Тема: Конкурентоспособность промышленной компании на зарубежном рынке

  • Вид работы:
    Диплом
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
Конкурентоспособность промышленной компании на зарубежном рынке
Конкурентоспособность промышленной компании на зарубежном рынке
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

 

Оглавление

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….

3

Глава 1

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ……….…….

5

1.1

Сущность организации внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий России…………………………...

5

1.2

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий России…………...

12

1.3

Основные проблемы и тенденции развития промышленных предприятий России……………………………………………...

20

Глава 2

ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ  ОАО «МОСКОВСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД»……………………………..

24

2.1

Организационно-экономическая характеристика предприятия

24

2.2

Анализ экономических показателей, отражающих финансовую устойчивость предприятия………………………..

27

2.3

Анализ конкурентоспособности предприятия на  зарубежном рынке………………………………………………………………

41

 Глава 3

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ НА ЗАРУБЕЖНОМ РЫНКЕ…………………………………………

52

3.1

Стратегия инновационного развития предприятия как основа повышения его конкурентоспособности на зарубежном рынке

52

3.2

Определение основных направлений формирования стратегии развития ОАО «Московский инструментальный завод» на зарубежном рынке…………………………………….

56

3.2

Обоснование экономической эффективности предложенных мероприятий………………………………………………………

65

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..……………………………………………

81

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……....……

87

 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..

90

ВВЕДЕНИЕ

 

Внешнеэкономическая деятельность — существенная составляю­щая и важнейшее направление рыночной экономики. Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономи­ческие связи оказывают воздействие на внутрихозяйственные пропор­ции, размещение и развитие производительных сил.

Россия обладает огромным промышленным потенциалом, именно поэтому значителен интерес к ней со стороны различных финансово-­экономических институтов мирового сообщества. Как результат, наша страна уже представлена во многих из них в качестве равноправного партнера. Это в полной мере соответствует внешнеэкономическим ин­тересам России в целом и отдельных фирм в частности.

Актуальность исследования определена тем, что не­смотря на экономический кризис, начавшийся в 2013 г., и политические разногласия в вопросах Украины и Сирии, сложившиеся международные рыночные отношения с участием Российских компаний продолжают развиваться и имеют перспективу роста. В этих условиях крайне важным является получение и поддержание Российскими предприятиями конкурентных преимуществ, которые обеспечат их выживание и успешную работу на внешних рынках.

Конкурентное преимущество является ключевым стратегическим фактором успеха, который определяется в процессе планирования деятельности предприятия при анализе его альтернатив[1].

Объект исследования: внешнеэкономическая деятельность предприятия ОАО «Московский инструментальный завод».

Предмет исследования: существующие организационно-экономические механизмы повышения экспортного потенциала коммерческого предприятия с целью обеспечения его конкурентоспособности.

Цель исследования: провести анализ конкурентоспособности коммерческой компании на зарубежном рынке и обосновать пути её повышения

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты организации и управления внешнеэкономической деятельностью на коммерческом предприятии;

- дать общую характеристику ОАО «Московский инструментальный завод» и рассмотреть его внешнеэкономическую деятельность;

- определить особенности механизма формирования стратегии  фирмы ОАО «Московский инструментальный завод» в условиях глобальных трансформаций и западных санкций;

- определить основные направления формирования стратегии развития ОАО «МИЗ», адаптированной к сложившимся условиям внешнего рынка;

- с учётом обоснованных критериев оценить эффективность основных мероприятий реализации стратегии развития ОАО «МИЗ».

Теоретико-методологическую основу дипломной работы составляют нормативно-законодательные документы регламентирующие деятельность российских компаний на внутреннем и внешнем рынках, труды зарубежных и российских ученых (Борисова Е.Ф., Ламбена Ж.Ж., Парахиной В.Н., Пономаренко Т.В., Портера М., Пострелова А.В. и др.)

