Тема: Экологическое развитие в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
Экологическое развитие в России
Экологическое развитие в России
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

 

СОДЕРЖАНИЕ

с.

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ.. 5

1.1 Экологическая политика России. 5

1.2 Экологическое законодательство России. 7

1.3 Экологические проблемы  в России. 9

2. ПЕРЕХОД К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ 11

2.1 Концепция рационального природопользования. 11

2.2 Становление природоохранных органов и реализация идеи устойчивого развития в России. 13

2.3  Экономическое развитие России в сфере экологии. 17

3. СТРАТЕГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (АНАЛИЗ И ПРОГНОЗЫ) 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 24

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний день Россия находится в критической экологической ситуации. Это подтверждается  огромными масштабами загрязнения окружающей среды (ОС).  Ежегодно затраты на экономические блага варьируются в размере  до половины национального дохода страны, более двадцати тысяч предприятий наносят огромный ущерб природной среде, загрязняя воду, воздух, почву и прочие составляющие ОС. Важно отметить, что сегодня вопреки декларации о правах человека на благоприятную для жизни и здоровья ОС  экологические интересы уступают экономическим.

Действительно, в системе мировых приоритетов  набирают оборот экологические проблемы. Главной причиной в разрушении природной среды объявляют экономику. Поэтому основной причиной критического состояния экологии выступает техногенный, природоразрушающий тип экономического развития, который необходимо преобразовать в устойчивый экологосбалансированный. Именно разрешение противоречий между экономикой и экологией играет формирование устойчивого типа развития, к которому стремиться Россия.

В России государственное экологическое регулирование основано на концепции устойчивого развития, которая предусматривает обеспечение экологической безопасности общества за счет организационно-экономического механизма природопользования компенсационного характера.

Компенсационный характер подразумевает рациональное использование природных ресурсов в системном подходе, основанном на экологизации экономического развития.

Реферат посвящен рассмотрению экологического аспекта устойчивого развития России.

В первой главе рассмотрены основные направления и принципы экологической полнитки, законодательство данной сферы, а также несущие проблемы нашей страны. 

Вторая глава посвящена концептуальному переходу России к устойчивому развитию, которое невозможно без взаимодействия экономики с рациональным природопользованием.

В третьей главе рассмотрено Стратегия экологической безопасности  России в период до 2025 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ

 

1.1 Экологическая политика России

 

Экологическая политика включает в себя следующие два направления:

1)   Обеспечение экологической безопасности человека, охрана ОС и  использование ее ресурсов наиболее рациональным способом.

2)   Возмещение вреда, который был нанесен человеку и окружающей его природе.

Такая политика должна быть реализована и неразрывна с экономическими, образовательными и нравственно-воспитательными мерами.

Нынешний этап развития России в сфере экологии обуславливается следующими особенностями, которые подтверждают необходимость проведения экологической государственной политики:

Во-первых, негативное антропогенное воздействие человека на природу вызвало в ней серьезные изменения, которые угрожают человеку как биологическому виду;

во-вторых, социальные механизмы выступают инициаторами опасного воздействия человека на природу, так как управляют различными сферами деятельности населения;

в-третьих, необходимо обеспечить неразрывное единство двух аспектов человеческой жизни: социального и природного. Поскольку общество воздействуя на ОС социальными механизмами может сделать ее не пригодной для существования, а также не прилагая усилий для сохранения ОС может вызвать негативные социальные процессы.

Таким образом, экологическая политикапредставляет собой совокупность экономических, юридических, политических и иных мер по управлению экологической ситуацией и рациональному использованию природных ресурсов на всей территории страны. Цель такой политики заключается в сбалансированном и динамичном развитии общества, экономики и природы, как единой системы.

Экологический кризис привел к тому, что на сегодняшний день экологическая политика не может существовать без выделения бюджетных средств на поддержание устойчивости и необходимого уровня экологической системы, особенно в условиях «пессимистического сценария».

Важным механизмом развития экологической политики в Российской Федерации (РФ) являются общественные организации, в состав которых входят партии и движения экологической направленности.

