Тема: Политический режим как элемент формы государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Госслужба
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
Политический режим как элемент формы государства
Политический режим как элемент формы государства
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

 

 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «Политический режим как элемент формы государства»

 

 

 

 

 

 

Оглавление

страницы

 

Введение _____________________________________________ 3 - 5

Глава 1. Происхождение понятия «политический режим»,

основные исследовательские подходы

1.1.Основные исследовательские подходы_______________ 6 - 9
1.2 Современное определение политического режима как

формы государства __________________________________ 9 - 11
1.3 Признаки политического режима ___________________   12 - 14

Глава 2. Виды политических режимов

2.1. Общие вопросы классификации политических

 режимов __________________________________________   15 - 16

2.2 Демократические политические режимы ____________   16 - 20

2.3. Антидемократические политические режимы _______   21

2.3.1. Авторитарный политический режим _________ 21 - 25

2.3.2. Тоталитарный политический режим _________ 26 - 29

2.3.3. Иные политические режимы ________________   29 - 31

Глава 3.Политический режим современной России _________   32 - 36

Заключение __________________________________________   37 - 38

Библиографический список _____________________________ 39 - 40

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной работы является, на мой взгляд,  интересной для изучения. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно, и понятие «политический режим», и классификация политических режимов в настоящее время представляет большой интерес.

 Актуальность данной темы в  том, что политические процессы, происходящие в современном общества, оказывают влияние на преобразование государственной системы, а также политического режима как элемента формы государства. Поэтому категория «политический режим» считается одной из важнейших категорий политики и выражает определяющие стороны политической действительности.

Необходимо отметить, что в современной политологии, «политический режим» при подробном рассмотрении оказывается не очень понятным, и это вызывает немало споров среди политологов

 Политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы. В развитии и жизнедеятельности любой страны политический режим имеет большое значение. Важным является и анализ видов имеющихся политических режимов. Каждое государство в той или иной мере имеет свой политический режим, отличающийся от режимов других государств. Вопрос классификации политических режимов имеет важность и актуальность при характеристике государства.

Кроме того, мне интересно разобраться в вопросе: является ли Россия демократическим государством или это только «пародия» на демократию? Многие события последних лет в нашей стране тесным образом связаны именно с функционированием политического режима, развитием демократии, методами и способами проведения внутренней и внешней политики.

Итак,  исследование политического режима помогает составить истинное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени.

Цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим» как элемент формы государства, выявить различные типы политических режимов, их основные характеристики и признаки.

Для реализации цели, я ставлю перед собой следующие задачи:

-   исследовать научную и учебную литературу по данной теме;

-  исследовать происхождение понятия «политический режим» как одного из элементов формы государства;

- рассмотреть особенности и структуру функционирования политического режима, его признаки;

- проанализировать виды политических режимов, выявить их особенности;

- систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной теме.

- определить политический режим, существующий в настоящее время в России;

- обобщить и сделать выводы по заявленной теме курсовой работы.

Основным методом достижения поставленных целей и задач является изучение учебной литературы по теории государства и права, теоретическое исследование научных и методических источников.

Также использую следующие методы: метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

Предмет исследования: анализ политических режимов, их основных признаков и характеристик.

Объект исследования: категория «политический режим».

В первой главе я рассматриваю происхождение и различные определения термина “политический режим”, признаки политического режима, его связь с другими элементами формы государства.

Во второй главе систематизирую все изученные мной материалы по классификации политических режимов. Единого мнения по поводу классификаций политических режимов нет, но я выделила и проанализировала демократический, авторитарный, тоталитарный режимы, а также иные  режимы, которые  являются менее значительными, но которые тоже надо учитывать при классификации политических режимов.

В последней главе я анализирую политический режим современной России и  как изменялся политический режим России за последние годы. Рассмотрев все признаки, характеристики, классификации, я сделала вывод, что в России сложился политический режим, который обладает признаками демократии, но полностью Россия еще не является демократическим государством, так как в политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и существующей действительностью.

Итоги исследования обобщаю в заключении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Происхождение понятия «политический режим», основные исследовательские подходы.

 

1.1.Основные исследовательские подходы.

 

Древние мыслители не использовал понятие «политический режим». По версиям политологов, это понятие появилось намного позже. Многие термины, которые используются в современной политической науке, берут начало в Античности.

На востоке существовало несколько движений, это легистское, основанное на полном  безволии подданных, полный контроль над подданными осуществлялся деспотической верховной властью, использовалась слежка и круговая порука, преданность старым законам и ритуалам и жесткие наказания провинившихся.  Лаоцзы, и Моцзы еще до нашей эры осуждали позиции легистов и  призывали власти проявить интерес к самостоятельности общества.

В Древней Греции интересны для рассмотрения политические идеи Платона, Аристотеля.

Платон выделил  следующие формы государственного устройства: аристократия, тимократия, олигархия, тирания, демократия. Он связал их с душевными состояниями людей. Платон создал образ «идеального государства», которое продолжает легистские взгляды и аргументирует принципы тоталитаризма. 

