Тема: Сохранение и развитие коллективного садоводства и огородничества горожан на территории железнодорожного района

  • Вид работы:
    Диплом
  • Предмет:
    Госслужба
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
Сохранение и развитие коллективного садоводства и огородничества горожан на территории железнодорожного района
Сохранение и развитие коллективного садоводства и огородничества горожан на территории железнодорожного района
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оглавление

Введение. 2

1. Теоретико-правовые основы развития потребительского рынка на территории муниципального образования. 7

1.1.  Потребительский рынок: подходы к определению и основные технологии развития  7

1.2.  Нормативно-правовые основы регулирования потребительского рынка муниципального образования. 14

1.3.  Коллективное садоводство и огородничество как субъект потребительского рынка  24

2. Проблемы и перспективы развития потребительского рынка на территории Железнодорожного района г. Екатеринбурга. 36

2.1.  Характеристика отдела потребительского рынка Администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга. 36

2.2.  Проблемы потребительского рынка на территории Железнодорожного района города Екатеринбурга. 38

2.3.  Перспективы развития потребительского рынка на территории. 44

Заключение. 53

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Организация и регулирование потребительского рынка в России относится к предметам ведения местного (муниципального) управления.  Муниципальное управление –это относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось в стране лишь в 90-х годах XX века вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции России, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В силу этого муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления.

Система муниципального управления, как и вся система местного самоуправления, находится в современной России на стадии становления. Сейчас все российское общество переживает период глубокого реформирования всей системы публичной власти в России, совпавший во времени с одним из сильнейших экономических, финансовых и социальных кризисов, когда-либо переживаемых Россией[1]. Однако масштабность проблем, возникающих в сфере местного самоуправления, не умаляет значения и такой проблемы, как регулирование коллективного садоводства и огородничества.

Так, для значительной части населения города Екатеринбурга садово-огороднические кооперативы выступают экономической основой жизнеобеспечения и важнейшим институтом, в значительной степени определяющим образ жизни для отдельных категорий граждан. Проблемы сохранения, развития и эффективного использования сложившегося производственного потенциаласадово-огороднических некоммерческих товариществ в интересах общества (граждан) и государства, определило выбор темы и задач исследования.

Целью исследования является Сохранение и развитие коллективного садоводства и огородничества горожан на территории железнодорожного района.

Задачи исследования направлены на достижение поставленной цели:

- описать потребительский рынок: понятие, основные технологии развития;

- рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования потребительского рынка муниципального образования;

- изучить коллективное садоводство и огородничество как субъект потребительского рынка;

- охарактеризовать отдел потребительского рынка Администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга;

- описать проблемы потребительского рынка на территории Железнодорожного района города Екатеринбурга;

- предложить перспективы развития потребительского рынка на территории.

Степень разработанности темы.Следует отметить, что в новой литературе по проблемам местного самоуправления явно преобладает юридический аспект и существует крайне мало изданий, посвященных собственно управленческой деятельности, практическим методам и технологиям муниципального самоуправления. Основу работы составили исследования правовых аспектов организации местного самоуправления таких авторов, как В.И. Васильев, В.И. Шкатулла, Д.С. Велиева, В.В. Лысенко, Ю.В. Капитанец, Е.В. Переверзев, А.А. Сергеев и др. Авакьян С.А. пишет об особенностях российской правовой модели местного самоуправления и путях ее совершенствования. Пешин Н.Л. анализирует проблемы становления отрасли муниципального права в условиях реформы местного самоуправления.

Интерес к различным аспектам потребительского рынка, экономическим закономерностям его развития и механизмам функционирования, к торговой политике государств проявлялся в работах таких ярких представителей экономической науки, как А.Смит, Д.Рикардо, Д.Юм, Ш.Монтескье, К.Менгер, Ст.Джевонс, Л.Вальрас и др. Их научные изыскания стали фундаментом для выявления закономерностей развития рынков товаров потребительского назначения, анализа и оценки эффективности торговой деятельности в различные эпохи. Современная практика трансформации экономических систем выдвигает новые проблемы во всех сферах и секторах экономики, которые требуют своего изучения и решения. В зарубежной литературе немало интересных и содержательных работ посвящено исследованию сложных и многоплановых проблем, связанных с функционированием современного потребительского рынка, товарного обращения, потребительного производства. В их числе труды П.Самуэльсона, Ф.Котлера, А.Маршалла, Дж.Эдванса, С.Фишера, Р.Пиндайка и др. Среди отечественных ученых - экономистов различные аспекты данной проблемы рассматривали А.В.Орлов, Ю.А.Львов, Б.А.Соловьев, Ю.К.Твилдиани, Ф.А.Крутиков, Е.П.Голубков, А.П.Введенский, В.М.Гальперин, Б.А.Райзберг, Н.Е. Капустина, P.C. Гайсин, М.С. Губайдуллин, У.Г.Чернявский, А.Х.Махмутов, Г.М.Российская и др. Однако, в отечественной экономической литературе многие сложные вопросы становления и функционирования современного потребительского рынка рассматриваются со старых теоретико-методологических позиций, когда сфере потребления отводится второстепенная, подчиненная роль при абсолютизации примата производства.[2] Установлено, что на потребительском рынке экономическая реформа не завершена, здесь она во многом носила «половинчатый», незавершенный и бессистемный характер, породив глубокие деформации в механизме функционирования этой сложной многоуровневой и многоотраслевой сферы, обострив социальные противоречия в обществе. Обоснована необходимость продолжения комплексной реформы во всем многофункциональном блоке потребительского рынка, придав ей системный характер и логическую последовательность осуществления, усилив социальную направленность. Вопреки современным концепциям о неэффективности вмешательства государства в рыночную экономику, в особенности в сферу товарного обращения, где господствуют законы рынка, обосновано положение о высокой ответственности государства за развитие потребительского рынка как социально-экономического института общества. Конкретизированы функции и направления государственного регулирования потребительского рынка, обуславливающие его стабилизацию и развитие. Ключевыми моментами здесь являются совершенствование распределительных отношений и реформа заработной платы, направленная на повышение стимулирующих ее функций и не допускающая экономически неоправданной дифференциации, как фактора регрессии.

Объект исследования – потребительский рынок как особый феномен.

Предмет исследования – проблемы и перспективы потребительского рынка Екатеринбурга.

Теоретико-методологической базой исследования послужили теории и концепции ученых-правоведов по данной проблематике. Методология базируется на системном подходе, методах сравнительного анализа. В рамках исследования использованы неопросные (наблюдение, анализ документов) методы. 

Эмпирической базой исследования послужили нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления (Конституция РФ от 1993 года, Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и т.д.).

Структура выпускной квалификационной работы предопределена  целью и задачами исследования. Работа содержит введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.

 

 

 

 

1. Теоретико-правовые основы развития потребительского рынка на территории муниципального образования

 

1.1.  Потребительский рынок: подходы к определению и основные технологии развития

 

В современных условиях организации экономической жизни территории особое значение приобретает функционирование потребительского рынка. Прежде чем перейти к рассмотрению собственно понятия потребительского рынка, необходимо дать дефиницию собственно рынка и рыночной системы как отдельного экономического феномена. Итак, рынок – этоесть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег. Рынок может быть рассмотрен и как обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения. Рынок –это и совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг[3].

Рынок как экономическая категория несет в себе и классификацию.  Рынки могут быть классифицированы по различным основаниям. Рынки можно разделить по признакам: степень монополизированности (формы конкуренции), меры государственного регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.

По форме конкуренции рынок может бытьвысококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный (чистая монополия).

По виду товара рынок бывает предметов потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства (включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы(труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта. По территориальному признаку (местные, национальные, региональные, мировой);

Совокупность рынков одной страны называется национальным (внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.

Рынок потребительских товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, парфюмерию, бытовые товары, мебель, лекарства, отдельные виды стройматериалов, транспортные средства личного и семейного пользования и др. товаров аналогичного назначения.

Систему государственного регулирования потребительского рынка следует понимать как совокупность отношений между субъектом и объектом управления, которые в свою очередь подразумевают наличие целей, задач, принципов, функций и методов осуществления управленческого воздействия.

Механизм государственного регулирования рынка потребительских товаров основан на определенных принципах, которые должны учитывать особенности текущего периода социально-экономического развития: состояние экономики, роль государственных институтов управления рынком, шкалу общественных приоритетов, уровень развития материальных и духовных потребностей населения и т.д. Вместе с тем они должны включать и универсальные правила управленческой деятельности, независимо от текущих особенностей.

Функционирование потребительского рынка — сложный механизм взаимодействия социальных, экономических, правовых, административных, политических и других элементов. Авторское видение совокупности принципов государственного регулирования потребительского рынка сводится к выделению трех их групп: целевые, функционально-процессуальные и структурно-организационные.

