Значение, сущность и содержание социально — педагогической деятельности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Значение, сущность и содержание социально — педагогической деятельности
в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Персидская Светлана Вячеславовна
социальный
педагог
ГБУ
Ресурсный центр семейного умтройства
В
свете всевозмoжных реформ и преoбразований, педагогическая наука оказалась в
кризисном полoжении, связанном, прежде всего, с идеологией в стране. Привычная
научная педагогика, которую изучали много лет и применяли в работе, стала не в
сoстоянии быстро выдать готовые рекомендации для работы с людьми в новых
условиях. Появляются особые категории лиц, требующие oпределенного внимания и
создания условий жизнедеятельности. Не сумев ответить на срочные запросы новой
социальной среды общества, педагогическая наука, опираясь на имеющийся
методологический фундамент, привела к зарождению новой отрасли — coциальной педагогики. Это
происходит в конце 80-х годов ХХ века.
Cоциальная
педагогика — отрасль научного знания по
передачи от поколения в поколение накопленного человечествoм культурногo и
социального опыта. Подобное представление сущности СПД (социально -
педагогической деятельности можно объяснить тем, что в основе ее лежит
педагогическая деятельность.
Cмысл
деятельности социального педагога в организации им деятельности клиента,
пробуждение его активности. То есть по сути, СПД является Методеятельностью — деятельностью по организации другой
деятельности. Её основными операционными средствами служат процессы и механизмы
общения, межличностные взаимодействия в целом.
Социальную
педагогику можно определить как специфическую форму государственного и
внегосударственного воздействия на человека c целью обеспечения культурного,
cоциального и материального уровня жизни населения [2].
Как
отмечают Л. А. и М. А. Беляевы, поводом для социальной работы cлужит социальное
неблагополучие отдельных людей и групп, поэтому ее целью может быть:
способствование повышению качества жизни людей, социальной справедливовти и в
распределении социальных благ, реализации прав человека [1].
Социальный
педагог помогает адаптироватьcя к социуму, к постоянно изменяющимся условиям
среды; способствует профессиональному самоопределению молодых людей;
обеспечивает высокий уровень контакта с внешним миром, оптимизацию жизненных
сил индивида, повышение качества жизни
человека, социальной справедливости в его отношении.
Cоциальный
педагог осуществляет различные формы посреднической деятельности и патронажа
(Как организованное наблюдение за развитием и воспитанием ребенка в условиях
домашней обстановки. Активное вмешательство в семейную ситуацию, контроль ее
развития и своевременное оказание помощи и поддержки, направление действий всех
членов семьи в нужное русло.), поддерживая непрерывный контакт с подростком, с
целью его адаптации в группе, семье, обществе. Организует и поддерживает
контакт уполномоченных организаций с целью достижения наибольшей эффективности
реабилитационных и коррекционных мероприятий, полноценной социальной адаптации
и интеграции подростка в общество.
Не
мало важную роль в деятельности социального педагога занимает работа с
родителями и семьей. Его задачей здесь является оптимизация взаимодействия
родителей с подростком, с педагогическим коллективом и администрацией, а так же
консультирование родителей по вопросам деятельности различных социальных
институтов, уполномоченных разрешать правовые вопросы организации жизнедеятельности
различных категорий лиц и образовательных организаций.
Социальный
педагог работает с конфликтами. Его основная задача здесь заключается в
отслеживании динамики взаимоотношений в группе, и с преподавателем, в создании
частично принимаемой и принимающей среды, в посредничестве между конфликтующими
сторонами. Важно сменить позицию недоверия к окружающим на позицию постепенного
включения в контакт с пими. Найти истинную причину конфликта.
По
своему содержанию СПД включает:
·
теоретические положения, показывающие связь со смежными науками о
человеке и обществе;
·
конкретное содержание, методы и формы социальной работы с
различными категориями лиц;
·
социально-педагогическую помощь и поддержку в процессе адаптации
подростка в среде, в группе;
·
социально-педагогическую поддержку семьи;
·
помощь в освоении методов воспитания;
·
налаживание контакта (общения) с детьми;
·
содействие в налаживании контактов с внешней средой;
·
нормативно-правовые основы функционирования Государства;
·
знание законодательной базы в отношении разных категорий лиц;
семьи; детей и подростков;
·
нормы и правила медицинского обеспечения разных категорий лиц;
·
знание социально-психолого-медико-педагогических особенностей
развития человека, в соответствии с его возростными особенностями; особенности
развития разных категорий лиц;
·
сферу досуговой деятельности и, особенности организации и
проведения досуга для разных категорий лиц [5].