Основными методами исследования в работе явились: анализ, методы математической статистики, методы логико-структурного и финансового анализа, метод нормативного прогнозирования.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

 

 

Предприятие является основным звеном внешнеэкономической деятельности. Выход предприятия на международный рынок приводит к целому ряду положительных моментов, как для самого предприятия, так и для экономики страны в целом.

Во-первых, внешнеэкономическая деятельность является существенным фактором дополнительного стимулирования стабилизации национальной экономики. Одним из направлений преодоления кризисных явлений является использование внешнеэкономических связей.

Во-вторых, предприятия могут гибко и оперативно реагировать на изменения внешнеэкономических факторов, оптимально мобилизовать определённые производственные ресурсы в целях рационального использования преимуществ мирохозяйственных связей.

В-третьих, существует и обратная связь – партнёры из разных стран в рамках хозяйственного сотрудничества с Россией существенно влияют на развитие предпринимательства, повышение его технического и технологического уровня, что в конечном итоге ведёт к экономическому росту. 

В-четвёртых, предпринимательство, замкнутое лишь на национальный хозяйственный комплекс, лишённое здоровой конкуренции извне, развивается не столь эффективно.

До настоящего времени Россия, несмотря на богатую минерально-сырьевую базу и выгодное географическое положение, в мировой торговле сталкивалась с различными запретами и ограничениями. Вступление России в ВТО ненамного ослабило экономическое давление на наше государство.

 

1.2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий России

 

Проводимые с начала 1990-х гг. в России экономические реформы непосредственно распространялись на внешнеэкономическую сферу, где осуществлялась последовательная либерализация ВЭД. В 1992 - 1995 гг. в целом была сформирована система государственного регулирования внешнеэкономических связей, использующая методы и инструменты, присущие странам с рыночной экономикой.

На сегодняшний день система управления ВЭД определяет воздействие государственных органов власти на внешнеэкономическую сферу с использованием определённого инструментария на основе созданной правовой базы. Таким образом, система управления ВЭД включает государственные органы власти, нормативные правовые основы и инструменты (методы, мероприятия) воздействия. Регулирующие воздействия призваны обеспечить баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности субъектов внешнеэкономического комплекса на макро- и микроуровнях регулирования.

Всё разнообразие отдельных видов финансово-экономического сотрудничества на внешних рынках группируются в следующие направления ВЭД[2]:

1. Внешнеторговая деятельность (ВТД) является одной из форм сотрудничества в области международного обмена услугами, товарами, информацией, работами и результатами интеллектуальной деятельности.

 

1.3. Основные проблемы и тенденции развития промышленных предприятий России

 

Говоря о перспективах развития российской экономики и внешнеэкономических связях в условиях современных вызовов, складывающихся в контексте осложнения международной политической и экономической ситуации, следует отметить, что наше государство переживает непростые времена. Экономика России в 2014 году столкнулась с двумя серьезными ограничениями национального экономического роста – это прежде всего введение санкций и снижение цен на нефть.

Вместе с этим целесообразно выявить проблемы, которые связаны с интеграционными процессами и трансформацией существующего на данный момент времени бизнеса, а также условия для образования бизнес-структур в ближайшее время[3].

• Последствия международного финансово-экономического кризиса до сих пор остаются объективными угрозами в условиях глобализации экономики. Замедление темпов роста развитых государств, отсутствие гармонизации валютного рынка сказались на состоянии промышленной и финансовой сферы экономики нашей страны.

• Статистические данные свидетельствуют о сохранении в Российской Федерации низкой инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, основная часть которых состоит из крупных сырьевых корпораций промышленных регионов.

 

 

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ  ОАО «МОСКОВСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД»

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

Завод имеет многолетнюю историю, в скором времени будет отмечать свое столетие. Основан в 1917 году в Петрограде совместно с американскими предпринимателями и назывался Русско-Американским инструментальным заводом (РАИЗ). В 1919 году переведен в Москву, стал именоваться Московским инструментальным заводом, специализировался на выпуске режущих инструментов, обрел хороший потенциал, известность. Только в 1922 году выпустил инструментов на сумму в 12235 рублей золотом.