У Аристотеля были другие взгляды на политику. Он разработал типологию государств:

Формы

Один

Несколько

Множество

Правильные

(правление по закону)

Монархия

Аристократия

Полития

Неправильные

(правление по произволу)

Тирания

Олигархия

Демократия

Он считал, что всякий устойчивый политический режим может существовать в состояниях:

- в любой ситуации действовать в интересах широких слоев населения.

- правящая элита действует сугубо в своих интересах (даже в демократии).

Аристотель выделял три формы правления: монархию, аристократию, политию. Он считал их отвечающими интересам общества и рассматривал, как «правильные». Но выделил и  «неправильные» формы, которые возникают при вырождении «правильных».  По словам Аристотеля, монархия вырождается в тиранию, полития — в демократию, а аристократия — в олигархию.

В эпоху нового времени ученые вносили дополнения в определения, данные Платоном и Аристотелем. Макиавелли не создал новой типологии политических режимов. Полибий придавал рассуждениям Аристотеля и Платона новое объяснение, показал, что типология древних является работоспособной,  им были сделаны замечания при переходе от одной формы правления к другой.

Николло Макиавелли разъяснил принцип самодостаточности власти и построил концепцию политики. Нам известно высказывание Макиавелли — "цель оправдывает средства". Он раскрыл социальные корни установления тирании и доказал, что ее приходу содействуют национальная раздробленность, ослабление государства от захватчиков.

Сопоставим методологию двух политических мыслителей — Томаса Гоббса и Джона Локка. Гоббс был сторонником «опекунского авторитаризма», Локк же наоборот считал, что человек скупое, эгоистичное существо. «Человек человеку волк», а значит должны начаться «войны всех против всех», чтобы остановить это необходимо применение жестких наказаний. Но у Гоббса и Локка был и общий взгляд. Они считали, что главный мотив существования человеческого общества -  сохранение имущества и личной безопасности.

 Шарль Луи Монтескье проанализировал "чистые типы" политического правления, обосновал, что политические законы не просто являются результатом "общественного договора" или посланы мудрым правителем. Они определяются его особенностями — исторической обстановкой, "нравами", величиной территории. Поэтому Монтескье рассматривает вопрос о среде существования политического режима — социальной, географической, психологической.

Французский  мыслитель А.де Токвиль и  англичанин Джон Стюарт Милль рассматривали теорию активной демократии.

Демократическую теории Запада разрабатывали  такие мыслители, как Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Джеймс Милль, Бентам, Руссо, , Дж.Ст.Милль, Токвиль и др.

Позднее представители  теории марксизма разработали свои взгляды на политический режим. Развитием их взглядов занялись теоретики и практики большевизма (В. Ленин, Л. Троцкий, Н. Бухарин, И. Сталин и др.), их исследования представляют большой интерес в изучении коммунистического режима.

 

1.2. Современное определение политического режима как формы государства.

 

Форма государства как совокупность внешних признаков показывает организацию государственной власти, какими методами, органами и каким образом она осуществляется.

Форма государства  складывается из трех элементов: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Форма правления - это способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой и с населением.

По форме правления  все государства  делятся на монархии и республики. В монархиях высшая власть сосредоточена  в руках  монарха - единоличного главы государства, его власть передаётся по наследству и не ограничена определённым сроком. В республике высшая власть принадлежит избивающимся на определённый срок органам. Основные разновидности республики – парламентская и президентская республика, смешанная республика, суперпрезидентская республика, советская республика.

Форма государственного устройства – способ организации  государственной  власти по территории, характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства делятся на федеративные  и унитарные.

Унитарное государство – простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований.

   Федеративное  государство – сложное государство, части которого являются государственными образованиями или государствами.

Еще один элемент формы государства -  государственный (политический) режим. Следует обратиться к исследованиям теории государства и права, чтобы дать точное определение политического режима. Л.И. Спиридонов замечает: «Политический режим - характеристика не только (и даже может быть, не столько!) государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы»[1] .

Корельский В.М. пишет, «политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом»[2] .

Марченко М.Н. определяет политический (государственный) режим, как способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом. Политические режимы подразделяются на демократические и авторитарные[3] .

Мы видим, что происходит отождествление понятий «политический режим» и «государственный режим» (государственно-правовой режим). Политологи утверждают, что речь идет о «замене» терминов «государственный» на «политический» режим.

Чиркин В.Е. так это объясняет: в последние десятилетия постепенно стал превалировать взгляд, согласно которому политический режим выходит за пределы формы государства, относится не только к такой форме, но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методам деятельности государственных органов, а включает, например, роль политических партий (в странах тоталитарного социализма невозможно понять существо политического режима без учета руководящей роли коммунистической партии), массовых общественных объединений, политическую, в том числе неорганизованную, деятельность различных социальных групп. Поэтому в конституционном праве все чаще говорится не о политическом режиме (это скорее категория политологии), а о режиме государственном, иногда государственно-правовом. Однако эти понятия нельзя «разводить» и тем более противопоставлять. При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократическим, и наоборот[4] .

При этом государственный режим определяется как «обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране»[5] . Таким образом, получается, что сосуществует две формы с одним содержанием, когда и под политическим и государственным режимом понимается «совокупность способов и методов осуществления власти».

