Тема: Налоговый контроль в РФ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Налоги
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
Налоговый контроль в РФ
Налоговый контроль в РФ
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оглавление

 

Введение. 3

1. Понятие налогового контроля. 4

2. Типология налогового контроля. 6

3. Оценка эффективности налогового контроля в РФ.. 10

Заключение. 13

Список литературы.. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Контроль налогов определяется, как управленческая деятельность в сфере взимания. Такую деятельность осуществляют соответствующие государственные органы в пределах установленных правил, используя специфические методики. Кроме того, контроль налогов можно представить, как среду, в которой государство, в лице его органов исполнительной власти, вступает в отношения с плательщиками налогов по поводу отчуждения доли собственности последних и формирования централизованных фондов денежных ресурсов.

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию налогового контроля в РФ. Задачи исследования:

·   Изучить понятие налогового контроля.

·   Представить классификацию форм и методов налогового контроля в РФ.

·   Охарактеризовать мероприятия налогового контроля в РФ.

·   Оценить эффективность налогового контроля в РФ.

Объектом исследования является налоговый контроль в РФ.

Предметом исследования является организация налогового контроля, как элемента налогового администрирования и его эффективность.

При написании работы использовалось законодательство РФ, учебные пособия и статьи из периодических изданий по теме работы, интернет-источники.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие налогового контроля

Налоговый контроль - это система мер, принимаемых контролирующими органами с целью контроля правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также соблюдения законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, проведения расчетных и кассовых операций, патентования, лицензирования и другой деятельности, контроль над соблюдением которой возложен на контролирующие органы.

Представляется необходимым систематизировать принципы налогового контроля, такие как:

Рис. 1. – Принципы налогового контроля

Налоговый контроль проводится налоговой администрацией с помощью:

·   ведения учета налогоплательщиков;

·   информационно-аналитического обеспечения деятельности органов ФНС;

·   проверки и сверки по соблюдению налогового и таможенного законодательства, контроль, над соблюдением которого возложен на органы ФНС и таможенные органы, в порядке, установленном законами РФ, регулирующих соответствующую сферу правоотношений.[1]

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: налоговый контроль – важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории и практики управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типология налогового контроля

Основной формой контроля являются налоговые проверки. Различают два вида проверок: камеральные и выездные.

Рис. 2. – Характеристика видов налоговых проверок[2]

 

Следует подробнее рассмотреть контрольные действия ФНС РФ.

Проводя налоговую проверку, ФНС РФ использует следующие основные методы:

·   сопоставление показателей по арифметическим параметрам – осуществляется сравнением сопоставления показателей в различных формах первичных документов, синтетических документов и разного рода отчетности;

·   документальная проверка – проводится с выездом или без выезда на подконтрольный объект и заключается в выявлении полноты, своевременности, достоверности и правильности налоговых расчетов, их сравнении с данными первичных документов, аналитического и синтетического учета, налоговым учетом и отчетности, и проверке при соблюдении валютного и трудового законодательства. Следует заметить, что документальная проверка является основным методом налогового контроля.

По операциям по финансированию, в части налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита, проверяется правильность начисления и использования льгот и инвестиционного кредита:

·   экономический анализ – проверка работы предприятия, а именно реализации инвестиционного проекта, посредством использования системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, а также изучение причин изменения этих показателей, выявление и исследование взаимосвязи между ними с целью оценки обоснованности их значений, определение динамики и других параметров и тому подобное;

·   инвентаризация – проверка соответствия записей в системе бухгалтерского учета фактическому наличию, в том числе и операций по финансированию в части налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита. С помощью данных, полученных на основе проведенной инвентаризации, по операциям по финансированию обеспечивается полное соответствие записей в системе бухгалтерского учета фактическому наличию и состоянию объектов учета на предприятии, то есть достоверное отражение информации в бухгалтерской, налоговой и финансовой отчетности;

·   объяснения налогоплательщика – должностные лица предприятия должны предоставлять в письменной форме ответы на вопросы, возникающие у проверяющих, в том числе и по операциям по финансированию в части налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита.