В 1971 году организованно производство прецизионного зуборезного инструмента, который позволил полностью удовлетворить потребности машиностроения в этом инструменте и освободиться от его импорта. В 1985 году было освоено производство твердосплавного инструмента для обеспечения потребности металлургической, нефтяной и газовой промышленности, что значительно снизило его импорт в нашу страну.

В настоящее время «МИЗ» входит в десятку ведущих предприятий инструментальной отрасли по объему выпускаемой продукции, производительности труда, доходам работников. Завод специализируется на выпуске прецизионного зуборезного, резьбообрабатывающего и твердосплавного резьбонарезного и других групп инструментов для машиностроительной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности. Освоено производство инструмента по международным стандартам ANSI (США), DIN (Германия), британским и японским стандартам. Продукция «МИЗ» хорошо известна в США, Германии, Италии. Турции, Южной Корее, Израиле и других странах. Таким образом, «МИЗ» - предприятие, которое реально способствует укреплению экономики России.

2.2. Анализ экономических показателей, отражающих финансовую устойчивость предприятия

 

Важнейшими экономическими характеристиками предприятия рассматриваемыми в процессе анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются финансовое состояние и  финансовая устойчивость предприятия.

Как известно, финансовое состояние фирмы характеризуется размещением и использованием средств и источниками их формирования. Эти сведения содержатся в бухгалтерском балансе (ф. №1) и других формах бухгалтерской отчетности. Изменения в финансовом состоянии коснулись многих сфер, начиная от активов «МИЗ» до других результатов финансовой деятельности – выручки от продаж, прибыли, расчетов с поставщиками и заказчиками, рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости и др.

Структурный анализ активов показывает, что их общие данные в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократились на 57338 тыс. рублей (на 17%).

Величина прироста текущих (мобильных) активов приобрела отрицательную характеристику, уменьшилась на 42% (см. таблицу 2.1).

 

 – средняя величина текущих активов в предыдущем и отчетном периодах.

 

 

2.3. Анализ конкурентоспособности предприятия на  зарубежном рынке

 

Анализ конкурентоспособности предприятия на  зарубежном рынке основывается на тщательном учёте многочисленных факторов внешней среды. Он необходим для того, чтобы выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на деятельность фирмы и ее рост, а также определить возможные меры по адаптации к происходящим изменениям.

Внешняя среда для фирмы состоит из двух колец окружения: дальнего (макросреда) и ближнего (мезосреда).

Среди основных показателей макросреды, как ранее отмечалось в так называемом подходе PEST – анализа, выделяет четыре группы факторов для внешнего анализа: политические, экономические, социальные и технологические факторы (см. приложение 1).

На хозяйственную деятельность ОАО «МИЗ» сильное влияние оказали экономические и политические перемены в мире. В условиях экономических и политических санкций, принятых западными странами против России, произошло сокращение выпуска и реализации разнообразной продукции завода. Продукция с маркой «МИЗ» поставлялась не только на внутренний рынок. Она поступала в прошлом в Прибалтику, западные страны, в Индию, даже в США. Анализ продаж продукции ОАО «МИЗ» на внешних рынках за 2013 г представлен в таблице 2.6

Таблица 2.6

Продажа инструмента на внешних рынках от общего объёма продаж по категориям

Инструменты

2013

Доход продаж (тыс.руб)

Страны

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ НА ЗАРУБЕЖНОМ РЫНКЕ

 

  3.1. Стратегия инновационного развития предприятия как основа повышения его конкурентоспособности на зарубежном рынке

 

Внешнеэкономическая и инновационная деятельность предпри­ятия являются разными сферами его хозяйственной жизни. Однако внешнеэкономические связи влияют на реализацию инновационных задач хозяйствующего субъекта, а цели и результаты инновационной деятельности могут определять характер внешнеэкономической дея­тельности.

Развитию конкурентоспособного производства на инновацион­ной основе способствуют применение передовых технологий и мо­дернизация производственной базы предприятий. Реализуя стратегию мо­дернизации производства на основе инвестированных финансовых ресурсов и осуществив научно-исследовательские раз­работки, предприятие сумеет выйти на внешний рынок и занять там определенную нишу.