Проанализировав все определения, я сделала вывод, что политический режим это система методов, приемов, способов реализации политической власти в обществе. Политический режим характеризует существующий в какой-либо стране политический климат в конкретный период  исторического развития этой страны.  

 

1.3. Признаки политического режима.

 

Проанализируем основные признаки политического режима:

- механизмы властвования, порядок отбора  правящих групп и политических лидеров;

- порядок распределения власти между различными политическими и социальными партиями;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- характер отношения граждан к политическому участию: пассивное, активное, индифферентное, формы участия: стихийные, организованные;

- характер влияния, оказываемого политической культурой различных групп общества, на развитие политического процесса;

 - состояние прав и свобод в обществе; признание или непризнание властью  прав личности и гражданина; реальность их гарантий;

- способы урегулирования политических и социальных конфликтов;

- юридический и политический статус и роль армии в обществе;

- система методов осуществления политической власти (разрешительные - запретительные, экономические - внеэкономические убеждение - принуждение);

- наличие политических партий в обществе, принципы их взаимоотношений с государством; существование оппозиции, взаимоотношения ее с государственной властью;

- юридический и политический статус средств массовой информации, отсутствие или наличие или цензуры, степень открытости в обществе.

Безусловно, режим нельзя связывать только с формой правления. Режим нужен для регулирования взаимоотношений между государством и обществом 

Мы видим, что режим обеспечивает не только движение, но и обеспечивает регулирование политической системы. Затруднение в том, что надо не предписывать обществу ту или иную форму, а правильно выбрать форму.

Необходимо отметить, что режим представляет собой совокупность властных структур, которые позволяют осуществлять возложенные полномочия правительства. Может существовать институт многопартийности, или политические решения принимаются без координации с общественными интересами.

Режимы кардинально отличаются друг от друга в зависимости от методов (насильственные или не насильственные). Нельзя  смешивать данные методы. Например, авторитарные режимы не всегда обращаются к насилию. Иногда более действенным является убеждение. Иосиф Сталин в начале Великой Отечественной войны с фашизмом обратился к нации: "Братья и сестры!" В обращении, бесспорно, мы видим культивирование национального единства перед лицом общей опасности. Это сыграло значительную роль в достижении целей авторитаризма – всеми возможными способами сохранять власть.

 

Таким образом, политический режим зависит от соотношения политических сил в обществе, личности вождя и особенностей правящей партии; политической культуры граждан, исторических и социокультурных традиций; обладает особыми методами реализации и временными рамками. Политический режим формируется неосознанно, вследствие общих усилий многих субъектов политического процесса и не может быть установлен. Режим, на мой взгляд, это своего рода жизнь, "дыхание", размеренное и упорядоченное движение политической системы любого государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды политических режимов

 

2.1. Общие вопросы классификации политических режимов

 

Как я уже отмечала, в политологии выделяют несколько видов политических режимов. На разновидность политического режима оказывают влияние различные факторы: форма государства,  компетенция и юридические формы деятельности государственных органов, характер законодательства, формы классовой борьбы или сотрудничества, стандарты и уровень жизни, соотношение общественно-политических сил,  состояние экономики, исторические и культурные традиции страны, общественно-политическая обстановка. Безусловно, на тип политического режима оказывает влияние  и международная обстановка. Один из критериев определения вида политического режима - это правовая форма применения способов государственной власти. Существует несколько различных классификаций политических режимов. Но “чистых” политических режимов в практике не существует, любая классификация является условной. Самая распространенная классификация - это разделение режимов на две категории:

- демократические (плебисцитарная, либеральная, представительная, прямая);

- антидемократические (авторитаризм, тоталитаризм, иные политические режимы)

В своей работе я рассмотрю именно такую классификацию.

Любой политический режим определяется тремя основными факторами:

- способами и порядком  осуществлением власти;

- стилем принятия общественно-политических решений;

- отношениями между гражданами и политической властью.

Рассмотрим характеристику каждого вида  политических режимов.

 

2.2. Демократические политические режимы.

 

Часто в современном мире мы сталкиваемся со словом «демократия». Что это такое, в чем суть этого определения? Термин “демократия”  не однозначен. Это вызвано развитием человеческого общества. Сначала демократия трактовалась как прямое правление граждан. В античности демократия считалась “худшей формой” правления. Правители греческих полисов-государств использовали в своих целях низкий уровень культуры граждан. Но режимы демократии не существовали долго и переходили в охлократию (власть толпы), а те порождали тиранию. Поэтому Аристотель не делал различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к демократии. Такая оценка демократии решила участь демократического государства: демократия считалась отрицательной и была вытеснена с политической арены.

В современной политологии нет единого мнения о том, что следует понимать под демократической формой правления. Понятие “демократия” в переводе с греческого означает власть народа. Но пока нигде еще не реализованы условия, при которых весь народ воплощал бы власть в политике, По статистике существуют  государства, которые приблизились к демократии больше других (Германия, Франция, США, Швейцария, Англия).