Политика в сфере экологии должна проводиться таким образом, чтобы: сформировать экологическое мировоззрение у общества; обеспечить освоение  природоохранных стандартов в системе «природа – человек-общество»; внедрить технологии приемлемых для рационального использования ресурсов; сформировать систему экологической безопасности; обеспечить сохранность ОС; сформировать экономико-экологические факторы, таким образом, чтоб они стали неотъемлемой частью управления социальным и экономическим развитием страны.

- невозможность существования общества при деградации ОС, а также устойчивое развитие, которое предусматривает одинаковое внимание экономическим, экологическим и социальным составляющим;

- приоритет жизнеобеспечивающей функции биосферы по отношению к непосредственному истощению ее биоресурсов;

- предотвращение и учет экологических последствий;

- открытость информации в сфере экологии;

-отказ от проектов, которые могут оказать непредвиденные последствия для ОС;

- платная основа при возмещении обществу и ОС ущерба в результате не следованию законодательству в сфере экологии;

- справедливое использование средств, поступающих от использования природных ресурсов.

 

1.2 Экологическое законодательство России

 

Правовой основой  политики страны в сфере охраны ОС является Федеральный Закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который обеспечивает сохранение благоприятной ОС, сбалансированное решение социальных и экономических задач, укрепление правопорядка данной области, а также обеспечение экологической безопасности для всего общества. Данный Закон регулирует взаимосвязь общества и природы, которая происходит в результате воздействия человека на ОС в пределах РФ.

Всю правовую базу в области охраны ОС, экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов можно разделить на следующие группы:

Общие законопроекты.

1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ«Об охране окружающей среды».

2.Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями от 19 июля 2011г.).

3.Федеральный закон от 09 июля 1998 г. №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе».

4.Федеральный закон от 08 декабря2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Законопроекты в сфере экологической безопасности.

1.Федеральный законот 30 марта1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» .

2.Федеральный закон от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».

3. Федеральный законот 21 декабря 1994 г. №б8-ФЗ «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4.Федеральный законот 05 июня 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» ( с изменениями от 12 июля 2000 № 96-ФЗ).

5.Федеральный закон от 19июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

6.Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ  «Об отходах производства и потреблениях (с изменениями от 29 декабря 2000 № 169-ФЗ).

7.Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г.  № 117-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001г.).

 Законопроекты в сфере  радиационной безопасности населения

1. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»  (с изменениями от 28 марта 2002 г. № 33-ФЗ).

2. Федеральный закон от 03 апреля 1996 г. № 29-ФЗ «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов».

3. Федеральный закон от 09 января 1996 г. № 3-ФЗ. «О радиационной безопасности населения»

4. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории».

 

 

 

1.3 Экологические проблемы  в России

 

Проблемы в сфере экологии возникают в каждой стране, в том числе и в Росси, что связанно, в-первую очередь, с прогрессивным воздействием человека на природу. С развитием научно-технического прогресса и внедрением новых технологий, такое влияние становится все более не предсказуемым и катастрофичным.

Рассмотрим основные наиболее распространенные проблемы экологии в России:

Загрязнение воздуха.Процесс загрязнения атмосферы длится уже не первое тысячелетие, однако сегодня это негативное явления стала наиболее интенсивным. Это выброс промышленных отходов, сгорание автомобильного топлива, что ухудшает состояние воздуха, сжигание газа, древесины, угля. В результате чего вредные частицы разрушают озоновый слой. Загрязнение воздуха влечет за собой такие социально значимые последствия как заболевание населения, животных, изменение климата, увеличение ультрафиолетового излучения, кислотные дожди и прочее;

Загрязнение почвы и воды.Это процесс загрязнения поверхности земли, воды и почвы бытовыми и промышленными отходами. Истощение грунта сельскохозяйственной техникой. В России малое количество водоочистительных сооружений, большенство оборудования находится в сильном износе или является устаревшим. Также большой проблемой является загрязнение морей нефтепродуктами. Последствия этой катастрофической проблемы слишком чреваты. Это дефицит воды, разрушение экосистемы, вымирание животных и др.;

Вырубка лесов.Вырубаются тысячи гектаров зеленой площади, в результате чего наблюдается проблема обезлесенья Сибири, многие лесные зоны изменяются для создания сельского хозяйства. нарушается круговорот воды в природе, образуется парниковый эффект;

Радиоактивное загрязнение. В результате постоянного устаревания оборудования на атомных станциях наиболее существенной становится проблема катастрофического положения в случае аварии на подобных объектах. Происходит постоянное излучение от радиоактивных веществ, что ведет к мутации и образованию раковых клеток в организме человека, животного и растения;

Браконьерство и уничтожение заповедных зон. Подобная беззаконная деятельность ведет к гибели флоры и фауны, а также к гибели всей экосистемы в целом.