Целевые принципы потребительского рынка включают:

1. Принцип согласованности государственных интересов с интересами других участников рынка. Его несоблюдение ведет к противоречиям между субъектом и объектами в механизме регулирования, снижению мотивации участников рынка;

2. Принцип приоритетности социальной составляющей в системе целей и задач регулирования рынка, означающий, прежде всего первичность спроса перед товарным предложением. В условиях эффективной системы формирования и регулирования спроса он должен определять предложение. Потребности, интересы и запросы потребителя на рынке даже в условиях переходной экономики должны быть приоритетными;

3. Принцип подчинения локальных интересов общим, означающий соответствие системы целей каждого участника рынка стратегическим и текущим целям государства, а также каждого отдельного элемента любой подсистемы рынка характеру всей подсистемы;

4. Принцип необходимости и достаточности. Он предполагает, что достижение целей предыдущего уровня в системе целей развития потребительского рынка должно быть необходимым и достаточным условием для достижения целей следующего уровня. Скажем, для обеспечения приемлемой для получателя цены товара необходимо использование сырья приемлемой цены, что в свою очередь предполагает приемлемую цену его добычи, транспортировки; высокого уровня спроса на рынке нельзя достичь без соответствующего роста доходов населения и т.д.;

5. Принцип приоритетности целей (выделения ведущего звена), не приемлющий распыления усилий на решение сиюминутных, неглавных задач. Соблюдение этого принципа означает определение устойчивых приоритетов с высокой степенью настоятельности, их всестороннее обоснование и следование им. По сути, реализация названного принципа сопряжена с построением системы ориентиров в виде «дерева целей»;

6. Принцип соизмеримости цели и средств ее достижения, необходимый как одно из условий эффективности регулирования рынка. Важно, чтобы финансовые, материальные и кадровые усилия не превышали возможный результат. Скажем, решение задачи насыщения рынка необходимыми товарами может осуществляться на убыточной основе для конкретных товаропроизводителей, и дотационные выплаты для поддержания такого производства могут в несколько раз превышать полученный эффект от насыщения рынка данными товарами. В этом случае необходим кардинально новый механизм стимулирования производства, учитывающий как интересы потребителей, так и интересы товаропроизводителей[4].

Главной целью государственного регулирования потребительского рынка является оптимизация потребностей, интересов и целей всех его участников, объединенных для необходимого достижения общественно значимых и приемлемых целей.

Это предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач, сущность которых можно свести к следующему:

1. Обеспечение максимального объемного и структурного соответствия спроса населения и предложения товаров;

2. Рационализация спроса населения на товары и услуги в соответствии с социально и экономически обоснованными нормами, ориентирами, традициями;

3. Постоянное совершенствование объемной и ассортиментной структуры товарного предложения на основе широкого внедрения передовых производственных и торговых технологий;

4. Всестороннее развитие рыночной инфраструктуры, включающей рыночную торговую сеть, складское хозяйство, транспорт и т.д.;

5. Обеспечение социальной гармонии и справедливости в сфере потребления, создание льгот молодым семьям, лицам пенсионного возраста и др.;

6. Создание равновыгодных условий для реализации интересов всех субъектов хозяйствования — участников рынка;

7. Стимулирование развития, заимствование и внедрение в практику современных технологий продвижения товаров на рынок;

8. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение механизма регулирования рынка на всех уровнях;

9. Кадровое обеспечение системы регулирования рынка товаров, включая эффективную систему повышения квалификации персонала и стажировки за пределами регионального рынка;

10. Внедрение современных коммуникационных систем с использованием передовых информационных и компьютерных технологий;

11. Создание эффективного механизма ценового регулирования в соответствии с социальными приоритетами на рынке товаров и экономической целесообразностью;

12. Разработка и периодическое уточнение рациональных норм обеспеченности и потребления и физиологических норм питания как основных ориентиров в процессе прогнозирования рынка;

13. Осуществление на научной основе мониторинга рыночных процессов и их прогнозирование;

14. Социально-экономическая диагностика потребительского рынка, профилактика негативных явлений и их устранение;

15. Создание эффективного механизма хозяйственных отношений между торговлей и промышленностью;

17. Создание эффективной системы обеспечения и защиты прав потребителей;

18. Проектирование, построение и обеспечение нормального функционирования организационных структур управления рынком товаров и услуг[5].

Решение задач регулирования потребительского рынка направлено на обеспечение условий для гармоничного развития индивидуальных, коллективных и общественных потребностей в товарах и услугах, что можно рассматривать как гарантию устойчивого развития общества.

В научной литературе присутствует несколько подходов к формированию технологий развития потребительских рынков.

В развитии потребительского рынка проявляются как положительные так и отрицательные тенденции. Если к положительному проявлению можно отнести то, что потребительский рынок является основным источником поступления денежных средств в государственный бюджет и в настоящий момент  ликвидирован дефицит потребительских товаров, то к негативному проявлению можно отнести то, что произошел неоправданный рост цен реализации из-за роста звенности товародвижения и очень сложная система контроля качества товаров и сертификации товаров.

В связи с этим перед потребительским рынком ставиться такие задачи как:

1.   обеспечение для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации;

2.   обеспечение прав граждан на безопасность и качество товара;

3.   формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для отечественных товаропроизводителей, способствующей оптимизации на рынке соотношений отечественных и импортных товаров;

4.   финансовый контроль над товарооборотом, на основе существующего ограничения  для теневого оборота;

5.   восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров;

6.   укрепление нормативно-правовой базы развития торговли;

7.   восстановление единой информационной системы внутренней торговли.

Средствами решения вышеназванных задач должны стать:

1.   структурная перестрoйкa на потребительском рынке, способнaя обеспечить сбалансировaнное развитие отдельных звеньев торговой системы;

2.   стимулирование развития интеграционных процессов в торговле;

3.   совершенствование системы государственного контроля безопасности и качества товара;

4.   формирование национальнoймoдели защиты внутреннего рынка в условиях его интеграции в систему мировогo товарооборота.

В России потребительский рынок и потребительские товары ожидает многообещающее будущее. Наряду с расширением групп потребителей растет уровень занятости населения, в то время как политические риски, экономическая неопределённость и инфляция продолжают стабилизироваться. За годы развития многие российские компании стали более конкурентоспособными и инновационными в большинстве отраслей. Организация закупок и снабжения вышла на новый уровень параллельно с ростом квалификации специалистов по затратам и ценообразованию. Формирование и уровень развития потребительского рынка происходит на фоне общей социально-экономической ситуации.

Благодаря практике потребительского кредитования, то есть продаже товаров в кредит, потребители получили больше возможностей для расходования средств на покупки, увеличивая, таким образом, объем товарооборота. Чаще всего они приобретают в кредит такие товары, как телевизоры, стиральные машины и т.д. Сегодня кредиты выдают уже более 100 банков. По общим оценкам рынок розничных кредитов в России освоен всего на 25%, однако в ближайшие 1,5-2 года он должен вырасти в несколько раз. Увеличивающийся спрос на высококачественные товары длительного пользования объективно ведет к постоянному росту импорта. Однако необходимо отметить в то же время, что доля отечественных производителей в удовлетворении внутреннего спроса оказалась выше, чем импортеров, что позволяет российским смежникам потребительского рынка (легкой и пищевой промышленности) наращивать выпуск потребительских товаров.

Таким образом, внутренний потребительский рынок, по общему мнению, остается важным движущим моментом экономического роста. На фоне увеличения доходов населения, сокращения инфляции происходит очевидное изменение структуры потребительского спроса (соотношение непродовольственных товаров с продовольственными составляет 54/46). В целом, торговля приобретает все более цивилизованный хaрaктер, совершенствуется инфраструктурa. Это сказывается и на потребительском поведении (покупки в организованном (в торговых точках) и неорганизованном секторе (на рынках и улицах) торговли соотносятся как 78/22).

1.2.  Нормативно-правовые основы регулирования потребительского рынка муниципального образования

 

Согласно  номерами действующей Конституции приступаютрганизацию в Российской Федерации местного признается и гарантируется если местное самоуправление.Органы  проходят местного самоуправления  городских не входят в систему  республики органов государственной  территорию власти[6].

В ведении РФ РФсегоднянаходятся[7]:

а) принятие  республики Конституции РФ, внесение  общих в нее изменений  претензиях и дополнений;

б) защита  торговли прав и законных  республики интересов РФ, контроль за соблюдением  ауховский ее Конституции и законов;

в) законодательство  содержаниеРФ;

г) установление  упоминание системы органов  создание государственной власти  проходятРФ,  городских порядка их организации  муниципальных и деятельности;

д) установление  казаки особенностей организации  предупреждении и порядка деятельности  муниципального органов местного  местного самоуправления в РФ;

е) административно-территориальное  федеральным устройство РФ;

ж) определение  соответствии и проведение социально-экономической  решение политики, принятие  упоминание и контроль за исполнением  органы бюджета РФ;

з) установление  производителей республиканских налогов  этническое и сборов, создание  издание республиканских фондов  этом развития городов,  завершения районов и населенных  республики пунктов, иных  проходят внебюджетных фондов;

и) вопросы  соответствии республиканской собственности  назван и определение порядка  численности распоряжения ею;

к) республиканские создание энергетические и иные претензиях системы жизнеобеспечения,  осуществление транспорт, информация  федеральным и связь;

л) международные  местном и внешнеэкономические связи  разрешенийРФ,  населения осуществляемые в пределах  ними предоставленных федеральным  проведения законодательством полномочий;

м) государственные  глава награды и почетные  размещение звания Свердловской области, государственная  муниципального символика;

н) вопросы  завершения объединения с другими  услуги субъектами Российской  соответствии Федерации в региональные  общего и межрегиональные ассоциации,  намереваясь союзы, заключение  местных с ними договоров  определены в целях сотрудничества  вновь и всестороннего развития  населения территории;

о) программы  содержания социально-экономического развития  республикиРФ;

р) установление  сторона порядка организации  марте и деятельности Конституционного  горные Суда РФ.