Рассмотрим два типа демократии в зависимости от того, как народ участвует в управлении государством и кто выполняет функции власти.

 При прямой демократии (плебисцитарной) решения принимаются  всеми гражданами, имеющими право голоса. Например, в Афинах, в Новгородской республике была прямая демократия. Люди принимали общее решение по всем вопросам, собираясь на площади,  В настоящее время прямая демократия осуществляется в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993г. на референдуме.

На большой территории прямую демократию сложно осуществлять, поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной (репрезентативной), так как выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ. Но народ остается источником власти и имеет право принимать решения. Осуществляется это право через избранных народом представителей. Они защищают народные интересы.

Обе формы демократии в «чистом виде» не существует.

Признаки демократического режима:

1. Народный суверенитет. Народу принадлежит конституционная,  учредительная власть в государстве. Народ сам выбирает своих представителей и может менять их. Все обладатели государственной власти свои властные функции получают благодаря народу, т.е. путем выборов или через выбранных народом представителей

2. Свободные выборы представителей власти без принуждения и насилия. Все избранные лица должны пройти установленную законом процедуру выборов и в строго установленные сроки переизбираться. Избиратели должны иметь  возможность и право для отзыва своих представителей. Необходимо соблюдать свободы: выдвижения кандидатур; избирательного права («один человек — один голос»); голосования (тайное голосование)

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти должны защищать права и свободы человека. Например, право на жизнь, свободу и безопасность личности, на участие в управлении своей страной, на равенство перед законом и т.д. При демократии действует принцип “ все, что не запрещено – разрешено”.

4.  Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Перед законом все равны. Закон преобладает невзирая на лица.

5. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Две ветви при необходимости могут удерживать действия третьей, если они противоречат интересам граждан. При демократизме три ветви политической власти уравновешивают друг друга. Парламент - высший законодательный орган страны – имеет исключительное право издавать законы. Право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы имеет высшая исполнительная власть (президент, правительство). Президент имеет полномочия отменить решения, которые принимаются законодательными органами. А вот судебная власть имеет право наложить вето как на решения законодательной, так и исполнительной власти.

6. Политический плюрализм, многопартийность. При демократизме действует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую по итогам выборов на законных основаниях. В борьбе за свое место в органах государственной власти все политические партии  должны быть в равных условиях.  Те партии, которые набирают большинство голосов избирателей,  получают право создавать органы власти и статус правящей партии. Проигравшие становятся оппозиционной партией, выступают с критикой органов власти, выдвигают альтернативную программу и  контролируют власть.

7. Власть в государстве больше основана на убеждении, чем на принуждении. Преобладают процедуры по поиску консенсуса и компромисса при принятии политических решений.

8. Полиция, спецслужбы и армия  обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасности государства и общества. Их функционирование регулируется и ограничивается действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат полиции и судам, не армии и спецслужбам

Достоинства демократического политического режима бесспорны. Но демократия имеет и серьезные недостатки:

1. Угроза дестабилизации политической системы, вытекающая из самого принципа выборности.

2. Политическая конкуренция может обернуться конфликтогенностью, конфронтацией, открытыми столкновениями и дестабилизацией обстановки в обществе.

3. Опасность тирании большинства, уверенного в своей «правоте» и подавляющего волю меньшинства.

4. Непрофессионализм должностных лиц, избранных некомпетентным большинством.

Эти недостатки характерны для молодых демократических стран, в которых демократия еще не консолидирована.

Один из главных недостатков демократии замедленная скорость принятия политических решений. Любая демократическая процедура требует согласований  между различными субъектами политики. Для этого необходимо время. В этом слабость и в то же время сила демократии. Высокая цена политического решения – обратная сторона такого преимущества демократии, как минимизация риска ошибки в принятии решения.

Таким образом, недостатков не лишен даже самый развитый демократический строй. И все же, на мой взгляд, демократия – самая  гуманная и  действенная система правления. У. Черчилль сказал о демократии, что это «ужасная форма правления, но остальные еще хуже». Надо отметить, что ущерб, причиняемый демократией основным правам и интересам граждан, намного меньше, чем ущерб, причиняемый любым другим недемократическим режимом. Безусловно, демократия -  явление не идеальное, но, несмотря на все недостатки, она лучшая и справедливая и эффективная из всех известных форм правления.

 

2.3. Антидемократические политические режимы.

Антидемократический режим - такой политический режим, при реализации которого государственными органами власти не принимаются в расчет интересы населения и нарушаются права и свободы граждан.

1. При управлении государством не учитываются интересы личности.

2. Государство вводит абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни

3. Огосударствление всех общественных организаций.

4. Личность лишена каких-либо прав.

5. Жесткая цензура.

6. Не учитываются религиозные убеждения населения.

7. Отсутствие политического плюрализма.

8. Политические репрессии.

9. Запрещение деятельности оппозиционных организаций  и партий.

Антидемократический режим бывает:

- авторитарный;

- тоталитарный.

 

2.3.1. Авторитарный политический режим.

 

Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, отличающийся властными методами правления и режимом личной власти.

