Тема: Социально-педагогическое сопротивление детей, имеющих ограниченные возможности здоровья

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
Социально-педагогическое сопротивление детей, имеющих ограниченные возможности здоровья
Социально-педагогическое сопротивление детей, имеющих ограниченные возможности здоровья
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-педагогическое сопровождение детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

 

  Персидская Светлана Вячеславовна

социальный педагог

   ГБУ Ресурсный центр семейного умтройства

 

Лицо с ОВЗ - лицо с отклонениями в физическом и/или психическом развитии, для которого образование (развитие) в обычных условиях, с помощью обычных методов и средств затруднительно или невозможно. По определению ВОЗ - лицо, имеющее физический или психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ, без специальных условий.

Специальные образовательные условия - условия обучения и воспитания, в том числе специальные образовательные программы, методы обучения, индивидуальные технические средства, среда жизнедеятельности, а также медицинские, педагогические, социальные и другие услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ (Назарова Н. М., "Специальная педагогика").

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью поиска средств реализации права на образование и труд лицами с ОВЗ, их адаптации и полноценного функционирования в обществе; ростом числа детей- инвалидов и детей с ОВЗ; необходимостью поиска средств, форм и способов организации помощи семьям, воспитывающим особых детей.

Дети и подростки с ОВЗ неизбежно аказываются в ситуации социального риска, которая характеризуется нарушением гармонических отношений, равновесия, между личностью и средой.

Для полноценного развития детей с ОВЗ необходимо формировать у них навыки конструктивного общения, по возможности компенсировать те виды деятельности, которые они не способны выполнять в силу особенностей своего развития.

В условиях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это может достигаться с помощью методов и форм социально-педагогической деятельности, которые будут способствовать формированию терпимого отношения к лицам с отклонениями здоровья, повышению уровня социальной активности лиц с ОВЗ, удовлетворению их социальных гарантий, добавит им уверенности в себе.

Качество жизни лиц с ОВЗ предполагает формирование самосознания, профессиональное самоопределение, развитие у них трудовых навыков и трудоустройство.

В настоящее время система профессиональной подготовки и обучения детей и подростков с ОВЗ не соответствует существующим требованиям производства и запросам рынка труда, что создает проблемы при подготовки квалифицированных специалистов из числа лиц с ОВЗ, их послудующем трудоустройстве, социальной адаптации.

Эффективность существующей системы образования и профессиональной подготовки лиц с ОВЗ значительно снижает то, что требования к качеству производительности и мобильномти труда слишком высоки для них. Однако поэтапность профессиональной подготовки детей и подростков с ОВЗ показывает достаточную эффективность для их становления и развития. И сегодня они имеют возможность получать знания и трудиться [4].

Основным условием в процессе усвоения детьми и подростками с ОВЗ системы знаний является четкое функционирование всех органов и систем организма, в том числе ЦНС, обеспечивающее процесс адаптации ребенка к социуму (в коллективе) и возможность усвоения знаний, умений и навыков. Чем выше уровень зрелости ЦНС, тем выше процесс усвоения.

В отличии от "здоровых" детей, которые при наличии активной позиции начинают сопротивляться любым педагогическим воздействиям, отказываются учиться, соблюдать дисциплину, дети и подростки с ОВЗ, в силу своей компенсаторной активности, напротив стремятся реализовать себя в учебе, труде, общении.

Это как и у "здоровых" детей будет являться защитной реакцией, попыткой спрятать, прежде всего от себя самого, глубокое чувство тревоги, "неполноценности".

Чтобы помочь ребенку или молодому человеку в прохождении кризиса, протекающего в столь сложных для него условиях развития, должен быть специалист, который имеет своей задачей обеспечение благоприятного климата для взаимодействия и развития ребенка. Правильно оценивающий особенности данной категории лиц.

Большое число выпускников коррекционных школ, не смотря на имеющиеся у них отклонения в развитии, способны не только успешно осваивать образовательную программуи овладевать некоторыми профессиями, но и эффективно работать на предприятиях производственной сферы и сферы бытового обслуживания населения. К ним относятся строительные специальности (штукатур, маляр, столяр, плотник, облицовщик, плиточник, полировщик); рабочий зеленого хозяйства (ландшафтный дизайн и строительство, садовник, озеленитель); дворник; швея; курьер; фасовщик, переплетчик и др. [6].