Как отмечалось, хозяйственная жизнь ОАО «МИЗ» характеризуется некоторым спадом, обусловленным внешними факторами – изменениями в экономической обстановке в стране в связи с западными санкциями и угрозами. В таких условиях руководство предприятия сталкивается с вопросом какой бизнес осуществлять, какое производство прекратить, на чем сконцентрировать внимание, как вести себя в сложившейся ситуации.

Из вывода SWOT – анализа очевидно, что ОАО «МИЗ» обладает достаточно прочным потенциалом, способным обеспечить устойчивое развитие. Фирма имеет необходимые ресурсы и возможности для сохранения своих позиций на внутреннем рынке

 

3.2. Определение основных направлений формирования стратегии развития ОАО «Московский инструментальный завод» на зарубежном рынке

 

В самом общем виде фирма располагает различными вариантами стратегической ориентации, но в сложившихся условиях предпочтительным направлением формирования стратегии ОАО «МИЗ» является выбор и реализация стратегии развития инновационного товара с целью выхода на новые зарубежные рынки сбыта. При этом выборе не исключается частичное использование идей стратегии сокращения, предусматривающее проведение мероприятий по временному сокращению расходов на производство малоприбыльных товаров. Следовательно, предлагаемая стратегия приобретает комплексный характер, сочетающий в себе элементы развития продукции и элементы сокращения расходов на производство малоприбыльной продукции.

 

3.3. Обоснование экономической эффективности предложенных мероприятий

 

Эффективность деятельности фирмы характеризует ресурсную результативность, полученную по итогам реализации стратегических целей организации. В качестве ресурсов эффективности выступают производственные, организационно-управленческие, финансовые, кадровые и другие факторы. Эффективность предложенной  стратегии развития продукта, добавление нового товара к традиционному на освоенном рынке, расширение рынка сбыта путём выхода на рынки стран не введшим санкции по отношению к Российским предприятиям, состоит в обеспечении устойчивых отношений с потребителями, предотвращение спада хозяйственной деятельности. Одновременно уточнение, корректировка миссии и системы целей в условиях некоторого спада прибыли предусматривает укрепление линии жизненного цикла фирмы, её поступательное развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного в дипломной работе исследования были получены следующие выводы.

Принимая решение о выходе на внешнеэкономические рынки предприятие должно обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Под конкурентоспособностью следует понимать не столько особые свой­ства конкретного товара, сколько наличие у предприятия самой способ­ности такие товары производить. Иными словами, производитель должен быть конкурентоспособным в области разработки, сокращения сроков освое­ния производства и выведения на рынок новых товаров, по уровню техноло­гий, а также способности «приложить» к своему товару определенный комп­лекс дополнительных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010).

2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013)

3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014).

4. Приказ Минэкономразвития РФ от 28.12.2015 N 994
"Об утверждении детального плана - графика реализации государственной программы российской федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов" 

5. Приказ Минэкономразвития РФ от 25.01.2011 N 26
"О создании рабочей группы по координации развития внешнеэкономической деятельности в области модернизации экономики России" 

6. Афестов Э. А. Планирование на предприятии. – М.: ИНФРА – М, 2015.

7. Баранов В.А. и др. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2013.

8. Басовский Н.Б. Современный стратегический анализ. – М.: ИНФРА-М, 2015.

9. Бондаренко В.В. и др. Менеджмент организации. – М.: КНОРУС, 2013.

10.   Белов М. Внешняя торговля России // Экономика и жизнь. № 12. 2011. Верхов В.А. Формирование механизма управления ВЭД промышленного предприятия в новых экономических условиях // Внешнеэкономический бюллетень. №7. 2013. С.21

11.   Виханский О.С., Наумов А.И. Внешнеэкономическая деятельность. 5-ое изд. – М.: ИНФРА – М, 2014.