Вышеперечисленный список экологических проблем является актуальным и не исчерпывающим для нашей страны. Последствия ухудшения состояния ОС напрямую  сказывается на здоровье человека. Если не принимать меры по оздоровлению и поддержанию ОС, то число болезней будет увеличиваться, а число людей сокращаться.

Решения проблем в сфере экологии прежде всего зависит от политики государственной власти. Необходимо осуществлять контроль в сфере экономики, внедрять и разрабатывать новые экотехнологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   ПЕРЕХОД К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ

 

2.1 Концепция рационального природопользования

 

Главенствующая цель устойчивого развития сферы экологии является сохранение человека как биологического вида. Вытекающими задачами из поставленной цели становятся:

-  сохранение устойчивости природных систем при поддержании уровня удовлетворенности потребностей человечества;

- минимизация  сложившегося дисбаланса экосистем;

- поиск альтернативных источников ресурсов и сырья;

- переход к малоотходным и безотходным технологиям;

-  минимизация загрязнения природной среды;

Решение поставленных задач зависит от сопровождения необходимых технологий, которые будут восстанавливать дисбаланс экосистем и замкнутость круговорота веществ. Необходимо с помощью трудовых и энергетических затрат компенсировать систему, которая была ликвидирована в процессе производства. Все отходы производства должны быть подвергнуты утилизации и в дальнейшем включены в круговорот веществ. Создание искусственных систем, основной задачей которых является восстановление товарного равновесия, замедлит рост человеческих потребностей, повысит динамику роста уровня жизни.Это все усложняет переход человечества к сознательному рациональному природопользованию.

Понятие концепции устойчивого развития вошла в обиход после Конференции ООН по ОС и развитию, которая состоялась в 1992 году в Рио-де-Жанейро.

Первая формулировка данной концепции определялась следующим образом:  «модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между Обществом и Природой».

В рамках проводимой Конференции ООН были определены базовые принципы о взаимосвязи экологи-экономических связей:

- разрыв между экономической деятельностью человека и экологией ведет к превращению планеты в пустыню;

Особенный акцент уделялся позиции, что концепция устойчивого развития  должна обеспечивать возможность удовлетворения потребностей человека без угрозы возможности удовлетворения потребностей будущего поколения.

В 1996 году Указом президента была утверждена «Концепция перехода России к устойчивому развитию». Уже в 1997 году была одобрена «Государственная стратегия развития РФ». В данной стратегии говорится о том, что в соответствии с принципами и рекомендациями изложенными в резолюциях Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, руководствуясь которыми, предоставляется возможность реализовать в РФ переход к устойчивому развитию, которое обеспечит сбалансированное решение социально-экологических задач по сохранению ОС и ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей, как нынешнего, так и бедующего поколения.

Реализовать поставленные задачи возможно только в том случае, если не будет разрушаться естественный механизм регулирования ОС, а удовлетворение человека будет обеспечиваться в рамках допустимой хозяйственной емкости биосферы.

Опираясь на данные положения, были приняты следующие направления устойчивого развития РФ:

- разработка нормативно-правовой основы устойчивого развития России с последующим совершенствованием законодательства;

- создание системы стимулирования хозяйственной деятельности, формирование пределов ответственности за экономические результаты, благодаря которым биосфера будет рассматривать не только как поставщик ресурсов, но и как фундамент жизни человечества, которые необходимо сохранят и поддерживать;

- развитие системы, которая будет организовывать эффективное  устойчивое развитие, а также системы воспитания и обучения;

- оценка экономической емкости региональных систем страны, а определение допустимого воздействия человека на них.

