Проблема организации группового общения на уроке иностранного языка

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,6 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема организации группового общения на уроке иностранного языка














Проблема организации группового общения на уроке иностранного языка

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты понятия групповой формы общения на уроке иностранного языка

1.1 Понятие группового метода обучения, его цели и задачи, история возникновения

1.2 Обоснование актуальности применения метода с точки зрения психологии и педагогики

1.3 Классификация видов групповой работы

1.4 Принципы формирования групп и организации работы в группах

Глава 2. Практическое использование групповой формы обучения на уроке иностранного языка и связанные с ним проблемы

2.1 Выявление основных проблем организации работы на уроке в группе

2.2 Пути решения основных проблем организации групповой работы на уроке

2.3 Внедрение групповой формы работы на уроке иностранного языка в средней школе и анализ эффективности применения данного метода в рамках проходимой практики

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что на современном этапе развития общества основной целью иностранного языка как предмета школьной программы обучения является формирование коммуникативной компетенции учащихся. И одним из наиболее эффективных средств формирования и развития данной компетенции является групповая форма работы на уроке. Групповая работа в целом является уникальной методикой, так как она в наиболее полной мере способствует развитию основных четырех видов деятельности учащихся на уроке иностранного языка, несомненно, акцент делается на устную практику, что дает обширные возможности для развития речевой компетенции школьников. Кроме того, важно отметить, что групповая форма работы в классе позволяет сгладить один из серьезных недостатков классно-урочной системы: это отсутствие возможности предоставить каждому учащемуся необходимое количество практики. Соответственно, мы уже можем наблюдать явные преимущества такого подхода к организации работы на уроке. Однако в пользу данного метода можно также добавить повышение мотивации учащихся к процессу обучения и общения на иностранном языке, так как описываемая форма работы на уроке, групповая, привносит существенное разнообразие в ход ведения урока. При обучении иностранному языку обязательно нужно уделять внимание практике иноязычного общения, соответственно, практика необходима каждому из учащихся, и так как групповая форма работы существенно увеличивает время непосредственно говорения каждого конкретного ученика, проигнорировать необходимость организации такой формы работы на уроке в процессе обучения иностранному языку невозможно. Однако такой вид работы достаточно сложен, и при построении урока, ориентированного на групповую форму работы, учитель сталкивается со многими сложностями. Поэтому очень важно знать основные проблемы, с которыми можно столкнуться при организации группового общения на уроке иностранного языка в школе, а также знать основные пути их решения. Этот факт, несомненно, обуславливает актуальность выбранной автором для исследования темы. Также в защиту актуальности темы настоящей работы можно сказать, что недостатки классно-урочной системы должны быть компенсированы путем дополнения классических методов работы новыми, которые смогли бы увеличить эффективность работы, и соответствовали бы специфике такого предмета, как иностранный язык, которая сводится к необходимости совмещения практического и теоретического аспектов языка.

Тема настоящего исследования сформирована следующим образом:

"Проблемы организации группового общения на уроке иностранного языка". Соответственно, объектом исследования можно обозначить групповую форму работы на уроке, а предметом - методы и приемы, позволяющие осуществить на уроке иностранного языка данный вид работы.

В качестве методов исследования автором были использованы такие, как анализ (учебной и методической литературы, научных публикаций, существующего опыта учителей, а также собственной практической деятельности в качестве преподавателя иностранного языка), сравнение (методов и средств организации формы группового общения), классификация (форм и методов организации изучаемой формы работы на уроке), а также практические методы, такие, как эксперимент (проведение урока с учетом собственных разработок).

В исследовании внимание сосредоточено на выявлении основных проблем организации группового общения на уроке английского языка в средней школе, а также поиске путей их решения. Поэтому данная формулировка и является целью настоящей работы.

Поставленная цель планируется к достижению путем решения следующих задач:

групповой метод обучение иностранный язык

1.Изучение и обобщение теоретического материала по данной проблеме. Рассмотрение понятия такого метода обучения, как групповая работа, его определения, функций, задач

2.Ознакомление с историей возникновения данного понятия

3.Педагогическое и психологическое обоснование актуальности данного метода в обучении иностранному языку в средней школе

4.Классификация видов групповой работы, рассмотрение проблемы выбора формы организации групповой работы на уроке

5.Детальное изучение основных принципов формирования групп и организации работы с ними

6.Учет возрастных особенностей учащихся при организации формы групповой работы на уроке иностранного языка

7.Обобщение теоретического материала путем констатации основных выделенных проблем организации групповой формы работы на уроке

8.Поиск путей решения выявленных проблем

9.Практическое применение полученных знаний путем внедрения элементов группового общения в ход урока иностранного языка в ходе педагогической практики в средней школе

10.Анализ эффективности предложенных методов на основании практического опыта

11.Формулирование собственных выводов по результатам проведенного исследования

Практическая ценность исследования заключается в выдвижении автором собственных тезисов касаемо основных проблем организации группового общения на уроке иностранного языка в средней школе, предложении наиболее эффективных путей их решения, а также собственная разработка концепция разработки урока, в котором используется форма групповой работы в коммуникации с учетом всех выявленных проблем организации и путей их решения.

Настоящая работа структурально состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении отражены актуальность выбранной темы, цели и задачи исследования, обоснована его практическая ценность, отмечены используемые приемы и методы исследования. Первая глава является теоретической, она состоит из четырех параграфов, которые изучают:

·Понятие группового метода обучения, его цели и задачи

·История возникновения группового метода обучения

·Обоснование актуальности применения метода с точки зрения психологии и педагогики

·Классификация видов групповой работы

·Принципы формирования групп и организации работы в группах Вторая глава является практической, она в трех параграфах раскрывает такие вопросы, как:

·Выявление основных проблем организации работы на уроке в группе

·Пути решения основных проблем организации групповой работы на уроке

·Внедрение групповой формы работы на уроке иностранного языка в средней школе и анализ эффективности применения данного метода в рамках проходимой практики.

Заключение освещает выводы автора по теме исследования, степень достижения поставленной цели и выполнения задач, поставленных в начале работы.

Список использованных источников содержит перечень ресурсов, которые были использованы автором в процессе работы над раскрытием темы.

Ресурсы использовались с учетом существующих требований и образовательных стандартов, при цитировании авторов использовались ссылки, источники были использованы только выпущенными в течение последних пяти лет.

Глава 1. Теоретические аспекты понятия групповой формы общения на уроке иностранного языка

1.1 Понятие группового метода обучения, его цели и задачи, история возникновения

Формы обучения, используемые учителем в его работе, во многом определяют эффективность процесса обучения. Выбираемые педагогом формы должны отражать реальные цели и задачи обучения и учебно - воспитательного процесса в целом, а также соответствовать требованиям общества на конкретный момент времени. В целом в педагогике используются различные формы обучения, в той или иной степени доказавшие свою эффективность на практике, но традиционно принято выделять три основных формы обучения:

1)Индивидуальная форма обучения;

2)Фронтальная форма обучения;

3)Групповая форма обучения.

Каждая из перечисленных форм, несомненно, имеет свои достоинства и недостатки, однако при оптимальном сочетании данных форм можно достигнуть максимально высоких результатов в обучении.

Обратившись к педагогическому словарю, мы можем обнаружить следующую трактовку понятия группового обучения:

Групповое обучение - вид обучения, организованный группой обучающихся, избравших и (или) совместно создавших одну программу обучения [18; 528].

Групповая форма работы на уроке - форма организации учебно - познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога [18; 528].

Детально рассматривая понятие групповой формы обучения нельзя не затронуть понятие группы как таковой. В своем методическом пособии известный автор Е.И. Пассов приводит такое определение понятия группы:

"Группа - это определенное количество учащихся - 3-5 человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель и функциональную структуру" [17; 223].

Л.В. Гикал в своей статье "Групповая работа как эффективная форма организации урока" рассматривает групповую форму работы как "…такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения учебного задания" [4].

Как мы можем увидеть, во всех приведенных определениях упомянут факт создания немногочисленных групп учащихся, которые объединены одной общей целью - выполнение конкретного задания, общего для всей группы учащихся.

Тем не менее, следует отметить, что между понятиями "групповая форма обучения" и "групповой способ обучения" есть некоторые различия. Форму обучения обуславливается используемым на уроке видом общения, а способ обучения образуется посредством используемых в обучении организационных форм.