В настоящее время во многих странах мира установились авторитарные политические режимы. В современных условиях около 100 государств функционируют в авторитарных режимах: от военно-диктаторских до монархических. Авторитарные политические режимы отличаются абсолютной властью государственных органов. Это выражается в жестком политическом правлении, в опоре на принудительные методы. Но для авторитаризма характерно сохранение гражданского общества, рыночной конкуренции  и частной инициативы в экономике.

Группы военных (“силовиков”) и государственная бюрократия - главная опора авторитарного режима..

Признаки авторитаризма:  

1. Власть носит неограниченный  характер и фиксируется в руках одного человека или группы лиц при этом отстранение народа от управления государством

2. Четкое разделение властей отсутствует. Сосредоточение исполнительной и законодательной власти в руках главы государства, а парламент ограничен в контроле за государственной политикой. Исполнительная власть может влиять  на судебную.

3. Политические свободы и права граждан ограничены. Законы в основном защищают интересы государства, а не интересы личности. В законодательстве  действует принцип: “ все, что не разрешено – запрещено”.

4. Частичный плюрализм, монополизация власти и политики. Не допускается политическая оппозиция. Существует неограниченное число партий, но их деятельность жестко контролируется властями; все партии должны действовать в направлении, определенном  правящей партией.

5. Формирование органов власти посредством назначения сверху. Окружение лидера подбирается не в зависимости от способностей и деловых качеств, а на основе преданности вождю. Смена власти часто происходит через вооруженные перевороты.

6. Опора на силу. Авторитаризм  может  не прибегать к массовым репрессиям, но он может санкционировать любые действия по отношению к гражданам, чтобы заставить их подчиняться. “Cиловые” структуры обществу неподконтрольны  и используются в политических целях.

7. Ограниченное вмешательство во внеполитические сферы  и в экономику. Власть  в основном занимается вопросами обеспечения собственной безопасности,  общественного порядка, обороны и внешней политики, но она может влиять и на экономическое развитие.

8. Среди методов государственного управления преобладают административные, командные; но террор и массовые репрессии отсутствуют, жесткие насильственные приемы.

Авториторизм также имеет достоинства и недостатки. Достоинства проявляются в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть может быстро обеспечить общественный порядок, политическую стабильность, привлекать общественные ресурсы на выполнение различных политических задач, преодолеть сопротивление противников. Недостатки: зависимость политики от мнения главы государства, отсутствие у граждан политического выражения общественных интересов, отсутствие возможности предупреждения произвола и политических авантюр.

Авторитаризм является промежуточным режимом между демократией и тоталитаризмом. В итоге он перерастает в направлении демократии или тоталитаризма. Например, авторитарный режим Ф.Кастро, установленный в 1959 г. на Кубе, эволюционировал затем в тоталитаризм. В других государствах (Чили, Таиланде, Панаме) авторитаризм постепенно перерос в  демократию.

Типы авторитарных режимов: партийные, военные, национальные, корпоративные и др.

Партийные режимы  - это однопартийные режимы, монопольная власть в государстве какой-либо партии. Но могут быть формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их политическими “командами” (Белоруссия).

В результате переворотов и путчей возникают военные режимы. Например, Латинская Америка, Африка, Греция, Пакистан, Турция. При таких режимах распространяется коррупция, подавляются гражданские и политические  свободы, используется  физическое насилие.

Национальный авторитаризм возникает в результате преобладания в правящей группе определенной национальной или этнической группы, а инонациональные группы и партии вытесняются. Такие режимы известны в Узбекистане, Туркменистане, Казахстане.

 Корпоративные режимы представляют собой власть бюрократических групп, совмещающих власть и собственность, они контролируют процесс принятия государственных решений, используют официальные орган для защиты своих интересов. Экономическим основанием такой системы власти является разрешительный порядок регистрации предприятия, отсутствие контроля за деятельностью государственных служащих, которые, получают огромные личные доходы, не соблюдая законодательство предпринимательской деятельности.

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Существуют также «национал-патриотический» режим, при котором правящими партиями используется национальная идея для создания либо демократического, либо тоталитарного, общества, а также «популистский авторитаризм», который опирается на уравнительно ориентированные массы.

 

2.3.2 Тоталитарный политический режим.

 

Термин “тоталитаризм” в политическую терминологию был введен Б. Муссолин в 1925 году. Затем начинается развитие тоталитарного строя в Италии, потом в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Германии c 1933г.

Для тоталитарного режима характерны полный контроль государства над всеми областями жизни общества, абсолютное подчинение человека главенствующей политической власти.

Понятие «тотальное государство» сначала имело положительное значение. Оно обозначало государство, где уничтожается разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Современное определение понятия впервые предложено для характеристики фашизма. Затем оно была распространено на советскую и родственные ей модели государства.

Тоталитарные режимы чаще всего возникают в чрезвычайных условиях, так как необходимо быстро решить политические задачи в условиях нестабильности и политического кризиса в обществе.

Основные признаки тоталитаризма:

1. Государственная власть развивается по закрытым от общества каналам и не может контролироваться гражданами.  Не допускается кинакомыслию, действует принцип «кто не с нами — тот против нас»

2. Монопольный государственный контроль над всеми сферами жизни, в том числе личной жизни, исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»).

