническом типе политической культуры населения, пока что не позволяют развивать институты гражданского общества, и каналы двустороннего диалога. Это в свою очередь, приводит к реализации властными структурами по сути мобилизационной модели управления, хотя и в комбинации с маркетинговыми технологиями. Также сохраняется практика открытых форм манипуляционного воздействия власти на социум. Таким образом, каналы взаимодействия в российской политической сфере формируются лишь и непосредственно субъектом, в отношении пассивного объекта. Наиболее ярко, это проявляется в агитации и пропаганде как не маркетинговых формах влияния, и видов коммуникации. Их отличает главным образом то, что они действуют вне зависимости от информационных потребностей общества, и реализуются при помощи совокупного системного давления через средства массовой информации.
Для российской политической модели проблема устойчивости властных структур, является крайне острой и важной. В ситуации нарушенных механизмов развития демократии, гражданского общества и коммуникативных форм диалога социума и власти, прямое воздействие на социум со стороны власти является наиболее распространенной формой воздействия. Российская практика взаимодействия различных властных ресурсов строится с учетом механизма преадаптации к возможным вариациям развития политической обстановки. В случае необходимости, для корреляции используются методы влияния, основанные на поведенческой психологии, на реверсивных моделях внедрения информации, дополняемых при этом законодательными актами, нормами, и всем арсеналомимеющихся средств начиная от судебных преследований и заканчивая прямыми формами проявления насилия.
Таким образом, нельзя не отметить, присутствие в российской политической сфере всех форм характерных для практик мягкой силы.
Особенно это очевидно в периоды выборных компаний, при конструировании образов, отдельных политиков, силовых ведомств, а также в постоянно осуществляемой поддержке максимально привлекательного имиджа главы государства.
Список литературы
Книги и монографии
1.Аристотель. Политика. Соч. в 4-х т. - М., 1983.- т.З.
.Бурдье П. Социология политики. - М., 1993.
.Гоббс Т. Левиафан // Избранные произведения в 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1991.
.Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М., 2009.
5. ДарендорфР. От социального государства кцивилизованному сообществу // Полис. - 1993.
6. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М.:«Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001.
7.Макиавелли Никколо. «Государь» Изд-во «Астрель», М., 2002.
.Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. - М., изд-во "Весь мир", 2001. - 186 с.
.Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии.М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. - 247 с.
.Недяк И.Л. Политический маркетинг: Основы теории. М., 2008.
.Платон. Государство. Соч. в 3 т. - М., 1971.- т.4
.Соловьев А. И. Политические коммуникации /. М., 2004.
13.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ACT, 2003.
14.Arendt H. Communicative Power // Power / ed. by Steven Lukes. Oxford: Blackwell, 1986.
.Buchanan J.M., Tollinson R.D. (eds.). The theory public choice. - Ann Arbor, 1984.
.Dahl R. The Concept of Power // Political Power A Reader in Theory and Research / ed. by Roderick Bell, David V. Edwards, and R. Harrison Wagner. New York: The Free Press; London: Collier-Macmillan, 1969.
.Downs A. An Economic Theorv of Democracy. - New York, 1957.
.Katz E., Lazarsfeld P. Personal Influence. - New York, 1955.
.Kotler Ph. Marketing for Non-Profit Organisations. - Englewood Cliffs, 1975.
.Lasswell H.D., Kaplan A.K. Power and Society. New Haven: Yale University Press, 1950.
.Morriss P. Power: A Philosophical Analysis. Manchester: Manchester University Press, 1987.
.Morgenthau Hans Joachim. Politics Among Nations: The Struggle for Power and Peace A. A. Knopf, 1948.
.Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics (New York: Public Affairs Group, 2004).
.Nye Jr. Joseph S. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York, Basic Books, 1991.
.Parsons T. Power and the Social System // Power / ed. by Steven Lukes. Oxford: Blackwell, 1986.
.Pratkanis A. Age of Propaganda: The Everyday Use and Abuse of Persuasion. Paperback - March 14, 2001.
.Simon H.A. Human Nature in Politics: the Dialogue of Psychology with Political Science. // American Political Science Review. - 1985.
.Shubik M. Voting or a price system in a competive market structure. // Ibid. 1970, March.
.Self P. Government by the Market? The Politics of Public Choice. - London, 1993.