В.И. Дьяченко в своем труде "Сотрудничество в обучении" определяет время возникновения группового способа обучения XV-XVI вв., в тот период, когда начали зарождаться некоторые противоречия в доминирующем на тот момент способе обучения, индивидуальном. Индивидуальный метод работы зарекомендовал себя как крайне эффективный, однако на тот момент времени исчерпал себя, так как перестал соответствовать требованиям нового буржуазного общества. Рост групп обусловил потерю эффективности индивидуального способа обучения, соответственно, возникла необходимость в серьезном пересмотре организации процесса обучения. Как отмечает В.И. Дьяченко, возникновение новой формы организации обучения произвело революцию во всем учебно-воспитательном процессе того времени, и групповая форма работы стала системообразующим компонентом процесса обучения. Причем, как отмечает автор, не следует путать групповой способ обучения с групповой формой организации обучения, так как сравнивать их не совсем корректно. Групповая форма обучения представляет собой лишь часть, небольшой компонент группового способа обучения, который представлен внутри этой системы наряду с другими компонентами: индивидуальной и фронтальной работой. [7; 280]

Другой авторитетный автор пособий по педагогике, профессор П.И. Пидкасистый, определил существовавшую в XVI веке форму обучения как индивидуально-групповую, а коллективная форма обучения, согласно его исследованиям, возникла в конце XVI-начале XVII века, которая и представляла собой классно-урочную систему, сочетавшей в себе элементы как индивидуальной, так и групповой работы на уроке. Тем не менее, стоит отметить, что свои недочеты имела и классно-урочная система, и поэтому история педагогики насчитывает немало попыток разнообразить ее путем внедрения новых элементов и методов. К примеру, Ллойд Трамп делал попытки скомбинировать групповую форму обучения с коллективной, причем весьма успешно. Американские ученые начала XX века Дэвид и Роджер Джонсоны занимались новыми разработками в технологии обучения, направленными на сотрудничество в малых группах. Позднее новая технология была поддержана и продолжена другими учеными, в частности ее развитием занималась Е.С. Полат. [19; 608]

В настоящее время педагоги непрерывно ищут пути повышения эффективности работы учащихся, и в этом деле все большую роль играет организационная форма обучения. На современном этапе развития общества требования, предъявляемые к выпускникам средних общеобразовательных учебных заведений, ужесточаются с каждым годом, и поэтому организация обучения в школах претерпевает также большие изменения. Новые методы обучения требуют новых форм организации учебного процесса, качественно нового подхода к преподнесению и усвоению материала. И групповая форма работы выходит на первый план, открывая хорошие перспективы для методистов, так как она в лучшей степени позволяет развить у учащихся необходимые навыки и умения с использованием наибольшей практики и охвата всего класса. Групповая форма организации работы на уроки успешно интегрируется в существующую классно-урочную систему, гармонично ее дополняет, позволяя сгладить существующие недостатки, позволяя максимально подстроиться под постоянно изменяющиеся требования современного общества.

1.2 Обоснование актуальности применения метода с точки зрения психологии и педагогики

На сегодняшний день наиболее приоритетным в педагогике считается такая форма обучения, как развивающее обучение. И одним из наиболее успешных путей практической реализации данной формы обучения является групповая деятельность учащихся, так как по своей сути учебная деятельность и является коллективной, это отвечает самой ее природе, так как в современном обществе постоянно происходит процесс социальных контактов, взаимодействий, межличностных отношений и коммуникаций. В связи с этим групповую форму организации обучения можно выделить как наиболее соответствующую реальным условиям общения в социуме.

Кроме того, современными психологами было доказано, что коллективная работа благотворно сказывается на процессе обучения школьников, ведь общение со сверстниками в процессе социального равноценного взаимодействия позволяет овладеть такими навыками, без которых невозможен успешный процесс обучения: навыки постановки целей, контроля, оценки, планирования и других, не менее значимых. Исследования известных специалистов в области психологии В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и В.В. Рубцова доказали эффективность применения такой формы организации учебного процесса в системе классно-урочной деятельности, как групповая. Согласно их данным, учащийся в результате такой формы организации становится инициатором, активным участником, а не исполнителем, соответственно он включается в обсуждение, активно вовлекается в процесс, имитирующий реальную ситуацию, максимально приближенной к реальной действительности. [21; 86]

Также психологи отмечают, что работа в группе происходит путем так называемого многоканального общения, что также стимулирует у учащихся дополнительное раскрытие возможностей их личности. [15; 239]

В своей научной статье С.С. Куклина дает максимально полный набор признаков, которые обуславливают коллективную учебную деятельность. Признаки, которые она называют, сформулированы следующим образом:

"Отношение каждого ученика к своему делу как к общему, умение совместно действовать для достижения общей цели, взаимная поддержка и в тоже время требовательность друг к другу, умение критически и строго относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы, а также проявлять заинтересованность в ее результатах". Среди действий, направленных на реализацию единой поставленной цели, она выделяет три основополагающих звена: это мотивационное и ориентировочное звено, исполнительное и оценивающее итоги коллективного решения поставленной учебной задачи, причем на данном этапе также оценивается личный вклад каждого учащегося в результат общей работы коллектива.

Согласно данным психологов, процесс мышления возникает в тот момент, когда появляется проблема и соответственно потребность в ее решении. Отметим при этом, что главная цель, с которой используется групповая форма организации работы в классе - это именно развитие мышления, и групповая работа способствует развитию мышления у каждого из учащихся, так как взаимодействие в группе пронизано процессом мышления.

Также в качестве одной из основных целей современного образования психологи отмечают развитие личности учащегося. А эффективное развитие личности видится возможным только через активное вовлечение в деятельность, и это является одной из специфичных форм активного отношения к действительности. [5; 277]

Каждого педагога в определенной степени волнует проблема выбора формы организации процесса работы на уроке, так как эффективность обучения во многом зависит от того, какой из форм они отдадут предпочтение. Групповая форма работы является одним из способов проявления личностно-ориентированного подхода в обучении, и в этом контексте групповую работу рассматривали многие методисты как средство увеличения эффективности работы на уроке.

Е.И. Пассов в своих работах также неоднократно отмечал, что работа в группе в рамках обучения иностранному языку также может быть очень эффективной:

.Групповая форма работы на уроке является одной из наиболее адекватных форм общения в классе, развивает коммуникативные навыки учащихся, способствует развитию способности к общению, и на иностранном языке в том числе.

2.Также групповое общение позволяет укрепить межличностные отношения среди учащихся, позволяет им научиться понимать друг друга лучше, и таким образом способствует укреплению коллектива.

.Работа в группе способствует формированию навыка адекватной оценки своей деятельности и деятельности остальных участников группы.

.Во время групповой работы происходит обмен знаниями, создаются благоприятные условия для развития речевых навыков и умений.

.Дается импульс к росту мотивации к обучению

6.Привносится разнообразие в ход урока

7.Способствует повышению статуса учащегося в коллективе, формирует популярность [17; 223]

Профессор П.И. Пидксистый описывает групповой метод работы следующим образом: "При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступления в контакты с окружающей средой взрослых - в естественные деловые, производственные и социальные отношения, адаптируются к производственному, жизненному ритму. Большую роль выполняют организационные формы обучения и в воспитании учащихся, где главным выступает характер самоуправления личностью" [19; 608].

Говоря об уроках иностранного языка, в настоящее время групповая форма работы применяется в основном на завершающем этапе работы над определенной разговорной темой, но в течение всего остального процесса обучения групповая работа как таковая используется довольно редко. Изученный языковой материал при групповой форме работы учащиеся могут неоднократно включать в свои высказывания, комбинируя его с уже усвоенным языковым материалом, также они получают возможность трансформировать его, включая в разнообразные ситуации реального общения. Кроме того. Данная форма работы обеспечивает обретение уверенности в себе и своей речи учащимися, скорость и безошибочность выполнения действий и формулирования высказываний на иностранном языке. Кроме того, возрастает скорость приобретения опыта общения на иностранном языке, интенсивность приобретаемого опыта также увеличивается. Ориентируясь на общий успех коллектива, учащиеся спешат исправить ошибки и подкорректировать ответы сверстников часто даже без дополнительных указаний педагога. Школьники приобретают навыки речевой самостоятельности, что, несомненно, благотворно сказывается на формировании коммуникативной компетенции и в целом на процесс овладения иностранным языком.

Также стоит отметить, что для полноценной работы в группе ученикам необходимо использовать различные области знаний, сферы деятельности и виды активности, соответственно, можно сказать, что в большой степени групповая форма работы способствует расширению кругозора школьников. Происходит улучшение процесса интеллектуального развитие учащихся, повышение успеваемости, и наряду с этим стимулируется их нравственное развитие как личностей. [3; 314]

В процессе постоянного использования групповой формы работы на уроке, при достаточном развитии навыков работы в группе, можно наблюдать формирование интересного явления, такого как групповая идентификация. Это понятие обуславливает особый характер мотиваций действий учащихся, когда происходит отождествление себя с остальными участниками группы. Результатом возникновения такого явления становится проявление гуманности и готовности к взаимовыручке. [1; 32]

Обобщая вышесказанное, стоит отметить, что специфика такого предмета, как иностранный язык, полностью находит свое отражение в групповой форме работы на уроке. Практика речи при такой форме организации учебного процесса предоставляется каждому ученику максимально возможным образом, и это при достаточной временной ограниченности классической классно-урочной системы, в рамках которой приходится вести работу. Использование фронтальной формы работы на уроке учащийся не получает такой возможности речевой практики, как при использовании групповой формы общения. Согласно данным методистов, групповая форма общения на уроке иностранного языка способно дать как минимум пятнадцать минут речевой практики для каждого из учащихся, что является значительным показателем в рамках современной классно-урочной системы.