Главным
отличием социально-педагогической деятельности от педагогической является то,
что предметом последней выступает каждый человек, тогда как потребность в СПД
возникает тогда, когда подросток или группа оказываются в сложной жизненной
ситуации, когда у них возникают «сложные
взаимоотношения» с
окружающей средой, когда они нуждаются в срочной, специальной, профессиональной
помощи в процессе своей социализации.
Социально-педагогическая
деятельность представляет собой междисциплинарную профессиональную деятельность
и объединяет методы и технологии различных дисциплин.
Социальный
педагог в своей профессиональной деятельности действует не изолированно от
других специалистов и социальных институтов, он ищет способы выполнения своих
задач и профессиональных обязанностей, выбирая мероприятия, которые в совокупности
с действиями других специалистов представляют собой целую систему мер,
направленных на совершенствование собственной деятельности [8].
В
любой профессиональной деятельности существует определенный набор методов и
форм работы, пременяемых для достижения поставленных в ходе неё целей (Метод
исследования - способ решения научно-исследовательских задач, инструмент
деятельности специалиста). В нашей работе мы использкем такие методы достижения
поставленных целей как:
• Консультирование.
Используется с целью ориентации клиента на определение собсттвенных целей,
получение необходимой информации путем советов, рекомендаций, прямых указаний.
Например, консультирование по трудовой адаптации выпускника, обучающегося в
учреждениях среднего профессионального и высшего образования - помощь во
вхождении в коллектив, знакомство с вакансиями, особенностями структуры и
деятельности организации. Помощь подростку, переживающему собственную
несостоятельность. Главным при этом является обогащение представлений подростка
о своих возможностях.
Часто используется так называемая - рабочая консультация -
это «случайная» беседа с клиентом (подростком, или взрослым), требующая быстрой
проработки проблемы. При этом, советы должны быть краткими, четкими и легкими к
применению. Она должна быть легкой и ненавязчивой. Опорными в рабочей
консультации могут быть вопросы: «А ты не пробовал?»; «А если постараться?».
Подобные фразы с одной стороны, оставляют право выбора за подростком, с другой,
подсознательно моут быть выданы за свои собственные идеи.
• Метод групповой дискуссии.
Дает возможность, обсуждая конкретную ситуацию, предложить каждому участнику
диалога свой выход из неё и выбрать наиболее оптимальный. Организовать
дискуссию с подростками просто, можно предложить им конкретную тему (или
несколько на выбор) и попросить их подготовить небольшой доклад - собственное
мнение по данному вопросу. В группе каждый зачитывает свое сообщение, которое
анализируется всей группой. Оценок не делается! Так же, в любой момент,
«поймав» группу подростков (из трех и более челове), можно вынести на
рассмотрение какой- то интересующий всех вопрос. Процесс обсуждения
регулируется и контролируется компетентным взрослым.
• Наблюдение
(Целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и
поведения человека). Позволяет ищучать поведение, следить за ходом
образовательно- воспитательного процесса, корреектировать его, в случае
необходимости.
• Беседа с элементами
убеждения. Отличается сравнительно свободным обменом информацией (мнений) между
участниками. Большое значение имеет эмоциональный контакт собеседников.
• Анализ личных дел (работа
с документами). Создает представление о кровной семье воспитанника, состоянии
здоровья, о том, в какой среде ребенок жил раньше.
• Метод экспертной оценки.
Дает возможность привлекать к работе компетентных людей, при возникновении
особо сложных ситуаций. Методом ЭО может выступать, к примеру: консилиум
специалистов; Супервизия (Особым образом структурированное обсуждение работы
специалистов, в ходе которого супервизор помогает специалисту
увидеть свои сильные и слабые стороны; супервизия
проводится как в групповой, так и в
индивидуальной формах, очной и
дистанционной (по телефону, скайпу); супервизия проводится в плановом режиме, а также в экстренном порядке – по запросу
специалиста); малый педагогический совет, КДН.
По количеству участников СПД можно выделить две формы
организации этого процесса, применяемые в нашей работе: групповая и
индивидуальная.
Социальный
педагог — это профессионально подготовленный
специалист в области человеческого общения. Его деятельность ориентированна на
все котегории населения, на работу с человеком в личностно-средовом контексте,
в его социуме [3].
Деятельность
социального педагога может рассматриваться как проникновение в потребностную
сферу человека (семьи, коллектива, общества и т. д.). и разработка способов её
удовлетворения. Социальному педагогу отводится роль способствовать расширению
компетенции людей, развитию их способностей решать собственные задачи; помогать
людям получать доступ к ресурсам; побуждать организации внимательно относиться
к людям; способствовать взаимодействию между людьми; создавать взаимосвязи
между организациями; оказывать социальную помощь и поддержку.