Устойчивое развитие – это достаточно длительный процесс, требующий решения большого количества эколог-экономических и социальных задач, переход к которому будет длительным и поэтапным.

Основополагающие постулаты на пути развития:

- экологизация всего процесса экономического развития страны;

- решение самых трудных социальных и экологических проблем поддержания ОС, начиная с зон бедствия в экологической сфере;

- гармонизация  с ОС всего мирового сообщества;

- прочее.

 

2.2 Становление природоохранных органов и реализация идеи устойчивого развития в России

 

Переход России к рыночным механизмам привел к изменениям во всех сферах жизнедеятельности человека и общества в целом, в том числе и в сфере охраны ОС.

В 1988 году был сформирован Государственный комитет по охране природы, в дальнейшем преобразованный в Министерство охраны ОС и природных ресурсов. Уже в 1996 году Министерство переименовали в Госкомэкологии России с ограничением функциональной направленности. В 1999 году было создано Министерство природных ресурсов. В него вошло ряд ведомств, в том числе и Госкомэкологии. В дальнейшем ведомство неоднократно структурно видоизменялось. Основной проблемой Министерства природных ресурсов оставалось распределение полномочий между ведомствами, которые обязаны контролировать пользование природными ресурсами.

Было проведено ряд реформ в области охраны ОС, приняты серии новых федеральных законов и различных инициатив, в состав которых входило решение об использовании экономических механизмов, проведение политики децентрализации и передачи властных полномочий на уровень субъектов, повышение информированности общества в сфере экологии.

Региональные структуры были наделены более широкими полномочиями и возможностями в сфере охраны ОС. Началась работа с новыми направлениями в сфере управлениями отходами, борьбы с загрязнениями и прочее.

На данном этапе произошло формирование экологических фондов, основным направлением которых являлась защита ОС. Предприятия начали реализовывать различные меры по охране ОС. Реализовываются образовательные программы, связанные с охраной ОС и природопользованием. Улучшается общественная информированность в данной области. В прочем такие преобразования, сыграли значительную роль в системе природоохраны, но не имели ничего общего с путем развития, который был одобрен на Конференции в ООН в Рио-де-Жанейро.

Формирование идеи устойчивого развития России началось с 90-х годов и обуславливалось выходом распоряжения Правительства РФ от 19.02.1992 г №1522-р, на основании чего была создана Межведомственная комиссия  для разработки принципов по осуществлению решений Конференции ООН по охране ОС и ее развитию. Комиссия обязывалась создать проект национального плана действий по осуществлению решений Конференции ООН.

В 1994 году  вышел Указ Президента РФ  № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», который  предусматривал следующие  направления действий:

- решение социальных и экономических задач в неразрывной взаимосвязи адекватных мер по поддержанию, защите и улучшению ОС;

- реализация прав граждан РФ, закрепленных в Конституции РФ, связанных с правами на благоприятную ОС и на пользование природными ресурсами в целях поддержания устойчивого развития.

Чтобы реализовать вышеуказанные действия Правительству РФ было поручено утвердить План действий по охране ОС на 1994-1995 годы. В качестве перспективных направлений необходимо было разработать модель концепции устойчивого развития России. План действий был утвержден 18 мая 1994 года Постановление Правительства № 496 и предусматривал 96 мероприятий по подготовке законодательных нормативно-правовых актов и целевых программ, направленных на решение острозначимых экологических проблем.

В 1996 году Правительством РФ был утвержден следующий План  в постановлении № 155, в который перешли незавершенные программы первого Плана.

В 1995 году на Всероссийском съезде по охране природы прошло обсуждение экологической обстановки страны и проекта концепции перехода РФ к устойчивому развитию. В результате съезда было выявлено около тысячи замечаний и предложений по доработке данного проекта. В результате Правительство сформировало Государственную комиссию  по доработке концепции устойчивого развития с учетом замечаний и предложений. После доработки 7.09.1995 года был издан Указ Президента №440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Указ дал четкую установку органам государственной исполнительной власти руководствоваться положениями устойчивого развития.