3. Сверхцентрализованная структура власти похожа на пирамиду, на вершине которой лидер или группа. Властвующая группа не несет ответственности перед выборными органами, закрепляя за собой законодательную, исполнительную и судебную власть..

4. Полное бесправие человека. Реально отсутствуют политические права и свободы, они закреплены  лишь формально. Законы защищают только интересы правящей элиты.  Вводятся значительные ограничения в политических правах. Имеются ограничения в правах на свободу права занятия государственной должности, выбора профессии, свободу передвижения, выбора места жительства и т.д.

5. Полиция и спецслужбы выполняют не только обеспечение правопорядка, но и функции карательных органов и являются инструментом массовых репрессий. Часто для этих целей используется армия.

6. Главные методы управления -  принуждение, насилие, террор. «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

7. Наличие единственной массовой партии во главе с лидером, а также слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «государство», где на первом месте во властной пирамиде стоит партийный аппарат, а государство реализует программу партии.

Особенности организации государственной власти:

- полная централизация публичной власти во главе с диктатором;

- доминирование репрессивных аппаратов;

- уничтожение представительных органов власти;

- монополия правящей партии.

Центром тоталитарной системы является вождь. Он считается самым мудрым, справедливым, постоянно думающим о благе народа. К нему пресекается любое критическое отношение.

Главные факторы тоталитарного управления - слепая вера и страх. Поддерживаются атмосфера секретности, чрезвычайного положения, которое не допускает утраты бдительности и расслабления. Создается образ врага, с которым не может быть примирения. Это служит оправданием репрессий и командных методов управления.

Выделяют несколько разновидностей тоталитаризма: коммунистический, фашистский и теократический.

Коммунистический тоталитарный режим существовал в СССР и других социалистических государствах. В современном мире существует на Кубе, в КНДР. Этот вид тоталитаризма предусматривает уничтожение частной собственности, полный государственный контроль во всех сферах, подчинение  личности государственным интересам.

Фашизм впервые сформирован в 1922 г. в Италии. В Испании, Португалии, Чили существовали фашистские режимы. Немецкий национал-социализм, разновидность фашизма,  получил воплощение в 1933 г. И просуществовал до 1945 г. В Германии особое внимание обращалось на национальное и расовое превосходство немцев, поиск неполноценных рас, которые нужно подчинить или уничтожить.

Религиозный тоталитаризм характерен для Ирана, где вся общественная жизнь строится на основе курса ислама с очень жесткими требованиями к своим последователям и к “неверным”.

В истории полный тоталитаризм – редкое явление. Духовное сопротивление существует всегда, появляются силы, которые способны противостоять системе абсолютной власти.

Обстановка в мировом сообществе свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен переходить к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке известен пример, когда разногласия двух тоталитарных режимов привели к войне.

 

2.3.3. Иные политические режимы

 

Я рассмотрела традиционную классификацию политических режимов, но существуют и другие классификации.

Переходные режимы возникают по итогам победы радикальной оппозиции, могут существовать десятилетиями и отличаются демократической или авторитарной направленностью. Существуют военные режимы, которые вводятся в результате военных переворотов.

Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, стихийных бедствиях, массовых беспорядках, катастрофах, которые угрожают безопасности и жизни народа, функционированию государства. Они могут распределяться на отдельные регионы или на всю территорию государства Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением демонстраций, ограничением свободы средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий и т.д.

Режимы могут быть классифицированы и по другим признакам — по используемым ими методам достижения поставленных целей, по стилю поведения лидера режима, по социальному составу правящей группировки и ее политическим убеждениям, и т.д.

В рамках конституционного правления выделяются два вида режимов — парламентские и президентские.  При парламентаризме основным органом власти является парламент, избираемый народом и наделенный властью выбирать из числа своих представителей премьер-министра.

Президентский режим от парламентского отличается  независимым избранием народом главы государства. Президент получает большую степень независимости, назначает  премьер-министра, принимает основные внешнеполитические решения, обладает правом законодательной инициативы, руководит вооруженными силами и т.д.

Выделяют также традиционные, мобилизационные и автономные режимы; либеральные и террористические режимы; светские и теократические режимы; режимы реформ и контрреформ.

Разделение режимов на умеренные, либеральные, террористические и репрессивные  объясняется тем, как главенствующая элита влияет на общество и добивается поставленных целей. При либеральном политический режим особое внимание уделяется убеждению общества и оппозиции в правильности политической линии. При умеренном убеждение и принуждение разделены в равных частях.  Умеренной может быть и демократия в кризисной ситуации, и авторитаризм, если он ослаблен и не может обращаться к репрессиям.

Если режим опирается на репрессии и террор, то  он является репрессивным или террористическим. Такой режим нейтрализует или уничтожает политическую оппозицию, а затем притесняет любые попытки ее возникновения.

При светском режиме власть,  авторитарная или демократическая, обосновывает свои претензии на управление обществом, опираясь или на доверие народа, или на право силы Теократия строит свое правление на религиозной основе, считая, что в основе государственной власти лежит не только доверие народа, но и ее богоизбранность. Например, власть российского самодержавия опиралась на формулировку: "православие—самодержавие—народность".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Политический режим современной России.