Местное  создание самоуправление в Свердловской области обеспечивает  пригородный самостоятельное решение  должность населением вопросов  начального местного значения,  вовсю владение, пользование  значения и распоряжение муниципальной  обратились собственностью[8].

Вопросы функционирования потребительского рынка также относятся к компетенции местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области.

Организационное и материально-техническое  подготовку обеспечение деятельности органов  муниципальными местного самоуправления  местного муниципальных образований  пригородныйСвердловской областивластиосуществляют государственные  определены органы и их должностные  получение лица, осуществляющие  северная полномочия по решению  сложившейся вопросов местного  соответствии значения.

Согласно действующему  общих Закону Свердловской области от 20 декабря 2006 года № 53-ОЗ «О  ингушетии местном самоуправлении  содержания в Свердловской области» к  осуществление вопросам местного  наурский значения относятся:

1) формирование,  этническое утверждение, исполнение  выдачу бюджета муниципального если образования и контроль  определяют за исполнением данного  осуществление бюджета;

2) установление,  формация изменение и отмена  самоуправления местных налогов  исключении и сборов;

3) владение,  проходят пользование и распоряжение  соответствии имуществом, находящимся  определении в муниципальной собственности;

4) организация  установленном в границах поселения  намереваясь электро-, тепло-,  осуществляется газо- и водоснабжения  самоуправления населения, водоотведения,  создание снабжения населения  северная топливом;

5) содержание  осуществляется и строительство автомобильных  между дорог общего  местного пользования, мостов  численности и иных транспортных  захотят инженерных сооружений  городских в границах населенных  исключении пунктов, за исключением  обеспечение автомобильных дорог  органы общего пользования, мостов  именно и иных транспортных  гарантируется инженерных сооружений  порядке федерального и республиканского  самоуправл значения;

6) обеспечение  населения малоимущих граждан  местном муниципального образования  вновь и нуждающихся в улучшении  местных жилищных условий,  завершения жилыми помещениями  местного в соответствии с жилищным  порядке законодательством, организация  находящимся строительства и содержания  массового муниципального жилищного  установленных фонда, создание  налогов условий для  горные жилищного строительства;

7) создание  республики условий для  обеспечивают предоставления транспортных  проведения услуг населению  ингушские и организация транспортного  территории обслуживания населения  выдачу в границах муниципального  республики образования;

8) участие  исторически в предупреждении и ликвидации  чеченской последствий чрезвычайныхситуаций  общего в границах муниципального  республики образования;

9) обеспечение  муниципальными первичных мер  массового пожарной безопасности  производителей в границах муниципального  создание образования;

10) создание  сложившейся условий для  обеспечение обеспечения жителей  чеченской муниципального образования  именно услугами связи,  этническое общественного питания,  обеспечивают торговли и бытового  числе обслуживания;

11) организация  обеспечение библиотечного обслуживания  граждан населения, комплектование  получение библиотечных фондов  местное библиотек муниципального  проведения образования;

12) создание  сторона условий для  муниципального организации досуга  муниципальных и обеспечения жителей  соответствии муниципального образования  гарантируется услугами организаций  получение культуры;

13) сохранение,  порядка использование и популяризация  принципах объектов культурного  осуществляющее наследия (памятников  принятию истории и культуры),  переходный находящихся в собственности  городских муниципального образования,  рядка охрана объектов  соответствии культурного наследия (памятников  горные истории и культуры) местного (муниципального) значения,  чеченские расположенных на территории  возвращения муниципального образования;

14) создание  прав условий для  осуществляющее развития местного  упоминание традиционного народного если художественного творчества,  приступают участие в сохранении,  вновь возрождении и развитии  создание народных художественных  установленный промыслов муниципального  торговли образования;

15) обеспечение  осуществление условий для  обеспечение развития на территории  городских муниципального образования  организации физической культуры  установленн и массового спорта,  ауховский организация проведения  местного официальных физкультурно-оздоровительных  органов и спортивных мероприятий;

16) создание  которые условий для  исключением массового отдыха  находящихся жителей и организация  прошлого обустройства мест  муниципального массового отдыха  исключении населения;

17) оказание  самоуправления содействия в установлении  выборов в соответствии с федеральным  обеспечивают законодательством опеки  власти и попечительства над  ингушские нуждающимися в этом  если жителями;

18) формирование  выдачу архивных фондов  соответствии муниципального образования;

19) организация  республикой сбора и вывоза  предупреждении бытовых отходов  республики и мусора;

20) организация  местное благоустройства и озеленения  настоящего территории муниципального  федерации образования, использования  полномочий и охраны городских  обеспечивают лесов, расположенных  тарифов в границах муниципального  позднее образования;

21) утверждение  поселений генеральных планов  которые муниципального образования,  захотят правил землепользования  российской и застройки, утверждение  организация подготовленной на основе  создание генеральных планов  утверждение муниципального образования  которые документации по планировке  награды территории, выдача  устанавливают разрешений на строительство,  северной разрешений на ввод  языке объектов в эксплуатацию,  переходный утверждение местных намереваясь нормативов градостроительного  основе проектирования поселений,  глава резервирование и изъятие,  муниципальных в том числе производителей путем выкупа,  сложившейся земельных участков  самоуправл в границах поселения  характера для муниципальных  определены нужд, осуществление  подготовке земельного контроля  установление за использованием земель муниципального  вновь образования;

22) организация  претензиях освещения улиц  захотят и установки указателей  возвращения с названиями улиц  тепл и номерами домов;

23) организация  изменений ритуальных услуг  соблюдением и содержание мест  услуги захоронения;

24) организация  услуги и осуществление мероприятий  совсем по гражданской обороне,  комплекса защите населения  издание и территории от чрезвычайных  предоставления ситуаций природного  комплекса и техногенного характера;

25) создание,  образований содержание и организация  возрождении деятельности аварийно-спасательных  органы служб и (или) аварийно-спасательных  соответствии формирований на территории  выгодно муниципального образования;

26) организация  республики и осуществление мероприятий  переходный по мобилизационной подготовке  власти муниципальных предприятий  осуществляется и учреждений, находящихся  обеспечивают на  территории муниципального  самоуправления образования;

27) осуществление  исключении мероприятий по обеспечению  организация безопасности людей  тепл на водных объектах,  установленном охране их жизни  полномочий и здоровья;

29) содействие  органы в развитии сельскохозяйственного  республики производства, создание  организация условий для  пригородный развития малого  этническое предпринимательства;

30) расчет  захотят субсидий на оплату  гарантируется жилого помещения  горные и коммунальных услуг  начала и организация предоставления  местностей субсидий гражданам,  российской имеющим право  федеральным на их получение в соответствии  законом с жилищным законодательством;

31) организация  если и осуществление мероприятий  находящихся по работе с детьми  формация и молодежью;

32) осуществление  местного в пределах, установленных  награды водным законодательством  издание Российской Федерации,  ственная полномочий собственника  предупреждении водных объектов,  снабжения информирование населения  самоуправления об ограничениях их использования[9].

К  самоуправления вопросам местного  глава значения муниципального  порядке района дополнительно  местного к перечисленным закон  завершенияСвердловской областиместного о местном самоуправлении  получение относит также организацию  чеченской мероприятий межпоселенческого характера  ингушетии по охране окружающей  подготовке среды;организацию  населения предоставления общедоступного  ними и бесплатного начального  ской общего, основного  числе общего, среднего (полного) общего  села образования по основным  закономобщеобразовательным программам,  ученые за исключением полномочий  выдачу по финансовому обеспечению  вовсю образовательного процесса,  сельского отнесенных к полномочиям  обеспечение органов государственной  если власти;организацию предоставления  чеченской дополнительного образования  принятию и общедоступного бесплатного  выравнивание дошкольного образования  более на территории муниципального  совсем района, а также  вновь организация отдыха  организацию детей в каникулярное  исключением время;организацию  коллегой оказания на территории  федеральным муниципального района  жилыми скорой медицинской  объединиться помощи (за  республики исключением санитарно-авиационной),  республики первичной медико-санитарной  основных помощи в амбулаторно-поликлинических,  местного стационарно-поликлинических и больничных  налогов учреждениях, медицинской  совсем помощи женщинам  российской в период беременности,  утверждение во время и после  создание родов;выдачу разрешений  самоуправления на установку рекламных  органы конструкций на территории  чеченской муниципального района,  осуществляющее аннулирование таких  использование разрешений, выдачу  установленных предписаний о демонтаже  массового самовольно установленных  границы вновь рекламных  формирование конструкций на территории  самоуправл муниципального района,  создание осуществляемые в соответствии  главным с Федеральным законом  ученые от 13 марта 2006 года  вопросы№ 38-ФЗ «О рекламе»; республики выравнивание уровня  определяют бюджетной обеспеченности  чеченские поселений, входящих  создание в состав муниципального  аннулирование района, за счет  захотят средств бюджета  городских муниципального района.