1.3 Классификация видов групповой работы

Такая форма организации работы на уроке, как групповая, имеет множество возможностей как сделать ее разнообразней и интересней для учеников, так как существует очень много различных способов ее организации.

Обучение в сотрудничестве является одной из наиболее распространенных форм работы в группе. Обучение в сотрудничестве как форма организации групповой работы было разработано коллективно американскими педагогами, среди которых есть известные имена, такие как Р. Славин (Университет Джона Хопкинса), Дэвид и Роджер Джонсоны (Университет штата Минесотта), Дж. Аронсон (университет штата Калифорния). Целью обучения в сотрудничестве является формирование у учащихся особых умений и навыков, переработка и усваивание предусмотренных существующей программой обучения знаний и навыков. Данный метод ставит своей приоритетной задачей усвоение материала всеми учениками коллектива. В рамках этого подхода в коллективе учащихся формируются группы из "сильных", "средних" и "слабых" учащихся. И в связи с личной заинтересованностью каждого из учащихся в понимании и усвоении материала, происходит взаимное сотрудничество внутри групп:

"сильные" ученики помогают более слабым усвоить и понять материал, выполнить задания, а "слабые", со своей стороны, мотивированы на скорейшее и наиболее качественное усвоение необходимого материала. При этом педагог имеет право выбрать любого из учеников, независимо от уровня успеваемости и представить результаты труда всей группы. В последнее время, как отмечает Е.С. Полат, в современной мировой педагогике данный вид обучения, обучение в сотрудничестве, успешно внедряется как многообещающая альтернатива традиционно используемым методам обучения. При такой работе на каждого из учеников приходится от десяти до пятнадцати минут речевой практики, соответственно отмечается рост эффективности работы, а также отмечается повышение уровня усвоения полученных знаний. [20; 10]

Рассмотрим существующие варианты обучения в сотрудничестве:

. Student Team Learning (STL) - обучение в команде

Данный метод обучения был предложен американскими учеными из университета Джона Хопкинса, и он представляет собой фундамент для всех остальных видов обучения в сотрудничестве. Метод представляет собой, в первую очередь, постановку групповых целей и предполагает распределение работы на всех участников группы, каждый из которых работает над своей задачей самостоятельно, при этом самостоятельная работа должна сопровождаться непрерывным взаимодействием между всеми участниками группы. Оценивается общий успех всей группы, все учащиеся внутри группы познают заданный материал, и предполагаемые навыки и знания должны быть усвоены каждым из участников группы. Выделяются три базовых принципа системы STL:

1)Принцип награды;

2)Принцип персональной ответственности учащегося;

3)Принцип равных возможностей для каждого из учащихся.

Суть данного принципа обусловлена тем, что любой из учеников, даже самый слабый, может улучшить свои показатели и повлиять на успех всей группы, принося ей общие баллы.

Выделяют четыре различных варианта обучения STL:

1)Командно-игровая деятельность. Данная форма групповой работы предполагает не индивидуальное тестирование, как предусмотрено в классическом методе, а в ней предлагается проводить соревнования между командами.

2)Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению (CIRC). Этот метод целесообразно применять на младших этапах обучения, и он предполагает коллективное прочтение и составление сочинений учащимися в группе.

3)Метод Jigsaw" ("Ажурная пила"), разработан Э. Арнсоном в 1978 году. Данный метод предполагает распределение информации между участниками группы таким образом, чтобы каждый из членов группы обладал только лишь определенной ее частью, в дальнейшем же предполагается передача информации участниками друг другу. Чаще этот метод можно встретить в упрощенном названии "Пила". Позднее, в 1986 году ученым Р. Славиным была предложены модификация данного метода ("Пила-2"), где предлагалось проводить работу в группах по 4-5 человек, где вся группа работает над одним и тем же материалом, но при этом каждый из учащихся получает индивидуальную тему для более детального изучения.

4)"Учимся вместе". Этот метод был разработан учеными Дэвидом и Роджером Джонсонами из университета штата Минесотта в 1987 году. Этот вариант обучения в сотрудничестве заключается в том, что педагог производит разделение класса на различные по уровню подготовки группы количеством 3-5 учащихся. При этом каждая из групп получает определенное задание, которое является частью одной большой общей темы.

Все эти разные виды работы в сотрудничестве целью ставят одно и то же: учащийся должен захотеть сам приобрести знания. Следовательно, проблема мотивации играет не менее важную роль, чем сам способ организации учебного процесса. [14; 168]

В своей статье С.С. Куклина также выделяет различные виды работы в группе. Рассмотрим их более детально:

1)Структура Same-Different. Данный подход предполагает постановку перед учащимися речевой имитативной ситуации и произнесение педагогом предложения, которое ученики одной из групп должны идентифицировать как соответствующее или несоответствующее обозначенной ситуации.

2)Структура Think-Pair-Square-Share. Преподавателем предлагается определенная речевая ситуация трансформационного или репродуктивного характера и обозначается предложение. Разделенные на группы учащиеся обдумывают ответ индивидуально, затем обсуждают его в парах, далее - в группах, и в заключении один из участников группы произносит финальный вариант ответа.

3)Структура Numbered Heads Together. Каждому из членов группы педагогом присваивается определенный номер, затем педагогом обозначается речевая ситуация подстановочного характера и задается конкретный вопрос. Группа коллективно подготавливает ответ, после чего преподаватель называет номер группы, и ответ дается учащимся с этим номером.

4)Структуры Fact or и Guess the Fib. Педагогом также представляется ситуация репродуктивного или подстановочного характера, и при выполнении задания каждый из участников группы произносит предложение, которое повторяют, если оно не соответствует действительности.

5)Структуры Three-StepInterview и Outside-InsideCircle. Преподавателем дается задача трансформационного или репродуктивного характера, при этом сама структура проходит в форме интервью и предназначается для отработки определенных вопросов. Учащиеся распределяются на пары (к примеру, первый-третий и второй-четвертый), и пары интервьюируют друг друга. Затем меняются роли и распределяются другие пары.

6)Структура Outside-Inside Circle. Здесь преподавателем предоставляется задание комбинированного типа, имеется в виду интегрирование ранее полученных знаний (на предыдущих уроках, темах) с вновь изученным материалом. По структуре деления на группы образуются две группы, при этом группы учащихся выстраиваются в два круга, один из которых расположен внутри другого, причем таким образом, чтобы учащиеся разных групп находились лицом друг к другу. Члены группы задают вопрос своему партнеру и запоминают ответы, затем происходит смена партнеров.

7)Структура Pairs Check. Эта структура используется чаще всего для анализа степени усвоения грамматического материала. Преподаватель представляет учащимся новый грамматический материал (объясняет правило), и дает установку использовать данное правило при выполнении заданий. Члены группы разбиваются на пары "первый-третий", "второй - четвертый", и вначале первый и третий выполняют упражнение, а второй и четвертый соответственно контролируют правильность его выполнения, затем следующее упражнение выполняется по обратной схеме (второй и четвертый выполняют задание, первый и третий производят контроль). И подобным образом вся группа должна выполнить предполагаемый объем работы.

Названные варианты работы в группах могут быть скомбинированы различным образом в процессе обучения и могут применяться на различных этапах обучения. [11; 59]

Работа в группах может быть организована путем специальной организации работы учеников. В статье "Технология организации групповой работы" автор Н.М. Тупицына рассматривает такие варианты организации деятельности учащихся в процессе работы на уроке:

1)Buzz Groups. При таком виде организации групп происходит обсуждение задачи или проблемы в небольших группах за короткие промежуток времени (несколько секунд), далее проблему обсуждает весь класс, и следом каждой группой в отдельности принимается определенное решение по обозначенной проблеме.

2)Hearing. Участники обсуждения делятся на группы, при этом выделяется одна группа "экспертов", в которой происходит обсуждение представленной педагогом проблемы, в то время как все остальные группы прислушиваются к их дискуссии по обозначенному вопросу. Далее каждая из групп производит обсуждение проблемы самостоятельно.

3)Fishbowl. При данном виде организации групповой деятельности все участники обсуждения усаживаются в один большой круг, причем в центре усаживаются несколько учащихся, заранее сформировавших мнение о поставленной задаче, и обсуждают между собой проблему. При этом сидящие во внешнем круге внимательно прислушиваются к процессу обсуждения, и также присоединяются к дискуссии.

4)Network. Этот вариант предполагает разделение учащихся на группы от пяти до десяти человек в каждой, при этом каждой из групп преподавателем выдается по клубку ниток. Происходит обсуждение проблемы, причем выступающий во время своего высказывания держит клубок в руках, после высказывания своего мнения ученик передает клубок следующему, не отпуская при этом нити. По завершении обсуждения преподаватель оценивает степень активности работы группы по длине нити, оставшейся в руках ее участников.