Основными процедурами налогового контроля, применяемыми в отношении предприятий при реализации инвестиционных проектов, а именно по операциям по финансированию в части налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита, являются:

·   налоговый учет и процедуры контроля за достоверностью данных предприятия, которое реализует инвестиционные проекты;

·   розыск предприятий, прошедших государственную регистрацию в качестве субъектов, но не стали на налоговый учет;

·   учет платежей в бюджет и контроль за своевременной их уплатой;

·   налоговый контроль за представлением отчетности по финансированию в части налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита;

·   кабинетный аудит по операциям финансирования в части налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита, порядок оформления результатов и меры по результатам такого аудита;

·   выбор плательщиков по рисковым признакам для документального аудита по всей деятельности предприятия при реализации инвестиционного проекта;

·   документальный аудит операций по финансированию в части налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита;

·   выявление налоговой задолженности и налоговое взыскание;

·   доследственные налоговые проверки и расследования по реализации инвестиционных проектов и операций по финансированию в части налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита;

·   возбуждение уголовных дел и тому подобное.

Основными этапами проверки операций являются:

·   определение параметров налогового контроля;

·   анализ фактического состояния объекта налогового контроля;

·   сравнения фактических параметров с заданными;

·   выявление отклонений и установление их причин;

·   формирование информационной базы для их регулирования.

Перед органами налогового контроля ставятся следующие задачи:

·   проверка первичной бухгалтерской документации;

·   проверка законодательно-нормативного обоснования операций;

·   проверка достоверности данных бухгалтерского учета и составления отчетности;

·   разработка мероприятий по устранению нарушений и предоставления предложений по реализации мер контроля в целях предупреждения злоупотреблений и нарушений в будущем.[3]

 

 

 

 

 

 

 

3. Оценка эффективности налогового контроля в РФ

Правовой основой для осуществления налогового контроля в Российской Федерации служит Налоговый Кодекс.[4]

В Российской Федерации проблема эффективности налоговых проверок является наиболее актуальной в сфере налогового контроля. Это связано, прежде всего, с тем, что в ходе осуществления контрольных мероприятий выявляются налоговые правонарушения, влекущие доначисление налогов, пеней, а также привлечение к ответственности. Вместе с тем, ввиду многочисленных пробелов в законодательстве, налогоплательщик пытается покрыть значительные риски, что побуждает его разрабатывать определенную тактику поведения в отношениях с налоговыми органами.

Однако, статьей 87 НК РФ определены два вида проверок: камеральные и выездные налоговые. Каждая из которых является правомерной, имеет свои особенности, ограничения и правила проведения, служит эффективным способом борьбы с налоговыми правонарушениями и их профилактикой.

Проблема эффективности проведения налоговых проверок решается на государственном уровне путем ужесточения требований, введении ограничений и разработке определенных методик проверок. Налоговые органы Российской Федерации тщательно отслеживают эффективность проводимых контрольных мероприятий путем сопоставления их количества и количества доначисленных поступлений, штрафов, выявленных налоговых правонарушений.

Основным источником анализа эффективности налоговых проверок в Российской Федерации служит отчет о результатах контрольной работы налоговых органов формы № 2-НК. Рассмотрим эффективность результативности камеральных и выездных налоговых проверок на примере Российской Федерации, и проведем анализ эффективности камеральной и выездной налоговых проверок.

Анализ динамики раскрытия налоговых правонарушений в ходе проведения контрольных мероприятий позволяет проследить, насколько результативны камеральные и выездные налоговые проверки. Для этого необходимо рассчитать процент проверок с выявленными правонарушениями от общего числа контрольных мероприятий. Анализ результативности налоговых проверок на примере РФ за 2012-2014 г.г. приведен в таблице 1.

 Таблица 1.

 Согласно подсчетам, эффективность раскрытия налоговых правонарушений при камеральных проверках варьируется в период с 2011 по 2013 год в пределах от 5 до 6%. Эффективность выявления налоговых правонарушений при проведении выездных контрольных мероприятий за отчетный период составляет в среднем 98,8%. Естественно, что при проведении камеральных проверок производится первоначальный отбор потенциальных нарушителей налогового законодательства, а это значит, что процент выявления налоговых правонарушений при выездных проверках значительно возрастает. В среднем за исследуемый период на одну камеральную проверку приходится 1327 рублей 60 копеек начисленных налогов. Данный показатель, ежегодно увеличиваясь, варьируется в пределах от 1252 рублей до 1434 рублей за одну проверку. Сумма доначисленных пеней и штрафов на одну проверку в среднем составляет 256 рублей 60 копеек. Динамика этого показателя за три года составила +59 рублей. Сумма налоговых поступлений с одной выездной налоговой проверки составила в 2011 году в среднем 4114839 рублей. В 2012 году налоговые поступления увеличиваются на 1004261 рубль. В 2013 году данный показатель составил уже 5970750 рублей.