Регулирование потребительского рынка в Свердловской области осуществляется в рамках компетенций органов местного самоуправления, а также на основе действующего законодательства, как федерального, так и регионального уровня.

Итак, Федеральный закон от 2003 года относит к компетенции поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг является необходимой составляющей оценки качества жизни населения.

Потребительские настроения в России весьма чутко отражают стагнацию в экономическом развитии — в первом квартале 2017 года существенно выросло число граждан РФ, констатирующих «незащищенность» текущей личной финансовой ситуации или ее «напряженность», как указано в обзоре потребительских ожиданий аналитики компании BostonConsultingGroup (BCG)[10]. В сравнении с данными третьего квартала 2016 года число констатирующих собственные финансовые проблемы, возможные или реальные, выросло с 29% до 40%, причем число признавших реальную напряженность личного бюджета увеличилось с 2% до 6%. В отличие от опрашиваемых потребителей в КНР и Индии, о проблемах с личными финансами в РФ говорят столько же респондентов, сколько и в США. Напомним, все изменения происходят на фоне сокращающегося уровня безработицы, стагнации (но не снижения) реальных располагаемых доходов, продолжения на уровне выше стран ОЭСР экономического и промышленного роста, наконец, при впервые за многие годы стабилизировавшейся на низких уровнях инфляции.

Отчасти происходящее — отражение реально более пессимистичного в целом настроения российских потребителей. Так, в России лишь 29% опрошенных верят в улучшение экономической ситуации в ближайшие 12 месяцев; 41% — в США; 34% — в пяти крупнейших странах ЕС; 40% — в Индии; 49% — в Китае и 57% — в Бразилии.Низкие уровни безработицы не убеждают жителей России ни в чем: хотя в 2016 году число считающих «незащищенным» свое рабочее место в опросе BCG снизилось во всех крупных экономиках, в России оно рекордно высоко — 16% «сомневаются в стабильности своей работы», 4% — «крайне сомневаются» (в ЕС — 13% и 4%, в США — 11% и 4%, в Китае — 9% и 1%). Все это между тем не заставляет жителей РФ увеличивать норму сбережений: структура сбережений более похожа на таковую в США, чем в ЕС. Впрочем, не исключено, что на оценки настроений повлиял рост политической напряженности — потребители могут трактовать протестную активность как предвестник ухудшения общей ситуации, в том числе и проблем с личными финансами.

По собственным данным[11], оборот розничной торговли в Свердловской области в 2016 году вырос на 10,9% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года и составил 157,3 млрд рублей. В комитете по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка области рост связывают с ростом промышленности, сельхозпроизводства и реального дохода населения. Однако аналитики считают, что, помимо этих факторов, рост оборота был обусловлен почти двукратным увеличением стоимости некоторых продуктов питания, в частности зерна.

Очевидно, рынок области развивался динамичнее, нежели рынок Зауралья и России в целом. Оборот розничной торговли в регионе в 2016 году вырос на 10,9%, если сравнивать с 2015 годом. Думается, что росту способствовало увеличение в 2016 году промышленного производства на 14,8%, сельскохозяйственного производства на 3% и реальных денежных доходов населения на 8,8%. В 2015 году из-за кризиса, связанного с санкциями от 2014 года, оборот розничной торговли в регионе упал более чем на 2% по сравнению с 2014 годом.

На данный момент количество розничных торговых объектов области насчитывает примерно 19 тыс. магазинов, из них число сетевых магазинов составляет примерно 450 точек. Кроме того, количество торговых центров и комплексов в Свердловской области превысило 100 объектов.

Как представляется, рост оборота розничной торговли в 2016 году обусловлен инфляцией, ростом цен на продукты питания, а также увеличением покупательской способности. Из-за непростой погодной ситуации летом 2016 года резко подорожал ряд продуктов, в частности зерно, которое является базовым элементом для многих товаров. К концу года стоимость зерна увеличилась почти вдвое по сравнению с началом 2016 года. Поэтому, все это сказалось на росте розничной торговли.

Итак, на состояние потребительского рынка Свердловской области негативно воздействуют следующие факторы:

- низкая покупательная способность большинства категорий граждан;

- низкая конкурентоспособность части отечественных товаров по сравнению с зарубежными аналогами;

- снижение управляемости процессов реализации товаров и услуг на потребительском рынке и связанный с этим резкий рост числа нарушений прав потребителей;

- недостаток у предприятий потребительского рынка финансовых средств для развития, модернизации и технического совершенствования.

Поэтому в области была принята региональная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года»[12].

В данном документе указаны цели регулирования потребительского рынка:

1) обеспечение устойчивого функционирования агропромышленного комплекса;

2) устойчивое развитие сельских населенных пунктов на основе создания достойных условий для жизни и деятельности населения;

3) создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги и обеспечения прав потребителей;

4) обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения;

5) обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере агропромышленного комплекса и потребительского рынка;

6) повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий;

7) повышение продуктивного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов.

 

 

1.3.  Коллективное садоводство и огородничество как субъект потребительского рынка

 

В России сегодня имеется свыше 14 млн членов садоводческих объединений граждан и более 4 млн членов огороднических объединений граждан. Под коллективным садоводством следует понимать форму общественного пользования землей, осуществляемую гражданами методом объединения их в специальные товарищества – организации садоводов. 

Сколько в России садоводов и дачников, точно не известно: официальные лица и эксперты приводят разные цифры — от 10 до 60 млн человек. В любом случае речь об огромной массе людей, чьи интересы и образ жизни могут измениться, если Дума примет законопроект, анонсированный главой правительства Дмитрием Медведевым. Его рабочее название «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве». По версии его создателей из Минэкономразвития, он должен заменить принятый 20 лет назад Федеральный закон N 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Новая версия систематизирует формы садоводческих организаций, типы строений на участках, определяет виды взносов и перечень направлений, на которые их можно потратить, а еще вводит бесконкурсный порядок выделения садоводам земель, находящихся в госсобственности.

Этот законопроект был подготовлен Минэкономразвития примерно год назад и все это время не был внесен на рассмотрение в ГД. Законопроект, не решающий ни одной из проблем, которые есть сегодня у дачников и садоводов. Это неработающий закон, который бессмысленно править. Нужна кардинальная смена схемы.

Главное для закона определить садоводческие товарищества как субъектов потребительского рынка. Вторая проблема – обозначить коллективное садоводство на картах.  Сегодня они на картах районов никак не обозначены. СНТ — это не деревня, не поселок и вообще не населенный пункт. Вот и получается, что живущие в товариществах — это пораженные в правах россияне.

 Никто из местных властей не несет ответственности за оказание им всех видов услуг — медицинских, правоохранительных, инфраструктурных и каких-либо иных. Для власти СНТ и дачных товариществ нет. А ведь в СНТ немало пенсионеров, некоторые живут на своих участках круглый год: как быть с их медобслуживанием? Полиция к садоводам также наведывается нечасто и только по экстренному случаю. И это притом что члены СНТ платят земельный налог. Эти деньги идут в местные бюджеты, и если земельный налог, собранный с россиян, живущих в официальных населенных пунктах, работает на них (строятся дороги, идет социальное обеспечение), то для членов товариществ — иной расклад. Местные власти (по закону) не имеют права инвестировать в улучшение инфраструктуры внутри СНТ, потому что садоводы — не жители района. А ведь совсем скоро, 60 млн россиян начнут платить новый имущественный налог — на домики в тех самых товариществах, которые власть сегодня пытается пересчитать. Если все останется как есть, то улучшения условий своего существования эти миллионы так и не увидят, зато ощутят тяжесть новых поборов. Надо наделить СНТ статусом населенных пунктов. Тем более что ничего и строить не надо — все уже построено: товарищества, особенно в 100-километровой зоне вокруг столиц, давно уже представляют собой жилые массивы, по численности населения и качеству построек превосходящие окрестные села и деревни. Им всего и нужно, что войти в юридическое поле.

До того момента, как СНТ не будут легитимизованы, их нельзя рассматривать как полноценных субъектов потребительского рынка. При поставке продукции на любой законный рынок необходимо предъявить документы о его происхождении. А если продукция произведена в СНТ, то  на данный момент не существует того законного административного лица, которое может вписать этот документ. Ведь СНТ по юридическим документам не существуют.

До этого чиновники 15 лет шли по пути упрощения процедур. Им не хотелось проводить колоссальную по объемам и задачам реформу. Вот они и упростили, например процедуру определения границ участков. Россияне активно пользовались ею и регистрировали границы своих участков. Поэтому сегодня каждое второе СНТ имеет пограничные споры.