12.   Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 7-ое изд. – СПб.: Питер, 2012.

13.   Голубков Е.М. Маркетинговые исследования в ВЭД: теория, методология и практика. – М.: Дело и сервис, 2011.

14.   Дрыночкин А.В. Маркетинг во внешней торговле // Маркетинг в России и за рубежом. Июль, август. 2011. С.35

15.   Евдокимов А. Внешняя торговля России // Экономика и жизнь. №14. 2013. С. 9

16.   Жидилев В.В., Коптейн Ю.Н. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА–М. 2012.

17.   Зайцев Л.Г., Соколов М.И. Стратегический менеджмент. 2-ое изд. – М.: ИНФРА – М, 2015.

18.   Иванова И.А. Менеджмент. 3-е изд. – М.: РИОР, 2011.

20.   Крылов Э.И., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. – М., 2012. 288

21.   Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

22.   Курлыкова А.В. Внешняя политика России. – М.: ИНФРА – М, 2013.

23.   Лифшиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: Учебное пособие  - М.: Юрайт, 2014.

24.   Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент. – М.: Юрайт, 2014.

25.   Мак-Кин Дэвид. Стратегии (пер. с англ.) – М.: Дело и сервис, 2010.

26.   Макогон Ю.В., Миронов В.С. Международная экономика. – Донецк: ДонНУ, 2001. – 76 с.

27.   Мерзляков В.Ф. Стратегия развития фирмы на внешних рынках. – Н.Новгород, изд. Гладкова О.В., 2004.

28.   Моисеев А.В. Организация управленческой деятельности. – М.: КНОРУС, 2011.

29.   Наумов В.Н. Стратегический маркетинг. – М.: ИНФРА–М, 2014.

30.   Пивоварова М. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности // Маркетинг. №3. 2010. С.56

 

31.   Портер Е. Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа и конкурентов /Пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015.

32.   Портер М.Е. Международная конкуренция – М.: РИА, 2010.

33.   Пужаев А.В. Экономика внешнеэкономической деятельности. – М.: КНОРУС, 2012.

34.   Пустырникова Е.В. Основы менеджмента. – М.: КНОРУС, 2011.

35.   Разу М.Л. Экономика промышленного предприятия – М.: КНОРУС, 2011.

36.   Сетков В.И. Менеджмент. – М.: КНОРУС, 2012.

37.   Солдатов А.В. и др. Менеджмент организации. – М.: «Книговек», 2014.

38.   Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М.: РИОР, 2015.

39.   Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие  - М.: «Эксмо», 2010.

40.   Фляйшер К., и др. Стратегический и конкурентный анализ. – М.: БИНОМ, 2011.

41.   Шумпетер Й. Теория экономического развития/Пер. с англ. [Текст]  - М.: «Прогресс», 1982. - 190 с.

42.   Russia – EU: peculiarities of economic relations in present conditions. Part II. Ed. by A.I.Bazhan and others. Reports of the IE RAS, № 311, 2014.

43.   European Union – Latin America: economic, political, social cooperation. Reports of the IE RAS, № 308, 2014.

44.   N.M.Antyushina Arctic: a New Framework of the International Cooperation. Reports of the IE RAS, № 307, М., 2014.

45.   Статистический раздел «Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации» [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140080765391

46.   Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://merit.consultant.ru/

47.   Новости Европейского Союза.  [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http://eeas.europa.eu/


[1] Н.Н. Сивальнева, А.В. Швеков Управление персоналом как элемент системы конкурентных преимуществ организации. Журнал"Управление персоналом" N22, 2011 г

[2] Электронный учебник: Экономика предприятия [Электронный ресурс] режим доступа: http://libvuz.net/book/422-programmno-celevoe-upravlenie-integracionnymi-processami-v-regionalnoj-sisteme-obrazovaniya-uchebnoe-posobie-ushamirskaya-gf/6-3-mexanizm-realizacii-celevoj-programmy-integracionnyx-processov-v-regionalnoj-sisteme-obrazovaniya.html Дата обращения 11.03.2016

 

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!