5)Star. Данный способ предлагает разделение учащихся на малые группы, в которых происходит поиск общего решения обозначенной проблемы. В каждой из групп путем общего голосования выбирается говорящий, который принимает участие в обсуждении проблемы другими группами, после чего с полученным материалом он приходит обратно в свою изначальную группу, делится мнениями и в каждой изначально сформированной группе учащимися происходит поиск общего решения. [22]

Говоря о групповой работе в процессе обучения, нельзя обойти вниманием метод проектов, который является одним из наиболее распространенных видов работы в группе в настоящее время. Данный метод начал широко использоваться в системе образования с 20-х годов прошлого века, когда американскими философами и педагогами У. Килпатриком, Д. Дьюи и Э. Коллинссом была впервые предложена проектная методика. Позднее проектный метод нашел отклик и в Советском Союзе, где известные педагоги В.В. Игнатов, С.Т. Шацкий и В.Н. Шульгин активно включились в его изучение. [6; 39].

Согласно педагогическому словарю, можно дать такое определение проектного метода: "метод проектов это - система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. [18; 528]

Разработчик проектного метода, американский ученый Дж. Дьюи, отмечает тот факт, что в данном методе учащийся должен быть активно вовлечен в работу путем целесообразной его деятельности и, чтобы достичь такой степени вовлеченности, должны быть учтены личные интересы ученика. Как мы видим, метод проектов является уникальной схемой работы в классе, который соединяет в себе как теоретические, так и практические аспекты различных отраслей. [10]

В нашей стране проектный метод был адаптирован, доработан и успешно внедрен нашей соотечественницей, Е.С. Полат. Доработанная ею методика представляла собой следующий алгоритм действий: педагог представляет ученикам определенную проблему, которую они должны решить, и представить оформленный физически вариант своего решения: как презентацию, отчет, либо любой другой вид отчетности. При этом максимальной эффективности и творческой направленности проекта можно добиться, используя лишь работу в группах - класс должен быть разделен на группы от трех до шести человек, при этом принципы разделения на группы могут варьироваться в зависимости от целей и задач конкретного проекта.

Подготовка группового проекта несомненно является непростой задачей, и от учащихся требуется наличие определенных навыков и умений работы в группе, развить которые представляется возможным только лишь при работе в сотрудничестве. Но несмотря на сложность, проектный метод обладает огромным количеством преимуществ, что доказывает целесообразность его интеграции в учебный процесс. Данный метод позволяет научить школьников правильно применять полученные знания на практике, искать различные пути и подходы к решению проблемы, задействовать творческий аспект деятельности, также улучшаются навыки поиска и обработки информации, учащиеся приобретают способность критически мыслить, отбирать и анализировать информацию, выделять главное и отбрасывать второстепенное из массива полученной информации, и, кроме того, несомненно повышает мотивацию к обучению и усвоению новых знаний.

Применительно к урокам иностранного языка метод проектов также доказывает свою эффективность как способный успешно интегрировать все четыре вида речевой деятельности учащихся. В процессе изучения иностранного языка проектный метод улучшает процесс формирования, в первую очередь, коммуникативной компетенции учащихся, также способствует формированию лингвистической и страноведческой компетенций. [20; 10]

Заключительная стадия проектного метода - защита проекта - также в значительной мере способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся. Проводимые в области преподавания иностранного языка исследования, а также личный опыт преподавателей иностранного языка подтверждают тот факт, что использование в процессе обучения иностранному языку проектного метода несомненно повышает заинтересованность и мотивацию к изучению языка учащимися, улучшает успеваемость и в целом степень усвоения материала учащимися. Таким образом, возрастает общая эффективность обучения иностранному языку. [15; 235]

Выбор преподавателем метода групповой работы на уроке должен базироваться, в первую очередь, на возрастной категории учащихся. На младших этапах обучения групповая работа, особенно организованная в форме игры, крайне привлекательна для учащихся. Соответственно, на этом этапе обоснованно использование таких видов работы в группе, как командные или ролевые игры, постановка пьес и т.д., однако подобные виды работы требуют предварительной подготовки. В первую очередь, дети должны быть обучены основным принципам командной работы, должным образом с мотивированы. Особенно педагогом должен быть сделан акцент на важности работы в коллективе, взаимопомощи, а не соперничества и победы любой ценой.

На более старших этапах обучения целесообразно использование дискуссии как основной из форм общения на уроке. При этом учащиеся могут путем обсуждения осуществлять поиск решения обозначенной проблемы. Здесь может использоваться широкий спектр вариантов построения работы - организация проектов, дискуссий, дебатов и т.д. [9; 87]

1.4 Принципы формирования групп и организации работы в группах

Различные способы и приемы обучения иноязычному групповому общению на уроках иностранного языка были систематизированы благодаря работам таких известных социолингвистов-теоретиков, как Г. Каспар, Т.Б. Карлсон при учете практического опыта обучения иностранному языку.

Так сложилось представление о том, что первым этапом организации общения в группе должно являться формирование речевых групп. Целесообразно распределять учащихся на небольшие группы, количеством четыре-пять человек, что подтверждается исследованиями психологов. При этом состав группы может варьироваться в зависимости от поставленных целей и от характера предложенного педагогом задания. В целом состав речевой группы может быть как однородным, так и разнородным, однако предпочтение традиционно отдается разнородным группам, так как наличие более сильного ученика в группе, способного взять на себя инициативу, способствует более эффективному речевому взаимодействию, а также стимулированию к общению более застенчивых участников группы и помощи слабоуспевающим ученикам. [8; 223]

В своих трудах Е.С. Пассов отмечает важность отбора состава речевой группы для успешной ее работы. При этом он предлагает руководствоваться следующими критериями отбора:

·учебные интересы членов группы;

·внеучебные интересы;

·уровень успеваемости;

·личный опыт;

·степень коммуникабельности;

·популярность ученика (количество сверстников, готовых пойти на контакт с ним);

·наличие навыков и умений, пригодных для выполнение конкретного задания;

·уровень эмоциональности учащегося;

·работоспособность. [17; 223]

Распределяя учащихся по группам, педагог должен ориентироваться на слабых учеников, распределяя их в разнородные группы, когда в каждой группе представлены несколько слабо успевающих учеников во избежание скованности и стеснения.

Однако при условии, если работа группы складывается удачно и эффективно, данный состав может быть закреплен на достаточно долгое время, также создание долгосрочных групп может быть оправдано и в иных случаях: к примеру, формирование группы слабо успевающих учеников с коррекцией задач под уровень подобной группы. Такой подход позволяет слабым ученикам утвердиться в коллективе и в собственных глазах, выполняя задания и представляя итоги своей работы всему классу.

Важно понимать, что эффективность деятельности группы может быть достигнута лишь при адекватном распределении функций между членами команды, что не представляется возможным без грамотно подобранного лидера. Причем лидер в группе может быть назначенным или экспрессивным. В идеале педагог должен отследить, чтобы обе эти роли были совмещены в лице одного лидера группы. [23; 288]

При организации обсуждения проблемы на уроке, педагог может сообщать задания как до формирования групп, так и после. В случае, если планируется к обсуждению единая для всех проблема, преподаватель может на свое усмотрение не оглашать заданий заранее, а сразу приступить к формированию групп. Однако, когда преподаватель решил дать разные вопросы для обсуждения на уроке, целесообразней будет изначально озвучить их, чтобы в дальнейшем группы могли формироваться с учетом заинтересованности учащихся в каком-либо вопросе.

Выделяют следующие этапы групповой деятельности на уроке:

1)Постановка задач, проведение педагогом предварительной подготовки учеников к групповой работе;

2)Распределение обязанностей внутри группы, определение плана работы, обсуждение вариантов решения поставленной проблемы, выбор методов решения задачи;

3)Собственно, деятельность по решению поставленной задачи;

4)Наблюдение и контроль преподавателем за ходом выполнения задания, внесение коррективов в ход работы учащихся;

5)Подведение итогов работы в группе, взаимный контроль выполнения поставленных внутри группы задач;

6)Вынесение результатов работы группы на всеобщее обсуждение, представление результатов педагогу и классу в целом;

7)Оценка итогов работы каждой из групп и всего класса. [16; 56]

Помимо вышеизложенного, нельзя обойти стороной принципы формирования групп в процессе классной и внеурочной деятельности, так как от грамотности формирования группы педагогом во многом зависит эффективность ее функционирования. Формирование групп должно осуществляться с учетом дифференцированного подхода к обучению, необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников.

Педагог Н.М. Тупицына предлагает выделить шесть основных способов формирования групп учащихся:

1)По выбору педагога. Данный принцип предполагает разделение педагогом учеников на группы. К недостаткам такого метода можно отнести отсутствие возможности учесть личные отношения учеников, их симпатии и антипатии, соответственно психологическая обстановка в группе может оказаться некомфортной, что приведет к замкнутости учащихся либо же, напротив, возникновению конфликтов, что негативно скажется на выполнении поставленной задачи.

2)По желанию учеников. Такой принцип формирования обычно находит яркий эмоциональный отклик у учеников, при этом ученики руководствуются разными мотивами при выборе членов своей команды - от личных симпатий до успеваемости и лидерских качеств. Однако при таком способе формирования групп есть опасность, что группы сформируются неравномерно, образуются группы, однородные по половому признаку, степени активности или коммуникативными навыками, что резко снизит эффективность данной формы работы.