Основной целью данного этапа развития в сфере экологии было достижение стабильности в обществе, которая связана с решение глобальных экономических и социальны проблем. под руководством Правительства РФ был создан проект «Среднесрочной программы на 1997-2000 годы. Структурная перестройка и экономический рост». Суть проекта заключалась в создании предпосылок к росту производства и повышения благосостояния людей. Однако стратегия устойчивого развития не была одобрена, в результате чего проект дорабатывался в Государственной Думе РФ Комиссией по проблемам развития, которая готовилась к саммиту по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году.

Свое последующее развитие идея об устойчивом развитии нашла в Экологической доктрине РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р. Цель доктрины: сохранение природных систем, поддержка целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества.

В целях реализации Экологической доктрины Российской Федерации и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 23 мая 2003 г. № ХВ-П9-5952 МПР России приказом от 28 октября 2003 г. № 961 утвердило План действий по реализации Экологической доктрины Российской Федерации на 2003 – 2005 годы.

Анализ показал, что 75% мероприятий данного документа – законы, НПА, должны реализовываться за счет федеральных средств бюджета.

Совершенствуются следующие направления:

1)   Снижение уровня загрязнения ОС

2)   Ресурсосбережение

3)   Научное обеспечение

4)   Информационное обеспечение

5)   Нормативно-правовое обеспечение

6)   Финансово-экономические механизмы

7)   Обеспечение безопасности

8)   экологическое просвещение и образование

9)   Развитие гражданского общества с точки зрения государственной политики экологии

Таким образом, в РФ происходило становление первого этапа реализации устойчивого развития в условиях рыночной экономики. Формирование устойчивого развития невозможно без развития экономики, так как от того насколько правильно удастся выстроить хозяйственную деятельность  в неразрывной связи с природными процессами зависит судьба общества. Поэтому развитие оптимального взаимоотношения человека и природы следует начинать с развития экономической науки.

 

2.3  Экономическое развитие России в сфере экологии

 

На сегодняшний день экономическое развитие страны практически не учитывает экологический фактор. Поэтому можно выявить тенденцию «антиэкологической» направленности, которая может привести в неустойчивому развитию нашей страны. Такая тенденция проявляется в следующих аспектах:

- наблюдается отрицательная динамика макроэкономических показателей, в результате увеличении экологического фактора;

- экономические структурные сдвиги увеличивают удельный вес загрязняющих отраслей;

увеличение затрат природных ресурсов на единицу конечного результата.

Велика вероятность, что при сохранении такой тенденции экономика России будет состоять из природоэксплутирующих отраслей, в которых будет участвовать очень малый процент высокотехнологичных отраслей.

Игнорирование экологического фактора обуславливается рядом причин. Одной из таки причин выступает отсутствие стоимостных оценок ущерба экологического характера. В российской экономике существует правило: то, что не имеет экономической цены или оценки игнорируется в процессе принятия решений. Это говорит о том, что загрязнения ОС, гибель природы, смертность населения не учитываются при принятии хозяйственных решений, разработки планов и программ развития страны.

При переходе к устойчивому развитию в социально-экономические показатели должны включаться экологические факторы. Макроэкономические показатели как ВВП, ВНП, национальный доход и прочие показатели не учитывают экологическую ситуацию, которая может за ростом макроэкономических показателей скрывать экологическую деградацию.

На сегодняшний день в мире активно разрабатываются критерии и индикаторы устойчивого развития. Данной процедурой занимаются международные организации ООН, Европейское сообщество, Всемирный банк. Важно заметить, что и наши ученые разрабатывают системы эколого-экономических индикаторов, которые позволяют учесть экологическую составляющую в социально-экономических показателях развития страны.

Экономисты выделяют следующие направления экономических преобразований для России, которые могли бы снизить нагрузку на ОС:

- адекватный учет стоимости природы в экономических показателях;

- поддержка инновационного развития и экологосбалансированная реструктуризация экономики;

- расстановка экологи сбалансированных приоритетов, которая влечет за собой модернизацию инвестиционной политики;

- определение прав собственности на природные ресурсы;

- создание такой системы налогов и кредитов, которая не противоречила бы экологическим факторам;

- преобразование банковских структур целью создания инновационных форм финансирования природоохранной деятельности;

Для полноценного перехода к устойчивому развитию необходимо следовать энергосбалансированному направлению экономики, что позволит снизить загрязнение ОС и сберечь природные ресурсы.