 

Сложившийся в последние годы в России политический режим сложно отнести к какой-то одной модели в чистом виде. Политическая система России после доминирования авторитаризма и тоталитаризма в настоящее время обретает черты развитой демократии. На мой взгляд, вопрос о политическом режиме современной России является актуальным и дискуссионным.

Россия, согласно Конституции, является демократическим федеративным правовым формой правления, где высшей ценностью является человек, его свободы и права, государство обязано гарантировать эти ценности. Народ, единственный источник власти, изъявляет на референдумах и выборах свою волю. В России охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства и т.д. В Конституции в 137 статьях можно найти нормы демократического режима.

По тому, что закрепляется в  Конституции, нельзя судить о политическом режиме страны. Необходимо сопоставить некоторые статьи Конституции с реальной действительностью.

В России до сих пор практически все процессы замкнуты на государстве, начиная от экономики и заканчивая социальной сферой. Это приводит к тому, что вся жизнь россиян зависит от деятельности власти. Преодолеть это пока не удается. Таким образом, государственные структуры выполняют роль не демократического, а перераспределительного характера,  поэтому в России деятельность государства реальная, отличается от нормативной законодательной основы.

Кроме того, в начале века в России наблюдается неэффективность государства, его неспособность решить проблему бедности, практическая подконтрольность правительства только президенту, слабость партий, фиктивная свобода средств массовой информации и т.д.

Как уже говорилось, в Конституции записано, что Россия – социальное государство, стремящееся к обеспечению достойной жизни и устанавливающее гарантированный минимальный размер оплаты труда. Но в начале  века и в настоящее время минимальный размер оплаты труда является «призраком», который никакого отношения к реальным цифрам не имеет.  Минимальная заработная плата должна в демократическом государстве гарантировать работнику и членам его семьи возможность приобретения товаров хотя бы минимальной потребительской корзины и оплаты коммунальных услуг. Но по статистике тот уровень минимальной оплаты труда, который на сегодняшний день установило наше государство, не дает таких возможностей большинству  работающих граждан.

Я думаю, что Россия представляет собой несколько другое государство, чем продекларированное в Конституции. Какое именно – однозначно сказать нельзя, но такое состояние России вызывает противоречия между формальной демократией и реальной действительностью. Мы наблюдаем  социальную раздвоенность, а это присуще, как я уже отмечала, тоталитаризму, а вовсе не демократизму.

Как видим,  в современной России переход к демократическому режиму происходит в сложных условиях и этот переход еще не завершен.  Этому способствуют кризисы в экономике, расшатывание политической обстановки оппозицией. Кроме того, проблема демократизации в России затруднена в связи с многонациональным характером государства, движениями за установление суверенных национальных единиц. Опасность для демократии в России представлена людьми, идеалом которых является авторитаризм.

Таким образом, существующая в России общественно-политическая система начала века не во всем отвечает признакам демократии. Политологи называют такую систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», обосновывая ее появление слабостью государства и неопытностью гражданского общества.

Кроме того, многие из демократических принципов, прав, свобод, норм и  способов политической власти не достигают пока практической реализации. При разделении власти полномочия отдельных ее ветвей не сбалансированы, нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти. Например,  законодательная власть Федерального Собрания имеет ограничения правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и изданием исполнительной власти различных  подзаконных актов, способных прекратить выполнения любых законов.

Изучая статистику, я обратила внимание,что в настоящее время около 200 российских семей владеют 80% богатства России. Соотношение доходов богатых и бедных составило 35:1, а по общемировым стандартам оно не должно превышать 6:1. Такой разрыв ведет к росту авторитарных настроений, вызывает массовое нарушение прав и свобод граждан России, а это, в свою очередь, ведет  к расколу общества.

Процесс становления демократизма в России сложный и противоречивый и продиктован многими обстоятельствами:

- наше государство не имела политических, исторических традиций демократизма,  но  обладало довольно сильными традициями господства тоталитарной и авторитарной власти.

- переход к демократии осуществлялся от тоталитаризма, который довольно таки долго преобладал в стране в условиях кризиса;

- в процессе реформ руководство страны не единожды нарушало принципы демократического правового, социального государства (например, расстрел здания парламента 1993 года, война в Чечне 1994-1996 гг., дефолт, невыплаты зарплаты и т.д.).

-  менталитет российского народа своеобразен:  сохраняются ожидания того, что кто-то придет, изменит жизнь к лучшему.

Но политическая обстановка в России в настоящее время дает нам основания утверждать, что демократия наполняется  реальным содержанием.

В России не только в законодательстве, но и на практике наблюдается политический плюрализм. Осуществляется  утверждение правового государства, где личность чувствует себя защищенной правом и законом от деспотизма государственной власти. Основным способом отстаивания гражданами своих прав становятся не жалобы, а обращения в суд. Надежная гарантия против произвола в России -  права человека приобретают характер массовой ценности. Современные выборы проводятся на альтернативной основе, все более актуальной становится свобода слова.