3)По набору лидеров. Здесь лидеры назначаются педагогом, однако набор членов группы осуществляют они уже самостоятельно. Как показывает практика, такой способ формирования групп весьма эффективен, так как лидеры при отборе руководствуются не личными симпатиями, а выбирают тех, кто на самом деле способен эффективно работать и принести пользу всей группе. Однако возможен психологический дискомфорт тех учеников, которых лидеры выберут в последнюю очередь. Но в целом, при грамотной организации работы педагога, данные трудности достаточно легко преодолимы.

4)По определенному признаку. Преподаватель может разделить учеников на группы на основании наличия у них какого-то определенного признака, который может оказаться совершенно неожиданным (к примеру, по первой букве имени, п цвету глаз, волос, по знаку Зодиака и т.п.), причем он может как сразу сообщить по какому принципу были они разделены, либо позволить учащимся самим догадаться об этом. К достоинствам данного метода можно причислить тот факт, что столь неожиданное разделение может объединить в одну группу учащихся, редко общающихся между собой, при том, что наличие общего признака изначально подготавливает фундамент для эмоционального приятия других участников своей группы. Сложности возникают в связи с невозможностью предугадать точное количество участников групп (группы могут сформироваться весьма неравномерно, так как признак вполне может оказаться неравномерно представленным в коллективе учащихся), также сложно сказать об уровне подготовки получившихся групп.

5)По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер). Такой метод формирования групп может быть применен на более продвинутом уровне обучения, и он предусматривает знание преподавателем индивидуальных особенностей учеников. При грамотном распределении учащихся преподаватель может обеспечить очень высокий потенциал каждой группе, однако такой тип формирования групп может не учитывать личные симпатии учащихся, что может негативно сказаться на результатах работы.

6)Случайным образом. Сформированная по принципу случайности группа может объединять учеников, которые в другой ситуации не контактируют между собой, что обуславливает развитие у учащихся способности приспосабливаться к разным членам коллектива и к непривычным условиям. На младших этапах обучения широко используется жребий, на среднем - объединение сидящих рядом учеников и т.д. [22]

Завершив распределение учащихся по группам, педагог должен дать четкую формулировку задач для каждой из групп, определить этапы и план работ. Кроме того, преподаватель долен поддерживать дружелюбную, положительную атмосферу в группах, следить за тем, чтобы между учащимися не возникало антипатий или конфликтов. А также важно соблюдать временные рамки, групповая работа не должна проводиться в течение всего времени, отведенного на урок. [22]

Таким образом, групповая форма работы очень результативна, но при этом необходимо учитывать, что для достижения максимальной эффективности в обучении иностранному языку ее нужно адекватно комбинировать с остальными формами работы на уроке - фронтальной и индивидуальной. Только грамотное сочетание различных форм работы на уроке способно обеспечить максимальную эффективность обучения, причем степень их комбинирования определяется преподавателем согласно поставленным целям и задачам.

Глава 2. Практическое использование групповой формы обучения на уроке иностранного языка и связанные с ним проблемы

2.1 Выявление основных проблем организации работы на уроке в группе

В настоящее время перед учителем иностранного языка в средней школе стоит приоритетная задача - научить общению на иностранном языке, обеспечить максимальную активизацию речевой деятельности учащихся в ходе урока.

Как автором было подробно рассмотрено в предыдущей главе настоящего исследования, групповая форма организации работе на уроке иностранного языка в средней школе является очень эффективным средством достижения максимальной коммуникационной активности детей на уроке. Групповая форма работы является одной из приоритетных в повышении эффективности обучения иностранному языку в рамках современной системы образования, что признано как отечественными, так и зарубежными методистами.

Тем не менее, групповая форма работы пока не достигла широкой области применения в практике современного преподавания иностранного языка, что связано с наличием определенных сложностей в организации данной формы общения. Современная методика выделяет следующие группы трудностей организации группового общения на уроке.

1)Трудности организационного характера. Они обычно связаны с деятельностью преподавателя, и к ним можно отнести:

·сложности с дисциплиной в связи с переполненностью групп;

·сложности с организацией пространства (помещение не всегда приспособлено для организации такой форма активности, возможны трудности с перестановкой мебели и т.д.);

·сложности, связанные с ограниченностью во времени (сам процесс организации, распределения участников по группам и контроль за выполнением каждой из групп задания занимает много времени и не всегда предоставляется возможность выполнить все намеченные задачи в рамках лимита одного урока);

·сложности, связанные с недостаточностью методических материалов (групповая работа во многом предполагает самостоятельную разработку необходимого материала педагогом, что требует много дополнительного времени и усилий со стороны преподавателя).

2)Трудности, связанные с деятельностью учащихся:

·неподготовленность учеников к групповой форме работы (традиционная форма работы "учитель-ученик" прочно закрепилась в сознании школьников, и потребуется определенное время на переподготовку к смене вида деятельности);

·недостаточный уровень владения иностранным языком (многие учащиеся разговаривают на родном языке, вместо того, чтобы практиковать изучаемый язык, что значительно снижает эффективность использования метода);

·сложности в понимании учащимися своей роли в рамках групповой деятельности;

·психологические сложности в организации групп (личные симпатии и антипатии учеников);

·языковой барьер учащихся, страх высказываться на другом языке в присутствии чужих людей;

·сложности контроля со стороны учителя, соответственно возможности для некоторых учащихся избежать выполнения задания, прикрывшись другими членами группы;

·различия в уровне подготовки учащихся, скорости выполнения заданий (справившиеся раньше с задачей могут отвлекать остальных).

Сложности организации группового общения на уроке иностранного языка также связаны с тем, что в ее рамках ярко выражены межличностные процессы, которые не всегда присутствуют в остальных формах общения на уроке. С другой стороны, именно этот факт позволяет групповой форме общения на уроке иностранного языка служить мощным средством оптимизации процесса обучения иностранному языку в средней школе. Реализуется интенсивное общение на иностранном языке, развивается доверие учащихся друг другу, ученики оказывают взаимное влияние друг на друга в процессе обучения, взаимная помощь и поддержка, а также реализуется максимально эффективно потенциал каждого учащегося в отдельности. Поэтому групповой метод должен по возможности интегрироваться в процесс обучения при грамотном контроле со стороны педагога.

Кроме того, педагог должен грамотно оценить свои возможности при организации групповой формы работы на уроке, так как помимо выше обозначенных сложностей существует проблема оценивания деятельности учащихся в процессе групповой работы на уроке. Обобщая, можно свести проблему оценки к двум учебным ситуациям:

1)Объединение разных по уровню подготовки учащихся в рамках одной группы.

Данная ситуация сложна для выставления объективной оценки по результатам работы с точки зрения преподавателя, так как выставив одну оценку всем участникам группы по результатам общей работы, преподаватель рискует не совсем объективно оценить вклад каждого из членов группы в общий результат. Соответственно отметка речевых навыков и умений учащихся, а также степень их знаний в области данного вопроса может оказаться несправедливой. Во избежание подобных трудностей, педагог при организации работы в группе должен постараться донести до учеников, что командный успех возможен лишь при активной вовлеченности всех без исключения членов группы в активную деятельности, объяснить необходимость внесения каждым из членов группы посильный вклад в общую работу. Также нужно объяснить, что группа несет ответственность за усвоение знаний каждым из ее участников.

2)Объединение учащихся в разные по уровню подготовки группы.

Такая ситуация также вполне может сложиться в рамках применения группового метода обучения, и она вполне может быть скорректирована педагогом с использованием принципа доступности обучения и посильной нагрузки для учеников. Так преподаватель может предложить разные по степени сложности задания для разных по уровню подготовки групп учащихся, однако здесь снова возникают трудности в оценке результатов такой работы. Следуя логике, более сложное задание должно быть оценено более высоко, чем упрощенный вариант, однако при успешном выполнении задания всеми группами, несмотря на различия в уровне сложности, может возникнуть неудовлетворенность учащимися при разнице в отметках, полученных за проделанную работу. На усмотрение педагога в этом случае производится поиск вариантов решения возникшей проблемы - если преподаватель ставит в приоритет личное развития учащихся и их продвижение в изучении языка, возможно, будет принято решение о поощрении более слабой группы немного завышенной оценкой. Следуя логике, что "успех окрыляет", возможно, более высокий балл послужит стимулом для дальнейшей работы.

2.2 Пути решения основных проблем организации групповой работы на уроке

Основываясь на полученных в результате проведенного исследования данных, можно подытожить, что в целом успех работы в группе во многом зависит от профессионализма преподавателя, от его личных качеств, способности грамотно выстроить и организовать работу в группах на уроке. Также важна мотивация учащихся, их желание и способность работать коллективно, следуя принципам слаженной командной работы. При этом не только учащиеся, но и сами педагоги должны быть морально и психологически готовы к командной работе, к организации групповой деятельности. Так мы приходим к выводу, что прежде, чем организовывать групповую форму общения на уроках иностранного языка, необходимо подготовить учащихся к собственно групповой работе, научить их основным принципам командной деятельности, и только после этого приступать к решению образовательных задач в рамках изучаемого предмета "иностранный язык".