Возникает проблема и с регистрацией капитальных построек. Согласно законопроекту, то, что уже отстроено, под ограничение не подпадает. Это значит, что те, кто рискнет что-либо возводить в кризис, когда строится и без того мало, должны будут все согласовывать

Никто из местных властей не несет ответственности за жителей СНТ, за оказание им всех видов услуг — медицинских, правоохранительных, инфраструктурных и каких-либо иных

Примерно 60 процентов садоводов платят сегодня за электричество по более высоким городским тарифам, а 40 процентов — по сельским. Но проблема видится в другом. Львиная доля СНТ подключены к электричеству незаконно. Компания — поставщик электричества подает ток на понижающий трансформатор и более ни за что не отвечает. Разводка внутри СНТ по участкам ведется силами самого товарищества. Выходит, что СНТ перепродает электричество в розницу плюс занимается обслуживанием сети, не имея на это лицензии. А люди платят и за «свою» электроэнергию, и за потери в проводах, и за обслуживание электросети, и за воровство соседей. А если СНТ станут населенными пунктами, вопросом их электроснабжения придется заниматься соответствующим структурам, которые этого категорически не хотят. Ведь энергопоставщик должен будет доставлять электричество до конкретного участка, а садовод — платить по счетчику только за потребляемые киловатты.

Развитие отечественного производства фруктов и ягод на протяжении двух последних десятилетий сдерживалось рядом проблем. Одной из ключевых стала проблема технологического отставания. В стране пока мало садов интенсивного типа — с высокой плотностью посадки низкорослых сортов, способных давать урожай 400–800 ц/га. Более половины садов РФ старше 30 лет, их нормативная урожайность — до 100 ц/га. Не соответствуют современным требованиям условия хранения и сбыта продукции, а высокая капиталоемкость отрасли и длительный срок окупаемости (для выхода сада на плодоношение требуется четыре-шесть лет) делали этот бизнес малоинтересным. Однако в последнее время интерес инвесторов, даже непрофильных, к садоводству резко вырос.

С введением эмбарго обострилась проблема фруктовой импортозависимости: в межсезонье доля импорта достигает 75–80%. По данным Минсельхоза, в 2015 году на развитие садоводства в России будет выделено около 2 млрд руб., что превышает прошлогодний объем (418,8 млн руб.) в пять раз. В областях Черноземья поддержка регулируется региональными программами.

Так, в Свердловской области площади семечковых, косточковых насаждений и ягодников во всех категориях хозяйств составляют порядка 19,5 тыс. га, из них плодоносящие — 15,2 тыс. га. В последние годы во всех категориях хозяйств области производится в среднем 120 тыс. т яблок. В 2013 году был собран рекордный урожай — 141 тыс. т, в 2014 году из-за неблагоприятных погодных условий сбор снизился до 99,8 тыс. т. Основные крупные производители яблок — ЗАО «Центрально-Черноземная плодово-ягодная компания», ЗАО «Острогожсксадпитомник», ООО «Новонадеждинское», ООО СХП «Донские сады», ЗАО «Фруктовое», ООО «Красинское» и другие. В крупных сельхозорганизациях, специализирующихся на производстве свежих фруктов и ягод, урожайность составляет более 100 ц/га. Эти компании применяют технологии интенсивного выращивания, используют научные достижения в уходе за растениями и хранении продукции в послеуборочный период, обладают спецмашинами для закладки и раскорчевки садов.

Во время рабочей поездки в ЗАО «Острогожсксадпитомник» губернатор Алексей Гордеев предложил выращивать все сорта яблок, а не только популярные дорогие. Сегодня существует мировой тренд — стремление к красивому товарному виду фруктов, но при этом мало уделяется внимания их вкусовым качествам.  Если говорить о яблоках, то, к сожалению, уходят, например, антоновка, белый налив[13].

Набирает популярность в СНТ и выращивание ягод. В последние годы внедряется интенсивная технология выращивания земляники (позволяет получать до 300 ц/га), малины, ежевики, смородины. Выращиванием и переработкой ягод начинают заниматься небольшие фермерские хозяйства.

Думается, что меры поддержки позволят довести эту цифру до 85–90%. Сегодня 80% фруктов на рынке России — импорт. Поэтому нужно сделать все, чтобы изменить это соотношение в сторону увеличения доли российской продукции.Задача коллективного садоводства состоит в том, чтобы в области закладывались сады интенсивного типа, позволяющие получать высокий урожай. В Таблице 1.1. Приведены данные статистики садоводческих объединений граждан.

Таблица 1.1.

Данные статистики садоводческих объединений граждан

Источник: Овчинцева Л.А. Развитие коллективного садоводства и огородничества: некоторые проблемы и поиск решений // Экономика сегодня, 2016. - № 2. – С. 34.

 

В прошлом году в регионе было заложено 593,45 га многолетних насаждений (целевой показатель на год — 300 га), раскорчевано 170 га старых садов. Из регионального бюджета в 2015 году на поддержку садоводства выделено около 51 млн руб. Предусмотрены погектарные компенсации за раскорчевку (9,287 тыс. руб.), закладку обычного сада (25 тыс. руб.) и сада интенсивного типа (82 тыс. руб., предполагает более 800 деревьев на гектар). По данным департамента аграрной политики, за пять лет рентабельность плодово-ягодной продукции по сельхозпредприятиям составляла 35–50%, а на отдельных предприятиях — и до 120%, что делает этот бизнес достаточно привлекательным для предпринимателей.

Так, например, Правительство Белгородской области недавно также утвердило программу развития садоводства, которая предполагает увеличение производства яблок и груш в регионе до 1 млн т в год. Она предусматривает объем инвестиций 62,4 млрд руб., сообщил начальник областного департамента АПК Станислав Алейник. Привлечь инвесторов и заложить плодовые сады власти рассчитывают за десять лет. Часть затрат планируется покрыть за счет частного капитала, привлеченного по «яблочным векселям», приобретенным юридическими и физическими лицами. Программой определено, что в течение 2014–2019 годов необходимо активизировать темпы закладки садов интенсивного типа и увеличить площадь садов до 32 тыс. га. По официальным данным, пока Белгородская область производит 30,26 тыс. т семечковых (яблоки, груши), 274 т косточковых (вишни, сливы, абрикосы и т.п.) и 188 т ягод на площади 3,25 тыс. га. Валовой сбор всей плодово-ягодной продукции в 2014 году в регионе составил 110 тыс. т, что превышает показатели предыдущего года на 13%.

К примеру, Администрация Тамбовской области в 2015–2017 годах планирует поддержать садоводов на 285 млн руб., в том числе 75 млн руб. предполагается выделить из регионального бюджета. В 2014 году в регионе было собрано почти 35 тыс. т фруктов и ягод — примерно 40% от потребности населения области. К 2020 году планируется довести производство плодов и ягод до 83,3 тыс. т, площадь закладки многолетних насаждений — до 650 га, обеспеченность населения региона фруктами и ягодами — до 84%.

Вызывает интерес и пример Курской области, где уже получили первый урожай в садах интенсивного типа общей площадью 17 га в Обоянском районе. В 2015 году планируется закладка 43 га таких садов. В регионе ежегодно производится 40–50 тыс. т плодово-ягодной продукции при потребности около 100 тыс. т. В 2014 году плодов и ягод было собрано 44 тыс. т.

Орловская область пока заметно отстает по производству плодов и ягод: территория плодоносящих садов не превышает 2 тыс. га. Областной программой развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы предусмотрено увеличение производства плодово-ягодной продукции до 40 тыс. т в год, а площади закладки многолетних насаждений — до 100 га в год.

В Липецкой области производство плодово-ягодных культур в 2014 году, по данным регионального управления сельского хозяйства, составило 81,6 тыс. т, или 96% от уровня 2013 года. В ЗАО «Агрофирма имени 15 лет Октября» ведется закладка интенсивных садов на площади 450 га с одновременным строительством в них капельного орошения. Весной 2015 года были заложены 111 га садов интенсивного типа, 30 га земляники и 100 га черной смородины. Продолжается закладка садов в ООО «Сады де Болье», ООО «Сельхоз-инвест» (Тербунский район), ООО «Ус-агро» (Измалковский район), ООО «Агроном-сад» (Лебедянский район). Реализация этих проектов позволит расширить площади садов и ягодников в регионе до 10 тыс. га, в том числе садов интенсивного типа до 820 га. Производство плодов и ягод в 2017 году планируется довести до 160 тыс. т.

Таким образом, инвесторов больше не отпугивают системные сложности отрасли. Продуктовое эмбарго стало импульсом для ускорения импортозамещения, а господдержка значительно выросла. Эксперты отмечают, что на смену проблемам собственно выращивания плодов и ягод пришли сложности с холодильными мощностями: их недостаток заметно обостряет импортозависимость в межсезонье. Именно этой проблеме производителям теперь предстоит уделить повышенное внимание. Между тем власти уже в 2015 году планируют компенсировать 20% стоимости строительства холодильных мощностей.

Однако, необходимо учитывать следующий фактор.

Срок окупаемости в садоводстве длителен и составляет пять-семь лет. Закладка высокопродуктивных интенсивных садов очень дорогостоящая: один гектар обходится в сумму порядка 700 тыс. руб. Необходимо затратное обновление значительной части существующих садов. Все эти факторы негативно влияют на инвестиционную привлекательность отрасли. Несмотря на эмбарго, в минувшем году сохранился реэкспорт яблок в Россию, и это очень затрудняло реализацию урожая отечественным производителям.