Величина пеней и штрафов, взысканных с одной выездной налоговой проверки, в динамике ежегодно растет в среднем на 433 тысячи 790 рублей. В 2013 году величина доначисленных платежей, приходящихся на одну выездную проверку, равна 2168700 рублям.

Таким образом, если рассматривать налоговые контрольные мероприятия отдельно друг от друга, то очевидно, что эффективность выездных налоговых проверок примерно в 16 раз выше, чем эффективность камеральных проверок. Однако, уровень взаимосвязи камеральных и выездных проверок достаточно велик, и оценивать их эффективность без влияния друг на друга нецелесообразно. Так как на этапе камеральных проверок проводится первоначальный отбор, а в результате выездных проверок данные о правонарушениях налогового законодательства, в большинстве случаев, уточняются, можно определить общий процент эффективности проведения контрольных налоговых мероприятий, составляющий 98,8%.

Можно отметить, что благодаря усилиям Налоговых органов Российской Федерации, тщательному, внимательному и углубленному проведению контрольных мероприятий достигнут такой высокий процент в раскрытии налоговых правонарушений.[5]

Заключение

В общем смысле налоговый контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования, посредством которых осуществляется эффективная государственная финансовая политика и экономическая безопасность Российской Федерации, а также соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов. В узком смысле налоговый контроль – это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, базирующаяся на законодательстве в области налогообложения и направленная на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Контроль налогов является многоаспектным и сложным понятием, вмещающим определенное количество составляющих, таких как:

1. Совокупность соответствующих государственных органов (администраторов налогов), которые осуществляют управленческую деятельность, связанную с обеспечением процесса взыскания;

2. Направления управленческой деятельности администраторов налогов по функциональным направлениям;

3. Механизм администрирования налогов, включающий цели, функции, принципы, методы управления процессом взыскания;

4. Налоговые отношения.

Именно благодаря контролю налогов, в определенной степени, обеспечивается функционирование налоговой системы государства. При этом, контроль налогов является ее составляющей.

В работе, в качестве совершенствования налогового контроля в РФ, рассмотрено совершенствование налоговых процедур и налоговая культура населения, как фактор улучшения налогового контроля.

 

 

 

Список литературы

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.03.2016)

2. Богопольская Е.В., Богопольский Б.М., Борочкин А.А., Господарчук Г.Г., Господарчук С.А., Квашнин С.С., Кузьминых О.В., Макарова С.Д., Малкина М.Ю., Осипова Т.И., Тренина Д.Д., Шашкина М.Е. Финансы и банки. / под. ред. проф. Господарчук Г.Г. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – С. 33-34.

3. Сафонова Е.Д., Солодовникова У.Н. Сравнительный анализ эффективности камеральных и выездных налоговых проверок РФ. // Экономика и социум, 2015. - № 2.

4. Чернобай Л.И. Теоретические основы построения системы контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий машиностроения / Л. И. Чернобай, М. В. Козлы // Вестник социально-экономических исследований: сборник научных трудов, 2009 - № 1 (35). - С. 286-292.

5. Андрухов-Садовская Н.Б. Государственная налоговая администрация как субъект внешнего контроля. // Сборник научных трудов, 2014. - № 38. - dspace.uabs.edu.ua

 

 


[1] Чернобай Л.И. Теоретические основы построения системы контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий машиностроения / Л. И. Чернобай, М. В. Козлы // Вестник социально-экономических исследований: сборник научных трудов, 2009 - № 1 (35). - С. 286-292.

[2] Богопольская Е.В., Богопольский Б.М., Борочкин А.А., Господарчук Г.Г., Господарчук С.А., Квашнин С.С., Кузьминых О.В., Макарова С.Д., Малкина М.Ю., Осипова Т.И., Тренина Д.Д., Шашкина М.Е. Финансы и банки. / под. ред. проф. Господарчук Г.Г. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – С. 33-34.

[3] Андрухов-Садовская Н.Б. Государственная налоговая администрация как субъект внешнего контроля. // Сборник научных трудов, 2014. - № 38. - dspace.uabs.edu.ua

[4] "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.03.2016)

[5] Сафонова Е.Д., Солодовникова У.Н. Сравнительный анализ эффективности камеральных и выездных налоговых проверок РФ. // Экономика и социум, 2015. - № 2.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!