В настоящее время, образовательная практика показывает, что не стоит бояться коррекционных школ. Правильно организованная деятельность и образовательная среда способна вывести ребенка с ОВЗ на особый уровень развития.

Воспитание таких детей должно рассматриваться как комплекс целенаправленных и специально организованных мер и мероприятий по обеспечению и оптимизации процессов адаптации подростка к окружающей среде, через создание условий для удовлетворения его потребностей.

Детям и подросткам с ОВЗ необходим постоянный эмоциональный контакт. Они способны осваивать различные уровни образования, в зависимости от степени и специфики ограничения в развитии, сохранности интеллектуальных способностей, своевременности обнаружения отклонения и принятия мер, необходимых для его ликвидации или минимизации. Для их качественной профессиональной подготовки необходимо психологическое сопровождение.

Интеграция лица с ОВЗ в группу должна быть постепенной и контролируемой специалистом. Развитие ребенка при этом происходит в двух направлениях - индивидуальное развитие и адаптация в социальной среде. Эти процессы взаимосвязаны и взаимозависимы. Дети и подростки с ОВЗ имеют особую потребность во внимании, понимании, принятии, которыми нельзя пренебрегать и игнорировать. Если эти потребности, в процессе социализации, удовлетворяются в должной мере, человек адаптируется в социальной среде, у него формируются отношения со средой, обществом; нормы поведения в обществе. Если человек не имеет возможности удовлетворять свои базовые потребности, у него формируются защитные механизмы, среда воспринимается враждебной, появляются страхи, отвержения. Подростки избегают открытого общения, активности, скрывают свои мысли, переживания.

Удовлетворение базовых потребностей человека происходит прежде всего в семье. Следовательно, семья играет первостепенную роль в адаптации и социализации подростка в группе (обществе).

Работа с семьей связана, преимущественно, с разрешением социально-психологических и личностных проблем взаимодействия внутри семьи и в обществе, установлением эмоционального равновесия, с обеспечением социальных гарантий семье и подростку с ОВЗ. Семьи, сталкнувшиеся с данной проблемой, можно разделить на две группы. Первая группа - семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер. Они не углубляются в переживания, а стремятся приспособиться к сложившимся условиям жизнедеятельности, наладить быт, отношения с окружающими, узнать как можно больше о болезни [1].   Конструктивное отношение к болезни - это результат эмоциональнойй адаптации всех членов семьи, что помогает им развивать в ребенке навыки, способствующие их взаимной адаптации и его развитию.

Но способных на это семей не так много. Гораздо больше семей относится ко второй группе, в которой отношение к болезни носит деструктивный характер. Они игнорируют проблему, что часто приводит к социальной депривации (Снижение или отсутствие у индивида возможности общаться с другими людьми. Отклонение от социальных норм, принятых в обществе.) самой семьи и подростка, отказу от ребенка, жестокому обращению и даже насилию над ребенком. Деструктивное отношение к болезни, в сочетании с нарушениями детско-родительских отношений препятствует процессу реабилитации подростка и ведет к появлению поведенческих отклонений, девиантному поведению. Формирующиеся нарушения поведения являются своего рода бессознательным протестом подростка против непринятия себя обществом, близкими людьми [1].

Работа с семьёй, готовой взять на воспитание ребенка с отклонениями, имеет четыре основных направления:

- диагностика. Проводится с целью изучения особенностей семьи, системы семейного воспитания, а также разработки индивидуальных программ помощи.

- педагогическая коррекция. Восстановление детско-родительских отношений, повышение роли отца и матери.

- просветительское. Повышение уровня осведомленности родителей о проблеме, особенностях развития ребенка и способах (мотодах) коррекции нарушения.

- психологическая коррекция. Работа должна быть направлена на создание гармоничных отношений в семье, повышение уверенности родителей в своих силах, создание благоприятного психологического климата в семье.

В нашей работе диагностическое направление осуществляется на этапе подготовки семьи к принятию ребенка (на этапе обучения), когда по результатам работы тренинга (комплекса мероприятий), специалисты центра (психологи, социальные педагоги) могут сказать, есть ли у данной семьи ресурсы для принятия ребенка с особенностями в развитии, с какой семьей еще можно работать в данном направлении, а какая семья не сможет воспитать особенного ребенка.