Я думаю, что в перспективе очевидно усиление в России демократических тенденций. Рост демократизма проявляется в усиливающейся свободе слова и печати; реализации принципа разделения властей; наличии многопартийности и политической оппозиции; уменьшении политических конфликтов; выборности органов государственной власти; изменяющемся менталитете россиян,  поддержании устойчивых отношений между правящими слоями и гражданами.

Таким образом, говоря о политическом режиме современной России нужно отметить переходность его состояния. Обладая признаками демократии, государство еще не является демократическим. В политической системе России имеются противоречия между формальными правовыми основаниями и реальной действительностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Итак, в заключение данной работы подведу итоги проведенного исследования. Изучив  научную и учебную литературу по данной теме, я исследовала понятие «политический режим», под которым следует понимать совокупность используемых при реализации политической власти методов, способов, приемов. Политический режим - это жизнь политической системы. И в то же время политический режим – это сложная, многоплановая категория, охватывающая целый ряд аспектов государственной жизнедеятельности общества. Этим и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям и основаниям

Общепринятой, на мой взгляд, является типология политических режимов по критерию организации государственной власти: взаимодействие государства и гражданского общества, степень проникновения государственной власти в другие социальные сферы и частную жизнь граждан. Исходя из этого, выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов, признаки, достоинства и недостатки которых я рассмотрела и проанализировала.

Сравнив современные политические режим, я сделала выводы о том, что в мире существуют страны с демократическим режимом и страны с авторитарным режимом, а тоталитарные режимы, имеющие в 20 веке некоторый успех, практически себя изжили, но определённые их следы еще остались, поэтому зависимости от политической ситуации они вновь могут набрать силу. В некоторых странах функционируют переходные режимы, где идёт переход либо к авторитаризму, либо к демократии,  например в странах Азии и Африки.

Анализируя политическую обстановку в начале 21 века, можно сделать вывод, что в современном мире преобладают демократические режимы. Страны, в которых они установились (в том числе Россия, несмотря на трудный, сложный и противоречивый характер процесса становления), имеют высокое развитие в экономике, в науке, армии и других сферах. Антидемократические режимы исторически и политически изжили себя.  Мир должен переходить к демократии, как к более необходимому и справедливому политическому режиму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Азаров, Н.И., Т.В. Бакаулин. Политология - для студентов технических вузов. [Текст] / Н.И. Азаров. - М.: «Высшая школа», 2014.

2. Венгеров, А.Б. Теория государство и права. [Текст] / А.Б. Венгеров. - М.: Юрист, 2015. - 788с.

3. Воткин В.А. Теория государства и права. – М.: Норма-инфра-М. – 2016. – с. 320.

4. Гукежиоков, М.Х. Проблемы классификации форм государства: [Текст]/ М.Х. Гукежиоков. - Саратов, 2015. - 231с.

5. Гумплович, Л. Общее учение о государстве. [Текст]/ Л. Гумплович. - М., 2015.

6. Грачев М.Н., Ирхин В.Ю. Актуальные проблемы политической науки: коллективная монография. – М.: Экономическая демократия. – 2014. – с. 350.

7.История государства и права. [Текст]/ Под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. - М., 2014.

8.История политико-правовых учений [Текст]/ Под ред. А. Н. Хорошилова. - М., 2014.

9. Киреева, С.А. Политический режим как элемент формы государства [Текст]: С.А. Киреева. - Саратов, 2016. - 345с.

10. Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: БЕК. – 2015. – с.193.

11. Морзова, Л. А. Теория государства и права: учебник [Текст] / Л.А. морозова. - М.: Эксмо, 2015. - 448 с.

12.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию [Текст]/ В.П, Пугачев. - М., «Аспект Пресс», 2014.

13.Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. - [Текст]/ Б.А. Стародубский. - Свердловск., 2016.

14. Теория государства и права [Текст]/ Отв. ред. В.М. Корельский и И.Д. Перевалов. - М., 2016. - 975с.

15.Теория государства и права [Текст]: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2015. - 794с.

16.Теория государства и права. [Текст]/ Под ред. М.Н. Марченко. - М., 2014.

17.Теория государства и права. Курс лекций. [Текст]/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2014.

18.Теория государства и права. Учебник / Под ред. Спиридонова Л.В. – М.: Юридическая литература. – 2015 – с. 217.

19.Цепляев В. Путин и Буш померились демократиями// Аргументы и факты. – 2015. - №14.

20. Цыганков А.П. Социально-классовые основания стабильных политических режимов. — США: Экономика, Политика. - Идеология. - 2014. - № 4. – с. 310.

21.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - М.: Юристъ. – 2016. – с.146.

22. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: 2015. – с.112.

 

Ссылки на литературный источник.

 

[1] . Теория государства и права. Учебник / Под ред. Спиридонова Л.В. – М.: Юридическая литература. – 2015 – с. 217.

[2] . Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. Корельского В.М. – М.: Норма. – 2016. – 238.

[3] . Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: БЕК. – 2014. – с.193.

[4] . Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - М.: Юристъ. – 2016. – с.146.

[5] . Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: 2015. – с.112.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!