Важным признаком перехода России к устойчивому типу развития свидетельствует уменьшение показателя природоемкости на макроуровне.

Структурная и технологическая рационализация экономики позволит высвободить 30-50% на данный момент неэффективно использованных ресурсов при увеличении конечных результатов.

Тоесть можно заметить, что только при широких структурно-технологических изменениях в экономике можно достичь ресурсосберегающей экологической экономики.

На сегодняшний день российское законодательство в сфере охраны ОС выделяет следующие задачи экономического механизма:

- финансирование мероприятий по охране природы;

- лимитирование  природных ресурсов, сбросов и выбросов загрязняющих веществ;

-  нормирование размеров платежей за использование природных ресурсов, размещение отходов и других видов отрицательного воздействия;

- возмещение вреда, нанесенного здоровью человека и ОС.

Охрана ОС должна стать составной частью производственной деятельности, а предприниматели и хозяйствующие субъекты должны быть заинтересованы  в охране ОС, также как и в выпуске продукции.

 

 

 

 

 

3. СТРАТЕГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (АНАЛИЗ И ПРОГНОЗЫ)

 

К 2025 году по стратегическим прогнозам расходы на охрану ОС могут вырасти в 10 раз с 92 млрд до 1 триллиона рублей. Выделенные средства будут направляться на увеличение площади растительного покрова, на поддержание земельного фонда, на сокращение объема выбросов загрязняющих отходов и прочие мероприятия. Создание оптимальных условия для эффективного и рационального использования природных ресурсов является определяющим и фундаментальным положением в стратегии устойчивого развития России. В течение последних пяти лет в РФ был принят ряд нормативно-правовых актов, которые определяют направление развития экологии. В их состав входят: Стратегия национальной безопасности РФ; Концепция перехода России к устойчивому развитию; Основы государственной политики в области экологического развития России и прочее.

Также Министерство природных ресурсов и экологии РФ разработало Проект «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», в соответствии с которым Стратегия является основополагающим документом и служит базой для эффективного взаимодействия государственной власти, общественных объединений, производственных организаций и населения для защиты национальных интересов РФ, а также для обеспечения защиты ОС.

Экологическая безопасность является основным и приоритетным направлением стратегии экологической безопасности РФ. Сам Президент Путин В.В. на заседании Совета Безопасности, состоявшегося в 2013 году отметил, что не смотря на принятую в 2002 году Экологическую Доктрину законодательная база  в этой сфере так и не была полноценно сформирована, в частности отсутствует механизм «экологических платежей».

Пункт  24  разд.  III.  «Национальные  интересы  Российской  Федерации  и стратегические  национальные  приоритеты»  гласит:  «Для  обеспечения  национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достяжением основных приоритетов  национальной  безопасности,  сосредоточивает  свои  усилия  и  ресурсы на приоритетах устойчивого развитияэкология живых систем и рациональное  природопользование,  поддержание  которыхдостигается  за  счет  сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны».

Сложившуюся систему правового регулирования безопасности ОС можно определить как недостаточно эффективную. Так как сложившиеся правила и нормы в части общественного и государственного экологического контроля, установления зон бедствия, возмещения вреда, сложившегося в результате экологически правонарушений, действуют малоэффективно. Справедливо заметить, что сегодня стратегии занимают неопределенное место среди документов стратегического планирования. С одной стороны стратегии широко применяются, а с другой стороны – их место не определенно, а правовой статус остается не яснымх[]. Однако важно отметить что реализация программы экологического развития России является важным вкладов в сохранение экологического равновесия всего мира.

Смысл политического развития России в сфере экологии заключается в акцентировании внимания на следующих позициях: переход страны на устойчивое и безопасное развитие состоит в стратегическом сочетании политических и экологических подходов решения задач, стоящи перед страной. Требуется всесторонний учет социально-экономических условий регионов страны, которые связаны с кризисом платёжеспособности многих предприятий, и загрязнения ОС. 