Педагогическая коррекция и просветительское направление осуществляются в процессе сопровождения семьи, принявшей ребенка на воспитание в свою семью. В качестве ресурсов для семьи и собственной деятельности, социальный педагог может исспользовать систему образовательных учреждений, различные социальные службы. Просветительская работа проводится путем консультирования семьи, знакомства семьи с теми людьми, кто уже имеет опыт воспитания особенного ребенка, а также с социальными институтами, где проводится работа с детьми, имеющими отклонения в развитии и обучение взаимодействию с такими детьми.

Психологическая коррекция осуществляется также в процессе сопровождения семьи с ребенком. Задача психолога - раскрыть весь потенциал родителей и направить его на создание гармоничных отношений в семье и реализацию потребностей ребенка. Важным аспектом в работе психолога является поддержание эмоционального настроя и укрепление эмоциональных ресурсов родителей.

Необходимыми условиями адаптации ребенка с ОВЗ в коллективе являются:

- принятие ребенка с ОВЗ всеми участниками процесса взаимодействия в коллективе;

- доброжелательность отношений между всеми участниками процесса взаимодействия;

- налаженная коммуникация семьи с уполномоченными службами и организациями, а также с образовательным учреждением;

- гармоничные и доброжелательные взаимоотношения в сеье.

- сформированность четкого представления о том, что мы хотим добиться в результате социально-педагогической деятельности, то есть необходимо иметь четко сформированную цель социально-педагогической деятельности;

- наличие определенного набора методов и форм СПД, с помощью которых данная цель может быть достигнута. Умение их использовать и сочетать;

- возможность использования откррытого образовательного пространства, которое предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути освоения образовательных поограмм. Не формирует определённый образ, а имеет целью дать опыт самоопределения в разных измерениях. С целью организации совместной деятельности подростков с ОВЗ и не имеющих отклонений в развитии;

- наличие минимального уровня знаний, умений и навыков у подростка с ОВЗ.

Методы групповой деятельности являются наиболее эффективными в работе социального педагогга с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья, так как они дают возможность показывать им готовые примеры поведения в той или иной ситуации или решения какой-либо задачи, побуждают к активности. Что является условием продуктивности работы с такими подростками.

Доказана эффективность таких методов работы с особенными детьми, которые способны пробуждать в ребенке творческую активность. Они позволяют развивать творческую активность детей, помогают сплотить коллектив, активизируют взаимодействие детей между собой, способствуют адаптации (привыканию) детей друг к другу и к окружающей среде. Такие методы работы (игра на музыкальных инструментах, «сказка», поэзия и др.) легко адаптировать и применять в различных социальных условиях и учреждениях. Среди исследователей, занимающихся изучением воздействия искусства и творчества на эмоциональную сферу детей и подростков, можно выделить работы В. С. Мухиной, А. С. Спиваковского, А. И. Захарова.

Групповые формы работы представляется наиболее эффективными для организации деятельности детей с ОВЗ. Они позволяют обучать ребенка, проводить коррекцию имеющихся у них отклонений, либо компенсировать их определенными видами деятельности.

Результаты работы могут казаться незначительными, однако психические функции человека развиваются и изменяются в зависимости от окружающей среды.

Критериями оценки эффективности деятельности социального педагога и других участников СПД является:

- наличие определенного уровня знаний, умений и навыков у родителей;

- наличие определенного уровня умений и навыков у ребенка;

- включенность семьи и ребенка в социальные отношения;

- наличие навыков конструктивного общения у ребенка;

- сформированность социально-полезных установок и ценностей родителей;

- снижение агрессивных реакций, частоты их проявления у детей;

- благоприятный психологический климат в семье, который должен нести в себе чувство эмоционального комфорта для вмех членов семьи.  

 

 

 

 

 

1. Профессиональное образование. Столица. "Инновационное непрерывное образование и социализация личности": 5, 2007 г. - 36 с.

2. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М.: АРКТИ, 2007 г. - 80 с.

3. Романов П. В., Ярская - Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной Рссии. - Саратов: Изд. "Научная книга", 2006 г. - 260 с.

4. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005 г. - 383 с.

5. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г. - 136 с.

6. Перечень профессий и специальностей, рекомендуемых для профессиональной подготовки инвалидов в учебных заведениях профессионального образования/ Сост. Е. М. Старобина, М. В. Агрба и др. - СПб., 2000 г.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!