Как
отмечают Л. А. и М. А. Биляевы, «Поводом
для социальной работы служит социальное неблагополучие отдельных людей или
групп», поэтому её целью может быть:
способствование повышению качества жизни людей, социальной справедливости и в
распределении социальных благ, реализации прав человека [1].
Нарушения
«психологического здоровья» в подростковом возрасте
связаны со сложным протеканием подросткового кризиса («кризиса идентичности») — представления о себе, своих
возможностях, позиции в отношениях окружающего мира. Подросток испытывает
чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего «Я». Тогда, при наличии «собствееной» активной позиции, подросток
сопротивляется любым педагогическим воздействиям: отказывается учиться,
соблюдать дисциплину, а также нормы общественного правопорядка и т. д. Это
может быть защитной реакцией, попыткой спрятать, прежде всего от самого себя,
глубокое чувство тревоги.
Чтобы
помочь молодому человеку в прохождении кризиса, протекающего в столь сложном
процессе обучения, требуется специалист, который имеет своей задачей
обеспечение благоприятного климата для взаимодействий и развития человека.
В
подростковом возрасте немало важную роль играет среда сверстников. В то же
время она является наиболее конфликтной, в следствии повышения уровня внутренней
агрессивности и стремления к самовыражению. Нередко, конфликты со сверстниками
являются для молодых людей возможностью выплеснуть агрессию, которая
накапливается у них в отношениях с окружающей средой. Решив конфликт с одним из
сверстников, подросток найдет другого.
Примерно
тоже самое происходит и во взаимоотношениях со взрослыми, конфликт с учителем
или другим значимым взрослым может быть следствием эмоционального
перенапряжения подростка, попыткой освободиться от той информации из
окружающего мира, которая пока ещё, в силу его возрастных особенностей психики
(повышенная чувствительность к оценке посторонних; категоричные суждения и
предельная самонадеянность; противоречивость поведения, застенчивость сменяется
развязностью, показная независимость граничит с ранимостью, обидой на
невнимательность по отношению к себе; потребность в общении сменяется желанием
уедениться; эмоциональная неустойчивость и резкие перепады настроения; борьба с
установленными нормами и правилами) не является для подростка социально
значимой (приоритетной), но уже становится необходимой для реализации его
будищих задач.
Задача
социального педагога заключается в отслеживании динамики взаимоотношений в
группе, создании частично принимаемой и принимающей среды, в посредничестве между
конфликтующими сторонами.
Важно
сменить позицию недоверия к окружающим на позицию постепенного инициирования
контактов с ними. Но, самое главное — найти
истинную причину конфликта, обратить внимание на её разрешение, как истинного
источника проблемы.
Для
эффективности собственной деятельности социальный педагог сам должен обладать:
культурой общения, высокийм уровнем интеллектуального развития, хорошей
саморегуляцией и самодисциплиной, умением четко мыслить, чуткостью,
эмоциональной теплотой, отзывчивостью, ориентацией на взаимодействие с людьми,
любознательностью, добротой, активной жизненной позицией, ответственностью,
тактичностью и т. д.
Стоит
отметить, что разделение социальной сферы деятельности на социальную педагогику
(разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи
ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на
создание условий для его самореализации в обществе) и социальную работу
(профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным
группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки,
защиты, коррекции и реабилитации) не целесообразно в условиях современного
общества, поскольку это порождает путанницу и мешает достижению общей цели
специалистов данной направленности, особенно принимая во внимание то, что оба
этих направления профессиональной деятельности носят адресный характер.
Список литературы
1. Бочарова В. Г. Социальный
педагог: должность, профессия, призвание: Научно-методическое пособие — М.: ИСПС РАО, 2007 г. - 224 с.
2. Липский И. А. -
Социальная педагогика. Методологический анализ.: учебное пособие. - М.: ТЦ
Сфера, 2004 г., 320 с.
3. Гусарова Е. Н.
Современные педагогические технологии. Учебно-методическое пособие для
студентов и преподавателей ВУЗОВ культуры и искусства. - М.: АПК и ПРО, 2004
г., 176 с.
4. Нойфельд И. Методы
социальной работы. Дисс.: М., 2004 г.
6. Быков А. В., Шульга Т. И.
Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической помощи и
поддержки детей и подростков — М.,
2001 г.
7. Положение о детском доме
— интернате для умственноотсталых
детей Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР
от 06.04.1979 г. № 35.
8. Власова Т. А., Певзнер М.
С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973 г. — 185 с.