Вышеупомянутые трудности и проблемы, которые могут возникнуть в ходе организации работы в группе (к примеру, дисциплинарные сложности, одновременные высказывания сразу нескольких учащихся, чрезмерный шум в ходе обсуждения и т.д.) могут быть минимизированы, если перед занятием ученикам будут даны четкие инструкции со стороны педагога. У учащихся должно сформироваться точное понимание задач, они должны знать, что должны сделать. Кроме того, задания не должны быть слишком объемными или занимать чересчур много времени, так как в этом случае ученики могут быстро утомиться или просто заскучать.

Соответственно, на основании изученного материала, автором предлагаются следующие рекомендации для решения основных проблем, связанных с организацией групповой работы в рамках обучения иностранному языку в средней школе:

1)Количество человек в группе не должно быть чрезмерно большим. Оптимально разбивать учащихся на группы не более пяти человек в каждой. При этом преподавателю необходимо следить за тем, чтобы в каждой из групп присутствовал хотя бы один ученик с хорошим уровнем подготовки, справившийся бы с ролью консультанта для остальных членов группы.

2)Задачи, поставленные перед классом и каждой группой в отдельности должны быть сформулированы преподавателем ясно и четко, у учеников должно сформироваться четкое понимание того, что от них требуется. При этом объяснение задания должно быть максимально кратким и простым для восприятия.

3)Необходимо учитывать, что для учеников, особенно при отсутствии опыта работы в группе, может потребоваться некоторое время, чтобы вовлечься в новый для них вид деятельности, привыкнуть к групповому общению на иностранном языке, влиться в групповую деятельность. Соответственно, не следует торопить учащихся на начальном этапе работы.

4)Групповая работа не должна быть сильно затянутой по времени. Преподавателю следует выполнять намеченный план работы и укладываться в запланированный отрезок времени. При этом можно информировать учащихся в процессе работы, сколько времени до завершения задания им осталось, чтобы они могли лучше ориентироваться и распределять свои силы и возможности.

5)Преподаватель не должен активно вмешиваться в процесс обсуждения проблемы группами учащихся, суть метода состоит в том, чтобы учащиеся сами справлялись с поставленными задачами, используя принципы взаимной поддержки и помощи. Педагогу следует исправлять лишь грубые ошибки, которые явно мешают работе, все остальные замечания должны быть сделаны впоследствии, работа над их корректировкой должна проводиться впоследствии, дополнительно.

6)Преподаватель должен контролировать происходящее в классе, во время обсуждения группами проблемы следует перемещаться по классу от одной группы к другой, прислушиваясь, в каком русле идет обсуждение вопроса. Однако важно понимать, что преподаватель не должен создавать напряженную атмосферу, мешать общению внутри групп.

7)Также со стороны преподавателя необходим четкий контроль, чтобы обсуждение происходило только на иностранном языке, а также желательно производит объяснение, контроль и оценку результатов также используя иноязычную речь.

8)Учитель должен управлять ситуацией, следить за скоростью выполнения заданий. В случае, если кто-то завершит работу раньше, у преподавателя должны быть подготовлены дополнительные задания, чтобы не нарушать дисциплину в классе.

9)Преподаватель должен отслеживать, чтобы выступил представитель от каждой группы, недопустимо игнорировать кого-то из учащихся.

10)Вклад учащихся в работу, их успехи обязательно должны быть отмечены преподавателем. при этом особый акцент должен быть сделан на наиболее сильные стороны, наиболее успешно реализованные задачи. К примеру, грамотный подбор языкового материала, использование разнообразных грамматических форм. Однако при этом преподаватель не должен обходить стороной типичные ошибки, на них также следует обратить внимание учащихся.

11)Во время подведения итогов внимание следует также уделить работе над ошибками. При этом может быть достаточно сложным сохранить положительных эмоциональный настрой в работе, поэтому педагогу рекомендуется обращать внимание на ошибки, не обращаясь к ученику лично. У учащихся должно быть выработано понимание, что ошибки являются неотъемлемой частью образовательного процесса, поэтому не стоит их бояться и расстраиваться при их допущении. Гораздо важнее грамотно учитывать их в дальнейшей работе, извлечь из каждой ошибки полезный опыт. Идеально для педагога будет добиться от учеников того, чтобы они были способны исправить ошибки сами - как свои, так и других учащихся.

Также, чтобы избежать проблем организации групповой работы на уроке иностранного языка, от педагога требуется донести до учащихся, что групповая, командная работа - это не конкуренция, не соревнование, а коллективное овладение новыми знаниями и умениями, при этом важны помощь и взаимовыручка внутри каждой группы.

Педагогу следует стараться добиться от учащихся взаимной вежливости при групповом общении, дисциплины и организованности, воспитать в них тактичность к ошибкам одноклассников. Также важно поддерживать дружелюбную и доброжелательную атмосферу во время групповой работы на уроке.

При организации групповой работы следует контролировать, чтобы между учащимися не возникало ссор и конфликтов, в целом необходимо следить за соблюдением дисциплины, ответы одноклассников должны быть внимательно выслушаны товарищами до конца.

Как показывает практика, в групповой работе авторитарный, жесткий стиль преподавателя не вызывает положительной реакции учащихся, поэтому можно рекомендовать педагогу в процессе работы стараться поддерживать доброжелательную атмосферу, создать дружелюбную и непринужденную обстановку, в которой у учащихся возникло бы желание работать в сотрудничестве.

Кроме того, при организации на уроке иностранного языка группового общения, преподаватель должен учитывать, что данный вид работы эффективен для одних видов образовательных задач и совершенно бесполезен для решения других задач. Педагогу в таком случае необходимо каждый раз отдавать себе отчет, с какой целью в этот раз произошло разделение класса на группы, каковы задачи и к чему учащиеся должны прийти в результате проведения занятия в такой форме.

Также, следуя рекомендациям большинства преподавателей-практиков, на уроках иностранного языка следует чередовать работу в группах с постоянным составом и с переменным, для того, чтобы не вызвать у учеников адаптации к одним и тем же членам группы, с одной стороны, и чтобы нейтрализовать возможный страх общения с другими собеседниками. Количество групп также может варьироваться в зависимости от поставленных преподавателем целей, обычно рекомендуется удерживать количество групп в рамках от двух до пяти, учитывая поставленные задачи и количество человек в классе.

Помимо прочего, собственный опыт педагогической практики показывает, что целесообразно формировать группы, определяя в одну группу учеников с разным уровнем владения иностранным языком, для того, чтобы каждая группа обладала так называемым консультантом, способным оказать помощь слабым ученикам и проявить инициативу в иноязычном речевом общении. Хорошие возможности открывает мобильность членов группы, то есть педагог не должен жестко фиксировать состав групп, в случае необходимости учитель может заменить одного или нескольких участников группы, и это будет методологически оправдано. Кроме того, назначая лидеров групп, необходимо чередовать роли лидеров, назначая разных учеников на эту роль, чтобы не сформировать неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать что групповое общение на уроке иностранного языка призвано реализовывать принцип активности в обучении, который является основополагающим в современной методике, принцип развивающего обучения, делающим акцент на личности учащегося ученика, развитии его творческих способностей, а также возможности усваивать новые знания и навыки через коллективную деятельность. Кроме того, групповое общение способствует активному включению в работу мышления учащихся, концентрации внимания, развивает речевые навыки и инициативность в иноязычных высказываниях. Работа в группе на уроке иностранного языка позволяет сформировать на уроке языковую среду, способствующую иноязычное общение в условиях, имитирующих реальные жизненные ситуации. Поэтому, несмотря на обилие трудностей, связанных с организацией группового общения на уроках иностранного языка в школе, этот метод должен активно практиковаться в современной образовательной системе.

2.3 Внедрение групповой формы работы на уроке иностранного языка в средней школе и анализ эффективности применения данного метода в рамках проходимой практики

Данный опыт позволил применить на практике изученные теоретические аспекты данного метода обучения, на практике убедиться в эффективности данного метода и применить в реальной ситуации разработанные рекомендации, касающиеся организации групповой деятельности как формы организации работы на уроке.

На основании изученной выше теоретической информации автором был выбран такой вид организации работы в группе, как обучение в сотрудничестве. Подобный вид работы вполне соответствует по уровню сложности данной возрастной категории, уровень владения иностранным языком в первой подгруппе 9 "Б" класса можно оценить как хороший, соответственно практика подобной работы вполне уместна в рамках прохождения педагогической практики. Урок был разработан с учетом темы, изучаемой в контексте учебного процесса, по учебно-методическому комплексу В.П. Кузовлева Happy English" ("Счастливый английский") для 9 классов. Урок продолжает изучение пятого раздела учебника, касающегося выбора профессии учащимися (Unit V: What Will You Be? ) и посвящен второму уроку из раздела (Lesson 2: Where Can You Work? ). Тема выбора профессии и в целом определения своих жизненных целей очень актуальной для девятиклассников, так как на данном этапе перед ними встает необходимость сделать первый в их жизни важный выбор касаемо будущей профессии, учащиеся решают, следует ли им продолжить общее среднее образование в школе или получить среднее специальное в другом учебном заведении (колледже, лицее, колледже и т.д.). Соответственно, можно говорить о личной заинтересованности учащихся в теме урока. В рамках изучения иностранного языка тема профессий давно знакома девятиклассникам, учебно-методический комплекс В.П. Кузовлева развивает ее на каждом этапе обучения начиная со второго класса начальной школы. Следовательно, накопленный лексический материал и навыки общения по данной теме у учащихся на данном этапе должны быть достаточно хорошо усвоены. В соответствии с возрастом учащихся, автором был выбран такой профиль групповой деятельности, как обучение в сотрудничестве, среди непосредственно методов и вариантов работы в группе автором были выбраны методы "Учимся вместе" и Jigsaw" ("Ажурная пила") в ее втором, дополненном, варианте. Выбор был сделан с точки зрения неординарности метода, его эффективности и способности заинтересовать учащихся.