.TOFFLER A . Powershift; Knowledge, wealth, a. violence at the edge of 21at century. - N.Y.; L.:Bantam books, 1990. - 551 P
.Weber M. The Theory of Social and Economic Organization. New York: Oxford University Press, 1947.
Статьи из периодической литературы
32.Аюпов М. Политический процесс в современной России. Власть 2010. 12. С. 10-13.
.Батанина И.А., Лаврикова А.А. Параметры политической системы как фактор развития политического участия в регионах ЦФО // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 1. С. 134-145.
.Бобрик Д.С. теоретико-методологический анализ политического маркетинга/Современные исследования социальных проблем, 2010, №3(03). С. 61-62.
.Водяницкий В. А. История становления института президентства в России. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Том 13. Выпуск 3. С. 192-195.
.Гришин О.Е. Устойчивость политической системы: понятие, подходы, регуляторы // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.
.Гундарь О.Н. Ресурсы политической власти в борьбе с современным экстремизмом// Общество: политика, экономика, право. - 2015. -С. 10- 12.
.Дискин И.Е., Федоров В.В. Респонсивность современной российской политической системы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2010. - № 6 (100). С. 4-11.
.Ильин М.В., Аркадьев Е.О. Интернет-сообщества как инструментарий политического маркетинга //Проблемы правовой информатизации. - 2007. - № 1(13). С. 10-11.
.Капустина Е.Г. Коммуникативные практики власти и молодежи// Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 3 (25). С. 182-190.
.Кириллов А.Н. Политический пиар в сетях социальной коммуникации
42.Котляров И. Д. Комплекс маркетинга: попытка критического анализа// Современные исследования социальных проблем. №4(12).- 2012.
.Кузьмин Д.А. Коммуникативное взаимодействие власти и общества в современной России как фактор стабильности политического режима. ВЕСТНИК ПАГС. 2015. С. 22-26.
.Логинов А.В. Политическая стабильность и перспективы эволюции российской системы власти / А. В. Логинов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 1 (9). - С. 59-68.
.Лукьянова Н.А. Признаки коммуникативных практик делибиративной политики//Вестник Томского государственного университета. 2014. № 3 (27). С. 97-103.
.Манойло А.В. Роль цветных революций в демонтаже современных политических режимов. Национальная безопасность - № 3(32) 2014.
.Най Дж. Умная сила : эссе // Политическая наука. 2012. № 4.
.Русакова О.Ф. «Умная сила» («Smart Power») как государственная стратегия // Политический вектор-PRO. Комплексные проблемы современной политики. 2013. № 1. С. 87-97.
.Рустамова Л.Р. «Умная сила» России набирает обороты // Право и управление. XXI век. 2014. № 3. C. 53-57.
.Семченко О.Р. Научные достижения исследователей политической стабильности // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2015. С. 34-40.
.Ткаченко А.Н. Концептуальные особенности политического маркетинга и его функции в развитии российского общества//Теория и практика общественного развития. 2011, № 3. С. 185-187.
.Фурсов К.К. «МЯГКАЯ», «ЖЁСТКАЯ» и «УМНАЯ» сила в политическом дискурсе международного кризиса вокруг Украины//Дискурс-Пи. 2014. С. 129-131.
.Харкевич М.В. «Мягкая сила»: политическое использование научной концепции. Вестник МГИМО Университета. 2014. № 2. С 22-28.
.Шиняева О.В. Коммуникация населения и власти - ключевая проблема формирования солидарного общества // Формирование солидарного общества в регионе как фактор предотвращения социальных конфликтов и напряженности //И.Г. Гоношилиной. Ульяновск, 2011.
.Alesina A., Rosenthal H. Partisan Cycles in Congressional Elections and the Macroeconomy. // American Political Science Review. - 1989, June. P. 374-396.
.Blerald Ph.-A. Theorie du marche polilique et rationalite des politiques publiques // Revue francaise de science politique. - 1991, avril. - V. 41. - № 2. P. 260-261.
.Golubkov E. P. Marketing v Rossii i za rubezhom, no. 6 (1999).
.Ham P. Van. The Rise of the Brand State: The postmodern Politics of Image and Reputation // Foreign Affairs. 2006. Vol. 80. No. 5.
.Kholodkovskiy K.G. K voprosu o politicheskoy sisteme sovremennoy Rossii // Politicheskie issledo-vaniya. 2009. No. 2.
.Simon H.A. Human Nature in Politics: the Dialogue of Psychology with Political Science. // American Political Science Review. - 1985. P. 293-304.