Таким образом, руководство нашей страны опирается на законодательство, материальные ресурсы, денежные средства, аппарат убеждения и принуждения, являясь носителем идеи и обладает легитимностью. Одной из главных функций управления государственной власти является обеспечение благоприятной ОС для человека и общества в целом. Однако, к сожалению, на сегодняшний день данная функция обеспечивается н е в полной мере о чем говорят действующие стратегии: Стратегии сохранения редких и находящихся под гранью исчезновения  видов животных, растений и грабов; Стратегия энергетической безопасности и прочие стратегии, реализация которых должна осуществиться к 2025 году носит декларативный характер и требует максимальной финансовой поддержки. То есть в широком понимании, чтобы достичь заявленных результатов необходимо следовать двум направлениям: сохранять ОС и уменьшать антропогенное воздействие человека  на природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Политика государства должна быть направлена на модернизацию экономики в части перехода ее к новым экологическим стандартам. Также очевидно, что необходимы меры по облегчению процесса перехода участников рыночных отношений к новой «эколого-экономической реальности». Нужно конкретными действиями развеять опасения бизнес по поводу того, что «курс на экологизацию» в реальности ничего не имеет общего с экологией и приведет лишь  к усилению административного давления, увеличению издержек и ухудшению предпринимательского климата. Наиболее это актуально на сегодняшний день, когда страна испытывает недостаток инвестиций, что обуславливает спад в экономике.

Переход на новые технологии, отказ от устаревших грязных производств, повышение  экологических  требований к  предприятиям способно  придать,  долгосрочный  импульс  развитию  экономики страны  и  повышению  ее  конкурентоспособности.  Кроме  того, стоит подчеркнуть,  что  реальные  шаги  в  области  развития  экологически  значимых проектов, построения в России элементов т.н. «зеленой экономики» в немалой степени  будет  способствовать  улучшению  имиджа  страны  и  укреплению  ее позиций на международной арене. Все это делает тему экологической реформы в егодняшней тяжелой для России ситуации одним из наиболее важных вопросов в овестке  дня  развития  страны,  причем  он  выходит  далеко  за  рамки  сугубо природоохранной  проблематики.  По  сути,  речь должна идти  об  инструментах преодоления недостатков прежней экономической модели и выстраивания новой, которая сможет обеспечить устойчивый экономический рост, а также способной быть менее зависимой от вызовов со стороны внешних факторов, в том числе, геополитических.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   «Об охране окружающей среды» Федеральный закон от 10 января 2002 г.  № 7-ФЗ  (ред. от 01.01.2017г.).

2.   Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2015 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ 2009 №20 Ст.2444, 2014 №27 Ст.3745.

3.   Проект «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года» (по состоянию на 20.01.2016 г.) (подготовлен Минприроды России)// СПСКонсультант (дата обращения 10.03.2017)

4.   Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р).

5.   Бобылев С.Н. Экономическое развитие и экологические ограничения для России.- Бюллетень ЦЭП России «На пути к устойчивому развитию России», № 26, 2004, с. 5 – 7.

6.   Данилов-Данильян В., Лосев К. Рейф И. Кризис мировой цивилизации на весах научного подхода. Журнал Наука и жизнь, № 9, 2005, с.2 – 11.

7.   Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. - Бюллетень ЦЭП России «На пути к устойчивому развитию России», №22,2003, с.3– 5.

8.   Русин  С.Н.  Какой  быть  Стратегии  экологической  безопасности  Российской Федерации // Журнал российского права. 2014. № 7. с. 33.

9.   Урсул А.Д. Устойчивое развитие и интересы России. - Бюллетень ЦЭП России «На пути к устойчивому развитию России», № 20, 2002, с.21.

10. Шилько И. А. Поэтапная реализация экологической стратегии в современных условиях России // Молодой ученый. 2015. No10. С. 862.

11. Газета «Зеленый мир». Экологическое досье мира и России [Электронный источник]- режим доступа:  http://zmdosie.ru/actual/mneniya/4381-v-rossii-razrabotana-strategiya-ekologicheskoj-bezopasnosti  (дата обращения: 10.03.2017).

12. Экологические Федераьные Законы [Электронный источник]- режим доступа: http://ecodelo.org/9364-ekologicheskie_federalnye_zakony_rf-federalnye_zakony(дата обращения: 10.03.2017).

 

 

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!