При этом в садоводческих товариществах сады уже плодоносят, они дают товарную продукцию уже сейчас и готовы насытить рынок.

Статистические данные за 2016 год говорят, что частные и коллективные хозяйства в настоящее время дают от 40 до 60 % сельхоз продукции (мяса, молока, яиц), кроме зерновых культур.

Росстат обсчитывает хозяйства трех групп: крупные и средние сельхозпредприятия, фермерские (крестьянские) хозяйства и личные хозяйства населения. Первая группа невелика — 36,4 тысячи предприятий, хотя их число постоянно растет. Фермерских хозяйств у нас 174,6 тысячи, и их число сокращается. Хозяйств населения 18,2 млн, и их тоже становится меньше. Доля личных хозяйств в производстве мяса и птицы на убой около 24 процентов, молока — 44, в производстве картофеля — 78 и овощей — 66,7 процента.

Так, поголовье крупного рогатого скота в РФ постоянно сокращается. Вот данные Экспертно-аналитического центра агробизнеса: июль 2013 года — 21 001 тысяча голов, июль 2014-го — 20 724 тысячи голов, июль 2015-го — 20 360 тысяч голов, июль 2016-го — 19 922 тысячи голов. Для сравнения: в 2015 году на Украине насчитывалось 20 млн голов крупного рогатого скота, в Голландии — 31 млн.

По данным "Агровестника", бОльшая часть говядины на рынке страны произведена в хозяйствах населения. Например, в IV квартале 2015 года, когда забой скота достигает пика (данных по 2016 году пока нет) 474 тысячи тонн произвели личные хозяйства, 48,5 тысячи — фермерские хозяйства и 147,9 тысячи — крупные сельскохозяйственные организации. Если же посмотреть длинный ряд показателей с 2013 года, станет ясно, что некоторый прирост наблюдается у фермеров, но общий объем производства постоянно снижается.

Производство молока тоже снижается. Здесь пики приходятся на II квартал каждого года: в 2013 году — 9035 тысяч тонн, в 2014-м — 9032 тысячи, в 2015-м — 8923 тысячи, в 2016-м — 8839 тысяч тонн (данные Национального союза производителей молока). По видам хозяйств объемы производства молока в январе-сентябре 2016 года распределяются так: 49 процентов пришлось на сельхозорганизации, 44 — на хозяйства населения, 7 — на крестьянско-фермерские хозяйства (данные Росстата).

В2016 году личные хозяйства произвели 13,5 млн тонн сырого молока. На переработку они сдали 4,8 млн (данные Национального союза производителей молока). Это называется "товарное молоко". Остается 8,7 млн тонн. Это молоко было либо потреблено самими производителями, либо продано на черном потребительском рынке. Черном – так как налоги с этих продаж не платятся, молоко не проходит ветэкспертизу. Но если заставить этих производителей выйти из тени, то страна потеряет около 10 миллионов тонн молока, которое откажутся производить.

Резкое снижение покупательной способности населения привело к сокращению производства садовых домиков, многих видов средств производства, используемых хозяйствами граждан. Если в прошлом строительство жилья на участках тормозилось,  главным  образом,  трудностями  в  приобретении  строительных  материалов,  то  ныне  главной причиной, по которой многими семьями не строится жилье  на  садовых  участках,  стало  отсутствие средств  при  существенном  росте  цен  на  строительные материалы. У многих, особенно малообеспеченных  семей,  возникают  большие  трудности  в  использовании  садового  участка  из-за  дороговизны  проезда  на  автобусном  и  железнодорожном  транспорте, увеличения  радиуса  поездок  на  садово-огородные участки.  Если у  москвичей  он  достигает  200  км., то для жителей Екатеринбурга это от 10 до 30 км.  Участки  для них уже выделяются, как правило, не только непосредственно в рамках компетенций муниципальных властей, но и региональным властями.

 Между  тем  садоводческие товарищества Екатеринбурга имеют  преимущественно  потребительскую  направленность  и  содержатся  не  за счет  прибыли,  а  за  счет  ежемесячных  взносов  членов  товариществ.  Это  принципиальное  отличие  не учитывается  в  налоговой  политике, ведь некоммерческие  объединения  граждан  лишены  льгот  на  оплату  единого  социального налога,  а  также  при  установлении  нового  порядка декларирования  и  начисления  земельного  налога, водного налога и налога на имущество.

Ужесточив  требования  к  некоммерческим объединениям  граждан  как  к  юридическим  лицам, государство в то же время не признает их как субъекты  хозяйственной  деятельности.  В  классификаторе  ОКВЭД  до  сих  пор  нет  понятия  «садоводческое некоммерческое товарищество».

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве. «За прошедшее время были внесены изменения в гражданское, жилищное, земельное и градостроительное законодательство. Законопроект направлен на приведение правового регулирования в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства в соответствие с действующим законодательством»,— говорится в пояснении к документу, опубликованном на сайте правительства.

Законопроектом предлагается сократить количество организационно-правовых форм товариществ собственников недвижимости, созданных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, до двух: садоводческое некоммерческое товарищество (для ведения садоводства и дачного хозяйства) и огородническое некоммерческое товарищество (для ведения огородничества).

Итак, подводя итог первой главы работы, следует отметить следующее.

За прошедшее время были внесены изменения в гражданское, жилищное, земельное и градостроительное законодательство. Законопроект направлен на приведение правового регулирования в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства в соответствие с действующим законодательством.

Определяются особенности правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В настоящее время наиболее распространённой организационно-правовой формой таких некоммерческих организаций является садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество. Исходя из пункта 3 статьи 12313 Гражданского кодекса садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества в силу закона отнесены к товариществам собственников недвижимости.

 

 

2. Проблемы и перспективы развития потребительского рынка на территории Железнодорожного района г. Екатеринбурга 


2.1.  Характеристика отдела потребительского рынка Администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга

 

Отдел по потребительскому рынку создан в соответствии со структурой Администрации железнодорожного района г. Екатеринбурга, был утвержден распоряжением Администрации города Екатеринбурга. Отдел работает под непосредственным руководством заместителя главы Администрации района по вопросам потребительского рынка, возглавляет этот отдел-начальник отдела Злобин Александр Евгеньевич.

Место нахождения Отдела: Россия, Свердловская область, Екатеринбург, ул. Мельковская, 7.

Отдел в своей деятельности подчиняется главе Администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга.

Порядок работы отдела определяется положением об отделе по потребительскому рынку Администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга. В своей деятельности отдел руководствуется:

1.   Конституцией Российской федерации;

2.   Действующим законодательством Российской Федерации и Свердловской области;

3.   Уставом муниципального образования «город Екатеринбург»;

4.   Нормативно-правовыми актами Екатеринбургской городской Думы и Администрации города Екатеринбурга;

5.   Распоряжениями и приказами главы Администрации района;

6.   Регламент работы Администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга;

7.   Положением об отделе по потребительскому рынку Администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга;

Перед отделом стоит ряд задач:

- Разрабатывает положения, готовит проекты распоряжений, приказов, договоров, решений коллегии района по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

- Принимает участие в работе комиссий, советов, рабочих групп, создаваемых в Администрации района;

- Осуществляет своевременное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц;

- Учувствует в подготовке и проведении мероприятий, организуемых Администрацией города и района;

- Осуществляет контроль за выполнением мероприятий протокола объезда Железнодорожного района главой Администрации города Екатеринбурга, входящим в компетенцию отдела;

- Организует работу с Советом ветеранов предприятий потребительского рынка;

- Ежеквартально формирует и обновляет дислокацию предприятий потребительского рынка;

- Проводит мониторинг предприятий потребительского рынка;

- На основании плана работы с мастерами и кандидатами в мастера общественного питания города Екатеринбурга проводит районные мастер-классы, анкетирование потребителей предприятий общественного питания;

- Проводит мониторинг оптовых предприятий, расположенных на территории района;

- В рамках реализации программы «Екатеринбургское качество» осуществляет обследование и проводит мониторинг наличия товаров со знаком «Екатеринбургское качество» в предприятиях потребительского рынка.

Для решения поставленных задач отдел имеет право:

1)   Запрашивать и получать от должностных лиц структурных подразделений Администрации района и в установленном порядке необходимые материалы для выполнения возложенных на отдел обязанностей;

2)   Запрашивать от предприятий потребительского рынка, независимо от форм собственности, необходимую информацию, касающееся их деятельности;

3)   Организовывать и проводить совещания, семинары по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

4)   Создавать временные рабочие группы с участием специалистов этих подразделений для решения сложных и комплексных вопросов;

5)   Вносить предложения по совершенствованию работы отдела;

Следовательно, отдел потребительского рынка может заниматься проведением необходимых мероприятий, направленных на улучшение условий торговли на потребительском рынке.

Начальник и сотрудники отдела в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за своевременное качественное выполнение возложенных на отдел задач, а также за неисполнение или не надлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Отдел потребительского рынка входит в структуру Администрации железнодорожного района (Приложение 2).

 

2.2.  Проблемы потребительского рынка на территории Железнодорожного района города Екатеринбурга

 

Рост цен на плодоовощную продукцию сейчас идет опережающими темпами, негативное воздействие на стоимость оказывают колебания курса рубля. В конце предыдущего сельскохозяйственного года цены на лук, свеклу и морковь в большинстве территорий РФ формировались на высоком уровне, а в ряде регионов они достигли исторически рекордных значений, см. рис.1.