Запланированный урок был проведен в первой подгруппе 9 "Б" класса МБОУ СОШ №1 г. Покров, что дало практические данные для дальнейшего исследования - практики проблем организации групповой работы на уроке иностранного языка и путей их решения. Во второй подгруппе 9 "Б" класса 10 человек, 4 девочки и 6 мальчиков, уровень владения иностранным языком достаточно хороший, но неравномерный - есть три ученика с очень высоким уровнем владения языком и один слабо успевающий. Автором исследования был выбран метод набора в команды на основании назначения лидеров (в качестве "лидеров" были выбраны два наиболее активных ученика с наилучшим уровнем владения иностранным языком), которые должны были по одному участнику набрать по очереди учащихся к себе в команды. После выбора третьего ученика, демонстрировавшего наиболее высокий уровень владения языком, в ту же команду педагогом был ненавязчиво рекомендован слабо успевающий ученик, чтобы уравнять общий уровень владения языком в группах. В итоге распределения на команды образовалось две группы по пять человек в каждой.

В целом групповой метод работы на уроке показал себя эффективным, способным вызвать живой интерес учащихся и способствовать их активное вовлечение в учебную деятельность. Следовательно, урок можно считать проведенным успешно.

В рамках темы исследования автором были проанализированы основные трудности организации работы в группах на практике реально проведенного урока и сделаны выводы, насколько реально эффективно они были преодолены в условиях реальной педагогической практики.

В первую очередь, были проанализированы трудности организационного характера:

1)Сложности с дисциплиной были успешно преодолены путем создания дружелюбной и позитивной атмосферы на уроке, преподавателем был налажен доверительный дружеский контакт с учащимися, проведены необходимые мероприятия, направленные на формирование мотивации и личной заинтересованности в работе на уроке, соответственно, возникшие в начале урока небольшие трудности организации дисциплины были сразу же устранены педагогом путем грамотного привлечения и удержания внимания учащихся.

2)Сложности с организацией пространства. Данных сложностей в процессе проведения урока не возникло ввиду небольшого количества учащихся в подгруппе. Учащиеся комфортно расположились, заняв пространство вокруг одной парты каждой командой.

3)Сложности, связанные с ограничением по времени. Временные рамки урока иностранного языка, определенные 40 минутами учебного времени, разумеется, вносят определенные неудобства в процесс работы, так как сама организация групповой деятельности, а также объяснение учащимся новой для них задачи является достаточно длительным процессом. Однако данные трудности были заранее предусмотрены автором, урок был тщательно распланирован во времени и были подготовлены короткие и понятные инструкции относительно разбиения класса на группы, чтобы максимально сэкономит учебное время. Также автором было выбрано рациональное количество заданий для работы в группах, чтобы не растягивать урок за рамки отведенного времени.

4)Сложности, связанные с недостаточностью методических материалов, были также предусмотрены автором при подготовке плана урока, за основу был взят учебник по английскому языку из учебно - методического комплекса В.П. Кузовлева Happy English" ("Счастливый английский") для 9 классов, а также заранее был подобран текст Mikhael Lomonosov, позволяющий организовать работу с текстом в рамках выбранной групповой работы "Обучение в сотрудничестве".

Также были проанализированы трудности, связанные с деятельностью учащихся:

1)Неподготовленность учеников к групповой работе. Подобных сложностей при работе с данной группой учащихся не возникало, как оказалось, в процессе учебной и внеклассной деятельности командный метод работы неоднократно применялся, поэтому сложностей с пониманием целей и формы работы не возникло.

2)Недостаточный уровень владения иностранным языком. Автором было отмечено, что данная сложность была одной из основных проблем организации групповой работы на уроке иностранного языка. Участниками групп постоянно предпринимались попытки вести обсуждение исключительно на родном языке, и педагогу было весьма трудно контролировать и постоянно напоминать о необходимости использования иностранного языка. Данные трудности были успешно преодолены автором путем привлечения в помощники лидеров команд, на которые была возложена дополнительная ответственность по контролю использования языка в процессе обсуждения заданий.

3)Сложности в понимании учащимися своей роли в рамках групповой деятельности. Данные трудности были предусмотрены автором заранее и в начале урока роли учащихся ("лидеров" и остальных членов

группы) были четко сформулированы, что позволило на предварительном этапе решить проблему.

4)Языковой барьер учащихся, страх высказываться на другом языке в присутствии чужих людей. Данные сложности имели место в начале урока, однако автором были предприняты активные действия по созданию непринужденной комфортной обстановки для общения, кроме этого, вовлеченность в процесс, возникновение определенного азарта позволили учащимся раскрепоститься и постепенно вовлечься в процесс иноязычного общения.

5)Сложности контроля со стороны учителя. Данных трудностей на уроке не возникало, чему способствовала малая численность группы учащихся, соответственно, у педагога была возможность полного контроля всего коллектива учащихся.

6)Различия в уровне подготовки учащихся, скорости выполнения заданий. Во время выполнения второго задания одна из групп справилась с заданием намного раньше второй и соответственно появилась опасность нарушения дисциплины в классе в связи с бурной эмоциональной реакцией на этот факт обеих команд. Однако автором были предприняты грамотные и своевременные меры для урегулирования данной ситуации, учащимся, завершившим задание раньше, было предложено еще одно задание за дополнительные баллы, причем вторая команда получила дополнительный стимул быстрее справиться с их заданиями.

На основании вышеизложенного автор пришел к выводу, что групповая форма организации учебного процесса на уроке иностранного языка является очень эффективной, так как позволяет повысить мотивацию к обучению и иноязычному общению. Также это позволяет создать комфортную языковую среду, что приводит к развитию коммуникативных навыков учащихся. Разумеется, в подобном подходе таится много проблем и сложностей, которые автор подробно проанализировал и учел в практике организации учебной деятельности. Как показала реальная педагогическая практика, данные сложности могут быть успешно преодолены при грамотном построении учебного процесса преподавателем и адекватной реакции на происходящее. Соответственно, групповой метод настоятельно используется автором к использованию на уроках иностранного языка с целью повышения эффективности обучения.

Заключение

Таким образом, в процессе исследования автором был изучен широкий спектр теоретических вопросов, также большая роль была уделена анализу возможных вариантов действий с точки зрения имеющегося опыта реальной деятельности и, разумеется, практической деятельности и разработке на основании нее собственных рекомендаций.

В процессе изучения, систематизации и анализа теоретического материала по вопросам организации групповой работы, автор рассмотрел, в первую очередь, такие основополагающие вопросы, как понятие группового метода обучения, его основные цели и задачи.

Групповая форма работы на уроке - форма организации учебно - познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога [18; 528].

Следует отметить, что между понятиями "групповая форма обучения" и "групповой способ обучения" есть некоторые различия. Форму обучения обуславливается используемым на уроке видом общения, а способ обучения образуется посредством используемых в обучении организационных форм.

Групповая форма работы на современном этапе выходит на первый план в процессе обучения, открывая хорошие перспективы для методистов, так как она в лучшей степени позволяет развить у учащихся необходимые навыки и умения с использованием наибольшей практики и охвата всего класса.

Исследования известных специалистов в области психологии доказали эффективность применения такой формы организации учебного процесса в системе классно-урочной деятельности, как групповая. Согласно их данным, учащийся в результате такой формы организации становится инициатором, активным участником, а не исполнителем, соответственно он включается в обсуждение, активно вовлекается в процесс, имитирующий реальную ситуацию, максимально приближенной к реальной действительности.

Обучение в сотрудничестве является одной из наиболее распространенных форм работы в группе. Также, говоря о групповой работе, нельзя обойти вниманием метод проектов, который является одним из наиболее распространенных видов работы в группе в настоящее время.

Существует много различных классификаций и вариантов методов групповой работы в зависимости от преследуемых задач и типов заданий. Разные классификации были подробно рассмотрены автором в первой главе исследования.

При формировании групп необходимо руководствоваться следующими критериями:

·учебные интересы членов группы;

·внеучебные интересы;

·уровень успеваемости;

·личный опыт;

·степень коммуникабельности;

·популярность ученика (количество сверстников, готовых пойти на контакт с ним);

·наличие навыков и умений, пригодных для выполнение конкретного задания;

·уровень эмоциональности учащегося; работоспособность.