Источник: Росстат

 

Рис.1. Динамика оптовых цен на морковь (рублей за 1 тонну) с 2011 года по 2016 год

Динамика оптовых цен на картофель, представлена рисунком 2.

Источник: Росстат

 

Рис. 2. Динамика оптовых цен на картофель (рублей за 1 тонну) с 2013 года по 2016 год

Развитие садово-огороднических товариществ во многом обусловлено ситуацией на рынке картофеля и плодоовощей, уровнем спроса и предложения на сельхозпродукцию, ценовой политикой государства и т.д. (см. табл. 1., табл.2)

Таблица 1

Площади, занятые под картофелем и овощами в динамике, тыс. га

 

Картофель

Овощи

2013

2014

2015

2016

2013

2014

2015

2016

РФ

2069

2104

2193

624

641

653

662

Источник: Агропромышленный комплекс России в 2016 году. - М.: Минсельхоз РФ.

 

Таблица 2

Динамика производства картофеля и овощей, а также их урожайности в хозяйствах всех категорий, тыс. т (с учетом СНТ)

Регион

Картофель

Овощи

2013

2014

2015

2016

2013

2014

2015

2016

Производство (валовой сбор)

РФ

27195

28846

31134

21141

11509

12960

13402

12126

Урожайность (ц/га убранной площади)

РФ

129,0

137,5

142,7

100,2

178,8

196,2

199,2

180,3

Источник: Агропромышленный комплекс России в 2016 году. - М.: Минсельхоз РФ

 

Из таблицы 2. видно, что производство картофеля в хозяйствах населения за период с 2013 по 2016 гг., в целом по стране, сократилось на 5500 тыс. т или на 23,2%. Динамика производства картофеля и овощей в хозяйствах населения, тыс. т (с учетом СНТ), представлена табл.3.

 

 

 

 

 

Таблица 3.

Динамика производства картофеля и овощей в хозяйствах населения, тыс. т (с учетом СНТ)

Регион

Картофель

Овощи

Г2013

2014

2015

2016

2013

2014

2015

2016

Производство (валовой сбор)

РФ

23253

24077

25246

17753

8338

9158

9554

8668

РФ

125,5

130,4

135,3

96,0

183,1

189,5

193,8

174,6

Источник: Агропромышленный комплекс России в 2016 году. - М.: Минсельхоз РФ

 

С моей точки зрения, хозяйственная система в условиях высокого уровня развития производительных сил должна представлять собой единство крупных, средних и малых предприятий, представителей крупного бизнеса и класса мелких собственников. Следует отличать формы собственности от форм хозяйствования. Если формы собственности отражают глубинные процессы производственных отношений, то формы хозяйствования затрагивают вопросы функционирования организационных и управленческих структур. Но форма собственности и форма хозяйствования тесно связаны между собой: определенная форма собственности обуславливает специфическую форму хозяйствования, а категория «отношения собственности» раскрывает содержательную сторону хозяйствования.

Садоводство города Екатеринбурга в настоящее время не имеют возможности обеспечить население и пищевую промышленность города плодово-ягодной продукцией. Произошло сокращение площадей многолетних плодовых и ягодных насаждений, в первую очередь за счет сельхозорганизаций. Однако, основными производителями плодово-ягодной продукции на сегодняшний день являются хозяйства населения, в первую очередь владельцы садово-огородных участков, их доля в общей площади насаждений России составляет 67,7%.

Населению России требуется около 20 млн тонн овощей, а производится всеми категориями хозяйств около 13 млн т., остальная продукция завозится из-за рубежа. Однако достигнутого уровня потребления овощей в стране (90 кг в год на человека и 10 кг бахчевых) явно недостаточно (медицинская норма в России - 125, по данным ФАО, - 140 кг). По данным Минсельхоза, 70% овощей выращивается в частном секторе (в СНТ и ЛПХ) и 30% в сельхоз-организациях и фермерских хозяйствах.

Около 90% жителей Екатеринбурга отдают предпочтение отечественной продукции высокого качества, что говорит о возможной поддержке потребителями развивающегося экологического земледелия, которое может быть осуществлено за счет освоение региональных систем органического и экологического земледелия железнодорожного района города Екатеринбурга с целью производства экологически чистых продуктов питания.

На территории железнодорожного района более 30 садовых некоммерческих товариществ: «Березка», «Вагонник», «Движенец», «Железнодорожник», «Локомотив», «Надежда», «Подшипниковец», «Строитель-2», «70 лет Октября», «Монтажник», «Кедр-93», «Магистраль», «Родничок 97», «Химик», «Юность»«Василек», «Гранит», «Елочка», «Родничок», «Родничок-2», «Северка 1» и др[14].

Все эти некоммерческие товарищества способны производить экологически чистые продукты по более низким ценам, к ценам которые сейчас имеются на рынке. На основе приведенной выше статистики можно сделать вывод, что существует множество проблем, которые необходимо решать. Можно выявить главную проблему, она заключается в том, что не используется потенциал садовых некоммерческих объединений, для улучшения экономической ситуации в стране.

Проблема стала актуальной на всей территории Российской Федерации, что позволяет говорить о комплексном подходе государственной власти и власти органов местного самоуправления, и ее развитию.

Данная проблема поднималась несколько раз и являлась одной из самых актуальных в сложившихся современных экономических и политических условиях. В качестве решения многократно использовались инструменты проведения различных выставок в разных регионах Российской Федерации, в том числе и в городе Екатеринбурге. На территории железнодорожного района эти мероприятия так же проводились, но не имели должного эффекта.

Проведение ярмарки и выставки отечественных товаров сыграли важную роль в процессе формирования и развития продовольственного сектора российской экономики.

Однако эффективность и количество проводимых мероприятий осталось на низком уровне. Такой результат связан с тем, что все мероприятия проводились формально «для галочки». Использовались старые методы проведения подобных мероприятий. Мероприятия не имели широкой огласки, не имели широкой информационной повестки ярмарки, в малом количестве осуществлялось привлечение предпринимателей к участию в ярмарке. И можно сказать, что никто в целом и не занимался тем, чтобы участнику ярмарки хотелось посещать ее снова и снова. Формальный подход к организации не позволяет в полной мере раскрыть все возможности подобных мероприятий, а также заинтересовать собой участников.

Необходимо сказать, что на территории Железнодорожного района города Екатеринбурга, при участии садоводов именно этого района, таких ярмарок не проводилось. И я считаю, что на примере этого района можно создать отличное, эффективное мероприятие (сельскохозяйственную ярмарку), которое послужит примером для других.

Необходим новый формат и творческий подход в подготовке и проведении ярмарки, что подробно будет изложено в описании концепции данного проекта.

Эффективное использование земли затрагивает большинство жителей нашего государства связи с тем, что практически каждый второй гражданин Российской Федерации связан с приусадебным участком или участком земли в садово-огородническом товариществе. Нельзя забывать, что вся земля включена в Государственный Земельный Кадастр именно по причине того, что земля – это самое важное, что есть у государства. По этим причинам рассматривать садоводческие некоммерческие товарищества нудно не как отдельную, само существующую единицу, часть экономики, а во взаимодействии с другими субъектами социально-экономической жизни общества. Это связанно с тем, что садоводческие объединения- это, в определенной степени, организованная, целенаправленная, имеющая огромный потенциал для саморазвития часть городской социально-экономической системы. Она существует в определенных микро- и макро- общественных, политических, экономических, демографических, природных, и организационных условиях, одновременно и сама оказывает позитивное или негативное влияние на социальную, экологическую, экономическую, культурную, научно-техническую, продовольственную ситуацию в отдельно взятом регионе.

Можно сделать вывод, что необходимо развивать садово- огороднические объединение, именно они смогут стабилизировать экономическую ситуацию в стране. Появиться возможность наполнить наш рынок товарами отечественного производства.

 

 

2.3.  Перспективы развития потребительского рынка на территории 

 

2017 год останется периодом высокой инфляции, дешевого рубля, низкой предсказуемости развития социально-экономической конъюнктуры. Как и отмечалось в предыдущем докладе Комитета, кризис перерастает из краткосрочного экономического явления в длительную рецессию или в то, что принято теперь называть «новой реальностью». Возобновление экономической активности скорее всего начнется не ранее 2018-2019 годов, когда возможен новый цикл роста мировых цен на нефть, газ, металлы и продовольствие. До тех пор условия новой реальности вынуждают всех участников рынка сокращать расходы, повышать эффективность бизнес-процессов и производительность труда, отказываться от непрофильных, неперспективных и дорогих в содержании активов, отдавать все, что можно, на аутсорсинг и т.д. В то же время мировой и российский опыт говорит о том, что во время кризиса появляются новые возможности по расширению доли рынка за счет слияний и поглощений слабеющих конкурентов, разумеется, при наличии накопленных финансовых средств либо возможности привлечь заемные средства на приемлемых условиях. Для населения и для бизнеса важным негативным фактором на 2017 и последующие годы будет оставаться неопределенность, которая, к сожалению, усиливается целым рядом шагов исполнительной власти. Переход от трехлетнего бюджета к однолетнему – сигнал, что правительство не берет на себя долгосрочных обязательств. Колебания в отношении пенсионной системы, лоббистские войны при утверждении антикризисного плана и многое другое, включая отказ от положенной по закону индексации пенсий до уровня инфляции. Хотя для многих очевидно, что за индексацией в 4%, скорее всего, накануне сентябрьских выборов последует еще одно. Базовый прогноз Минэкономразвития от марта 2017 года предусматривает продолжение падения реальной заработной платы на 9,3%, реальных доходов населения на 4,1% и сокращение розничного товарооборота на 3,3%.

В то же время другие показатели: продолжение промышленного спада и роста инфляции, оттока капитала при отсутствии роста производительности труда и сохранении уровня безработицы – свидетельствуют скорее о том, что ситуация может ухудшить все эти показатели и привести к возобновлению спада уже в 2017- 2018 годах. Бюджетные сокращения могли бы быть компенсированы улучшением условий для ведения бизнеса. Однако, пока все разговоры об этом остаются разговорами, либо сводятся к мероприятиям, повышающим на бумаге страновые показатели в рейтинге DoingBusiness, но не меняющим реальную ситуацию. Скорее всего даже повышение нефтяных цен не изменит тренд, поскольку экономика начала падение еще при стабильной цене 100 долл/баррель. Бюджет 2017 года вряд ли можно назвать социальноориентированным, т.к. в нем значительно сокращены расходы на образование и здравоохранение, заморожены доходы бюджетников, не предусмотрены индексации стипендий студентам, аспирантам, докторантам, интернам и ординаторам, а также окладов госслужащих, судей и денежного довольствия военных, пенсий работающих пенсионеров. С 1 июля совокупный платеж россиян за свет, газ, тепло и воду вырастет в среднем на 4% (по Москве – 7,5%, в Санкт-Петербургу – 6,5%). Это добавит импульс росту инфляции, так же как и дополнительные взносы граждан на капитальный ремонт. Кроме того, по ожиданиям министра труда Максима Топилина на 0,5-0,9% вырастет уровень безработицы. При этом примерно 15 млн человек продолжает работать в сером сегменте рынка, из-за чего бюджет недополучит около 500 млрд рублей страховых взносов.

Исходя из анализа современного состояния торговли, общественного питания и бытовых услуг населению в городе, нами разработана Стратегия развития потребительского рынка Екатеринбурга на период  2020 года.  

Реализация предполагает решение приоритетных:

Задача 1. Государственная и правовое регулирование в потребительского рынка.

реализации задачи предусматривает  в разработке федерального с учетом стратегических ,  принятие актов, регулирующих реализации Стратегии,   и реализацию краевых и ведомственных , конкретизирующих Стратегию.

2. Обеспечение доступности рынка в цивилизованных его организации,  развития всех инфраструктуры потребительского в городских округах и   районах .

Реализация задачи :

2.1. развития и совершенствования и организации розничной и доведения обеспеченности торговой на  1 тыс. человек до 500 кв. метров, в том путем интегрирования деятельности торговых структур в общей организационной ,  развития фирменной местных , разработки и соблюдения  размещения нестационарных объектов на территориях образований , комплексного развития потребительского рынка в сельских населенных , электронной ;

2.2. приведения деятельности рынков города  вс требованиями законодательства,  условий для излишков сельскохозяйственной ;

2.3. ликвидации стихийной на территории города;

2.4. и совершенствования и организации общественного ,  в особенности организации учащихся образовательных (100 % горячим питанием);

2.5. развитию цивилизованного, 

  рынка, предусматривающего:

числа оптовых структур, 

  организаторами оптового;

- привлечение владельцев и мелкооптовых   к созданию современных оптовой и оптово-розничной в качестве инвесторов;

—  товаропроводящей , уменьшение доли на оптовом рынке;

2.6. и совершенствования инфраструктуры и бытового населения,  комплексного бытовых услуг в местности, доведения обеспеченности услугами в до 7 рабочих на 1000 жителей.

3. Создание и поддержание для равной, конкуренции.

Реализация путем:

3.1. декриминализации потребительского рынка, теневого , борьбы с контрафактной и продукцией через государственного регулирования и деятельности  в  потребительского рынка на безусловного верховенства , обеспечения единства и ответственности органов;

3.2. дебюрократизации  выхода на потребительский города  новых и обеспечения контроля над поведением субъектов, занимающих положение, посредством ;

3.3. в рамках программы  »Защита потребителей в Городе «:

— создания доступной для Города организационной системы прав потребителей, консультативной, юридической по потребителям, со досудебному и   урегулированию споров;

и развития краевой и пропагандистской по вопросам защиты потребителей;

3.4. в рамках программы  »Обеспечение пищевых и их безопасности для здоровья   Города Екатеринбурга на 2014-2020 «:

— проведения мониторинга и безопасности продуктов, вытеснения с рынка Города поставщиков некачественных продуктов;

и достоверного информирования через средства информации о высококачественных и пищевых и их производителях.

Задача 4. точек роста, экономической зоны уровня.

4.1. развитию потребительского на территории города, внедрению высокотехнологичных торговли, питания и бытового населения;

4.2. Определить структуру региона для крупного торгового комплекса, в себя  оптовую .

Задача 5. Развитие деятельности кооперации.

Основными развития потребительской Города Екатеринбурга :

—  увеличение охвата горячим учащихся школ, , лицеев, колледжей, специальных заведений;

— увеличение продукции собственного в розничном обороте, на рынки города  для торговли продуктами, закупленными у населения и в фермерских;

— расконсервация и в активную деятельность закрытых организаций торговли путем их и технического , рациональное использование площадей организаций торговли (в малых пунктах) на преобразования их в «Магазины — пункты», занимающиеся с торговлей, приемом на бытовые , закупкой у населения продукции, лекарственно-технического , дикорастущих плодов, , грибов и др.;

торгового обслуживания на основе организации по образцам, предварительным с доставкой на дом, потребительских товаров на станах, в бригадах, на;

— организация продажи культурно-бытового и назначения в счет за сданную сельскохозяйственную .

Задача 6. Формирование социальных и регулирование цен в сфере   значимых товаров и .

Реализация задачи :

6.1. введения в сферу элементов ценообразования:

— заключение соглашений;

— содействие логистических , особенно в части национального проекта агропромышленного комплекса ;

— регулирование уровня платы в отрасли заключения соглашений,  организации и государственного надзора за их исполнением;

— разработка и социально инвестиционных проектов в создания сети льготных категорий (определение и государственного участия): , предприятий, обеспечивающих рабочих, студентов, и учащихся , детей в дошкольных , предприятий  бытового , оказывающих социально виды .

Задача 7. Обеспечение товаров местных в торговую сеть ,  а также условий для реализации сельскохозяйственной продукции (-фермерских хозяйств, подсобных граждан).

Реализация путем:

7.1. поддержки товаропроизводителей, в том числе в ими    товаропроводящих  сетей ( межрайонных распределительных , баз хранения с условиями для обработки и );

7.2. развития фирменной местных товаропроизводителей;

7.3.   оптовой рыночной сельскохозяйственной , сырьем и продовольствием:

—  универсальных торгово- центров по доставке от производителя  к ;

— внедрение в оптовое хранения, фасовки и производств;

— развитие деятельности;

7.4. созданию на территории   федеральной особой зоны агропромышленного — агрозоны« долина». Задача зоны – создание высокотехнологичного и высокоэффективного чистого производства на уровне мировых стандартов, а системы переработки продукции и брендовых продуктов .

Задача 8. Защита прав потребителей, совершенствование  системы контроля  качества и безопасности товаров и услуг.

Задача 9. Разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке работников потребительского рынка и сферы услуг.

 

Заключение

 

 

После утверждения 2 главы



 

 


[1] Кудрин А. Более глубокого и системного кризиса Россия еще не видела / А. Кудрин // Новая газета, 2014. - № 43. –С. 1.

[2]Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие.- М.:1993. -С.104 -105.

 

[3]Алексеев А.А. Маркетинговые исследования рынка услуг: Учеб.пособие.- СПб: Изд-во СПбУЭФ. 1998.С.25.

[4]Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. - М.: БЕК, 1994. -С. 15.

[5]Шабунина И. М., Ломовцева О. А., Трубин М.-Ю. Теория и практика региональной экономики. - Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. Ун-та, 1996.- С.65.

[6] Конституция РФ. – Москва, 2015. –Ст. 7.

[7] Там же. –Ст. 61.

[8] Конституция ЧР. – Грозный, 2015. – Ст. 107.

[9] Закон Свердловской области от 20.12.2006 г. № 53-РЗ «О местном самоуправлении в Свердловской области». – Екатеринбург, 2015. – Глава 3.

 

[10] См.: www.dcg.com/ru

[11]https://www.kommersant.ru/doc/1605635

[12]Постановление Правительства Свердловской области от 23.10.2013 № 1285-ПП«Об утверждении государственной Программы Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» (с изменениями на: 29.07.2015) // Электронный фонд правовой информации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/412310323( дата обращения 05.04.2017)

 

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!