В практической части автор выделяет основные проблемы организации работы на уроке в группе. В частности, автором выделено два вида трудностей: организационного характера (связанных с деятельностью педагога) и трудности, связанные с деятельностью учащихся. В контексте данного разделения на основании подобной классификации трудностей автором проводились дальнейшие практические исследования.

Помимо выше обозначенных сложностей существует проблема оценивания деятельности учащихся в процессе групповой работы на уроке. Обобщая, можно свести проблему оценки к двум учебным ситуациям: объединение разных по уровню подготовки учащихся в рамках одной группы и объединение учащихся в разные по уровню подготовки группы.

Наряду с выделением главных проблем организации групповой деятельности, автор предлагает и собственные пути их решения. Трудности и проблемы могут быть минимизированы, если перед занятием ученикам будут даны четкие инструкции со стороны педагога. У учащихся должно сформироваться точное понимание задач, они должны знать, что должны сделать.

Автором предлагаются следующие рекомендации для решения основных проблем, связанных с организацией групповой работы в рамках обучения иностранному языку в средней школе:

1)Количество человек в группе не должно быть чрезмерно большим.

2)Задачи, поставленные перед классом и каждой группой в отдельности должны быть сформулированы преподавателем ясно и четко.

3)Необходимо учитывать, что для учеников, необходимо время, чтобы вовлечься в новый вид деятельности.

4)Групповая работа не должна быть сильно затянутой по времени.

5)Преподаватель не должен активно вмешиваться в процесс обсуждения проблемы группами учащихся.

6)Преподаватель должен контролировать происходящее в классе, однако при этом не создавать напряженную атмосферу, мешать общению внутри групп.

7)Также со стороны преподавателя необходим четкий контроль, чтобы обсуждение происходило только на иностранном языке.

8)Учитель должен управлять ситуацией, следить за скоростью выполнения заданий.

9)Преподаватель должен отслеживать, чтобы выступил представитель от каждой группы

10)Вклад учащихся в работу, их успехи обязательно должны быть отмечены преподавателем.

11)Во время подведения итогов внимание следует также уделить работе над ошибками.

Автором исследования был подготовлен и проведен урок по иностранному языку в первой подгруппе 9 "Б" класса МБОУ СОШ №1 г. Покров, что дало практические данные для дальнейшего исследования - практики проблем организации групповой работы на уроке иностранного языка и путей их решения.

В целом групповой метод работы на уроке показал себя эффективным, способным вызвать живой интерес учащихся и способствовать их активное вовлечение в учебную деятельность. Следовательно, урок можно считать проведенным успешно.

В рамках темы исследования автором были проанализированы основные трудности организации работы в группах на практике реально проведенного урока и сделаны выводы, насколько реально эффективно они были преодолены в условиях реальной педагогической практики.

В первую очередь, были проанализированы трудности организационного характера:

1)Сложности с дисциплиной были успешно преодолены путем создания дружелюбной и позитивной атмосферы на уроке, преподавателем был налажен доверительный дружеский контакт с учащимися.

2)Сложности с организацией пространства. Данных сложностей в процессе проведения урока не возникло ввиду небольшого количества учащихся в подгруппе. Учащиеся комфортно расположились, заняв пространство вокруг одной парты каждой командой.

3)Сложности, связанные с ограничением по времени. Временные рамки урока иностранного языка, определенные 40 минутами учебного времени, разумеется, вносят определенные неудобства в процесс работы, однако данные трудности были заранее предусмотрены автором, урок был тщательно распланирован во времени и были подготовлены короткие и понятные инструкции относительно разбиения класса на группы, чтобы максимально сэкономить время. Также автором было выбрано рациональное количество заданий для работы, чтобы не растягивать.

4)Сложности, связанные с недостаточностью методических материалов, были также предусмотрены автором при подготовке плана урока, за основу был взят учебник по английскому языку из учебно - методического комплекса В.П. Кузовлева Happy English" для 9 классов, а также заранее был подобран текст Mikhael Lomonosov.

Также были проанализированы трудности, связанные с деятельностью учащихся:

1)Неподготовленность учеников к групповой работе. Подобных сложностей при работе с данной группой учащихся не возникало, как оказалось, в процессе учебной и внеклассной деятельности командный метод работы неоднократно применялся.

2)Недостаточный уровень владения иностранным языком. Автором было отмечено, что данная сложность была одной из основных проблем организации групповой работы на уроке иностранного языка. Участниками групп постоянно предпринимались попытки вести обсуждение исключительно на родном языке, и педагогу было трудно контролировать и постоянно напоминать о необходимости использования иностранного языка. Данные трудности были преодолены автором путем привлечения в помощники лидеров команд, на которые была возложена ответственность по контролю использования языка в процессе обсуждения.

3)Сложности в понимании учащимися своей роли в рамках групповой деятельности. Данные трудности были предусмотрены автором заранее и в начале урока роли учащихся ("лидеров" и остальных членов группы) были четко сформулированы, что позволило на предварительном этапе решить проблему.

4)Языковой барьер учащихся. Данные сложности имели место в начале урока, однако автором были предприняты активные действия по созданию непринужденной комфортной обстановки для общения.

5)Сложности контроля со стороны учителя. Данных трудностей на уроке не возникало, чему способствовала малая численность группы учащихся.

6)Различия в уровне подготовки учащихся, скорости выполнения заданий. Во время выполнения второго задания одна из групп справилась с заданием намного раньше второй и соответственно появилась опасность нарушения дисциплины в классе в связи с бурной эмоциональной реакцией на этот факт обеих команд. Однако автором были предприняты грамотные и своевременные меры для урегулирования данной ситуации, учащимся, завершившим задание раньше, было предложено еще одно задание за дополнительные баллы, причем вторая команда получила дополнительный стимул быстрее справиться с их заданиями.

На основании вышеизложенного автор пришел к выводу, что групповая форма организации учебного процесса на уроке иностранного языка является очень эффективной, так как позволяет повысить мотивацию к обучению и иноязычному общению. Также это позволяет создать комфортную языковую среду, что приводит к развитию коммуникативных навыков учащихся. Разумеется, в подобном подходе таится много проблем и сложностей, которые автор подробно проанализировал и учел в практике организации учебной деятельности. Как показала реальная педагогическая практика, данные сложности могут быть успешно преодолены при грамотном построении учебного процесса преподавателем и адекватной реакции на происходящее. Соответственно, групповой метод настоятельно используется автором к использованию на уроках иностранного языка с целью повышения эффективности обучения.

Список использованных источников

1.Арефьева Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка / Г.И. Арефьева // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 3. - С.32 - 41

.Виноградова М.Д., Первин КБ. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. / М.Д. Виноградова, К.Б. Первин, М.: Просвещение, 2015. - 314 с.

4.Гикал Л.В. Групповая форма работы как эффективная форма организации урока [Электронный документ] / Л.В. Гикал // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/530702/. <http://festival.1september.ru/articles/530702/> - Дата обращения: 12.05.2016.

.Дусавицкий, А. К.; Кондратюк, Е. М.; Толмачева, И. Н.; Шилкунова, З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя // Под ред.А.К. Дусавицкого. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. - 277 с.

.Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В. Душеина // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 5. - С.22-39

.Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении. / В.И. Дьяченко, М.: Просвещение, 2011. - 280 с.

.Казанская А.Н. Технологии развития критического мышления на уроках английского языка в средней и старшей общеобразовательной школе / А.Н. Казанская // Педагогические науки. - 2011. - №5. - С.87 - 89.

.Кочетурова Н.А. Метод проектов в обучении иностранному языку / Н.А. Кочетурова // Материалы региональной научно-практической конференции Английский язык в системе Школа - Вуз, Новосибирск, 2013.

.Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного обучения / С.С. Куклина // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1. - С.59-61.

.Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев, Москва: Генезис, 2013. - 370 с.

.Лучик Т.С. Образовательная технология "Дебаты" в учебном процессе / Т.С. Лучик // Иностранные языки в школе. - 2010. - №2. - С.21-26.

.Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении

./ А.М. Матюшкин. М.: Педагогика, 2012. - 168 с.

.Менлашев М.Т. Использование мозгового штурма при обучении иностранному языку / М.Т. Менлашев // Вестник университета. - 2011. - Т.11. - №1-31. - С.235 - 239.

.Павлова Е.А. Игра как метод обучения иностранному языку / Е.А. Павлова // Иностранные языки в школе. - 2012, № 7 - с.56-61.

.Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов, М.: Просвещение, 2008. - 223 с.

.Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. Ред. Б.М. Бим - Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528 с.

.Пидкасистый П.И. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / П.И. Пидкасистый, М.: Педагогическое общество России, 2014. - 608 с.

.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2010. - №2. - С.3-10.

.Савенков, И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы / И.А. Савенков. - Одаренный ребенок. - 2013. - №2. - С.76-86.

.Тупицына Н.М. Технология организации групповой работы [Электронный документ] / Н.М. Тупицына // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/579384/. <http://festival.1september.ru/articles/579384/> - Дата обращения: 12.05.2016

.Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения / А.В. Хуторской. СПб: Питер, 2014. - 288 с.

Похожие работы на - Проблема организации группового общения на уроке иностранного языка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!